Главная страница
Навигация по странице:

  • Чувствознание

  • Дальнозоркость духа

  • Прозорливость

  • Проницательность

  • Сообразительность

  • Смекалистость

  • Энциклопедия духовных качеств. Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма


    Скачать 3.77 Mb.
    НазваниеН. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма
    Дата24.05.2023
    Размер3.77 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭнциклопедия духовных качеств.pdf
    ТипДокументы
    #1157423
    страница20 из 31
    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31
    Духоразумение. Знание духа
    1.
    «Потому знание духа является таким мощным руководи- телем, ибо оно всегда приведёт к основам Бытия». Иер. 324 2.
    «…Чем яснее сознание земное, тем скорее пробуждается знание духа». Надз. 304 3.
    «Расширение сознания утвердит знание духа…»
    ЛСМ. Озар. Ч. 3, VI. 21 4.
    «Самое тонкое восприятие через духоразумение. Сила вос- приятия духоразумения ни с чем не сравнима». МО-3. 38 5.
    «Никто не может ограничивать и очертить границу знания духа». МО-2. 269 6.
    «Допустите хотение духа. Упражняйте осмотрительность, сопоставляя с духовным сознанием. Спрашивайте себя:

    Как хочет дух?” Ступень знания духа важна. Приступая к ней, кажется, что дух наиболее далёк, но это только кажу- щееся, наоборот, дух стучится сильно. Важно прямо дей- ствовать, ухватить знание духа, – как хочется, так и действовать. Применять можно на деталях – лучше, неже- ли рисковать громадами». ЛСМ. Озар. Ч. 2, III. 13 7.
    «Никакое ясновидение не равняется знанию духа. Истина может приходить через это знание. Понимание нужд вре- мени идёт лишь этим путём. …У жрецов знание духа счита- лось высшим проявлением, ибо не могло быть достигнуто никакими телесными упражнениями, но слагалось наслое- ниями прежних жизней». ЛСМ. Озар. Ч. 3, IV. 7 8.
    «Действия духа молниеносны и связаны с работой огнен- ной мысли. Можно просто знать, не прибегая к обычным методам познавания». ГАЙ-1956. 329 9.
    «Суждение духа сурово и беспристрастно». ГАЙ-1961. 280 10.
    «Нужно духопонимание или духоразумение, то есть знание духа… Интеллект… базируется на внешних чувствах. Про- зрение в будущее ему недоступно. Он не может мгновенно решить сложную математическую задачу, как это делала
    Ковалевская, и он не может увидеть жизнь на Дальних Ми- рах. Знание духа, и только оно, поднимет человека на сле- дующую ступень эволюции. А интеллект будет духу
    203
    служить, как инструмент хорошему мастеру..., чтобы в сли- янии с ним идти дальше к вершинам познания мира».
    ГАЙ-1962. 161 11.
    «…Знание духа чуждо обычности и при столкновении с нею утрачивает свою ясность и простоту. Отсюда и постоянство борьбы между земным знанием, или земною мудростью, и знанием духа, или прозрением в область действительно сущего». ГАЙ-1962. 114
    Чувствознание
    1.
    «Если в эволюции инстинкт развивался в чувства, то утон- чение приведёт к чувствознанию». Беспр. 774 2.
    «Чувствознание знает непреложно именно сущность всего происходящего и всего, с чем приходится соприкасаться, знает направление эволюции, знает будущее. Чувствозна- ние есть синтез духовности…
    И тот легче пробудит в себе это знание, кто больше прислушивался и прислушивается к сердцу, избрав его руководителем на жизненных путях своих». ПЕИР 19.06.1933 3.
    «Чувствознание есть зажжённый огонь сердца…» Иер. 200 4.
    «Спросите умного человека, что чаще всего предупреждало его об опасностях, остерегало от ошибок и уклонений.
    Честный человек назовёт сердце; не назовёт он мозг или рассудок. Лишь глупый человек будет полагаться на условные рассудочные заключения. Сердце, оно наполнено чувствознанием. …Чувствознание [предстаёт] не как какая- то смутная интуиция, но как следствие духовной дисци- плины при понимании значения сердца». Сердце. 334 5.
    «Чувствознание раньше называлось интуицией. Чувство- знание слагается из накоплений в прошлых жизнях…
    Именно, это не просто знание, но чувствознание, ибо всё знание, получаемое нами, прежде всего основано на чув- стве. Особенно ярко выражено это при всех трансценден- тальных переживаниях». ПЕИР 19.02.1937 6.
    «Теперь время настаивает на синтезе действия. Чувство- знание даст этот синтез земного существования». ЗнАЙ. 549 204

    7.
    «Часто именно интеллект развивается за счёт сердца и притупляет великий огонь чувствознания. Неуравнове- шенность между интеллектом и сердцем отражает Вели- кую Истину как в кривом зеркале». ПЕИР
    22.08.1934 8.
    «Люди ещё не прочь напичкать знаниями свой интеллект, но кто же из них действительно стремится утончить свои чувства, которые одни только и могут дать тонкость пони- мания или осознания. Без утончения чувств недоступно и чувствознание. Высшее знание основано на чувствозна- нии». ПЕИР 12.07.1939 9.
    Нужно «стараться пробуждать в себе великое чувствозна- ние, а для этого нужно очищать и расширять своё мышле- ние и утончать все чувства». ПЕИР 29.08.1934 10.
    «Чувство всегда одержит верх над разумом. Нужно принять это как непобедимую истину. Потому, когда говорим о сердце, мы утверждаем твердыню чувства. Но как далеко чувство сердца от похоти! Учение о творящем чувстве бу- дет познанием творчества мыслей». Сердце. 391 11.
    «Во всех вопросах нужно руководствоваться чувствознани- ем или сердцем, другого мерила нет. В каждом случае всё разно, всё особенно при массе привходящих обстоятельств.
    И сердце должно найти разрешение всему».
    ПЕИР 17.04.1934 12.
    «Истинное духовное достижение есть чувствознание, и оно прежде всего выражается в способности вмещать и объ- единяться в сотрудничестве». ПЕИР 1.01.1934 13.
    «Именно чувствознание есть единственный критерий при суждениях и распознавании как самого высокого, так и са- мого низкого». ПЕИР 12.07.1938 14.
    «Человеческая природа так сложна, что лишь очищенное чувствознание может различить чистоту побуждений. Вот почему во всех Учениях так настойчиво указывалось и ука- зывается на развитие чувствознания, без которого нет ис- тинного духовного развития». ПЕИР 17.08.1934 15.
    «Духовное достижение – в накоплении и развитии чувство-
    знания. И на этом нужно очень настаивать…»
    ПЕИР 11.12.1934 205

    16.
    «Высшее достижение йога есть открытие Глаза Дангма, и это не есть то, что мы называем ясновидением, но именно пробуждение чувствознания, которое никакими праная- мами не достигается, но есть следствие тысячелетних накоплений, непрестанных духовных устремлений и само- отверженных жизней…» ПЕИР 6.05.1934 17.
    Нужно «стремиться развиваться духовно, пробуждать своё чувствознание, что возможно лишь при очищении сердца и мышления от всяких предрассудков и предвзятых понятий, именно при расширении сознания и горении сердца к при-
    несению подвига. Конечно, эта программа доступна только меньшинству, ибо мало кто понимает и ценит истинную красоту и её спутницу простоту». ПЕИР 8.09.1934 18.
    «Ныне утверждается сердце как орган высшего непосред- ственного познавания, как носитель способности чувство- знания. Когда мысль погружается в сердце, тогда открываются сокровенные врата. В сердце ищите. В нём путь». ГАЙ-1953. 460 19.
    «Логика мышления сердечного не похожа на логику мозго- вую. …Сердце просто знает, без утомительного процесса размышления. Чувствознание можно было бы ещё точнее назвать сердцезнанием». ГАЙ-1953. 453 20.
    «Если бы чаще отдавать себе отчёт в том, что говорит сердце, и более внимательно прислушиваться к нему, чув- ствознание могло бы развиваться быстрее». ГАЙ-1958. 118
    Дальнозоркость духа
    1.
    «Пророк есть человек, обладающий духовной дальнозор- костью. Так же как на физическом плане есть близорукость и дальнозоркость, так же просто надо отнестись к качеству дальнозоркости духа.
    Было бы совершенно невежественно отрицать пророче- ства. Было бы совершенно глупо порицать пророков.
    Если научно и беспристрастно исследуем случайно сохра- нившиеся пророчества, что же увидим? Найдём людей, во- преки личной выгоде заглянувших в следующую страницу
    206
    истории, ужаснувшихся и бесстрашно предупредивших народ. Среди так называемых пророчеств не найдёте лич- ных помыслов, не найдёте преступного своекорыстия, не найдёте клеветы. Символы изображений объясняются окраской далеких стёкол». ЛСМ. Озар. Ч. 3, V. 3 2.
    «…Люди так редко могут дать себе отчет в истинном поло- жении и значении как многих событий, так и дел и людей.
    Прозорливость и дальнозоркость – удел избранных».
    ПЕИР 1.12.1932 3.
    «Последователь мудрости любит глядеть вперёд надолго».
    ПЕИР 26.07.1923 4.
    «Тот прав, кто может покрыть суждения противника пол- ностью, не касаясь начала и конца его. Для этого нужно быть, хотя бы в малой мере, предрекающим, вернее – ре- ально дальнозорким». Общ. 164 5.
    «Пощада – не лёгкое понятие, лишь очень дальнозоркие мо- гут присмотреться к следствиям пощады. Когда великоду- шие произносит: “Пусть живёт”, – не будет этот приговор трудным. Может быть, именно в этот час могло наступить разрушение, но дальновидец понял, что положительное больше отрицательного. Для близоруких такая пощада не уместна, но для дальнозорких она как стрела в цель». Бр. 86 6.
    «…Справедливость должна быть зрячей и дальнозоркой».
    ПЕИР 23.01.1940 7.
    «…Мудрые слова Конфуция: “Тот, кто не принимает во внимание ни клевету, медленно впитывающуюся в мозг, ни оскорблений, ранящих подобно язвам тело, тот может истинно быть назван мудрым. Для кого ни клевета, ни оскорбления не имеют значения, тот может быть назван дальнозорким”». Цит. по: ПЕИР 18.11.1935
    Прозорливость
    1.
    «Духовное прозрение даётся только тогда, когда открыто сердце. Духовная прозорливость может открыть тайны ду- ха и материи. Прозрение может внимать космическим си- лам, которые утверждают жизнь. Именно прозрение может
    207
    открыть то, что скрыто глазу. …Духовное прозрение насы- щается огненными силами. …Только высшее объединённое сознание может побудить прозрение духовное. И это знали мудрецы старины, ибо тонкое восприятие считалось в древности знамением Высших Сил. Духовно прозревшему дано чувство объединения двух миров». МО-3. 148 2.
    «Когда дух утверждается как ведущее начало, то его мощь насыщает каждое проявление. Потому можно часто назвать чувствознание духовным прозрением». МО-3. 149 3.
    «Сквозь серую завесу быта йог различает очертания гря- дущего. …Откуда же черпает йог такую прозорливость?
    Опять из того Высшего Источника и из Мира Надземного.
    Там, как с вершины горы, можно видеть неизбежные дви- жения человечества; там йог обостряет своё психическое зрение. Не будем считать такое качество сверхъестествен- ным, наоборот, оно могло бы принадлежать каждому чело- веку, но люди слишком далеки от высших сфер.
    Мыслитель утверждал: “Найдите простейший путь к Выс- шему Миру и полюбите его”». Надз. 953 4.
    «Велика магнитная сила чувства любви… Человек обостря- ет прозрение и может преисполниться отваги, способству- ющей совершению подвига». Надз. 736 5.
    «Напряжение микрокосма усиливает… прозорливость вос- приятий». ГАЙ-1953. 179 6.
    «Талантливые и прозорливые люди являют величайшее сокровище государства». ПЕИР 13.04.1953 7.
    «…Мы много раз принимаем благие решения бороться против какого-либо определённого отрицательного каче- ства в нас, но, когда качество это приходит в действие, мы тут же забываем все наши благие решения. Конечно, это происходит от того, что вред этого отрицательного каче- ства для дел и прежде всего для нас самих ещё не утвер- дился в сознании нашем, иначе мы в ужасе немедленно занялись бы самым беспощадным пресечением его. Сколь- ко зла и несчастья происходит от недостатка воображения и прозрения в будущее!» ПЕИР 28.12.1931 208

    Проницательность
    1.
    «Каждый предмет будет увиден людьми по их внутреннему настроению. Не могут люди усвоить простую истину, что майя зарождается в их сознании, но следует пытаться вы- рваться из тенет самовнушения.

    [Человек] может противопоставить внушению майи по- знание, живущее в его сердце.
    ...Некоторые искатели истины могут и в земном состоянии проникать до настоящей сущности вещей. Прежде всего они научатся познавать свои переходные настроения. Они увидят солнце ни весёлым, ни мрачным, но будут знать, что их внутреннее чувство может окрасить даже великое светило.
    Кто хочет совершенствоваться, тот должен преобороть плотные настроения. Если человек будет помнить об этой задаче, он уже избегнет многих заблуждений. Человек удержится от произнесения неправых суждений и поймёт, что внутреннее чувство должно быть справедливым. Не будем думать, что эта задача сверхчеловечна, напротив, она принадлежит обиходу каждого дня, и… нужно учиться смотреть глазами сердца.
    Мыслитель говорил: “Благодарю Богов, что не ослепну, ибо пока сердце бьётся, оно будет зрячим”».
    Надз. 307 2.
    «Человек чует, где неправильный путь, он не может ука- зать причину такой неправильности, но сердце знает, что нечто должно быть избегнуто. Обычно люди назовут чуть-
    ём такое проникновение, и они будут правы, но они долж- ны допустить в сознание существование такого чутья.
    Не следует насмехаться над таким инстинктом. Человек может быть неграмотным и в то же время уже нести дар проницательности. Обычно считают прозорливость как нечто устремлённое в будущее, но проницательность ра- ботает во всей жизни. Она есть помощь настоящему, – так будем ценить накопления, собранные во многих жизнях и среди труда в Надземном Мире. …Мыслитель утверждал:
    “Явите проницательность во всей жизни”».
    Надз. 836 209

    Сообразительность
    1.
    «Никакое знание не даёт огненную сообразительность, накопленную многими опытами. Нельзя написать, что можно и что нельзя для всех случаев жизни. Одно знание есть лишь смертельная опасность, но применение его есть искусство огненное. …Ценим скорую сообразительность – то чувствознание, которое шепнёт, когда не следует по- вернуть ключ в замке. Кто накопил такое чувствознание, не станет предателем ни сознательно, ни косвенно. ...Не заметить лукавство или подделку – значит не быть сообра- зительным. Не многого стоит сообразительность лишь на другой день, такое соображение не удержит над пропа- стью. Но как должно быть чутко накопление сообрази- тельности! В каждой школе до́лжно обучать накоплению быстрого мышления – без него как пройти сквозь пламя?!»
    МО-1. 245 2.
    «Один [полководец Акбара] получал очень пространные указания, другой – лишь самые отрывочные.
    Наконец второй обратился к Акбару, говоря: “Чем я не за- служил пространных указаний, когда столько побед при- нёс?” Акбар отвечал: “Твоя понятливость удержала поток слов. Пусть каждое мгновение, тобою сохранённое, отме- чено будет лучшею жемчужиною”.
    Потому велика радость тех, кто может понять, сохраняя напиток Источника».
    ЛСМ. Озар. Ч. 3, I. 7 3.
    «Различные догмы особенно вредны тем, что они дают недвижную формулу, не считаясь с уровнем сознания. ...Так нужно уметь говорить по сознанию собеседника. Не легко это, но составляет прекрасное упражнение для сообрази- тельности». МО-1. 254 4.
    «Щит духа крепнет от получаемых вражеских ударов. Вра- ги учат лучше, чем друзья. Будем радоваться врагам, ибо они обострят у нас зоркость, находчивость и сообрази- тельность. И там, где неопытный мимо пройдёт, ничего не заметив, сознание, обострённое опытом вражеских напа- дений, много увидит и защитит дела, и друзей, и себя».
    ГАЙ-1965. 79 210

    Смекалистость
    1.
    «…Быть практичным и смекалистым на Земле, и в то же время знать действительность незримую, огненную, су- щую за пределами преходящих меняющихся форм. Так два мира: Мир истинно сущего и мир внешних форм, сочетают- ся в сознании гармонично. Это и будет слиянием миров в сознании человека». ГАЙ-1958. 834 2.
    «…Надо вместить противоположности: надо стать не от мира сего, и надо, в то же время, крепко стоять на земле, крепко ногами и руками человеческими совершать дела.
    Надо смекалку явить, простую, житейскую, земную, надо практичнее быть людей самых практичных, и в то же вре- мя быть не от мира сего, быть лишь гостем этого мира пре- ходящих и временных условий, быть лишь путником пути беспредельного…» ГАЙ-1956. 540 3.
    Человек «должен являть прочную практическую смекалку в делах обыденных и ясную, чёткую мысль в области явле- ний духовных. И, если он не захочет, никто из посторонних не должен заметить в нём признаков необычности. Хри- стос был плотник, Сергий – строитель. Все Они прочно
    Ступали по Земле, хотя Их Мир был не от мира сего».
    ГАЙ-1969. 476 4.
    «Практическая смётка, быстрая смекалка – любимые нами черты в характере человека. Их можно упражнять и разви- вать… Чтобы удивить народ смекалкой, немало её надо иметь самому. Решение в том, что при сосредоточении мысли на любом явлении, предмете или вопросе они рас- ширяются, как бы раскрывая свои дальнейшие возможно- сти и новые сочетания своих элементов и освещая лучшие их комбинации. Смекалка приходит именно этим путём, причём долгая практика и опыт делают процесс быстрым и почти молниеносным». ГАЙ-1956. 298 5.
    «Русская смекалка живёт в народе и является основою здравого смысла и равновесия». ПЕИР 02.1945 6.
    «Ум трезвый, смекалистый, практичный, способный быст- ро ориентироваться в самых необычных условиях, – таким должен быть ум… Надо закалить сознание…» ГАЙ-1969. 5 211

    Мудрость
    1.
    «Интеллект не есть мудрость. Чувствознание есть муд- рость, интеллект есть рассудок. Мудрость решает, потому что давно уже это решение оплодотворилось. Интеллект есть преддверие мудрости, и когда он заострён, он слива- ется в сферу синтеза. Рассудок и ум специальный суть углы будущего дома. Человек, имеющий специальный ум, гото- вить может себе блестящее будущее, но он будет вопло- щаться, пока ум не потеряет специальность. Когда интеллект теряет специальность, он уже мудр. Каждая специальность предназначена для условий Земли. Синтез духа открывает все сферы». ЗнАЙ. 508 2.
    «...Знание обитает в головах, наполненных мыслями других людей, Мудрость в умах, внимательных к своим собствен- ным...» ЕПБ
    3.
    «Мудрость противоположна уму, но не запрещено украсить ум мудростью». Сердце. 390 4.
    «Спящая мудрость – называются наслоения наблюдений за многие жизни, сложенные в глубине сознания. …Поучи- тельно, как в детском возрасте уже проявляются сведения и наклонности, которые нельзя объяснить другими при- чинами, кроме прежних накоплений».
    Бр. 152 5.
    «Мудрость расцветает там, где сердце и чувствознание вы- растают». ПЕИР 09.1929 6.
    «Умение смотреть вглубь, за пределы поверхностной ви- димости, сопутствует синтезу. Именно мудрость обладает качеством синтетического мышления, именно синтез при- водит к пониманию единства миров и всего Космоса как одного нераздельного целого». ГАЙ-1969. 122 7.
    «Мудрый идёт от Земли кверху…»
    Общ.
    43 8.
    «Как ничтожно число желающих действительно учиться, все стремятся лишь поучать! Но мудрый всю жизнь как пчела собирает мёд знания…» ПЕИР 17.12.1936 9.
    «Дисциплина духа утверждает мудрецов…» МО-2. 42 10.
    «Восточная мудрость указует срединный, или золотой, путь, когда кесарево, то есть земное, отдаётся кесарю, то
    212
    есть Земле, а Богово – Богу, то есть Небесное, или Высшее, в человеке – духу. И гармоническое сочетание этих двух начал в человеке и будет правильным решением вопроса.
    Значит, надо выполнять свой долг перед телом и все обя- занности, связанные с семьёй, обществом и родиной, и в то же время не забывать, что дух превыше всего земного, хотя и должен идти по Земле, но во имя высочайших духовных достижений». ГАЙ-1972. 422 11.
    «Любить – значит прощать. Прощать – значит понять. По- нять – значит знать. Знать – значит приблизиться к порогу
    Мудрости». НКР «Любовь непобедимая»
    12.
    «Какой мудрец знания не будет владыкою любви?!» ЗнАЙ. 28 13.
    «Дикарь в молении своём прежде всего просит милость для себя, но мудрые отшельники молят Благодать для мира; в том отличие дикаря от мудрых. Нужно это положить в ос- нование всех мыслей. Не благовидно и не полезно просить для себя. Лишь грубое сердце полагает себя как самое важ- ное. Но много мудрее просить о мире, в котором и сами найдёте каплю Блага. Так особенно теперь нужно идти ве- ликим путём, только так можно найти сердце». Сердце. 554 14.
    «Мужество и мудрость происходят из одного понятия бла- га. …Только мудрость и мужество помогают понять всю от- ветственность на пользу всего человечества». Надз. 175 15.
    «Дух вырваться хочет из железного кольца плотного окру- жения, ибо томится и мучается в нём. “Ибо всё суета и том- ление духа”. Зрячий томится, слепой благоденствует.
    Вопрос: что лучше – томиться ли, прозревши, или быть до- вольным в слепоте? “Ибо во многой мудрости много печа- ли”. Но почему же тогда мудрый стремится умножить мудрость, зная, что тем самым “умножает и скорбь”? Но
    Сказано также, что “радость есть особая мудрость”, то есть мудрость приносит не только скорбь, но и радость. Но ра- дость эта не от мира сего, радость эта совершенна. Высшие
    Сферы Надземного Мира звучат радостью, не сравнимой ни с чем на Земле. Коснувшись её, уже невозможно её про- менять на несовершенную, непрочную и преходящую ра- дость земную». ГАЙ-1970. 243 213

    1   ...   16   17   18   19   20   21   22   23   ...   31


    написать администратору сайта