Н. А. Теория государства и права учебное пособие
Скачать 2.77 Mb.
|
3.5. Типология государства. Формационный, цивилизованный и другие подходы в типологии государстваКатегория "исторический тип государства", "исторический тип государства и права" занимает самостоятельное место в категориальном аппарате науки теории государства и права. Задача типологии государства - процесс познания государственной (и правовой) материи с позиции естественноисторического процесса развития государства, его юридических правил, исторически неизбежной смены одной государственности другой. Исторический тип государства - совокупность существенных, наиболее значимых признаков государства в определенный исторический период времени. Такие признаки можно выделить на основе обобщения большого фактического материала правового, экономического и др. характера. Классификация и типология государств имеют свои отличия. Деление основывается на устойчивых, но достаточно второстепенных свойствах государства. Жан Боден, например, используя географический критерий, делил народы на южные, средние и северные*(21). Известный немецкий ученый-юрист, начало XX в., Еллинек, в зависимости от степени динамизма подразделял государства на статические и динамические. Основываясь на своеобразии политико-государственного режима, выделяют авторитарные, тоталитарные, либеральные и демократические государства. Типология же должна базироваться на критериях, сформированных социальной практикой, определяющей глубинную природу государства. Типология как прием основывается на обобщении исторического, социологического и правового материала, на выявлении объективных процессов и связей в обществе, а также на анализе функционирования государственно-правовых явлений и систем. В настоящее время в юридической и иной литературе доминируют два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизованный. В основе формационного подхода лежат свойства общественно-экономических формаций, отражающие влияние на природу государства экономического базиса и надстройки. Другими словами, существо такого взгляда в систематизации и объединении существенных признаков государства в рамках конкретной общественно-экономической формации. Тип государства означает конкретизацию, определенность его экономической основы, сущности и социального назначения. Выделяют следующие общественно-экономические формации - первобытнообщинная (догосударственная), рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая (началом которой является социализм). Первой формации - первобытнообщинной - присущ низкий уровень труда, неразвитые производственные отношения, общественная форма собственности. Объективной потребности в существовании государства данная фаза развития общества не имела. Рабовладельческой формации свойственен рабовладельческий тип государства и права, феодальной - феодальный тип государства и права, капиталистической - буржуазное государство и право. Все исторические типы государства выражали интересы господствующих классов. С точки зрения организации также имелись особенности: рабовладельческому и феодальному государству характерна монархия, нередко абсолютная, особенность права - в защите интересов имущих, а раб, пленный, неимущий крестьянин, по сути, были бесправны. Капиталистическая формация, буржуазное государство и право считаются более демократичными, более универсальными. Для этого этапа уже характерна продажа раба как вещи, продажа должника (его семьи) за долги и т.д. Марксизм выдвинул идею коммунистической формации - формации, обладающей высоким уровнем производства, общественной формы собственности, в основе которой лежит уравнительный принцип распределения материальных благ. Государство и право в этом идеальном обществе, по их мнению, будут лишними, ненужными и с успехом будут отправлены на свалку истории. Эти предположения исторической практикой пока не подтвердились. Между тем заслуга формационного подхода - в характеристике экономической и социальной основы государства, в вычленении связи, прямой и обратной зависимости между государством, правом на определенном этапе времени и экономической и социально-политической структурой общества. Формационный подход ответил на вопрос о том, чьи интересы защищает государство, его сущность. Цивилизационный подход, один из популярных в настоящий период времени, предлагает учитывать не только (и не сколько) уровень производительных сил формы собственности, принцип распределения материальных благ, классовую расстановку силу, тип культуры, духовные факторы, другими словами, уровень и качество цивилизации. Однако тип культуры - категория очень емкая и включает в себя культуру производства, духовную культуру, мировоззрение, религиозные взгляды на систему социального регулирования и т.д. В зависимости от того, как автор определяет тип культуры, признаки цивилизации, определяется и классификация, а следовательно, и историческая типизация государств. По мнению А. Тойнби, М. Вебера, П. Сорокина, О. Шпенглера и др., цивилизованный подход дает все же более точную типологию государств. По их мнению, духовно-культурная жизнь общества, выражающаяся в совокупности духовных ценностей, главенствующий фактор в развитии техники, социальной организации, религии, философии, государства и права. В рамках данного подхода следует выделить и теорию стадий экономического роста, автором которой является Уолд Ростоу*(22). По его мнению, экономические процессы и факторы цивилизации тесно взаимодействуют, и в этой связи общество с позиции экономического развития можно отнести к одной из пяти следующих стадий: - традиционное общество - отношения основаны на доньютоновской науке и технике и на преобладании сельского хозяйства; - переходное общество, в котором закладываются основы преобразований, - это период трансформации традиции общества в более развитый период закладывания основ для развития в области обрабатывающей промышленности; - общество, переживающее процесс движения, понимаемый как взлет научно-технического развития в промышленности и сельском хозяйстве; - созревающее общество - это пора некой зрелости, когда на основе применения научно-технических достижений образуется устойчивое превышение выпуска продукции к числу населения; - общество, достигшее высокого уровня потребления, - это стадия, характеризующаяся высоким уровнем массового потребления. В зависимости от стадии экономического роста У. Ростоу классифицировал государства и подчеркивал их зависимость от духовно-культурных условий развития общества. Таким образом, согласно его концепции, чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества. С позиции цивилизованного подхода наибольший интерес представляет классификация цивилизаций и соответствующих государственных институтов по уровню их организации. В соответствии с данным критерием цивилизации и государства подразделяют на первичные и вторичные. К первичным относят древнеегипетскую, шумерскую, иранскую, японскую и др. Они отличаются друг от друга таким фактором, как соединение государства с религией, где государство более чем государство, ибо оно связано с духовностью. Религия же прямо обожествляет правителя, т.е. культивирует вождя, фараона и т.д. Вторичные цивилизации - это западноевропейская, восточноевропейская, латиноамериканская и др. Характерной чертой является различие между государственной властью и религией. Власть оказывается не такой всемогущей, как в первичной цивилизации, но и здесь государство во многом подчинено культурно-религиозной системе. В совокупности формационный и цивилизованный подходы дают относительно полную картину развития государственности и позволяют достаточно содержательно охарактеризовать тип государства, при этом учитывая не только социально-экономические, но и духовно-культурные факторы. В учебной юридической литературе используются и иные критерии типологии государств. Например, выделяют в соответствии с политическим режимом демократические и недемократические типы государства, а также, в зависимости от местоположения, - государства западной и восточной цивилизации. Иногда государства подразделяют в принципе отношения к религии. На этом основании выделяют светские, клерикальные, теократические и атеистические государства (см. подробнее гл. 4, § 5). |