Главная страница

конспект пропп. конспект королева. Морфология волшебной сказки


Скачать 83.38 Kb.
НазваниеМорфология волшебной сказки
Анкорконспект пропп
Дата20.11.2020
Размер83.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконспект королева.docx
ТипДокументы
#152366
страница4 из 5
1   2   3   4   5
1   2   3   4   5

трансфигурация, обозначение Т).

1) Новый облик дается непосредственно волшебным

действием помощника ('Р). Герой проходит сквозь уши

коня (коровы), получает новый, прекрасный облик.

2) Герой выстраивает чудесный дворец (Т2). Сам он во

дворце ходит царевичем. Девушка за ночь вдруг просыпается в

чудесном дворце (127). Хотя герой в этом случае не всегда

меняет свой облик, но все же в этих случаях перед нами преображение, особый вид его.

3) Герой надевает новую одежду (Р). Девушка одевает

(волшебное) платье и убор, вдруг обретает сияющую красоту,

которой все дивятся (234).(с.58)




наказание

Далее враг несет наказание либо прощение.

"XXX. Враг наказывается (определение — наказание, обозначение Н).

Он расстреливается, изгоняется, привязывается к хвосту лошади, кончает самоубийством и пр. На ряду с этим иногда

имеем великодушное прощение."

(с.59)




свадьба

Герой так или иначе вступает в брак, либо достигает престол, денежное вознаграждение.

Этим сказка заканчивается.

"XXXI. Герой вступает в брак и воцаряется (определение

— свадьба, обозначение С$·

1) Невеста и царство даются или сразу, или герой получает

сперва полцарсгва

2) Иногда герой только женится, но воцарения не происходит.

3) Иногдаговорится только о достижении престола. Обозначение С. ,

4) Если сказка незадолго до венчания прерывается новым

вредительством, то первый ход кончается помолвкою, обещанием брака. Обозначение (с1).

5) Обратный случай: женатый герой теряет свою жену; в

результате поисков брак возобновляется.

обозначаем с2.

6) Иногда герой вместо руки царевны получает денежную

награду или компенсацию в иных формах (с3).

Этим сказка завершается."

(с.59)




Важные выводы о функциях

Многие функции расположены попарно(н-р, запрет-нарушение)

Другие функции обычно составляют завязку,

Испытания героя тоже определяются в отдельную группу


Имеются функции, которые вовсе не составляют группы.

"Мы видим, что очень большое количество функций расположено попарно (запрет—нарушение, выведывание—выдача,

борьба —победа, преследование—спасение и т. д.). "

"Другие функции могут быть расположены по группам Так — вредительство,

отсылка, решение противодействовать и отправка из дома (А В

СГ) составляют завязку. Испытание героя дарителем, его реакция и награждение (Д Г X) также составляют некоторое целое.

Наряду с этим имеются одиночные функции (отлучки, наказание, брак и др.)."

(с.60)












































































































































































































































































Ассимиляции

Некоторые функции могут выполняться одинаково, в связи с этим происходит явление, названое ассимиляцией.

В случаях ассимиляции можно действовать по принципу определения функции по последствиям.

"разные функции могут выполняться совершенно одинаково. По-видимому, здесь имеется влияние одних форм на другие. Эго явление может быть названо ассимиляцией способов

исполнения функций."(с.62)

"В этих случаях всегда можно руководствоваться принципом определения функции по ее последствиям. Если за решением задачи следует получение волшебного средства, то мы имеем испытание дарителя (Л). Если

следует добыча невесты и брак, мы имеем трудную задачу"(с.62)




Пример ассимиляции

Трудная задача может быть отличена от отсылки также по принципу определения функции по последствиям.

Если отсылка предполагает встречу с дарителем и тд-это завязочный элемент, а если свадьбу-то это трудная задача.

"Этим же способом трудная задача может быть отличена от

отсылки завязочного характера. Посылка за оленем-золотые

рога и пр. также может быть названа „трудной задачей”, но

морфологически подобная отсылка представляет собою иной

элемент, чем задача царевны и задача яги. Если отсылка вызывает отправку, длительные поиски (СТ), встречу с дарителем и

пр., — то перед нами завязочный элемент (а, В — недостача и

отсылка). Если задача разрешается немедленно и сразу ведет к

браку, перед нами трудная задача и ее решение (3 — Р)"

(с.62)




Вспомогательные элементы

для связи функций между собой



В сказке существуют элементы на которых строится ход действий

Следующие друг за другом функции выполняются различными персонажами, соответственно каждый последующий должен знать, что произошло, из-за этого выработалась система осведомлений.


"Функции образуют основные элементы сказки, те элементы,

на которых строится ход действия. Наряду с этим имеются

составные части, которые, хотя и не определяют развития, все

же очень важны."

"Если следующие друг за другом функции исполняются различными персонажами, то второй персонаж должен знать, что до этого произошло.

В связи с этим в

сказке выработалась целая система осведомлений, иногда в художественно очень ярких формах; иногда сказка это осведомление пропускает."




Примеры осведомлений

Существуют непосредственные осведомления

Иногда случаи осведомления объединены одним общим признаком.


"Такие случаи могут быть названы непосредственным осведомлением

эти функции важны для

завязки, (выдача сведений о герое вредителю)они приняли характер функций самостоятельных"

(с.66)

" случаи объединены одним общим признаком: здесь один персонаж узнает

что-либо от другого, и этим предшествующая функция связывается с последующей."

(с.66)




Вспомогательные элементы при утроениях

При утроении могут утраиваться атрибуты, функции, группы функций или ходы.

"утраиваться могут как

отдельные детали атрибутивного характера (три головы змея),

так и отдельные функции, пары функций (преследование —

спасение), группы функций и целые ходы. Повторение может

быть или равномерным (три задачи, три года служить), или

повторение дает нарастание (третья задача самая трудная,

третий бой самый страшный), или же два раза дается отрицательный результат, один раз положительный."

(с.68)




Пример утроений

Утроение всегда связывает различные элементы между собой

утроение, элемент, связывающий первое выполнение со

вторым, или второе с третьим. Наряду с этим мы имеем форму, где ведьма просто грызет дуб, на котором спасается Иван.

Здесь вспомогательный элемент использован в самостоятельном значении."(с.68)




мотивировки

Мотивировки-это причины, цели персонажей совершать какие-либо поступки

Они придают сказке свои особенности и окраскую

"Под мотивировками понимаются как причины, так и цели

персонажей, вызывающие их на те или иные поступки. "

"Мотивировки иногда придают сказке совершенно особую, яркую

окраску, но все же мотивировки принадлежат к самым непостоянным и неустойчивым элементам сказки. Кроме того, они

представляют собой элемент менее четкий и определенный,

чем функции или связки"(с.69)




Пример мотивировок

Например, изгнание мотивируется ненавистью мачехи и тд.

"Изгнание и высаживание на воду мотивируется: ненавистью

мачехи, спором о наследстве братьев, завистью, боязнью конкуренции (Иван-купец), неравным браком (Иванкрестьянский сын и царевна), подозрением в супружеской неверности, пророчеством об унижении сына перед родителями.

Во всех этих случаях изгнание мотивируется жадным, злым,

завистливым, подозрительным характером вредителя. Но изгнание может мотивироваться скверным характером изгнанника. "

(с.69-70)




Отсылка при недостаче(мотивировки)

При недостаче отсылка мотивируется различными способами

Герой мб сам быть мотивом своей отсылки, из-за какого-либо желаемого обьекта

Способы осознавания недостачи:

Зависть

Бедность

Сила героя

итд

"В тех сказках, где нет нанесения вреда, ему соответствует а

(недостача), первой же функцией является В (отсылка).

Можно наблюдать, что отсылка при недостаче также мотивируется самым различным образом."(с.70)

"Осознание недостачи может происходить следующим образом: объект недостачи невольно сам посылает о себе некоторую весть, являясь мгновенно, оставляя некоторый яркий след,

или являясь герою в каких-либо отражениях (портреты, рассказы). Герой (или отправитель) теряет свое душевное равновесие, загорается тоской по раз увиденной красоте, и отсюда

развивается все действие."

(с.70)

"Способов, какими осознается недостача, очень много. Зависть, бедность (для рационализированных форм), удаль и сила героя — и многое другое могут вызвать поиски. Даже желание иметь детей может создать самостоятельный ход (героя

отсылают искать средство от бездетности)."

(с.72)






Распределение функций по действующим лицам

Функции объединяются по кругам действий:

Антагониста

Дарителя

Помощника

Царевны

Героя

Ложного героя

Таким образом, определяется 7 действующих в сказке лиц.

"многие функции логически объединяются по известным кругам. Эти круги в целом и соответствуют исполнителям. Это — круги действий. Сказка знает следующие круги

действия:

1) Круг действий антагониста (вредителя). Охватывает:

вредительство (А), бой или иные формы борьбы с героем (Б),

преследование (Пр).

2) Круг действий дарителя (снабдителя). Охватывает:

подготовку передачи волшебного средства

3) Круг действий помощника. Охватывает: пространственное перемещение героя (К), ликвидацию беды или недостачи

(Л), спасение от преследования (Сп), разрешение трудных задач (Р), трансфигурацию героя (Т).

4) Круг действий царевны (искомого персонажа) и ее

отца. Охватывает: задавание трудных задач (3),. клеймение

(К), обличение (О), узнавание (У), наказание второго вредителя (Н), свадьбу

5) Круг действий отправителя. Охватывает только отсылку

(соединительный момент, В).

6) Круг действий героя.

Первая функция (СТ) характерна для героя-искателя, геройжертва выполняет лишь остальные.

7) Круг действий ложного героя "

(с.73)





Распределение кругов по персонажам

Круг действий может соответствовать одному персонажу,


написать администратору сайта