Главная страница
Навигация по странице:

  • Дисциплинированность

  • Организованность

  • Сосредоточенность

  • Внимательность

  • Энциклопедия духовных качеств. Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма


    Скачать 3.77 Mb.
    НазваниеН. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма
    Дата24.05.2023
    Размер3.77 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭнциклопедия духовных качеств.pdf
    ТипДокументы
    #1157423
    страница14 из 31
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   31
    Стремление к совершенствованию
    1.
    «Зачем вы живёте? Чтобы познавать и совершенствоваться».
    Общ. 230 2.
    «…Преодоление есть преуспеяние. …Жизнь есть борьба.
    Люди даже боятся подумать о беспредельной борьбе. Они не понимают, что все Миры на испытании. Они прочтут та- кое утверждение и погрузятся в страх. …Много препят- ствий встретится в поисках совершенствования, и преодо- ление будет истинным совершенствованием. Только в борьбе обновляются силы. …Мыслитель говорил: “Преодо- левайте и восходите”». Надз. 799 3.
    «Совершенствование необходимо, но оно должно начи- наться в своём внутреннем существе, в своём каждоднев- ном обиходе». ПЕИР 08.07.1954 4.
    «Успех совершенствования начинается от самоусовершен- ствования». Аум. 211 5.
    «Самоусовершенствование является труднейшим подви- гом. …Самоусовершенствование может быть лишь в утон- чении сознания, которое захочет иметь вокруг себя явления достойные». МО-1. 652 6.
    «Решительно всё может быть исправлено, улучшено, и ни- что не закроет путь совершенствования». Надз. 55 7.
    «Пусть все больше думают о самоусовершенствовании и о помощи ближнему по мере сил и способностей. В этом всё великое задание человека, весь смысл Бытия».
    ПЕИР 07.05.1938 8.
    «Дары совершенствования не приходят извне, но очаг пламенный живёт в глубине сознания. Человек должен усмотреть его, должен любовно оберечь его и может при- звать эти силы, тогда и внешняя Помощь может быть при- ложена». Надз. 704. Цит. по: ПЕИР 24.03.1942 9.
    «Спросят: “Где же поиски совершенства?” Отвечайте: “Нам в Любви, Красоте и Действии – тех трёх путей достаточно”».
    ЛСМ. Зов. 19.07.1922 10.
    «Именно любовь может помочь нам явить совершенство- вание жизни, потому, родные, сознательно поддерживайте
    139
    в себе пламенный очаг устремления. …Самой мощной из всех энергий будет ярая любовь, выношенная среди стра- даний и устремлённая к совершенствованию, в чем бы это совершенствование ни проявлялось. Потому, родные, ду- майте о сознательном совершенствовании, не позволяйте ни на минуту, чтобы эта сознательность покидала Вас, так
    Вы начнёте настоящую Йогу и явите преуспеяние на всём пути Вашем». ПЕИР 24.03.1942 11.
    «Каждое усовершенствование уже будет трудом человеко- любивым». ПЕИР 13.01.1934 12.
    «…Только постоянная дисциплина познавания будет живым источником совершенствования». Аум. 492 13.
    «…Совершенствование происходит лишь в условиях посто- янного познавания…» НКР «Лики»
    14.
    «Совершенствование, познавание, любование – беспредель- ны. Велик магнит счастья». НКР «Счастье»
    15.
    «…Лучший дар, который вы можете принести человече- ству, – это улучшить себя, стать лучшими людьми».
    СНР «Поднимая себя, поднять других»
    16.
    «Желание быть лучше, желание становиться всё более со- вершенным человеком должно быть постоянной внутрен- ней потребностью, которая, подобно разгорающемуся пламени, затронет все наши действия, все наши мысли и усилия». СНР. ИиЖ
    17.
    «…Люди не должны избегать действий и ответственности, но лишь думать при этом об усовершенствовании своих побуждений и качеств». ПЕИР 30.03.1936 18.
    «Искусство ведь есть искание и выражение высшего со- вершенства во всём. Потому каждое устремление, каждое действие человека, совершенствуясь в выражении своём, приближается уже тем самым к области искусства».
    ПЕИР 10.09.1938 19.
    «Всё зависит только от нас. И всё это очень просто. Не нужно думать, что для духовных достижений нужны лишения или какие-то меры особые нужно принимать. Всё очень просто, если мы все будем каждый день делать что-то немного
    140
    лучше, чем вчера. Но мы должны сознательно подходить к этому: должны действительно сделать лучше, совершенно неважно что, лишь бы было устремление сделать лучше. И тогда увидите, как и обстоятельства меняются к лучшему».
    СНР «Пусть каждый день будет днём Победы»
    20.
    «Существо жизни – добро, только человек, в нежелании со- вершенствования, предпочитает оставаться в невежестве, иначе говоря, во зле». Бр. 261 21.
    «Можно радоваться, что сущность человека стремится к усовершенствованию. Сам он часто не хочет замечать этот недремлющий импульс. Человек даже пытается проти- виться лучшим побуждениям, но где-то глубоко в недрах
    “чаши” уже сияет зародыш зерна культуры. Рано или позд- но это зерно прорастёт, и потому каждый человек уже несёт в себе частицу общечеловечности». Надз. 373 22.
    «…Каждый труд должен сопровождаться воодушевлением, ведущим к совершенствованию. Мастер любого ремесла знает, что даже каждодневная работа может быть направ- лена к постоянному совершенствованию. Побеседуйте с лучшими мастерами, и они подтвердят, что качество рабо- ты может быть непрерывно повышаемо». Надз. 461 23.
    «Радостно сознавать, что самоусовершенствование не есть самость, но именно широкое добротворчество. Только в этом сияющем горниле Вы можете преуспеть». НКР «Единение»
    24.
    «Разве не велик подвиг – работа по самоусовершенствова- нию для благого воздействия на окружающих и в светлой готовности применить силы свои там, где явится возмож- ность?» ПЕИР 12.12.1934 25.
    «В новых открытиях современности много дано человече- ству. Люди полетели, растворяя условные границы. Но с какою же вестью? Люди послали свой голос через без- брежные пространства, но каков этот зов? Мы имеем право совершенствовать Прекрасные открытия лишь во имя
    Культуры». НКР «Зов о культуре»
    26.
    «…Совершенствование достигается не погружением в про- шлое, но неудержимым стремлением в будущее. Мы сове- туем… перенести всё сознание в будущее…» Сердце. 152 141

    Дисциплинированность
    1.
    «Дисциплина – начало всего». ЛСМ. Озар. Ч. 2, XI. 4 2.
    «Мы живём в материи, и мы должны подчиняться её зако- нам. Иначе она подчинит нас. Победа заключается в подчи- нении закону, то есть в дисциплине. Дисциплина и есть подчинение закону». ГАЙ-1953. 251 3.
    «Нужно проявить дисциплину духа, без неё не сумеете стать свободными. Для раба она будет тюрьмою, для сво- бодного она будет садом прекрасно-целебным. Пока дис- циплина духа оковы, тогда заперты двери и по ступеням в оковах не подняться. Можете понять дисциплину духа как крылья». ЛСМ. Озар. Введение
    4.
    «…Добровольност[ь]… будет самым близким условием дисциплины. Малейшее представление о насилии уничто- жает все достижения. Не только Учитель не заставляет, но и сам человек себя не насилует. Дисциплина добра есть са- морождающаяся радость. …И спокойствие йога не от замк- нутой невозмутимости, но от внутренней, пламенеющей радости, – таков путь дисциплины. Скажут: “Как легко!” Но они не знают, что радость есть особая мудрость». Надз. 559 5.
    Если внешне незаметная «дисциплина может не быть це- пями, но претворится в радость ответственности, то можно считать первые Врата [совершенствования] открытыми».
    ЗнАЙ. 163 6.
    «Даже самая суровая и строгая самодисциплина духа, наложенная на себя.., несёт в себе не уныние, но радость, радость духа, нашедшего ещё одно освобождение. Так пра- вильное понимание самодисциплины даёт духу крылья».
    ГАЙ-1954. 491 7.
    «Нужно с малых лет твердить о свободе дисциплины духа».
    МО-2. 97 8.
    «Нужно понимать дисциплину как организованное, свобод- ное сотрудничество. Среди приёмов воспитания сердца свободная организация сотрудничества имеет значение.
    Но пока притаится где-то принуждение, не может быть ра- зумного сотрудничества и желательного следствия.
    142

    …Невозможно надеяться на расцвет и победу, где разъеди- нение». Сердце. 571 9.
    Важно понять «именно дисциплину, ибо иначе нельзя назвать добровольную гармонию». Бр. 13 10.
    «…Нарушение дисциплины губит превосходные начина- ния. …[Оно] есть а-гармония, иначе говоря, самый вредный беспорядок. …Гармония устанавливается не мгновенно, нужно беречь все усилия, направленные к сложению гар- монии. Но она может оказаться птицей пугливой, и трудно снова привлечь её. …Мыслитель предупреждал: “Не нано- сите вреда мыслью и действием, легко разбить ценный со- суд. Чаще себе твердите об истинной гармонии”». Надз. 585 11.
    «Только воля может дать дисциплину духа…» Иер. 28 12.
    «...Развитие воли, начиная от обиходных мелочей и до вы- сокого самоотверженного действия, есть основа всякой дисциплины и достижения». ПЕИР 24.05.1936 13.
    «Нужно начать с дисциплины над самыми малыми мысля- ми и затем уже создать мысль, двигающую горами. Совет о порядке малых мыслей есть начало оздоровления сердца.
    …Ведь это требует лишь малого внимания и сознания ответственности». Сердце. 495 14.
    «…Безмыслие есть хаос. Человек не может не мыслить, но различие велико между дисциплинированным гармонич- ным мышлением и шатающимся безмыслием». Надз. 182 15.
    «Мысленные порхания без цели неполезны, ибо мысль за- трагивает объект устремления и беспокоит его. …Потому хорошо всегда мыслить во благо, чтобы даже невольно не принести кому-то вреда. Дисциплина над мыслью нужна всегда и является основой восхождения». ГАЙ-1954. 309 16.
    «В постоянном сознательном устремлении энергия полу- чает дисциплину». Аум. 477 17.
    «…Самодисциплина к Общему Благу есть самое близкое средство для великих достижений». МО-1. 443 18.
    «…Сознание служения есть лучшая дисциплина». ЗнАЙ. 452 19.
    «Необходимо признать дисциплину как спасительный ритм». Аум. 355 143

    20.
    «Именно самые занятые люди всегда найдут для всего время. …Занятой человек дисциплинировал свою психиче- скую энергию и выработал особый ритм, столь необходи- мый для правильного обмена психической энергии.
    Судорожная недисциплинированная выдача энергии по- глощает массу сил, и такая затрата нелегко восполняется.
    Потому такое благо заключается в каждом систематиче- ском или ритмическом труде». ПЕИР 10.05.1937 21.
    «Лампа светит не сама по себе, а потому, что соединена проводом с источником световой энергии. Её задача в том, чтобы быть в исправности. Так и Служители света путём непрестанной дисциплины держали себя в исправности, в состоянии, требуемом для принятия Силы Высшей».
    БНА. УС. 391
    Организованность
    1.
    «Неуравновесие есть отзвук хаоса. Хаос есть антипод орга- низованной материи и всех живых форм. Гармония, строй- ность, организованность, число и мера лежат в основании каждой жизни…» ГАЙ-1963. 388 2.
    «Человек – часть Космоса, микромир и, утверждая косми- ческое начало в себе и его принципы, приобщает себя к макромиру. Хаос аритмичен. Хаос – антипод закона и поряд- ка, то есть жизни. Каждая форма жизни – это организован- ная в стройное целое материя. Биение сердца ритмично, дыхание ритмично». ГАЙ-1961. 208 3.
    «Творчество духа и заключается в борьбе со стихиями и непроявленным хаосом. Стихии нуждаются в обуздании, а хаос – в овладении им для проявления к жизни организо- ванной материи и её форм». ГАЙ-1959. 187 4.
    «Организованность и контроль над мышлением безуслов- но необходимы. Много вещей и вопросов, над которыми думать заставляет сама жизнь. О них можно думать, но не больше того, чем они заслуживают. Продумав вопрос до конца и приняв решение, его тотчас же следует удалить из сознания и заменить следующим. Нудное думание о беспо- койных вопросах вызывается навязчивыми мыслями, вла-
    144
    сти которым над сознанием давать нельзя, ибо они обесси- ливают и лишают равновесия». ГАЙ-1964. 86 5.
    «Вреднее всего так называемые невольные мысли. Каждая сознательная мысль уже содержит некоторую организо- ванность, но хуже всего малые бродяги, которые без смыс- ла засоряют пути». ЗнАЙ. 534 6.
    «Устремление должно быть однородным и собранным в од- ном канале, имеющем одно направление. В одно мгновение тысячи мыслей рождаются, и каждая стремится увлечь со- знание за собою. Велик вред неорганизованного мышления.
    Если сущность всех проявлений заключается в мысли, то какова же должна быть культура мысли. Дисциплина мысли есть основное условие продвижения. И каждые из после- дующих врат открываются остриём отточенной мысли, чёткой, отшлифованной и целеустремлённой. Ведь мысль есть начало сущего. Потому ей отводится особое место».
    ГАЙ-1953. 51 7.
    «Думают все, но мыслить умеют лишь единицы. Мышление – это искусство, требующее большого умения и навыка.
    Обычное мышление столь беспорядочно и неорганизован- но и настолько аритмично, что плодов не даёт. …Когда-то человечество придёт к возможности сознательно творить объединённой мыслью... Мощь согласованной коллектив- ной мысли народа или населения целой планеты неверо- ятна». ГАЙ-1963. 352
    Сосредоточенность
    1.
    «Способность сосредоточения может быть развиваема бес- конечно. Сосредоточивать – значит собирать воедино. Со- брать воедино разбросанные по разным направлениям мысли – означает умение мыслью владеть и управлять ею.
    …Степень его указывает на степень власти сознания над окружающим. …Не видеть, не слышать, не осязать и не чув- ствовать ничего, кроме того, на чём сосредоточена мысль, – будет достижением йога. …Можно сосредоточивать не толь- ко мысли, но и чувства, и волю. Мощь сосредоточенной воли
    145
    преодолевает обычную волю, как гвоздь заострённый мяг- кую древесину. Воля у всех, но сосредоточивать её могут очень немногие. Считают, что есть люди с сильной и сла- бой волей, но часто не учитывают того, что даже сравни- тельно несильная, но сосредоточенная воля сильнее другой – не сосредоточенной, хотя бы эта последняя и бы- ла в обычных условиях сильнее…» ГАЙ-1960. 11 2.
    «Сосредоточить себя в духе – значит все энергии духа, устремлённые к различным вещам и явлениям плотного мира, вернуть обратно и собрать в фокусе сознания».
    ГАЙ-1957. 110 3.
    «Полнота сосредоточенности именно и означает всецелость неразделённого, неполовинчатого устремления микро- косма человеческого. Воля руководит собранностью созна- ния…» ГАЙ-1957. 239 4.
    «Простое слушание музыки, или смотрение картины, или решение математической задачи для своего успешного про- ведения требует собранности и сосредоточенности всего человека, и в этом тайна успеха восприятия. …Неспособ- ность или, вернее, неумение многих сосредоточиваться тормозит их продвижение на пути познавания. Сосредото- чение тесно связано с напряжением, которого большинство избегает и боится. Именно любая работа “в поте лица”, то есть на пределе напряжения, до сих пор рассматривается как пугало или библейское проклятие, в то время как это есть основное условие каждого достижения. Путь наимень- шего сопротивления есть путь под гору, а не восхождение; эволюция же связана с напряжением и преодолением».
    БНА. УС. 324 5.
    «Сосредоточение и есть напряжение. …Основой сосредото- чения является усиленное углублённое спокойствие, осно- вой суетливости – беспокойство». ГАЙ-1953. 490 6.
    «…Очень нужно запомнить, что все высокие Йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера кото- рого лежит в мире мысли. …И единая концентрация, до- пускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем
    Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении под-
    146
    няться до Него. И такая концентрация, именно, продолжа- ется безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, всё делается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своём любовь и присутствие этого Образа. …Также и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устрем- ление и предстояние перед Обликом Избранным, и устрем- ление это творится в мыслях и поступках каждого дня».
    ПЕИР 30.06.1934 7.
    «…Настраивается сознание постоянным памятованием о наинужнейшем. …Сосредоточение на наинужнейшем без любви невозможно. …Если хотите преуспеть, любить научитесь». ГАЙ-1971. 659 8.
    «Чем сосредоточеннее внимание, тем большим проводом оно является и тем больше связывает сознание с объектом внимания. Но сосредоточенность на Высшем переносит со- знание в лучший мир, освобождая его от влияния тяжких условий преходящего момента. Внешние условия напори- сты. Они стремятся вторгнуться в сознание, как вода в не- заполненное пространство. И если сфера сознания не заполнена чем-то иным, не закрыта наглухо, внешняя сре- да неминуемо вторгнется в него. Природа не терпит пусто- ты ни в чём». БНА. УС. 392 9.
    «Скрытую сущность явлений можно обнаружить путём со- средоточения сознания на них. …Но нужно отрешение от себя, от своих собственных мыслей и чувств. Сознание, наполненное мыслями о себе, лишено способности непо- средственного познавания людей и явлений, ибо самость слепит». ГАЙ-1959. 41 10.
    «Всякое сосредоточение требует самоотрешения».
    ГАЙ-1970. 367 11.
    «…Устремлённый, сосредоточенный труд способствует долголетию. Он является зарождением гармонии. Он мо- жет помочь прозревать надземные познания». Надз. 575 12.
    «…Умение сосредоточиваться и творчески мыслить при условии очищенной мысли не только очень полезно, но необходимо». ПЕИР 24.05.1936 147

    Внимательность
    1.
    «…Внимательность должна быть развиваема с младенче- ских лет. Пусть она будет врождённой, но необходимо от- крыть ей двери. …“Без внимательности не можете изучать законы мироздания”». Надз. 954 2.
    «“Нет земных слов для выражения Высших Сияний, но признаки их иногда можно замечать”. Научимся внима- тельности». МО-3. 525 3.
    «К самому сложному можно приблизиться простейшим путём, главное – внимательность. Даже очень опытные наблюдатели растеривают её среди обыденности». Аум. 238 4.
    «Действуя внимательно в земных отношениях, люди при- выкнут и к внимательности в Служении Высшем». Бр. 27 5.
    «Утончённая внимательность появляется как следствие великой преданности. Из любви и преданности рождается уменье прислушаться к словам Учителя». Надз. 142 6.
    «Внимательность есть основа накоплений; вниматель- ность есть подход к утончению восприятия, а мы знаем, что лишь утончённость даёт тонкое сознание и творческая мощь утверждается центрами тонких восприятий. Чем тоньше, тем выше, чем выше, тем сильнее! Ведь ничто так не задерживает эволюцию, как грубость восприятий!»
    ПЕИР 3.12.1930 7.
    «Полезны неожиданные вопросы, также описания случив- шегося, и очень полезны ежедневные записи. Известно, что даже очень спящая внимательность пробуждается от таких упражнений». ЗнАЙ. 551 8.
    «Поставьте предмет в новое место, но если не заметят его, увеличивайте размер предмета и следите, какой слон наконец привлечёт “зоркий” глаз. Вообще, испытывайте и себя и других. …Простая внимательность продвинет уже на много ступеней. Так нужно приступить к образованию “ор- линого глаза”.
    Один йог прослыл шутником, ибо незаметно переставлял разные предметы в домах. И на вопрос “зачем?” отвечал:
    “Слежу, не ослепли ли вы?” Истинно, мало кто замечает
    148
    окружающие изменения. Но первый признак “орлиного глаза” – замечать малейшие перемены, ибо от них зависит вибрация целого». ЗнАЙ. 651 9.
    «Малый скорпион поражает не менее большого, если он не замечен. Орлиный глаз нужен не гору распознать, но малую песчинку». ЗнАЙ. 262 10.
    «Будем внимательны к каждому малому обстоятельству – в земном бытии трудно различить, где малое и где великое, где ненужное и где полезное». Бр. 35 11.
    «…Чем внимательнее человек, тем большие красоты для него откроются. …Нужно уметь быть внимательным всегда.
    Нужно вчитываться в окружающие обстоятельства, как в глубокую прекрасную книгу, данную для повседневного приложения». НКР «Вехи»
    12.
    «Жизнь любит, чтобы её наблюдали и учились на ней.

    Каждое внимательное наблюдение требует отрешения от себя. Человек, наполненный собою и своими переживани- ями, глух и слеп к окружающему, ибо ничего не видит и не слышит, ибо всецело занят собою. Книга жизни закрыта для этих глухих слепцов».
    ГАЙ-1955. 166
    1   ...   10   11   12   13   14   15   16   17   ...   31


    написать администратору сайта