Музыкально-ритмические движения на уроке музыки как элемент эмоциональной и физической разгрузки младших школьников. Музыкальноритмические движения на уроке музыки как элемент эмоциональной и физической разгрузки младших школьников
Скачать 79.3 Kb.
|
Музыкально-ритмические движения на уроке музыки как элемент эмоциональной и физической разгрузки младших школьников Содержание: Глава 1. Теоретические аспекты исследования музыкотерапии как средства оздоровления школьников 1.1. Понятие, виды и формы музыкотерапии 1.2. Из истории музыкотерапии 1.3. Возможности музыкотерапии в образовательном процессе Глава 2. Музыкально-ритмические движения как средство воздействия на эмоциональное и физическое состояние школьников 2.1. История возникновения ритмики (Далькроз) 2.2. Музыка и движение как структурные компоненты ритмики 2.3. Использование ритмических движений в образовательном процессе 2.3.1. Возрастные особенности младших школьников (в общем….акцент на физическое развитие) 2.3.2. Физкультурные минутки как… 2.3.3. Боди –перкуссии… 2.3.4. Виды музыкально-ритмических движений и их место в уроке музыки Глава 1. Теоретические аспекты исследования музыкотерапии как средства оздоровления школьников Понятие, виды и формы музыкотерапии Музыкотерапия — это особая форма работы с детьми с использованием музыки. Академик, профессор физиологии И.Р. Тарханов дает определение музыкотерапия - это целенаправленное применение музыки или музыкальных элементов для достижения терапевтических целей, а именно, восстановления, поддержания и содействия психическому и физическому здоровью. С помощью музыкотерапии пациент должен приобрести возможность лучше понимать себя и окружающий мир, свободней и эффективней в нем функционировать, а также достичь большей психической и физической стабильности . В.м. Бехтерев русский физиолог и психолог дал такое определение: музыкотерапия- это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. Музыкотерапия дает возможность активизировать ребенка, преодолевать неблагоприятные установки и отношения, улучшать эмоциональное состояние. Музыкотерапия помогает наладить отношения между педагогом и ребёнком, между сверстниками, развивает чувство внутреннего контроля, открывает новые способности, повышает самооценку. Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль. Достоинствами музыкотерапии являются: 1. Абсолютная безвредность; 2. Легкость и простота применения; 3. Возможность контроля; 4.Уменьшение необходимости применения других лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени; Виды и формы музыкотерапии. Можно выделить две основные формы музыкотерапии: активную и пассивную (рецептивную). Активная музыкотерапия – терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность, проявляющаяся в виде: - сочинения музыки (фантазирования); - воспроизведения музыки; - импровизации с помощью голоса; - импровизации с помощью музыкального инструмента. Пассивная музыкотерапия – терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющаяся в виде: - музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки); - музыкального реагирования (направленного на достижение катарсиса); - музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение). Активная музыкотерапия эффективна при работе со слабоумными пациентами, при реабилитации больных с физическими нарушениями (слепота, глухота), в исправительных учреждениях, в практике музыкального образования. Механизмы лечебного действия музыкотерапии. Можно выделить несколько механизмов лечебного действия музыкотерапии: Катарсис (от. греч. katharsis очищение) – душевная разрядка, испытываемая зрителем или слушателем в процессе эмоционального потрясения и сопереживания. Л.С. Выготский в «Психологии искусства» (1925) понимал под катарсисом эстетическую реакцию, благодаря которой человек освобождается от неприятных и мучительных аффектов. При этом, по мысли Л.С. Выготского, состояние, возникающее вследствие катарсиса, пропорционально силе мучившего аффекта: чем мучительнее был аффект, тем ярче его разрядка за счет катарсиса. Эмоциональная разрядка. Данный механизм лечебного действия музыкотерапии очень близок к катарсису, а в некоторых направлениях, даже перекликается с ним. Достаточно сказать, что в психоаналитической литературе катарсисом обозначается именно разрядка (то есть снятие) напряжения и тревоги вследствие доведения до сознания подавленных влечений. И тем не менее, есть и некоторые отличия. Эмоциональная разрядка не обязательно носит катарктический характер. Она не всегда сопровождается бурным эмоциональным состоянием посредством сопереживания, а может носить умиротворяющий, релаксационный характер. Влияние музыки на состояние детей первым в нашей стране начал изучать выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев еще в начале XX столетия. Уже тогда было видно: детям полезно слушать классику и колыбельные, что музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. На своих занятиях мы регулярно используем музыкотерапию. Детям очень нравится в завершении занятий слушать классическую музыку. Возникновение музыкотерапии относится к началу истории человечества. Музыка, используемая в обрядах заклинания богов, постепенно приобретает магический характер и становится способом лечения от болезней. Инстинкт самосохранения древнего человека, попытки избавиться от опасных болезней приводят к применению музыки в качестве лечебного средства. В заклинаниях богов и духов использовалось суггестивное воздействие ритма. Ритмичные удары по камню или по бревну, постепенно ускоряющийся или замедляющийся темп вызывали у людей заметные телесно-двигательные реакции. Эффект ритмического воздействия усиливался пением заклинателя или колдуна. Со временем мелодические интонации, повышающиеся или понижающиеся, исполняемые в определенном ритме и различных темпах, становятся частью обрядов магического лечения. Магическое пение с игрой на простейших музыкальных инструментах в сочетании с движением превращается в ритуал, тайное магическое средство. Музыка становится символом могущества мага, врачевателя в человеческом обществе. Древняя медицина, врачевание неотделимы от искусства, мифологии, философии, естествознания. Эти области научного знания в дальнейшем отделились от медицины, но в Древнем мире составляли содержание врачевания. Теорию и практику музыкальной психотерапии изучает В. И. Петрушин. Им написано учебное пособие для студентов, представлена история музыкальной психотерапии, охарактеризованы основные теоретические положения, практические методики работы . С 2006 г. проводится обучение основам музыкальной психотерапии для учителей музыки. Музыкотерапия конца ХХ века характеризуется одновременным сосуществованием множества научных направлений, школ, созданием многочисленных центров музыкотерапии, осуществляющих подготовку специалистов. Однако значительное количество исследований по музыкотерапии можно разделить на две большие группы: клиническая и оздоровительная музыкотерапия. Клиническая музыкотерапия направлена на лечение неврозов, депрессии, заикания, аутизма, нарушений психического развития или двигательной моторики детей, а также используется как составляющая комплексного лечения. Данное направление представлено клиническим психоанализом, восстановительной медициной, лечебной и специальной педагогикой. Оздоровительная музыкотерапия базируется на идеях музыкального воспитания Б. В. Асафьева, Б. Яворского, К. Орфа, З. Кодаи, включает элементы психотерапии (релаксация, суггестия, импровизация) и применяется с целью личностного роста и развития человека, а также для достижения релаксации, снятия негативных эмоциональных состояний, последствий стрессов. Это направление музыкотерапии изучает музыкальная психология. Современные исследования проводятся в различных направлениях: изучается рецептивная и креативная музыкотерапия, вокалотерапия. В рецептивной музыкотерапии исследуется проблема восприятия музыки. Креативная музыкотерапия направлена на самовыражение, развитие творческих качеств личности в музыкальной, танцевальной, изобразительной деятельности. Вокалотерапия использует оздоровительные свойства классического пения (С. В. Шушурджан). Стоит отметить, что оздоровительная музыкотерапия успешно применяется в работе с людьми, которые являются здоровыми или не считаются больными, но нуждаются в психологической эмоциональной настройке Для таких людей музыка, выступая средством коммуникации, усиливает процессы познания, человеческие чувства, музыкальные переживания. К оздоровительной музыкотерапии относится и музыкально-педагогическая коррекция деятельности учащихся, т. е. система воспитательных воздействий с целью развития способов творческой деятельности и самовыражения в художественном творчестве. Из истории музыкотерапии Применение музыки с лечебными целями имеет почти двухтысячелетнюю историю. Этот вид лечение претерпел, однако, самое противоречивое отношение врачей: от веры во всемогущего музыки при лечении всех болезней до скептического и даже ироничного отношения к самой этой идее, приравниваемой нередко к шаманству. Достоверные исторические сведения о лечебном воздействии музыки весьма скудны. Мы их черпаем в основном из литературных источников. Греческий врач Сорат также возражал против единообразного лечения музыкой душевнобольных, когда тяжелым меланхоликам назначали музыку с бодрым, оживляющим ритмом и такую же возбуждающую музыку рекомендовали неуправляемым маньякам. Лечебное влияние музыки широко использовалось в Древнем Египте,Древней Греции, Древнем Риме. Сохранились сведения о том, что в Древнем Египте лечили людей с помощью музыки во время катания на лодке по Нилу. В истории остались имена музыкантов, прославившихся как целители: в Египте- Шебут-м-Мут, Имхотеп. В Греции были известны врачи и музыканты:Эскупап, Орфей, Тимотей; в Аравии- музыкант и целитель Аль Фараби. Особое место в развитии музыкотерапии принадлежит Древней Греции. Пифагором было введено понятие «эвритмии», что означает человеческую способность находить ритм в жизнедеятельности. Если музыка выражает порядок и гармонию Космоса, то она может передать космический ритм человеку, создать внутренний порядок и гармонию в его душе. Платон также рассматривал музыку в качестве стредства гармонизации человека с самим собой, с обществом, указывал на целебное воздействие музыки и пения. Для снятия головной боли он использовал лекарство в сопровождении пения: считалось, что без пения лекарство теряет свою силу. Неоднозначным было его отношения к музыке, предназначенной для удовольствия. По мнению Платона, такая музыка становится началом нравственного и физического упадка. В эпоху Античности отдавалось предпочтение кифаристике, т. е музыке, исполняемой на струнных музыкальных инструментах: кифаре, лире. Лира считалась инструментом наиболее подходящим для песен и псалмов. По- разному оценивалось звучание флейты: по мнению Аристотиля, флейта очищает эмоции, с другой точки зрения пифогорейцев, этот инструмент считался недостойным свобонорожденных граждан. Воздействие музыки сравнивалось с таким интенсивным лечебным воздействием, как прием сильнодействующих лекарст. В XVII – XVIII веках учение о лечебном воздействии музыки получило новое название «Iatromusica». Из теорий Античной Греции были заимствованы представления о гармонии космоса, воздействующего на человека, но в новом значении. Новое направление музыкотерапии изучает биохимические процессы человеческого тела, физиологические реакции при восприятии музыкальных произведений: изменения пульса, ритма дыхания в зависимости от высоты звука, интонационных особенностей мелодии, гармонии, темпа, динамики, тембров и других средств музыкальной выразительности. Практика музыкотерапии этого времени была связана с теорий аффектов: устанавливались отношения между темпераментом человека и характером предпочтения определенной музыки. Один из наиболее перспективных подходов для дальнейшего развития музыкотерапии указан А. Кирхером в труде «Phonurgia Nova» (1684): воздействие музыки на человека объясняется как физиологический процесс. Этот подход получит дальнейшее развитие: влияние музыки будет описываться как психофизиологическое воздействие на сферу бессознательного. Русская музыкотерапия ведет свое начало с конца XIX в., с исследований И.М. Догеля и И.Н. Тарханова, опубликовавших результаты своих работ в 1888 и 1898 гг. в Казани. И.М. Догелю с помощью плетизмографа удалось обнаружить изменение дыхания и артериального давления от разной музыки. Выяснилось также, что активность и избирательность реакций зависела от слухового опыта (апперцепции): испытуемый татарин сильнее отреагировал на татарскую мелодию, а русский больше отреагировал на русскую «Личинушку» В 1913 г. В.М. Бехтерев, придавший большое значение музыки, организовал комитет по изучению воспитательного и лечебного воздействия музыки. В него вошли видные врачи и музыканты. К сожалению. К сожалению, их деятельность была прервана Первой мировой войной. Но в целом в XIX и в начале XX вв. никакими новыми идеями или концепциями музыкотерапия не обогатилась. Положение существенно изменилось после Второй мировой войны. Во многих европейских странах и США возникли центры музыкотерапии, образовались национальные школы, появились интересные концепции и ее применения. Так, согласно шведской концепции, психотерапевтическая направленность музыкотерапии основана на более глубоком воздействии музыки на психику личности, чем слово. Возможности музыкотерапии в образовательном процессе ( ничего нет) В последние десятилетия в работе педагогов-музыкантов стали встречаться новые трудности: современный рынок цинично эксплуатирует музыкальную классику в коммерческих целях, «музыкальные» звонки мобильников, рекламные ролики наносят музыкальной культуре подрастающего поколения непоправимый ущерб. Сегодняшняя молодежь воспринимают мир сквозь набор примитивных мелодий. Поэтому в деле современного музыкального образования на всех его этапах формирование культуры восприятия музыки остается главной и наитруднейшей задачей. Вместе с тем в учебных планах среднего профессионального педагогического учебного заведения музыке отводится все меньше места. С одной стороны, только ленивый не говорит о гуманизации и гуманитаризации образования, с другой – наиболее ущемленным в правах предметом оказывается самое универсальное в смысле гуманистической коммуникации искусство. Долгосрочные психологические последствия такого перекоса не обосновываются и не принимаются в расчет. Не лучше обстоит дело с музыкальным образованием и в общеобразовательных школах. Уроки музыки сконцентрированы в неполной средней школе. Новый государственный стандарт среднего образования не предусматривает часов на музыку в старшей школе ввиду перегрузки обучаемых. Музыкальное образование заканчивается именно тогда, когда в нем остро нуждается формирующаяся личность. В результате полученные ранее в этой области знания без дальнейшего углубления и развития теряются в потоке легковесной эстрады. А ведь именно в этом возрасте у подростков начинают складываться в систему отдельные элементы мировоззрения. С самого начала своей деятельности в училище меня стал интересовать вопрос: «Для чего нужно студентам - будущим педагогам заниматься музыкой? Многолетний опыт практической работы в среднем профессиональном педагогическом учебном заведении позволяет ответить на него однозначно: «Хочу, чтобы будущий учитель начальных классов был гармонично развитым, чтобы ему было интересно жить, чтобы он увидел многогранность мира. Хочу, чтобы он смог отдельные элементы музыкального воспитания внедрить в свой собственный учебно-воспитательный процесс: при организации оргмоментов, перемен, досуга детей». Обращение к термину «музыкотерапия» не случайно. Работа научного общества «Музыкальная психология» и собственная научно-исследовательская деятельность в течение многих лет привели к осознанию того, что для достижения конечной цели музыкального воспитания недостаточно использовать только традиционные методы и приемы, выдвинутые современной музыкальной педагогикой. Мы осознаем, что термин «терапия» приемлем в большей степени медицине, однако исследование многочисленных источников в области музыкотерапии привело к выводу, что существуют многовековые традиции определения процесса применения произведений музыкального искусства в качестве средства воздействия на личностные качества человека понятием «музыкотерапия». Думается, что использование мирового опыта данных достижений в сфере организации учебно-воспитательного процесса представляется возможным. Теоретический анализ специальной литературы позволил познакомиться с достижениями педагогов в области музыкального воспитания, начиная с античности, изучить опыт работы музыкальных психологов в области профилактики неврозов, выявить эффективные методы и приемы вживания подрастающего поколения в богатейший мир мирового музыкального искусства, способствующего формировать мировоззрение, гармонизовать отношения с окружающим миром и т.д. Ни для кого не секрет, что длительные реформы в России в настоящее время повлияли на процесс формирования многих личностных качеств молодежи, поэтому возникает необходимость по-новому, с социальных, политических и экономических позиций рассмотреть ключевые вопросы организации массового музыкального воспитания подрастающего поколения. Полагаем, что в настоящее время особую актуальность приобретают меры по совершенствованию существующих и созданию новых эффективных средств, методов реабилитации и профилактики, повышающих резервные возможности организма человека. И особую роль здесь могут сыграть отдельные элементы музыкотерапии, целенаправленно используемые в процессе учебно-воспитательного процесса, как студентов средних профессиональных педагогических учебных заведений, так и учащихся общеобразовательных школ (причем не только начального и среднего, но и старшего звена). Общеизвестно, что качественное образование – это, прежде всего, становление личности, обретение себя, своего образа, т.е. неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала. Качественно образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, научить жизнетворчеству. Полагаем, что сегодня важно не сформировать, а найти в нем механизмы саморазвития, самореализации, самовоспитания, саморегуляции и, в этой связи, восприятие произведений мирового музыкального искусства, организованного в той или иной форме, думается, способно выполнить эту функцию. Данное учебно-методическое пособие представляет собой попытку объединить отдельные наработки в области музыкального воспитания под общим названием «Возможности использования музыкотерапии в образовательном процессе». Оно адресовано учащимся старших классов общеобразовательной школы, потенциально ориентированным на педагогическую деятельность, студентам средних профессиональных учебных заведений педагогической направленности, а также педагогам немузыкальной квалификации, поскольку отдельные элементы музыкотерапии возможно использовать на своих занятиях и педагогам, не имеющим специального музыкального образования. Полагаем, что необходимость создания пособия обусловлена недостаточной разработанностью вопроса использования отдельных приемов музыкотерапии в процессе организации учебно-воспитательной работы в системе образования и в этом видится актуальность работы. Большинство практических материалов пособия апробировано в практической деятельности на базе Волгодонского педагогического колледжа и городского центра детского творчества в течение семи лет. Результаты апробации неоднократно выносились на федеральные, краевые и городские научно-практические конференции студентов, отражены в научно-методических публикациях федерального, краевого и городского уровней. Методологической основой данного пособия являются художественно-педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского, идеи Л.А. Безбородовой, Л.С. Брусиловского, Л.С. Выготского, И.А. Зимней, Д.К. Кирнакской, Е.Д. Критской, Н.Б. Крыловой, В.В. Медушевского, Е.В. Назайкинского, Б.М. Неменского, М.Б. Осенневой, В.И. Петрушина, В.М. Подуровского, В.А. Сухомлинского, Л.В. Школяр, С.В. Шушарджан, К. Фопеля и др. |