Главная страница
Навигация по странице:

  • Музыкальность

  • Чувство единства

  • Синтетичность сознания

  • Энциклопедия духовных качеств. Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма


    Скачать 3.77 Mb.
    НазваниеН. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма
    Дата24.05.2023
    Размер3.77 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭнциклопедия духовных качеств.pdf
    ТипДокументы
    #1157423
    страница18 из 31
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31
    Чувство ритма
    1.
    «В человеческом организме заложены ритм и гармония, но мы должны открыть их, потому музыка будет важной ча- стью образования. Без ритма и гармонии мы не сумеем войти в Высшие Миры. Вселенная живёт движением, кото- рое обусловлено ритмом. Но люди не понимают, что бие- ние сердца есть символ мирового движения». Надз. 195 2.
    «Твёрдо запомни: достижимо всё, и там, где сил человече- ских для достижения не хватает, там ритмом достигнешь, ибо ритм есть аккумулирование энергий в последователь- ности нарастания. …На ритме зиждется жизнь всего Космо- са. Это основной Закон Жизни. Ритм утвердите и вы во всём, что хотите, чтобы навсегда с вами осталось. Ритм – это могучий рычаг жизни, особенно, когда призван волей сознательно. Ритмом сохраните и усилите то, что считаете
    180
    нужным. Ритмом идите к цели далёкой, ибо в нём скрыта великая мощь». ГАЙ-1956. 916 3.
    «Чувство ритма врождённо, но беспорядок хаоса заглушает его. …В ритме деятель ищет гармонию. …Вспомним древ- нейшие ритмы Санскрита, Эллады и Рима, в них можно найти обдуманные звучания. Древние уже знали необхо- димость искания общений с Космосом. …Ритм есть крылья и цемент пространства». Надз. 605 4.
    «Ритм должен выражаться во всей жизни, во всей работе, во всём творчестве. Лишь опытные работники понимают, насколько производительней труд ритмический». Надз. 214 5.
    «Несомненно, ритм способствует работоспособности и каждая работа требует своего ритма. Очень желательно, чтобы ритм этот был тонок по качеству и отвечал как можно ближе индивидуальному ритму рабочего. Некото- рые ритмы не только совершенно подавляют в человеке восприимчивость к более тонким вибрациям, но даже воз- буждают в нём самые низкие и грубые проявления. …Вот почему я так приветствую уменьшение часов машинного труда, а также сокращение количества рабочих масс, заня- тых на фабриках и заводах». ПЕИР 23.04.1938 6.
    «Ритм есть породитель Сотрудничества. От глубокой древ- ности люди уже понимали значение ритмических хоров, музыкальных движений; так накоплялось сознание о дви- гателе общих работ. Они уже знали, что ритм зажигал об- щие огни, помогал избегать раздражения и разъединения.
    Он утверждал одинаковое устремление, потому музыка пе- ред общей работой есть знак единения. Жаль, что новая музыка так часто а-ритмична. …А-ритмичность есть разъ- единение, но грубый ритм есть отупение. Так лишь огнен- ное сознание подскажет утончённость ритма. …Только верный ритм несёт нас вперёд и охраняет от запаздывания.

    Не будем ограничивать значение ритма лишь внешним движением, но введём его в духовный обиход». МО-2. 17 7.
    «Пусть каждый из вас установит свой индивидуальный ритм, наиболее ему подходящий, но пусть установит. Раз- бросанные, случайные, спазматические усилия по своим
    181
    следствиям равны нулю, хотя и затрачиваются на них силы.
    Но ритм, даже малый, следствия даёт явные. Преуспеете ритмом. В ритме воля растёт, как цветок, поливаемый регу- лярно. Нарушите ритм – и засохнет цветок». ГАЙ-1958. 198 8.
    «Постоянная устремлённость гармонична и порождает прекрасный ритм, но нетерпеливость дисгармонична и, действуя порывами, нарушает ритм». Надз. 411 9.
    «Повторность и наслоение дадут огромное накопление психической энергии, но наслоения должны быть в опре- делённом ритме. …Каждое доброе деяние будет ритмично».
    Надз. 333 10.
    «Там, где надо преуспеть в чём-то, утверждается и вводится ритм. Он собирает и накапливает нужную для движения си- лу и создаёт инерцию мощного движения». ГАЙ-1954. 558 11.
    «Большие дела выполняются при условии ритмической ра- боты. Пусть понемногу, но ритмически, и скорость начнёт возрастать в необычных соотношениях». ГАЙ-1954. 533 12.
    «Успех достигается повторными усилиями. Причём опыт повторяется до тех пор, пока не достигнуты желаемые ре- зультаты. Прекратить его раньше означает признание сво- его поражения. …Недостижимое достигается рядом повторных, то есть ритмических усилий. Введём ритм в сферу духовных достижений. Без ритма нет продвижения».
    ГАЙ-1953. 208 13.
    «Путь долог, и надо дойти. Как? Ритмом. Ритм утвердите во всех действиях ваших, имеющих для вас особое значение».
    ГАЙ-1956. 595 14.
    «Постоянство ритма необходимо соблюдать во всём, что подлежит охране и утверждению». ГАЙ-1954. 558
    Музыкальность
    1.
    «Это качество [музыкальность] проявляется как следствие многих работ в жизни. По завету Платона музыкальность следует понимать не в узком понятии музыки, но как при- общение ко всем гармоническим искусствам. В музыке, в пении, в поэзии, в живописи, в ваянии, в строительстве, в
    182
    фонетике и, наконец, во всех проявлениях звучания выра- жена музыкальность.
    По выявлению Эллады происходило служение всем Музам.
    Трагедия, танцы и все ритмические движения служили гармонии Космоса. …Каждый выражающий музыкальность жертвует не для себя, не для других, не для человечества, но для Космоса.
    Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей профилак- тикой. Он будет и чистым мостом с Высшими Мирами.
    …Нужно познать все силы развития музыкальности.
    Чувство сердечное ощущается не словами, но звучанием их. В гармонии не будет раздражения. Злорадство не может существовать там, где дух возвышается. Не случайно в древности эпические заветы пелись, не только для меха- нического запоминания, но и для вдохновения». Надз. 42 2.
    «Следует от малых лет приучать усваивать красоту звука.
    Музыкальность нуждается в образовании. Правильно, что в каждом человеке склонность к звуку заложена, но без воспитания она спит. Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного. …Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание природы. …Ветер не принесёт мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха неоткрыто- го. Может ли народ совершать своё восхождение без песни?»
    Бр. 292 3.
    «Люди не помыслят, что расстроенный человек подобен расстроенному струнному инструменту. В таком состоянии он не годен для творческого труда, также как расстроен- ный инструмент не пригоден для музыки. …Свободная во- ля должна укрепить сознание, и оно утвердит созвучие нервной системы. …Мыслитель указывал: “Держите стру- ны сердца в созвучии”». Надз. 771 4.
    «Ваше письмо, вернее, музыка Вашей души, принесло мне радость… Талантливость не узкая, не какая-либо однобо- кая способность, но именно звучание души Вашей на мно- гострунную арфу Жизни есть высокий дар. Но как редки
    183
    носители его, особенно сейчас… Способных к тому или иному проявлению на многообразных путях жизни, может быть, и не мало, но музыкальность души в смысле, прида- ваемом этому определительному Платоном, остаётся по- прежнему даром редчайшим…» ПЕИР 6.12.1943 5.
    «Постоянное сознательное настраивание сознания на определенный лад даёт ему высшую тональность, то есть способность созвучать в гармонии с энергиями высшими.
    Конечно, и мысли звучат, и, конечно, микрокосм прежде всего звучит на мысли. Каждая мысль звучит в своём клю- че, настраивая и весь организм. …Надо звучать на свою но- ту, надо звучать своей нотой. Надо, чтобы мощная нота своя побеждала всегда хрипоту человеческой немощи окружающей. Всегда побеждала». ГАЙ-1953. 540 6.
    «Только при полном созвучии создаваемых форм с их внутренним содержанием приобретают они динамическую силу воздействия на сознание человеческое. …Формы речи созвучные, красотою рождённые и насыщенные мощью ритма сочетаемых слов, будут явлениями, родящими свет».
    ГАЙ-1955. 215
    Чувство единства
    1.
    «Красота жизни заключается в космическом единении…»
    Беспр. 117 2.
    «…Пора понять и признать, что Бог Един, и потому никаких разъединений и разделений быть не может».
    ПЕИР 3.11.1934 3.
    «Утверждение единения есть стремление к высшему закону, который с трудом вмещается человечеством в его совре- менном состоянии». Бр. 346 4.
    «Язык духа одинаков у всех, во всех веках и у всех народов, но его усмотреть и понять нелегко и непросто, и требует это развитого чувствознания и большого опыта. …Радость в том, что хотя Знамёна Света всех веков и народов разнооб- разны, но их сущность едина и Фокус Один. Пусть внешние различия не смущают…
    Язык духа всех времен одинаков».
    ГАЙ-1965. 316 184

    5.
    «Выполнением Воли Моей даёшь Мне возможность испол- нить волю твою. Где граница между волями, стремящимися к Свету?» Иер. 40 6.
    «Свет един, и поистине международны врата к нему и до- ступны они для всех искренних искателей света».
    НКР «Вехи Культуры»
    7.
    «Ведь сознание единства может открыть все затворы, ко- торые отделяют человека от Высшей Истины. Мир духа нуждается в понимании. Так каждый может вызвать самый тонкий ток из недр сердца».
    МО-3. 129 8.
    «…Единение есть реальный двигатель. Сказано, что едине- ние есть магнит. Оно есть целитель, здоровье, оно есть спешное достижение. …Единение есть гармония с Иерар- хией». Аум. 433 9.
    «Фундаментом Нового Мира является единение всего и всех и во всём». ГАЙ-1952. 76 10.
    «Четыре камня положите в основание действий ваших.

    Второй – Сознание единения. …Для второго – облекитесь в оружие дня, достаньте доспехи ваших действий и осве- жите восприятие глотком трезвой воды».
    ЛСМ. Озар. Ч. 2, IX. 9 11.
    «Духовное единение есть прежде всего допущение множе- ства и разнообразия ступеней сознания, но не навязывание
    своей. …В основу всего должен быть положен пример При- роды, всё в себе вмещающей и гармонично подбирающей свои соседства». ПЕИР 4.11.1935 12.
    «…Можно направлять ладью, когда есть уверенность, что никто из сидящих не опрокинет её. …Будем объединены и победим». ДнЕИР 24.03.1936 13.
    «…Конечно, указуется не внешнее единение, но единение, или гармонизация, сознаний, которое не может совер- шиться в одночасие. Такое объединение требует общую основу высокой нравственности и полное признание един- ства Иерархического Начала, следовательно, и совершен- ную преданность, которая учит нас, прежде всего, распознанию. …Нельзя объединять овец с тиграми. Нельзя
    185
    всех собрать в одну кучу… Природа – наш лучший учитель, и потому следует чаще присматриваться, как, вмещая всё, она в то же время гармонично и целесообразно подбирает свои соседства во всех царствах своих. Есть растения, кото- рые никогда не будут расти вместе, и в то же время каждое из них полезно на своём месте. Но, будучи же насильствен- но посажены в тесном соседстве, они утрачивают свою по- лезность и вырождаются». ПЕИР 29.10.1937 14.
    «Весь мир держится гармонией или единением, и там, где это единение нарушается, там наступает разложение».
    ПЕИР 2.07.1938 15.
    «…Каждое зёрнышко единения уже благо непобедимое».
    НКР «Друзьям!»
    16.
    «Любите друг друга – жутко разъединение».
    ЛСМ. Зов. 20.02.1921 17.
    «Кто же они, которые не ценят и не любят единения? Они никогда не испытывали чувства непоколебимости, всегда соединённого с единением. Они не знают мужества, нераз- рывного с единением. Они отвергли продвижение, которое сильно единением. Они не приобщились к радости, суще- ствующей в единении». Аум. 443 18.
    «Люди обычно избегают слова единение, они боятся его. В то же время они много говорят о сочувствии, но забывают, что оба понятия тождественны, – одно без другого немыс- лимо. …Сочувствие может ограничиться словами, но еди- нение должно вызывать действие». Аум. 276 19.
    «Да, объединение возможно лишь при устремлении к об- щему делу и при всяком отсутствии личных попыток. Если оно не получается, значит, участники заинтересованы только в своём. Личные интересы таят бесчисленные по- воды для раздоров и служат взаимному отталкиванию.
    …Только оно, это дело, тот цемент, который может скре- пить отдельные камни на постройке». БНА. УС. 126 20.
    «Пока каждый не перенесёт своего сознания с личного ин- тереса на общий, никакого единения быть не может».
    БНА. УС. 83 186

    21.
    «Работайте всею силою духа на объединение всех сотруд- ников. В единении вся сила, расширение сознания поможет усвоить этот принцип и применить в жизни. Вмещение единения есть мерило роста сознания». ПЕИР 12.12.1929 22.
    «…Без умения поддерживать единение среди сочленов ни- какое духовное продвижение невозможно. Многие пони- мают единение как принятие всеми сотрудниками лишь их мнения и не могут найти в себе великодушия сделать уступку. Да, нет ничего труднее, как научиться сотрудни- чать. А между тем новая ступень эволюции настоятельно требует установления такой кооперации».
    ПЕИР 11.02.1938 23.
    «Можно установить возрастание силы в усиленной прогрес- сии, – именно, где двое объединены одною мыслью, там уже сила трёх. Но не нужно забывать, что каждая противодей- ствующая мысль поедает много окружающей энергии…
    Именно, один конь может задержать весь караван, и успеш- ное следствие может быть разрушено». Аум. 281 24.
    «Изучение прогрессии коллективной энергии может дока- зать, что единение не только нравственное понятие, но и мощный психический двигатель». Аум. 377 25.
    «…Единение есть умножение энергии. …
    Е
    динение есть как бы насос пространственной энергии». Надз. 385 26.
    «…Настаиваем на гармоничном единении. Мы часто гово- рим о единении, но теперь вносим ближайшее определение этому качеству. Только гармоничное единение производит усиленное воздействие. …Гармония есть добро, и только она может дать следствия знаменательные». Надз. 349 27.
    «Только единение может вызывать благодать огненную».
    ДнЕИР 11.01.1934 28.
    «…Единение не может быть притворным и лукавым. Вся- кая ложь в единении будет разрушительна. Но светло и непобедимо единение, в котором нет ничего ложного, в ко- тором открыто сердце. …Объединённая мощь умножается безмерно». НКР «Привет вам, дорогие друзья!»
    29.
    «Единение, по мнению многих, ненужный пережиток. Они полагают, что индивидуальность ограждена разъединени- ем – такова логика тьмы [невежества]. Но среди опасных
    187
    эпидемий иногда, вспомнив о простых средствах, находят спасение. Так просто средство единения. Явно поражает оно тьму». МО-1. 234 30.
    «А ведь трудовое единение бывает так близко – стоит лишь поступиться двумя-тремя предубеждениями и при- вычками». НКР «Человечность»
    31.
    «Только в единении сила. …Именно, нужно единение, что- бы творить трудное действие. Если бы человечество поже- лало, оно могло бы объединённым устремлением совершить чудеса». МО-3. 426
    Синтетичность сознания
    1.
    «Выразить просто всю сложность жизни можно лишь син- тетически. Синтез – решение жизни. Подобно тому, как бесконечное число представлений однородных предметов укладывается в одно понятие и выражается им, так и сложность жизненных явлений обнимается пониманием синтетическим. От Света оно. Синтез означает объедине- ние. Сознание космическое есть сознание синтетическое, когда беспредельность проявленной вселенной сливается в один единый мир в великом и вечном пространстве ныне и здесь…» ГАЙ-1960. 17 2.
    «Синтез есть взаимопонимание связи частей явления, и понимание всего явления в целом, и связи его и места его в
    Космосе. Каждое явление рассматривается как часть еди- ного целого… Отсюда родится великое понимание и чело- века, и того, ЧТО происходит вне его. Всё находит себе место, и всё становится на место». ГАЙ-1953. 37 3.
    «Огненное сердце есть сущность синтетическая... Так нуж- но представить себе огненное сердце как вместилище всевмещающее». МО-1. 219 4.
    «…Истинное просвещение будет не отрицать, но собирать как можно больше граней и оттенков беспредельной Исти- ны для гармонического сочетания их в величественный
    Синтез». ПЕИР 1.02.1940 188

    5.
    «Духовность есть утончённое устремление к истинной эволюции, которая всегда синтетична, вмещая все понятия, всё сущее». ПЕИР 26.04.1939 6.
    «Много зоркости, неутомимости, преданности было зало- жено в основании каждого синтеза. Понятно, что человек, развивающий наблюдательность, увидит вокруг себя мно- го обобщений и поймёт, насколько эти широкие пути при- влекательнее. Именно синтез основан на убедительности и привлекательности. Синтез настолько широко охватывает сущность, что отрицание чуждо синтетическому уму.
    …Нужно труженически развить в себе это ценное качество».
    Аум. 501 7.
    «…Синтетический ум или память – довольно редкое явле- ние и следствие больших накоплений в прошлых жизнях.
    Только расширенное сознание может сгруппировать со- бранные сведения в познание целых космических явлений.
    Все значительные открытия явились результатом синте- тического обобщения…» ПЕИР 12.11.1943 8.
    «Специалист идёт по одной колее, её углубляя. Синтетик может касаться всего. Синтез не означает всего понемногу, но постижение сущности явления в связи с целым».
    ГАЙ-1955. 322 9.
    «Нельзя знать всего, не вместит ум человеческий всех от- раслей современной науки. Но синтезировать в ясной и чёткой концепции жизни можно всё. Но есть область зна- ния, синтезирующая все явления природы и жизни в яс- ных, кратких, исчерпывающих формулах Космических
    Законов, лежащих в основании явлений и больших, и малых. Вот именно познавание этих законов и даёт чело- веку ключ к синтетическому постижению… жизни.
    …Истинная наука космична». ГАЙ-1953. 139 10.
    «Закон – это форма проявления бытия всякой вещи. Есть мир проявленный – вещей и явлений, и мир принципов, или законов, на основе которых происходит проявление всякой вещи, и ключ к нему лежит в знании закона. Постижение закона избавляет от необходимости изучать явления до бесконечности. …И мир, как высшая точка пирамиды,
    189
    венчающая её, может быть выражена в Едином Законе. Чем ниже, тем больше точек выражения, и тем больше и слож- нее законы, и тем они менее значительны и менее космич- ны. …Чем выше закон, тем сильнее его синтетическая сущность и тем синтетичнее сознание, его постигающее.
    Значит, синтез сводится к познанию Космических Законов, с тем чтобы сквозь их формы понимать мир в едином его уяв- лении… Великие Законы имеют Бытие в Вечности и лежат вне времени и преходимости материального мира. Закон есть аспект Вечности, есть Камень Вечного Основания Жизни. По- знание Законов Космоса есть путь в Вечное…» ГАЙ-1952. 472 11.
    «Синтез следует понять как прибор лаборатории жизни.
    …Ум, вступивший в степень синтеза, делается продуктив- ным, моральным, обобщающим, нераздражительным, умеющим терпеливо являть сотрудничество Иерархии. Как объяснить преимущество синтеза тому, кто не думает о вечности и ограждается тупостью от всех зовов». Иер. 326 12.
    «И самая насущная задача, встающая сейчас перед челове- чеством, есть именно синтезирование духовного с матери- альным, индивидуального с универсальным и частного с общественным». ПЕИР 15.04.1936 13.
    «Вмещение противоположностей было непременным условием для принятия в ученики во времена Будды, та- ким оно осталось и теперь. Ибо противоположности явля- ются на самом деле только символами большого и малого знания. Большее знание и умение всегда покроют своим куполом знание меньшее. Синтез есть вмещение противо-
    положностей». ПЕИР
    20.01.1950 14.
    «Синтез заповедан во всём. В нём преподано значение со- трудничества и содружества. Специализация полезна, если она служит синтезу. Не может возгордиться один член тела человеческого. Даже самый из них деятельный может су- ществовать при наличии других. Синтез, сложение сил, ведёт вперёд». НКР «Вперёд»
    15.
    «Однобокое сознание быстро звереет и погружается в фа- натизм, нетерпимость и жестокость, то есть деградирует.
    190

    Синтетическое мышление освобождает человека от всех видов рабства…» ГАЙ-1966. 175 16.
    «Самость и синтез суть антиподы». ГАЙ-1952. 380 17.
    «Сказано – добродетель имеет радужную ауру. Радуга есть символ синтеза. Разве добродетель не является синтезом качеств? Можно в каждом древнем символе найти непре- рекаемую истину. …Лишь созвучия напряжений лучших качеств дают синтез восхождения». Бр. 63 18.
    «Когда зазвучит торжественная симфония качеств, одно гармонично согласованное с другим, то микрокосм упо- добляется Солнцу. …Высшая согласованность есть венец всех качеств и достижение высочайшего порядка. Назовём её синтезом качеств. Так синтез, как верхушка пирамиды, увенчивает всё строение и завершает его». ГАЙ-1952. 110 19.
    «Царственность духа заключается в огненном сознании именно как дисциплина духа, как утверждённый синтез и как явление широты понимания». МО-3. 41
    1   ...   14   15   16   17   18   19   20   21   ...   31


    написать администратору сайта