Главная страница
Навигация по странице:

  • По страницам жизни и творчества Д. Б. Кабалевского

  • Общая ситуация в школе, вызвавшая к жизни потребность создания принципиально новой музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

  • Общие принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского

  • Основные идеи программы

  • Больше 100 лет со дня его рождения (1904г).

  • «воспитать у учащихся музыкальную культуру как часть общей духовной культуры личности ребенка».

  • Кто нужен, чтобы была музыка

  • – сочинению, исполнению и восприятию музыки

  • Три кита в музыке – песня, танец, марш . Легендой о трех китах, на которых по представлениям древних держится Земля, как опорным сигналом создавал представление

  • 2. О чем говорит музыка

  • 3. Куда ведут нас три кита

  • 4. Что такое музыкальная речь

  • Песенность, танцевальность, маршевость Интонация Развитие музыки

  • 1.Музыка моего народа 2-3 четверти. Между музыкой народов мира нет непереходимых границ 4.Композитор. Исполнитель. Слушатель.

  • Музыка и литература. Живопись и музыка. Пятый класс. 1.Преобразующая сила музыки.

  • Музыкальный образ. Музыкальная драматургия (форма сонатного аллегро – в центре).

  • Великие наши современники.

  • Занятие 24.04.20. Музыкальнопедагогическая концепция Д. Б. Кабалевского Вопросы


    Скачать 43.4 Kb.
    НазваниеМузыкальнопедагогическая концепция Д. Б. Кабалевского Вопросы
    Анкор..................
    Дата15.12.2021
    Размер43.4 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЗанятие 24.04.20.docx
    ТипДокументы
    #305036

    Музыкально-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского
    Вопросы:

    По страницам жизни и творчества Д. Б. Кабалевского

    Общая ситуация в школе, вызвавшая к жизни потребность создания принципиально новой музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

    Общие принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского

    По страницам жизни и творчества Д. Б. Кабалевского

    (1904 - 1987)

    Дмитрий Борисович Кабалевский родился в канун первой русской революции – 30 декабря 1904 г. в Петербурге. Его отец Борис Клавдиевич, по образованию математик, уделял очень много внимания воспитанию сына и его сестры Елены, которая была на год старше, прививал им интерес к литературе, географии, естествознанию, технике.

    Любовь к музыке и музыкальные способности Д. Кабалевский получил скорее от матери Надежды Александровны. Родители Дмитрия не были людьми искусства, но они научили детей понимать, какую огромную роль играет искусство в жизни человека, в развитии его культуры и кругозора.

    Тяга к музыке появилась довольно рано. Учить музыке его начали лет с семи, но учительница была довольно строгой; она запретила мальчику импровизировать. Вернулся к занятиям Дима, спустя шесть лет, уже в Москве, когда семья Кабалевских переехала из Петрограда.

    В 1925 г. Д. Кабалевский поступил в Московскую консерваторию. Учился одновременно на двух факультетах – фортепиано и композиция. Ученик Н.Я.Мясковского (композиция) и А.Б. Гольденвейзера (фортепиано). В 1931 г. он впервые исполнил в Большом театре написанный им первый концерт для фортепиано с оркестром.

    Вскоре после окончания консерватории Кабалевский пишет музыку к фильму «Петербургская ночь». Затем последовал «Антон Иванович сердится», «Мусоргский», «Вольница».

    Главное место в творчестве Д. Б. Кабалевского принадлежит симфонической и оперной музыке.

    В 1936 г. Кабалевский написал оперу «Кола Брюньон». Опера имела огромный успех. Темы главных сочинений Дмитрия Борисовича – мир, любовь, торжество добра над злом – вечные, волнующие людей темы. НО все же – тема юношества – центральная в его творчестве. Он написал 4 симфонии, 2 струнных квартета, 6 инструментальных концертов. Есть у Кабалевского и вариации на темы словацкой народной песни, французскую, японскую, американскую темы. В первые послевоенные годы он пишет военную оперу – «Семья Тараса». В 1962 г. композитор заканчивает работу над известной теперь всему миру ораторией «Реквием». С этого же года Д.Б.Кабалевский – возглавляет комиссию по музыкально-эстетическому воспитанию детей и юношества. В 1983 году стал основателем и главным редактором журнала «Музыка в школе». Так же он профессор, доктор искусствоведения. Долгие годы преподавал в Московской консерватории

    Кабалевский – автор многих статей, преимущественно по вопросам эстетического воспитания детей и молодежи, а так же статей, затрагивающих важные музыкальные проблемы современности, музыкального наследия, композиторского мастерства. Автор многих книг:

    Прекрасное пробуждает доброе. – М., 1973;

    Про трех китов и про многое другое. Книжка о музыке. – М., 1976;

    Дорогие мои друзья. – М., 1979;

    Воспитание ума и сердца. – М., 1981;

    Как рассказывать детям о музыке? – М., 1989;

    Педагогические размышления. – М.,1986 и др.

    Его сочинения:

    Оперы: «Кола Брюньон», «В огне», «Никита Вершинин», «Сестры»;

    Балет: «Золотые колосья»;

    Оперетта: «Весна поет»;

    Для симфонического оркестра и хора «Песня утра, весны и мира»;

    4 симфонии, «Комедианты», «Ромео и Джульетта», «Патетическая увертюра»;

    2 струнных концерта для фортепиано, 5 сонат, 3 концерта, 24 прелюдии, 4 рондо, 6 прелюдий и фуг;

    30 детских пьес, 24 легкие пьесы для детей, песни, попевки

    Музыка для кино: «Петербургская ночь», «Щорс», «Первоклассница», «18-й год», «Хмурое утро»;

    Музыка к радиопостановкам, к драматическим спектаклям: «Земля и небо», «Гибель эскадры», «Дорога цветов», «Слава», «Мера за меру», «Чертов мост», «Школа злословия», «Мадам Бовари», «Ромео и Джульетта».

    Общая ситуация в школе, вызвавшая к жизни потребность создания принципиально новой музыкально-педагогической концепции Д. Б. Кабалевского.

    Причины, по которым композитор начал создавать новые подходы к музыкальному образованию школьников, были следующими:

    - низкий уровень массовой музыкальной культуры;

    - неудовлетворительное состояние музыкального воспитания в школе;

    - устаревшие программы и методические пособия;

    Эти причины существовали, не взирая на теоретическое развитие методической мыли в послевоенные годы.

    Вспомним:

    • В первые послевоенные годы уроки музыки были сохранены официально лишь в начальной школе, только в 1956 году уроки музыки вновь были восстановлены в V – VI классах;

    • В начальной школе уроки музыки проводились не всегда и часто их вели неспециалисты, в V классе дети оказывались неподготовленными к освоению программы

    • Не было технических средств, не хватало нотных и методических пособий

    • Не хватало профессиональных учителей музыки

    • Программа по музыке была переиздана по программе 1943 года, где существенно сократились часы на «Музыку» и обучение сводилось к запоминанию имен композиторов.

    Именно по этой программе был создан «проект для обсуждения» дальнейшего состояния музыкального образования в школе. В 1965 году был разработан проект Программы сотрудниками НИИ художественного воспитания АПН СССР. Называлась она уже «Музыка». В этом проекте были намечены шаги по преодолению существующих недостатков. Занятия планировались с особым эмоциональным настроением. Была поставлена задача получения эстетического удовольствия от слушания и пения. Подобран специальный интересный и актуальный для детского восприятия и исполнения, репертуар. Разрабатывались методы и приемы работы учителя, а так же специфика урока музыки. Но все равно, вышеперечисленные недостатки продолжали иметь место.

    В 1973 году известный композитор и общественный деятель Д.Б.Кабалевский приступил к созданию экспериментальной программы «Музыка». Разрабатывалась она в лаборатории музыкального обучения НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, которой в те годы руководил Д.Б.Кабалевский. Работа длилась очень долго. Большую работу проделали московские лаборатории по музыкальному воспитанию по внедрению в практику программы по музыке Д. Б. Кабалевского на огромной территории России и союзных республик, в том числе и Белоруссии. Немало ярких профессиональных судеб учителей сложилось благодаря стройно разработанной системе со множеством подсказок. И только в 1980 программа была издана массовым тиражом для I – III классов, а в 1982 – для IV – VII. Впоследствии эта программа стала обязательной повсеместно для всей территории бывшего Советского Союза.

    Тщательно разработанную систему музыкального воспитания Д.Б. Кабалевского с полным правом можно назвать технологией конца ХХ века. Она имеет полноценное концептуальное обоснование и чёткую программу действий. Уроки - первый, второй, третий, четвёртый и т.д.- с определённым комплексом задач, пошагово выстраивались один за другим, создавая технологическую цепочку действий. Главным его изобретением явилась система тем, на которой основывались логика постижения музыки, ориентация в мире музыкального искусства (интонация, развитие музыки, форма в музыке и др.) Методическое обеспечение его программы до сих пор остаётся полноценным комплектом к урокам музыки.

    Методический комплекс представляет:

    а) программу:

    а1. календарные планы,

    а2. коротко о музыке,

    а3. музыкальный материал поурочно,

    а4. массу методических разработок.

    б) нотные хрестоматии для учителя;

    в) фонохрестоматия;

    г) таблицы;

    д) тематические слайды;

    е) методическую литературу для учителя.

    По всем признакам систему Д. Кабалевского можно назвать технологией 70-80-х годов.

    Общие принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского

    Дмитрий Борисович Кабалевский всегда подчёркивал необходимость специальной работы по духовному становлению личности ребёнка: «Духовный багаж в отличие от обычного багажа обладает удивительным свойством: чем он больше, тем легче идти человеку по дорогам жизни… Значение музыки в школе далеко выходит за пределы искусства. Так же, как литература и изобразительное искусство, музыка решительно вторгается во все области воспитания и образования наших школьников, являясь могучим и ничем не заменимым средством формирования их духовного мира…». Во всей программе огромна направленность на формирование духовного мира человека, развитие его эстетических чувств, формирование общей и музыкальной культуры.

    О том, что настало время для внесения коренных изменений в систему музыкальных занятий в общеобразовательной школе, говорит уже факт переименования уроков пения в уроки музыки. Уроки пения, как правило, ограничивали свою задачу обучением школьников хоровому пению и основам музыкальной грамоты. Уроки музыки ставят перед собой задачу – ввести учащихся в мир большого музыкального искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть всей их духовной культуры.

    Программа опирается на все самое ценное, что накоплено в теории и практике музыкальной педагогики. Например, на музыкально-педагогические воззрения Б.В.Асафьева: «…если взглянуть на музыку как на предмет школьного обучения, то, прежде всего надо категорически отвести в данном случае вопросы музыкознания и сказать: музыка – искусство, то есть некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают». Так же взгляды и убеждения Василий Александрович Сухомлинского – его безграничная вера в духовные силы детей и подростков. Так же методические находки В.Н.Шацкой и Н.Л.Гродзенской повлияли на разработку программы.

    Перед школой встали значительно более широкие задачи музыкально-эстетического воспитания учащихся, позволяющие музыке в школе в полной мере выполнять свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль. Нужна методика, которая помогла бы решению коренного вопроса музыкальных знаний в школе: как заинтересовать, увлечь школьников музыкой?

    Проблема интереса, увлеченности – одна из фундаментальных проблем всей педагогики, и ее умелое решение важно для успешного ведения занятий по любому школьному предмету.

    Чтобы заинтересовать и увлечь школьников музыкой, Д.Б. Кабалевский выстроил свою программу по тематическому принципу. Он подчеркивал, что учитель не в коем случае не должен разрушать его, так как именно в последовательном развитии определенных тем происходит усвоение предмета «Музыка». Для каждой четверти учебного года определяется своя тема. Постепенно и последовательно усложняясь и углубляясь, она раскрывается от урока к уроку. Темы четвертей последовательно раскрывают тему учебного года. Все побочные, проходящие темы подчинены основным и изучаются в связи с ними. Тему уроков учитель определяет сам, но они раскрывают тему четверти.

    Музыкальные произведения программы можно рассматривать как примеры, поясняющие тип, характер и степень сложности музыки. Музыкальные примеры учитель может выбирать сам. Но они должны быть художественными и увлекательными для детей и педагогически целесообразными, должны выполнять воспитательную роль. Т.о. – тематизм – это принцип и основа построения системы музыкальных занятий и конкретного урока. Примеры: Второй класс (Первый по Кабалевскому), тема: «Три кита» в музыке - песня, танец и марш. Вторая четверть – О чем говорит музыка? Третья – Куда ведут нас «Три кита»? Четвертая – Что такое музыкальная речь. Т.е. – определение основных жанров, из которых вырастает вся музыкальная культура, рассуждение о содержании, определение более крупных форм, вырастающих из этих простых, изучение внутренних составляющих этих форм.

    При таком построении программы усвоение материала идет гораздо успешнее. Учителю и учащимся легче отделить главное от второстепенного, общую закономерность от частного случая. Становится не столь уж важным, сколько отдельных произведений, их названий и имен их авторов, сколько отдельных частных фактов запомнил учащийся. Важным становится то, насколько уверенно он почувствовал и понял основную тему.

    Во всем глобальном тематическом построении идет опора на реальный жизненный опыт ребенка. Это вызывает веру в самих себя, уважение к самим себе и доверие к учителю. Т.е. – знакомые песни, танцы и марши перерастают постепенно во все песни, танцы и марши на земле. Формируется в мышлении ребенка процесс перехода песен, танцев и маршей в музыку, через определение её характера – танцевальный, песенный, маршевый. Опора на «трех китов» дает возможность уже с первого класса незаметно, без особых усилий входить в любую область музыкального искусства, включая сложнейшие области оперы, балета, симфонии, кантаты. Музыка и жизнь – «сверхзадача», генеральная тема школьных занятий по музыке. Эта тема пронизывает весь тематизм программы, - всю программу. Весь музыкальный материал, все слова учителя должны быть направлены только на это. Изучая музыку, ребята уже с первых уроков почувствуют и поймут, что они изучают жизнь, что музыка – это сама жизнь.

    Восприятие музыки первоклассниками, учащимися по программе сразу же становится активно-творческим, аналитическим. Ведь учитель предлагает им послушать не песню, не марш, не танец, а музыку вообще. Ребята должны сами услышать и определить характер этой музыки и принадлежность ее к одной из 3-х основных областей музыки. Восприятие музыки нельзя отождествлять с термином «слушание музыки». Активное восприятие – основа музыкального воспитания в целом. Только тогда музыка может выполнить свою эстетическую, познавательную и воспитательную роль, когда дети научатся по-настоящему слышать её и размышлять о ней. Более того, не умеющий слышать музыку никогда не научится по-настоящему хорошо её исполнять (петь, играть, дирижировать), а все историко-теоретические знания, почерпнутые на уроках, останутся при этом пустыми, формальными фактами, не приближающими к пониманию подлинного музыкального искусства.

    Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слышания музыка как искусство вообще не существует. Для этого в программе разработан закон слушания музыки.

    Многие педагоги настаивают на расширении объема школьных программ по музыке, не без основания считая, что современные дети и подростки способны усваивать значительно более сложный материал, чем тот, который им предлагает сегодня школа. И, все-таки мы склонны утверждать, что главной задачей массового музыкального воспитания в общеобразовательной школе является не столько обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир учащихся, прежде всего на их нравственность.

    Основные идеи программы:

    1. Сделать опору на жанровый стержень. От знакомых песня, танец, марш до популярных.

    2. Сделать в музыке атлас мира.

    3. Дать логику познания музыки в темах четвертей.

    4. Поставить урок музыки на определенную высоту.

    5. Основа всей деятельности - музыкознание. Автор разработал систему ключевых и частных знаний и умений.

    Музыкально-педагогическая система и программа по музыке Д. Б. Кабалевского – концептуальная основа программы по музыке для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования.

    Больше 100 лет со дня его рождения (1904г).

    Ведущими музыкантами-педагогами, каким был, например, Лев Аронович Баренбойм, особо выделялись на протяжении всего двадцатого столетия всего лишь 4 системы общего музыкального воспитания: Эмиля Жак-Далькроза (Швейцария), Золтана Кодаи (Венгрия), Карла Орфа (Австрия) и Дмитрия Кабалевского Россия).

    Система Д.Б. Кабалевского имела свою логику, строилась на важнейших ключевых проблемах музыкознания.

    Он полагал, что за годы обучения в школе, ученик должен открыть для себя все популярные жанры музыки, в том числе симфонию, оперу, кантату, инструментальный концерт и т.д. Фактически ставил задачу создания рынка для музыкальной продукции. Его формулировка цели до сих пор кочует по программам музыки «воспитать у учащихся музыкальную культуру как часть общей духовной культуры личности ребенка». Ключевое слово «культура» было введено в целевые установки, но этой культурой не всегда обладали преподающие.

    Основные идеи системы музыкального воспитания:

    Идея 1. Сделав опору на жанровый стержень, методику Д.К. выбрал такую: от знакомых песен, танцев, маршей – к каждому из жанров. Здесь и от простых песен – до непростых народных, авторской песни и романсов, от польки и вальса до танцев народов мира и шопеновских вальсов, мазурок, полонезов, балета, танцев в опере. Во поле береза стояла – потом 4-я симфония Чайковского. Марш из балета «Щелкунчик» – потом 2-3 номера из балета.

    От маршей – к торжественным шествиям из опер и балетов, частям симфоний. Он думал облегчить этим вхождение детям в незнакомую музыку.

    Другая идея – сделать как бы атлас музыки мира, показать интернациональное и национальное. Он внес в программу довольно много стран и республик бывшего Союза через всемирно известного композитора и известную народную песню. Исполнение песен дано на национальных языках и на русском. Не было раньше в программах японской народной песни «Вишня» или азербайджанской «Цыплята» в записи на национальных языках. Это вносит неповторимую красоту. Некоторые уроки так и назывались – «Путешествие в Польшу, или Америку, Австрию, Италию».

    Третья идея – дать логику познания музыки в темах четвертей, при этом с Э.Б. Абдуллиным обосновав метод забегания вперед, возвращения назад. Каждая тема нужна всегда. (Интонация, развитие музыки, форма в музыке, музыкальный образ, музыкальная драматургия и др.). Дал пусть не совсем ясно, но теорию музыкознания в кратком понимании таких тем. Так, например, в теме развитие музыки он считал нужным показать, механизм сочинения музыки. (Если очень кратко - развитие интонаций на основе принципов повтора и контраста с помощью средств музыкальной выразительности). Повтор интонации, повтор фразы, предложения, части. Какой повтор? Где контрастные интонации, темы, части? Ученики с этим справлялись.

    Четвертая идея – поставить слушание музыки на другую высоту, наравне с пением (раньше уроки музыки назывались уроками пения), постараться решать уроки в разных видах работы, в том числе и игре на детских музыкальных инструментах. Но акцент - на слушании музыки. Считал, петь надо учить больше в хоре, хотя не исключал каждый класс – хор.

    Пятая идея - основы музыкознания – всем детям. Разработал систему ключевых и частных знаний о музыке, закрепляемых в ключевых и частных умениях. Распределил по классам, увязав с ключевыми темами.

    Шестая идея - дать наконец учителю полноценный методический комплекс.Планирование, включающее музыкальный репертуар, распределенный по урокам с методическими пояснениями, уникальная фонохрестоматия (отдельно первый голос песни, отдельно второй, потом запись хора, потом только аккомпанемент и много другое), нотные хрестоматии с музыкой для слушания и пения (вообще вошли впервые в жизнь, раньше были для учителя только песенники), таблицы, слайды, методическая литература для учителя.

    Седьмая – подарить учителю массу методических находок, больших и маленьких, пробудить методическое творчество. Например, как вызвать у ученика интерес к четвертому квартету Бородина?

    Теперь непосредственно о структуре программы.

    В начальных классах занятия начинались проблемным вопросом первого урока: Кто нужен, чтобы была музыка? Ответы ребят (композитор, исполнитель, слушатель) предполагалось соединить с целенаправленным просвещением и обучением по трем важнейшим видам музыкальной деятельности – сочинению, исполнению и восприятию музыки и закончить такой темой всю начальную школу. Предполагалось это не только в общем, но и в лицах и музыке, и что портреты композиторов и исполнителей, дополняемые стенгазетами будут украшать стены кабинета музыки, показываться на слайдах. Давал четко темы четвертей:

    Первый класс.

    1.Три кита в музыке – песня, танец, марш.

    Легендой о трех китах, на которых по представлениям древних держится Земля, как опорным сигналом создавал представление, что все большое музыкальное поле, музыкальная страна держится на трех китах, которых ребята слышали, знают. Фактически, снятие комплекса невозможности изучения музыки.

    2. О чем говорит музыка?

    Фактически – содержание в музыке. Учил говорить о содержании в музыке. Детям 70-х годов давал алгоритм из двух вопросов. Что музыка выражает? Что изображает? При этом, как учителя живописи учат различать цвета, давал кроме «грустно» и «весело» несколько привязанных к произведениям определений эмоциональных состояний в эпитетах. Позднее все стали пользоваться словариком музыкальных эмоций В. Ражникова. С другой стороны, поддерживал свободу фантазии ребенка.

    3. Куда ведут нас три кита?

    Первое знакомство с оперой, балетом, инструментальным концертом, симфонией. Методика доступна. Например, брал оперу Мариана Коваля «Волк и семеро козлят», вспоминали сказку, выучивали хор «Семеро козлят», раздавали и выучивали роли козлят, а потом ставили под фонограмму фрагмент оперы, разделившись на хор, оркестр (из детских инструментов) солистов. По ходу с итоговым определением, что опера – музыкальный спектакль, где все поют. Главное, у него в фонограмме и плюсовки и минусовки, в нотах - все нужные фрагменты.

    4. Что такое музыкальная речь?

    В последней четверти первого класса он хотел на примере нескольких средств музыкальной выразительности показать, от чего зависит впечатление от образа. Использовал прием разрушения музыкального образа, меняя регистр, темп, тембр. Главной в этой четверти стала прокофьевская сказка «Петя и волк» (тембры инструментов симфонического оркестра). В фонохрестоматии есть сказка целиком и каждый образ отдельно – сначала на фортепиано, потом в нужно тембре флейты, кларнета и т.д.

    • Второй класс – то же и уже не то - на другом уровне другие задачи.

    1. Песенность, танцевальность, маршевость

    2. Интонация

    3. Развитие музыки

    4. Форма музыки. (На таких формах как простая 2-х, 3-х частная, форма рондо и форма вариаций). Позднее, в других классах – сонатная.

    • Третий класс

    1.Музыка моего народа

    2-3 четверти. Между музыкой народов мира нет непереходимых границ

    4.Композитор. Исполнитель. Слушатель.

    Старшие классы.

    • Четвертый класс – по полугодиям.

    1. Музыка и литература.

    2. Живопись и музыка.

    • Пятый класс.

    1.Преобразующая сила музыки. Фактически, проблема музыкальной терапии с одной стороны, с другой – Силы искусства вообще.

    2. В чем сила музыки? Речь идет о критериях оценки музыкальных явлений. Что такое художественная правда, красота средств выразительности, глубина и многогранность содержания и т.д. Но это лишь направление в работе. Идет речь о «Снегурочке», музыке Дебюсси и др.

    • Шестой класс

    1. Музыкальный образ.

    2. Музыкальная драматургия (форма сонатного аллегро – в центре).

    • Седьмой класс.

    1.Что значит современность в музыке?

    1. Музыка серьезная и легкая.

    2. Взаимодействие легкой и серьезной музыки.

    3. Великие наши современники.

    По праву завоеванное за последние десятилетия место системы Д.Б. Кабалевского - это ее изучение в процессе профессиональной методической подготовки учителя музыки. Система Д.Б. Кабалевского поднимается в звено высшего музыкально-педагогического образования, становится содержательным фундаментом в методической подготовке будущего учителя музыки. Однако, еще недостаточно она используется как школа музыкально-педагогических теорем, где проблемный метод в качестве обучающей россыпи становится основой методического тренинга в колледжах и вузах музыкально-педагогического профиля. Каждая проблема - ключ к пониманию важнейших элементов музыкальной культуры, - может работать отдельно, для любого возраста, если тому будет найдено достойное решение.

    Работу в данном направлении можно условно назвать школой решения музыкально-педагогических теорем. Творческое усилие состоит в том, чтобы освободиться от унылых стереотипов повседневного восприятия, способствующих эмоциональному равнодушию, и посмотреть на преподаваемый материал свежим взглядом – так, как если бы можно было вернуться к детской непосредственности. Каждая теорема кроме заданных условий требует умения находить для доказательств фактический материал, создавать модели общения с аудиторией.

    Формой работы с «методической россыпью» могут быть творческие проекты или система проектов, основанных на художественных образах, музыкальных произведениях. Главным становится создание проектов самим студентом в сотрудничестве с педагогом вместо воспроизведения чужого методического опыта. При этом исходная позиция - сама музыка, а тема проекта может быть любая – та, что подсказана самой жизнью, та, что волнует и которая может быть импульсом к познанию и творчеству. В подготовке учителя музыки может быть организован тренинг, основанный на методических моделях Д.Б. Кабалевского, что отчасти обеспечивает впоследствии свободу преподавания, готовность работать по любой программе в школе.

    Программы по музыке 2004 года (авторские коллективы под руководством Н.Н. Гришанович и В.Д. Юркевич). Программа по музыке 2009 года для учреждений общего среднего образования.

    1. Экспериментальная программа «Искусство» - теоретическое осмысление и практическая апробация методических подходов к работе с детьми 6-летнего возраста. Вклад работы по программе в подготовку школьной реформы музыкального образования. (Гришанович Н.Н., Ященко В.Н., Н.Н.Александрова)

    2. Одна из современных программ (предпоследняя) по музыке для общеобразовательных школ в Республике Беларусь была утверждена в 2004 году. Научный руководитель программы – Н.Н.Гришанович, авторы – Н.В.Александрова, Т.А.Боровик, С.В.Лепешкин, А.И.Суханова, В.Н.Ященко.

    Отечественный вариант системы Д. Б. Кабалевского. В программе предлагается практическая реализация процесса общего музыкального образования, который представляет собой целостную последовательную систему развития музыкального мышления учеников, практическое освоение выразительности интонационного языка как средства духовных отношений. Система выражена в разных видах практической деятельности на уроках – пении, импровизации, игре на элементарных инструментах, движении, слушании. Эти и другие виды деятельности включают детей в осмысленный процесс выразительного интонирования. Так как цель музыкального образования в школе – ввести детей в музыку как в «искусство интонируемого смысла» (Б.Асафьев). Это значит воспитывать музыкальную культуру личности как часть духовной культуры (Д.Б.Кабалевский).

    3. Программа 2009 года ориентирова была на последовательное накопление музыкальнгоо опыта музыкально-художественной деятельности и постепенное ведение музыкально-ткоретических понятий. Введение музыкально-теоретических понятий происходило на изучении музыкального материала и во время музыкальной деятельности учащихся. Программма предусматривала овлание разными видами музыкальной деятельности: Слушаение музыки, хоровое пение, игра на музыкальных произведениях, пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения, сочинение и импровизация, театрализация и ритмодекломация…

    Музыкальный репертуар рассматривался как рекомендуемый, он выступал в качестве ориентира. С целью формирования гражданственности, рекомендовалось обращение к Гимну РБ для слушания 1 – 3 класс, 4 класс для исполнения.

    В процессе реализации программы рекомендовалось использовать следующие методы:

    • Художественного, эмоционального преподавания музыки;

    • Интонационно-стилевого преподавания музыки;

    • Пенспективных и ретроспективных связей;

    • Эмоциональной драматургии;

    • Художественного контекста.

    Основной формой организаии является уроу, который трактется как урок искусства. Ему характерна гибкая, товрческая структура по следующим типам проведения:

    • уроки введения в тему;

    • уроки углубления и развития отдельных аспектов темы;

    • уроки обобщения темы;

    • уроки контроля усвоения темы.

    Предлагаемое в программе планирование является примерным. Оно нацеливает учителя на творческое конструирование содержания каждого урока. При планировании важно учитывать сквозной характер тематического материала, приобретаемых учащимися знаний, умений и навыков.

    В основе программы лежит система связей музыкального произведения с «повседневной» культурой, жизненным и художественным опытом учащихся. Программа позволяет осуществить расширение художественного пространства урока за счёт включения литературных произведений и произведений изобразительного искусства, что способствует формированию познавательных интересов, развитию ассоциативно-образного мышления и творческих способностей учащихся.

    Программа жёстко не регламентирует деятельность учителя, предоставляя ему пространство для творчества. Педагогическое творчество может проявляться в выборе и распределении художественного материала, интерпретации той или иной художественной идеи, художественно-драматургическом планировании и осуществлении учебного процесса в целом.

    1. Королева, Т. П. Методика музыкального воспитания: учеб.-метод. пособие / Т. П. Королева. – Минск : БГПУ, 2010. – 216 с.

    2. Королева, Т. П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование / Т. П. Королева. – Минск : УП «Технопринт», 2003. – 216 c.


    написать администратору сайта