Урок 1 Тема урока Мелодизм основное свойство русской народной музыки! Цель урока выявить отличительные черты русской музыки
Скачать 162.5 Kb.
|
Планирование уроков музыки в 3 классе четырехлетней начальной школы по программе «Музыка» Критская Е.Д., Сергеева Г.П., Шмагина Т.С. Тема раздела: «Россия – Родина моя» Урок №1 Тема урока: «Мелодизм – основное свойство русской народной музыки!» Цель урока: выявить отличительные черты русской музыки Музыкальный материал – Музыканты, нем. нар. песня, Чайковский П.И., мелодия 2-й части симф. №6 Мелодия, Х. Глюк, Утро, Э.Григ, Рассвет на Москва-реке, М.Мусоргский, Осень, Г.Свиридов, Вечерняя музыка, В.Гаврилин Методические рекомендации Обмен летними музыкальными впечатлениями, беседа; Музыканты, канон (хр. стр. 123), разучивание; 1. Чайковский, симф.№ 4, 2-я часть - пение темы (вокализация с опорой на нотную запись, разворот учебника); - анализ средств музыкальной выразительности (гобой, симфонический оркестр, мелодия напевная, мягкая, неторопливая); - эмоционально-образный анализ: характер музыки задушевный, мечтательный, показан образ раздумья о чем-то хорошем, добрые воспоминания; - работа с разворотом учебника, стр.6: образы русской природы и образ любви человека к жизни, раздумья о жизни. 2. Слушание всего фрагмента: контрастный образ ( танцевальность), 3-х ч. форма 3. Викторина. (см. музыкальный материал) 4. «Всюду музыка живет», муз. Дубравина, сл. Суслова, Стр. 114., исполнение песни Урок №2 Тема раздела: «Россия – Родина моя» Тема урока: «Лирические образы русских романсов» Цель урока: Раскрыть понятие «лирический образ» в музыке романса Музыкальный материал: Романс «Благословляю вас, леса!», П.И.Чайковский «Звонче жаворонка пенье», Н.А.Римский-Корсаков, «Жаворонок», М.И.Глинка», Романс, Г.В.Свиридов Методические рекомендации 1. Вход. Чайковский, симф.№4. (повторить: жанр - симфония, «лирический образ») 2. Работа с текстом А.Толстого (стр.4-6), образ движения, панорама, восхищения, любовь. - какую музыку можно написать на эти слова? - определение жанра «романса» на развороте учебника; - вокализация начальной фразы (по учебнику); - слушание. 3. «Звонче жаворонка пенье» - работа с тестом, соч. мелодии – восторг, энергия, радость; - слушание; 4. «Жаворонок», Глинки, исполнение (метод контраста) 5. Свиридов, Романс, (слушание, интонационный и эмоционально-образный анализ) 6. Проблемное задание по развороту учебника «Звучащие картины» 7. Исполнение песни по выбору. Урок №3 Тема раздела: «Россия – Родина моя» Тема урока: «Жанр канта в русской музыке» Цель урока: Познакомить с отличительными чертами канта. Музыкальный материал: Кант «Орле Российский» Кант «Радуйся, Росско земле» Славны были наши деды, солдатская песня Солдатушки, бравы ребятушки, р.н.п. Методические рекомендации Вход. Музыка патриот. х-ра («А.Невский» С.Прокофьева, «Иван Сусанин», М.Глинки); Работа с разворотом (беседа об истории канта) - торжество по случаю побед, восхваление, гордость, патриотизм; - муз импровизация со словом «виват», речь – интонация – мелодия - лад. - выделение признаков жанра: песня – марш; призыв, возглас, муж. хор а,капелла; 4. Разучивание песни «Славны были наши деды» 5. Исполнение «Солдатушки, бравы ребятушки» 6. Слушание канта «Орле Российский», (3 темы- марш; память о погибших; слава героям) Урок №4 Тема раздела: «Россия –Родина моя» Тема урока: «Традиции русской песенности и колокольности в музыке» Цель урока: Расширить знания о жанре кантаты. Музыкальный материал: «Патриотическая песня», М.Глинка «Песня об Александре Невском», хор из кантаты С.Прокофьева «Вставайте, люди русские», хор из кантаты С.Прокофьева Песни по выбору Методические рекомендации Вход в класс. «Патриотическая песня», М.Глинки - интонационно-образный анализ произведения (песенный х-р, гимн); 2. Работа над образом Александра Невского (разбор картин Нестерова, Корина) - слушание «Песнь об Ал. Невском» (3-х част. форма – ср. часть образ битвы, маршевые, изобразительные интонации); 3. «Вставайте, люди русские» - вокализация 1-й темы (акценты, динамика f); - вокализация 2-й темы с опорой на графическую запись в учебнике; ? что должно быть во вступлении: благовест, набат, трезвон; - пластическое интонирование – звуки колокола; - работа со зрительным рядом (учебник) 4. Можно ли сравнить понятия «кант» и «кантата»? 5. «Солдатушки, бравы ребятушки» - исполнение Урок №5 (по желанию учителя этот материал - в два урока) Тема раздела: «Россия – Родина моя» Тема урока: «Патриотические образы в опере» Цель урока: Расширить знания об опере Музыкальный материал: 1. Хоры «Родина моя!», «На зов своей родной земли…» 2.Тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной» 3. Ария Сусанина «Велик и свят наш край родной» 4. Хор «Славься!» Методические рекомендации 1.Хоры «Родина моя!», «На зов своей родной земли…» - где происходит действие оперы, кто главные герои? (задание перед слушанием) - слушание хоров «Родина моя!», «На зов своей родной земли…» - вокализация, определение интонационного родства с народными мелодиями, - разыгрывание сцены из оперы (метод пособие, стр. 55). 2. Работа с разворотом учебника, чтение стихотворения К. Рылеева, - сравнить с ответом И. Сусанина полякам (музыка ярче передает идею, т.к. мелодия), - вокализациягл. темы, - пластическое интонирование нисходящего движения мелодии (поиск вербального средств для передачи образа: например, от света к мраку), 3. Слушание арии Сусанина (определение арии, слово – на доску). - в какой форме написана ария и почему? (3-х частная) 4. Разучивание с опорой на нотный текст гл темы хора «Славься». - сравнение с виватными кантами, «Вставайте, люди русские!», «Патриотической песней» М.И.Глинки. Урок №6 Раздел: «День, полный событий» Тема урока: «Образы утренней природы в музыке русских и зарубежных композиторов» Цель урока: Познакомить с законами развития музыки Музыкальный материал: «Утренняя молитва», П.И.Чайковский «Утро», Э.Григ «Заход солнца! Э.Григ Гл. тема из 2-й ч. сиф. №4, П.И.Чайковский «Рассвет на Москва-реке», М.П.Мусоргский «Доброе утро», Д.Кабалевский «Добрый день», А.Дубравин Методические рекомендации 1. «Доброе утро», Д.Кабалевский, «Добрый день», А.Дубравин - исполнение знакомых песен; 2. «Утренняя молитва», П.И.Чайковский (разворот учебника) - изобразительные или выразительные интонации в музыке? (те и другие, т.к.музыка передает мысли и чувства ребенка); - повторное слушание, отметить кульминацию (самые яркие звуки). 3. Э. Григ, «Утро» - вокализация мелодии, поиск зерна-интонации (повторяющийся мелодия из 3-х звуков, - слушание с закрытыми глазами, жестом отметить кульминацию и динамику. Обобщение: русский и норвежский композиторы обращаются к образам природы, используют и выразительные и изобразительные возможности музыки. 4. Э.Григ, «Заход солнца» - разучивание. 5. Вспомнить произведения, в которых композиторы передали музыкальные образы рассвета или заката? - «Рассвет на Москва-реке», М.П.Мусоргский, 2-я тема из симф.№4 П.И.Чайковский. Урок №7 Раздел: «День, полный событий» Тема урока: «Портрет в музыке» Цель урока: Показать значение изобразительности в программной музыке. Музыкальный материал: «Болтунья», С.С.Прокофьев «Джульетта-девочка», С.С.Прокофьев «Вальс», «Танец с шалью» из б-та «Золушка», С.С.Прокофьев «Слон и скрипочка», В.Кикты, сл. Ю.Тугаринова Хор «Семеро козлят», М.Коваль Э.Григ, «Заход солнца» Методические рекомендации 1. Музыкальная викторина. «Болтунья», С.С.Прокофьев, «Джульетта-девочка», музыкальные портреты героев из «Пети и волка», «Вальс» из балета «Золушка» - определение характера музыки по зерну-интонации: - пластический этюды, изображающие музыкальных героев, - работа с разворотом учебника, изучение графического изображения музыки С.С.Прокофьева («музыкальный футболист» - скачки в мелодии, гаммообразное движение) 2. «Вальс», «Танец с шалью» из балета «Золушка», С.С.Прокофьев - слушание, задание: сравнить муз. портрет Золушки («Вальс»), и сестер («Танец с шалью»). - проанализировать образ Золушки в развитии (интонационно-образны анализ вальса), - вывод: контраст – основа драматургии балета (добро и зло, любовь и злоба, возвышенность и грубость). 3. «Джульетта-девочка» из балет «Ромео и Джульетта» С.С.Прокофьева - работа с разворотом учебника, анализ нотных фрагментов, поиск стилевых примет музыки Прокофьева, - слушание, определение 2-х тем: игривой, задорной – изобразительность и мечтательной, лирической – выразительность в музыке. 4. Исполнение песен-портретов музыкальных героев. Урок № 8 Раздел: «День, полный событий» Тема урока: «Детские образы в музыке М.П.Мусорского и П.И.Чайковского» Цель урока: Выявить отличительные черты муз. стиля названных композиторов. Музыкальный материал: Две песни из вокального цикла М.П.Мусорского «С няней», «С куклой» «Нянина сказка», П.И.Чайковский из «Детского альбома» «Сказочка», С.С.Прокофьев Пьесы по выбору из «Детского альбома П.И.Чайковского Э.Григ, «Заход солнца» Методические рекомендации 1. Работа в разворотом учебника (Метод. рек. стр. 74) - рассмотреть иллюстрацию И.Репина к изданию вокального цикла «Детская», найти сюжеты пьес, 2. «Няня», М.П.Мусоргский - эскизное разучивание с опорой на нотный текст, обр. внимание на паузы, говорок, речетативность интонации – черты стиля музыки М.П. Мусоргского - слушание (сколько действующих лиц?). 3. «С куклой», М.П.Мусоргский - разучивание с опорой на нотный текст и разыгрывание сюжеты для понимания образных и стилевых характеристик музыки. 4. «Нянина сказка» П.И.Чайковский и «Сказочка» С.С.Прокофьев - слушание, определение общего и различного в музыке. 5. Конкурс-игра. Знакомые пьесы из «Детского альбома» П.И.Чайковского «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Игра в лошадки», «Полька», «Сладкая греза», «Нянина сказка»: - пластическое интонирование, - выделение жанровых признаков, - выразительные особенности, - определение. 6. Исполнение песен по выбору учителя. Урок № 9 Раздел: «День, полный событий» Тема урока: «Образы вечерней природы» Цель урока: Сравнить контрастные образы в жизни и в музыке. Музыкальный стиль. Музыкальный материал: Э.Григ, «Утро», «Заход солнца» П.И.Чайковский, «Утренняя молитва», «Колыбельная песня» М.П.Мусоргский, «Тюильрийский сад», «Вечерняя песня» Методические рекомендации 1. Э.Григ, «Утро» из сюиты «Пер Гюнт» - слушание, определение стилевых особенностей, интонационно-образный анализ музыки. 2. Э.Григ, «Заход солнца» - исполнительский анализ, исполнение. 3. П.И.Чайковский, «Утренняя молитва» и «Колыбельная песня» - работа с разворотом учебника, слушание с опорой на зрительный образ, - определение интонационно-стилевых особенностей музыки Чайковского. 4. М.П.Мусоргский, «Тюильрийский сад», «Вечерняя песня» - слушание, интонационно-образный анализ на основе метода тождества и контраста. 5. Д/з на каникулы: составить музыкальную программу одного своего дня «День, полный событий». Тематическое планирование уроков 2-й четверти (7 часов) Урок № 1 Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (4 часа) Тема урока: «Музыкальное обращение к Богородице» Цель урока: Показать особенности воплощения образа Богоматери в западно-европейской музыке, в русском и в современном искусстве. Музыкальный материал: «Аве, Мария», Ф.Шуберт И.С.Бах, Прелюдия №1 из ХТК В.Гаврилин, «Мама» Методические рекомендации 1. Работа с разворотом учебника, стр. 41 - рассматриваем картину Рафаэля «Сикстинская мадонна», анализ средств выразительности (сюжет, краски, динамика, линия), - какая музыка может звучать? 2. «Аве, Мария», Ф.Шуберт - вокализация первой фразы, - слушание, анализ средств музыкальной выразительности (гимн женской доброте и благородству, простоте и величию), 3. Стихи Данте и А.С.Пушкина - определить созвучность стихов, живописи и музыки 4. «Аве, Мария», Ф.Шуберт, в исполнении Робертино Лоретти (дискант – высокий голос) 5. И.С.Бах, прелюдия - слушание, определение жанровых признаков прелюдии, тембровых особенностей клавесина 6. В.Гаврилин, «Мама» - разучивание. Урок № 2 Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» Тема урока: «Образ матери в музыке, поэзии и живописи» Цель урока: Показать особенности воплощения образа Богоматери в западно-европейской музыке, в русском и в современном искусстве. Музыкальный материал: С.В.Рахманинов, «Богородице Дево, радуйся» Тропарь Владимирской иконе Божией Матери «Божия Мать Младенца на руках качала», польская нар.песня В.Гаврилин, «Мама». Методические рекомендации 1. С.В.Рахманинов, «Богородице Дево, радуйся» - разучивание главной темы, сравнительный анализ с музыкой Шуберта, стилевые признаки духовной музыки Запада (обилие украшений, полетность звука) и России (строгость, сосредоточенность, певучесть) - разворот учебника. Рассказ об иконе «Богоматерь Владимирская» - слушание музыки - интонационно-образный анализ (смешанный хор) 2. Тропарь иконе Владимирской Богоматери - слушание - интонационно-стилевой анализ 3. Разворот учебника, чтение стихотворения А.Фета «Аве, Мария» - анализ текста, вывод: образ Богородицы в мировой культуре един и почитаем 4. «Божия Мать Младенца на руках качала», польская нар.песня - разучивание 5. В.Гаврилин, «Мама» - исполнение. Урок № 3 Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» Тема урока: «Образ матери в современном искусстве» Цель урока: Показать особенности воплощения образа Богоматери в западно-европейской музыке, в русском и в современном искусстве. Музыкальный материал: Ф.Шуберт, «Аве, Мария» С.В.Рахманинов, «Богородице Дево, радуйся» В.Гаврилин, «Мама» Ч.Биксио, «Мама» Методические рекомендации 1. К.Петров-Водкин, «Петроградская Мадонна» и О.Ренуар, «Мадам Шарпантье с детьми» - работа с разворотом учебника, сравнительный анализ картин: содержания, эмоционального строя, средств выразительности - подбор музыки к этому зрительному ряду, обоснование своего выбора: линия – мелодия, колорит – лад, композиция – развитие, форма; - слушание музыки по выбору учащихся 2. Ч.Биксио, «Мама» - слушание (разучивание) 3. В.Гаврилин, «Мама» - исполнительский анализ в сравнении с итальянской песней Биксио - исполнение Урок № 4 Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» Тема урока: «Праздники православной церкви. Вербное воскресение» Цель урока: Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения Музыкальный материал: Э. Уэббер, хор «Осанна», из оперы «Иисус Христос -суперзвезда!» Глиер, сл. А.Блока, «Вербочки» Гречанинов, сл. А.Блока, «Вербочки» Якушенко, сл. Петровой, «Розовая песенка» Методические рекомендации 1. Работа с разворотом учебника (икона «Вход Господень в Иерусалим» и фреска Джотто) - разбор сюжета иконы и фрески, в России вместо пальмовых ветвей веточки вербы; 2. Э. Уэббер, хор «Осанна», из оперы «Иисус Христос - суперзвезда!», Гречанинов, сл. А.Блока, «Вербочки» - разучивание песни, мелодии из хора с опорой на ноты (разворот учебника), - исполнительский анализ песни (метод рек. стр. 95), обратить внимание на кульминацию; 3. Глиер, сл. А.Блока, «Вербочки» - слушание, сравнение с музыкой Гречанинова - сравнить кульминации в обоих песнях Урок № 5 Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» (3 часа) Тема урока: «Святые земли Русской» Цель урока: Знакомство с жанром духовного песнопения – величание Музыкальный материал: Фрагменты из кантаты «Александр Невский», Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге, «Баллада о князе Владимире», народное песнопение «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов Методические рекомендации 1. «Песнь об Александре Невском» - слушание фрагмента, повторение пройденного (3-х част. форма – ср. часть образ битвы, маршевые, изобразительные интонации); 2. «Баллада о князе Владимире», народное песнопение - слушание - интонационно-образный анализ, родство с народными историческими песнями 3. Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой княгине Ольге - работа с разворотом учебника, метод. рек. стр. 96 - слушание величания - интонационно-образный анализ - сравнение средств музыкальной и живописной выразительности (разворот учебника), понятие жанров величания и баллады, общее и различное, выявление их интонационно-образного родства 4. «Богородице Дево, радуйся», С.В.Рахманинов - слушание, исполнение - сравнение жанра молитвы с величанием и балладой. Урок № 6,7. Обобщающие Раздел: «О России петь – что стремиться в храм» Тема урока: «Музыка на новогоднем празднике» Цель урока: Обобщение знаний учащихся об особенностях русской музыки Музыкальный материал: 1. Фрагменты из балета «Золушка» (урок танцев, ссора сестер, Вальс, сцена с часами), 2. Пьесы из «Детского альбома П.И.Чайковского (Марш деревянных солдатиков, Игра в лошадки, Баба Яга, Камаринская, Полька, Мазурка, Вальс), 3. Пьесы их «Картинок с выставки» М.П.Мусорского (Тюильрийский сад, Балет невылупившихся птенцов) Методические рекомендации На этом уроке учитель планирует свою деятельность, исходя из возможностей учащихся, учитывая традиции школы и собственный опыт. Можно разучить Рождественские колядки, подготовить святочные выступления. Можно поставить пластические этюды на музыку балета «Золушка», можно рисовать музыку из «Детского альбома» П.И.Чайковского и т.д. На этих уроках необходимо провести итоговое тестирование учащихся. Тематическое планирование уроков 3-й четверти (11 часов) Урок № 1 Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (3 часа) Тема урока: «Былина как жанр русского песенного фольклора» Цель урока: выявить отличительные черты жанра былины Музыкальный материал: «Былина о Добрыне Никитиче» «Былина о Садко и Морском царе» «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с орк. «Фрески Софии Киевской», В.Кикты Былинные напевы или импровизации на тему русской народной песни «Как под яблонькой» Былина «То не белая береза» Методические рекомендации 1. Вспомнить «Былинные наигрыши» (1-й класс) и «Песню Баяна» из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки (2-й класс) - О ком повествуют былины? - Какие черты характера человека прославляются в былинах? - Кто исполнял былины в древности? - Почему певцов называли сказителями? - Какой инструмент сопровождал пение? - О каких ратных подвигах русских богатырей ты узнал из былин? 2. «Былина о Добрыне Никитиче» - анализ текста (работа с учебником): «белая береза», «трава» – Добрыня кланяется родной матушке и просит благословить на ратные подвиги (олицетворение) - определить по нотной записи в учебнике жанровые особенности былины (распевность мелодии, поступенное движение, отсутствие пунктирного ритма, скачков) - слушание (определить характер исполнения) 3. «Былина о Садко и Морском царе» - разучивание с опорой на нотный текст, работа над кантиленой 4. Картина К.Васильева «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок В.Брагинского «Садко и Морской царь» - сопоставить живопись и былины, найти общее и различное 5. «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с орк. «Фрески Софии Киевской», В.Кикты - слушание (какой русский народный инструмент напоминают звучание арфы и фо-но? Для чего В.Кикта использовал это прием имитации? 6. «Былинные напевы» или импровизация на тему «Как под яблонькой» - слушание, пластическое интонирование 7. «То не белая береза» - исполнение. Урок № 2 Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Тема урока: «Образы народных сказителей в русских операх» Цель урока: Показать возможность использования былин и сказочных образов русского фольклора в оперном жанре. Музыкальный материал: Песня Баяна из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» «Ой ты, темная дубравушка», «Заиграйте мои гусельки», «Высота ль, высота поднебесная» из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Садко» 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка» Русская народная песня «Как у наших у ворот» Методические рекомендации 1. Песня Баяна из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» - слушание фрагмента - определение выразительных особенностей былинного сказа (тенор, гусли) 2. «Заиграйте мои гусельки» - разучивание основной мелодии с опорой на нотный текст в учебнике - определение жанровых особенностей плясовой (темп, лад, ритм) 3. «Высота ль, высота поднебесная» - разучивание основной мелодии с опорой на нотный текст в учебнике - определение жанровых особенностей былинного напева (темп, лад, ритм, мелодия) 4. «Ой ты, темная дубравушка» - разучивание основной мелодии с опорой на нотный текст в учебнике - определение жанровых особенностей протяжной песни (темп, лад, ритм) 5. 3-я песня Леля из оперы «Снегурочка» - рассмотреть репродукции В.Липицкого «Лель», «Песня Леля» (разворот учебника): мелодии какого характера звучат с картин? Какие чувства испытывают девушки, слушающие Леля? - Слушание: можно ли определить, слушая музыку, национальность оперного героя-Леля и почему? 6. Русская народная песня «Как у наших у ворот» - исполнение песни по ролям Урок № 3 Раздел: «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» Тема урока: «Масленица – праздник русского народа» Цель урока: Познакомить с обычаями Руси через образцы музыкального фольклора. Музыкальный материал: Сцена «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского Корсакова Методические рекомендации 1. Б.Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гуляние» (разворот учебника) - назвать приметы праздника. Какой музыкой можно озвучить эти живописные полотна? Вспомнить веснянки, игры, забавы, поговорки и пословицы о масленице 2. Сцена «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка» Н.А.Римского Корсакова - разучивание рефрена «Прощай, масленица» - разучивание 3-х тем из сцены с опорой на нотный текст учебника: плача-причитания, скороговорки, призыва - слушание сцены из оперы «Снегурочка» - в какой форме написана сцена (рондо). Рондо - круг, солнце – круг, катаются на санях в масленицу по кругу; разные темы – разные эмоции у зрителей - исполнение сцены с шумовым оркестром простейших народных инструментов. Урок № 4 Раздел: «В музыкальном театре» (8 часов) Тема урока: «Урок-путешествие в музыкальный театр» Цель урока: Дать музыкальные характеристики главным героям оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Музыкальный материал: 1.Марш Черномора 2. Речетатив и ария Руслана из 2-го действия 3. Каватина Людмилы 4. Заключительный хор «Славься» 5. Е.Птичкин, сл.М.Пляцковского, «Сказки гуляют по свету» Методические рекомендации 1. Марш Черномора из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» - слушание (определить характер, почему нет вокальной партии - слушание фрагмента и пластические импровизации в характере героя 2. Речетатив и ария Руслана из 2-го действия - слушание (какие черты характера русского витязя, определить форму музыки и приемы музыкального развития – 3-х частная, повтор, контраст) 3. Каватина Людмилы (каватина – небольшая ария) - слушание (какими приемами подчеркивает композитор женственность героини) 4. Хор «Славься» - исполнение вместе со слушанием (в чем особенности хора? В этом гимне величают бесстрашие Руслана, нежность и верность Людмилы и красоту родной земли) 5. Е.Птичкин, сл. М.Пляцковского, «Сказки гуляют по свету» - разучивание Урок № 5 Раздел: «В музыкальном театре» Тема урока: «Урок-путешествие в музыкальный театр» Цель урока: Показать контрастные образы в опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила» Музыкальный материал: 1.Сцена Наины и Фарлафа, Рондо Фарлафа 2. Увертюра к опере 3. Е.Птичкин, сл. М.Пляцковского, «Сказки гуляют по свету» 4. Г. Гладков, сл. В.Луговского, «Песня – спор» Методические рекомендации 1.Сцена Наины и Фарлафа, Рондо Фарлафа - знакомство с текстом сцены и рондо, литературная характеристика героев из поэмы А.С.Пушкина (олицетворение злых сил, предательства и подлости) - вокализация темы Фарлафа, отметить двойственный характер: трусость, страх, беспомощность и восторг, радость. - слушание в исполнении Ф.Шаляпина (определить музыкальную форму ? - рондо, Как Глинка передал комичность, характер героя? Исполнение партии поручено басу, но мелодия суетливая, торопливая, не соответствует низкому тембру голоса) 2. Увертюра к опере М.И.Глинки «Руслан и Людмила» - понятие увертюра (вступление к оперному спектаклю) - слушание (можно ли узнать о событиях, которые произойдут в опере? Музыкальные характеристики каких героев можно услышать? Можно ли догадаться, какие силы победят? 3. Е.Птичкин, сл. М.Пляцковского, «Сказки гуляют по свету» - исполнение в характере 4. Г. Гладков, сл. В.Луговского, «Песня –спор» - исполнение в характере Урок № 6 Раздел: «В музыкальном театре» Тема урока: Х.Глюк, опера «Орфей и Эвридика», Н.А.Римский-Корсаков, опера «Снегурочка» Цель урока: Раскрыть разные стороны музыкального образа в опере Музыкальный материал: 1.Хор фурий из оперы Х.Глюка «Орфей и Эвридика», 2. Мелодия из оперы Х.Глюка «Орфей и Эвридика», 3. Ария Снегурочки из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка», 4. Сцена таяния Снегурочки Методические рекомендации 1. Работа с учебником, сюжет оперы «Орфей и Эвридика» 2. Хор фурий - слушание (эмоционально-образный анализ – мрачность, тьма подземного царства) 3. Мелодия - слушание (эмоционально-образный анализ, почему эта музыка до сих пор так популярна, хотя ей более 250-ти лет? Обратить внимание на тембр флейты – безысходность, трепет огромная печаль) 4. Ария Снегурочки из оперы Н.А.Римского-Корсакова «Снегурочка» - вспомнить сказку о Снегурочке, кратко рассказать сюжет оперы - Какими средствами музыкальной выразительности можно рассказать о Снегурочке? (высокий голос - сопрано, нежная мелодия, звонкие тембра инструментов – скрипки, флейты) - слушание (эмоционально-образный анализ, отметить причудливость, ажурность мелодии) 5. Сцена таяния Снегурочки - В русской народной сказке Снегурочка тает, может быть композитор Н.А.Римский –Корсаков подарил своей героине жизнь? - слушание (эмоционально-образный анализ музыки 6. Картина В.Васнецова «Снегурочка» - сопоставление живописного и музыкального образа 7. Обобщение: каждый герой имеет свою музыкальную характеристику, которая передает сложный мир чувств и переживаний. Урок № 7 Раздел: «В музыкальном театре» Тема урока: Н.А.Римский-Корсаков, опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу. Цель урока: Воплощение народных обрядов в оперном жанре Музыкальный материал: 1.Каватина Берендея «Полна, полна чудес могучая природа» 2. Шествие царя Берендея 3. Марш Черномора из оперы М.И.Глинки «Руслан и Людмила» 4. Пляска скоморохов 5. Заключительный хор из оперы «Свет и сила, Бог Ярило» 6. В.Тугаринов, Сл.В.Орлова «Я рисую море» Методические рекомендации 1. Каватина Берендея «Полна, полна чудес могучая природа» - слушание (портрет мудрого правителя, эмоционально-образный анализ) 2. Репродукция с картины В.Васнецова «Палаты Берендея» - работа с разворотом учебника, сопоставление живописного и музыкального образа) 3. Шествие царя Берендея и Марш Черномора - слушание (эмоционально-образный анализ, сравнение средств музыкальной выразительности для передачи характера героев: в обоих маршах слышна поступь, но она очень разная, почему? ) 4. Пляска скоморохов - как может быть показана масленица в оперном жанре? - слушание (жизнерадостный характер плясок, яркие интонации попевок, приемы варьирования, повторов) - пластическое интонирование, разыгрывание «Пляски скоморохов» в сопровождении простейших музыкальных инструментов 5. Заключительный хор из оперы «Свет и сила, Бог Ярило» - слушание (эмоционально-образный анализ) 6. В.Тугаринов, Сл.В.Орлова «Я рисую море» - разучивание Урок № 8 Раздел: «В музыкальном театре» Тема урока: Образы природы в музыке Н.А.Римского-Корсакова. «Океан – море синее». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И.Чайковского Цель урока: Раскрыть стилевые особенности музыки Н.А. Римского-Корсакова и П.И.Чайковского Музыкальный материал: 1.Вступление к опере-былине «Садко», «Океан-море синее» 2. Вальс из балета «Спящая красавица» 3. Танец феи Карабос и танец феи Сирени 4. Финал первого действия балета «Спящая красавица» 5. В.Тугаринов, Сл.В.Орлова «Я рисую море» Методические рекомендации 1.Вступление к опере-былине «Садко», «Океан-море синее» - работа с разворотом учебника, анализ основной темы (нисходящее движение), - эскизное разучивание попевки - слушание (эмоционально-образный анализ с выходом на стилевые особенности музыки Римского-Корсакова (сочетание слуховых и зрительных представлений, яркая изобразительная сила его музыки) 2. Вальс из балета «Спящая красавица» - слушание и эскизное разучивание (эта музыка тоже принадлежит Н.А.Римскому-Корсакову? Вспомнить и напеть в медленном темпе «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома» П.И.Чайковского. В результате эмоционально-образного и сравнительного анализа музыки отметить особенности музыкального почерка П.И.Чайковского: певучесть, русскость, широту мелодии, выразительность интонации, ясность и запоминаемость темы. 3. Танец феи Карабос и танец феи Сирени - слушание интродукции – вступления к балету (К каким событиям готовит нас музыка? Какие герои нас встретят?) - краткое знакомство с контрастными образами балета (образ зла – фея Карабос, образ добра – Фея Сирени), работа с разворотом учебника, с нотными примерами 4. Финал первого действия балета «Спящая красавица» - слушание с элементами пластического интонирования и пропевания Вальса (покачивание корпуса, свободное дирижирование) - эмоционально-образный анализ: можно ли понять, что произошло в этом действии? Как менялась музыка? Как менялись чувства героев? Звучали ли знакомые интонации? Чем кончилось это действие? 5. В.Тугаринов, Сл.В.Орлова «Я рисую море» - исполнение Урок № 9 Раздел: «В музыкальном театре» Тема урока: Мюзикл. «Звуки музыки» Р.Роджерса и «Волк и семеро козлят на новый лад» А.Рыбникова Цель урока: Знакомство с жанром мюзикла Музыкальный материал: 1.Песенка и звукоряде и нотах из мюзикла «Звуки музыки» 2. Главные темы из детской оперы М. Коваля «Волк и семеро козлят» 3. Фрагменты из мюзикла «Волк и семеро козлят» А.Рыбникова Методические рекомендации 1. Песенка и звукоряде и нотах из мюзикла «Звуки музыки» - разучивание звукоряда с опорой на нотную запись (рекомендуется проводить в форме игры «Эхо» - разучивание фрагмента песни со звукорядом, обратить внимание на ускорение темпа - исполнение песни по ролям 2. Детская опера М. Коваля «Волк и семеро козлят» - исполнение песен главных героев оперы (разыгрывание по ролям, закрепление понятия и основных характеристик оперного жанра) 3. Фрагменты из мюзикла «Волк и семеро козлят» А.Рыбникова - разучивание темы Козы и козлят - исполнение разученных песен под фонограмму - выявление особенностей мюзикла (острый танцевальный ритм, яркие мелодии, красочная оркестровка) Урок № 10 Раздел: «В музыкальном театре» Тема урока: Жанр инструментального концерта Цель урока: Знакомство с жанром инструментального концерта Музыкальный материал: 1. Украинская народная песня «Веснянка» 2. Концерт для фо-но с оркестром №1, П.И.Чайковский 3. «Наш оркестр», муз. Е.Адлера, сл. В.Семернина Методические рекомендации 1. Украинская народная песня «Веснянка» - разучивание песни с элементами двухголосия 2. Концерт для фо-но с оркестром №1, П.И.Чайковский - слушание (какая знакомая песня звучит в концерте и почему ее ввел композитор?; какие приемы развития музыки использует композитор: повтор, вариативность, контраст?; изменяются ли средства музыкальной выразительности: лад, темп, динамика, регистры?) 4. «Наш оркестр», муз. Е.Адлера, сл. В.Семернина - разучивание Урок № 11 Раздел: «В музыкальном театре» Тема урока: Образы музыкантов в произведениях живописи Цель урока: Обобщение тем четверти Музыкальный материал: 1. Тема Птички из симфонической сказки «Петя и волк» 2. «Шутка», И.С.Бах 3. «Мелодия», П.И.Чайковский (для скрипки и фортепиано) 4. Каприс № 24, Н.Паганини (для скрипки соло) 5. Песни по выбору учителя и учащихся Методические рекомендации 1. Тема Птички из симфонической сказки «Петя и волк» - слушание (характеристики тембровых и выразительных особенностей скрипки) 2. Каприс №24, Н.Паганини (для скрипки соло) - слушание 3. «Шутка», И.С.Бах - слушание, определение инструмента, вспомнить произведения в исполнении флейты, звучавшие в классе, характеристика тембровых и выразительных особенностей флейты) 4. «Мелодия», П.И.Чайковский (для скрипки и фортепиано) - слушание, определение инструментов, характеристика тембровых и выразительных особенностей фортепиано) 5. Картина Д.Лейстера «Мальчик-флейтист» и «Музыкнтша», неизвестного автора - работа с разворотом учебника (какую музыку исполняют музыканты – старинную или современную и почему вы так решили?) Тематическое планирование уроков 4-й четверти (8 часов) Урок № 1 Раздел: «В концертном зале» (3часа) Тема урока: Контрастные образы и особенности их музыкального развития Цель урока: Закрепление понятия «музыкальная форма», знакомство с стилевыми особенностями музыки Э.Грига Музыкальный материал: 1 Фрагменты из сюиты Э.Грига «Пер Гюнт», «Утро» 2. «В пещере горного короля» 3. «Танец Анитры» 4. « Песня Сольвейг» 5. «Смерть Озе» 6. А. Парцхаладзе «Утро» Методические рекомендации 1. «Утро», «В пещере горного короля» - слушание и сравнительный анализ пьес (общее – вариационная форма, изменение основной темы, разное – интонационное развитие музыки: анализ средств музыкальной выразительности – темпа, тембров инструментов, динамики и т.д. 2. «Танец Анитры», «Песня Сольвейг», «Смерть Озе» - вокализация главных тем, сравнительный анализ нотного текста (отметить интонационное родство всех мелодий) - слушание (выявить стилевые особенности музыкального почерка Э.Грига: восходящее, поступенное движение мелодии, триольный ритм) 3. А. Парцхаладзе «Утро» - исполнение Урок № 2 Раздел: «В концертном зале» Тема урока: Симфония №3, «Героическая», Л.Бетховен Цель урока: Расширить знания учащихся о жанре «симфония» Музыкальный материал: 1. Фрагменты из симфонии №3, «Героическая», 1-я и 2-я часть 2. «Похороны куклы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского 3. Тема из 1-й части сонаты №14, Л.Бетховена 4. Песня о маленьком трубаче, С.Никитина Методические рекомендации 1. Главная тема из симфонии №3, «Героическая», 1-я часть - вокализация (симфония – созвучие, большое музыкальное произведение из 4-х частей, название «Героическая» – т.к. революция во Франции, лозунг «Свобода, равенство, братство», посвящена Наполеону; жизненный период: от депрессии к борьбе за счастье) - работа с разворотом учебника, анализ представленных репродукций и сравнение их с музыкой - слушание фрагмента из 1-й части 2. Тема из траурного марша, 2-й части из симфонии №3, «Героическая» - исполнение учителем на инструменте (дать название этой теме, самостоятельное это произведение или нет) - вокализация темы, провести аналогию с темой из «Похорон куклы» из «Детского альбома» П.И.Чайковского или темой из 1-й части сонаты №14, отметить общее – медленный темп, пунктирный ритм, динамику pp, маршевую неторопливую поступь, минорный лад, скорбные, стонущие интонации - слушание (отметить 3-х частную форму: медленный марш в 1-й и 3-й части, светлая мажорная тема во 2-й части) 3. Песня о маленьком трубаче, С.Никитина - разучивание Урок № 3 Раздел: «В концертном зале» Тема урока: Мир Людвига ван Бетховена Цель урока: Выявить особенности музыкального языка композитора Музыкальный материал: 1. Фрагменты из симфонии №3, «Героическая», финал 2. «Контрданс», Л.Бетховен 3. «Сурок» Методические рекомендации 1. «Контрданс» ( буквально - деревенский танец) - вокализация, пластические импровизации танцевальных движений - слушание (народная или композиторская музыка? Эмоционально-образный анализ; кто и как может танцевать этот танец? Где он может звучать? Мог ли он появиться на балу у Золушки или в балете «Спящая красавица»? Отметить черты танцевального жанра: кружение – вальс, прыжки, подскоки – мазурка, полька, менуэт, полонез - шаг 2. Финал симфонии №3 - слушание вступление к финалу (Какая музыка, звучащая на уроке, могла бы продолжить фанфарное вступление? Басовая тема «Контрданса») - слушание оставшейся части финала (что неожиданного они услышали? Тема танца звучит затаенно, тихо и отрывисто. Почему финал симфонии называют «праздником мира»?) - анализ стилевых особенностей музыки Бетховена (отличается ли музыка Бетховена от музыки Э.Грига, П.И.Чайковского? Энергией, маршевыми интонациями, простыми и строгими темами, любимые инструменты: трубы, фанфары, четкий ритм) 3. «Сурок» - разучивание, обратить внимание на имитацию заунывного голоса шарманки Урок № 4 Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа) Тема урока: Джаз – одно из современных направлений музыки Цель урока: Осознать роль музыки в жизни человека. Музыка – источниквдохновения, радости жизни Музыкальный материал: 1. «Чудо музыка», Д.Б.Кабалевский 2. «Острый ритм», Гершвин, русский текст А.Струков 3. «Колыбельная Клары» из оперы Гершвина «Порги и Бесс» Методические рекомендации 1. «Чудо музыка», Д.Б.Кабалевский - разучивание, обратить внимание на ритм, синкопы 2. «Острый ритм», Гершвин, русский текст А.Струков - вокализация темы, ритм, акценты - слушание (эмоционально-образный анализ: необычные ритмы, синкопы, красочность звучания) 3. «Колыбельная Клары» из оперы Гершвина «Порги и Бесс» - вокализация фрагмента темы - разворот учебники, знакомство с историей и исполнителями джаза - слушание (отметить тембры инструментов: саксофон, банжо, труба) Урок № 5 Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа) Тема урока: Мир русских композиторов С.Прокофьева и Г.Свиридова Цель урока: Выявить отличительны черты музыки С.Прокофьева и Г.Свиридова Музыкальный материал: 1. «Весна», «Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель», муз. Г.Свиридова 2. «Запевка», ст. И.Северянина 3. «Снег идет» - часть из «Маленькой кантаты» 4. «Шествие солнца» фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Ала и Ллолий Методические рекомендации 1. «Весна», «Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель - слушание фрагментов с целью узнать композитора (Г.Свиридов – певец русской природы и русской души. Мелодия хорошо запоминается, певуча, напоминает русскую народную песню) 2. «Запевка», ст. И.Северянина - вокализация с опорой на нотную запись, интонация гимна, выражение восторга 3. «Снег идет» - часть из «Маленькой кантаты» - игра в композиторов – сочинение мелодии на стихи Пастернака - слушание (сравнить музыку Свиридова с мелодиями детей, анализ средств музыкальной выразительности: темп, динамика и тембры инструментов - челесты, арфы, флейты и хора) 4. «Шествие солнца» фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Ала и Ллолий - вспомнить и охарактеризовать картину восхода солнца (нежный, розовый, яркий…, можно вспомнить музыку Грига «Утро» и др. произведения) - слушание (кто из знакомых композиторов мог написать это музыку?, эмоционально-образный анализ: буйный рассвет, могучая природа, ослепительное солнце) «Солнце русской музыки 20-го века», так сказал о Прокофьеве Д.Б.Кабалевский. Особенности стиля: мелодия угловатая, с непривычными изгибами и скачками, ее трудно спеть, яркая эмоциональность Урок № 6 Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа) Тема урока: Мир композиторов Э.Грига, П.И.Чайковского, В.А.Моцарта Цель урока: Выявить отличительны черты музыки этих композиторов Музыкальный материал: 1. Норвежская песня «Камертон» 2. «Утро», Э.Григ 3. «Мелодия», П.И.Чайковский 4. Главная тема увертюры к опере «Свадьба Фигаро» 5. «Весенняя песня», Моцарт Методические рекомендации 1. Норвежская песня «Камертон» - разучивание канона по партиям 2. «Утро», Э.Григ - слушание 3. «Мелодия» П.И.Чайковский - слушание и выявление интонационных особенностей: любимый интонационный ход Грига – движение на терцию вниз, у Чайковского – поступенность, волнообразность. Отметить родство мелодий композиторов, выраженное через песенное начало. Создать портрет композиторов, черты их характера, связать с музыкой 4. Главная тема увертюры к опере «Свадьба Фигаро» - слушание фрагмента (может ли эта музыка принадлежать Григу или Чайковскому, эмоционально-образный анализ) - Краткая справка о Моцарте: «Ты, Моцарт – Бог!», «Вечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт» 5 «Весенняя песня», Моцарт - разучивание, обратить внимание на жизнерадостность мелодии, полетность и повторения звуков, распевы и опевания Урок № 7, 8 Раздел: «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (4 часа) Тема урока: Призыв к радости. Диагностика музыкального развития учащихся Цель урока: Обобщить музыкальные впечатления школьников Музыкальный материал: 1. Фрагмент финала 9-й симфонии Л.Бетховена 2. Хор «Славься» М.И.Глинки 3. Песни по выбору учащихся Методические рекомендации 1. Фрагмент финала 9-й симфонии Л.Бетховена - вокализация главной темы - слушание, эмоционально-образный анализ 2. Хор «Славься» М.И.Глинки - исполнения вместе с записью хора, общее и различное с музыкой 9-й симф. 3. Песни по выбору учащихся |