недоросль. Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Новосибирска "Средняя общеобразовательная школа 52"
Скачать 64.22 Kb.
|
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение города Новосибирска"Средняя общеобразовательная школа №52"Тема проекта: ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ И ОБРАЗОВАНИЯ В КОМЕДИИ Д.И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»Выполнил: ученик 8 класс Попов Илья Анатольевич Проверил: Ефремова Ольга Корнилович ОблавлениеВведение 1 1 История создания комедии 2 2 Тема и сюжет комедии 4 3 Проблема воспитания и образования в комедии 8 4 Персонажи, их расстановка. Говорящие имена 12 5 Своеобразие и современность звучания комедии 15 Опрос 18 Заключение 19 Литература 20 ВведениеВнутренний мир человека, его духовный мир, его интеллект и эрудиция, образованность могут развиваться в течение всей нашей жизни, нет предела бесконечному совершенствованию человеческого познания истины. Но в то же время, как нет предела бесконечному совершенствованию, так нет предела и бесконечному падению и деградации человека. Мир человека, его духовное развитие, однако, также позволяет говорить об определенных закономерностях в системе образования и воспитания в нашей стране, а значит, и о возможных путях ее развития. Классическая литература приглашает нас к такому разговору, в котором забота о воспитании и образовании о судьбе человечества и глубокое изучение внутреннего мира и воспитание и образование личности соединяются в неразрывное целое. Недостаточно просто понять, что человек должен быть воспитанным и воспитанным внутренне, должны сочетаться знания и жизнь, слова и дела. Такая связь способствует нравственному совершенствованию и укреплению сознания того, что каждый человек должен иметь внутренний разум, образование и воспитание, способствующие гуманным начинаниям и высоким нравственным ориентирам на жизнь. В нашей работе речь пойдет о системе обучения и воспитания в творчестве Д.И. Фонвизин «Подраст». В своей комедии Фонвизин раскрыл внутренние закономерности системы образования и воспитания в России своего времени на примере одной семьи Простаковых, где молодого дворянина учат разным наукам, ибо образованные люди того времени настойчиво настаивали на том, чтобы все русское дворянство нуждалось в знании гражданских законов и государства своего Отечества, русской географии и истории. Актуальность данной темы заключается в том, что произведения Д. И. Фонвизина сегодня остро современны, потому что писатель мыслил и творил в свете тысячелетней истории. Он умел воспринимать каждый факт, каждое явление жизни и мысли как новое звено в тысячелетней цепи бытия и сознания. Цель работы – охарактеризовать систему образования и воспитания в стране во времена жизни самого Фонвизина Задачи исследования: 1)обратиться к истории создания комедии; 2)проанализировать тему и сюжет комедии; 3)исследовать проблему воспитания и образования ; 4)охарактеризовать персонажей и их расстановку; 5)выявить своеобразие и современность звучания комедии и в наше время. Объектом исследования является система образования и воспитания екатерининского времени, изображаемая Фонвизиным. Предмет исследования – это комедия Д.И.Фонвизина «Недоросль», который является одним из лучших произведений русской литературы. Фонвизин добился предельно ясного построения комического, нашел художественное своеобразие звучания, расстановки персонажей и сюжетной линии. Писателя интересовала система образования и воспитания в стране как общественное явление. Описываемый автором мир, а также проблемы, которые волновали писателя, раскрываются в произведении в поступках и мыслях комедийных персонажей. В «Подрасте» есть показательный случай на примере одной дворянской семьи, как дворяне того времени определяли систему образования и воспитания своих детей. Работа Д.И. Фонвизиной свойственны драматизм идейных столкновений, непримиримость суждений. Фонвизин искренне и страстно выражает и отстаивает свои мысли, мнения и убеждения в комедии. 1 История создания комедииРусский зритель познакомился с жанром комедии еще во времена Петра Великого. В первом публичном театре, организованном Петром I, ставились переводные комедии, в том числе несколько пьес крупнейшего французского комика 18 века Мольера. С тех пор большую популярность среди очень широких кругов людей приобрели так называемые интермедии - небольшие юмористические сценки, предназначенные для массового зрителя, которым была свойственна отчетливая простота языка, близкая к живому просторечию. Первыми русскими комедиями были три пьесы Сумарокова: «Трессотиний», «Чудовища» и «Пустой спор», которые он написал одну за другой в 1750 году и затем поставил. Еще в 1765 году появился первый образец русской «слезной комедии» — «Моя, исправленная любовью» драматурга XVIII века В. И. Лукина. В то же время Лукин выступал против комедий своего предшественника Сумарокова, написанных им в первый период его комедийного творчества. Ранние комедии Сумарокова, созданные по западноевропейским образцам, хотя и претендовали на изображение русской жизни, были весьма далеки от реальности. Лукин считал, что еще не пришло время для появления вполне оригинальной русской драматургии. «Это необходимо, чтобы занять», сказал он прямо. Но в соответствии со своими теоретическими положениями. Лукин пытался заимствовать "удачно". Он тщательно «очищал» иностранный оригинал, то есть удалял из него все признаки, не свойственные русскому быту: иностранные имена собственные и титулы, бытовые подробности, нерусские обороты речи, заменяя все это соответствующими русскими материал. Такую переработку иностранного оригинала Лукин называл «склонностью к русским обычаям», переработкой «под наши привычки и обычаи». Таково было положение в области русской драмы, особенно русской комедии, до Фонвизина. Молодой Фонвизин также воспринял идеи Лукина. Однако, в отличие от Лукина, Фонвизин на этом не остановился: от «склонения» иноземных оригиналов к русским обычаям он быстро перешел к созданию подлинно оригинальной национальной русской драматургии. Он много лет культивировал центральное произведение Фонвизина «Недоросль» и сыграл для него примерно ту же роль, что «Евгений Онегин» для Пушкина. Первый набросок «Подлеска», который в своем окончательном виде сильно отличается от комедии и был опубликован совсем недавно — в 1934 году (до нас дошло всего три акта), датируется 1760 годом. И по ряду признаков один можно было бы также подумать, что он предшествует бригадному генералу, так что это первый опыт Фонвизина в создании оригинальной русской комедии в прозе. Подлесок был закончен почти через 20 лет, в 1782 году, когда он впервые появился на театральной сцене. Сначала Фонвизин просто хотел изобразить, как сын избалованного помещика, которому глупая мать все позволяет, вырастает совершенно невежественным и наглым эгоистом. Эти первые зарисовки комедии показывают, как мама и папа пытаются научить своего сына Иванушку, который еще не знает алфавита, хотя у него уже есть борода, читать и писать. В первоначальном варианте комедии глупая мать Иванушки упряма, но безвольна. Отец лучше понимает, что сына еще нужно учить, но не знает, как заставить его учиться. Иванушка безнаказанно бьет и ругает своих родителей. Эти наброски «Подлеска» не удовлетворили Фонвизина. Он не хотел ограничиваться только изображением плохого учения. Фонвизин понимал, что нужно показать, как крепостничество, развивая жестокость и грубость в дворянстве, проявляется и в воспитании детей. Он думал о новых сценах, в которых ясно показался бы произвол феодальной власти. Эта комедия, в которой прямо затрагивалось крепостное право, предназначалась, прежде всего, для того, чтобы показать, как противен такой порядок, при котором одни люди являются собственностью других людей. С каждым годом боевой дух в Екатерининском дворце становился все более запредельным, все чаще она выделяла случайных приближенных, не имевших никакой заслуги перед Родиной. Так, в комедии появляется Стародум, служивший при императорском дворе, но оставивший эту службу и теперь с резким осуждением высказывающийся о дворцовых нравах. Теперь Фонвизин хотел не только высмеять бедное воспитание помещичьего сына, но и изобразить бесчеловечность крепостного права и показать ее одновременно. Как обманчива пышность двора Екатерины II. Проблема воспитания молодого дворянина поставлена в центре внимания в «Подлеске». Образование Митрофанушки, а точнее отсутствие какого-либо нормального образования, составляет главную тему последнего издания The Undergrowth, что продолжает подчеркиваться самим названием игры. Митрофанушка не только плод дурного воспитания, но и самого этого воспитания (так эта тема сейчас углубляется). Фонвизин показывает, как она является органическим результатом всего общественного образа жизни «злобных» подданных простаковских панов — Скотининых. Игра о воспитании перерастает в игру о помещичьей злобе, нашу первую социальную комедию - сатиру. В «Недоросле» он обрушивается на основное зло того времени – крепостничество. 2 Тема и сюжет комедии На основную тему «Недорослей» писатель намекает уже в первом действии. Хозяйка земли Простакова примеряет кафтан Митрофанушки. Первая фраза Простаковой: «Кафтан весь испорчен, Еремеевна, приведите сюда самозванку Тришку». Он, вор, его везде ограничивал», вводит нас в атмосферу главной темы комедии — произвола помещичьей власти. Все следующие пять явлений посвящены демонстрации этого произвола. Служанка Тришка, вызванная для отмщения, доходчиво объясняет, что кафтан он шил по мерке, он хорошо сидит на нем, и что если работа не понравится, то надо было отдать ее настоящему портному, так как он, Тришка, портной-самоучка. Отвергая любые объяснения, Простакова считает, что кафтан узок, и поэтому приказывает мужу: «Невольниц баловать не намерена. Идите-с, а теперь наказывайте». Завершает эту сцену приезд Скотинина. На вопрос сестры — что такое кафтан, он замечает, что «кафтан довольно хорошо сшит». Эта фраза проясняет весь смысл сцены с Тришкой. -собственность таких, как он, развращает дворян, ожесточает их и превращает в деспотов.Тришка сшила хороший кафтан.И вместо благодарности ей приказано наказать.И никакая сила не в силах изменить этот порядок,нет способ доказать свою невиновность - ведь беспределу Тришки противоречит воля помещиков. Так начинается «Недоросль». Главный конфликт общественно-политической жизни России - произвол помещиков, поддерживаемых высшей властью, и бесправие крепостных - становится предметом комедии. В драматическом произведении тема раскрывается с особой силой убедительности в развитии сюжета, в действии, в сражении. Единственный драматический конфликт «Недоросля» — борьба прогрессивно настроенных передовых дворян — Правдина и Стародума — с феодалами — Простаковым и Скотининым. Первый акт открыто ставит перед зрителем центральную и важнейшую тему эпохи — катастрофу крепостничества для России. Автор активно поднимает этот вопрос - показывает ужасы рабства, его последствия, показывает борьбу с ним. В самом начале комедии появляется Правдин, который, оказывается, приехал в имение Простаковых, чтобы ограничить власть помещичьей воли. Второй акт раскрывает зрителю содержание неизбежной продолжительной борьбы. Правдин заявляет офицеру Милону: «Как друг, я скажу вам причину моего пребывания здесь. Меня назначили сюда членом губернатора. Имею приказ обходить здешнюю территорию, и более того, от всего сердца не позволю быть замеченными тем злостным невеждам, которые имеют полную власть над своим народом и бесчеловечно используют ее во зло. Третий и четвертый акты демонстрируют ужасы рабства, что призвано подтвердить зрителю нравственную правоту Правдина, необходимость борьбы со Скотининым и Простаковыми. Последствия рабства поистине ужасны. Крестьяне из Простакова полностью уничтожены. Даже сама Простакова не знает, что делать дальше: «Поскольку мы взяли все, что было у крестьян, то и взять ничего не можем. Беда такая». Однако оказывается, что искусство сдирать с человека три шкуры не имеет границ. Брат Простакова Скотинин нашел новое лекарство, о чем с гордостью говорит сестре: «Я со своих мужиков все сорву , а концы будут в воде». Но простолюдины не ограничиваются мучениями и уничтожением своих крепостных. Рабство превращает крестьян в рабов, убивая в них напрочь все человеческие качества, все достоинства личности. Он появляется во дворе с особой силой. Фонвизин создал образ огромной силы - рабыни Еремеевны. Старуха, няня Митрофана, живет собачьей жизнью: оскорбления, пинки и побои - вот что ей досталось. Она давно потеряла свое человеческое имя, ее только называют уничижительными прозвищами - "зверь", "старый ворчун", "собачья дочка", "сорняк". На голову старухи, верно и правдиво служащей своим хозяевам, ежедневно падают побои и оскорбления, оскорбления и унижения. За все «великие блага» от мастеров он получает «пять рублей в год и пять шлепков в день». Но это только одна сторона жестокой тирании. Писатель видел и другое - такой жизнью он напрочь убил в Еремеевне человека, превратил ее в крепостную, сторожевую собаку своего возлюбленного, которая смиренно лижет руку бьющему ее хозяину. С особой силой драматург показывает холопство своей матери в сцене защиты своего подопечного Митрофанушки от разъяренного Скотинина. Еремеевна своими страданиями и рабством, как живой свидетель преступности крепостного права, помогает автору резко и гневно осудить рабство.Далее, рабство, а не только образование, развращает и развращает самих помещиков, делает второй вывод Фонвиза. В «Подрасте» он строго и обвинительно заявляет: русские дворяне превратились в Скотининых, которые потеряли честь, достоинство, человечность, стали жестокими палачами окружающих их людей и всемогущими тиранами и тунеядцами только вследствие крепостного права. Поэтому демонстрация шотландского характера тех, кого называют "дворянским статусом" - Простаковой, ее мужа, ее сына, ее брата. Рабовладельцы не только превратили своих крестьян в «упряжной скот», но и сами стали подлыми, презренными крепостными. Муж Простаковой дворянин только по "бархатной книге" - в жизни он существо забитое, ничтожное, безличное, дрожащее от страха перед госпожой Простаковой наравне с Еремеевной. Сын Простаковой — Митрофанушка — не только глупое и невежественное животное, «быдло, а не человек», «поругание людей», но и жестокий, бездушный тиран и деспот. Произвол помещичьей власти развратил Простакову, которая потеряла человеческий облик и перестала быть женой и матерью. В результате этого крупного помещичьего произвола она искалечила семейные отношения, сделала мужа рабом, а сына тираном. В то же время неограниченная власть над людьми, сознание их полной безответственности вызывали у дворян отвратительную трусость. Митрофан, постоянно оскорблявший старую мать, издевался над отцом, постыдно трусил перед дядей и, как шестнадцатилетний ребенок, унизительно прячется за юбку Еремеевны. Простакова, жестоко наказавшая всех окружающих ее людей, испытывает великий страх перед Правдиным и Милоном, когда вскрылась ее попытка увести Софью, и смиренно умоляет о пощаде на коленях. Главным замыслом Фонвизина в «Недорослях» было стремление показать все поступки, действия, мысли Простаковых и Скотининых, все их нравы и интересы в социальной обусловленности. Они порождены крепостным правом, — говорит Фонвизин. Поэтому от первого до последнего акта тема крепостного права пронизывает все произведение. Конец комедии закономерен — борьба с феодалами увенчивается победой, жестокие помещики лишаются прав на собственных крепостных, на поместье налагается опека. Как только эта главная и единственная тема, определившая содержание матча, доведена до конца, комедия окончена. Единственная сюжетная борьба — это борьба с подданным Простаковой, борьба политическая, ибо содержанием этой борьбы является отнятие у дворянина права собственности на его имущество. Эту борьбу ведет Правдин, поддерживаемый Стародумом и Милоном, которые определяют исход поединка, являются главной действующей силой комедии. В то же время они менее всего озабочены нравственным осуждением Скотининых, Простаковых, Митрофанов — их ничтожество вызывает в них лишь чувство презрения и негодования, которое немедленно выливается в действие — желание отнять власти Простаковых. источник всех проблем и несчастий. Впервые на сцену вышли положительные герои, действующие и реализующие свои идеалы на деле. В своей комедии Фонвизин полностью скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения, заложив тем самым основы конфликта того времени, взятого из общественно-политической жизни России 70-х - начала 80-х годов. А бракосочетание Софьи Скотининой и Митрофана мероприятие не устраивает. Писатель изображает его как пародию, введенную для комической компрометации раскрытых героев. «Страсть» Скотинина определяется, с одной стороны, желанием получить деньги Софьюшкина, на которые он «скупит всех свиней с большого света», а с другой стороны, желанием «иметь своих поросят». хочет жениться, потому что устал учиться. Приставания этих женихов не интриги. Софья только улыбается им - настолько чудовищно абсурдна для нее и ее друзей идея этого сватовства. Сама Софья говорит ей возлюбленный Милон о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, твоя ревность довела бы тебя до крайности… Хотя ему и шестнадцать лет, но он уже достиг последней ступени своего совершенства и дальше не пойдет». При появлении второго соперника, Скотинина, Правдин благоразумно останавливает Милона, возмущённого его рассуждениями: «Как можно сердиться на Скотинина!» Вся последующая драка «соперников» — Митрофана и Скотинина носит издевательский характер, она явно преследует только одна цель - еще раз подчеркнуть "жестокость" представителей "дворянского сословия".Сюжет построен на борьбе с крепостным правом как величайшим злом, морально развращающим современное дворянское общество и народ в целом, против политики Екатерины II и непосредственно против нее как защитницы крепостного права.Именно в фабуле и прежде всего в фабуле проявился реализм Подраста.Не традиционная, условно литературная любовная связь создает комедию, а крупные общественно-политические события в общественной жизни России Гоголь это прекрасно понимал и приветствовал. Говоря о «Недоросле» и «Горе от ума», он писал: «Содержание, взятое в интригу, не завязано плотно, но мастерски развязано. Кажется, сами комики о нем немного заботились, видя сквозь него другое, высшее содержание и соображая с ним выходы и уходы лиц своих». Этот новаторский характер сюжета привел к созданию нового типа комедий. «Их можно назвать, - продолжал Гоголь, - истинно-общественными комедиями, а подобного выражения, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов. Поэтому такой новый сюжет помог вскрыть глубоко и проникновенно важнейшие стороны социально-политического бытия России, «раны и болезни нашего общества, которые беспощадною силою иронии выставлены в очевидности потрясающей». 3 Проблема воспитания и образования в комедииИсторическим прототипом «Недоросля» послужило звание знатного подростка, не закончившего учёбу. Во времена Фонвизина тяготы обязательной службы возрастали одновременно с ослаблением материальной мотивации к ней. Бегство от школы и службы стало хронической болезнью дворянства. Митрофану у Фонвизину скоро исполнится шестнадцать; но он еще несовершеннолетний: по закону 1736 г. срок обучения несовершеннолетнего продлевается до двадцати лет. Тот же закон разрешил недоросткам иметь ресурсы для домашнего образования. Требования общества и службы навязывали этим людям ненавистную науку. Эти люди не понимали своего высокого положения, и произошел перелом в статусе сословия, которое требовало к себе полного внимания. Образованные люди того времени настойчиво доказывали, что все русское дворянство нуждается в знании гражданских законов и государства своего отечества, русской географии и истории. Той же осенью, когда впервые разыграли «Подраст», в Петербурге была создана комиссия по устройству народных школ в России. И понятно, что Фонвизин, как активный просветитель, не мог не участвовать в дискуссии о проблемах образования и воспитания в стране. Вот почему эти вопросы занимают так много места в его комедии «Подлесок». Так что Митрофан, которому скоро исполнится шестнадцать лет, учится в родительском доме. Главный воспитатель Митрофанушки – его собственная мать. В «Подрасте» богатый дворянский род екатерининских времен изображен в совершенно хаотичном состоянии. Здесь все понятия перевернуты с ног на голову; все чувства вывернуты наизнанку; во всем есть гнет и произвол, ложь и ложь, всеобщее непонимание. Тот, кто сильнее, угнетает; кто слабее врет и врет. Дама из дома Простака — это смесь высокомерия и подлости, трусости и злобы, бесчеловечности ко всем и нежности к сыну. Во всем этом она совершенно невежественна и необразованна, поэтому учителями, выбранными для ее сына, на самом деле являются полуобразованный семинарист, отставной солдат и простой кучер. Чему они могут научить Митрофана? Но для Простаковой это не имеет значения. Даже ее портной нигде не учился шитью. Самоуверенность Простаковой настолько велика, что она считает, что стоит только заказать, и ее портной сам этому научится. Самодурство Простаковой заставляет ее близких лгать и увиливать, поэтому результат воспитания в этой семье закономерен. Невежество, в котором рос Митрофанушка, и домашние примеры воспитали в нем изверга и домашнего учителя, как его собственная мать. В конце комедии Митрофан с легкостью уходит от родной матери. Воспитание исказило его в основном безобидный характер. По словам П. А. Вяземского, Фонвизин в лице Простаковой издевается над «гибельными плодами невежества, плохой образованности и злоупотребления внутренней властью». Противником Простаковой в комедии является Стародум, в лице которого Фонвизин пытался представить просвещенную силу дворянского общества. Стародум был героем и идеалом Фонвизина. Конечно, положительные персонажи пьесы — это не столько действующие лица драмы, сколько ее нравственная установка. Стародум не столько живой человек, сколько нравственный манекен, идеальный просветитель екатерининской эпохи. Недаром он утверждает, что «не тот богач, который считает деньги, чтобы спрятать их в сундук, а тот, кто считает излишки, чтобы помочь тому, кто в них не нуждается... Дворянин счел бы это первым стыдно ничего не делать: есть люди, которые помогают стране служить», «великий государь, есть мудрый государь», «совесть всегда, как предостерегает друг, перед судьей наказывает». Слова Стародумы — призыв Фонвизина к нравственной чистоте нравственных устоев современного общества. Одно время он даже издавал журнал с символичным названием — «Друг честных людей или Стародум». Вопрос о системе образования и воспитания — одна из важных проблем комедии Фонвизина «Недоросль». О воспитании в спектакле говорят все - начиная с госпожи Простаковой и заканчивая Правдиным и Стародумом. Фонвизин показывает столкновение двух взглядов на воспитание и образование: патриархального (Простакова, Скотинин, Митрофан) и передового, воспитательного (Стародум, Правдин, Милон, Софья). Простакова и Скотинин занимают консервативные позиции. Простакова заявляет, что не умеет читать, да и действительно иногда приходилось слышать, что «девочки умеют читать и писать!» Такого же мнения придерживается и Скотинин, который тоже «никогда ничего не читал с рождения». Но Скотинин и Простакова уже начинают понимать, что времена меняются и без образования не обойтись. Конечно, дворянский титул позволит получить какое-то звание, но пробиться в высший свет можно только при наличии хорошего образования и воспитания. Поэтому они заставляют Митрофана учиться и сами нанимают ему учителей. Однако сами они стараются оградить Митрофанушку от любой учебы. В результате Митрофан не просто вырастает невеждой, абсолютно ничего не знающей и не желающей учиться. Он также злой, грубый, жестокий и бессердечный человек. Он вырос бездушным эгоистом, совершенно не уважающим даже свою мать. Совершенно прав Стародум, когда говорит, что это «плохая мораль, достойная плода». В отличие от Митрофанушки Фонвизин создает положительный образ молодого человека, честного, благородного, образованного. Это молодой офицер Милон. В этот образ драматург вкладывает определенную мысль, ведь он искренне верит, что такие люди действительно могут служить своей стране. Свои мысли о воспитании подрастающего поколения Фонвизин вложил в уста думающего героя Стародумы. В четвертом действии пьесы мы наблюдаем, как Стародум воспитывает Софью, высказывает ей свои мысли и жизненные наблюдения. Из разговора героев мы узнаем, что Софья хочет заслужить хорошее мнение о себе у хороших людей. Она хочет жить так, чтобы по возможности никого никогда не обидеть. Стародум учит девушку «истинному пути» и она впитывает все жизненные истины своего дяди. Можно сказать, что наставления Стародумов попали на благодатную почву. Они, несомненно, принесут плоды. Фонвизин создает незабываемые образы учителей Митрофана. Драматург пытается показать, что вряд ли такие учителя, как Кутейкин, сам не окончивший семинарии, или бывший ямщик Вральман, могли научить молодого человека чему-то дельному. Один из них, Цыфиркин, вызывает симпатию своей честностью, прямотой и добросовестностью. Он отказывается брать незаслуженные деньги, так как ничему не смог научить босса клуба Митрофана. Драматург считает, что проблема воспитания и образования имеет общегосударственное значение, ведь только в правильном воспитании и образовании кроется источник спасения от зла, угрожающего обществу. В рассказе о Митрофанушке объясняется, откуда берутся Звери и что следует изменить, чтобы они больше не появлялись: уничтожить рабство и преодолеть пороки человеческой природы через нравственное воспитание. Проблема образования заключается прежде всего в получении образования. Госпожа Простакова понимает, что «время сейчас другое», и нанимает «учителей» для обучения Митрофана науке. Его обучали три «учителя»: «грамоте» — дьякон Кутейкин, «арифметике» — отставной сержант Цыфиркин, «французскому языку и всем наукам» — кучер Вральман. Автор искренне смеется над таким "учением". Митрофан наглядно продемонстрировал результаты «обучения» грамоте, назвав одну дверь «прилагательным», а другую — «еще существительным». Он даже не знает, что существуют такие науки, как география и история. Домашнее воспитание и образование не давало ему никаких, даже самых простых понятий о долге, чести, правилах поведения в обществе. Такой молодой человек не может быть полезен обществу. По мнению Стародум и Правдиной, важнейшей проблемой воспитания является воспитание высоких нравственных качеств человека. Большое внимание уделяется в комедии разъяснению своих взглядов на этот вопрос. Вот несколько типичных утверждений: «Прямая цена ума дает хорошие манеры. Без этого разумный человек — чудовище. Оно неизмеримо выше любой беглости ума. «Человеку должно быть лестно одно уважение — искреннее; и духовного уважения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знатности не по чинам. «Не тот богач, который считает деньги, чтобы спрятать их в сундук, а тот, кто считает излишки в себе, чтобы помочь тому, у кого нет того, что ему нужно». Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо страны, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности и баловства. Такое воспитание сразу лишает его смысла и смысла жизни. И учителя ничем помочь не смогут (это дань моде от госпожи Простаковой); У Митрофана не было других желаний, кроме как поесть, побегать в голубятне и жениться. Вся его жизнь предварительно ограничена скотным двором, где люди рассматриваются как свиньи, а свиньи - как часть культа, которому они поклоняются. Но безнравственность процветает не только в дворянских поместьях. Рассказывая о дворовой жизни, Стародум отмечает, что «почти никто не ездит по большой дороге, а все идут в обход, надеясь поскорее добраться». Дворяне не знают, что такое долг и полезные добрые дела. Они не уходят со двора, потому что «двор им полезен». Придворные забыли, что такое душа, честь и хорошие манеры. Знаменитая пьеса Фонвизина «Недоросль» превратила дом помещиков Простаковых в средоточие пороков, «достойных плода зол», которые драматург осуждает с обычной клеветой, сарказмом и иронией. «Недоросль» — это произведение, которое ставит вопросы о стабильном выполнении «должности» каждого гражданина, о характере семейных отношений в современной России, а также о системе воспитания и образования в первую очередь. 4 Персонажи, их расстановка. Говорящие имена Бесчеловечное обращение невежественной и злобной помещицы-крепостницы с беззащитными и беспомощными людьми, попавшими под ее страшную власть, является как бы лейтмотивом всей пьесы. Своеобразной прелюдией ко всему последующему является самая первая знаменитая сцена между Простаком и ее домашней крепостной швеей Тришкой, которой поручают сшить кафтан для шестнадцатилетнего барского «ребенка». Дикая рабыня, небрежно называющая людей подчиненным ей скотом, а на самом деле сама потерявшая всякий человеческий образ и форму, тут же предстает перед зрителями во весь рост. В будущем этот образ будет показываться во все более и более безобразной наготе. Можно вспомнить хотя бы горькую иронию митрофанской крепостной матери Еремеевны, преданной не из страха, а по совести любимому, по поводу барской «милости» за ее старания: «Пять рублей в год и пять оплеух в лицо в день». «Слыхал, брат, как живется местной челяди? - спрашивает один из «учителей» Митрофанушки, полуобразованный семинарист Кутейкин, своего сослуживца, отставного солдата Цыфиркина. солдат, ты был в боях, страх и трепет придут к тебе..." - "Вот он! Ты слышал? - отвечает Цыфиркин. «Я сам каждый день по три часа подряд видел тут быстрый пожар. Сама Простакова в ответ на известие о том, что девочка Палашка заболела и утром солгала: "Врёт! О, это зверь! Ложь! Как будто она дворянка!» Опять с циничной невинностью Простакова сообщает об этом чиновнику Правдину, который прослышал о ее злодеяниях и решил покончить с ними. с утра до вечера, как за язык его висел, рук на него не возьму: или проклинаю, или воюю, так он и дом держит, отец мой!» И действительно, Простакова — главный, центральный персонаж игры, своеобразная ось вращения для всего ее маленького и отвратительного семейного мирка. Недаром, когда они представляются богатому дяде Стародуму, ее родственники попеременно рекомендуют: «Это я, брат моей сестры», «Я жгучий муж», «А я сын матери» - Знаменитая фраза, которая имеет самую широкую известность среди людей. В беспощадно-сатирическом проявлении произвола и насилия субъекта, воплощенного в лице яростного и жестокого тирана - хозяйки Простаковой, ее брата с сильными бровями Скотинина, который только свиней и боготворит свой народ хуже скотины, в образе развязного и сытого шестнадцатилетнего пройдохи и невежественного Митрофана, сочетающего в себе все безобразные черты матери и дяди, и в этом главный художественно-познавательный смысл «Недоросля». Образы и Простаковых, и Митрофанушки, и Скотинина даны с гротескным преувеличением, смешны, но в то же время эти забавные карикатуры были ужасно верны действительности того времени. В «Подрасте» Фонвизин нарочито преувеличивал, иногда даже комически преувеличивал образы помещиков-крепостных, но эти острые, нарочито преувеличенные образы глубоко и правдиво выражали безобразный, звериный характер этого социально-исторического явления - русского крепостничества. Простакова, Митрофан, Скотинин продолжали сохранять свою типичность далеко за пределами своего времени. Главные герои «Недорослей» вошли в ту замечательную галерею реалистических художественных образов, типами которых по праву может гордиться русская литература и которые они сами открывают. Фонвизин считал целью комедийного творчества исправление нравов. Этой цели он пытался добиться не только юмористическим разоблачением своих «озорных» персонажей, но и авторскими пояснениями, своеобразным комментарием. Эти комментарии даны с помощью введенных в пьесу чрезвычайно добродетельных персонажей, «академиков добродетели», как шутливо называет их историк В. О. Ключевский, мыслящих важно и обширно, «резонирующих» на нравственные и социальные темы и разъясняющих зрителям так же обширно и важно, что плохие персонажи в игре действительно плохие. Положительные персонажи «Недорослей» являются не только носителями и глашатаями мыслей самого Фонвизина, но и воплощением его представлений об идеальных, положительных героях, таких как Правдин, Милон, Стародум, Софья. Из всех положительных персонажей центральная роль отводится Стародуму, являющемуся рупором автора (недаром имеются сведения, что роль Стародумов исполнял сам Фонвизин) и возведенному на высоту образа идеального дворянин в общий. «Друг честных людей», как он сам себя называет, Стародум, как и Фонвизин, находится в явной оппозиции екатерининскому режиму. Он уходит в отставку, потому что не может вынести «несправедливости», царившей в служебных отношениях: вознаграждаются знатные бездельники и пренебрегают действительными заслугами — «ни деревень, ни лент, ни чинов», потому что он не хочет «ни к кому примыкать». другая лицевая сторона». Заключение обвинительных тирад Стародумов против двора показывает, что двор — самое зараженное место в королевстве. На слова Правдина о том, что при таких «правилах», как у Стародумов, «людей со двора не выпускать, а на двор звать... потому что к больным врача вызывают», Стародум отвечает: Друг мой!Ошибка!Напрасно звать врача к больному.Здесь врач не поможет,если он не заразится.Автор вкладывает в уста Стародумов очень резкую тираду против феодалов:"Незаконно угнетать себе подобных рабством». Как и положительные персонажи пьесы — Правдин, Стародум, Милон, Софья (по-гречески — «мудрость») — отрицательные персонажи наделены именами, сразу раскрывающими характер каждого: Простаков, Скотинин, Вральман и другие. Но и к этому чисто внешнему, традиционно обусловленному приему Фонвизин умеет добавить недюжинную художественную силу. Возьмем, к примеру, фамилию «Скотинин». Даже Сумароков в своей сатире «О дворянстве» писал о злом дворянине: «О. Должны ли у крупного рогатого скота быть люди? В журналах Новикова неоднократно встречается сравнение злых помещиков со скотиной. Этот почти постоянный эпитет, ставший применимым к «злобному» помещику, Фонвизин в «Подлеске» превращает в имя — характеристику. Однако в данном случае эта именная характеристика не только приклеивается ко лбу персонажа, но и органически врастает в самое его существо, художественно переданное, реализованное. Кроме того, воплощённая в живом образе дефиниция является и выражением главной внутренней темы всей пьесы — образа звериной жизни злостных помещиков. С грубым, но неподдельным юмором этот мотив «обыгрывается» на протяжении всей комедии в различных вариациях. В первом же акте Скотинин наивно удивляется своей особой любви к свиньям: «Я люблю свиней, сестра; а у нас по соседству такие большие свиньи, что нет ни одной, которая, стоя на задних лапах, не выше каждого из нас на целую голову. Саркастический смысл последних слов тем сильнее, что они вложены в уста самого Скотинина. Оказывается, любовь к свиньям вообще является «семейной» шотландской чертой. В простом замечании Простакова понятна и причина этой непонятной страсти к свиньям: «Странно, брат, как родственники могут походить на родственников! Наш Митрофанушка весь как дядька - и с детства такой же свинарник, как и ты. Когда ему было еще три года, случилось так, что, увидев свинью, он затрепетал от радости. И есть некоторые сходства. Вот как я говорю». Тот же мотив настойчиво обыгрывается Фонвизиным в линиях других персонажей. Такую самохарактеристику хитрый церковник Кутейкин вкладывает в уста самого Митрофанушки. На уроке грамоты он заставляет своего ученика читать из Часослова: "Я скотина, а не человек, поругание людям". комический эффект. Простакова, сестра Тараса Скотинина, рекомендованная Стародуму, говорит о себе: "Ведь я тоже отец Скотининых. Покойный отец женился на покойной матери; они прозвали ее Приплодной. У нас было восемнадцать детей. ..». В подобных тонах говорит Скотинин о своей сестре, он говорит о ней точно таким же языком, как мог бы говорить о своих «свинках», которые были ему так дороги: «Честно говоря, один помет; как он скулил…». В интервью Простаковой о ее желании иметь детей Скотинин заявляет: «Я хочу иметь своих свиней». Сама Простакова р Свою любовь к Митрофанушке он сравнивает с привязанностью суки к своим щенкам: «Вы слышали, что сука родила щенков?» Фонвизин тоже несколько раз обыгрывал этот мотив. — Я, брат, на тебя лаять не буду, — сказала она, обращаясь к брату. Когда Правдин угрожает подать на нее в суд за попытку заставить Софью уйти в подворотню, она с беспощадной непосредственностью восклицает: «Ах, я собачья дочка! Что вы наделали!" Наконец, в финале пьесы автор выводит из одного рода фамилию Скотининых, которая является фамилией всех злостных дворян-помещиков вообще. После объявления о передаче имения Простаковой за бесчеловечное обращение с ее крестьянами в заключении, Правдин говорит, обращаясь к Скотинину: «...Идите в свои конюшни... Но не забудьте сказать всем Скотининым, чему они подлежат ." 5 Своеобразие и современность звучания комедииОколо девяноста лет тому назад В. О. Ключевский писал о «Недоросле» Фонвизина: «Можно с уверенностью сказать, что «Недоросль» еще не утратил значительной доли своей былой художественной власти ни над читателем, ни над зрителем...». В наше время, пожалуй, уже нельзя так говорить без риска. Комедия Фонвизина в какой-то степени утратила свою «художественную власть» над читателем, но не утратила своего образно-смыслового значения, точности и яркости психологических характеристик, типа повествования «на границе трагедии и комедии», которые они классно нашел. автора, в котором за комедией отдельных ситуаций вырисовывается социальное несчастье всего народа. Фонвизин, сатирик-обличитель, впервые дал полную обобщенную картину крепостной действительности, создал яркие образы-типы, порожденные крепостничеством, показал разлагающее влияние крепостного права на психологию как крепостника, так и подданного. Поскольку «Недоросль», безусловно, самое значительное произведение классицистической драматургии в русской литературе прошлого века, эта пьеса занимает особое место в программе исследования. Особое внимание уделено художественному своеобразию и новаторству комедийного жанра. Несомненно, заслуга Фонвизина в создании языка комедии. Настоящее новаторство Фонвизина заключалось в широком использовании разговорной речи, в принципах ее отбора, в овладении индивидуализацией. Все это тем более важно, что во второй половине XVIII века формировался общерусский литературный язык, и определенную роль в этом процессе играла русская комедия. Комедия Фонвизина также значительно отличается от других комедий того времени своей острой публичностью. В качестве основания для деления героев на положительных и отрицательных автор устанавливает иной критерий по сравнению с большинством драматургов. У Фонвизина есть положительные герои - корифеи своей эпохи. Мы не только видим их поступки, но и признаем их нравственный идеал - честное служение Родине, нетерпимое отношение к пороку, несправедливости. Образованные, прогрессивно мыслящие герои Фонвизина выражают сокровенные мысли автора, представителя дворянской оппозиции в царствование Екатерины II. – в этом основная идейно-художественная функция положительных героев. Поэтому высокий стиль их речи психологически мотивирован, что отличает их речь от речи абстрактно-положительных героев других комедий - мудрых отцов, преданных друзей. Посредством языковой характеристики очень четко прослеживаются характеры персонажей и создаются разные мнения о двух группах в комедии, то есть положительных и отрицательных героях, об их отношении к крепостным и крепостному праву. На примере Митрофанушки Фонвизин показывает, как в этой среде растет избалованное подрастающее поколение дворян, и заявляет о своем протесте против засилья Скотининых. Словарь Митрофанушки и Скотинина мал и беден. В речи Простаковой много грубых и общих слов, ее язык ничем не отличается от языка крепостных. Эти языковые особенности подчеркивают ограниченность, глупость и неграмотность представителей некультурного дворянства, развращенного помещичьей властью. Бегло говорят Стародум, Софья, Правдин - все эти герои представляют передовое, просвещенное дворянство, требующее ограничения неограниченной власти дворян над крепостными. Фонвизин наполнял свои комедии ясным и непосредственным содержанием, черпаемым непосредственно из окружающей его действительности. Писать с натуры, слушать живой народный говор — это не метод писателя-классика. Но именно это позволило Фонвизину возвысить свою пьесу до «народной комедии», как уже писал Пушкин, что в «Подрасте» «прекрасный сатирик сломал невежество в народной комедии». В глазах Пушкина национальность «Недорослей» представляла собой важнейшую и значительную ее черту. В одном из своих критических и полемических очерков он вновь подчеркнуто говорит о «Недоросле» как о «единственном памятнике народной сатиры». Национальность «Недорослей» была не только в языке. «Какой наш Фонвизин? — спрашивает Гоголь в черновике своей критической статьи для пушкинского «Современника». «Это не Мольер, не Бомарше и не Гольдони». Пушкин за двадцать лет до Гоголя уже решил для себя этот вопрос и назвал Фонвизина в одном из своих лицейских произведений — сатирической поэме «Тень Фонвизина» — «русским веселым парнем». Последующая критика также отмечала этот национально-русский характер юмора Фонвизина. «Комизм есть необыкновенная, особая способность русского ума», — писал Аполлон Григорьев о Денисе Фонвизине. Подавляющий, уничтожающий гнев смех Фонвизина, направленный на самые отвратительные стороны самодержавно-крепостнического быта, сыграл большую созидательную роль в дальнейших судьбах русской литературы. Прямые нити пролегают от юмора Фонвизина через юмор басен Крылова к тонкой иронии Пушкина. В истории нашей драматургии «Недоросль» занимает знаменитый ряд величайших творений русского комического гения. Комедия Фонвизина — творение педагога, ориентирующегося на передовую философию и новые передовые формы искусства. Глубоко размышляя о своей нынешней жизни, Фонвизин создавал образы и ситуации, которые стали частью русской литературной традиции. Например, он сочинил пословицу в народном духе: «Учиться не хочу, а жениться хочу» — и давал непревзойденный образ такого заросшего невежды, мечтающего жениться. Каждый раз, когда русский писатель обращался к образу персонажа, который не сходил с ума, гонялся за голубями и оставался без сознания, он создает нечто, имеющее сходство с героем «Подлеска» — таково современное звучание комедии. Сами композиционные поиски Фонвизина типичны для русской комедии. Общественно-социальный момент, нараставший во французской комедии 18 в., особенно у Бомарше, не побудил французских драматургов отказаться от любовной связи как основы комедии. Наоборот, Бомарше даже пытался вдохнуть в нее новую жизнь: «Женитьба Фигаро» построена на любовных отношениях. Фонвизин отодвигает любовные отношения Софьи и Милона на второй план. В центре комедии противопоставление передового человека Стародумы темным феодалам Скотинину и Простакову. Фонвизин первым стал на этот путь. Глубокий смысл имеют слова В. Г. Белинского о Фонвизине: «Русская комедия началась задолго до Фонвизина, но только с Фонвизина началась». Опрос. Какой жанр у данного произведения? а) роман б) трогедия в) комедия д) трагедия Отметьте кто именовался недоросолем во времена Фонвизина? а) подросток 15-17 лет б) ленивый герой комедии в) дворянин, не получивший образования, не имеющий прива служить, жениться Сколько лет Митрофанушке? а) 14 лет б) 15 лет в) 16 лет г) 18 лет В чем схожи мать и Митрофанушка? а) мудрость, доброта б) грубость, невежество в) уважение к другим г) любовь к близким Кто становится женихом Софьи? а) Скотинин б) Правдин в) Милон г) Митрофан В опросе учествовало 25 человек Средний результат 61,45% Мой результат 90,48% Заелючение.Напоследок сделаем вывод по всей теме. Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» — венчающее произведение русской драматургии XVIII века, раскрывающее проблему нравственного разложения дворянства и проблему просвещения. В комедии сталкиваются два мира с разными потребностями, стилями жизни и речевыми моделями, с разными идеалами. Стародум и Простакова наиболее честно выражают позиции непримиримых по существу лагерей. Идеалы героев хорошо видны в том, какими они хотят видеть своих детей. Сюжет и название "Недорослей" - пьеса о том, как плохо и неправильно воспитывал "недорослей" молодой дворянин. Проблема образования занимает центральное место в работах Просвещения. Но Фонвизин сильно расширил саму постановку этой проблемы: речь идет о воспитании в самом широком смысле этого слова. Митрофан — это тот самый подлесок, к которому относится название игры. История его воспитания объясняет, откуда взялся страшный мир Скотининых и Простаковых. Это значит не только ставить проблему воспитания, но и учитывать обстоятельства, влияющие на формирование личности, что соответствует задачам реализма. Естественно, такую задачу не мог решить только классицизм, необходимо было найти новые подходы к изображению героев. Это создает своего рода сплав традиционных и новаторских элементов в комедии. Комедия «Недоросль» не утратила для нас своей актуальности. Воспитание подрастающего поколения зависит не только от школы, но и от семьи. Фонвизин говорит нам: в первую очередь он воспитывает семью. Дети наследуют от родителей не только гены, но и идеалы, привычки, образ мыслей и образ жизни. Как правило, яблоко от яблони недалеко падает. «Недоросль» - это произведение, которое ставит вопросы о стабильном выполнении «долга» каждого гражданина, о характере семейных отношений, а также о системе воспитания и образования в первую очередь. Конечно, эти вопросы не утратили своего современного звучания и сегодня, ведь тема и проблема воспитания и образования «вечны», особенно сейчас, в нашем поколении, в наше время, когда миром правят деньги и ценность образования обесценилась, когда стало образованием, а не модным, когда многие молодые люди считают главными достоинствами престижную работу, хорошие деньги, а не знания и служение стране. В то же время в современном обществе наблюдается и другая тенденция. Сейчас многие богатые родители отдают детей в престижные и дорогие частные школы, но образование там не всегда на высоте. В результате дети проникаются отвращением к обучению. С другой стороны, родители не всегда следят за их поведением в присутствии детей и подают им плохой пример. При этом они души не чают в своих детях и сильно их балуют. Так что сегодня мы видим определенное совпадение с ситуацией, описанной Фонвизиным. И так же, как и 250 лет назад, мы понимаем, что сильного человека, благородного в мыслях и делах, настоящего гражданина делает желание и умение учиться, применять свои знания на практике, продуктивно работать на благо общества. Литература Белинский В. Г. Полное собрание сочинений. Т. 5. / В. Г. Белинский – М.: Просвещение, 1954. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. М., ООО «Кирилл и Мефодий», 2006. (CD-ROM). Всеволодский – Генгросс В. Н. Фонвизин-драматург. / В. Н. Всеволодский-Генгросс – М.: Просвещение, 1960. Глухов В. И. Становление реализма в литературе 18 - начала 19 в. / В. И. Глухов - Волгоград: Наука, 1976. Граник, Г.Г. Драматурги, драматургия, театр / Г.Г. Граник, Л.А. Концевая. - М. : ВЛАДОС — ПРЕСС, 2001. - 320 с. Гуковский Г. А. Очерки русской литературы 18 в. / Г. А. Гуковский – Л.: Книга, 1983. Ключевский В. О. Литературные портреты. / В. О. Ключевский – М.: Просвещение, 1991. Люстров, М. Ю. «Послание к слугам моим: Шумилову, Ваньке и Петрушке» Д. И. Фонвизина и его жанровое своеобразие / М. Ю. Люстров // Русская словесность. - 1997. - № 2. - С. 19 - 22. Рассадин, С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского / С. Рассадин. - М. : СЛОВО / SLOVO, 2001. - 288 с. Татаринова, Л. Е. Русская литература и журналистика XVIII века / Л. Е. Татаринова. - М. : Проспект, 2001. - 368 с. Фонвизин, Д.И. Пьесы / Д.И. Фонвизин, А.С. Грибоедов. - М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. -670 с. |