История музыкального образования (Учебное пособие Е.Н. Федорович). История музыкального образования (Учебное пособие Е.Н. Федорович. Учебное пособие министерство образования российской федерации
Скачать 0.69 Mb.
|
Е.Н.ФЕДОРОВИЧ ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИГОУ ВПО «УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ» Е.Н.ФЕДОРОВИЧ ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Учебное пособие Екатеринбург 2003 УДК 378.978.(075.8) ББК Ч 483 Ф 33 Научный редактор: д-р пед наук, проф. Л.Г.Арчажникова (МГОПУ им. М.А.Шолохова) Рецензенты: д-р пед. наук, проф. С.Е.Беляев (УГК им. М.П.Мусоргского) канд. искусствоведения, доц. Е.Е.Полоцкая (УрГПУ) Ф 33 Федорович Е.Н. История музыкального образования: Учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2003. - 110 с. В пособии освещаются вопросы истории зарубежного и отечественного музыкального образования с точки зрения становления музыкально-образовательных учреждений и авторских школ. Анализируется опыт выдающихся представителей отечественного профессионального музыкального образования. Предназначено для студентов высших музыкально-педагогических и музыкально-исполнительских учебных заведений. УДК 378.978.(075.8) ББК Ч 483 С Федорович Е.Н. 2003 Введение Данное учебное пособие предназначено для курса «История музыкального образования», который входит в федеральный компонент учебного плана ГОСТ по специальности 030700 – музыкальное образование. Оно построено на основе программы курса «История музыкального образования» (Е.Н.Федорович. История музыкального образования / УрГПУ, Екатеринбург, 2003), предназначенной для студентов музыкально-педагогических факультетов педвузов. В соответствии с этим содержание дисциплины изложено по темам. Курс состоит из следующих разделов: 1. История музыкального образования как наука и как учебная дисциплина. Основные подходы к ее изучению. 2. Педагогическая мысль и практика в Древнем мире и Средневековье. 3. Музыкальное образование эпохи Возрождения. 4. Музыкальное образование эпохи Просвещения. Музыкально-педагогические концепции мастеров клавирного искусства XVI-XVIII вв. 5. Профессиональное музыкальное образование в Западной Европе конца XVIII - начала XIX вв. Педагогическая и просветительская деятельность Л.Бетховена, Р.Шумана, Ф.Шопена, Ф.Листа. 6. Основные этапы музыкального образования в России. Музыкальное образование русского средневековья (XI - XVII вв.) 7. Музыкальное образование в России в ХVII - первой половине ХIХ вв. 8. Создание первых русских консерваторий, их роль в развитии музыкального образования и просвещения. 9. Основные тенденции музыкального образования и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй половины ХIХ – начала ХХ вв. 10. Музыкальное образование советского периода. 11. Основные отечественные профессиональные музыкально-исполнительские школы ХХ в. 12. Исторические традиции и современные проблемы музыкального образования. После изложения содержания темы приводится список рекомендуемой литературы, по которому даются также сноски на цитируемые источники. Предлагаемое пособие не претендует на полномасштабное изложение материала по истории музыкального образования. Его содержание и структура определяются имеющимся на сегодняшний день недостатком в учебно-методической литературе по данной дисциплине. Отдельные периоды истории музыкального образования подробно освещены в трудах О.А.Апраксиной, Е.В.Николаевой, Е.Е.Полоцкой, Н.А.Терентьевой и др. Однако пособия, охватывающего весь курс, до сих пор не существует. Данное издание, содержание которого в кратком виде охватывает основные периоды истории зарубежного и отечественного музыкального образования, а также освещает наиболее крупные авторские школы, призвано восполнить дефицит литературы на период до выхода учебных пособий, в которых содержание дисциплины «История музыкального образования» будет отражено более масштабно. Тема 1. История музыкального образования как наука и как учебная дисциплина. Основные подходы к ее изучению История музыкального образования восходит корнями к истокам человеческой цивилизации. Музыка как определенный вид деятельности, основанный на присущем человеку музыкальном сознании, сопровождала человечество на всех этапах его развития. Соответственно этому, в течение всего периода становления человеческой культуры осуществлялся и процесс передачи музыкального опыта последующим поколениям. Вместе с тем, история музыкального образования как наука относительно молода. До конца ХХ в. исследования по истории музыкального образования осуществлялись преимущественно внутри исследований по истории музыки и методике музыкального воспитания. Только в 1999 году в Москве на базе МПГУ состоялась 1 Международная научно-практическая конференция «История музыкального образования как наука и как учебный предмет». С 2000 г. дисциплина «История музыкального образования» включена в стандарты высшего музыкально-педагогического образования. Ранее студенты музыкально-педагогических факультетов изучали только историю музыкального воспитания ХХ в. в курсе «Методика музыкального воспитания». Такая активизация интереса к истории музыкального образования и педагогики вызвана объективными причинами. К концу ХХ столетия накопился значительный материал, который требовал выделения в особую научную отрасль. Сформировались и научные школы, изучающие историю музыкального образования, которые, в отличие от музыковедческих школ, развивающихся на базе консерваторий, функционируют внутри педагогических вузов и, следовательно, имеют педагогическую базу. Кроме того, на исходе ХХ в. возрос интерес к историко-педагогическим исследованиям в целом. Осмысливая пройденный путь, человечество осознает, что история образования и педагогики дает возможность установить эффективность педагогических теорий, направлений, систем. Механизмы психического развития человека в основном остаются постоянными на протяжении многих веков, поэтому изучение истории педагогики имеет большое значение с точки зрения проблем настоящего и будущего. В опыте предыдущих поколений, как положительном, так и отрицательном, мы черпаем ответы на вопросы, которые сегодня ставит перед нами педагогическая реальность. Особенностью истории музыкального образования является ее межнаучный характер: она тесно связана с историей, педагогикой и музыкознанием. В отечественной литературе наибольшее распространение получила точка зрения о том, что история педагогики есть одновременно наука историческая и педагогическая. Это предполагает изучение историко-педагогического процесса сквозь призму проблематики, которая задает предмет педагогики (Г.Б.Корнетов), в данном случае – педагогики музыкального образования, что определяет ее связь с музыкознанием. Место педагогики музыкального образования в системе наук может быть представлено следующей схемой: ФИЛОСОФИЯ ЭСТЕТИКА Общая педагогика Общая психология Музыкознание Музыкальная Теория История Теория и Инструменто- психология музыки музыки история ведение исполни- тельства ПЕДАГОГИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Частные методики История музыкального образования выступает как часть всемирного историко-педагогического процесса. История педагогики рассматривает всемирный историко-педагогический процесс как неотъемлемую часть историко-культурного процесса. Возникновение и существование историко-педагогического процесса связано с появлением системы социального наследования, отличной от системы биологического наследования и надстраивающейся над ней [2. С.10]. Система социального наследования, в свою очередь, возникла и функционирует на основе структур, объединяемых понятием «культура» [Там же. С. 12]. Культура существует только в человеческом обществе, возникая одновременно с ним. Как указывает Г.Б.Корнетов, социальное наследование осуществляется в рамках процессов значительно более широких, чем образование. Это процессы социализации индивида. Однако система социального наследования заключает в себе фундаментальное противоречие: стихийная социализация не обеспечивает формирования у людей всех тех качеств и свойств, которые им необходимы и меняются в ходе исторического развития общества. Это позволяет определить историко-педагогический процесс как способ осмысления и более или менее успешного разрешения противоречия между представлениями общества, его групп, отдельных людей о свойствах, которыми должен обладать человек, и невозможностью обеспечить их формирование ни генетически, ни в ходе стихийной социализации [2. С.13]. Понятие всемирности историко-педагогического процесса выражает его единство и целостность, являясь исходным понятием для осмысления локальных исторических феноменов. Вариативность условий жизни человека задает многообразие конкретным историческим формам существования исторических феноменов [2. С. 13]. История музыкального образования как часть всемирного историко-педагогического процесса обладает и общими присущими ему свойствами, и специфическими особенностями. Общее и особенное в соотношении всемирного историко-педагогического процесса и истории музыкального образования определяет три основные подхода к изучению истории музыкального образования: 1. Цивилизационный подход, позволяющий рассматривать процесс музыкального образования в зависимости от типа конкретной цивилизации и в широком социокультурном контексте. Для цивилизационного подхода, являющегося общефилософским и общеисторическим, характерны анализ и сравнительно-историческое сопоставление содержания и форм музыкального образования в различные эпохи и в разных условиях – государствах и догосударственных образованиях. 2. Парадигмально-педагогический подход, который позволяет осуществлять периодизацию истории музыкального образования на основе выявления смен ведущих музыкально-педагогических парадигм. В качестве музыкально-педагогической парадигмы рассматривается инвариантная основа музыкально-педагогических концепций, единых по концептуальной идее, но отличающихся в ее конкретной реализации в определенной модели музыкального образования, предлагаемой конкретным педагогом-музыкантом или их сообществом [5. С. 67]. Е.В.Николаева определяет возможные три уровня осуществления парадигимально-педагогического подхода к изучению истории музыкального образования: - исследование основных исторических этапов музыкального образования; - изучение каждого из основных направлений музыкального образования – народного, религиозного, светского, – рассматриваемых в рамках того или иного периода; - изучение отдельных музыкально-педагогических концепций [4. С. 89]. Парадигмально-педагогический подход конкретизирует общеисторический парадигмальный подход применительно к содержанию истории образования и педагогики. 3. Интонационный подход, в соответствии с которым периодизация музыкального образования осуществляется на основе выявления кардинальных изменений в типах интонирования, что влияет не только на содержание собственно музыкального творчества, но и на целевые установки, содержание и методы образования. При интонационном подходе к изучению музыкального образования оно рассматривается в виде совокупности составляющих его направлений, типов, видов, отраслей, определяемых интонационной природой музыки, с одной стороны, и особенностями ее интонационного постижения – с другой (Е.В.Николаева). В рамках интонационного подхода рассматривается также вопрос о соответствии музыкально-педагогических систем тому музыкальному стилю, на освоение которого они ориентированы [4. С. 88]. Возможности каждого из перечисленных подходов в отдельности ограниченны, поэтому для воссоздания целостной картины истории музыкального образования необходимо их взаимодополняющее применение. Одной из особенностей музыкального образования является одновременное существование и развитие двух его основных ветвей: общего и профессионального. Это объясняется тем, что, с одной стороны, музыкальное образование должно охватывать всех: без него гармоничное интеллектуальное и нравственное развитие личности невозможно; с другой стороны, овладение музыкой как профессией требует усвоения значительного объема знаний, умений и навыков, а также ранней специализации. Содержание и формы профессионального музыкального образования существенно отличаются от содержания и форм общего музыкального образования начиная с самого раннего этапа обучения. Это отличие определяется разными целями профессионального и общего образования: подготовка музыкантов-профессионалов в первом случае и общемузыкальное и общекультурное развитие – во втором. В современной музыкально-образовательной практике существует организационно закрепленное разграничение общего и профессионального музыкального образования. Массовое обучение музыке и подготовка музыкантов-профессионалов осуществляются в различных учебных заведениях; разделение существует и на уровне подготовки педагогических кадров для двух ветвей музыкального образования. Изучение истории музыкального образования на основе цивилизационного, парадигмально-педагогического и интонационного подходов, а также с учетом особенностей становления и развития его двух основных ветвей – общего и профессионального – позволяет выделить основные этапы истории музыкального образования в соответствии с исторической периодизацией:
Предлагая историческую периодизацию, мы не отрицаем возможности определения этапов истории музыкального образования и в соответствии с культурологической периодизацией: музыкальное образование Древнего Востока, Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения и музыкальное образование, соответствующее художественно-музыкальным направлениям ХIХ – ХХ вв. В предлагаемом нами курсе «История музыкального образования» значительное место принадлежит истории отечественного музыкального образования, что определяется двумя причинами. Во-первых, музыкальное образование тесно связано с историко-культурным контекстом, и учителям музыки, которым предстоит осуществлять педагогическую деятельность в России, следует знать особенности отечественного музыкального образования. Во-вторых, российские музыканты-педагоги внесли много ценного в историю музыкально-педагогической мысли и практики. В данном курсе на основе цивилизационного подхода рассматривается краткая история музыкального образования Древнего мира (Древнего Востока и античности), европейского средневековья. С позиций парадигмально-педагогического подхода анализируются педагогические концепции крупнейших музыкантов ХIХ в. История музыкального образования России рассматривается следующим образом: первые три этапа, охватывающие период с древнейших времен до второй трети ХIХ в., анализируются преимущественно на основе цивилизационного и интонационного подходов. Четвертый этап – со второй трети до конца ХIХ столетия – рассматривается с применением всех основных подходов, включая парадигмально-педагогический. Рекомендуемая литература
|