Главная страница
Навигация по странице:

  • Чувство долга

  • Противодействие злу духом

  • Суровость. Строгость

  • Энциклопедия духовных качеств. Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма


    Скачать 3.77 Mb.
    НазваниеН. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма
    Дата24.05.2023
    Размер3.77 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭнциклопедия духовных качеств.pdf
    ТипДокументы
    #1157423
    страница22 из 31
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31
    Ответственность
    1.
    «Невозможно говорить о законе нравственности, если при- чина и следствие не будут представлять непрерывную нить.
    Люди не могут совершенствоваться, если они не осознают ответственности за свою свободную волю». Надз. 797 2.
    «Все мы ответственны за каждую мысль, за каждое слово и действие перед всем Космосом. Закон Кармы непреложен».
    ПЕИР 10.10.1934 3.
    «Мыслите себя не земными жителями, но вселенскими. Та- ким путём возложите на себя тем бо́льшую ответствен- ность. …Не думайте, что, возлагая на себя великую ответственность, вы впадаете в гордость. Свойство гордо- сти приличествует невежеству. Ответственность – как долг перед собою, перед самым Высшим». Аум. 593 4.
    «Сняв с себя ответственность, человек лишает себя самого прекрасного чувства и личной утверждённой творческой
    225
    силы. …Ступень личной ответственности, ступень ответ- ственности за человеческое мышление, ступень ответ- ственности за человеческую эволюцию, ступень ответ- ственности за лучшее будущее. Когда мышление усовер- шенствуется, тогда можно сказать, что близко время стро- ительства лучшего будущего».
    Беспр. 73 5.
    «Всё причастное к планете сочетается как органы одного тела... Все существа принадлежат к одной организации и должны понимать себя как ответственных членов общины».
    Аум. 163 6.
    «Именно среди Великого Служения велико ощущение от- ветственности, но следует привыкать к этой чаше, ибо не может быть кратчайшего пути без испития её». МО-2. 14 7.
    «Ответственность – это кооперация с пространством, при- нятие своей доли в происходящем процессе космической жизни». БНА. УС. 125 8.
    «Не порождений новой кармы следует опасаться, но лишь заботиться о её качестве. Ничтожная карма принесёт и ни-
    чтожные возможности. Карма великой ответственности хотя и тягостна, но именно она приносит и великие дости- жения в будущем. Потому люди не должны избегать дей- ствий и ответственности, но лишь думать при этом об усовершенствовании своих побуждений и качеств».
    ПЕИР 15.04.1936 9.
    «Великая красота заключена в принятии полной ответ- ственности. Ручательство сердца будет пафосом, который поднимет энергию всеначальную. …Сознательная ответст- венность будет прекрасным побудителем энергии». Бр. 579 10.
    «Сознательность во всём и ответственность за всё неска- занно ускорит восхождение». ГАЙ-1952. 163 11.
    «С ростом вмещения развивается чувство ответственности.

    Полная ответственность должна насыщать каждое дей- ствие… Можно осознать утверждение Высшей Воли, когда дух, истинно, исполнен ответственности. Так победы до- стигаются…» Иер. 198 12.
    «По широте ответственности можно судить о широте со- знания».
    ГАЙ-1960. 359 226

    13.
    «…Ответственность возрастает пропорционально знанию».
    ПЕИР 24.06.1935 14.
    «“Надо осознать ответственность за мысли”. Прежде отве- чали за действие, потом поняли значение слова, теперь по- ра знать пожар мысли. Лучше уметь молчать и очищать мысли». ЛСМ. Озар. Ч. 2, VII
    15.
    «Всё-таки для людей просыпать мешок малоценных зёрен гораздо значительнее, нежели просыпать уничтожающие слова. Любой грызун подберёт зёрна, но даже Архат не уничтожит следствия мысли и слова». ЗнАЙ. 50 16.
    «Надо усилить ответственность за мысли и осознать её.
    …Мысль уже… несёт в себе, ответ, или отзвук, в будущем на заданную ноту. Надо осознать это свойство мысли и, пони- мая явление ОТВЕТственности, знать, что следствием дан- ной мысли будет ответ, единосущный её сущности, но усиленный мегафоном пространства». ГАЙ-1952. 194 17.
    «…Осознание ответственности за мысли означает осозна- ние сущности зарождаемых причин. …Дело не в поступке, но в мысли, то есть причине, его породившей, в характере динамической силы порождения». ГАЙ-1952. 163 18.
    «Опасно не ощущать ответственности. ...Каждый по приро- де идёт кверху, и ответственность является не бременем, но крыльями. Но стоит пошатнуться, как та же ответствен- ность оказывается жёрновом на шее. Но и без ответствен- ности мы не можем плыть по океану стихий. Не мораль это, но спасательный круг». Сердце. 515 19.
    «Понимание своей полной ответственности за собственную судьбу – есть развитие стойкости и твёрдости». БНА. УС. 293 20.
    «Человек опасается ответственности, но вместе с тем впа- дает в бессердечие». Аум. 276 21.
    «Основа сотрудничества прежде всего во взаимной ответ- ственности». Сердце. 559 22.
    «Не только за себя, но за все множества сознаний ответ- ственен человек». ЗнАЙ. 554 23.
    «Велика и неизбежна взаимоответственность. И каждый, кто познал больше, лучше и выше, должен научить и дру- гих». ГАЙ-1953. 428 227

    Чувство долга
    1.
    «…Творение добра есть долг человека». Надз. 748 2.
    «Долг человека по отношению к его духу по значению сво- ему превышает всё остальное. Но забота о духе заставляет быть честным в исполнении своего долга перед Родиной, семьёй и людьми. Нельзя нарушить этого долга, не нанеся ущерба своему духу. Как в большом, так и в малом долг остаётся долгом во всём. Временность обязанностей зем- ных совсем не означает того, что ими можно пренебрегать.
    Но различие между обязательствами своему духу и внеш- нему миру всё же следует знать и безошибочно понимать сущность и тех и других». ГАЙ-1966. 272 3.
    «Формулу “Кесарево – кесарю, а Божье – Богу” можно по- нимать очень широко. Живя на Земле, в теле земном, его надо кормить и поить, одевать и обувать и заботиться о нём. Также есть у человека обязанности перед семьёй, об- ществом и своею страной – всё это земное, и долг человека и гражданина выполняется неукоснительно. Но помимо земных дел и обязательств ответствен человек перед ду- хом своим, воплотившимся в тело для развития, совершен- ствования и накопления опыта и знаний. Это и есть ответственность… перед своим высшим «Я», перед Боже- ственным Началом в себе». ГАЙ-1970. 747 4.
    «Ответственность – как долг перед собою, перед самым
    Высшим. Мысль о долге уже будет созидательным устрем- лением, но к такому пути нужно воспитывать себя ежечас- но». Аум. 593 5.
    «…Нужно очень настаивать на деятельном и возможно со- вершенном выполнении задач земной жизни, или, как го- ворят, до конца исполнить долг человека. Лишь это обусловит истинный прогресс внутреннего человека.
    “Человек достигнет совершенства, упорно выполняя свою дхарму (долг)”, – говорит Кришна в “Бхагавад Гите”».
    ПЕИР 18.10.1934 6.
    «Где мера долга? Меч умения может блеснуть по велению сердца. Для сердца не будет противоречия».
    Бр. 121 228

    7.
    «И разве не великая радость заключается в сознании ис- полненного долга перед человечеством? Какое прекрасное и мощное понятие заложено в исполнении долга! Герои все были носителями долга». ПЕИР 2.06.1934 8.
    «После подкупности не менее позорно неделание долга.
    …На качестве труда придёт и сознание долга. Каждая небрежность, забывчивость и уклончивость может быть осуждена лишь в своём сердце». МО-2. 71 9.
    «Всякая обязанность не будет скудным ханжеством, если она осознана в радости духа». НКР «Чаша»
    10.
    «Неосознанная радость долга обращается в скорбную необходимость». НКР «В новый путь»
    11.
    «Не хотящий платить долг заковывает себя в темницу».
    БНА. УС. 76 12.
    «Мудрый радуется, когда ему предоставляется возмож- ность расплачиваться со старыми долгами, глупый радует- ся каждому получению и хочет получить ещё больше, как можно больше, забывая о том, что даром ничего не даётся».
    ГАЙ-1969. 699 13.
    «Мудрый философ, проданный в рабство, воскликнул:

    Благодарение, очевидно могу заплатить древние долги!”
    Император, прозванный Золотым, ужасался: “Роскошь пре- следует меня, когда же смогу заплатить долги мои?” Муд- рые люди мыслили о скорейшей уплате долгов своих. Они понимали, что бывшие жизни, наверно, не обошлись без задолженности».
    Бр. 273 14.
    «Земной долг и земные дела и взаимоотношения добрые с другими людьми служат как бы уравновешивающим про- тивовесом при утончении сознания... Потому при жизни обычной отвращаться нельзя или забыть долг свой перед семьей, обществом и родиной. Потому многие Носители
    Света Были, помимо Высшего в Них, просто обычными тружениками: плотниками, художниками, ремесленниками или воинами, полководцами, правителями, словом, крепко и твёрдо ступающими по Земле, несмотря на связь свою с
    Высшим Миром, вернее – благодаря ей». ГАЙ-1972. 442 229

    Совесть
    1.
    «Что же делает человек, когда начинает звучать голос со- знания? Обычно человек старается всеми средствами за- глушить его. Можно утверждать, что голос сознания люди изгоняют как нечто тревожащее. Но пока человек не осо- знает свой дар, может ли он преуспеть?
    Часто боятся так называемой совести. Принято думать, что она говорит лишь после дурных поступков. Какое заблуж- дение! Совесть, или сознание, призывает к добру. …Если бы люди могли слышать предупреждения, они избегли бы многих опасностей. Не мал голос сознания, не глух он и не горд своею независимостью. Истинное сотрудничество не считает, от кого приходит преуспеяние, оно чутко и благо- дарно примет дар добра». Надз. 457 2.
    «…Если решение в сердце, значит, сердцу и следует дать свободу, то есть отпустить его кверху. Как радуется оно всему, что возвышает и осветляет дух. Зовут это чувство совестью. Но ведь совесть-то в сердце живёт»
    ГАЙ-1960. 138 3.
    «Именно совесть и сердце должны подсказать, как лучше исполнить долг». ПЕИР 17.12.1936 4.
    «Каждый человек чувствует внутреннее облегчение, когда поступает правильно. Можно объяснить такое чувство со- знательным рефлексом нервных центров или, как говорят, совестью, но не забудем и космическую причину такого со- стояния. Правильное действие будет в сотрудничестве с
    Огненным Миром». МО-2. 320 5.
    «Будьте верны своим обетам, своему священному долгу, своей стране, своей собственной совести». ПММ, Письмо 2 6.
    «Совесть чиста, и можно смело смотреть в глаза всему миру.
    Именно, надо достичь того состояния дел, чтобы ими ни пе- ред кем не устыдиться, если даже самые тайные мысли и деяния станут явными. Ведь явными они станут все когда- то и где-то. И к этому тоже надо быть готовым. И надо много мужества собрать, чтобы с обнажённой сущностью своей предстать перед глазами смотрящих на неё. Предстать, и не устрашиться, и достоинства духа не утерять».
    ГАЙ-1955. 181 230

    Противодействие злу духом
    1.
    «Мы посылаем мысль о добре, о труде, о действии. Не мо- жет быть добра без действия. Не будет добра там, где нет труда. Не будет добра, когда нет противодействия злу. Не будет добра, если не примем ответственности распознать зло. Усмотрим тление и не упустим внести Свет. Красиво речение, что от внесения Света тьма рассеивается. Но Свет нужно внести, и такое действие уже полно самоотверже- ния. …Так будем на полном дозоре, чтобы добро не несло ущерба». Надз. 57 2.
    «Не физические свойства дадут упорство перед злом, но дух и огонь сердца создают доспех перед ухищрениями зла.
    Но как понять зло? Конечно, оно прежде всего разрушение.
    Но ведь замена ветхого дома новым и лучшим не будет разрушением? Значит, разрушение есть разложение, при- водящее в аморфное состояние. Такому разрушению нужно уметь противостоять. Нужно найти силы духа превозмочь трусость, свойственную непротивлению». Иер. 378 3.
    «Если, входя в дом, на столе хозяина заметите ехидну, что сделаете? Будете ли размышлять, пока змея уничтожит вашего друга, или немедленно решитесь уничтожить её?
    Мы говорим – спасите близкого от зла. Не затуманивайте голову вашу смущением, но действуйте во благо. Нельзя положить на весы ехидну и человека. Нельзя уравнять со- знание низшее с храмом сознания. Если мы перестанем различать, то где же будет наша ответственность перед миром? Не герой, кто спасёт змею, чтобы потерять друга.
    Не герой, кто уклоняется от долга, подыскивая слова изви- нения. Не герой, кто не понимает, где большее и где мень- шее. Не герой, кто потерял мерило сердца». МО-2. 105 4.
    «Если сам по себе закон кармы непреложен (именно око за око и зуб за зуб), то сами мы не должны брать на себя вы- полнение этого закона, ибо иначе мы не выйдем из закол- дованного круга кармы. Мы должны именно «прощать нашим врагам...», ибо кто из нас может знать, что удар, по- лученный им, не есть заслуженный обратный удар кармы?
    231

    И возвращая этот удар с местью в сердце, мы тем самым не исчерпываем карму, но продолжаем её и даже усиливаем её в тяжком направлении для нас. Кроме того, прощая врагам, мы не будем увеличивать количество зла в пространстве и сами сделаем себя непроницаемыми для многих ударов. В том же духе нужно понять и слова «любите врагов ваших» и т.д. Но противиться злу мы должны, если не хотим, чтобы нас затопила волна зла. Есть много способов противиться злу и прежде всего силами духа; …отпор врагу, нанесённый без злобы в сердце,.. во стократ мощнее». ПЕИР 26.05.1934 5.
    «Сам Христос действенно восставал против зла... Вспомним изгнание им торгашей из Храма и все его суровые обличе- ния фарисеев и книжников».
    ПЕИР 26.05.1934 6.
    «Противление злу должно быть положено в основание каждого строительства. …Как поступал Сам Христос? Не из- гонял ли Он плетью торгующих в Храме? И как сурово об- личал Он фарисеев и книжников! Будем ли мы упрекать
    Его в противоречии самому себе, понимая Его слова «про- щайте врагам вашим» как непротивление злу? Нет, пора осветить Учение Христа в его истинном смысле… Во всех
    Учениях запрещено платить злом за зло, но везде указано праведное возмущение и духовное противление злу. Везде говорится о Мече Духа и о высшей Справедливости. Только малодушие может видеть справедливость в попуститель- стве и допущении попрания тёмными [невежественными людьми] всего светлого». ПЕИР 22.10.1934 7.
    «К сожалению, принято рассматривать Учение Христа как учение непротивления злу. Это величайшее заблуждение.
    Именно Христос сурово обличал всякое зло, всякое лице- мерие и нерадивость к добру. Но нужно уметь распозна- вать, где возможно противление злу и какие меры приложимы в каждом случае, неразумие в выборе их может привести к еще большему бедствию или разложению».
    ПЕИР 26.01.1939 8.
    «Добро не может призывать к насилию, но оно обязано за- щищаться, оно должно уметь бороться и противостоять злу, иначе зло затопит мир». ПЕИР 8.11.1945 232

    Суровость. Строгость
    1.
    «Благо и суровость – одно понятие». ЛСМ. Озар. Ч. 3, I. 4 2.
    «…Суровость ради справедливости и милосердия. Суро- вость и милосердие в основе своей одно понятие».
    ПЕИР 26.05.1934 3.
    «…Можно являть видимую суровость и быть сердечным.
    Даже сказано: “Благость в суровости”. И я присоединяюсь к этому утверждению особенно сейчас, когда так нужны са- модисциплина и разумное сотрудничество».
    ПЕИР 17.08.1934 4.
    «Самое полезное – уметь сочетать нежность любви с суро- востью долга. Новая жизнь не устрашится противоположе- ниями». Общ. 112 5.
    «Суровость и жестокость – совершенно различные поня- тия. Но люди не умеют отличать гармонию суровости от судорог жестокости. Суровость есть атрибут справедливо- сти, но жестокость есть человеконенавистничество». Бр. 65 6.
    «Слишком много сейчас везде жестокости. Нужно много знать, чтобы успешно применять суровость, иначе вместо пользы произойдёт вред жестокости». ПЕИР 26.02.1945 7.
    «К кому же надлежит отнестись особо сурово? Конечно, к самому себе». Общ. 130 8.
    «…Следует помнить завет Учителя – “Суровость к себе и открытое сердце к брату. Лишь глаз добрый творит”».
    ПЕИР 13.10.1929 9.
    «Безмерно вырастем явлением суровости к себе!»
    ПЕИР 15.01.1930 10.
    «Строгость к себе и терпимость к окружающим пусть будет основной линией поведения». ГАЙ-1955. 423 11.
    «Открытие сердца, жалость и сострадание к людям есть путь Великого Служения человечеству, путь Подвига.
    Но при этом мы должны помнить, что путь сострадания должен быть путём мудрой суровости и действенной по- мощи, но не сентиментальности и потому часто неспра- ведливой оценки». ПЕИР 16.08.1944 12.
    «Сурово знать – лучше, чем умиляться». ЛСМ. Зов. 1.04.1922 233

    13.
    «Известная суровость должна быть явлена. Без мужества и суровости мы впадём в сентиментальность и вместо чёт- ких мыслей и действий присоединимся к хору “небесных” арфистов…» ПЕИР 4.04.1934 14.
    «С одной стороны, нужно воспитывать добросердечие, с другой, нужно постичь суровость. Для многих такая задача совершенно неразрешима, только сердце может подска- зать, когда оба качества не будут противоречить друг дру- гу. Сердце укажет, когда нужно броситься на помощь ближнему. Оно же прикажет, когда пресечь безумие ярого животного». Бр. 121 15.
    «Суровость будет хорошим лекарством». ГАЙ-1956. 400 16.
    «На примере любящей матери видите, как можно любить.
    Любить жертвенно и беззаветно, прекрасно зная и досто- инства и недостатки своего ребёнка, как можно, любя, быть всё же строгой и суровой в деле его воспитания. Су- ровость и строгость по отношению к ребёнку не есть осуж- дение, но есть суждение правды и знание его недостатков, которые надо искоренить. Любовь покрывает суровость и строгость справедливостью и успешно двигает развитие маленького человека. Так же в отношении близких по духу людей любовь к ним даёт право и на суждение правды, и на знание, и на понимание их недостатков, и на прочность единения им вопреки. Знать лики друзей – совсем не зна- чит их осуждать. Но явить их лик без осуждения будет уже высокой ступенью духа». ГАЙ-1969. 682 17.
    «Для неограниченного действия нужно преисполниться доброжелательством и находить причины и следствия гла- зом добрым. Суровость труда не имеет ничего общего с осудительством. Осуждают люди ограниченные. Из осуж- дения не родится усовершенствование». Бр. 41 18.
    «Суровая целесообразность обязывает охранить истинные сокровища». Общ. 254 19.
    «Ненависть непримирима. По этому свойству её можно от- личать от различных проявлений. Иногда её смешивают с суровостью. Люди говорят о ярых действиях великих пре-
    234
    образователей, но, в сущности, такие действия имели в ви- ду суровость и были далеки от ненависти. Не будем судить о причинах суровости. Можно себе представить бездну невежества и вражды, которая встречала каждого преобра- зователя! Можно лишь удивляться, когда большой деятель не впадал в ненависть, но это не свойственно великим дея- телям. …Суровый преобразователь втайне горюет о каж- дом яром поступке, но ненависть ликует о каждой своей жестокости. …Ненависть есть особый вид невежества. Про- свещённый человек знает, что ненависть преградит ему продвижение». Надз. 635 20.
    «Суровость нужна там, где упорное нежелание замечать свои недостатки или самооправдание». ГАЙ-1955. 275 21.
    «Суровость к себе и мягкость или терпимость к людям.

    Но себе прощать не следует ни большого, ни малого. Пе- чать ненужности и нецелесообразности нужно наложить на всё, цели не соответствующее. Разрушаем возможности всем, что цели не соответствует». ГАЙ-1953. 174 22.
    «Суровость понимания подвига надо явить, розовые меч- тания не годятся для жизни. Суровость к себе и нелице- приятный анализ в своём внутреннем мире всего, что не созвучно с лучшими устремлениями сердца, помогут оста- вить внизу ненужную поклажу. Без лишнего груза легче идти. Свободный от тяжести груза дойдёт». ГАЙ-1965. 380 23.
    «Из суровости – лучшая радость».
    Общ. 191
    1   ...   18   19   20   21   22   23   24   25   ...   31


    написать администратору сайта