Главная страница

вкр Музыка как отражение жизни обществасоциологический анализ. Музыка как отражение жизни общества социологический анализ


Скачать 1.69 Mb.
НазваниеМузыка как отражение жизни общества социологический анализ
Дата15.10.2018
Размер1.69 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлавкр Музыка как отражение жизни обществасоциологический анализ.doc
ТипДокументы
#53510
страница7 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8

3.2 Вывࣤоࣤды и рࣤеࣤкоࣤмеࣤнࣤдаࣤции


Сегодня особое значение приобретает изменение парадигм социокультурного развития России. Рыночные отношения привели к изменению основных базовых представлений в обществе, в том числе в сфере культуры, которая постепенно утрачивает статус абсолютной ценности и приобретает статус товара: и культура, и образование уподобляются сфере услуг.

Музыкальная культура, являясь важной частью духовной жизни общества, формирует взгляды, вкусы, а в некоторых случаях - и характер человека. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости сохранения и продолжения традиций духовных ценностей, где музыкальная культура играет исключительно важную роль. Современная музыкальная культура России как целостное явление развивается с учетом использования многолетнего опыта, ранее накопленного в Советском Союзе, который в свою очередь взял за основу богатейшее наследие музыкальной культуры дореволюционного периода.

Глубокие противоречия, охватившие все сферы жизни России конца ХХ в. – начала ХХI в., привели к кардинальной перестройке российского общества и смене культурно-образовательной парадигмы. Россия вступила на путь перемен – в сферу рыночных отношений, плюрализма мнений, свободы вероисповедания, многоукладной экономики, многопартийной системы и т.д.

Процесс демократизации, отход от тоталитаризма и идеологически регламентированного уклада жизни привели к бесспорно позитивным изменениям в музыкальном образовании. Музыкальным школам, училищам, вузам была предоставлена определенная свобода действий в определении и корректировании условий своего профессионального бытия, регулировании внутренней организации учебной деятельности, внесении конкретных изменений и дополнений в содержание образования, возможности выбора между различными педагогическими технологиями и методическими концепциями.

Несмотря на трудности в социально-экономическом развитии страны, продолжалось увеличение количества музыкально-образовательных учреждений и численности обучающихся. Однако статистические данные отражают лишь количественную сторону реформ, в качественном отношении результаты были не столь показательными. Реформирование системы музыкального образования в России до конца не искоренило существующие в ней в течение многих лет противоречия и проблемы. Преподаватели российских музыкальных учебных заведений все чаще публично выражают недовольство ходом преобразований, отмечая, что эффект от нововведений не оправдывает ожиданий. Оптимистические прогнозы, высказывавшиеся на первоначальной стадии реформирования музыкального образования, сбываются далеко не полностью.

Одной из главных причин, не позволяющих отечественной музыкальной педагогике двигаться вперед ускоренно и динамично, по мнению музыкантов-педагогов, является инертность и малоподвижность прежней системы музыкального образования. Стереотипы старого мышления обнаруживаются на различных ступенях отечественной музыкального образования:

- продолжают использоваться устаревшие и во многом изжившие себя формы и методы работы;

- применяются педагогические технологии, сложившиеся много лет назад и в силу своего консерватизма не соответствующие новой ситуации в российском социуме;

- не преодолены и проявления авторитаризма в музыкальной педагогике.

Совершенно очевидно, что для выведения музыкального образования на уровень современных технологий требуются внесение изменений из соответствующих отраслей гуманитарного знания (дидактика, психология, культурология, эстетика и др.) и их ассимиляция в сознании музыкантов-педагогов. Необходим выход за рамки узкопрофессиональной ориентации, так как в противном случае ущербность, одномерность педагогических воздействий оказывается неизбежной. Между тем деятельность большей части педагогов-музыкантов по-прежнему характеризуется замкнутостью в кругу узкопрофессиональных интересов. Есть данные, свидетельствующие, что лишь крайне незначительный процент музыкантов-педагогов обращается к специальной литературе с целью повышения своей профессиональной культуры.

Но самые серьезные противоречия, резко обострившиеся за последние годы в связи с вступлением России в сферу рыночных отношений, – это противоречия между требованиями реальной окружающей действительности и уровнем подготовленности к профессиональной деятельности музыкантов; между профессиональными и личностными параметрами, которые необходимы в наши дни специалисту в области музыкальной культуры и искусства, и теми сторонами учебно-образовательного процесса, на которых чаще всего сконцентрировано внимание преподавателей училищ и вузов.

На рынке труда в последние десятилетия произошли кардинальные изменения. Специальные социологические исследования свидетельствуют, что сегодняшний российский рынок труда, подобно его западным аналогам, подвижен, мобилен, динамичен и в нем постоянно происходят те или иные неожиданные изменения и ситуации. Меняются содержание, подходы и требования к традиционным музыкальным специализациям и видам профессиональной деятельности: возникает необходимость в профессионалах новой формации. Так, в последние годы в мире музыки актуальными стали профессии менеджера, управленца, специалиста по рекламе, которые ранее считались весьма далекими от этого мира.

По имеющимся данным, число выпускников музыкальных учебных заведений, которые находят себе работу по специальности, полученной во время учебы, колеблется примерно в пределах 35-40% от общего количества оканчивающих музыкальные училища и вузы. Почти каждый второй студент музыкальных учебных заведений не уверен, что сможет в дальнейшем трудоустроиться по специальности. Требования и нормативы нового, обретенного по окончании учебы вида деятельности, оказываются весьма далекими от тех, на которые их ориентировали в процессе профессиональной подготовки. Отсюда возникает необходимость перестраиваться, переквалифицироваться, переструктурировать весь комплекс профессиональных умений и навыков, сложившийся за годы занятий в музыкальных училищах, колледжах, вузах.

Конъюнктура рынка труда, в том числе и в музыкальной культуре, требует от специалиста широкой профильной подготовки, наличия гибкого пластичного мышления, глубоких знаний, которые в случае необходимости могут быть экстраполированы в смежные виды профессиональной деятельности. Если же этот аспект при подготовке специалиста не учитывается, то ему придется «добирать» недостающие знания, умения и навыки непосредственно в процессе трудовой деятельности. В системе оценки подготовленности музыкантов должны произойти весьма существенные изменения. Важно не только, насколько хорошо его обучили, но и как музыкант будет реагировать на всякого рода неожиданности профессиональной деятельности; в какой мере готов к адаптации на рабочем месте; насколько его знания, умения, навыки и личностные качества соответствуют сложным и многообразным запросам реальной жизни.

В русле новых тенденций развития общества возникает потребность обосновать концептуальные и содержательные основы деятельности музыкально-образовательных учреждений нового типа, способных обеспечить подготовку профессионально компетентных специалистов-музыкантов, отвечающих потребностям современной социокультурной среды и запросам рынка труда.

Музыкальное образование как социокультурный феномен, исторически развивающийся под влиянием общественно-политических, социально-экономических и других факторов, имеет организационную (внешнюю) и содержательную (внутреннюю) стороны. Музыкальное образование является частью культуры общества, поэтому исследуется с позиций культурологического подхода с применением педагогических методов, позволяющих выявить и проанализировать противоречия между культурно-образовательными потребностями общества и реальными возможностями системы музыкального образования, выявить факторы преемственности в процессе исторической смены музыкально-образовательных парадигм.

Переход России на рубеже ХХ-XIX вв. к глобальным общественно-политическим и социально-экономическим реформам знаменует третий период развития системы музыкального образования, основными чертами которого являются демократизация, гуманизация, многоукладность, диверсификация, регионализация. Вместе с тем наряду с позитивными изменениями сохраняются и негативные факторы, унаследованные из прошлого: педагогический авторитаризм, узкотехнологический подход к обучению, цеховая ограниченность преподавательского корпуса.

Основные противоречия нового этапа развития российского музыкального образования связаны с изменившимися социально-экономическими условиями, внедрением в сферу культуры рыночных отношений, предъявляющих особые требования к молодому специалисту. Это обусловливает необходимость структурной и содержательной перестройки деятельности музыкально-образовательных учреждений с целью подготовки специалиста широкого профиля. Высококвалифицированный музыкант-педагог должен быть компетентен в различных областях гуманитарного знания, обладать социальной и профессиональной мобильностью, уметь адаптироваться к изменяющимся социально-культурным условиям и потребностям рынка труда, нести и сохранять мастерство и традиции российской академической музыкальной школы на основе преемственности и восприятия позитивного опыта прошлых поколений музыкантов.
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта