Главная страница
Навигация по странице:

  • Урок ритмики формируется как комплексный

  • 2.3.1. Возрастные особенности младших школьников (в общем….акцент на физическое развитие)

  • Музыкально-ритмические движения на уроке музыки как элемент эмоциональной и физической разгрузки младших школьников. Музыкальноритмические движения на уроке музыки как элемент эмоциональной и физической разгрузки младших школьников


    Скачать 79.3 Kb.
    НазваниеМузыкальноритмические движения на уроке музыки как элемент эмоциональной и физической разгрузки младших школьников
    АнкорМузыкально-ритмические движения на уроке музыки как элемент эмоциональной и физической разгрузки младших школьников
    Дата04.09.2022
    Размер79.3 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаKursovaya_2_0.docx
    ТипУрок
    #661120
    страница3 из 4
    1   2   3   4

    2.3. Использование ритмических движений в образовательном процессе

    С древности движения, выполненные под музыку, применялись в воспитании детей и почитались как занятия, приносящие здоровье, физическое и духовное.

    Занятия ритмикой помогают усвоить основные музыкально-теоретические понятия, развивают музыкальный слух и память, чувство ритма, активизируют восприятие музыки. В процессе работы над движениями, связанными с музыкой, формируется художественный вкус детей, развиваются их творческие способности, чувство прекрасного. Вместе с тем, ритмические упражнения служат и задачам физического воспитания. Они совершенствуют двигательные навыки, вырабатывают умение владеть своим телом, укрепляют мышцы, благотворно воздействуют на работу органов дыхания, кровообращения.

    Музыкально-ритмические занятия имеют также педагогическое значение. Выполнение учащимися групповых упражнений под музыку требует единых усилий, сознательности и активности, творческого отношения к делу, способствует формированию коллективных качеств личности. Занятия ритмикой повышает настроение учащихся. Положительные эмоции вызывают стремление выполнять движения энергичнее, что усиливает их воздействие на организм, способствует повышению работоспособности, а также оздоровлению и активному отдыху.

    Ритмика — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Основой является музыка, а разнообразные физические упражнения, танцы, сюжетно-образные движения используются как средства более глубокого ее восприятия и понимания.

    Впервые рассмотрел ритмику и обосновал ее в качестве метода музыкального воспитания швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак Далькроз. Перед ритмикой он ставил задачу развития музыкальных способностей, а также пластичности и выразительности движений. Эмиль Жак Далькроз был убежден, что обучать ритмике нужно всех детей. Он создал систему ритмических упражнений, в которой музыкально-ритмические движения сочетались с ритмическими упражнениями (с мячом, лентой) и играми.

    Музыкально-ритмическое воспитание в нашей стране было построено на основе ведущих положений системы Далькроза. В 20-е годы в нашей стране начали разрабатываться системы ритмического воспитания, специфичные для детских садов, музыкальных школ, театральных училищ и институтов, хореографических училищ. В настоящее время предмет введен в общеобразовательных школах, в детских садах.

    Элементы ритмики используются и на зарядках, физкультминутках. Есть интересная программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста Анны Иосифовны Бурениной «Ритмическая мозаика», в основу которой легли прогрессивные идеи Э. Жак-Далькроза.Главное; на что должен быть нацелен педагог — приобщение к движению под музыку всех детей, не только способных и одаренных, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах.

    Доказано учеными, что занятия движениями под музыку тренирует мозг, подвижность нервных процессов. В то же время движения под музыку являются для ребенка одним из самых привлекательных видов деятельности, игрой, возможностью выразить свои эмоции, проявить свою энергию.

    Таким образом ритмика — это синтетический вид деятельности, в основе которого лежит музыка, а движения выражают музыкальный образ.

    Музыка и движение имеют много общих параметров, к которым относится:

    — все временные характеристики (начало и конец, темп, ритм)

    — динамика (чем громче музыка, тем больше амплитуда движения);

    — форма произведения и структура двигательной композиции. В связи с этим вытекают

    задачи:

    — развивать музыкальность (чувствовать настроение и характер музыки, согласовывать движения с характером музыки);

    — учить определять музыкальные жанры (марш, песня, танец), виды ритмики (игра, пляска-игра, упражнение), современный танец, различать музыкальные понятия (высокие и низкие звуки; быстрый, средний и медленный темп; громкая, умеренно громкая, тихая музыка) и т.д.;

    — формировать красивую осанку, учить выразительным пластичным движениям в игре, танце, хороводе и упражнении;

    — развивать творческие способности (придумывать свой игровой образ, персонаж, используя элементы танцевальных движений, физкультурных упражнений).

    Источником движений для ритмики принято считать физические упражнения, танец, сюжетно-образные движения.

    На основе источников движений выделяют следующие виды ритмики:

    1) Музыкально-ритмические упражнения (пружинки, поскоки, галопы, шаги, чередование движений).

    2)Танцы, пляски, хороводы («Стирка», «Слоник», «Миксер», «Вару-Вару», «Подарки», «Макарена», «Коло», «Большой круг» и т.д.

    3)Музыкальные игры (сюжетные и не сюжетные).

    Урок ритмики формируется как комплексный:

    1 раздел — ОР упражнения, направленные на развитие мышц рук, ног, спины,

    укрепление осанки, прыжки. (используются музыкально – ритмические упражнения)

    2 раздел — Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями. Имитационные упражнения. Упражнения на ориентировку в пространстве.(используются музыкально – ритмические упражнения, музыкальные игры)

    3 раздел — Этюды, танцы, игры или творческие задания.

    На уроках музыки можно использовать различные музыкально-ритмические движения, например:

    1) Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями:

    — острый шаг: («Щелкунчик»);

    — приставной шаг: («Голубой вагон»);

    — переменный шаг: («У дороги чибис»).

    2) Упражнения на различные музыкальные ритмы :

    — Игра «Запомни мелодию» (Все делятся на команды, присваивается мелодия (полька, вальс, галоп, марш, мазурка))-каждая группа вступает на свою мелодию

    3) Упражнения на различные регистры:

    — На каждый,предлагаемый регистр разучивается и исполняется определенное движение.( Например, при звучании музыки в высоком регистре выполнить ходьбу на носках (Майкапар «Полька»), в среднем — ходьбу (Кабалевский «Шарманка»), в низком — ходьба выпадами («Марш Черномора» из оперы Глинки «Руслан и Людмила»)).Ученики выполняютдвижение при звучании определенной мелодии.

    4) Упражнения на различные ритмы.

    Ритм — одно из главных выразительных средств музыки. Это сочетание музыкальных звуков различной длительности. Ритм можно воспроизвести хлопками, ударами ноги, шагами. Чередование звуков различных длительностей образует ритмический рисунок мелодии, который может характеризовать жанры музыки (вальс, полька).

    Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, припоты, выразительные действия с предметами (мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единство музыки и движения. Это качество является основой музыкального развития ребенка в процессе музыкально-ритмической деятельности.

    Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируют чувство ритма, способствуют углубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения.

    В основе музыкально-ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением.

    Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления.

    Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний.

    Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы (маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая);шага (высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробный, хороводный); поскоков

    (легкие, энергичные);кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом; движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши — тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна от другой, скользящие «тарелками»); построения и перестраивания; движения с предметами (с мячом, ленточками, флажками); элементов танца (русского — хороводный, дробный, переменный шаг, шаг с притопом, полуприсядка, припадание, «ковырялочка»; украинского -«голубец», припадание боковое, кружение; белорусского — основной ход танцев «Лявониха», «Крыжачок», движение польки в танцах «Бульба» и «Янка»; бального — боковой галоп, шаг польки, валь сообразные движения, элементы характерного современного детского бального танца).

    Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т.д.

    Все движения учитель должен показать детям, так как одно лишь объяснение не дает положительных результатов. Показ движений активизирует эмоциональную реакцию на музыку.

    Чтобы музыкально-ритмические движения обогащали художественное развитие детей, надо подготовить их к данной деятельности. Поэтому, прежде всего учащиеся получают представления о двигательных навыках. Они учатся ориентироваться в помещении (маршировать под музыку, легко бегать врассыпную),изучают основные шаги, движения головы, рук,корпуса.

    После того как учащиеся усвоят упражнения ориентировочного характера, в урок вводятся задания, направленные на формирование умений выявлять, передавать в движениях характерные особенности музыкального образа. Например, под марши различного характера ребята учатся и двигаться по-разному: под спортивный — бодро, под игрушечный — легко, шагом на носках, под военный — высоким шагом и т.д.

    В музыкально-ритмической деятельности необходимо заботиться не только о развитии музыкальности, но и о культуре самого движения, развитии художественного вкуса детей.

    • Инсценировки музыкальных пьес, песен с помощью выразительных движений и не только развивают музыкально-слуховые представления. Они способствуют активизации творческих способностей, формированию художественного вкуса, если учащимся предлагается самим найти движения, соответствующие характеру музыки, и выразительно их исполнить. Обычно для инсценировок используются песни, программная музыка, подсказывающие содержание и последовательность движений. Ученики вместе с учителем находят характерные движения.

    На уроках можно использовать предметы, это позволяет подчеркнуть характер, настроение музыки. Например, цветы всегда ассоциируются с легкой изящной музыкой вальса, скакалки, мячи — с полькой, упражнения с лентами можно исполнить под «Вальс» И. Штрауса. Яркая, акцентированная, сильная доля подчеркивается энергичными взмахами ленты, а под музыку В. Мурадели можно использовать упражнения с воздушными шарами.

    При составлении каждой танцевальной композиции важно уловить своеобразие «изюминку» мелодии и придумать движения, соответствующие ее содержанию, ритму, структуре, а также возможностям детей. Даже при составлении учебной комбинации, важно предложить детям движения, соответствующие характеру музыки.

    Ритмика решает важные задачи на этапе начального хореографического образования:

    — Укрепляет психическое и физическое здоровье в условиях школьного обучения (формирование правильной осанки, походки, снижение психологического напряжения средствами релаксации под музыку в процессе движения и т.д.).

    — Поддерживает и развивает увлечение занятиями хореографией.

    — Развивает художественно-творческие способностй

    Занятия ритмикой призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Урок ритмики должен приносить детям радость общения с музыкой, товарищами, учителем. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения. Разглядеть в ребенке его природные данные, подобрать к нему «свой» ключик, чтобы добиться наибольшей точности при выполнении движений — вот к чему должен стремиться педагог на занятии ритмикой.

    2.3.1. Возрастные особенности младших школьников (в общем….акцент на физическое развитие)

    Основная педагогическая задача – воспитание и развитие личности. Многие педагоги считали, что в процессе воспитания и обучения глубокое изучение возрастных особенностей и их учёт в практическом аспекте играет огромную роль. К данному вопросу обращались, в частности, Л.А. Коменский, Д.Ж. Локк, Ж.Ж. Руссо, а позже К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и многие другие. Кроме того, некоторые из них даже разрабатывали педагогическую теорию, исходя из идеи природосообразности обучения и воспитания, то есть учета природных особенностей возрастного развития. Но этот замысел они освещали различно. К примеру, Коменский Я. А. в данное понятие вкладывал мысль об учете в процессе обучения и воспитания закономерности развития ребенка, присущие природе человека, а точнее: врожденного человеку стремления к знанию, к труду, способности к многостороннему развитию .Ж.Ж. Руссо, а затем и Л.Н. Толстой толковали данный вопрос иначе: исходя из того, что ребенок от природы является существом совершенным, воспитание и обучение не должно нарушать это природное совершенство, а должно идти за ним, выявляя и развивая лучшие качества детей. Тем не менее, все они сходились в том, что необходимо внимательно изучать ребенка, знать его возрастные особенности и опираться на них в процессе воспитания и обучения.

    Рассмотрим возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

    Поступая в первый класс общеобразовательной школы, ребёнок перестаёт быть дошкольником и переходит в категорию младшего школьника. Обучаясь в начальных классах, ребёнок относится к младшему школьному возрасту, т.е. младший школьный возраст - это годы жизни с 6 до 11 лет.

    Сам переход от дошкольника к младшему школьнику, принято считать кризисом семи лет. Именно в этот момент у детей происходит множество изменений в поведении. Ребёнок становится более трудным в воспитательном отношении, в таком возрасте он, как пишет Выготский Л. С., «утрачивает наивность и непосредственность, в поведении, в отношениях с окружающими, становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого». С детьми семилетнего возраста становится очень тяжело общаться. Они становятся очень капризными, постоянно раздражаются, начинают манерничать, становятся не такими искренними, в их поведении можно увидеть много наигранного. Дети начинают быть похожими на клоунов, много паясничают. Также в поведении ребёнка часто наблюдается непослушание, детям в этом возрасте всё хочется сделать наоборот, не так, как с них требуют. Они становятся нарочито упрямыми, с ними очень сложно.

    Важно знать, что в возрасте семи лету детей возникает особая структура переживаний. Когда ребенок начинает понимать, что значит «я доволен», «я огорчен», «я сердит», «я весел», «я добр», «я зол», он начинает обдуманно ориентироваться в своих переживаниях. В виду этого выступают характерные особенности кризиса семи лет.

    1. Переживания обретают смысл (озлобленный ребёнок осознаёт свою злость). Ввиду этого ребёнок начинает по-новому относиться к себе.

    2. В этот период впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. Есть дети, которые на каждом шагу переживают неудачи. К примеру, когда дети, которые развиваются нормально, играют, ребёнок-неудачник хочет к ним присоединиться, но ему отказывают, над ним насмехаются. В этот момент у него возникает кратковременная реакция по поводу своей собственной недостаточности, а через минуту он снова доволен собой. Тысячи отдельных неудач, а общего чувства своей небольшой ценности нет, он не обобщает того, что случалось уже много раз. У школьника возникает обобщение чувств, т.е. если с ним несколько раз происходила какая–либо ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию, или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Например, у ребенка дошкольного возраста нет настоящей самооценки, самолюбия. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

    Таким образом, кризис 7 лет возникает на основе возникновения личного сознания. Основная симптоматика кризиса:

    1) потеря непосредственности. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка;

    2) манерничанье; ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта);

    3) симптом "горькой конфеты": ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым.

    В основе этих симптомов и лежит обобщение переживаний. У ребенка возникла новая внутренняя жизнь, жизнь переживаний, которая прямо и непосредственно не накладывается на внешнюю жизнь. Но эта внутренняя жизнь небезразлична к внешней, она влияет на неё.

    Возникновение внутренней жизни - чрезвычайно важный факт, теперь ориентация поведения будет осуществляться внутри этой внутренней жизни. Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, требует нового содержания отношений. Ребенок должен вступить в отношения с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязательную,

    общественно необходимую и общественно полезную деятельность. В наших условиях тенденция к ней выражается в стремлении скорее пойти в школу. Нередко более высокую ступень развития, которой ребенок достигает к семи годам, смешивают с проблемой готовности ребенка к школьному обучению.

    На физиологическом уровне кризис семи лет объясняется тем, что ребёнок начинает расти намного быстрее, что указывает на то, что во всем его организме происходит ряд изменений. Выготский Л. С. пишет: «Этот возраст называется возрастом смены зубов, возрастом вытягивания. Действительно, ребёнок резко изменяется, причем изменения носят более глубокий, более сложный характер, чем изменения, которые наблюдаются при кризисе трёх лет». В возрасте 6-7 лет у детей происходит завершение созревания лобного отдела больших полушарий. Это создаёт возможность для осуществления целенаправленного произвольного поведения, планирования действий. К семи годам возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения преобладают. Это определяет такие характерные особенности детей, как непоседливость, повышенную эмоциональную возбудимость. Ребенок открыт к воздействию неблагоприятных факторов. При этом изменяется уровень нервно-психического реагирования ребенка на различные "вредности". Так, если по каким-либо причинам дошкольнику плохо, то у него может возникнуть психомоторное возбуждение, тики, заикания. Для младшего школьного возраста характерны повышение общей эмоциональной возбудимости и импульсивности, симптомы и синдромы страхов, проявления агрессии или негативизма.

    Помимо этого стоит заметить, что в этот период жизни у детей начинает интенсивно развиваться костная и мышечная системы, а значит, особое внимание педагогу-хореографу стоит уделить осанке. Также у детей продолжают формироваться кости кисти и пальцев, поэтому им сложно даются мелкие и точные движения этими частями тела, работа ими их очень сильно утомляет. Не менее важно знать, что во всём организме ребёнка происходят большие изменения. Начинают интенсивно развиваться не только костная и мышечная ткань, но и центральная нервная система, вегетативная и все внутренние органы. Такая перестройка в организме происходит из-за того, что включаются «новые» железы внутренней секреции и в то же время перестают действовать «старые». Таким образом, происходит эндокринный сдвиг, требующий от организма ребёнка огромной затраты сил и энергии для мобилизации всех резервов.

    В возрасте 6-11 лет есть свои особенности в организации движения. Намного проще детям выполнять размашистые, крупные движения, мелкая техника даётся им очень тяжело. Объясняется это тем, что мышечное развитие и способы управления им происходят неодновременно. Развитие крупных мышц происходит быстрее, чем развитие мелких.

    Несмотря на то, что у детей растёт физическая выносливость, на психологическом уровне они не могут долго концентрировать внимание на чём-то одном, не умеют ещё сосредотачиваться, в результате чего интерес быстро угасает, и они очень быстро утомляются. Вместе с тем дети в этом возрасте очень ранимы. Младший школьный возраст характерен тем, что педагог является авторитетом для ребенка (к примеру, в подростковом возрасте эту нишу занимают сверстники). Поэтому педагог должен тщательно взвешивать свои слова, обращенные к ребенку во избежание зарождения комплексов и обид.

    Также дети 7-11 лет ещё не обладают высокой работоспособностью. Поэтому урок не должен быть эмоционально перенасыщен, а также объём заданного материала должен быть ограничен физическими возможностями детей.

    При поступлении в школу далеко не у каждого ребёнка формируется правильное отношение к обучению. Учение – это серьёзный труд, который требует больших волевых усилий, организованности и дисциплины. Не каждый младший школьник способен понять, для чего вообще ему это нужно. Для того чтобы у ребёнка не складывалось отрицательного отношения к учению, ему нужно дать понять, что обучение – это не игра, а тяжелый труд, но очень интересный, в результате которого ребёнок узнает много нового и познавательного. Ребёнок должен понимать, что учение очень важно и нужно, что без него он никогда не станет интересным человеком, и жизнь его будет скучна. На первых порах у детей будет формироваться интерес к самому учебному процессу без понимания его значения, затем интерес к результатам учебной деятельности и лишь потом к её содержанию, т.е. к приобретению знаний. Учитель должен поддерживать ребёнка и хвалить за его достижения для подкрепления у учащихся интереса к обучению. Дети должны получать удовлетворение от собственных усилий. Таким образом, будет создана почва для формирования мотивации и соответственно для ответственного отношения младших школьников к обучению.

    Педагогу следует помнить, дабы максимально использовать возможности учащихся, нужно по возможности быстрее приспособить их к работе в школе и дома, адаптировать и научить быть внимательным, сформировать усидчивость. С приходом в школу дети, как правило, обладают достаточно развитым контролем над своими эмоциями, чувствами, желаниями, трудовыми умениями и навыками. Они умеют общаться с людьми, социализированы.

    Этот возраст характерен началом интенсивного роста и качественного преобразования познавательных процессов. Эти процессы приобретают условный характер и становятся осознанными и произвольными. Дети постепенно овладевают психическими процессами, учатся управлять памятью и вниманием. Им следует уделить особое внимание.

    Рассмотрим последовательно эти процессы.

    1. Память в возрасте 6-11 лет развивается в двух направлениях. Первое – это произвольная память. Тот учебный материал, который находит отклик в сфере его интересов, а педагогом преподан в игровой форме, к тому же связан с яркими наглядными пособиями, запоминается легко. По-другому говоря, непроизвольно. В свою очередь, материал, который им не особенно интересен, труден в восприятии, а также нов по форме и содержанию в отличие от дошкольников, младшие школьники способны запоминать произвольно. Отсюда второе направление развития памяти - осмысленное. А ведь надо отметить, что обучение в большей степени строится с опорой на произвольную, то есть осмысленную память. В свою очередь педагогу- хореографу необходимо учитывать этот аспект, как для тренировки смысловой памяти, так и для создания игровых моментов на уроке для механического запоминания.

    2. Нельзя не сказать, что развитие внимания, на котором строится весь процесс обучения, как в общеобразовательной сфере, так и в сфере дополнительного образования, коим является хореографическое искусство, интенсивно развивается именно с началом школьной жизни учащихся, то есть в младшем школьном возрасте. Ребенок уже может сосредоточено заниматься одним видом деятельности от 10 до 20 минут. Это необходимо учитывать, меняя формы деятельности в течение урока, чередовать серьезную деятельность с игровыми формами обучения, чтобы переключить и удержать внимание.

    Характеру младших школьников свойственна импульсивность – они могут внезапно действовать под влиянием непосредственных желаний, побуждений. Почему так происходит? Во-первых, психическая деятельность младшего школьника обычно окрашена эмоциями. Всё, что дети видят, чувствуют, о чём думают, что делают, вызывает у них эмоционально окрашенное отношение. Во-вторых, дети 6-11 лет не умеют не то что скрывать, но и сдерживать свои чувства, им трудно держать под контролем их видимое проявление, они всё ещё непосредственны в выражении восторга и радости. В-третьих, эмоциональность выражается в частой смене настроений, склонности к неадекватным поступкам, кратковременным и бурным проявлениям как положительных проявлениям, например, радости, так и негативным - гнева или страха. С годами человек обретает способность сдерживать, ограничивать их нежелательные проявления, а потому большую роль в формировании успешной личности отводится педагогу.

    Так же нельзя забывать, что младший школьный возраст – это возраст, когда происходит активное формирование личности. Именно для него характерны новые отношения. Причем как с педагогами, так и со своими одноклассниками.

    У учащихся данного возраста происходит формирование и становление новой системы отношений между людьми, в ученическом коллективе, изменяется отношение к обязанностям, тем самым зарождает характер, волю, увеличивает круг интересов, выявляет и развивает способности.

    В это же время образовывается аспект нравственного поведения, моральных норм и этических правил. Мы видим рождение личности.
    1   2   3   4


    написать администратору сайта