Главная страница
Навигация по странице:

  • Профессиональное

  • Елена Наримановна Федорович История музыкального образования

  • История музыкального образования (Учебное пособие Е.Н. Федорович). История музыкального образования (Учебное пособие Е.Н. Федорович. Учебное пособие министерство образования российской федерации


    Скачать 0.69 Mb.
    НазваниеУчебное пособие министерство образования российской федерации
    АнкорИстория музыкального образования (Учебное пособие Е.Н. Федорович).doc
    Дата28.12.2017
    Размер0.69 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаИстория музыкального образования (Учебное пособие Е.Н. Федорович.doc
    ТипУчебное пособие
    #13264
    страница11 из 11
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11
    Тема 12. Исторические традиции и современные проблемы музыкального образования

    К середине ХХ в. в СССР была создана система профессионального музыкального образования, которой можно гордиться. Она впитала богатые российские традиции, благодаря которым содержание образования на всех ступенях и по всем направлениям находится в целом на высоком уровне. Стройность системы, определенная взаимная соотнесенность всех ее звеньев способствуют успешной подготовке музыкантов.

    Профессиональное и предпрофессиональное музыкальное образование на всем протяжении советского периода интенсивно развивалось, причем в первую очередь росло количество учебных заведений. В 1994 г. в России насчитывалось свыше 5800 музыкальных школ, 260 средних и 50 высших музыкальных учебных заведений. Такой масштабной сети государственных музыкальных учебных заведений не имеет ни одна страна.

    Документ об окончании российского (советского) музыкального вуза высоко ценится во всем мире; этой репутации способствовало получение нашими соотечественниками звания лауреатов престижных международных конкурсов. Диплом российской консерватории неизменно свидетельствует о высоком исполнительском уровне музыканта и его солидной общемузыкальной и гуманитарной подготовке. Диплом музыкального факультета педагогического вуза является подтверждением того, что музыкант-педагог владеет комплексом музыкальных специальностей: музыкальный инструмент, хоровое дирижирование, вокал, теория и история музыки. Выпускники данных факультетов имеют также хорошую психолого-педагогическую и гуманитарную подготовку. В каждом из музыкальных направлений, взятом в отдельности, учитель музыки уступает выпускнику консерватории, но в комплексе ему нет равных. Все эти направления подготовки основываются на исполнительских традицях.

    Общее музыкальное образование представляет стройную систему: музыка является обязательным предметом во всех общеобразовательных школах (гимназиях, лицеях). Урок музыки занимает один час в неделю с I по VIII классы; в старших классах музыкальные знания даются в предмете «Мировая художественная культура». В ряде гимназий и лицеев количество часов музыки увеличено.

    Вместе с тем в современном музыкальном образовании, и в общем, и в профессиональном, имеется ряд серьезных проблем. Они находятся в различных плоскостях, что естественно для такого масштабного и сложного явления, как российское музыкальное образование, но их объединяет значение для дальнейшего развития отечественной музыкально-образовательной системы.

    Серьезной проблемой не только общего музыкального образования, но и всей российской культуры является существующий разрыв между высоким уровнем профессиональных музыкальных достижений и низкой музыкальной культурой основной массы населения. Эта проблема может быть кардинально разрешена только с помощью комплекса социально-экономических и культурно-педагогических мер. В частности, один урок музыки в неделю не только не может удовлетворить духовные потребности ребенка (а к этому еще необходимо добавить низкий престиж данного урока; в ряде школ его пытаются частично заменять другими дисциплинами), но и не позволяет полностью реализовать профессиональный потенциал учителя музыки по отношению к каждому конкретному ученику. И хотя эта проблема в большей мере относится к общему музыкальному образованию, она касается и профессионального. Готовя квалифицированных музыкантов-профессионалов, образовательная система не готовит в должной мере слушателей. Музыканты-исполнители – выпускники консерваторий – оказываются в известной мере оторванными от реальности. Их подготовка в очень малой степени предусматривает возможность музыкально-просветительской работы в непрофессиональной аудитории.

    Кроме того, имеется и количественный дисбаланс. Выпускникам консерваторий подчас трудно найти работу. Вместе с тем учителей музыки не хватает даже в крупных городах, не говоря о периферии. Выпускникам консерваторий трудно переориентироваться на работу учителя музыки по двум причинам: из-за отсутствия должной психолого-педагогической подготовки и из-за низкого престижа профессии учителя музыки в музыкально-исполнительской среде. Эта проблема наметилась давно, и следовало бы увеличить количество выпускаемых учителей музыки и соответственно ограничить прием в консерватории. Регулировать соотношение музыкально-исполнительских и музыкально-педагогических кадров в советское время было сложно, так как ими ведали различные министерства: Министерство культуры и Министерство просвещения. Тем не менее, тенденция к сокращению набора в консерватории наметилась в 1980-е гг., но несколько лет спустя появилась возможность платного обучения с зачислением вне конкурса. При выборе платного обучения в консерватории или педвузе выпускники средних музыкальных учебных заведений зачастую предпочитают первое с реальной перспективой остаться без работы. Проблема невысокого социального статуса учителя музыки, и экономические проблемы, и проблема низкого уровня музыкальной культуры масс, остаются нерешенными.

    Другая серьезная проблема в равной степени касается и современного отечественного предпрофессионального музыкального образования, и общего музыкального воспитания значительной части детей. Речь идет о том, что современные ДМШ (ДШИ) являются одновременно и первой ступенью профессионального музыкального образования, и учреждениями, в которых более интенсивно, по сравнению с музыкальным обучением в общеобразовательной школе, осуществляется общее музыкальное воспитание и развитие учащихся. Причем последняя функция ДМШ (ДШИ) не менее важна, чем первая, особенно если учесть, что в музыкальные и музыкально-педагогические училища (колледжи) по окончании музыкальной школы поступает лишь небольшой процент детей. Остальным ДМШ должна дать общее музыкально-эстетическое развитие. Что же происходит на самом деле?

    В 1980-е гг. в центральной советской печати Г.М.Цыпин неоднократно поднимал вопрос о том, чему учат детей в музыкальных школах. Он доказывал, что система, при которой всех детей – независимо от того, станут они музыкантами-профессионалами или нет, – обучают по одной программе как будущих профессионалов, неправильна и вредна. Дети, призванные в будущем стать музыкантами, получают при этом недостаточное количество умений и навыков. Но еще хуже то, что остальные дети, не имеющие профессиональных способностей или склонностей, вместо музыкального развития и любви к музыке получают комплекс ненужных им профессиональных упражнений и, соответственно, выносят из стен школы равнодушное, а иногда и негативное отношение к музыке.

    В наше время Г.М.Цыпин констатирует следующее: принявший массовый характер отток детей из музыкальных школ имеет, помимо социальных и материальных причин, еще и следующие: «…многие учащиеся бегут от своих педагогов просто потому, что им не под силу выдерживать то, как их учат» [2. С. 109]. Вместо того, чтобы приобщиться к миру музыки, выучиться играть любимые мелодии и т.д., ребенку приходится месяцами выполнять непонятные и неинтересные ему академические упражнения и программы. В результате влечение к музыке сменяется ее неприятием, и ребенок формально завершает обучение или вообще покидает школу.

    Дифференциация обучения в зависимости от профессиональной перспективы на практике осложняется трудностью ранней диагностики профессиональных музыкальных способностей. Тем не менее такая диагностика возможна, следовательно, необходимо приобщать значительную часть учащихся к музыке, исключив усиленный технический тренинг и нормативные мероприятия на оценку.

    Данным перечнем проблем, разумеется, не исчерпываются все трудности системы современного российского музыкального образования. Тем не менее традиции, заложенные в предшествующем веке и развитые в исполнительских школах ХХ в., обеспечивают отечественному музыкальному образованию в целом высокий уровень.
    Рекомендуемая литература


    1. Федорович Е.Н. История профессионального музыкального образования в России: Учебное пособие. Екатеринбург, 2001.

    2. Цыпин Г.М. Исполнитель и техника. М., 1999.

    СОДЕРЖАНИЕ
    Введение………………………………………………………………………..4
    Тема 1. История музыкального образования как наука и как

    учебная дисциплина. Основные подходы к ее изучению………………5
    Тема 2. Педагогическая мысль и практика в Древнем мире

    и Средневековье………………………………………………………….…..10
    Тема 3. Музыкальное образование эпохи Возрождения………………15
    Тема 4. Музыкальное образование эпохи Просвещения

    Музыкально-педагогические концепции мастеров клавирного

    искусства XVI-XVIII вв…………………………………………………………20
    Тема 5. Профессиональное музыкальное образование в Западной

    Европе конца XVIII - начале XIX вв. Педагогическая и

    просветительская деятельность Л.Бетховена, Р.Шумана,

    Ф.Шопена, Ф.Листа…………………………………………………………….27
    Тема 6. Основные этапы музыкального образования в России.

    Музыкальное образование русского средневековья (XI - XVII вв.)……32
    Тема 7. Музыкальное образование в России в ХVII -

    первой половине ХIХ вв………………………………………………………38
    Тема 8. Создание первых русских консерваторий, их роль

    в развитии музыкального образования и просвещения………………. 44
    Тема 9. Основные тенденции музыкального образования

    и крупнейшие российские педагоги-музыканты второй

    половины ХIХ – начала ХХ вв……………………………………………….55
    Тема 10. Музыкальное образование советского периода……………..66
    Тема 11. Основные отечественные профессиональные

    музыкально-исполнительские школы ХХ в……………………………. …76
    Тема 12. Исторические традиции и современные

    проблемы музыкального образования……………………………………106

    УЧЕБНОЕ ИЗДАНИЕ
    Елена Наримановна Федорович
    История музыкального образования
    Учебное пособие

    ЛР № 040330 от 18.04.97

    Подписано в печать 22.10.03. Формат 60х84/16

    Бумага для множительных аппаратов. Усл. печ. л. 8,0

    Уч.-изд.л. 7,0 Тираж _______экз. Заказ_______

    Уральский государственный педагогический университет

    620017, Екатеринбург, просп. Космонавтов, 26

    Оригинал-макет отпечатан в ИПЦ «Изд-во УрГУ»

    г. Екатеринбург, ул. Тургенева, 4

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11


    написать администратору сайта