Музыкально-ритмические движения на уроке музыки как элемент эмоциональной и физической разгрузки младших школьников. Музыкальноритмические движения на уроке музыки как элемент эмоциональной и физической разгрузки младших школьников
Скачать 79.3 Kb.
|
2.3.2. Физкультурные минутки как… Цель проведения физкультминуток – профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная разрядка. [10] В настоящее время школьная нагрузка все увеличивается, в курс обучения вводятся новые предметы, углубляются и расширяются знания по уже известным дисциплинам. Это закономерный процесс, продиктованный стремительным развитием общества и увеличением потока информации. Но следствием его является то, что дети все больше времени проводят за партой, не уделяя должного внимания физической активности, и таким образом подрывают свое здоровье. Сюда же можно отнести распространение гаджетов и онлайн-игр, во многом заменивших подвижные игры на воздухе. Дети очень устают, слабеет зрение, болит позвоночник и без того неважное здоровье ухудшается ещё больше. Поэтому одной из важнейших задач школы является сохранение и укрепление здоровья учащихся, и каждый учитель должен создать на уроке условия, которые позволят не только успешно усваивать учебный материал, но и сохранят и улучшат здоровье учеников. [5] Профессиональное мастерство современного учителя характеризуется уровнем его профессиональных умений и навыков в процессе составления урока с учетом требований здоровья ребенка и его возрастных характеристик развития. Основные задачи физкультминуток: 1) снять усталость и напряжение; 2) внести эмоциональный заряд; 3) совершенствовать общую моторику; 4) выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью; 5) тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций. В рамках занятия по музыке можно ввести в работу специфические задачи, освещающие музыкальное развитие ребенка. Такие, как проработка понимания ритмики и ритмического движения, темпа музыки, развития творческого подхода к движению под музыкальное сопровождение. [8] Физкультминутки на уроке музыки так же могут быть музыкальными, и в них можно задействовать знакомые для детей композиции, или те, которые им предстоит изучить, таким образом соединяя содержание физкультминутки с общей тканью урока. Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений. Комплексы могут проводиться сидя или стоя, вслед за показом или вместе с учителем. Выполняют упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки. Следует выполнять специальные упражнения для глаз с целью профилактики близорукости. Эти упражнения могут выполняться вместе с общеразвивающими. В этом случае при выполнении общеразвивающих упражнений, связанных с движением рук, рекомендуется одновременно выполнять движения глазами, фиксируя глаз на кисти. 2.3.3. . Боди –перкуссии В музыкальных школах каждый ученик на первых порах осваивает такие музыкальные элементы как ритм, метр, темп именно с помощью собственного тела – отбивает его ладонями или ногой. Многие в детстве разучивали «ладуш-ки», «танец маленьких утят» и т. д. – эти детские танцы и игры направлены не только на развитие координации и владения собственным телом, но и помогают «почувствовать» музыку телом. Поэтому следующим шагом в попытке систематизации методов работы было обращение к приемам «звучащих жестов». Определенный подход к музыкальному образованию, в том числе с использованием методов ритмического воспитания, предлагал еще в начале ХХ в. Карл Орф (в его интерпретации метод назывался «звучащие жесты»). В последнее время появились работы из области музыкальной психологии, в которых объясняется переживание музыкального ритма на основе активнодвигательной природы человека. Поэтому музыкальное переживание, развертывающееся во времени, имеет не только слуховую, но и двигательную при-роду, т.е. всегда связано с различными движениями, как при исполнении музы-ки, так и при ее восприятии. Покачивание корпусом, отбивание сильных долей такта рукой или ногой, подпевание голосом - все это есть проявление моторной природы музыкального переживания Возросшая роль ритмического начала в музыкальной культуре ХХI в. диктует совершенно новые тенденции в современном музыкальном образовании. При котором в классическую школу интегрируются инновационные методы и подходы, нашедшие практическое применение в мировой практике. Музыкальное направление, в котором тело используется в качестве музыкального инструмента, по-английски называется Body Percussion (дословный перевод – «тело-барабан»). Body Percussion сегодня широко применяется в музыкальном образовании в силу своей доступности. Швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз выделил музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики. Его принято считать основателем «системы ритмической гимнастики», «пророком ритма». Преподавая сольфеджио у детей, Жак-Далькроз при помощи сочетания ритма музыки и движения воспитывал в учениках чувство ритма, развивал не только музыкальный слух, но и память, внимание, эмоциональность, пластику. Сегодня Body Percussion включает в себя более широкое понятие, чем просто обучение звукоизвлечению, ритму и ритмике. В мировой практике используют аббревиатуру BAPNE. B – биомеханика, А – анатомия, P – физиология, N – неврология и E – этномузыковедение. Развивая множественный интеллект через воздействие на тело с помощью музыки, ритма, образа, отмечаются изменения с терапевтическим эффектом. Таким образом, метод Body Percussion – это не просто музыкальный ме-тод, но, кроме того, и метод (когнитивной) стимуляции мозга для развития внимания, памяти и концентрации. Деятельность этого метода сформулирована в теории множественного интеллекта (Х. Гарднер, 1983) в целях вовлечения в процесс обучения обеих долей головного мозга. Если говорить о практической пользе метода Body Percussion в процессе обучения музыке, педагоги-практики, в частности И. В. Роганова – художественный руководитель конкурсов «Хоровая лаборатория. ХХI век» – отмечает, что в ходе занятий воспитываются метроритмические навыки – точность прохлопывания метрической доли, удержание точного темпа; проработка синкоп и других ритмических трудностей; воспитание двигательной координации в раз-личных последовательностях движений; равномерное симметричное владение правой и левой рукой . Основных элементов «звучащих жестов» 4: хлопки, шлепки, щелчки и притопы. Хлопки могут быть разными: хлопок горстью – ладони принимают форму чаши, между ними образуется полое пространство и звук получается глухим. Хлопок плоской ладонью, в разных местах ладони, по пальцам или запястью – каждый раз звук будет разным. Шлепки. Под шлепками подразумевается упругий удар кистями рук по бедрам у колен. Шлепки дают новую звуковую окраску и могут применяться как сами по себе, так и чередуясь с хлопками и притопами. Шлепки можно выполнять как сидя, так и стоя. 1) Одновременно двумя руками. Нотация: нотные штили всегда идут вверх. 2) Отдельные удары левой или правой рукой. Нотация – правая – вверх, левая – вниз. 3) Отдельные удары каждой руки в чередовании с одновременными ударами двумя руками (штили вверх и вниз к одной ноте – одновременные шлепки двумя руками). 4) Перекрестные удары (правая рука ударяет по левому бедру и наоборот). Нотация: две линии – верхняя правое бедро, нижняя – левое бедро. Щелчки. В зависимости от темпа щелчки можно делать со вспомогательным взмахом руки или без него, одновременно обеими или попеременно правой и левой руками. Нотация: штили, проставленные только вверх – обе руки щелкают одновременно; если штили направлены вверх и вниз, то штили вверх обозначают щелчки правой рукой, штили вниз – щелчки левой рукой. Притопы. Можно делать притопы одной ногой или попеременно двумя, оставаясь на одном месте или продвигаясь вперед. Нотация: штиль вверх – правая нога, штиль вниз – левая нога . Кроме этого можно проводить и другие упражнения: удары носком (пятка остается на полу) или пяткой (носок остается на полу). Прекрасным образцом того, насколько интересным и завораживающим может быть ритм, исполненный только «ногами», дает испанское фламенко, ирландский стэп. Подобные варианты ритмических притопов существуют и в русском, татарском фольклоре, танцевальных традициях других народов России. Существуют разные способы записи «звучащих жестов» - это могут быть партитуры, напоминающие запись для ударных инструментов или схематические изображения. Каждый из звучащих жестов разучивается сначала отдельно, затем их объединяют друг с другом. Постепенно можно задействовать все большее количество разных "инструментов", ставя все более сложные как ритмические, так и координационные задачи. Из этих элементов музыкант может собрать различные мелодии – от простых одноголосых, до сложных многоголосых произведений, рассчитанных на несколько исполнителей. Главное – развитое чувство ритма и желание экспериментировать с собственным телом. В гонке за новым звучанием, новыми технологиями и техниками игры люди стали забывать, что их собственное тело само по себе представляет отличный ударный инструмент с различными оттенками звучания. Овладеть элементами Body Percussion может любой желающий, ведь инструмент всегда под рукой. Органично звучащие жесты накладывается на народную песню. Стилистика народных песен тесно связана с движениями. Попробуйте объединить с движением слова русской народной песни «Пойду ль я, выйду ль я». Инструкция: руки будет переходить от хлопка двумя руками к поочередным шлепкам отдельными руками в непрерывном движении: грудь – пояс – бедра – нога. Обязательное условие – совпадение первой доли фразы с хлопком. Это будет организовывать метроритм. В остальном – пробуйте импровизировать и искать собственный стиль. От простых движений можно перейти к более сложным, ускорить темп, добавить звуковые акценты. Тогда народная песня зазвучит неожиданно и ново. Body Percussion сегодня – это не только метод обучения, а также часть музыкальной культуры. С 2008 г. под руководством американской некоммерческой организации Cross Pulse проводятся Международные музыкальные фестивали перкуссионных ансамблей и коллективов (IBMF). Школы Body Percussion особенно популярны в Великобритании и Бразилии. В США есть несколько известных коллективов, работающих в этом жанре. Один из самых известных музыкантов этого направления Кит Терри (Keith Terry), основавший некоммерческую организацию “Crosspulse”, деятельность которой посвящена созданию, воспроизведению и записи ритмической музыки и танцев разных культур. Он работает как композитор, продюсер, мастер перкуссионного движения и устраивает незабываемые перформансы. Легендарная британская группа Stomp, существует с 1991 года и известна всему миру. Они используют не только свои тела, но и обычные вещи в качестве музыкальных инструментов, используя в своих представлениях пластиковые бочки, металлические канистры, мусорные баки, крышки, палки, бутылки. 2.3.4. Виды музыкально-ритмических движений и их место в уроке музыки Учащиеся младших классов имеют хорошую координацию движений при ходьбе, беге, прыжках. По собственной инициативе они с удовольствием импровизируют под музыку, используя прихлопы, притопы, выразительные действия с предметами( мячом, палочками, лентами), простейшие музыкальные инструменты. Им свойственно ощущение единства музыки и движения. Это качество является основной музыкального развития ребенка в процессе музыкально- ритмичекой деятельности. Наряду с другими видами деятельности музыкально-ритмические движения обеспечивают разностороннее музыкальное развитие: у них развивается музыкальность, творческие способности, формируются навыки коллективных действий. Воспитательное значение движений под музыку проявляется и в том, что они активизируются чувство ритма, способствуют цглубленному освоению музыкального материала урока. С помощью движений школьники передают характерные особенности произведения. Однако из-за ограниченности времени и, как правило, отсутствия специального помещения движениям на уроках музыки отводится незначительное место, используются лишь их отдельные элементы. В основе музыкально- ритмической деятельности лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Она способствует усилению эмоционального воздействия музыки, развитию представлений о средствах музыкальной выразительности, элементах музыкальной речи; движения под музыку помогают прослеживать развитие музыкального образа. Все это достигается благодаря приобретенным навыкам и умениям согласовывать движения с музыкой, ее характером, настроением. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет три взаимосвязанных направления. Первое обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха, формирование умений подчинять движения музыке, усвоение музыкальных знаний. Второе дает правильные двигательные навыки: ходьбы( маршевая, бодрая, спортивная, торжественная, спокойная, плавная, пружинистая); шага(высокий, на носках, мягкий, широкий, острый, пружинистый, переменный, дробленый, хороводный); поскоков(легкие, энергичные); кружения на носках, сочетания поскока с пружинящим шагом, движения рук (мягкие, энергичные); хлопков (в ладоши-тихо, громко, с размаха, держа руки близко одна к другой) Третье направление обеспечивает формирование умения управлять движениями тела: быстро и точно останавливаться, менять движение и т. д. Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется движения осуществляется в упражнениях, играх, плясках и танцах. Все указанные виды музыкально-ритмического движения выполняют общую задачу- добиться слитности характера движения и музыки. При этом у каждого вида ритмических движений есть свои функции. Так, назначение упражнений заключается в формировании основных навыков и умений выразительного движения детей при ходьбе, беге, поскоках, прыжках, отдельных танцевальных элементах. С учетом специфики младшего школьного возраста и, в частности, «поэтического» восприятия мира детьми, упражнения, как правило, имеют образные названия: «После дождя», «Шагают кузнечики» и т. д. Музыкальные игры направлены на выражение эмоционального содержания музыки. Различают сюжетные игры, осуществляемые в образных движениях, и несюжетные, которые разыгрываются по определенным правилам в зависимости от характера музыкального произведения. Начальной формой музыкальной игры принято считать игру с пение, где во многом текст определяет характер образа движения. Более сложным видом является игра под инструментальную музыку. Детские пляски и танцы основаны на элементах народных и классических танцевальных движений. Этот вид музыкально - ритмического движения можно подразделить на пляски и танцы с зафиксированными движениями, свободные - импровизационные, а также комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию. Требование к музыкальному репертуару для всех видов ритмического движения предполагает его высокую художественность, динамичность, стройность и ясность выражения художественного образа. Особое значение здесь имеет народная музыка, в частности русская народная. 2.4. Рекомендации по применению музыкально-ритмических движений на уроках музыки. - «ритмы и звуки тела». Участники прислушиваются к дыханию, |