Главная страница
Навигация по странице:

  • Непредубеждённость

  • Распознавание

  • Бдительность

  • Энциклопедия духовных качеств. Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма


    Скачать 3.77 Mb.
    НазваниеН. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма
    Дата24.05.2023
    Размер3.77 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭнциклопедия духовных качеств.pdf
    ТипДокументы
    #1157423
    страница23 из 31
    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   31
    Беспристрастие
    1.
    «…Хорошо внимательно прислушиваться к тому, что гово- рит сердце, ибо чувствует в вас сердце. Но должно быть свободным оно от мыслей предвзятых: они – как заслонка от света. Трудно иметь чистое, открытое для непредубеж- дённых восприятий и спокойное уравновешенное сердце.
    В противном случае зеркало духа искривляется и не даёт правильного отображения». ГАЙ-1956. 329 2.
    «Путь Света покажется, когда научно и без предрассудков посмотреть отважитесь». ЛСМ. Озар. Ч. 3, V. 13 235

    3.
    «Суждение духа сурово и беспристрастно». ГАЙ-1961. 280 4.
    «Как значительно осознать побуждение духа беспри- страстно! Три черты помогут сознать потенциал побужде- ния – черта честности, черта явления самоотверженности и черта Служения. Явление каждой черты даст духу меч против самости». Беспр. 570 5.
    «Не осуждай, но дай беспристрастный анализ проступка и сделай наглядные выводы. Вдвинь факт в будущее и след- ствия учти, и совершённый проступок без всякого осужде- ния осудит себя сам». ГАЙ-1956. 394 6.
    «Благо свободным. Они могут нерушимо сотрудничать, от- давая должную дань каждому, и являть благожелательство беспристрастно. Опыты жизни, правильно понятые, ведут к освобождению. …Как отвязанный воздушный шар неудержимо взлетает наверх, так поднимается сознание, когда все нити прикрепления к земле и личному отвязаны.
    Беспристрастие – порождение свободы». БНА. УС. 242 7.
    «Если человек безусловно полезен для эволюции и если его сердце горит устремлением, то разве имеет значение, хорошо он относится к нам или нет, понимает нас или нет, признает или отвергает. Научимся относиться к людям сверхлично, вне зависимости от того, как относятся они к нам. Личные чувства и личные отношения редко бывают у людей устойчивыми... Сверхличное отношение будет и беспристрастным. Оно не создаст антагонизма и не вызо- вет осуждения. Признание достоинств в других людях слу- жит показателем высоты сознания». ГАЙ-1969. 365
    Непредубеждённость
    1.
    «Оставьте все предрассудки – мыслите свободно».
    ЛСМ. Зов. 24.03.1920 2.
    «Как пчёлы собирают мёд, так собирайте знание. Спросят, что нового в таком совете. Новое то, что следует собирать знание отовсюду. До сих пор знание разграничивалось, и целые области его оказались под запретом, под сомнением и в небрежении. Люди не имели мужества превозмочь
    236
    предрассудки. Они забывали, что учёный должен быть прежде всего открытым ко всему сущему. Для учёного нет запретных областей. Он не умалит явление природы, ибо понимает, что причина и следствие каждого явления име- ют глубокое значение». Бр. 599 3.
    «…Лишь непредубеждённое познание поможет прибли- зиться к истине». Надз. 292 4.
    «Обычно каждый хочет по-своему, но замечайте происхо- дящее непредубеждённо. Приложите внимание честно…
    Учитесь распознавать. Учитесь лететь к суждённому. Мно- го одежд и покровов, но смысл един». МО-3. 488 5.
    «Нет таких высших понятий, которые бы не совмещались с научными подходами, если наука будет чиста и без предубеждений». Надз. 402 6.
    «Люди часто смешивают понятие непредубеждённости от- крытого сознания с беспринципностью. Между тем эти два понятия являются антиподами. Непредубеждённый ум ищет всюду основу истины и потому постоянно упражняет свою способность распознавания. Распознавание же есть первый шаг к истинному знанию. Истинное же знание все- гда покоится на непоколебимых началах или принципах, ибо иначе оно не будет истинным. Принцип может иметь много углублений в жизненном приложении, но основа его будет одна – основа законности или истины. Иначе говоря, принцип или закон всегда действует целесообразно, а мы уже знаем, что высшая, или космическая, целесообразность есть начало, ведущее к красоте, потому все действия непредубеждённого человека должны быть отмечены ис- тиною и красотою.
    Непредубеждённый человек непоколебим в своих убежде-
    ниях, ибо они основаны на устремлении к истине. Человек беспринципный вообще не имеет убеждений, ибо лишил себя способности распознавания и судьба его подобна судьбе мяча, гонимого случайными ударами привходящих обстоятельств. …Потому будем твёрдо придерживаться установленных принципов, чтобы даже в малейшем не
    237
    преступить их. Ибо всегда ли сможем распознать, где оно, то малейшее уклонение, которое может привести к вели- чайшему крушению?!» ПЕИР 29.05.1931 7.
    «Конечно, когда сознание открыто и свободно от предубеждений и всякого атавизма, то восприятие значи- тельно облегчается. Но в большинстве случаев именно лю- ди, порабощённые предубеждением, больше всего твердят о необходимости свободного восприятия, не замечая своей связанности уже в одной такой боязни признать чей-то ав- торитет. Именно ограничение их и порабощение заключа- ются в этой боязни. Свободный ум не боится порабощения, ибо он всегда открыт к восприятию и новому накопле- нию». ПЕИР 31.07.1937 8.
    «Если бы учёные поняли, что явление постоянного расши- рения лежит в основании расширения наук, то не было бы преступного антагонизма. …Каждый учёный, который по- нимает закон расширения сознания, уже разбил стену предрассудков». Беспр. 827 9.
    «Однобокое сознание неминуемо поскользнется на догмах и устрашится софистикой. Но София не софистика, и опыт не предубеждение…»
    МО-2. 211 10.
    «Предубеждение есть вход несправедливости и невеже- ства. Но люди должны осознать границу предубеждения.
    Этот червь живёт в одном доме с сомнением, как младший родственник. Нужно иметь очень зоркий глаз, чтобы рас- смотреть такого опасного малыша. Каждое явление, каж- дый предмет люди встречают обычно с различной степенью предубеждения. Люди постараются оправдаться, что они познают предметы и должны предварительно со- хранить своё непредубеждённое суждение. Но на деле они, вместо беспристрастия, обнаруживают самое жестокое предубеждение. Следует эту слабость людскую запомнить, чтобы знать, от чего освобождаться». Бр. 342 11.
    «Стандарт жизни надо умело обойти. Лучшие люди опере- дили мир, тучами отягчённый. Хотящий дойти в Новую
    Страну должен не только отбросить все предрассудки, но и войти путём новым». ЛСМ. Озар. Ч. 2, VI. 4 238

    12.
    «Многие ли встречают действия непредубеждённо? Возь- мём старую обычную картину: в ненастье, по глубокой гря- зи, с трудом пробирается путник. Из окон на него смотрят и усмехаются: “Зачем в такую бурю он не остался под кро- вом?” Сравните, сколько будет насмешников и хулителей и как мало будет тех, кто подумает о цели путника. Может быть, он идёт спасти ближнего? Может быть, это врач, спешащий на помощь? …Много добрых целей может вооб- разить человек, служащий добру, но в жизни это бывает так редко!
    Люди судят по себе и заподазривают лишь дурное. Для них каждый путник лишь бродяга и вор. Но не подумают, что оговорить невинного есть самое несмываемое преступле- ние. …Большинство окажется хулителями, и лишь некото- рые, гонимые сами, будут думать о цели подвига». Надз. 301 13.
    «Сознание должно быть открытым и непредубеждённым, всегда готовым встретить новое понимание просветлённо».
    ГАЙ-1954. 578
    Распознавание
    1.
    «Распознать главное и держаться по пути к нему – значит идти к победе». МО-1. 146 2.
    «Истинно, хотящий малое да получит. Распознающий ве- ликое да примет его». ЗнАЙ. 122 3.
    «…Так называемый дар распознания не есть дар, но след- ствие трудов и опыта. Не интуицией, но накоплениями многими можно приобрести распознание. …Человек по- знал многие положения и тем утончил суждение своё.
    Будьте уверены, что нераспознающий имел грубое сущест- вование и не пытался выйти из него; так он сам лишил себя ценности узнавать сердцем. Не молодо сердце человека, ибо сущность его бессменна». Сердце. 579 4.
    «Лишь дух, прошедший бесчисленные формы и существо- вания, может накопить тот опыт, ту основу чувств и вооб- ражения, без которых нет ни распознавания, ни мысли, ни творчества». ПЕИР 31.05.1935 239

    5.
    «Истинная духовность требует истинного распознавания, которое заложено только в сердце, но в сердце совершенно свободном и не затемнённом самостью». ПЕИР 5.06.1935 6.
    «Конечно, трудно развить или пробудить в себе чувство- знание… Всё распознавание и знание приходит лишь этим путём. И главная трудность в том, что чувствознание не пробуждается в нас, пока в сердце нашем преобладают чув- ства самости, самомнения, лицемерия или неискренности.
    Лишь когда ехидны эти изгнаны, чувствознание занимает их место и голос сердца становится ясным и безошибоч- ным». ПЕИР 31.12.1936 7.
    «Древний Завет – “Познай самого себя” остаётся основой всех Учений. Распознавание заповедуется всеми Великими
    Учителями, и, конечно, оно должно начаться прежде всего с самого себя». ПЕИР 24.01.1947 8.
    «…Духовно преуспевающий умеет распознавать, в чём за- ключается самое важное и самое неотложное. Не нужно думать, что рассудок может помочь в таком распознании.
    Наоборот, рассудок может завести в бездну ложных толко- ваний; только психическая энергия, вступив в общение с
    Высшим Миром, может направить суждение на путь исти- ны». Надз. 755 9.
    «…Нужно знать, какие силы допустимы к строительству и какие силы могут нанести вред. Распознавания можно до- стичь только примыканием к Высшему Сознанию... Потому нужно научиться признавать все высшие законы, строя на них жизнь».
    Иер. 143 10.
    «Истинно, лишь сердце может вникать во все действия, во все побуждения, во все сущности, являя распознавание.
    …Только тот источник даёт правильную меру суждений, который насыщается огнём тонких энергий. …Сердце так мощно устремляет дух к тонким энергиям». МО-3. 101 11.
    «…Только сердце позволяет проникнуть во все действия и мотивы, в саму сущность, являя распознавание. Ничто не заменит творческий огонь сердца». ПЕИР 22.10.1937 12.
    «Там, где горит разумение сердца, там будет распознава- ние». МО-3. 102 240

    13.
    «Распознавание добра и зла уже есть залог предстояния перед истинным путём. Преображение духа утверждается… объединением воли со Светом». МО-3. 244 14.
    «Как пояснить, почему нечто позволено, а рядом, на толщи- ну волоса, уже недопустимо? Только расширенное сознание поймёт, где различие между созиданием и разрушением.
    Многие культы древности, сочетая в одном символе и со- зидание, и разрушение, тем указывали на близость поня- тий, о которых земной рассудок так грубо судит». Надз. 215 15.
    «Способность распознавания противоположений… растёт только по мере развития… ярой любви или влечения к
    Прогрессу, к Красоте, к Идеалу. Но такое качество распо- знавания накопляется медленно, ибо встречает страстные препятствия в противоположениях, которые замедляют или ускоряют развитие распознавания. …Распознавание и вмещение противоположений несравнимо способствуют развитию духовности». ПЕИР. 15.10.1953 16.
    «…Распознавание нужно воспитывать. Оно в зерне духа су- ществует, но нужно призвать его из хранилища Непрояв- ленного. Так нужно призвать к обострению сознания.

    Пусть один начинает судить по глазам [собеседника], другой по тону сказанного, третий по движениям тела. Без- различно, с чего начать, ибо внутренний Огонь отразится на всех нервных центрах. Но поучительно наблюдать, насколь- ко часто слова не соответствуют внутреннему состоянию.
    При терпении можно достичь больших результатов и об- наружить признаки огненного понимания». МО-1. 660 17.
    «Распознавание правильное растёт в саду оптимизма».
    НКР «Польза доверия»
    18.
    «Распознавание не есть недоверие, но только тонкое дей- ствие разума в чутком человеке». ПЕИР 25.02.1953 19.
    «Распознавание есть наблюдение и знание, но подозри- тельность уявляет начало недоверия и разрушения».
    ПЕИР 6.05.1953 20.
    «Нужно научиться в каждый данный момент различать, что является наинужнейшим, чтобы всё прочее, ему меша- ющее, из сознания убирать». ГАЙ-1955. 158 241

    Бдительность
    1.
    «…Каждая бдительность должна быть приветствована, а всякая боязнь должна быть осуждена. …В час высшего напряжения нужно проявление высшей бдительности. Не страх понуждает вас к такому утверждению, но желание послужить в лучшей мере. Герои рождаются из такого же- лания». Надз. 513 2.
    «Мы бдительны и осторожны для лучшего выполнения поручения. …Мысль об опасности отражается даже на ка- честве пульса, но желание лучше исполнить поручение укрепляет сердце. Итак, будем действовать как полезнее».
    МО-2. 190 3.
    «…Если зло так широко распространилось, то ведь оно бу- дет отражаться и на всех делах. Потому-то такая небыва- лая предусмотрительность и бдительность нужны».
    ПЕИР 15-16.04.1936 4.
    «Усилим нашу бдительность и будем готовы к подвигу добротворчества во всех условиях жизни». ПЕИР 29.05.1946 5.
    «Никакая бдительность не будет чрезмерной. Не страх это, но защита от зла. Пребудьте всегда на дозоре».
    ГАЙ-1960. 209 6.
    «Моменты духовного подъёма и восхищения необходимо сочетать с полной трезвостью сознания. Необходимо пом- нить, что каждое усиленное возгорание привлекает на огонь множество огнетушителей, не терпящих яркого све- та. Потому памятование о непрестанной опасности всегда сопровождает радость и восхищение опытного путника.
    Бдительность не гасит восторг духа, наоборот, от сочета- ния этих двух, кажущихся противоречивыми, качеств огонь приобретает большую устойчивость и устремлён- ность. …Сознание есть страж горящего духа, и от стража всегда требуется трезвость и понимание окружающей об- становки». БНА. УС. 300 7.
    «Ослабить бдительность нельзя ни на миг. Дозор постоя- нен. Размякнуть в упоении победы или защищённости – значит потерпеть ущерб». ГАЙ-1957. 502 242

    8.
    «Бдительность и контроль над собою только тогда и хоро- ши, когда они постоянны. Перерыв в них подобен разо- рванной цепи». ГАЙ-1958. 126 9.
    «Бодрствуйте духом. Бдительность нужна постоянная и крепкая как сталь». ГАЙ-1972. 457 10.
    «И мелочи бдительности требуют особой. Люди забывают, что жизнь состоит из мелочей, и, упуская малое, теряют большое». ГАЙ-1953. 80 11.
    «Полезность врагов неотрицаема. Кто же научит бдитель- ности и зоркости, настороженности и осторожности».
    ГАЙ-1965. 247
    Дозорность
    1.
    «Прекрасен дозор, который любит и знает сокровище, им охраняемое». Надз. 356 2.
    «Стояние на дозоре есть признак расширенного сознания.
    Многие вообще не понимают, что есть охрана самого дра- гоценного. Нельзя надеяться на тех, кто не знает о ценности.
    Но можно радоваться каждому неусыпному стражу». Бр. 322 3.
    «Человек как страж усовершенствования должен стоять на дозоре».
    Надз. 515 4.
    «Так будем на полном дозоре, чтобы добро не несло ущер- ба». Надз. 57 5.
    «Не будем пугаться опасности, но встретим её на дозоре».
    Бр. 496 6.
    «Поистине, побеждающий должен быть на бессменном до- зоре». Надз. 830 7.
    «Сознание всегда, и во сне и наяву, должно пребывать на дозоре». ГАЙ-1952. 128 8.
    «Большие враги редки, малые бесчисленны. …Малые враги, по малозаметности и бесчисленности своей, требуют ис- ключительной внимательности и дозора. Там, где не про- лезет зверь, туда залетит комар. Конечно, есть сетки и от комаров, но соткать такую сеть можно лишь непрерывной бдительностью, ибо перерыв будет как дырка в сетке. Вы- работанное таким образом качество дозора будет очень
    243
    ценным приобретением и пригодится во всякой деятель- ности… Оно исключает рассеянность и бессознательность и даёт тщательность и чёткость каждой работе. Оно не до- пустит забывчивости и отклонений мышления в сторону».
    БНА. УС. 26 9.
    «Зло может украситься многими нарядами, но никакая ли- чина не обманет сердце дозорное». МО-2. 144 10.
    «Поистине, для одних дозор – цепи, но для других он – крылья. Неразумные говорят: “Когда придёт опасность, то- гда и станем на дозоре”. Но могут ли они усмотреть опас- ность, если их дух не развил своё зрение? В сознании заложены многие качества, но нужно уметь извлечь их из глубин сокровищницы». Надз. 785 11.
    «Когда что-нибудь внешнее омрачает, человек допускает ошибку, полагая, что внешнее может обуславливать внут- реннее, и тем давая этому внешнему власть над собою. Ес- ли всё в духе и дух внутри, то и внутреннее состояние может быть творимо духом изнутри, из себя… Воля господ- ствует над рефлексами, и особенно над рефлексами мысли.
    Потому пусть воля и определяет в каждый данный момент, что она хочет и что она утверждает. Это возможно лишь при постоянной зоркости и настороженности, то есть при постоянном дозоре воли над сознанием и всем тем, что в нём происходит». ГАЙ-1956. 248 12.
    «Дозор будет успешен, когда он соединён со спокойствием».
    Надз. 640 13.
    «Молчаливость и сдержанность приветствуются как первая ступень дозора воли». ГАЙ-1953. 52
    Зоркость
    1.
    «…Пусть [зоркость] будет во всех направлениях. Часто лю- ди представляют себе зоркость лишь в отношении какого- либо крупного события, между тем она требуется во всех обиходных действиях. …Нельзя оценивать события по их внешности. …“Мы не можем взять на себя суд, где великое и где малое, потому будем зорки”».
    Надз. 292 244

    2.
    «Зоркость всепроникающая, всепонимающая, неустающая, укрепляющая устремление. …И мерило зоркости лишь по- кров тумана». ЗнАЙ. 251 3.
    «Слепой не увидит красоту Высшего Мира, но зоркость нуждается в воспитании. Она не может образоваться не- медленно. Такое образование зоркости явится из желания защитить всё высшее и Прекрасное. От такого стремления вырастет и дозор, и будет он неустанным, ибо он ведёт к
    Красоте. Мыслитель говорил: “Запомните – всегда готов”».
    Надз. 785 4.
    «…Служение есть мера зоркости». ЗнАЙ. 452 5.
    «При полном отрешении от себя глаз становится особенно зорким. Но люди яро заняты лишь собою и потому не слы- шат и не видят». ГАЙ-1955. 166 6.
    «Состояние напряжённой зоркости будет сопутствовать везде и всегда. Она даст напряжение пламени, обережёт от неожиданностей и поможет избежать ошибок».
    ГАЙ-1953. 515 7.
    «Не сам ли человек навлекает на себя страдания, подпадая под власть майи? Не сам ли он сознательно ограничивает своё зрение, стараясь видеть лишь то, что он хочет видеть, а не то, что есть в действительности? Ведь человеку даны орудия распознавания, которые он может непрестанно со- вершенствовать, если они употреблены в действие. Так что нельзя перекладывать вину всецело на обман иллюзий.
    Где же была зоркость, где было достаточное внимание к сигналам сердца – этого верного дозорного? Иллюзия бы- вает сладка, а действительность горька. Муха увязает в ме- ду. Всецело ли мёд виноват в том?» БНА. УС. 371 8.
    «Зоркость ценна тогда, когда не покидает бодрствующее сознание ни на минуту». ГАЙ-1956. 224 9.
    «Подозрительность отличается от зоркости. Сказано – зор- кость пряма, но подозрительность крива». Бр. 206 10.
    «Именно, как орёл на вершине, не потеряйте зоркость.
    Зоркость растёт лишь опасностями. Привет опасностям!»
    Общ. 128 245

    1   ...   19   20   21   22   23   24   25   26   ...   31


    написать администратору сайта