Главная страница
Навигация по странице:

  • Общая характеристика

  • Население

  • История города

  • Моздок. Моздок Моздок Моздок


    Скачать 3.16 Mb.
    НазваниеМоздок Моздок Моздок
    АнкорМоздок
    Дата12.04.2023
    Размер3.16 Mb.
    Формат файлаpptx
    Имя файлаМоздок.pptx
    ТипДокументы
    #1058203

    Моздок

    Моздок

    Моздок

    Центр Моздокского района республики Северная Осетия. Второй по величине и численности населения город в республике. Общая характеристика Расположен на южной окраине Терско-Кумской низменности, на высоком левом берегу реки Терек, в 92 км к северу от Владикавказа. Это железнодорожная станция на линии Прохладная - Гудермес. Узел автомобильных дорог. Население Численность населения по данным на 2002год составляет 42.8 тысячи жителей. Сейчас в Моздоке насчитывается более 70 различных национальностей. Экономика Современный Моздок - центр крупного сельскохозяйственного района (возделывание зерновых и технических культур, в т. ч. подсолнечника; виноградарство, животноводство), промышленный центр. К началу 90-х гг. 20 вв. в городе действовали предприятия пищевой промышленности (мясокомбинат, молочный, пивоваренный, винодельческий заводы), гардинная фабрика, кирпичный завод и др. Туризм Моздок получил статус исторического города и вошел в российский союз исторических городов и республик. На всей территории Моздокского района легко найти сотни памятников культуры от времен Екатерины Второй. В городе работает краеведческий музей. Центральная улица Моздока, застроенная многоэтажными домами, спускается к реке Терек. Параллельно и перпендикулярно ей тянутся улицы с одноэтажными домами, окруженными палисадниками и садами. В городе - два больших парка, а также мост через Терек, по которому проходит автомобильная дорога, ведущая во Владикавказ. В Моздоке действуют 12 школ, 8 детских садов, ВУЗ и 2 технических училища.

    История города

    • Моздокская степь — часть степного Предкавказья, за­нимающего обширные пространства между Черным Каспийским морями. Свойственные южнорусским степям равнинный характер поверхности, в основном сухое и жаркое лето с довольно холодными зимами, плодородные черно­земные или темнокаштановые почвы1 в целом отличают и моздокскую степь, на севере и востоке переходящую в песчаную пустыню.
    • Однако так было не всегда. В эпоху древних оледенений, особенно в миндельское оледенение, спускавшийся с Кавказс­ких гор ледник выдвигался на равнину до 80 км, захватывая всю Осетинскую равнину вплоть до Терско-Сунженского хребта. Последующие оледенения — рисе и вюрм — покрывали льдом значительно меньшие площади предгорий равнины и Терско-Сунженского хребта не достигали. Следовательно, территория современного Моздокского района, расположенная севернее упо­мянутого хребта, осталась вне зоны оледенения. Есть предпол­ожение, что вблизи ледников простирались сухие степи.2 В та­ком случае история заселения этого района человеком может уходить своими истоками в эпоху Великих оледенений, т. е. на многие десятки тысяч лет до н. э. Возможно, именно тогда древ­нейший человек появился к северу от Терско-Сунженского хреб­та. На это указывают отдельные находки палеолитических (мустьерских) каменных орудий на южном склоне хребта, близ селе­ний Карджин, Заманкул, Старый Батакаюрт.3
    • Многочисленные археологические данные показывают, что районы Прикаспия, в том числе Моздокская степь, были ареной движения различных этнических масс из Азии в Европу.
    • В одной из своих статей проф. Е. И. Крупной, коренной моздокчанин, писал: «Без всякого преувеличения можно ска­зать, что пожалуй, никакая другая область Юго-Востока нашей страны не являлась столь значительной ареной движения раз­личных исторических масс населения из Азии в Европу, как всерайоны Прикаспия и в том числе и моздокская степь».4 Матери­алы эпохи бронзы свидетельствуют о многообразии погребаль­ных обрядов на территории современного Моздокского района, что позволяет предположить обитание здесь разных племен.
    • Элементы местной докобанской культуры конца II тыс. до н. э. представлены каменным топором из окрестностей Моздока (топор относится к кругу каменных топоров кабардино-пятигорского типа), в котором Е. И. Крупнов усматривал прообраз буду­щих бронзовых топоров кобанской культуры — характернейше­го ее компонента. Анализируя материал из Моздокского скиф­ского могильника VII—VI вв. до н. э., А. А. Иессен отметил: «Моздокский материал впервые дал нам в бесспорных комплек­сах сочетание типичных элементов материальной культуры раннескифского этапа Предкавказья с пережиточными явлениями кобанского этапа горного Кавказа»,5
    • Культура Моздокского могильника представлена керами­кой черной, лощеной, с резным орнаментом, заполненным бе­лой массой; обломками железных мечей-акинаков, втульчатых копий; железными и бронзовыми удилами, железными и брон­зовыми наконечниками стрел; обломками бронзовых дугообраз­ных фибул кобанского типа; пластинчатым бронзовым кольцом со спиральными концами, бронзовым зеркалом с ушком в цент­ре диска, раковинами каури и мелкими настовыми бусами. Го­воря о хозяйственных занятиях населения, А. А. Иессен подчер­кивает роль коня, мелкого рогатого скота и свиньи (погребения в курганах мужчин с конями; кости барана в мужском погребе­нии кургана 1). Это культура рядового скифского населения, в социальном отношении четко отличающегося от погребений скиф­ской знати в больших царских курганах Днепра, Крыма, Куба­ни.
    Присутствие скифского (и культурно близкого скифско­му) населения на Северном Кавказе долго не признавалось скифологами. Е. И. Крупнов, добиваясь такого признания, в своем труде «Древняя история Северного Кавказа» писал: «Изучение северокавказского археологического материала той поры позво­ляет выделить множество нередко первоклассных комплексов, весьма характерных для материальной культуры скифов... Но, к сожалению, все эти памятники, содержащие явные элементы скифской .культуры, оставались совершенно вне поля зрения наших скифологов». Наконец, этот вывод о наличии скифской и скифоидной культуры в Предкавказье получил блестящее под­тверждение благодаря раскопкам В. Г. Петренко, произведен­ным в степных районах Ставропольского края.7 Теперь предкавказская равнина вписывается в ареал скифской культуры. Имен­но отсюда через перевалы Кавказского хребта скифы в VII в. до н. э. предприняли свои дерзкие набеги на Закавказье и страны Передней Азии.
    • Присутствие скифского (и культурно близкого скифско­му) населения на Северном Кавказе долго не признавалось скифологами. Е. И. Крупнов, добиваясь такого признания, в своем труде «Древняя история Северного Кавказа» писал: «Изучение северокавказского археологического материала той поры позво­ляет выделить множество нередко первоклассных комплексов, весьма характерных для материальной культуры скифов... Но, к сожалению, все эти памятники, содержащие явные элементы скифской .культуры, оставались совершенно вне поля зрения наших скифологов». Наконец, этот вывод о наличии скифской и скифоидной культуры в Предкавказье получил блестящее под­тверждение благодаря раскопкам В. Г. Петренко, произведен­ным в степных районах Ставропольского края.7 Теперь предкавказская равнина вписывается в ареал скифской культуры. Имен­но отсюда через перевалы Кавказского хребта скифы в VII в. до н. э. предприняли свои дерзкие набеги на Закавказье и страны Передней Азии.
    • Наличие скифской культуры в Моздокском районе под­тверждается открытым здесь поселением, явно связанным с упо­минавшимся Моздокским могильником.
    • Наличие скифских этнических элементов в моздокской степи, в те времена более благоприятной для постоянного обита­ния, еще теснее, чем в эпоху катакомбной культуры II тыс. до н. э., связывает древнюю историю района с начальным этапом пред­ыстории осетинского народа. Усиливается исключительно важ­ный в этническом и культурном отношении процесс глубоких межплеменных контактов и даже отдельных взаимопроникно­вений ираноязычного степного и аборигенного кавказского на­селения. Тем самым закладываются основы будущей этничес­кой истории края.
    • На позднем этапе скифского периода на территории Моз­докского района прослеживается пребывание здесь других иран­цев — савроматов, живших восточнее скифов, за Доном и Во­лгой, и, вероятно, начавших продвижение на юг, в степи вос­точного и центрального Предкавказья. Савроматы были родствен­ны скифам (на что указывает «отец истории» Геродот), но про­исходило ли движение савроматов на юг мирно или сопровожда­лось вооруженной борьбой, достоверно неизвестно. В районе Моздока археологами Э. Л. Черджиевым и Р. С. Сосрановым в 1988—1989 гг. открыты два погребения в кургане 2, которые они датируют VI—II вв. до н. э. и связывают их с савроматами. В этих могилах (одна из них содержала скелет с диагональным положением) обнаружены бронзовые, железные и костяные втульчатые наконечники стрел, оселок, железный кинжал длиной более 40 см в «ножнах скифского типа» с антенным навершием и почковидным перекрестьем. Савроматское происхождение имеет резная костяная рукоять нагайки из с. Малгобек Моздок­ского района. На ней изображен припавший к земле хищник — пантера. Работа выполнена в духе традиций скифо-сибирского звериного стиля. Как считает В. Б. Виноградов, «постоянные савроматские кочевья не позже V в. до н. э. уже охватили меж­дуречье Кумы и Терека.»8 В это междуречье входит и Моздокс­кий район.
    • Скифы и савроматы проложили дорогу новой и более мощной волне ираноязычных кочевников — сарматов, появившихся и широ­ко расселившихся на необозримых пространствах северокавказских степей на рубеже IV—III вв. до н. э. Конфедерация сарматских пле­мен, подвижных и воинственных, сложившаяся во многом на савроматской основе и даже воспринявшая наименование савроматов в не­сколько измененном виде, вступила в борьбу с позднескифскими пле­менами и стала постепенно теснить их на запад, осваивая степи запад­нее Волги и Дона. Можно полагать, что аналогичная картина наблю­далась и в предкавказских степях, где расселились такие мощные сарматские племена, как аорсы и сираки.
    • В 49 г. разразилась война между аорсами и сираками, в которой сираки потерпели поражение, а аорсы укрепили свое политическое могущество и стали господствующим на Северном Кавказе сарматским племенем. Вместе с этим усилились и акти­визировались этнические и культурные контакты сарматов с аборигенным позднекобанским населением гор и предгорий, уг­лубился процесс сарматизации материальной культуры горцев.
    • Сарматские археологические памятники в Моздокском районе известны с довоенного времени и были выявлены экспе­дицией ГАИМК под руководством А. А. Миллера на ^ерритсрии станции Моздок. В карьере близ станции были обнаружены грун­товые захоронения. Костяки лежали вытянуто на спине, ориен­тировка неустойчива. Некоторые черепа искусственно деформи­рованы. В этих захоронениях найдены также выразительная сарматская керамика (ручка одного сосуда в виде фигуры барана — символа иранского фарна), железные кинжалы, ножи, меч с характерными выемками у основания рукояти. Позднее там же были обнаружены сарматские подкурганные погребения: курга­ны 4, 8 и 9 в раскопках Б. Б. Пиотровского, датированные I—II вв. н. э., причем это были катакомбы. В двух могилах оказались ритуальные жертвоприношения в виде бараньих костей.
    • Расселение сарматских племен на территории современно­го Моздока подтверждено раскопками экспедиции Северо-Осетинского госуниверситета в 1983 г. у с. Комарове. Наиболее ин­тересно открытое экспедицией богатейшее погребение 24 в кур­гане 1. В могиле обнаружено захоронение женщины 55—60 лет, лежавшей в деревянном коробе головой на запад. На костяке уцелели обрывки кожи с крупными рыбьими чешуйками — воз­можно, остатки верхней одежды, украшенной рыбьей чешуей, и это наводит на мысль о её сакральном характере. На шее погре­бенной найдена фигурка кабана из золотого листа и золотая ви­тая цепь с застежками на концах в виде грифонов с львиными мордами, увенчанными витыми рожками.
    • На предплечьях женщины имелись массивные золотые браслеты с плоскими концами, на которых отчеканено по три изображения баранов (вспомним иранский культ фарна). У лок­тя правой руки стоял стеклянный сосуд, на левом локте — мас­сивное бронзовое зеркало с боковой ручкой. У черепа найдены серьги из золотой проволоки. По всему костяку и рядом с ним расчищено большое количество бус, пронизей, золотых бляшек в виде розеток, животных, человеческих личин, крестов, ромбов и т. д. Все это было нашито на погребальное покрывало из пар­чи. Авторы раскопок Н. И. Гиджрати и А. О. Наглер считают погребенную женщину сарматской жрицей и датируют погребе­ние I в. н. э.9
    • Думается, есть все основания связать данное богатое пог­ребение с аорской жреческой аристократией, обогащавшейся благодаря географически выгодному положению на том кара­ванном пути, о котором упоминает Страбон.
    • Поздний этап сарматской культуры (I—III вв. н. э.) можно считать и ранним этапом аланской культуры, ибо генетическая связь между сарматами и аланами установлена, а в письменных источниках имя алан становится известным с I в. Относительно происхождения алан на Северном Кавказе ученые выдвинули две основные точки зрения: одни считают алан новой волной ираноязычных мигрантов, пришедших вслед за сарматами, дру­гие полагают, что такой волны не было, а произошла лишь смена этнической номенклатуры, позднесарматские племена в I в. получили общее для всех имя — «аланы». Вторая точка зрения представляется более предпочтительной, хотя, разумеется, передвижения кочевых племен в предкавказских степях не пре­кращались никогда и группы новых древних иранцев (и не иран­цев) могли здесь появиться в I в. из той же Средней Азии (массагеты, тохары).
    • Памятники позднесарматского или раннеаланского перио­да также представлены на территории Моздокского района. Это
    • — огромный курганный могильник, тянущийся по правому бе­регу Терека от с. Октябрьское до с. Братское (Ногай мирза-юрт). Почти не прерывается цепь курганов, среди которых встречают­ся и довольно крупные насыпи. Впервые они были исследованы в 1963 г.10
    • Эта же курганная группа, но в пределах Северной Осетии, исследовалась М. П. Абрамовой в 1971 г. Здесь у с. Октябрьское она насчитала 48 курганов, из них шесть было вскрыто. М. П. Абрамова датирует раскопанные ею курганы IV в. и считает, что подкурганные катакомбы у селений Братское и Октябрьское от­носятся к одному большому могильнику, оставленному обитате­лями Братского городища.Надо сказать, что к данному мо­гильнику топографически тяготеет также городище на западной окраине с. Октябрьское и не исключено, что могильник был об­щим для жителей двух городищ, существовавших в III—IV вв. и позже.
    • Об аланских городищах на территории Моздокского рай­она следует сказать особо. Все они находятся на правом, возвы­шенном лесистом берегу Терека, удобном для обороны со сторо­ны степи, начинавшейся на противоположном берегу реки — в таком случае противник имел перед собой не только широкую и глубокую реку, но и отвесный береговой обрыв до 20 м высотой. Как правило, городища занимают береговые мысы и -выступы, господствующие над лесистой поймой Терека. Места для горо­дищ выбраны удачно не только с точки зрения их обороны, но и в хозяйственном отношении: прилегающее с юга пространство до Терско-Сунженского хребта (20 км в глубину) благоприятно для земледельческих занятий; в пойме и на левом берегу Терека
    • в древности был хороший лес, который снабжал жителей горо­дищ топливом и древесиной, был базой для охотничьего про­мысла; в Тереке водилось много рыбы, вплоть до ценных пород (лосось, севрюга, осетр, стерлядь, белуга и др.). Месторождения лёссовых суглинков и глин, на которых обычно располагаются городища, давали сырье для гончарного производства и были удобны для рытья катакомб. Пойменные луга и поляны обеспе­чивали кормом домашний скот. Все это обусловило активную жизнь на берегах среднего Терека в I тыс н. э.
    • Наиболее крупное городище — Киевское (у с. Киевское, 1 против Моздока) открыто моздокским краеведом А. Б. Соколом. Впервые в литературе оно упомянуто в книге В. Лариной и И. Бежанова.12 Археологически это городище обследовано В. А. Кузнецовым в 1965 г. (как и остальные городища Моздокского района). Топографически городища состоят из двух основных частей — неукрепленного селища (посада) и возвышенного в рельефе детинца, укрепленного рвами.
    • Западнее Киевского городища расположены неукреплен­ное поселение у водонапорной башни с. Виноградное (сейчас оно разрушено), небольшое и также состоявшее из посада и детинца с дугообразным рвом городище на окраине с. Раздольное (против головного сооружения) и очень хорошо сохранившееся и отличающееся развитым рельефом небольшое городище чуть западнее с. Нижний Малгобек (на границе с Кабардино-Балкарией). Последнее удалено от Терека и омывается речкой Курп. Восточнее Киевского городища прослеживается аналогич­ная система аланских городищ. Это — небольшое двухчастное городище в 3 км к востоку от станицы Терской, у фермы колхо­за «Знамя Ленина», обнесенное дугообразным рвом, и уже упо­минавшееся городище близ с. Октябрьское. Расстояние между городищами примерно 3—5 км, они явно входили в одну систему,
    • связанную между собой зрительной связью. Это система неболь­ших земляных крепостей, воздвигнутых с целью обороны против затеречных степей с их беспокойным кочевым населением, систе­ма северного аланского пограничья. В тылу моздокских городищ
    • лежала территория Алании. Население этих городищ было оседлым — земледельческим, о чем свидетельствуют мощность и не­прерывность их культурных слоев, превышающих 2 м.
    • Сеть аланских городищ в районе Моздока, сопровождае­мых катакомбными могильниками, указывает на обитание здесь густого оседлого населения. В связи с этим следует отметить со­общение Клавдия Птоломея (II в. н. э.) о том, что р. Терек в его время называлась «Алонта».13 Связь этого названия с этнони­мом алан несомненна. В замечательном по осведомленности но­вом списке «Армянской географии» VII в. ту же реку Терек встре­чаем под названием «Аландон»,14 что дает возможность безуп­речного иранского чтения («аланская река»).
    • Аланское раннефеодальное государственное образование, сложившееся в X в. и на рубеже XII—XIII вв. распавшееся на ряд удельных владений, в 30-х гг. XIII в. подверглось разруши­тельному нашествию монголо-татар и прекратило свое сущес­твование. Судя по всему, аланские городища Моздокского рай­она «не дотянули» до монгольского нашествия и прекратили свое функционирование раньше — в хазарское время. Причиной это­го могло быть столкновение алан с хазарами и победа хазар, но достоверных сведений об этом нет.
    • Монголо-татарское иго усугубилось разрушениями и ли­шениями, связанными с войнами Золотой Орды с иранской мон­гольской династией Хулагидов. В ходе войн, особенно ожесто­ченных во второй половине XIII в., район центрального Пред­кавказья для золотоордынцев играл роль исходного плацдарма для вторжений во владения Хулагидов в Закавказье. Здесь соби­рались войска Орды и её вассалов, отсюда они снабжались про­виантом, здесь устраивались маневры и находилась ханская став­ка-(видимо, на Верхнем Джулате). Все это не могло миновать район Моздока.
    • Войска Хулагидов, в свою очередь, не раз вторгались на Северный Кавказ и в долине Терека происходили кровопролит­ные сражения. Зимой 1255 г. войска обеих враждующих сторон сошлись на Тереке (точно место не указано в источнике). Стояли сильные холода, река замерзла. Хулагу переправился через неё «в земли Берке». В битве Хулагу потерпел поражение, отступав­шие через Терек воины проломили лёд «и множество народу из них утонуло».15
    • На Тереке состоялось еще одно сражение между ордынца­ми и иранцами, в котором погиб племянник армянского царя Смбата Буртел. Об этом сообщает армянский историк конца XIII в. Стефан Орбелиани.16 Новая крупнейшая битва разыгралась на берегах замерзшего Терека 13 января 1263 г. Золотоордынский хан Берке взял верх, множество отступивших хулагидских во­инов утонуло в реке. Есть основания предполагать, что часть аланских феодалов в этом сражении выступила на стороне Орды, другая — на стороне Хулагидов. Спасаясь после поражения, сто­ронники хулагидов бежали в их закавказские владения и осели в Грузии, став новой волной осетинских мигрантов на юг Кав­казского хребта.
    • Точные места упомянутых сражений неизвестны. Но сами войны, их последствия не могли не затронуть район Моздока, бывший в зоне боевых действий. Тем более есть косвенные дан­ные о том, что в 60-е г. XIII в. ставка ханов Золотой Орды нахо­дилась на Тереке — хан Берке умер здесь в 1267 г.
    • Войны Золотой Орды с Ираном продолжались и в XIV в. В 1325 г. эмир Чупан через Дербент вторгся во владения золотоордынского хана Узбека, дошел «до берегов Терека и не пощадил никого из деревень, городов и кочевников тех мест; они убива­ли, грабили и брали в плен». Единственные ордынские города на Тереке — Нижний Джулат (близ современного г. Майский) и Верхний Джулат (у с. Эльхотово), поэтому можно предположить, что войска Чупана обрушились именно на них и описываемые Рашидом-ад-дином события разворачивались рядом с Моздокс­ким районом.
    Ожесточенные войны с Ираном подорвали мощь Золотой Орды. К этому в XIV в. добавились и её внутренние междоусобицы. Очередной и наиболее сильный удар по Орде нанес знамени­тый «завоеватель мира» и «бич божий» среднеазиатский эмир монгольского происхождения Тимур (Тамерлан). Осуществляя свои завоевательные походы в конце XIV в., Тимур захватил Закавказье, в 1395 г. появился на Северном Кавказе, в южных пределах Золотой Орды. Золотоордынский хан Тохтамыш был, давним врагом Тимура, который не мог осуществить свои пла­ны, не разгромив все еще сильную Золотую Орду. Оба противни­ка выставили огромные многоплеменные и многоязычные ар­мии. В первом же столкновении между Тарками и р. Койсу (Да­гестан) Тимур разбил авангард Тохтамыша и погнал его на се­вер. Преследуя ордынцев, Тимур достиг реки Сундж (Сунжи), где, как свидетельствует Низам-ад-дин Шами, последовало но­вое столкновение и вновь Тохтамыш отступил на север, за Те­рек. Войска Тимура также переправляются через Терек, види­мо; несколько восточнее Моздока, в районе впадения Сунжи в Терек. Отсюда войска Тимура следуют в «область Джулат», где пополняют запасы продовольствия, а армия Тохтамыша концен­трируется у реки Кура. После перегруппировки сил обе армии двинулись навстречу друг другу вдоль Терека (явно по левому берегу), и 15 апреля 1395 г. состоялось решающее сражение. Тохтамыш был разбит и бежал на север, а Тимур приступил к завоеванию народов Северного Кавказа.
    • Ожесточенные войны с Ираном подорвали мощь Золотой Орды. К этому в XIV в. добавились и её внутренние междоусобицы. Очередной и наиболее сильный удар по Орде нанес знамени­тый «завоеватель мира» и «бич божий» среднеазиатский эмир монгольского происхождения Тимур (Тамерлан). Осуществляя свои завоевательные походы в конце XIV в., Тимур захватил Закавказье, в 1395 г. появился на Северном Кавказе, в южных пределах Золотой Орды. Золотоордынский хан Тохтамыш был, давним врагом Тимура, который не мог осуществить свои пла­ны, не разгромив все еще сильную Золотую Орду. Оба противни­ка выставили огромные многоплеменные и многоязычные ар­мии. В первом же столкновении между Тарками и р. Койсу (Да­гестан) Тимур разбил авангард Тохтамыша и погнал его на се­вер. Преследуя ордынцев, Тимур достиг реки Сундж (Сунжи), где, как свидетельствует Низам-ад-дин Шами, последовало но­вое столкновение и вновь Тохтамыш отступил на север, за Те­рек. Войска Тимура также переправляются через Терек, види­мо; несколько восточнее Моздока, в районе впадения Сунжи в Терек. Отсюда войска Тимура следуют в «область Джулат», где пополняют запасы продовольствия, а армия Тохтамыша концен­трируется у реки Кура. После перегруппировки сил обе армии двинулись навстречу друг другу вдоль Терека (явно по левому берегу), и 15 апреля 1395 г. состоялось решающее сражение. Тохтамыш был разбит и бежал на север, а Тимур приступил к завоеванию народов Северного Кавказа.
    • О маршруте Тимура и месте битвы с Тохтамышем в науч­ной литературе есть разные мнения. Можно высказать предпол­ожение, что генеральное сражение, ставшее крупным истори­ческим событием, произошло западнее Моздока, примерно в ок­рестностях станицы Екатериноградской, на равнине между Те­реком и Курой. Территория Моздокского района вновь оказа­лась почти в центре событий.
    • С утратой могущества Золотой Орды ослабевал и её кон­троль над захваченными ранее равнинами предгорий и степями. Особенно это стало ощутимо после поражения от Тимура в 1395 г. Сложившейся ситуацией и опустением предгорий в результа­те разрушительных тимуровских походов воспользовалось мно­гочисленное и воинственное адыгское племя кабардинцев. Уже в конце XIV в. оно начало движение из среднего Прикубанья на восток, быстро занимая свободные земли в пределах нынешних
    • Черкессии, Кабарды, Северной Осетии. Кабардинская миграция на восток и освоение ими новых территорий отмечены много­численными курганными могильниками, насчитывающими со­тни насыпей XIV—XVI вв.17 Согласно последним исследованиям А. X. Нагоева, на территории Кабарды кабардинские могильни­ки датируются концом XIV—XVII вв., причем они «совершенно неизвестны в горах и степях». Период наибольшего могущества и влияния кабардинцев — XV—XVI вв.,18 когда они на востоке достигают р. Сунжи и окрестностей г. Грозного, после чего их территория начинает сокращаться. Были ли поселения кабар­динцев, на территории Моздокского района? До XIX в. Кабарда делилась на Большую и Малую, по правому берегу Терека и восточнее Большой Кабарды, т. е. ближе к Моздоку находилась Малая Кабарда. На карте Осетии и Малой Кабарды XVI—XVIII вв. кабардинские поселения тяготеют к предгорной Осетинской равнине и полностью отсутствуют в районе Моздока и на левом берегу Терека, однако Г. А. Кокиев отмечает расселение кабар­динцев по правому берегу Терека «приблизительно до Моздо­ка». Если вспомним, что Моздок имеет кабардинское название («Мздогу» — дремучий лес), проживание здесь кабардинцев пред­ставляется вполне вероятным. Но этому противоречит полное отсутствие кабардинских курганных могильников в пределах Моздокского района и с этим фактом приходится считаться. Видимо, вопрос о постоянном (с середины XVI в.) обитании ка­бардинцев в районе Моздока можно считать пока не выяснен­ным и требующим дополнительного изучения.
    • Таковы основные этапы древней и средневековой истории Моздокского района и моздокской степи. Несмотря на ограни­ченный круг источников, неравномерность их распределения и отдельные лакуны в освещении ряда научных проблем, включе­ние Моздокского района в общеисторический процесс Северного Кавказа и Восточной Европы не вызывает сомнений. Многочис­ленные археологические открытия и находки, отражающие ма­териализованную общественную жизнь в древности, убедитель­но свидетельствуют об этом.
    • В истории нет глухих или второстепенных уголков — жиз­недеятельность человеческих коллективов всюду имеет непре­ходящую историческую ценность, и прошлое моздокской степи не исключение.
    По традиции во вторник второй недели Великого поста во всех селах района, где компактно проживают осетины, отмечался «Хор-хор» («Хор-хоры бон») – День зерна. Следуя древней традиции, 10 марта в заранее назначенном доме собиралось мужское население общины, и за столами, накрытыми только постными угощениями, обсуждались вопросы начала нового полевого сезона. Особенно массово и дружно прошел праздник в селе Комарово. На  этот раз кувд делали в доме М. Созанова. На праздник были приглашены и священнослужители Успенско-Никольского храма г. Моздока. Именно в этот день старейшины торжественно произносят молитвы, испрашивая у Бога хорошего урожая, благополучия, достатка. Односельчане решают, кто достоин провести первую борозду в поле, где и что сеять. На следующий день, 11 марта, опять же по обычаю предков, чествуют детей, родившихся в осетинских семьях в истекшем году. И в их честь пекут сладкие пироги.
    • По традиции во вторник второй недели Великого поста во всех селах района, где компактно проживают осетины, отмечался «Хор-хор» («Хор-хоры бон») – День зерна. Следуя древней традиции, 10 марта в заранее назначенном доме собиралось мужское население общины, и за столами, накрытыми только постными угощениями, обсуждались вопросы начала нового полевого сезона. Особенно массово и дружно прошел праздник в селе Комарово. На  этот раз кувд делали в доме М. Созанова. На праздник были приглашены и священнослужители Успенско-Никольского храма г. Моздока. Именно в этот день старейшины торжественно произносят молитвы, испрашивая у Бога хорошего урожая, благополучия, достатка. Односельчане решают, кто достоин провести первую борозду в поле, где и что сеять. На следующий день, 11 марта, опять же по обычаю предков, чествуют детей, родившихся в осетинских семьях в истекшем году. И в их честь пекут сладкие пироги.

    Население

    • Второй по величине город республики после Владикавказа. Национальный состав населения (2002): русские — 62,73 %, осетины — 7,66 %, армяне — 6,12 %, кумыки — 4,55 %, чеченцы — 4,2 5 %, кабардинцы — 3,16 %, корейцы — 2,39 %. Год  1897 1926 1939 1959 1970 1979 1989 2000  2003   Население (тыс. чел.)  14,6 14,0 19,1 25,6 32,4  34,0 38,0  39,3 42,9

    Конец



    написать администратору сайта