Главная страница
Навигация по странице:

  • Отрешённость. Непривязанность

  • Бесстрастие

  • Сдержанность. Выдержка

  • Молчаливость. Краткость

  • Энциклопедия духовных качеств. Н. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма


    Скачать 3.77 Mb.
    НазваниеН. В. Башкова, кандидат философских наук, автор статей по философской антропологии и этике, монографии Преображение человека в философии русского космизма
    Дата24.05.2023
    Размер3.77 Mb.
    Формат файлаpdf
    Имя файлаЭнциклопедия духовных качеств.pdf
    ТипДокументы
    #1157423
    страница13 из 31
    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31
    Самодостаточность духа
    1.
    «Всё приходит, и всё уходит, но дух пребывает вовеки. По- тому, если дух, пребывающий внутри, принять за неизмен- ное основание и если на него опереться, задача жизни будет решена правильно». ГАЙ-1955. 527 2.
    «Поистине, прочен лишь мир духа, ибо неразрушим и несо- крушим!» Иер. 146 3.
    «Многие полагают смысл жизни в самой фильме её, но смысл не в ней, но в цели конечной. Вся жизнь корабля приспособлена и утверждена для того лишь, чтобы гавани достигнуть. Бесцельное блуждание по морю было бы неле- по, но люди продолжают смысл её находить в делах дня, конечного смысла лишённых. Получается неуравновесие и бесплодные попытки ухватиться за гребешки волн и удер- жать преходящее. Пока центр средоточия, упора и силы не обретён и не утверждён внутри, жизни в истинном значе- нии этого слова быть не может. …Победен путь утвердив- шихся, и шаток полагающих его в чём-то внешнем. Надо добиться того, чтобы настроение, то есть настроенность арфы духа, не зависело ни от чего, происходящего вне микрокосма, и, не затрагиваемое ничем внешним, было бы явлением самодовлеющим. Человек или управляет собой сам, или управляется извне и людьми, и обстоятельствами.
    128

    Пусть вовне жизнь течёт, как ей вздумается. От многих причин зависит этот поток, но жизнь внутри регулируется волей, и от неё зависит не превратиться в марионетку или флюгер для внешних воздействий. …Всё внутри человека.
    Всё внутренним огнём определяется. Камень основания утвердим в себе прочно». ГАЙ-1953. 589 4.
    «Путь лежит по сознанию и через сознание, потому важно состояние сознания и реакция его на внешние воздействия, но не то, что творится вовне. И что бы вовне ни творилось, сознание, решившееся навсегда и бесповоротно, пути свое- го не нарушает. Хорошо и полезно поглубже понять эту возможность независимости путей духа от меняющихся… условий, через которые ему приходится проходить. Зритель в театре и плачет, и смеётся, и переживает происходящее на сцене, и всё же не принимает его за действительность.
    …Надо отделить себя от внешнего мира в сознании, не поз- воляя ему захватывать весь горизонт». ГАЙ-1954. 295 5.
    «Не может быть свободным тот, кто привязан к Земле.
    Прикованный Прометей – символ духа, хотя и нашедшего огонь, но от Земли не освободившегося. А освободиться надо, и именно духом и в духе. И не требуется уходить от жизни, ни затворов, ни отказа, ни убиения плоти – ничего не надо; требуется одно – осознать нерушимую, непрехо- дящую, бессмертную сущность свою, которая уже прошла через множество форм и жизней и будет ещё проходить, восходя к звёздам. Вечное – в духе – должно победить вре- менное и стать над ним. …Центр сознания извне как бы пе- реносится и сосредоточивается внутри, то есть перевес даётся внутреннему над внешним. Надо же, наконец, понять и почувствовать, что все внешнее уйдёт рано или поздно, а внутреннее останется. Которое же важнее? Внешнее имеет значение лишь постольку, поскольку оно может расширить, обогатить и приумножить внутреннее богатство. Внешнее – не цель, но лишь средство к цели. Не самодовлеюще оно.
    Потому невозможно на него опереться. Тон задаётся духом, тон, в котором должна прозвучать жизнь». ГАЙ-1955. 438 129

    Отрешённость. Непривязанность
    1.
    «Возьмите всё, но не считайте своим. Простой разум пой- мёт, как невозможно взять с собою земные вещи. Но они созданы при участии духа, и потому не следует пренебре- гать ими. Как можно пройти мимо цветов природы? Но творения труда тоже цветы человечества».
    ЛСМ. Озар. Ч. 2, IV. 14 2.
    «Нужно отрешиться от всего в духе. Имейте всё, владейте всем, но в духе от всего отрешившись. Это и будет пра- вильным решением». ГАЙ-1954. 643 3.
    «Тот, кто привязан к богатству, пусть лучше отставит его, нежели позволит отравить им своё сердце, но тот, кто не привязан к богатству и кто, обладая им, праведно употреб- ляет его, будет благословением своим ближним. …Не жизнь и не богатства и не власть делают из человека раба, но лишь его привязанность к жизни, богатству и власти».
    Изречения Будды. Цит. по: ПЕИР 17.04.1936 4.
    «Однажды ученики спросили Благословенного: “Как по- нять исполнение заповеди отказа от собственности?” –

    Один ученик покинул все вещи, но Учитель продолжал упрекать его в собственности. Другой оставался в окруже- нии вещей, но не заслужил упрёка. Чувство собственности измеряется не вещами, но мыслями. Так община должна быть принята сознанием. Можно иметь вещи и не быть собственником”. ...Так сказал Благословенный и просил во- обще не думать о собственности, ибо отречение есть омы- тие мысли. Ибо лишь по омытым каналам может пробиться основное устремление [духа]». Общ. 85 5.
    «Отказ, как мы знаем, должен быть проявлен в сознании, в духе – и всё остальное приложится. Также и отказ от собственности. Можно жить в полной нищете и быть привязанным к собственности, так же как находиться сре- ди вещей и не быть привязанным к собственности... Реши- тельно всё измеряется лишь степенью сознания. …Готовый дух с такою лёгкостью отказывается и отрывается от всего земного. Всё для него просто и естественно».
    ПЕИР 23.06.1934 130

    6.
    «Чего бы ни стремился добиться лично для себя человек в земной сфере, это добытое достояние становится его це- пью, ядром на ноге каторжника. Добивается ли он богат- ства – деньги делают его своим рабом. Добивается ли он успеха в сфере личных чувств – объект чувств владеет им.
    Добивается ли он власти и славы – он в плену у своих устремлений. И какое бы достояние он ни приобрёл – он пленник страха. Страх потерять достояние – вот жестокий результат всех личных достижений.
    Но чего может страшиться отказавшийся от личного и перенёсший свои устремления в сферы космического со- трудничества? Только в отрешении от личного находится та истинная свобода, о которой так мечтают люди. Никто и ничто не властно над таким человеком. Он идёт, творя де- ло общего блага, готовый каждую минуту покинуть землю для высших сфер». БНА. УС. 126 7.
    «Победы над миром не может быть без отрешения от него.
    Овладеваем тем, от чего отказались и что уже не владеет больше нами. В этом парадоксе вся трудность примирения полюсности этой пары противоположностей. …Тот владеет всем, кто от всего отказался. Тому – всё, кому уже ничего не нужно. Но пока вожделение вещей, условий и обладаний будет владеть человеком, он будет их рабом, испрашиваю- щим подачек со стола благополучия и изобилия благ зем- ных. Но даже и отказ не нужен, нужно вмещение: вместо малого, личного, надо вместить всё неисчерпаемое богат- ство Беспредельности в виде возможностей, лежащих перед человеком». ГАЙ-1955. 426 8.
    «Вы правильно поняли требуемое отречение как освобож- дение. Во всём нужен не отказ или насильственное отрече- ние, но радостное освобождение от малого для вмещения
    Великого…» ПЕИР 16.08.1944 9.
    «Расширение сознания уявляет все эти отречения не как весьма трудное достижение, но как естественное сбрасы- вание изношенной ветоши и замену радостью более утон- чённых чувств. Помните, как сказано в первой книге
    131

    «Листов Сада Мории»: “Прежний аромат превратится в зловоние. Прежняя песнь – в шум колеса. Прежний щит –
    [в] печную заслонку; так растёт дух...”» ПЕИР 31.10.1944 10.
    «Каждая радостная утрата есть безмерный выигрыш».
    ЛСМ. Озар. Ч. 2, VII. 2 11.
    «Истинно, нужно принять символ вершины как восхожде- ние духа. Каждый ученик должен помнить, что уклонение от вершины уводит путника от пути. Каждый лишний груз не поможет путнику. Явление вершины остро, и каждая лишняя привязанность к миру земному останавливает путника. Но трудно остановиться на склоне, потому будем помнить о вершине восхождения». МО-3. 22
    Бесстрастие
    1.
    «Бесстрастие не равнодушие, но овладение собою и чувст- вами своими. Помните, что было сказано о серебряной узде духа. Чувствами своими овладеть надо». ГАЙ-1954. 438 2.
    «Принцип бесстрастия – в мысли. Огонь сердца не есть… эмоции. Нельзя смешивать антиподы. …Бесстрастие – дитя равновесия. Но его надо понять. В основе его любовь, но не ненависть. …Если раздражившийся человек подобен шелу- хе, то устоявший в равновесии – адаманту. …Пока крепки щит равновесия, броня бесстрастия и спокойствия – ору- жие непобедимо и защита непрободаема». ГАЙ-1952. 271 3.
    «…Мысль, заряженная [эгоистическими] эмоциями, бес- сильна перед мыслью бесстрастной, но высшего порядка.
    Бесстрастная мысль тушит и нейтрализует пожар страст- ных, эмоциональных мыслей». ГАЙ-1955. 498 4.
    «…Что почитается недопустимым? Мужество, спокойствие, сдержанность, бесстрастие, твёрдость? Нет, эти эмоции, или чувства, не только не сдерживаются, но, наоборот, все- мерно утверждаются. Но раздражительность, злоба, огор- чения, страх, трусость, застенчивость, уныние, слёзы, не- терпение и прочие, им подобные, считаются эмоциями, унижающими человеческое достоинство. Достаточно человеку проявить явно и бурно, положим, раздражение,
    132
    как ему становится и стыдно, и неловко, словно он сделал что-то очень некрасивое или обокрал сам себя и унизил и как бы опозорил. Ощущение совершенно правильное».
    ГАЙ-1953. 68 5.
    «Бесстрастие не есть бессердечие и безразличие. Когда люди читают исторические хроники, они не раздражаются, ибо эти записи принадлежат далёкому прошлому, но опыт жизни научает, что почти все получаемые сообщения тоже относятся уже к прошлому. Также опыт подсказывает, что будущее может устремлять мысли вне раздражения и по- трясения. Так лишь будущее освобождается от страстей. Из него рождается деятельное бесстрастие. Обычно люди упрекают за это понятие, смешивая его с самостью. Но, скорее, можно отнести его к справедливости, и только бу- дущее, не засорённое мутью недавнего прошлого, может позволить умыслить разумно». Бр. 285 6.
    «Бесстрастно воспринимаются далёкие исторические со- бытия, и всё, что не касается нас. Вот эту-то точку зрения следует приобрести и на всё то, что нас яро касается: как бы со стороны, как бы сверху, как бы всё лично нас не каса- ется. И даже на тело своё можно смотреть со стороны, что- бы тем легче им было управить. Ведь надо управить всем, что внутри, и всем, что вовне. Не управить и не овладеть – не отойдя, не став в стороне, не перестав отождествлять себя с преходящими явлениями жизни. Быть в мире, но не от мира сего…» ГАЙ-1957. 110 7.
    «Бесстрастная мысль своего породителя не терзает. Овла- дение мыслью и чувством свободу сознанью даёт. Как научиться собою владеть? Только начав с овладения самы- ми малыми чувствами и самыми малыми мыслями. И толь- ко потом можно двигать уже громадами». ГАЙ-1961. 147 8.
    «Фотоплёнка запечатлевает вибрации света без всяких личных переживаний и делает это очень точно. Бесстраст- ное сознание, не отемнённое эмоциями, лучше и дальше увидит. Надо понять, что любая задача может быть решена блестяще без малейших признаков личного отношения к ней». ГАЙ-1956. 329 133

    Сдержанность. Выдержка
    1.
    Будда «требовал, чтобы ученики прежде всего научились сдерживать свои чувства, и только когда узда духа лежала на всех чувствах ученика, только тогда Благословенный приоткрывал завесу сокровенного Учения».
    ПЕИР 11.02.1929 2.
    «Сдержанный человек силу имеет, несдержанный и неумеющий владеть собою подобен паровому котлу, все клапаны и вентиля которого открыты до отказа. Сколько ни топи, пар силы не даст. Сдержанность есть метод точ- ный и безошибочный нагнетения огненной энергии. Рас- пущенность есть её безудержное расточение. Владеть собою надо всегда и во всём. Всегда и во всём надо являть какую-то степень обуздания себя: в мыслях, в словах, в действиях. Обузданность мысли не есть безмыслие, но владение мыслью, контроль над нею и умение направ- лять и удерживать её на предмете, утверждённом волею».
    ГАЙ-1955. 375 3.
    «Сдержанность есть не что иное, как сознательное аккуму- лирование в организме огненной силы». ГАЙ-1969. 90 4.
    «Сдержанность, самоконтроль, умение владеть собою, власть над своими чувствами, эмоциями и мыслями явля- ются лучшими достижениями духа на ниве земной… Имен- но охранителями огней можно назвать эти качества. Этим они особенно ценны. …Сдержанность – это постоянная го- товность воли себя утвердить». ГАЙ-1956. 35 5.
    «Именно сдержанность будет хорошим оселком для отта- чивания воли. …Всякое внешнее проявление чувств будем считать нежелательным. Оно прямо пропорционально сла- бости человека. Лишь сильный может себя сдерживать. Ес- ли бы люди знали, сколько они теряют в моменты несдержанности! Откройте флакон с благовониями... Чем чаще открываются, тем больше теряют свои свойства, бу- дучи же постоянно открыты, теряют их совершенно. Часто человек полностью открывает себя и всё, что в нём проис- ходит. Можно такого человека уподобить выдыхающемуся флакону с благовониями. Разрядка человеческого аккуму-
    134
    лятора происходит не столько от контакта с людьми, сколько от несдержанности и нежелания владеть собою.
    В конечном результате это приводит к затуханию созна- ния и полной истощённости батареи духа. Сдержанность должна быть постоянно напряжённо живучей. Ни с кем ни- когда нельзя себя распускать». ГАЙ-1956. 100А
    6.
    «Сила сдержанная, или аккумулированная, или собранная для действия, воздействует мощью своего потенциала да- же тогда, когда действие и не явлено. Не всегда нужно внешнее действие, чтобы проявить мощь воли. Молчали- вое воздействие воли, идущее через мысль, часто сильнее внешних форм её уявления». ГАЙ-1954. 52 7.
    «Без сдержанности не может быть ни равновесия, ни спо- койствия. Сдержанность – сила, ибо ею сдерживаются от распыления огненные энергии в человеке. Нельзя нако- пить силы, не сдерживая её. …Кто не владеет собою и не может себя сдерживать, тем владеет кто угодно и что угодно, но только не он сам. Так сдержанность есть лучшая самозащита. …Сила водной стихии может разрушить пло- тину, сметая по пути все запруды, но можно её обуздать, и на работу направить, и заставить служить себе с пользой великой. Энергия духа течёт, как поток. Если её задержать и накопить в организме, волны её можно направить тогда волей на любую работу по любому заданию, но прежде надо её накопить. Сдержанность служит плотиной для задержания и накопления огненного запаса. Аккумулиро- вание потока энергии невозможно без уявления качества сдержанности». ГАЙ-1957. 397 8.
    «Самое главное – выдержка во всём. Мы многое хорошее начинаем, но не кончаем». ЮНР
    9.
    «…Советую… не сухость, граничащую с жестокостью, но именно доброжелательную сдержанность». ПЕИР 14.05.1937 10.
    «Люди, как малые дети, сотворят зло и сами не понимают того, что сотворили, да и не помнят его. Более мудрым при- ходится считаться с такими привычками, потому так нужна приветливая сдержанность со многими». ПЕИР 13.05.1947 135

    Скромность
    1.
    «Мы так скоро готовы стать великими посвящёнными и носителями особых Миссий… и т.д., но быть скромными исполнителями [Высшей] Воли и настоящими труженика- ми никто, почти никто не желает. Но лишь в великой скромности и простоте достигаются и высшие ступени».
    ПЕИР 1.01.1952 2.
    «Ваши скромные труды, овеянные лучшими мыслями, принесут лучшую жатву». ПЕИР 29.05.1946 3.
    «Подвиг может быть проявлен в самой скромной жизни».
    Надз. 840 4.
    «Зорко различайте признаки будущего подвижника, героя.
    Скромно опущены крылья героя, чтобы прекрасно взле- теть в час суждённый». НКР «Доплывём»
    5.
    «…Цените не по внешности и положению, но по мысли и по внутренним качествам. И, конечно, лучшие мысли и пре- данное сердце чаще скрыты поношенной одеждой и скромным положением. Цените малых сотрудников».
    ПЕИР 21.08.1931 6.
    «Цветы сердца – лучшее приношение, и самые скромные цветы собирают лучший аромат». ПЕИР 19.04.1953 7.
    «Собравший сокровища и ценности земные, умирая, остав- ляет их на Земле и уходит в Мир Высший безо всего, ни- щим, нищим духовно, с пустыми руками. ...Можно блестящую жизнь провести на Земле и людьми быть отме- ченным, ничего не отложив в своё высшее «Я», то есть, оставшись духовно нищим. Можно прожить самую скром- ную и незаметную жизнь, духовные сокровища накопив и умножив. Всё в духе, и всё решает дух». ГАЙ-1955. 52 8.
    «…При раздумьи не впадайте в смущение, но сурово сопо- ставьте истину с предложенными вам соображениями.
    Помните, что смущение есть червь разложения.
    …Некоторые думают, что смущение есть скромность, но ничего общего они не имеют. Смущение есть затемнение чувств, но именно деятели должны иметь чувства ясные и настороженные. Только в такой бдительности деятель за-
    136
    метит ехидну. …Мыслитель не уставал указывать, что дея- тель должен быть служителем высших законов». Надз. 508 9.
    «Не затуманивайте голову вашу смущением, но действуйте во благо». МО-2. 105
    Молчаливость. Краткость
    1.
    «…Осмотрительны будьте в словах и действиях ваших. Пом- ня, что слово серебро, а молчание золото».
    ГАЙ-1959. 50 2.
    «Правильное слово трудно находимо, но ещё труднее кра- сота молчания». ЗнАЙ. 385 3.
    «Но какое это должно быть молчание? Люди полагают, что непроизношение звука уже есть молчание. Но для истин- ной мощи молчание должно охватывать и наполнять всё существо. Тогда приходит общение с Высшим Миром и об- разуется усиленная энергия. Мы знаем эти часы прилива энергии. Можно утверждать, что такое молчание есть са- мое высокое напряжение». Надз. 89 4.
    «...Молчание есть знак напряжения. Давно сказано, что ти- шина громче грозы и вихря. Но многие ли поняли это кос- мическое соотношение?» Надз. 681 5.
    «Надо учиться действовать в молчании. Надо понять, что молчание двигает и повелевает и что мощь действия мо- жет быть явлена лишь только в молчании. Истинное дейст- вие всегда совершается в молчании. Надо понять введение принципа молчания во все действия». ГАЙ-1953. 58 6.
    «Молчаливое слово сильнее произречённого. Молчаливая мысль сильнее мысли, выраженной вслух словами».
    ГАЙ-1956. 52 7.
    «Молчаливость и сдержанность – охранители и накопите- ли сил». ГАЙ-1956. 853 8.
    «Молчание – накопитель, слова – расточитель».
    ГАЙ-1957. 471 9.
    «Не поддерживайте спор с незнающими. Явите явное мол- чание, если знаете о невменяемости собеседника. Утвер- ждайте молчанием знание своё».
    Общ. 255 137

    10.
    «Лучше промолчать, нежели неразумно разглашать. Мыс- литель весьма заботился, чтобы Его ученики не выдавали
    Учения напрасно. Строгая дисциплина была установлена, чтобы слово не проникало туда, где оно не могло быть воспринято». Надз. 227 11.
    «Когда увидите, как одним жестом производятся крупные решения, тогда станет ясно, как ценны слова не количест- вом и не внешнею формой, но внутренней сущностью.
    Надо ещё короче говорить. Кузнец не должен дребезжать молотом». ЛСМ. Озар. Ч. 2, VI. 7 12.
    «Научитесь мыслить красиво и кратко. Многие не видят разницы между мыслью для действия или рефлексом моз- га. Нужно уметь пресекать рефлекторные спазмы, которые ведут к полусознательности. Развитие рефлекторной дея- тельности похоже на опьянение. …Яркую, непередаваемую ответственность приносит явление мышления». Общ. 101 13.
    «Нужно приучиться к священной краткости. Не нужно ду- мать, что она достижима легко: в ней выражается и целе- сообразность, и бережность, и уважение, и заострённая сила. ...Можно собрать мощь в одном слове и тем сильнее будет следствие. Не поток, но молния будет символом при- каза. Много внутренних работ должно произвести самое сжатое, самое убеждающее». МО-1. 329 14.
    «Хороша задача – труднейшее объяснить ясно и просто и глубочайшее – кратко и исчерпывающе. Глубина, крат- кость и простота евангельских формул пусть послужит примером. Как бы масса материала сгущается в краткую, чеканную форму. …В двух-трёх словах, в краткой формуле можно собрать огромную силу сгущённого кристаллизо- ванного Света». ГАЙ-1954. 11 15.
    «Чёткость, ясность и краткость выражаемых мыслей дос- тупна немногим. Это качество мыслей можно ещё углуб- лять, и до такой степени, чтобы мысль приобрела крат- кость чеканной формулы. …Надо учиться мыслить чётко, кратко и красиво». ГАЙ-1970. 250 16.
    «Значение важно, не форма. …Краткость будет признаком преуспеяния». ЗнАЙ. 284 138

    1   ...   9   10   11   12   13   14   15   16   ...   31


    написать администратору сайта