Главная страница

1.Программа вокал 2022. Муниципальное бюджетное учреждение культуры Устьяны Структурное подразделение Киземское утверждаю согласовано


Скачать 39.62 Kb.
НазваниеМуниципальное бюджетное учреждение культуры Устьяны Структурное подразделение Киземское утверждаю согласовано
Дата03.09.2022
Размер39.62 Kb.
Формат файлаdocx
Имя файла1.Программа вокал 2022.docx
ТипРабочая программа
#660541

Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Устьяны»
Структурное подразделение «Киземское»

УТВЕРЖДАЮ: СОГЛАСОВАНО:

Директор МБУК «Устьяны» зам.директора по

____________Н.С. Цокорова творческой деятельности

____________Е.П.Дитятева
«_____»____________2022г. «______»______________2022г.


Рабочая программа

клубного формирования «Встреча с песней»

на 2022-2024 г.
Руководитель Ботыгина О.В.

2022г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Человек наделен от природы особым даром – голосом. Это голос помогает человеку общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.

Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста чувство потребности в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству.

Приобщение к певческому искусству способствует развитию их творческой фантазии, погружает в мир классической поэзии и драматического искусства.

Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать творческий потенциал, способствует развитию целого комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Актуальность программы: заключается в художественно-эстетическом развитии, приобщении их к современной эстрадной музыке, раскрытии разносторонних способностей.

Целесообразность программы обусловлена тем, что занятия вокалом развивают художественные способности, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние. Об исключительных возможностях воздействия музыки на человека, на его чувства и душевное состояние говорилось во все времена. Сила этого воздействия во многом зависит от эмоциональной отзывчивости слушателя, его подготовленности к общению с настоящим искусством, от того насколько близка ему та или иная музыка. Приобщение к музыкальному искусству способствует воспитанию нравственно-эстетических чувств, формированию взглядов, убеждений и духовных потребностей.

В современных условиях социально-культурного развития общества главной

задачей образования становится воспитание человека как культурно исторического объекта, способного к творческому саморазвитию, самореализации и саморегуляции.
Цель программы : заинтересовать музыкальным искусством, привить любовь к хоровому и вокальному пению, сформировать вокально– хоровые навыки, чувство музыки, стиля. Воспитать музыкальную и певческую культуру. Развить музыкально-эстетический вкус

Основные задачи в работе кружка:

- Образовательные: постановка голоса, формирование вокально-

хоровых навыков, знакомство с вокально- хоровым репертуаром.

- Воспитательное: воспитание вокального слуха как важного фактора пения в единой певческой манере, воспитание организованности, внимания, естественности в момент коллективного музицирования, привить навыки сценического поведения.
- Развивающие: развитие музыкальных способностей, а так же развитие навыков эмоционального, выразительного пения.

Многолетние научные исследования в области музыкальной педагогики, опыт работы в школах, а также исторический опыт свидетельствуют, что вокальное воспитание оказывает влияние на эмоционально-эстетическое развитие личности ребёнка.

Особенности возрастной группы которым адресована программа.

Возраст взрослые

Режим занятий.

Общее количество часов в год – 192 часа.

Количество часов в неделю – 2часа.

Периодичность в неделю – 2 раза.

Продолжительность занятия – 2 часа.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

В течении всей программы должны научиться красиво петь: петь звонко, напевно, чисто интонировать мелодию, выразительно исполнять различные по характеру вокальные произведения, постепенно переходить к исполнению более сложных вокальных произведений, к песням с более широким диапазоном. Необходимо постепенно подвести Вокалистов к хоровому многоголосию, к ансамблевому пению, то есть научится петь в ансамбле и сольно, раскрывать наиболее полно творческие возможности каждого индивидуума, открыватьталанты, подбирать для изучения репертуар соответственно возрасту ребенка и его вокальному опыту, принимать участие в концертах для тружеников села, для ветеранов войны и труда, в районных конкурсах и фестивалях песни.

В процессе обучения в вокальном кружке репертуар должен соответствовать развитию необходимых певческих качеств: голоса, интонации, пластики, ритмичности.

Важно воспитывать артистичность, умение перевоплощаться в художественный образ произведения. Это должно проявляться в мимике лица, движениях рук и корпуса.

Критерием оценки считать качество звука, свободу при пении, не количество, а качество выученного материала, умение практически использовать полученные умения и навыки, например – выступление вокального коллектива с концертами перед ветеранами войны и труда, тружениками села.

Учебно-тематический план

на первый год обучения.



Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в  том числе

те оретических практических

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.

30

3

7

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

40

5

15

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

42

2

20

4.

Формирование чувства ансамбля.

30

5

15

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

50

5

25

Итого:

192

20

82

Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на первый год обучения.

Первое полугодие.



Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

12

3.09-9.09

2

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

14

10.09-16.09

3

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

20

17.09-14.10

4

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

20

15.10-4.11

5

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

15

5.11-11.11

6

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать культуру поведения на сцене.

10

12.11-28.12

Второе полугодие первого года обучения.



Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

15

10.01-23.01

2

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне детского голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

19

24.01-13.02

3

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

6

14.02-27.02

4

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

15

28.02-10.04

5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей , их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

16

11.04-28.05

Всего 192 часа


Учебно-тематический план

на второй год обучения.



Наименование разделов и тем

Общее количество часов

в  том числе

те оретических практических

1.

Певческая установка. Певческое дыхание.

30

3

7

2.

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

40

5

15

3.

Работа над дикцией и артикуляцией

42

2

20

4.

Формирование чувства ансамбля.

30

5

15

5.

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой.

50

5

25

Итого:

192

20

82

Календарно - тематическое планирование работы вокального кружка на второй год обучения

Первое полугодие.



Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческая установка. Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя.

2

1.09-9.09

2

Певческое дыхание. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различные характеры дыхания перед началом пения в зависимости перед характером исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения.

4

10.09-16.09

3

Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Естественный свободный звук без крика и напряжения. Мягкая атака звука. Округление гласных. Способы их формирования в различных регистрах (головное звучание).

10

17.09-14.10

4

Работа над дикцией и артикуляцией. Развитие согласованности артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту).

10

15.10-4.11

5

Формирование чувства ансамбля. Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада) устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе.

5

5.11-11.11

6

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Обучение пользованию фонограммой осуществляется с помощью аккомпанирующего инструмента в классе , в соответствующем темпе. Пение под фонограмму - заключительный этап работы. Формировать культуру поведения на сцене.

20

12.11-28.12

Второе полугодие второго года обучения.



Тема занятия

Часы

Дата проведения

1

Певческое дыхание. Смена дыхания в процессе пения, различные приёмы дыхания (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное но так же активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном» дыхании).

5

10.01-23.01

2

Работа над звуковедением и чистотой интонирования. Пение нон легато и легато. Работа над ровным звучанием во всём диапазоне голоса, умением использовать головной и грудной регистры.

9

24.01-13.02

3

Работа над дикцией и артикуляцией. Работа над особенностями произношения при пении (напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных) быстрое и чёткое выговаривание согласных

6

14.02-27.02

4

Формирование чувства ансамбля. Выработка ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

15

28.02-10.04

5

Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. Пение под фонограмму. Развитие артистических способностей детей, их умения согласовывать пение с ритмическими движениями. Работа над выразительным исполнением песни и созданием сценического образа.

16

11.04-28.05

Всего 192 часа


Содержание программы

Формы и методы практической педагогической деятельности при обучении в вокальном кружке могут быть различными.

Основные задачи в формировании вокально-хоровых навыков:

  1. Работа над певческой установкой и дыханием.

(30 часов)Посадка певца, положение корпуса, головы. Навыки пения сидя и стоя. Дыхание перед началом пения. Одновременный вдох и начало пения. Различный характер дыхания перед началом пения в зависимости от характера исполняемого произведения: медленное, быстрое. Смена дыхания в процессе пения; различные его приемы (короткое и активное в быстрых произведениях, более спокойное, но также активное в медленных). Цезуры, знакомство с навыками «цепного» дыхания (пение выдержанного звука в конце произведения; исполнение продолжительных музыкальных фраз на «цепном дыхании).

  1. Музыкальный звук. Высота звука. Работа над звуковедением и чистотой интонирования.

(40 часов)Естественный, свободный звук без крика и напряжения (форсировки). Преимущественно мягкая атака звука. Округление гласных, способы их формирования в различных регистрах (головное звучание). Пение нонлегато и легато. Добиваться ровного звучания во всем диапазоне детского голоса, умения использовать головной и грудной регистры.

  1. Работа над дикцией и артикуляцией.(42 часа) Развивать согласованность артикуляционных органов, которые определяют качество произнесения звуков речи, разборчивость слов или дикции (умение открывать рот, правильное положение губ, освобождение от зажатости и напряжения нижней челюсти, свободное положение языка во рту). Особенности произношения при пении: напевность гласных, умение их округлять, стремление к чистоте звучания неударных гласных. Быстрое и четкое выговаривание согласных.

  2. Формирование чувства ансамбля.(30 часов) Выработка активного унисона (чистое и выразительное интонирование диатонических ступеней лада), ритмической устойчивости в умеренных темпах при соотношении простейших длительностей (четверть, восьмая, половинная). Постепенное расширение задач: интонирование произведений в различных видах мажора и минора, ритмическая устойчивость в более быстрых и медленных темпах с более сложным ритмическим рисунком (шестнадцатые, пунктирный ритм). Устойчивое интонирование одноголосого пения при сложном аккомпанементе. Навыки пения двухголосия с аккомпанементом. Пение несложных двухголосных песен без сопровождения.

  3. Формирование сценической культуры. Работа с фонограммой. (50 часов) Обучение пользованию фонограммой осуществляется сначала с помощью аккомпанирующего инструмента в классе, в соответствующем темпе. Пение под фонограмму – заключительный этап сложной и многогранной предварительной работы. Задача педагога – подбирать репертуар согласно их певческим и возрастным возможностям. Также необходимо учить пользоваться звукоусилительной аппаратурой, правильно вести себя на сцене. С помощью пантомимических упражнений развиваются артистические способности в процессе занятий по вокалу вводится комплекс движений по ритмике. Таким образом, развитие вокально-хоровых навыков сочетает вокально-техническую деятельность с работой по музыкальной выразительности и созданию сценического образа.


Используемая литература:

1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г

2.Соболев А. Речевые упражнения на уроках пения.

3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание»
«Музыкальная Украина», Киев, 1989г.

4.Миловский С. Распевание на уроках пения «Музыка», Москва, 1997г.

6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.

7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования»

Список участников

клубных формирований «Встреча с песней»

рук – ль Ботыгина О.В.

СОСТАВ ГРУППЫ



Ф.И.О.

Год рождения

1

Ипатова Нина Алексеевна

1949

2

Лобова Валентина Валентиновна

1954

3

Дурягина Надежда Сергеевна

1958

4

Ипатова Ольга Владимировна

1961

5

Кирш Любовь Ивановна

1947

6

Киперь Светлана Леонидовна

1957

7

Васильева Любовь Александровна

1955

8

Ботыгина Екатерина Александровна

1984

9

Ипатова Зоя Федоровна

1952

10

Ковязина Ирина Васильевна

1975

11

Рогачева Ирина Анатольевна

1981

12

Ботыгина Ольга Вячеславовна

1983


написать администратору сайта