1.Программа вокал 2022. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Устьяны Структурное подразделение Киземское утверждаю согласовано
Скачать 40.08 Kb.
|
Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Устьяны» Структурное подразделение «Киземское» УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО: Директор МБУК «Устьяны» зам.директора по ____________Н.С. Цокорова творческой деятельности ____________Е.П.Дитятева «_____»____________2022г. «______»______________2022г. Рабочая программа клубного формирования «Встреча с песней» на 2022-2024 г. Руководитель Ботыгина О.В. 2022г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни. Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста чувство потребности в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Приобщение к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства. Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении. Актуальность программы: заключается в художественно-эстетическом развитии, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии разносторонних способностей. Целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей. В современных условиях социально-культурного развития общества главной задачей образования становится воспитание человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции. Цель программы : заинтересовать музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус Основные задачи в работе клубного формирования: - Образовательные: постановка голоса, формирование вокально- хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром. - Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения. - Развивающие: развитие музыкальных способностей, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения. Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка. Особенности возрастной группы которым адресована программа. Возраст от 45+ Режим занятий. Общее количество часов в год – 192 часа. Количество часов в неделю – 4часа. Периодичность в неделю – 2 раза. Продолжительность занятия – 2 часа. Прогнозируемые результаты и способы их проверки В течении всей программы должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести Вокалистов к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научится петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открывать таланты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни. В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности. Важно воспитывать артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса. Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села. Учебно-тематический план на первый год обучения.
Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения. Первое полугодие.
Второе полугодие первого года обучения.
Всего 192 часа Учебно-тематический план на второй год обучения.
Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на второй год обучения Первое полугодие.
Второе полугодие второго года обучения.
Всего 192 часа Содержание программы Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными. Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков: Работа над певческой установкой и дыханием. (30 часов)Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании). Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. (40 часов)Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры. Работа над дикцией и артикуляцией.(42 часа) Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных. Формирование чувства ансамбля.(30 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (50 часов) Обучение пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа. Используемая литература: 1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г 2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения. 3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г. 4.Миловский С. Распевание на уроках пения «Музыка», Москва, 1997г. 6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г. 7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования» Список участников клубных формирований «Встреча с песней» рук – ль Ботыгина О.В. СОСТАВ ГРУППЫ
|