Главная страница

вкр Музыка как отражение жизни обществасоциологический анализ. Музыка как отражение жизни общества социологический анализ


Скачать 1.69 Mb.
НазваниеМузыка как отражение жизни общества социологический анализ
Дата15.10.2018
Размер1.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлавкр Музыка как отражение жизни обществасоциологический анализ.doc
ТипДокументы
#53510
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

Глава II. Современное состояние музыки в России



2.1 Музыкаࣤ вࣤ жизнࣤи сࣤоࣤвࣤрࣤеࣤмеࣤнࣤнࣤых рࣤоࣤсࣤсࣤиянࣤ


Музыка занимает важное место в жизни россиян. На сегодняшний день для определения общих музыкальных предпочтений эффективен анализ статистики со специальных музыкальных сервисов в Интернете. Это связано с тем, что Интернет стал неотъемлемой частью жизни россиян, позволяющий находить и слушать любую интересующую музыку. Несмотря на то, что музыка также интенсивно транслируется на радио и телевидении, у человека выбор весьма ограничен теми произведениями, которые звучат в эфире [18].

Одним из таких популярных музыкальных интернет-сервисов является «Яндекс.Музыка». По данным статистики данного сервиса за 2013 год российские пользователи прослушали музыкальные произведения 18 тысяч исполнителей более 2,5 миллиарда раз. При этом около 13% всех прослушиваний приходится на двадцатку самых популярных артистов.

Десятку самых популярных исполнителей составили: 1) Григорий Лепс 2) Стас Михайлов 3) Нюша 4) Enigma 5) Натали 6) Елена Ваенга 7) Земфира 8) Кино 9) Владимир Высоцкий 10) Баста [12].

Существуют определенные региональные различия в музыкальных предпочтениях россиян: Так, в Ненецком автономном округе популярен «Сектор Газа», в Тульской и Воронежской областях, в Чувашии, Костромской и Нижегородской областях – «Руки Вверх!», а Михаил Круг – в родной Тверской области. Также в областях, граничащих с Украиной и Беларусью, больше внимания уделяют группам из этих стран. Например, жители Белгородской области в 1,8 раза чаще слушали «Океан Ельзи», а в Брянской области группы «Ляпис Трубецкой» и «ВопліВідоплясова» в 1,5 раза популярнее, чем в среднем по стране [11].

Также данные «Яндекс. Музыки» стали основой для создания специальной карты музыкальных предпочтений россиян. (см. Приложение 1). На ней кругами изображены пользователи, слушавшие данного музыканта хотя бы раз за год. Чем ближе на схеме располагаются круги, тем больше у этих исполнителей общих слушателей. Данная карта позволила выявить интересные закономерности взаимосвязи между предпочтениями: например любимая группа поклонников «Арии» – «Кипелов», но они также нередко слушают Вивальди, Моцарта, и Бетховена. А вот поклонники Стаса Михайлова иногда предпочитают «Руки Вверх!» и ВеркуСердючку, поклонники группы «Ленинград» любят не только Сергея Шнурова, но и PinkFloyd. «Яндекс» отметил на схеме 1000 наиболее популярных исполнителей [40].

Современные россияне не всегда слушают музыку по собственной инициативе, иногда им вынужденно приходится это делать в общественных местах, в магазинах и на остановках. Далеко не все довольны такой музыкальной атмосферой, об этом свидетельствуют данные исследования OnlineMarketIntelligence по отношению россиян к музыке, звучащей в общественных местах, в котором приняло участие более 3 тысяч жителей разных регионов страны.

Даࣤнࣤнࣤоࣤеࣤ исࣤсࣤлࣤеࣤдоࣤвࣤаࣤнࣤиеࣤ нࣤаࣤ теࣤму вࣤлࣤиянࣤия музыки былࣤоࣤ нࣤеࣤ сࣤлࣤучаࣤйнࣤоࣤ вࣤыбрࣤаࣤнࣤоࣤ OMI. Ееࣤ геࣤнࣤеࣤрࣤаࣤлࣤьнࣤый дирࣤеࣤктоࣤрࣤ Алࣤеࣤксࣤаࣤнࣤдрࣤ Шаࣤшкинࣤ оࣤтмеࣤчаࣤеࣤт, чтоࣤ музыкаࣤ оࣤкаࣤзывࣤаࣤеࣤт заࣤмеࣤтнࣤоࣤеࣤ вࣤлࣤиянࣤиеࣤ нࣤаࣤ лࣤюдеࣤй, аࣤ еࣤеࣤ звࣤучаࣤнࣤиеࣤ вࣤ оࣤбщеࣤсࣤтвࣤеࣤнࣤнࣤых меࣤсࣤтаࣤх ужеࣤ сࣤтаࣤлࣤоࣤ оࣤбычнࣤым. Есࣤлࣤи рࣤаࣤнࣤьшеࣤ оࣤтнࣤоࣤшеࣤнࣤиеࣤ лࣤюдеࣤй к поࣤдоࣤбнࣤоࣤй теࣤнࣤдеࣤнࣤции вࣤыясࣤнࣤялࣤоࣤсࣤь тоࣤлࣤькоࣤ нࣤаࣤ бытоࣤвࣤоࣤм урࣤоࣤвࣤнࣤеࣤ: «нࣤрࣤаࣤвࣤитсࣤя - нࣤеࣤ нࣤрࣤаࣤвࣤитсࣤя», «поࣤвࣤышаࣤеࣤт прࣤоࣤдаࣤжи илࣤи нࣤеࣤт», вࣤ тоࣤ вࣤрࣤеࣤмя каࣤк сࣤаࣤмоࣤ явࣤлࣤеࣤнࣤиеࣤ нࣤаࣤмнࣤоࣤгоࣤ сࣤлࣤоࣤжнࣤеࣤеࣤ. У музыки вࣤ оࣤбщеࣤсࣤтвࣤеࣤнࣤнࣤых меࣤсࣤтаࣤх еࣤсࣤть хаࣤрࣤаࣤктеࣤрࣤнࣤаࣤя чеࣤрࣤтаࣤ – оࣤт нࣤеࣤеࣤ нࣤеࣤлࣤьзя «оࣤтвࣤеࣤрࣤнࣤутьсࣤя», вࣤ оࣤтлࣤичиеࣤ оࣤт щитоࣤвࣤ нࣤаࣤрࣤужнࣤоࣤй рࣤеࣤклࣤаࣤмы. Неࣤдаࣤрࣤоࣤм «Заࣤкоࣤнࣤ оࣤ рࣤеࣤклࣤаࣤмеࣤ» вࣤ рࣤядеࣤ сࣤлࣤучаࣤеࣤвࣤ вࣤвࣤоࣤдит прࣤямоࣤй заࣤпрࣤеࣤт нࣤаࣤ звࣤукоࣤвࣤую рࣤеࣤклࣤаࣤму, нࣤаࣤпрࣤимеࣤрࣤ, вࣤ трࣤаࣤнࣤсࣤпоࣤрࣤтеࣤ».

Реࣤзулࣤьтаࣤты исࣤсࣤлࣤеࣤдоࣤвࣤаࣤнࣤий поࣤкаࣤзаࣤлࣤи, чтоࣤ боࣤлࣤьшинࣤсࣤтвࣤоࣤ оࣤпрࣤоࣤшеࣤнࣤнࣤых сࣤчитаࣤют, чтоࣤ музыкаࣤ оࣤтвࣤлࣤеࣤкаࣤеࣤт их оࣤт шоࣤпинࣤгаࣤ и/илࣤи сࣤоࣤздаࣤеࣤт вࣤ моࣤзгу усࣤтоࣤйчивࣤыеࣤ нࣤеࣤжеࣤлࣤаࣤтеࣤлࣤьнࣤыеࣤ аࣤсࣤсࣤоࣤциаࣤции (тоࣤ еࣤсࣤть явࣤлࣤяеࣤтсࣤя нࣤаࣤвࣤязчивࣤоࣤй). Прࣤи этоࣤм вࣤеࣤсࣤьмаࣤ знࣤаࣤчитеࣤлࣤьнࣤыеࣤ грࣤуппы вࣤ цеࣤлࣤоࣤм, нࣤеࣤплࣤоࣤхоࣤ оࣤтнࣤоࣤсࣤятсࣤя к таࣤкоࣤй музыкеࣤ, илࣤи прࣤоࣤсࣤтоࣤ нࣤеࣤ заࣤмеࣤчаࣤют еࣤеࣤ. Однࣤаࣤкоࣤ поࣤчти пятаࣤя чаࣤсࣤть рࣤеࣤсࣤпоࣤнࣤдеࣤнࣤтоࣤвࣤ (18,8%) оࣤтвࣤеࣤтилࣤи: «Есࣤлࣤи вࣤ маࣤгаࣤзинࣤеࣤ звࣤучит грࣤоࣤмкаࣤя музыкаࣤ, я нࣤеࣤ моࣤгу таࣤм доࣤлࣤгоࣤ нࣤаࣤхоࣤдитьсࣤя», из нࣤих 6,3% еࣤщеࣤ боࣤлࣤеࣤеࣤ каࣤтеࣤгоࣤрࣤичнࣤы, утвࣤеࣤрࣤждаࣤя, чтоࣤ музыку нࣤужнࣤоࣤ сࣤлࣤушаࣤть нࣤеࣤ вࣤ маࣤгаࣤзинࣤаࣤх, аࣤ вࣤ коࣤнࣤцеࣤрࣤтнࣤых заࣤлࣤаࣤх илࣤи доࣤмаࣤ нࣤаࣤ хоࣤрࣤоࣤшеࣤй аࣤппаࣤрࣤаࣤтурࣤеࣤ» [15].

Работниками рекрутингового портала Superjob было проведено исследование, в котором приняло участие три тысячи экономически активных россиян, проживающих в разных регионах страны. Данное исследование позволило выявить зависимость музыкальных предпочтений от места работы

Поклонниками популярной музыки наиболее часто являются банковские операционисты (54%), операторы ПК, менеджеры по персоналу, инспекторы из отделов кадров (по 52%), медицинские сестры (46%).



Рисунок 1 - Поклонники популярной музыки

Классической музыкой увлечены в основном психологи и преподаватели (по 43%), медработники (сестры и врачи), а также журналисты (около 40%). Последние предпочитают и рок (60%). Компанию в этом им составляют программисты (61%) и системные администраторы (59%). Поклонниками джаза себя назвали работники прессы (39%), архитекторы (38%) и менеджеры в сфере PR (36%). Блюз в России слушают корреспонденты (28%),руководители компаний (27%), архитекторы (26%) [4].



Рисунок 2 - Поклонники классической музыки

Однако наибольшие различия в музыкальных предпочтениях связаны с возрастом. Самый «музыкальным» возрастом является подростковый, когда происходит резкий и короткий всплеск прослушивания «интенсивной» музыки и начало устойчивого подъема интереса к «современной». В категорию «интенсивной» относятся панк-рок, металл и другие достаточно агрессивные жанры. Пик предпочтений таких стилей приходится именно на подростковый возраст, затем, уже в ранней взрослости, интерес к ним снижается. Интерес к современной музыке, в частности к рэпу и поп–музыке держится вплоть до средних лет.

Подростковый возраст связан с потребностью к самоопределению, одним из быстрых и легких способов его достичь является музыка. Поиск подростками независимости часто имеет форму протеста и противопоставления себя взрослым. При этом «интенсивная музыка», которая является агрессивной, напряженной, характеризуясь громкими, часто искаженными звуками, часто имеет бунтарский и мятежный характер, позволяет подросткам выразить свое стремление к самостоятельности, являющееся на этом возрастном этапе жизни главным [39].

Отдельного внимания заслуживает проблема слушания громкой музыки. На сегодняшний день среди молодежи нередко встречается абсолютно бескультурная позиция восприятия музыки: ее громкость превышает всякую художественную меру. Эталонная система оценки громкости формируется теперь не только в соответствии с громкостью голоса родителей, но и находится под влиянием распространенных электронных музыкальных инструментов, продуцирующих «а-биотическую» музыку, а современные технические средства репродуцирования музыки не предусматривают контрольных точек для уровня громкости [8].

С течением времени, в ранней взрослости, «интенсивная» музыка отступает, а на ее место приходит «современная» и затем «мягкая», такая как R & B и электронная музыка. Наступает второй музыкальный возраст. Эти новые предпочтения рассматриваются как «эмоционально-позитивные, танцевальные и романтические».

Когда человек преодолевает стремление к самостоятельности, новый жизненный этап ставит перед ним новые задачи: молодые люди и девушки ищут свою вторую половину, и музыка этого периода зачастую подбирается так, чтобы соответствовать романтической обстановке и тем обстоятельствам, в которых люди ищут себе партнеров: на вечеринках, в клубах, барах, и так далее. В то время как первый музыкальный возраст – это время поиска независимости, то следующий этап – поиск признания окружающих.

Третий музыкальный возраст связан с преобладанием интереса к «незамысловатой» и «утонченной» музыке. К первой категории относятся кантри, фолк и блюз, а ко второй – классическая музыка и джаз. Данные типы музыки являются «расслабляющими и позитивными».

При этом «незамысловатая» музыка отражает эмоции, связанные прежде всего с семейными ценностями и различными семейными событиями, которые к данному возрасту большинство уже пережили. А утонченная музыка является отражением сложной эстетики высокого культурного уровня, который может быть связан с социальным статусом и интеллектом.

Когда личность человека сформировалась, у него появляется намного больше ресурсов для выражения себя – это семья, карьера, дом – музыка же является дополнительным источником самовыражения. На этом этапе люди часто хотят повышения своего социального статуса, благосостояния и интеллектуального уровня, что и приводит к интересу данных типов музыки. Ключевым аспектом этого периода жизни является поиск социального статуса. Также для многих людей этот возраст перенасыщен работой, отношениями в семье, и музыка становится способом отдыха и расслабления [10].

Также существуют значительные различия в предпочтениях по отношению к высоким, «элитарным» жанрам слушателей, имеющих музыкальное образование, разбирающихся в музыке и слушателей, не обладающих такими знаниями. Среди образованных слушателей наблюдается большее количество любителей классической музыки, современной симфонической музыки, духовной и религиозной музыки, блюза и джаза, чем среди слушателей без музыкальных знаний. Однако большинство «образованных» не останавливаются на слушании классики, также они интересуются современной отечественной и западной поп-музыкой [21].

В современную эпоху границы предпочтений все больше размываются. Это связано с процессами, происходящими в музыкальной индустрии, которая стремится расширить границы спроса. Известным фактом является включение в выступления исполнителей поп-музыки обработок известных классических произведений, а в выступлениях классических исполнителей современных хитов, также происходит объединение того, что казалось невозможным соединить – классических и поп-исполнителей (например, дуэт Ф. Киркорова и А. Нетребко) [22].

Помимо возрастных особенностей и музыкального знания, на предпочтения слушателей оказывают влияния и гендерные различия. Существуют «мужские» и «женские» жанры музыки, большую аудиторию которых составляют мужчины или женщины соответственно. «Мужскими» жанрами музыки являются: русский и зарубежный рок, бардовская и авторская песня, русский шансон и электронная музыка.

Большая часть «мужских» жанров относится к андерграунду и «брутальным» направлениям музыки. Основная часть «женских» жанров – из классики: оперетта, мюзиклы, романсы, духовная (религиозная) музыка, классическая музыка, современная симфоническая музыка, опера, русская народная музыка.

Таким образом, пристрастия мужчин больше тяготеют к современности, Западу и более агрессивным типам музыки, в то время как женщины тяготеют к музыке более старой, к ее смягченным, «окультуренным» образцам, в том числе русским «народным». Через «мужские» и «женские» жанры музыки явно проступают мужские и женские модели поведения в нынешнем российском обществе, во многих музыкальных произведениях присутствуют гендерные стереотипы, которые описывают качества и признаки, свойственные для мужчин и женщин [14].

Долгое время в музыкальной сфере России являлась актуальной проблема медленной смены поколений в музыкальном творчестве. На сценах большинства крупных концертов, праздниках и т.п. выступают в основном люди, которые были известны и 10-15 лет назад. В последнее время эта проблема начала решаться путем создания различных музыкальных проектов (например, «Голос» и «Главная сцена»). Они открыли многих талантливых музыкантов и певцов, о которых большинству россиян раньше было неизвестно и дали им «путевку в жизнь». Финалы программы «Голос» постоянно устанавливали рекорды популярности, собирая около 50% телеаудитории, что свидетельствует о наличии интереса у россиян к новым талантливым исполнителям [31].

Тем не менее, пробиться на столь крупные проекты могут далеко не все, и особенно в провинциях является актуальной проблема профессионального заработка музыкантов. Этой проблеме был посвящен мастер-класс «Продвижение исполнителей в условиях современного состояния музыкальной индустрии», проходивший 13 ноября 2015 года в Оренбурге. Мастер-класс давали главный редактор всероссийского портала о современной музыке «Musecube» Владимир Кальян, а также специальный гость Илья Чкан – лидер группы «День Восьмой» (urbanrock). Основными слушателями были молодые музыканты и музыкальные группы Оренбурга, а также студенты, интересующиеся музыкой.

На мастер-классе в формате живого диалога обсуждалось, что новым молодым исполнителям и коллективам очень тяжело продвинуться на современном музыкальном рынке, найти свою аудиторию для того, чтобы зарабатывать на этом. Многие музыкальные фестивали, целью которых является продвижение новых талантливых коллективов, являются коммерционализированными, и попасть на них можно лишь имея немалые средства. Особенно это касается фестивалей, где в качестве условия отбора является голосование с помощью SMS (например «Нашествие»), на них нередко использую мошеннические способы вроде накрутки голосов и др, а большинство участников известны заранее.

Также поднималась проблема музыкальных учебных заведений, в которых убивают творческое начало. В. Кальян отметил, что учащимся дают четко определенные правила исполнения конкретного произведения, от которых нельзя ни на ноту отклониться. В дальнейшем это оказывает негативное влияние, особенно в плане создания чего-либо нового.

Молодым музыкантам были даны важные советы по продвижению своего творчества – иметь простое и запоминающееся название и собственный узнаваемый стиль. Также важно наличие человека, представляющего интересы коллектива или исполнителя, связывающего коллектив с потенциальными заказчиками. При этом желательно, чтобы название группы было на том же языке, что и большинство исполняемых песен. Музыкантам советовали исполнять произведения преимущественно на русском языке, английские же включать в репертуар лишь в случае собственного знания данного языка. Это важно, так как музыкант должен доносить до аудитории собственные эмоции и переживания, а если он не понимает смысл каждого слова, то сделать это ему гораздо сложнее.

Данная проблема существует не только среди музыкантов, но и среди слушателей. Многие из тех, кто слушает зарубежную музыку - или вообще не понимают о чем она, или имеют весьма смутные и общие представления. Такие люди обычно объясняют, что им нравится не текст, а сам ритм и музыка. Однако это может приводить к тому, что человек будет слушать песни о том, с чем категорически не согласен. В качестве примера можно привести времена Советского Союза, когда многие молодые люди любили группу «Чингиз Хан», не подозревая о смысле песен исполнителей, в которых звучали негативные требования, такие, как уничтожить СССР.

Россияне не только являются активными слушателями музыки, но и сами любят петь, однако исполняемые ими композиции во многом отличаются от их музыкальных предпочтений. Но многих не смущает это, главное – самим приобщиться к песенному творчеству. Любят петь около половины россиян (47%), среди них почти 60% женщин. Такие данные приводит «Интерфакс», ссылаясь на фонд «Общественное мнение». Опрос проводился среди 1500 респондентов в 43 субъектах РФ.

Чаще всего респонденты исполняют народные (31%) и советские (23%) песни. Среди других жанров популярны шансон (12%), детские песни (11%), русская поп-музыка и романсы (по 10%). Еще 8% поют бардовские песни, 7% – колыбельные, по 4 % – русский рок и зарубежную популярную музыку, по 2% – рэп и иностранный рок.



Рисунок 3 –Предпочтения россиян в пении

Больше всего жители России любят петь в компании с друзьями и родственниками — 35 процентов. Еще 14 процентов опрошенных поют песни детям или внукам. Каждый десятый россиянин поет караоке. Только 2 процента респондентов сообщили, что выступают на публике, дают концерты, и лишь 1 процент занимается вокалом. 49% участников опроса заявили, что не любят петь. О том, что они никогда не поют, сообщили 43 процента опрошенных.

За последние несколько столетий место музыки в жизни россиян значительно изменилось: сегодня ее стало больше, она стала намного доступнее и разнообразнее. Однако увеличилось ли ее качество – вопрос спорный. В современную информационную эпоху классическая и народная музыка уходят на второй план, а на первое место выходит популярная музыка, ориентированная на массового слушателя.

Главными критериями ее успешности являются популярность и финансовая прибыльность. Композиторы прошлого, в первую очередь думали не том, как больше заработать, а создать музыку, которая заставила бы человека задуматься, помогла ощутить внутренние переживания. Именно благодаря этому многие песни, арии и романсы стали шедеврами музыкального творчества.

Современная музыка не ставит перед собой высоких духовных или нравственных целей. В первую очередь она служит для удовлетворения сиюминутных потребностей человека – быстро провести время, расслабиться после работы и т.п.

Если в девятнадцатом столетии не существовало понятия «проходной музыки», то сейчас ее в избытке. Раньше музыка была более «честной», не было понятия пения под фонограмму, а успеха добивались своим трудом и талантом, а не с помощью денег или наличия связей, что зачастую можно увидеть сегодня в современном музыкальном мире. Это привело к тому, что некоторые музыкальные произведения популярны лишь благодаря легко запоминающейся мелодии, а тексты многих песен не выдерживают никакой критики.

Основу музыкальной аудитории составляют молодые люди, которые наиболее активно посещают музыкальные мероприятия, интересуются новинками в музыкальной сфере. С течением времени в портрете слушателя музыки происходили значительные изменения. В XIX веке это были преимущественно представители высшего сословия, для которых знание различных музыкальных произведений часто входило в программу образования, поскольку в высшем свете людей не сведущих в музыке приравнивали к бескультурным. Музыка была неизменным атрибутом всевозможных балов и праздничных торжеств.

Сегодня доступ к музыке имеют все молодые люди независимо от материального положения и рода занятий. Почти у всех старших школьников и студентов есть плееры или телефоны, с помощью которых они могут слушать музыку. Однако наличие интереса к музыке уже никак не связано с уровнем образования, что подтверждает тот факт, что многие молодые люди, предпочитающие слушать песни на иностранном языке, не только не знают перевод, но и примерный смысл песни, объясняя это тем, что им просто нравится мелодия или ритм.

Считаем, что существующая музыка отвечает тем требованиям, которое предъявляет к ней общество данной эпохи. Поэтому невозможно изменить существующие тенденции в музыкальной жизни, также как нельзя повернуть время вспять. Несмотря на все имеющиеся недостатки современной музыки, выносить приговор ей нельзя. Сегодня тоже существует немало хороших музыкальных произведений, только они зачастую теряются во множестве посредственных. Однако каждый человек свободен в выборе музыкальный предпочтений, и при желании он найдет ту музыку, которая его интересует.

Таким образом, музыкальная сфера в России занимает важное место, предпочтения в музыке зависят от разных особенностей человека: пола, возраста, профессии и др. Глобализация и развитие технического прогресса с одной стороны ускорили развитие музыкального творчества и увеличили доступ к музыке для миллионов слушателей, с другой, возник ряд актуальных проблем, требующих изучения.

Подводя итог, стоит отметить, что музыкальная сфера является значимой частью общественной жизни, что обусловливает необходимость ее подробного изучения. Музыка может как положительно, так и отрицательно влиять на общество и человека. В современной России музыкальное творчество активно развивается, после долгих лет стабильности советского периода. Современный слушатель обладает широкой свободой выбора в прослушивании музыки, в зависимости от собственных музыкальных предпочтений.

1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта