Главная страница
Навигация по странице:

  • Курсовая работа по теории государства и права на тему «Мусульманская правовая система»

  • Глава 1. Основы мусульманского права

  • 1.2. Возникновение и развитие мусульманского права

  • 1.3. Соотношение мусульманского права с религиозной системой

  • Глава 2. Источники мусульманского права 2.1. Коран и Сунна

  • Глава 3. Мусульманское право в современном мире 3.1. Мусульманская и европейская правовые системы

  • 3.2. Тенденции развития мусульманского права

  • Список использованной литературы 1. Монографии

  • 2. Официальные документы

  • 3. Учебники и учебные пособия

  • Курсовая работа. Мусульманская правовая система


    Скачать 134.5 Kb.
    НазваниеМусульманская правовая система
    АнкорКурсовая работа
    Дата07.03.2022
    Размер134.5 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаКурсовая работа.doc
    ТипКурсовая
    #385141

    Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО «Нижегородский государственный университет

    им. Н. И. Лобачевского»



    Факультет управления и предпринимательства

    Кафедра истории и теории государства и права

    Курсовая работа

    по теории государства и права на тему

    «Мусульманская правовая система»
    Выполнила студентка

    1-ого курса, группы 1–Ю(б)

    ФИО
    Научный руководитель:

    Доцент кафедры истории и теории

    государства и права,

    кандидат юридических наук

    ФИО

    ___________________________
    Н. Новгород

    2013

    Содержание

    Стр.

    Введение…………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Основы мусульманского права

    1.1. Понятие и признаки мусульманского права………………………………..5

    1.2. Возникновение и развитие мусульманского права………………………...8

    1.3. Соотношение мусульманского права с религиозной системой………….12

    Глава 2. Источники мусульманского права

    2.1. Коран и Сунна……………………………………………………………….14

    2.2. Иджма и кияс………………………………………………………………..16

    Глава 3. Мусульманское право в современном мире

    3.1. Мусульманская и европейская правовые системы……………………….18

    3.2.Тенденции развития мусульманского права……………………………….21

    Заключение……………………………………………………………………….23

    Список использованной литературы…………………………………………..25


    Введение

    Вначале хотелось бы сказать, что правовая система – это комплекс взаимосвязанных и согласованных юридических средств, предназначенных для регулирования общественных отношений, а также юридических явлений, возникающих вследствие такого регулирования (правовые нормы, правовые принципы, правосознание, законодательство, правовые отношения, юридические учреждения, юридическая техника, правовая культура, состояние законности и ее деформация, правопорядок и др.).1

    Классификация правовой системы представляет собой вспомогательное средство, применяемое для упорядочения многообразия правовых систем мира. Исходя из определенных критериев, в науке выделяют следующие правовые семьи: романо-германская, англосаксонская, семья обычного (традиционного) права, семья религиозного права. К семье религиозного права относятся правовые системы некоторых государств Азии. В ней выделяют две группы правовых систем: 1) мусульманские правовые системы (Иран, Ирак, Афганистан), 2) индусские правовые системы (Индия, Сингапур).

    Огромную роль в становлении мусульманской правовой системы сыграла деятельность Мухаммеда и первых четырех праведных халифов, при которых путем толкования заповедей, высказываний и поступков Пророка была составлена священная книга мусульман – Коран. Считается, что все необходимые для мусульман законы и правила поведения были в ней записаны. Правда в том, что право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием постоянно изменяющихся социальных условий жизни. Многие века юристы (факихы) разъясняли и толковали слова Аллаха, однако их усилия были направлены не на создание нового права, а лишь на то, чтобы приспособить данное Аллахом право к практическому использованию. Поскольку, согласно исламу, мусульманское право (Шариат) отражает волю Аллаха, оно охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно относятся к правовой сфере.

    Я выбрала тему «Мусульманская правовая система» так как считаю, что она актуальна. На формирование мусульманского права решающее воздействие оказала одна из великих мировых религий – ислам, численность последователей которой составляет около 1,6 миллиарда населения современного мира. Я также являюсь мусульманкой и в последнее время наблюдаю с экрана телевизора, Интернета и т. д. картину того, что взаимоотношение мусульманского и немусульманского миров довольно сильно обострились, притом примеры этому можно найти не только в России, но и в других странах. И, несомненно, это требует внимания и разъяснения причин, происходящего вокруг.

    Исследуя данную тему, я поставила перед собой цель: раскрыть сущность Шариата, показать его неразрывную связь с исламом, рассказать об его источниках и тенденции развития.

    Задачами моей работы являются:

    • определить понятие и признаки мусульманского права;

    • рассмотреть возникновение и развитие мусульманского права;

    • рассказать о взаимосвязи мусульманского права с религиозной системой;

    • показать особенность основных источников мусульманского права;

    • сравнить мусульманское право с другими правовыми системами;

    • проанализировать тенденции развития мусульманского права в современном мире.



    Глава 1. Основы мусульманского права

    1.1. Понятие и характерные черты мусульманского права

    Мусульманское право – совокупность поддерживаемых государством религиозных, нравственных и правовых норм, сложившихся на основе ислама в толковании учеными-богословами и правоведами.2

    География распространения мусульманского права обширна. Традиционно оно присутствует в государствах Арабского Востока (Иран, Ирак, Иордания, Кувейт и т.д.). Не менее традиционным оно является для мусульманских общин Африки (Сомали, Танзания, Кения и др.), Малайзии, Индонезии и ряда других стран.

    По причине приверженности исламу влияние мусульманского права испытывают некоторые из балканских стран и регионов (например, Албания, Косово), ряд стран СНГ (Азербайджан, Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан и др.), субъекты Российской Федерации (Татарстан, Ичкерия, Ингушетия и др.), а также мусульманское население Украины (крымские татары). В некоторых из них наблюдаются (разные по степени активности и глубине) процессы восстановления принципов и норм Шариата. В государственных символах подчёркивается принадлежность к мусульманскому миру. Сегодня более одного миллиарда человек на вопрос «Кто ты по вере?» – отвечают арабским словом – муслим («человек, исповедующий ислам», мусульманин).

    Мусульманская правовая система характеризуется следующими признаками:

    • основными источниками данной правовой системы являются религиозно-нравственные нормы и ценности, содержащиеся в Коране, Сунне и иджме;

    • весьма тесные переплетения юридических положений с религиозными, философскими, моральными постулатами, а также с местными обычаями в целом образуют единые правила поведения;

    • она основана на теологических представлениях о праве, согласно которым основным творцом права является Аллах, а не общество и не государство;

    • особое значение в системе источников права придается трудам ученых-юристов (доктрины), конкретизирующие и толкующие первоисточники, лежащие в основе конкретных решений;

    • правовые предписания даны раз и навсегда, в них необходимо верить и неукоснительно соблюдать;

    • нормативные правовые акты (законодательство), в сравнении с религиозными источниками имеют вторичное значение;

    • право основано на идее приоритета обязанностей, а не прав человека и гражданина;

    • мусульманское право имеет религиозно-общинный принцип применения. Оно действует, прежде всего, во взаимоотношениях мусульман, предназначается для мусульманской общины, направлено на её консолидацию и расширение. Например, брачно-семейные нормы мусульманского права распространяются исключительно на мусульман и не используются иными религиозными конфессиями. Ответственность за несоблюдение поста во время Рамадана касается только мусульман. Правда, наличие приведенных фактов не исключает стремления распространить нормы мусульманского права и на немусульман (подчинение нормам мусульманского права немусульманки, которая вышла замуж за мусульманина и др.);

    • она охватывает все сферы общественной жизни, а не только те, которые обычно относятся к правовой сфере;

    • наука мусульманского права сформировалась и ста­билизировалась в глубоком средневековье, что и объясняет некоторые чер­ты этого права: архаический характер ряда институтов, его казуистичность и отсутствие систематизации.

    Шариат (по араб. шариа – «путь следования» или «правильный путь к цели») – совокупность обязательных предписаний Аллаха, переданных через Пророка Мухаммеда, воплощенных главным образом в Коране и Сунне и определяющих образ мысли и поведения мусульманина.3 Ислам рассматривает правовые установления как частицу единого божественного закона и порядка. Отсюда велениям и запрещениям, составляющим нормы Шариата, также приписывается божественное значение. Шариат выступает в виде всеобъемлющей системы социального регулирования, которая охватывает разные категории норм – не только правовые, но и религиозные, моральные, бытовые, соблюдение которых означает ведение праведной, угодной Аллаху жизни, приводящей мусульманина в рай. Все эти нормы – обязательства, возложенные на мусульманина, а не права, которые он может иметь. За нарушение норм Шариата предусмотрена очень жесткая система наказаний по шариатскому суду.

    Вспомним, что гласит Конституция Пакистана 1973 г. Шариатский суд является уникальным учреждением, не имеющим аналогов во всем мусульманском мире. В преамбуле конституции Пакистана утверждается, что суверенитет над всей вселенной принадлежит всемогущему Аллаху. В статье 227 сказано, что все существующие законы должны быть приведены в соответствие с канонами исламского права, изложенными в Коране и Сунне Пророка. В главе 3-А сказано какие функции у Федерального шариатского суда, какие дела он правомочен рассматривать по подсудности. Он решает – соответствуют законы страны или нет предписаниям ислама.

    Тесная связь права с теологией ислама нашла свое выражение в установлении в Шариате пяти видов действий мусульманина, которым придавался в равной мере правовой и морально-религиозный смысл: обязательные, рекомендуемые, разрешаемые, порицаемые и запрещенные.

    Кодекс Шариата подразделяется на три основные части: ибадат (обязанности, относящиеся к религиозному культу), муамалят (чисто юридические нормы) и укубат (система наказаний).
    1.2. Возникновение и развитие мусульманского права

    Мусульманское право возникло (VII – Х вв.) в процессе разложения родоплеменного строя и становления феодального общества в Арабском халифате. Оно отражало взаимодействие двух начал – религиозно-этического и собственно правового, связано с именем Мухаммеда – купца из Мекки (570 – 632 гг.), который объединив все аравийские племена в один народ, создал арабское государство и положил в его основу ислам. На формирование мусульманского права, нередко обозначаемого термином «фикх», большое влияние оказали как ислам, так и другие древние религиозные течения, немалую роль сыграло и обычное право.

    После смерти Мухаммеда до начала VIII в. его дело продолжали четыре праведных халифа – Абу-Бакр, Омар, Осман, Али и другие сподвижники Пророка. Обладание религиозной и светской властью (законодательной, исполнительной, судебной) открывало им широкий простор для толкования от имени Аллаха и Мухаммеда религиозных источников – Корана и Сунны, где имелись отдельные нормы уголовного и гражданского права. Эти нормы не были приведены в определенную систему, не выделены в отдельную группу, а потому праведные халифы предпочитали на основе консенсуса формулировать новые правила поведения.

    В VIII – Х вв. юристы, ощущая недостаточность конкретных предписаний Корана и Сунны, необходимость в ликвидации пробелов и приспособления религиозных источников к потребностям общественного развития, взяли на себя задачу совершенствования мусульманского права. Первым шагом явилось появление «рой» (араб. – мнение) – относительно свободного личного усмотрения юристов, применяемого при толковании норм Корана и Сунны. Следующим шагом был «иджтихад» (от араб. иджтихада – выносить самостоятельное решение) – формулирование компетентным факихом новых правил поведения на основе Корана и Сунны в случае их «молчания».

    Лица, получившие право самостоятельно решать вопросы, касающиеся Корана и Сунны, стали называться муджтахидами. Бурное развитие иджтихада привело к тому, что мусульманские ученые-юристы сформулировали большинство конкретных норм и общих принципов мусульманского права – доктринальная разработка права.

    Работы муджтахидов приобрели силу обязательных источников для тех, кто применял нормы мусульманского права. В вопросах, не урегулированных Кораном и Сунной, от судьи требовалось принимать решения на основе формулировок факихов, а не по собственному разумению.

    Вначале VIII – середине Х вв. мусульманское право достигло расцвета благодаря деятельности юристов. Этот этап был назван периодом имамов и кодификации – «золотым веком». С XI в. мусульманское право развивалось в рамках следующих правовых школ-толков – суннитской и шиитской (школа Медины и иракская школа). Эти школы использовали обычное право, действующее на их территориях, и приспособили его к потребностям веры. В юридическом отношении различие между школами было незначительным. В отличие от суннитской доктрины шиитская правовая мысль активно отстаивала свободу иджтихада, придания юридического характера общим положениям-ориентирам Корана и Сунны, формирования на их основе конкретных судебных решений, а в случае их «молчания» – создания новых норм с помощью разнообразных способов толкования. Она в большей степени, чем суннитская, способствовала утверждению доктрины в качестве самостоятельного источника права в юридическом смысле.

    Появление школ-толков фактически закрепило положение доктрины в качестве основного источника мусульманского права. Каждая из школ создала свой набор методов юридической техники, с помощью которых вводились новые нормы в случае «молчания» Корана и Сунны.

    В наши дни насчитывается четыре суннитские (ханифитская, маликитская, шафиитская, ханбалитская) школы мусульманского права, а также три шиитские (джафаритская, исмаилитская, зейдитская) с собственными юридическими методиками и концепциями.

    К XIII в. выводы основных школ мусульманского права, сложившиеся к этому времени, были канонизированы. Закончилось прямое толкование Корана и Сунны. Наступил период традиции – «таклид».

    Решения муджгахидов, принимаемые ранее по конкретным вопросам, стали правовыми нормами. Термин «фикс», который первоначально использовался для обозначения мусульманско-правовой доктрины, стал применяться также в отношении самого мусульманского права в объективном смысле. По сути, мусульманское право превратилось в национальное право. Оно было разделено на отдельные ветви в соответствии с доктринами-толками, которые действовали в пределах отдельных территорий. Государство назначало судей и возлагало на них обязанность решать дела на основе учения определенной школы. Например, султан Салим I (начало XVI в.) издал указ о применении судьями и муфтиями Османской империи выводов ханифитского толкования4.

    Мусульманское право представляло собой собрание множества разнообразных норм, возникающих в разных исторических, часто формально не определенных ситуациях, что открывало широкий простор для судейского усмотрения (до сих пор у судей сохраняется возможность выбора).

    Дальнейшее развитие Шариата шло по пути последовательного устранения противоречий, существовавших в рамках того или иного толка. Создавались общие положения и принципы, единые для всех мусульманских правовых школ. Если вначале мусульманские юристы конкретизировали общие положения Корана и Сунны в индивидуальных решениях, то впоследствии различные толкования казуальных решений поставили их перед необходимостью выработки общих юридических принципов мусульманской правовой системы. Эти нормы-принципы (своеобразная «общая часть» мусульманского права, исходное начало в случае применения любой конкретной правовой нормы) придали мусульманскому праву логическую целостность, стройность и значительно повысили его регулятивные возможности. Они стали едиными и непререкаемыми для всех толкований, придали стабильность мусульманскому праву.

    Со второй половины XIX в. до наших дней постепенно снижается роль юридической доктрины. Возрастает значение закона как источника права. Принимаются кодексы.

    На государственном уровне в мусульманских странах разработана концепция «верховенства Шариата», перекликающаяся с современными концепциями правового государства.

    1.3. Соотношение мусульманского права с религиозной системой

    Ислам является не только религиозной системой, сводящейся к догматике и культу, но и представляет собой комплекс принципов и норм, лежащих в основе организации и деятельности власти, а также регулирующих поведение мусульман. При этом статус мусульманина включает две взаимосвязанные стороны: его права и обязанности как верующего и одновременно как участника мирских отношений. Взаимодействие религиозного и мирского, иррационального и рационального, духовного и материального, внутреннего и внешнего – важнейшая черта мусульманского права, которое лишь частично включено в ислам-религию, но в сфере мирского поведения людей выступает преимущественно в качестве системы собственно правовых норм. В этом смысле мусульманское право – важнейший элемент ислама-цивилизации, исламского образа жизни.

    Исламский характер указанной системы проявляется, прежде всего, в том, что ее ядро образовывали религиозные нормы, которые составляли ее идейную основу и обеспечивали единство ее регулирующего воздействия на общественные отношения. Мы называем ее исламской еще и потому, что она была нацелена главным образом на осуществление функций религиозной системы ислама, прежде всего регулятивной и интеграционной. Поэтому к исламской системе социально-нормативного регулирования мы не относим нормы, противоречащие религиозным установкам и целям религиозной системы. Это, в частности, касается тех обычаев и правил морали (в том числе племенных), а также нормативно-правовых актов государства, которые шли вразрез с исламскими постулатами. Иначе говоря, данной системой никогда не исчерпывалось и в настоящее время не исчерпывается все социально-нормативное регулирование в мусульманском мире.

    В исламской системе социально-нормативного регулирования все нормы тесно связаны, взаимодействуют и дополняют друг друга. Однако переплетение разнотипных правил поведения не только не исключает, но и предполагает их различение. На практике юридические нормы во многих отношениях отличались от иных, прежде всего религиозных регуляторов. Широкое понимание мусульманского права отнюдь не исключает постановки вопроса о существовании мусульманского права как юридического феномена. Более того, анализ соотношения собственно правовых норм с другими (прежде всего религиозными) правилами поведения и их взаимодействия позволяет говорить о том, что в исламской системе социально-нормативного регулирования в качестве самостоятельного имеется правовой элемент – мусульманское право в узком, юридическом смысле5.

    Конечно, самостоятельность мусульманского права как юридического явления и его независимость от религиозных постулатов ислама относительны. Было бы неверно утверждать, что между ними нет никакой связи. Более того, мусульманское право является самостоятельной правовой системой (семьей), специфика которой заключается, прежде всего, в сложном сочетании религиозного и собственно юридических начал. Анализ их соотношения позволяет лучше понять основные характерные черты мусульманского права, отличающие его от других правовых систем.

    В частности, как юридическое явление мусульманское право сформировалось в результате исламизации правовой практики, придания религиозной формы рациональной систематизации юридических принципов, норм и индивидуальных решений. Например, после Второй мировой войны некоторые арабские государства (а нередко не только арабские) стали официально называться исламскими. Конституция Ирана 1979 г. также восприняла термин «исламская республика», статьи первая и вторая. Переплетение иррационального и рационального моментов во многом предопределяет и идейную основу мусульманского права, пронизывающие его ценности, а также общую направленность исламского правосознания, включая правопонимание и стиль мышления мусульманских юристов.
    Глава 2. Источники мусульманского права

    2.1. Коран и Сунна

    В составе мусульманского права выделяют две группы взаимосвязанных норм: 1) юридические предписания Корана и Cунны – собрание юридически значимых преданий о поступках, высказываниях и молчании пророка Мухаммеда; 2) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе «рациональных» источников – единогласного мнения наиболее авторитетных правоведов («иджма»), умозаключения по аналогии («кияс»).

    В качестве основополагающих норм считаются нормы первой группы, особенно те, которые записаны в Коране.

    Первым по значению источником мусульманского права признается Коран – священная книга мусульман. Внешне это книга стихов, состоящая из 114 сур (глав), расчлененных на 6219 стихов (аятов), не связанных общим конструктивным замыслом, единым началом. Сами тексты датируются периодом с 610 по 631 гг. и представляют собой речи и проповеди Мухаммеда, произнесенные им по различным поводам и обстоятельствам и собранные впоследствии в одно произведение. Лишь незначительная их часть затрагивает вопросы правовых взаимоотношений мусульман, а также других верующих. Правовые нормы содержатся главным образом в 2, 4 и 5 сурах. Например, во многих аятах (2, 3, 5, 7, 19, 20, 23, 32, 38, 39) четвертой суры («Женщина») предписаны соответствующие нормы брачной и семейной жизни, а в аятах (33, 34, 94, 95) затрагиваются вопросы преступления и наказания6.

    Коран насыщен и другими аналогичными по своему характеру нормами и предписаниями. И почти все они императивны и обширны в пределах толкования. Следовательно, они содержат огромные возможности для проявления, в первую очередь, (в установленных религиозных рамках) правовой инициативы.

    Несмотря на религиозно-правовой характер указанных сур и аятов, Коран нельзя назвать юридическим кодексом в современном понимании. Никто из мусульманских юристов не воспринимает Коран ни в качестве книги права, ни в качестве кодекса мусульманского права. Однако он был и остается для мусульманских юристов самым авторитетным источником исламского права. И следует подчеркнуть, что содержащиеся в его разных сурах критерии «чистоты» и «греховности» способствовали разработке в целом оригинальной шариатной законодательной системы, призванной регулировать отношения в семье и обществе, имущественное и уголовное право, фискальную, налоговую и финансовую систему.

    Вторым по значимости источником права после Корана является Сунна – собрание преданий (хадисов) о поступках и высказываниях Пророка Мухаммеда. Сунна складывалась на протяжении нескольких веков (с VII по IX) и имела целью изложить примеры из жизни Мухаммеда для руководства верующими своих действий. Со временем свод хадисов был канонизирован и собран в шести сборниках, приспособленных к судебной практике и потребностям законоведения (IX в.). В эти сборники вошли нормы брачного и наследственного, доказательственного и судебно-процессуального права, а также правила об отпущении рабов на волю и др.

    Таким образом, Коран и Сунна – источники, на основе положений которых были установлены нормы Шариата и фикха.

    2.2. Иджма и кияс

    Иджма – третий источник мусульманского права, с помощью которого искались ответы на вопросы, не разрешенные Кораном и Сунной. По форме это сборник хадисов, т.е. рассказов о жизни, образе мыслей и поведении Пророка, его поступках. Иджма представляет собой согласованное заключение древних юристов (муджтахидов), как знатоков ислама, об обязанностях правоверного, данное на основе толкования Корана и Сунны. Только будучи записанными в иджму, нормы права, независимо от их происхождения, подлежали применению.

    С усилением роли юристов мусульманско-правовая доктрина сосредоточила усилия на разработке методологической и общетеоретической основ права.

    В иджме появилась догма о непогрешимости и единстве мусульманского общества. Выражена она от имени Аллаха двумя положениями: 1) «Моя община никогда не примет ошибочное решение»; 2) «То, что мусульмане считают справедливым, справедливо и в глазах Аллаха»7.

    Утверждалось, что право устанавливается не большинством или всеми верующими, а только единством мыслей компетентных, официально уполномоченных лиц. Мнение знатоков ислама, выраженное в норме или принципе и базирующееся на соединении традиции, обычая и практики, приобретало юридическую силу. В этом состояло большое практическое значение иджмы.

    В современных условиях иджма – своего рода догма мусульманского права: при разрешении дела современный судья правовую основу ищет не в Коране, а в положениях, освященных иджмой.

    Кияс – решение по аналогии. Правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем иджма имеет большее значение, чем другие источники. Суждение по аналогии – это способ толкования случаев из жизни Пророка, его высказываний или молчания, которые можно применить к разрешению вновь возникающих конкретных ситуаций. При помощи суждения по аналогии, исходя из нормативных предписаний Корана и Сунны, предлагалось решение для данного конкретного случая, т.е. толкование и применение права. Таким образом, мусульманское право основано на принципе авторитета.

    В мусульманском праве, о чём свидетельствуют его источники, установлены не все конкретные правила, а общие рамки поведения, ориентиры, принципы, на основе которых можно сформулировать решение по любому делу. Содержание и формы мусульманского права являются неопределенными. Исламские юристы считают это достоинством. В неопределенности содержания норм они усматривают возможность решать дело, основываясь на общих принципах Шариата и используя разные источники либо их комбинации.

    Кияс способствовал как восполнению пробелов в нормативных предписаниях Корана и Сунны, так и устранению имеющихся в них значительных противоречий.

    Иджма и кияс явились результатом деятельности суннитских и шиитских правовых школ, оказавших сильное влияние на эволюцию мусульманского права.

    Глава 3. Мусульманское право в современном мире

    3.1. Мусульманская и европейская правовые системы

    Если рассмотреть мусульманскую и европейскую правовые системы, то, несомненно, мы увидим, что система мусульманского права отличается от европейской правовой системы своеобразием, неповторимостью источников, структуры, терминов, конструкций, понятием нормы. Остановимся на некоторых отличиях.

    Во-первых, если континентальные европейские юристы под нормой права подразумевают предписание конкретного исторического законодателя, то исламские правоведы под ней понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом.

    Во-вторых, по содержанию нормы мусульманского права также существенно отличаются от норм европейского права. Они, как правило, не являются управомочивающими (предоставляющими право на совершение отдельных действий) или запрещающими. В основе их лежит обязанность, долг совершить те или иные поступки, что тоже обусловлено их религиозной природой.

    В-третьих, мусульманское право, в отличие от других правовых систем, не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия содержит: 1) теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; 2) то, что Шариат предписывает верующим, что они должны делать и чего не должны.

    В-четвертых, структура мусульманского права также имеет существенные особенности, вытекающие из его природы. Оно не подразделяется на общее и частное право, как в романо-германской системе, или на общее право и право справедливости, как в странах англосаксонской семьи. Здесь существуют иные принципы интеграции, связи норм, их структурного объединения. Так, можно выделить правовые комплексы норм, принципов в соответствии с основными мусульманскими толками (ритами) суннитскими (ханифитскими, маликитскими, шафиитскими, ханбалитским) и несуннитскими (шиитским, вахбитским, зейдутским, абадитским).

    Однако хотелось бы заметить, что существуют не только отличия мусульманской правовой системы от европейской правовой системы, но и непосредственное их взаимодействие, которое выражено в следующем.

    Во-первых, кодификация фикха или включение мусульманско-правовых принципов, норм и отдельных институтов в основанное на заимствовании европейских правовых образцов законодательства.

    Во-вторых, для Шариата всегда было характерно взаимодействие и сосуществование с другими правовыми системами. Он никогда не был единственным действующим правом в мусульманском мире. Например, в арабских странах наряду с Шариатом на протяжении веков применялись иные правовые нормы – правила немусульманских конфессий по брачно-семейным вопросам, акты государственных органов (часто отходившие от Шариата), иностранное право (в том числе в силу режима капитуляций), местные обычаи, которым придавалось правовое значение.

    В-третьих, в целом взаимодействие указанных двух культур происходит в нескольких основных формах: параллельное регулирование сходных вопросов в отношении мусульман и немусульман (право «личного статуса»); включение мусульманско-правовых норм, принципов и институтов в законодательство, ориентирующееся на европейские образцы, и наоборот; синтез исламских и европейских правовых институтов в виде принятия оригинальных законодательных актов, которые не могут быть однозначно отнесены ни к мусульманской, ни к европейской правовым системам.

    Конечно, исламская и европейская правовые культуры не только позитивно взаимодействуют, но и конкурируют друг с другом. Это проявляется на уровне применения и толкования законодательства, построенного по определенной правовой модели, юристами с иной правовой культурой, а также на уровне правосознания. В частности, профессиональное правосознание в большинстве арабских стран, очевидно, тяготеет к европейской правовой культуре, а массовое продолжает в целом ориентироваться на традиционные исламские ценности. Конфликт может проявляться в неприятии немусульманами законодательства, основанного на Шариате, на том основании, что оно ассоциируется с исламом-религией, а не с правом в собственном смысле, правовой культурой ислама.

    3.2. Тенденции развития мусульманского права

    Современное мусульманское право претерпевает значительные изменения, которые связаны с его: 1) вестернизацией, т. е. заимствованием мусульманским правом некоторых идей, принципов, норм, присущих романо-германской или англосаксонской правовым семьям; 2) кодификацией мусульманского права (так, практически во всех современных мусульманских странах приняты и действуют гражданский и гражданско-процессуальный кодексы); 3) ограничением или упразднением деятельности традиционных судов, обеспечивающих неукоснительное применение положений Шариата.

    Под влиянием правовых систем развитых стран мусульманская правовая система эволюционирует. Получает развитие законотворческая деятельность, принимаются кодексы, совершенствуется деятельность судов. Наметилась общая тенденция гуманизации мусульманского права. В 1981 г. принята Всеобщая исламская декларация прав человека, содержащая каталог прав человека. Тем самым уходит в прошлое представление о мусульманском праве как исключительно совокупности обязанностей мусульман. Декларация провозглашает и гарантирует права на жизнь, на свободу, на равенство и недопущение никакой дискриминации, на справедливость, на справедливый судебный процесс, на защиту против превышения власти, на защиту от пыток, на защиту чести и репутации, на право убежища, на защиту права немусульманских меньшинств, на обязательное участие в управлении делами общества, на свободу совести, мысли и слова, на свободу вероисповедания, собраний, на гарантированный экономический порядок, на защиту собственности, на статус и звание трудящихся, на социальное обеспечение, на создание семьи. Гарантированы права замужней женщины: право жить в доме, где живет ее муж; получать средства, необходимые для поддержания уровня жизни не ниже ее супруга; право расторжения брака (хулы); право наследования; право на строгое соблюдение мужем или бывшим мужем конфиденциального характера той информации, которой он может располагать на ее счет и распространение которой могло бы причинить вред ее интересам и др. Гарантированы право на образование, на личную жизнь, на свободу перемещения и места жительства.

    В то же время в современных условиях фактор исламского фундаментализма, официальное признание ислама государственной религией (Пакистан, Иран и др.) одновременно означает возрастающее влияние традиционного мусульманского права на законодательство, судебную систему, юридическую практику в целом.

    Итак, главной тенденцией развития мусульманского права является усиление роли закона как источника права. Однако эта тенденция реализуется на фоне неснижающегося значения традиционных и особенно религиозных норм и даже в известной мере – их возрождения в качестве ведущей нормативной системы общества, что весьма характерно для исламских государств.

    И, несмотря на то, что мусульманское право, неоднократно испытывало да и испытывает европейское юридическое влияние по сей день, оно остается самостоятельной правовой семьей, оказывающей воздействие на миллионные массы людей.

    Заключение

    На основании вышесказанного и используемых мною источников можно сделать заключение, которое заключается в следующем.

    Во-первых, в соответствии с догмами ислама, действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего Пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая система берет свое начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. И мусульмане должны жить в соответствии с этим правом, а, адаптируясь к современным условиям, ни в кое случае не имеют право на то, чтобы изменять дарованное Творцом всего сущего.

    Во-вторых, мусульманское право не может существовать без ислама, как и ислам не может существовать без мусульманского права, и именно это единство заставляет миллионы людей-мусульман (несмотря на то в какой стране они находятся) беспрекословно выполнять предписанные им нормы, порою далеко не соответствующие таким общеизвестным принципам как гуманизм, нравственность, сострадание.

    В-третьих, к источникам мусульманского права относятся Коран, Сунна и мусульманско-правовая доктрина, основанная на «рациональных» источниках или логических приемах толкования. Это, прежде всего, единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов (муджтахидов), и кияс – суждение по аналогии.

    В-четвертых, с момента возникновения мусульманского права его доктринальная и нормативная основа настолько усложнилась и претерпела существенные изменения, что Шариат стал чрезвычайно сложным и необычным правовым явлением. Примером к сказанному могут служить существенные изменения, произошедшие в XIX в. положении Шариата: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

    В-пятых, число людей, исповедующих и проживающих на территории России (учитывая то, что это многонациональная страна), с каждым годом возрастает. Следовательно, исламский фактор должен стать важной составной частью межгосударственных отношений России с мусульманскими странами в целях укрепления её безопасности и защиты национальных интересов.

    В-шестых, проанализировав многие факты, можно сказать о взаимосвязи и взаимовлиянии мусульманского и европейского права. После вестернизации, кодификации и упразднения мусульманского права в XIX – XX веках в нем произошли следующие изменения: в наиболее развитых странах оно уступило главенствующие позиции законодательству, основанному на заимствовании буржуазных правовых моделей.

    Таким образом, мусульманское право имеет две характерные и взаимообусловленные особенности религиозное происхождение и тесную связь юридических предписаний с мусульманской догматикой. Опора на религиозные догматы и нацеленность на защиту основ веры прослеживаются на уровне всех отраслей мусульманского права. Тесная взаимосвязь правовых и религиозных предписаний ислама, его мусульманский характер не вызывает сомнений. Это реальный факт, подтверждаемый анализом особенностей мусульманского права как системы действующих юридических норм. Мусульманского право сохраняет и надолго сохранит свой интерес с социальной, политической, международной точек зрения.

    В данной курсовой работе: раскрыта природа мусульманского права, представлена характеристика основных источников Шариата и его трактовка в современном мире.
    Список использованной литературы

    1. Монографии

    1.1. Крачковский И. Ю. Коран. Изд: М. СП ИКПА., 1990. – 513 стр.

    1.2. Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.: т. 1 – 528 стр., т. 2 – 496 стр. 3-е изд., испр. – М.: ТОН-Остожье, 2000.

    1.3. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. – М.: Юрист, 2003. – 448 стр.

    1.4. Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М.: Проспект, 2007. – 315 стр.

    2. Официальные документы

    2.1. Всеобщая исламская декларация прав человека от 19.09.2981 г. 2.2.Конституция Исламской республики Иран от 3.12.1979 г.

    2.3. Конституция Пакистана от 12.04.1973 г.

    3. Учебники и учебные пособия

    3.1. Малько А. В., Матузов Н. И. Общая теория государства и права: Учебник. Изд. Юрист, М., 2002 – 776 стр.

    3.2. Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2004. – 640 стр.

    3.3. Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. – 704 стр.

    3.4. Червонюк В. И. Элементарные начала общей теории права: учеб. пособие для вузов, М.: Колос, 2003. – 544 с.

    3. 5. Черниловский Е. В. Всеобщая история государства и права: Учебник. Изд. Новый юрист, М., 1995. – 405 стр.

    4. Электронные ресурсы

    4.1. Разработчик: Кругосвет. Энциклопедия «Кругосвет» в 2 дисках, изд. в России: Медиа-Хауз – 2006.

    4.2.http://ru.wikipedia.org/wiki/

    4.3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/

    Дата окончания работы:

    ____________________

    1 Марченко М. Н. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, изд. Проспект, 2004. – 561 стр.

    2 Скакун О. Ф. Теория государства и права: Учебник. – Харьков: Консум; Ун-т внутр. дел, 2000. – 632 стр.

    3 Черниловский Е. В. Всеобщая история государства и права: Учебник, М. Новый юрист, 1995. – 296 стр.

    4 Омельченко О.А. Всеобщая история государства и права. В 2-х т.: т. 1 – 528 стр., т. 2 – 496 стр. 3-е изд., испр. – М.: ТОН-Остожье, 2000. Т. 1 – 472-475 стр.

    5 Сюкияйнен Л. Р. Шариат и мусульманско-правовая культура. – М.: Проспект, 2007. – 12-19 стр.

    6 Крачковский И. Ю. Коран. Изд: М. СП ИКПА., 1990. – 81-101 стр.

    7 Разработчик: Кругосвет. Энциклопедия «Кругосвет» в 2 дисках, изд. в России: Медиа-Хауз – 2006 г.



    написать администратору сайта