Главная страница

конспект пропп. конспект королева. Морфология волшебной сказки


Скачать 83.38 Kb.
НазваниеМорфология волшебной сказки
Анкорконспект пропп
Дата20.11.2020
Размер83.38 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файлаконспект королева.docx
ТипДокументы
#152366
страница5 из 5
1   2   3   4   5

но тем же временем один персонаж может охватывать несколько кругов действий

Иногда круг действий может распределяться по нескольким персонажам.

"1) Круг действий в точности соответствует персонажу. Яга,

которая испытывает и награждает героя, животные, просящие

о пощаде и передающие Ивану дар, — чистые дарители.

2) Один персонаж охватывает несколько кругов действий.

Железный мужичок, который просит о выпуске из башни, затем дарует Ивану силу и дает ему скатерть самовертку, а впоследствии помогает убить змея, является одновременно и дарителем, и помощником."

(с.74)

3) Обратный случай: один круг действий распределяется по

нескольким персонажам. Так, если змей убит в бою, он не

может преследовать. Для преследования вводятся специальные

персонажи: жены, дочери, сестры, тещи, матери змеев — его

женская родня."

(с.75)





Функции помощника

Существуют три категории помощников герою:

Универсальные

Частичные

Специфические

Однако, герой может обойтись и без вскякого рода помощников.

"Можно установить три категории помощников: 1)

Универсальные помощники, способные к выполнению (в известных видах) всех пяти функций помощника. Таким помощником в нашем материале оказался только конь. 2) Частичные помощники, способные к выполнению нескольких

функций, но которые по совокупности данных не выполняют

всех пяти функций помощника. Сюда относятся различные

животные, духи, являющиеся из кольца, различные искусники и т. д. 3) Специфические помощники, исполняющие только одну функцию. Сюда относятся только предметы. Так, клубочек служит для путеводительства, меч-самосек

— для победы над врагом. Отсюда видно, что волшебное средство

есть не что иное, как частная форма волшебного помощника"

Следует еще упомянуть о том, что герой нередко обходится

без всяких помощников. Он как бы сам себе помощник."

(с.76)




Способы включения в ход действий новых лиц

Каждая категория персонажей включается в сюжет определенным способом.


"Каждая категория персонажей имеет свою форму появления, к каждой категории применяются особые способы, какими персонаж включается в ход действия"

(с.77)




Формы включения новых героев

Существуют различные формы включения персонажей.

Основными являются:

Внезапное появление

Случайная встреча

Начальная ситуация

Рождение героя- тоже форма включения в повествование. Обычно

Оно сопровождается пророчествами и ребенок отличается от всех своим быстрым ростом и способностями.

Однако бывает наоборот, когда один из братьев"дурак"


"Формы эти следующие:

Антагонист (вредитель) появляется в ходе действия два

раза. В первый раз он является внезапно, со стороны

(прилетает, подкрадывается и пр.), а затем исчезает. Во второй раз он входит в сказку как персонаж отысканный, обычно

в результате путеводительства.

Даритель встречен случайно, чаще всего в лесу (избушка),

или в поле, на дороге, на улице.

Волшебный помощник включается как дар.

Отправитель, герой, ложный герой, а также и царевна

включаются в начальную ситуацию. "

(с.78)

"Чудесное рождение героя — очень важный сказочный

элемент. Это — одна из форм появления героя, с включением

ее в начальную ситуацию. Рождение обычно сопровождается

пророчеством о его судьбе. Еще до завязки проявляются атрибуты будущего героя. Рассказывается о его быстром росте, о

его превосходстве над братьями. Иногда, наоборот, Иван —

дурак."

(С.78)





Атрибуты действующих лиц и их значение.




"Изучение атрибутов персонажа создает лишь

следующие три основные рубрики: облик и номенклатура,

особенности появления, жилище. К этому прибавляется ряд

других, более мелких, вспомогательных элементов. Так, характерными особенностями бабы-яги будут: ее название, ее облик

(с костяной ногой, нос в потолок врос и пр.), ее избушка,

вращающаяся на курьих ножках, и способ ее появления: прилет в ступе со свистом и шумом"

(с.81)




Сказочный канон

Сказочный канон- это наиболее яркие и повторяющиеся формы.


"Наиболее часто повторяющиеся, наиболее яркие

формы представляют собой известный сказочный канон.

Есть канон интернациональный, есть

формы национальные, специально индийские, арабские, русские, немецкие, и есть формы провинциальные: северные, новгородские, пермские, сибирские и т. д. Наконец, есть формы,

распределяющиеся по известным социальным категориям:

солдатские, батрацкие, полугородские.

метаморфозы."

(с.81)




Значение ислледования атрибутов

Изучение атрибутов важно. Но так как оно ведется без исторической стороны, может потерять свой смысл и список атрибутов превратится в "каталог"

"изучение атрибутов действующих лиц, лишь намеченное нами, чрезвычайно важно. Дать

точное распределение действующих лиц по их атрибутам не

входит в наши задачи. Говорить о том, что вредителем может

быть змей, ведьма, яга, разбойники, купцы, злая царевна и т.

д., а дарителем может быть яга, старушка, бабушказадворенка, леший, медведь и т. д., потому не стоит, что это

свелось бы к каталогу."

(с.83)




Определение сказки и хода

Сказкой мб названо развитие действия от вредительства к свадьбе.

Каждое новое нанесения вреда называется ходом.

"Морфологически волшебной сказкой может быть названо

всякое развитие от вредительства (А) или недостачи (а) через

промежуточные функции к свадьбе (С*) или другим функциям, использованным в качестве развязки."

(с.84)

"Такое

развитие названо нами ходом. Каждое новое нанесение вреда

или ущерба, каждая новая недостача создает новый ход."

(с.85)





Соединение ходов

Существует 6 способов соединения ходов, каждый из которых описан как словесно, так и схематически.

"1) Один ход непосредственно следует за другим.

2) Новый ход наступает раньше, чем кончился первый.

3) Эпизод в свою очередь также может быть прерван, и тогда могут получиться довольно сложные схемы.

4) Сказка может начаться с двух нанесений вреда сразу, из

которых сперва может ликвидироваться полностью одно, а потом второе

5) Два хода могут иметь общий конец.

6) Иногда в сказке имеется два искателя

В середине первого хода герои расстаются. Они обыкновенно расстаются у подорожного столба с

предвещаниями. Этот столб служит разъединяющим элементом. "

(с.86)




Признаки текста, состоящей из одной сказки.

Перечисленные признаки свидетельствуют о том, что перед нами одна сказка(н-р, состоит из одного хода , имеется утроение, один ход оанчивается положительно, а другой отрицательно и тд)
Все остальные случаи вне этого списка являются двумя сказками и более.

"1) Если вся сказка состоит из одного хода.

2) Если сказка состоит из двух ходов, из которых один кончается положительно, а другой отрицательно.

3) При утроении целых ходов.

4) Если в первом ходе добывается волшебное средство, которое только во втором применяется.

5) Одну сказку мы имеем также, если до окончательной ликвидации беды вдруг ощущается какая-либо нехватка или недостача, что вызывает новые поиски, т. е. новый ход, но не

новую сказку

6) Одну сказку мы имеем также в том случае, когда в завязке дается сразу два вредительства (изгнание и околдование

падчерицы и пр.).

7) Одну сказку мы имеем также в текстах, где первый ход

включает бой со змеем, а второй начинается с похищения добычи братьями, сбрасывания героя в пропасть и т. д., а затем

следуют притязания ложного героя (Ф) и трудные задачи.

8) Сказки, где герои расстаются у подорожного столба, также могут считаться цельными сказками. Во всех других случаях мы имеем две сказки и больше."

(с.88)




Анализ сказки

Любая сказка состоит из составных частей. Можно проанализировать ее по функциям действующих лиц, по мотивировкам, по появлению новых лиц, а также учитывая атрибуты персонажей.

Разложение на составные части и их анализ -самый важный элемент изучения сказок.

Схемы анализа представляется возможность сопоставить, поэтому открываются новые грани решения важных вопросов.

"можем разложить любую сказку на составные части. Вспомним, что основные составные части — это функции действующих лиц. Далее мы

имеем связующие элементы, имеем мотивировки. Особое место занимают формы появления действующих лиц (прилет

змея, встреча с ягой). Наконец, мы имеем атрибутивные элементы или аксессуары, вроде избушки яги или ее глиняной

ноги. Эти пять разрядов элементов определяют собой уже не

только конструкцию сказки, но и всю сказку в целом.

"

(с.88)

"разложение на составные части

чрезвычайно важно для всякой науки вообще. Мы видели, что

до сих пор не было средств сделать это вполне объективно для

сказки. Это первый, очень важный вывод. Но далее: схемы

можно сопоставить, и тогда решается целый ряд из тех вопросов, которые затронуты выше, в вводной главе"

(с.91)




Определение сказки

Волшебная сказка-рассказ на основе чередования функций(но такое определение лишает смысла термина именно волшебной сказки

Волшебная сказка-это сказка по семиперсонажной схеме(точное определение, но не очень удобное)


"1.волшебная сказка есть рассказ, построенный

на правильном чередовании приведенных функций в различных видах, при отсутствии некоторых из них для каждого рассказа и при повторении других

При таком определении

термин волшебный теряет свой смысл

2. Волшеб­

ные сказки можно бы назвать сказками, подчиненными семиперсонажной схеме. Это термин очень точный, но очень неудобный.

(с.92)"




Вопрос о классификации

Классифицировать можно по трем признакам;
по разновидностям одного признака

по отсутствию и наличности одного и того же признака

по исключающим друг друга признакам

"по разновидностям одного признака (деревья лиственные и хвойные);

по отсутствию и наличности одного и того же признака (позвоночные и беспозвоночные);

по исключающим друг друга признакам (парнокопытные и грызуны среди млекопитающих).

В пределах одной классификации приемы могут меняться лишь по родам, видам и разновидностям или другим степеням градации, но каждая степень градации требует выдержанности, единообразия приема."

(с.93)




Об отношении частных форм, структуры

к общему строю

Схемы сказок, сравниваемых между друг другом, подтолкнули исследователей на мысль о том, что строение волшебных сказок единообразно.

"Какие же выводы дает эта схема? Во-первых, она подтверждает наш общий тезис о полном единообразии строения

волшебных сказок. Отдельные мелкие колебания или отступления не нарушают устойчивую картину этой закономерности."

(с.98)




связаны ли разновидности одной функции непременно с соответствующей разновидностью другой функции?

Есть элементы которые всегда свзяны между собой, есть пары, где элементы связаны частично, все остальные же элементы связаны между собой совершенно свободно.

"1) Есть элементы, которые всегда, без всяких исключений

связаны соответствующими друг другу разновидностями. Это

— некоторые пары в пределах своих половин. Так Б1 (бой на

открытом поле) всегда связан с П1 (победа на открытом поле)

2) Есть пары, где одна половина может быть связана с несколькими разновидностями своей корреспондирующей половины, но не со всеми. Так, похищение может быть связано с

прямым контрпохищением (Л1), с добычей через двух или нескольких помощников

3) Все остальные элементы, а также пары как таковые соединимы совершенно свободно, без всякого нарушения логики

или художественности. "

(с.104)





Вопрос о композиции и сюжете,

о сюжетах и вариантах

Изучение сюжета. композиции, отдельных элементов должно рассматриваться не только со стороны сказки,но и со стороны архаической бытовой, культурной, религиозной или иной

действительности, которая должна привлекаться для сравнения.

"элементы должны сперва быть

изучены сами по себе, независимо от их применения к той

или иной сказке. Сейчас, когда народная сказка для нас все

еще полна потемок, нам нужно прежде всего освещение каждого элемента в отдельности по всему сказочному материалу.

Чудесное рождение, запреты, награждение волшебными средствами, бегство — погоня и т. д. — все это элементы, которые

заслуживают самостоятельных монографий. Само собой разумеется, что подобное изучение не может ограничиваться только сказкой. Большинство ее элементов восходит к той или

иной архаической бытовой, культурной, религиозной или иной

действительности, которая должна привлекаться для сравнения. Вслед за изучением отдельных элементов должно следовать генетическое изучение того стержня, на котором строятся

все волшебные сказки. Далее непременно должны быть изучены нормы и формы метаморфоз. Только после этого может

быть приступлено к изучению вопроса о том, как создались

отдельные сюжеты, и что они собой представляют"

(с.107)




Заключение

Веселовский говорит о значении проделанной работы, о схематизме, который через многие годы будет иметь ценность, в качесве упростителя структуры всех волшебных сказок.

„Дозволено ли и в этой области поставить

вопрос о типических схемах... схемах, передававшихся в ряду

поколений как готовые формулы, способные оживиться новым

настроением, вызвать новообразования?.. Современная повествовательная литература с ее сложной сюжетностью и фотографическим воспроизведением действительности, по-видимому,

устраняет самую возможность подобного вопроса; но когда для

будущих поколений она очутится в такой же далекой перспективе, как для нас древность, от доисторической до средневековой, когда синтез времени, этого великого упростителя, пройдя

по сложности явлений, сократит их до величины точек, уходящих вглубь, их линии сольются с теми, которые открываются нам теперь, когда мы оглянемся на далекое поэтическое

творчество, — и явления схематизма и повторяемости водворятся на всем протяжении”































































































































































1   2   3   4   5


написать администратору сайта