|
Опорная схема. Музыка и литература Тема занятия Фольклор в музыке русских композиторов
Опорная схема учебного занятия по музыке
Учебный предмет ___________музыка______________________________________________
Класс (группа)____________5_______Продолжительность занятия________40 минут____
Раздел программы___________Музыка и литература__________
Тема занятия ________«Фольклор в музыке русских композиторов»_____________
Планируемые личностные результаты освоения:
У учащихся будет сформировано: ценностное отношение к историческому прошлому.
У учащихся могут быть сформированы: готовность к самообразованию и самовоспитанию;
компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности.
Планируемые метапредметные результаты освоения:
- Регулятивные
Учащиеся научатся: целеполаганию, самооценке.
Учащиеся получат возможность научиться: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.
- Познавательные
Учащиеся научатся: давать определение понятиям; извлекать необходимую информацию; устанавливать причинно-следственные связи.
Учащиеся получат возможность научиться: ставить проблему, аргументировать ее актуальность; самостоятельно составлять алгоритм действий.
- Коммуникативные
Учащиеся научатся: умению с достаточной полнотой выражать свои мысли; аргументации своего мнения и позиции в коммуникации.
Учащиеся получат возможность научиться:учитывать и координировать позиции других людей, отличные от собственной позиции; учитывать разные мнения и интересы.
Планируемые предметные результаты освоения:
Учащиеся научатся:
Наблюдать за многообразными явлениями жизни и искусства, выражать своё отношение к искусству, оценивая художественно-образное содержание произведения в единстве с его формой. Раскрывать символическое значение, содержательный смысл знаков-образов в произведении.
Учащиеся получат возможность научиться:
Раскрывать образное содержание и определять средства музыкальной выразительности.
Самостоятельно создавать музыкальный ряд к сказкам, легендам, преданиям своего народа.
Тип урока__ открытия нового знания.________
Форма проведения __ _инновационный урок в условиях введения ФГОС II поколения.
Ведущие методы___ Проблемно-поисковый, блиц-опрос, беседа.______________
Учебно-методическое обеспечение___ учебник «Музыка.5 кл.» Е.Д Критская; Методические рекомендации Е.Д Критская «Система заданий 5-7 классы», «Методическое пособие для учителя» - Критская, Сергеева, Шмагина.
Материально-техническое обеспечение_ компьютер, проектор, презентация к уроку.____
Форма организация деятельности учащихся __фронтальная, самостоятельная, индивидуальная_ Деятельность учителя и учащихся
№ п/п
| Элементы урока
(в соответствии со структурой урока «открытия нового знания»)
| Деятельность учителя
| Деятельность учащихся
| Формируемые УУД
| 1.
| Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
| Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт и погружает обучающихся в психологически комфортную атмосферу.
Формирование, вызов мотивации обучающихся к изучению новой темы.
| Показывают готовность к уроку. Настрой на процесс сотворчества.
| (Л) - ценностное отношение к историческому прошлому
(Р)-планирование учебной цели,
побуждение к активности;
(К)-формулировать собственное мнение
| 2.
| Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения
| Повторение изученного материала, подтверждение связи темы урока с темой четверти, выход на проблему, через определение темы урока.
-- Какой жанр сейчас мы прослушали?
- К какому виду музыки он относится?
- Какие виды вокальной музыки знаете?
Что такое романс? Вокальная музыка? Появился бы этот вид музыки, если бы не было литературы? Почему? Назовите тему четверти.
А народная песня связана с литературой?
Как называется народное творчество? Какие виды фольклора вы знаете?
| Воспроизведение знаний, полученных раннее на уроках. Обдумывание, предложение возможных способов действий своей работы Дети слушают русскую народную песню «Во поле берёза стояла.»
(Фольклор.)
Решение проблемной ситуации
| (П) - сопоставляют, выделяют главное, находят ответ на вопрос учителя, делают выводы. Анализ и синтез, классификация, обобщение.
Распознавание существенных признаков и свойств явлений с помощью наблюдения, сравнения, анализа.
(К)- коммуникация, потребность поделится со сверстниками и учителем своим мнением, умения слушать и воспринимать мнение других. Совместный поиск ответа на заданные учителем вопросы, участие и взаимодействие в процессе этого поиска.
(Р) Оценивают предлагаемые для анализа произведения искусства. Способность принимать и сохранять поставленную на уроке цель.
| 3.
| Выявление места и причины затруднения
| Сегодня мы познакомимся с музыкой, которая появилась на свет только благодаря фольклору – сказанию русского народа. И так назовём тему нашего урока:
Опираясь на тему урока, сформулируйте цель урока, используя опорные фразы на доске: узнать, что такое (симфоническая миниатюра), в чём особенности этого (жанра), в чём взаимосвязь музыки и литературы в произведении А.Лядова
|
«Фольклор в музыке русских композиторов».
Ответы: песня
Вокальная музыка.
Песня. Романс.
Дают определения жанрам. Называют тему четверти. Говорят о взаимосвязи музыки и литературы в вокальных жанрах.
| (П)
- ориентироваться в своей системе знаний;
(К)
-слушать и понимать речь других;
- ориентироваться в учебнике;
-находить ответы на вопросы с помощью своего жизненного опыта, имеющихся в наличии иллюстраций и презентации;
- уметь точно и в полном объёме воспринимать и осознавать получаемую информацию;
-владеть опытом обобщения по теме урока;
(Р)
-уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность;
- определять критерии сравнения изучаемого и усвоенного в правильном восприятии материала( знаний) на уроке и проводить его.
| 4.
| Построение проекта выхода из затруднения
| Обеспечение восприятия и осмысления нового знания об инструментальной музыке, симфонической миниатюре, а так же о взаимодействии музыки с литературой. Формирование целей и задач, необходимых для изучения этой темы.
Организация активной индивидуальной и групповой работы обучающихся с новой темой
|
- Самостоятельное изучение и осмысление информации.
- Систематизация знаний.
| .
(П)- анализируют настроение, характер, атмосферу, выявляют сходство и различие образов (опираясь на ранее изученный материал). (Р)-выделяют существенную информацию из особенностей музыки, выдвигают свои гипотезы и обосновывают их.
| 5.
| Реализация построенного проекта
| Учитель подводит учащихся к пониманию того, что симфоническая миниатюра – это небольшое инструментальное «программное» произведение, в основе которого лежит литературное произведение. Выявить единство выразительности и изобразительности в создании музыкального образа «Кикиморы»
1. Звучит вступление к музыке А.Лядова «Кикимора»
2.Учитель просит выдвинуть предположение об образной сфере, в котором написана эта музыка.
3.Организует беседу, выявляющую знания учащихся о жанре «симфоническая миниатюра».
4.Знакомит с автором литературной основы музыки А.Лядова - фольклористом-собирателем И.Сахаровым.
| Отвечая на вопросы учителя, рассуждают и размышляют о том, что общего в литературной и музыкальной «Кикиморе»
Взаимодействие с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме.
| (Л)-осуществляют актуализацию личного жизненного опыта.
(К)-слушают собеседника, высказывают свое мнение, взаимодействуют путем взаимопонимания.
| 6.
| Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
| Показ презентации
Слушание музыки. Как музыкальный язык и форма сочинения помогли композитору изобразить эти сказочные события?
Сравнить язык двух художественных произведений.
Появился бы жанр «симфоническая миниатюра», если бы не было литературы?
| Учащиеся читают отрывок И.Сахарова в учебнике, затем слушают музыку А.Лядова. Познают особенности музыкального языка. Сравнивают с литературным описанием Кикиморы.
Выявляют неотъемлемую связь музыки и литературы.
| (П)- устанавливают аналогии особенностей музыки русских композиторов. Делают выводы.
(К)- общаются и взаимодействуют в процессе нахождения общего и разного в литературе и музыке.
(Р)- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая сюда контроль в сотрудничестве с учителем и сверстниками.
| 7.
| Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
| 1. Учеником какого русского композитора – сказочника, был А.К. Лядов?
а) М.И. Глинка
б) Н.А. Римский – Корсаков
в) П.И. Чайковский
2. Кикимора – это…..
а) злой дух, малютка – невидимка женского пола, живущая в доме за печкой, занимающаяся прядением и тканием”.
б) cтаруха, наделённая магической силой, ведунья.
3. В каком исполнении звучала «Кикимора» Лядова?
а) симфонический оркестр
б) фортепиано
в) хор
4. Как называется инструмент, который «рисует» в симфонической миниатюре хрустальную колыбельку»?
а) фагот
б) кларнет
в) челеста
5. Какова музыка 2-ой части (разбушевалась кикимора, заскакала, завыла) симфонической картинки Лядова?
а) спокойная, напоминает колыбельную,
б) яркая, быстрая, стремительная,
в) завораживающая, мрачная. - Оцените свою работу по критериям:
«5» - все ответы верные
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3 ошибки 1 – б
2 – а
3 – а
4 – в
5 – б
| Дети выполняют задание с последующей проверкой.
| Р:уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок
Л:способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
П: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
| 8.
| Включение в систему знаний и повторение
| Используя опорные вопросы составьте кроссворд по теме урока.
ВОПРОСЫ:
1. С творчеством, какого композитора мы сегодня с вами познакомились?
2. Какое произведение мы слушали?
3. Кто такая Кикимора?
4. Что такое программная музыка?
5. Что лежит в основе «Кикиморы» А.Лядова?
6.Совпали ли ваши представления образа кикиморы с музыкальным изображением композитора?
7. Как завершает он свою миниатюру и что хочет сказать?
| Дети отвечают на вопросы, а затем, соблюдая определённый план своих действий, выполняют практическую работу, рассказывают друг другу о приобретённых на уроке знаниях.
| Предметные:
- уметь определять черты русской национальной музыки,
-умение слушать музыку, анализировать и давать собственную оценку.
Метапредметные
(Р)
- анализировать правильность выполнения задания;
-осуществлять самоконтроль;
- определять и формулировать цель деятельность на уроке;
- определять последовательность своих действий на уроке;
(П)
-проводить сравнение объясняя его критерии;
(К)
- умение развёрнуто и точно (понятно и доступно) выражать свои мысли во время ответов
| 9.
| Рефлексия учебной деятельности на уроке
| На доске слайд с вопросами:
Сегодня я узнал, что без фольклора…
Меня удивило…
Сегодняшние знания я смогу применить….
Больше всего мне понравилось…..
Я расскажу о Лядове (кому?)…
Я понял, что «симфоническая миниатюра» - это….
Я узнал о фольклоре…..
| Планировали способы и приемы работы. Путем рефлексии на свои действия, корректировали формы совместной работы.
Оценивали собственную деятельность на уроке, во время различных этапов урока.
| (Л)- установление связи между целью деятельности и её результатом;
- проводить анализ своей творческой деятельности;
- обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке;
- уметь критически оценивать творческие работы ( свои и одноклассников), определять лучшие и разделять их по уровню качества;
(Р)
-анализировать свою творческую деятельность;
- осуществлять самоконтроль;
(К)
-уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли.
|
Методическая цель–Формирование УУД с помощью проблемно- поискового метода сопоставления музыкальных образов и литературного произведения._____________
Методические рекомендации
1. Создание на уроке особой эмоциональной, живой, энергетически насыщенной атмосферы, способствующей духовному общению ребят с музыкальным искусством и учителем по поводу музыки, чему способствует эмоциональность, открытость общения педагога и присутствие на уроке шутки, веселья, забав, игр, максимума свободы. Стиль общения учителя и учеников – эмоционально-яркий, энергетически емкий.
2. В работе педагога должна проявляться импровизационность.
3. Артистизм педагога. В процессе обучения в развивать у детей сенсорные способности, чутко впитывая все моменты, связанные с мимикой, жестом, телодвижениями, интонацией речи педагога.
4. Постоянно активизировать и вовлекать учащихся в творческую деятельность (импровизация, варьирование), стремиться к раскрытию творческой индивидуальности.
В ходе уроков активно применяется импровизация: литературная (сочинение загадок, скороговорок, сказок), инструментальная (создание аккомпанемента к народной песне), драматическая, вокальная. |
|
|