библиотековедение. курсовая по библиотековедению. Музейные экспозиции в библиотеках
Скачать 32.31 Kb.
|
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «CАНКТ-ПЕТЕРБУРГРСКИЙ ТЕХНИКУМ БИБЛИОТЕЧНЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ НАУК» Курсовая работа по библиотековедению Тема: Музейные экспозиции в библиотеках Выполнил: студент 212 группы 2 курса Прокопенко Ю.Н Проверила: преподаватель Попкова И.В САНКТ-ПЕТЕРБУРГ 2020 Введение: План: Цели: 1. Рассмотреть основные принципы построения экспозиции. 2. Показать как подготовить ТЭП. Задачи: 1.Изучить материалы по экспозиционной деятельности музея. 2.Раскрыть основные принципы построения экспозиции. 3.Рассмотреть возможные проблемы при создании экспозиции. Введение Развитие музейной деятельности в библиотеках началось в 90- х годах 20- го века. Изучая историю города, библиотекари собирают предметы материальной культуры. Это могут быть книги, подаренные известными людьми и другие предметы, имеющие историческую ценность. На основе этих небольших коллекций, собранных энтузиастами - библиотекарями возникают музейные выставки и экспозиции. Выставки повышают образовательно- воспитательную роль, резко увеличивают количество посетителей в библиотеке. На примере одной из массовых библиотек города Санкт - Петербурга, где работники на протяжении многих лет собирали ценные экспонаты по истории космонавтики, можно построить экспозицию, посвященную истории космоса. Книги, которые будут представлены на экспозиции, были подарены великими космонавтами: Леоновым, Титовым, Гагариным, Терешковой. Книги имеют историческую ценность, так как на своих страницах содержат пометки, дарственные надписи и автографы известных людей. Экспозиция будет также дополнена ценными изданиями по космонавтике из фондов библиотеки. Помимо книг, известные космонавты, будучи гостями библиотеки, оставляли памятные подарки: это авторучка, блокнот, фотография с автографом и другие личные вещи, которые могут являться изюминкой музейной экспозиции. При организации музейной экспозиции, специалисты - библиотекари решают важные вопросы: как выстроить концепцию, как лучше представить фонд, как обеспечить его сохранность. Создание музейной экспозиции - сложный процесс . При всем разнообразии условий организации музейных экспозиций существует общепринятый порядок. При создании экспозиции можно руководствоваться Типовым положением о музее, работающем на общественных началах. Также необходимо использовать в работе Инструкцию по учету и хранению музейных фондов в музеях, работающих на общественных началах. Обязательным условием создания музейной экспозиции является наличие собранных и зарегистрированных в соответствующих учетных формах музейных экспонатов, на основе которых может быть создана данная экспозиция. Основной этап. 1. Формирование фонда экспозиции (помимо экспонатов, имеющихся в наличии, предполагаются акции по сбору экспонатов, документальное оформление поступивших экспонатов, составление актов поступлений, карточек научного описания, книги поступлений музейных предметов). Работа над ТЭП (тематико - экспозиционным планом) экспозиции. 2. Создание справочного аппарата экспозиции (картотека экспонатов). 3. Выделение помещения под данную экспозицию 4. Создание интерьера помещения (в том числе приобретение специализированного музейного оборудования) 5. Размещение и оформление экспозиций 6. Разработка экскурсий по данной экспозиции 7. Разработка пакета документов, регламентирующих деятельность экспозиции. Заключительный этап. 1. Разработка рекламной продукции о данной экспозиции 2. Написание сценария и официальное открытие данной экспозиции. Таким образом для открытия музейной экспозиции по истории космоса, в городской массовой библиотеке Санкт - Петербурга имеются в наличии экспонаты, представляющие научную, историческую, художественную ценность, а также вызывают интерес у читателей библиотеки, имеется необходимое помещение для размещения экспонатов и учетная документация. Перед специалистами - экспозиционерами ставится самая главная и ответственная задача - работа над тематико - экспозиционным планом экспозиции. Начало работы над экспозицией не отличается от первого этапа любой научной работы на определенную тему выявляется и изучается общая и специальная научная литература по теме, при этом ведутся авторские записи с указанием источника, используются консультации специалистов (экспертов); идёт знакомство с источниковой базой темы (фонды данной библиотеки, других библиотек, архивные материалы) В итоге создаётся научная концепция экспозиции – её идейно - теоретическое обоснование, экспозиционный замысел. В экспозиционном замысле авторы экспозиции определяют задачи экспозиции, намечают основные экспозиционные темы, подтемы с кратким изложением их содержания и возможностей собранного материала (фондов музея). Экспозиционный замысел служит программой дальнейшей работы над литературой, архивными и фондовыми материалами. В связи с этим необходимо, чтобы каждая тема или подтема сопровождалась краткой характеристикой рассматриваемой проблемы и перечнем наиболее важных и необходимых экспонатов, требуемых для её раскрытия. Здесь же решается вопрос о сборе дополнительного материала. После составления экспозиционного замысла разрабатывается тематическая структура будущей экспозиции (чёткий, подробный план). Общие принципы построения экспозиции: принцип идейности, когда при построении экспозиции отбираются только те предметы, которые соответствуют её теме и идее; принцип историзма - раскрытие явления с точки зрения того, как оно возникло, какие этапы прошло в своём развитии, чем оно стало теперь. Если ведётся рассказ о ком-то из героев космоса, необходимо представить материал о его жизни до настоящего времени или до смерти данного лица. Если в экспозиции рассказывается о каком-либо событии в истории космоса, то – от его начала до окончания; принцип предметности, когда музейный экспонат является доказательным фактом как каких-либо событий, так и носителем эмоционально окрашенной информации, поэтому не стоит выставлять мало интересные предметы; принцип доходчивости, когда экспозиция строится с учётом её восприятия различными группами экскурсантов. Материал должен быть доступен для всех категорий читателей и посетителей библиотеки. Составление тематико-экспозиционного плана (ТЭП) В практике музеев выработалась следующая схема членения музейной экспозиции, приемлемая и для библиотек: отделы экспозиции, темы внутри каждого отдела, иногда делящиеся на подтемы, отдельные экспозиционные комплексы, из которых состоит тема или подтема. Тема 1. История космоса в России
Графа 1. Наименование подтем - записывается наименование экспозиционных подтем. Графа 2. Порядковая нумерация – потребуется при составлении графика экспозиции, в котором легче будет проставить номер, чем наименование экспоната, порой довольно пространное. Графа 3. Вид, подлинность, размер экспоната – вид: фото, документ, вещь, плакат, рисунок. Размер экспоната в последовательности: высота, ширина, длина, диаметр. Подлинность: подлинник, ксерокопия, муляж, фотокопия и т.д. Графа 4. Содержание экспоната – полное и чёткое название экспоната, время бытования (датировка). Графа 5. Местонахождение экспоната – указание инвентарного номера, номера негатива (обязательно местонахождение – шкаф, полка, папка, коробка, альбом). Графа 6. Место в экспозиции – нахождение экспоната в будущей экспозиции: витрина, стенд, шкаф, стена, пол, подиум, полка. Графа 7. Примечание - готовность экспоната для экспонирования – экспонат необходимо реставрировать (склеить, почистить, заштопать, покрасить, убрать ржавчину), сделать копию, муляж, взять с выставки и т. д. Ведущие тексты, если они есть, необходимо писать в графе ТЭПа «Содержание экспоната…», обязательно указывая источник. В едущие тексты помогают посетителям экспозиции ориентироваться в содержании, характеризуют эпоху, отдельные события, историческую личность. В экспозиции ведущие тексты выделяются единым для всех особым шрифтом, текст разбивается на строки не механически, а по смыслу, лишь в виде исключения допускается перенос. Следует стремиться к тому, чтобы все ведущие тексты, включённые в экспозицию, представляли собой определённое единство и отображали научную концепцию экспозиции. В процессе разработки ТЭПа составляется карточка экспонатов по экспозиционным темам и комплексам. В каждую подтему, комплекс, целесообразно включать несколько больше экспонатов, чем предусмотрено экспозиционной площадью, чтобы при раскладке экспозиционного материала на стенды, витрины можно было в случае необходимости производить замену отдельных экспонатов. Разработка ТЭПа завершается составлением экспозиционного графика – схематичного плана размещения экспонатов на стендах, стенах, витринах. В график заносятся все экспонаты проектируемой экспозиции в одном масштабе с экспозиционной площадью. В него включаются также ведущие тексты и научно-вспомогательный материал. График составляется автором экспозиции. Именно автор ТЭПа определяет, какие экспонаты считать ведущими и какое место им занять в экспозиции, как разместить экспонаты, чтобы они получили смысловую и логическую взаимосвязь и раскрыли экспозиционную тему. Экспозиционный график с тематико-экспозиционным планом передают художнику-оформителю. Все предметы на экспозиции должны быть правильно представлены. Для этого делается этикетаж. В этикетке (аннотации), прежде всего, выделяется название предмета. Обязательна датировка всех предметов. В зависимости от типа экспоната указываются: автор, материал, техника изготовления. Список использованной литературы: 1.Л.М.Шляхтина.Основы музейного дела. / Шляхтина Л.М: Москва: Высшая школа, 2005 (Образование через искусство). – 182[1]. - 5-06-005237-0. - текст: непосредственный. 2.А.Д.Тельчаров.Основы музейного дела. Введение в специальность. Курс лекций / Тельчаров А.Д: Москва: Омега-А ,2005 (Humanitas).- 179[5] . -5-98119-374-3. - Текст: непосредственный. 3.Т.Ю.Юренева. Музееведение: Учебник для высшей школы/ Юренева Т.Ю: Москва: Академический проект, 2004. 463[2] .- 5- 8291- 0322- 2. Текст: непосредственный . 4.Основы музееведения: Учебное пособие / Отв. ред. Э. А. Шулепова. – Москва: Едиториал, 2005.- 501[2] .- Текст: непосредственный. 5. Черток Б.Е.: Ракеты и люди, монография в четырёх томах. 6. Каманин Н.: Скрытый космос. 7. Голованов Я: Королёв: факты и мифы. 8. Сыромятников В:100 рассказов о стыковке и других приключениях в космосе и на земле. 9. Александр Железняков: Тайны ракетных катастроф. Плата за прорыв в космос |