Главная страница
Навигация по странице:

  • Посадил сыновей наместниками в городах (ПВЛ)

  • Упорядочивание языческого пантеона богов

  • Принятие христианства Владимиром

  • И спросил Владимир: „Где примем крещение». Они же сказали: „Где тебе любо»

  • Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, – сам крещусь!»

  • : „Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи»

  • Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят – в Василеве, а другие и по-иному скажут. Принятие христианства на Руси

  • „Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом».

  • Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных. Конец X – XII вв

  • Борьба с печенегами и образование Переяславля

  • Политика князя Владимира. Начало чеканки монет на Руси


    Скачать 30.2 Kb.
    НазваниеНачало чеканки монет на Руси
    Дата29.03.2022
    Размер30.2 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаПолитика князя Владимира.docx
    ТипДокументы
    #424713

    Начало чеканки монет на Руси

    Период конца X — первой половины XI века считается временем расцвета Киевской Руси. На эту эпоху приходится княжение таких выдающихся деятелей Древнерусского государства, как Владимир I (980—1015) и Ярослав Мудрый (1019—1054). Именно при них на Руси впервые начали чеканить собственные золотые и серебряные монеты, получившие названия златники и сребреники.

    Древнерусские сребреники чеканились в очень короткий промежуток времени — между 989 и 1018 годами, то есть на протяжении всего нескольких десятилетий.

    Первый выпуск сребреников относился ко временам княжения Владимира I. На оборотной стороне монет этой серии помещено изображение Христа. Это свидетельствует о том, что выпуск состоялся после 989 года — даты крещения Руси. На лицевой стороне сребреников второго, третьего и четвёртого видов отчеканено имя князя Владимира I: «Владимир на столе (то есть на престоле), а се его сребро». Изображение Христа на оборотной стороне заменено большим трезубцем — знаком Рюриковичей, к роду которых относились киевские князья.

    Златники более редки. Они чеканились, по всей видимости, в течение ещё более короткого периода — нескольких лет. На лицевой стороне всех золотых монет отчеканен портрет Владимира I — в шапке, украшенной подвесками и увенчанной крестом. В правой руке князь также держит крест. Над его левым плечом расположен знак рода Рюриковичей — трезубец. Златники выпускались двух типов. Первый содержал надпись «Владимир на столе», второй — «Владимир, а се его злато». На оборотной стороне всех златников изображён Христос и отчеканена надпись «Исус Христос».

    Долгое время историки отказывались видеть в златниках и сребрениках Древней Руси деньги, полагая, что их применяли только как медали или печати. Однако впоследствии, после открытия нескольких крупных кладов, стало понятно, что они все-таки использовались и как деньги. В этих кладах они соседствовали с другими монетами и носили явные следы нахождения в обращения (были стёртыми и имели царапины).

    Посадил сыновей наместниками в городах (ПВЛ)

    «Владимир же был просвещен сам, и сыновья его, и земля его. Было у него двенадцать сыновей: Вышеслав, Изяслав, Святополк и Ярослав, Всеволод, Святослав, Мстислав, Борис и Глеб, Станислав, Позвизд, Судислав. И посадил Вышеслава в Новгороде, Изяслава в Полоцке, а Святополка в Турове, Ярослава в Ростове. Когда же умер старший Вышеслав в Новгороде, посадил Ярослава в Новгороде, а Бориса в Ростове, а Глеба в Муроме, Святослава в Древлянской земле, Всеволода во Владимире, Мстислава в Тмуторокани. И сказал Владимир: «Это плохо, что мало городов вокруг Киева». И стал ставить города на Десне, и по Остру, и по Трубежу, и по Суле, и по Стугне. И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними и побеждал их.»

    Упорядочивание языческого пантеона богов

    И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, и Хорса, Дажьбога, и Стрибога, и Симаргла, и Мокошь. И приносили им жертвы, называя их богами, и приводили своих сыновей и дочерей, и приносили жертвы бесам, и оскверняли землю жертвоприношениями своими. И осквернилась кровью земля Русская и холм тот. Но преблагой Бог не захотел гибели грешников, и на том холме стоит ныне церковь святого Василия, как расскажем об этом после. Теперь же возвратимся к прежнему. Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу

    Принятие христианства Владимиром

    В год 6495 (987). Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им: „Вот приходили ко мне болгары, говоря: „Прими закон наш». Затем приходили немцы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя, и многое говорили, рассказывая от начала мира, о бытии всего мира. Мудро говорят они, и чудно слышать их, и каждому любо их послушать, рассказывают они и о другом свете: если кто, говорят, перейдет в нашу веру, то, умерев, снова восстанет, и не умереть ему вовеки; если же в ином законе будет, то на том свете гореть ему в огне. Что же вы посоветуете? что ответите?». И сказали бояре и старцы: „Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит. Если хочешь поистине все разузнать, то ведь имеешь у себя мужей: послав их, разузнай, у кого какая служба и кто как служит Богу». И понравилась речь их князю и всем людям; избрали мужей славных и умных, числом 10, и сказали им: „Идите сперва к болгарам и испытайте веру их». Они же отправились, и, придя к ним, видели их скверные дела и поклонение в мечети, и вернулись в землю свою. И сказал им Владимир: „Идите еще к немцам, высмотрите и у них все, а оттуда идите в Греческую землю». Они же пришли к немцам, увидели службу их церковную, а затем пришли в Царьград и явились к царю. Царь же спросил их: „Зачем пришли?». Они же рассказали ему все. Услышав это, царь обрадовался и в тот же день сотворил им почести великие. На следующий же день послал к патриарху, так говоря ему: „Пришли русские разузнать о вере нашей, приготовь церковь и клир и сам оденься в святительские ризы, чтобы видели они славу Бога нашего». Услышав об этом, патриарх повелел созвать клир, сотворил по обычаю праздничную службу, и кадила взожгли, и устроили пение и хоры. И пошел с русскими в церковь, и поставили их на лучшем месте, показав им церковную красоту, пение и службу архиерейскую, предстояние дьяконов и рассказав им о служении Богу своему. Они же были в восхищении, дивились и хвалили их службу. И призвали их цари Василий и Константин, и сказали им: „Идите в землю вашу», и отпустили их с дарами великими и с честью. Они же вернулись в землю свою. И созвал князь бояр своих и старцев, и сказал Владимир: „Вот пришли посланные нами мужи, послушаем же все, что было с ними», – и обратился к послам: „Говорите перед дружиною». Они же сказали: „Ходили в Болгарию, смотрели, как они молятся в храме, то есть в мечети, стоят там без пояса; сделав поклон, сядет и глядит туда и сюда, как безумный, и нет в них веселья, только печаль и смрад великий. Не добр закон их. И пришли мы к немцам, и видели в храмах их различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали – на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом, – знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре: „Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей». И спросил Владимир: „Где примем крещение?». Они же сказали: „Где тебе любо»

    И когда прошел год, в 6496 (988) году пошел Владимир с войском на Корсунь, город греческий, и затворились корсуняне в городе. И стал Владимир на той стороне города у пристани, в расстоянии полета стрелы от города, и сражались крепко из города. Владимир же осадил город. Люди в городе стали изнемогать, и сказал Владимир горожанам: „Если не сдадитесь, то простою и три года». Они же не послушались его, Владимир же, изготовив Нестор Летописец: «Повесть временных лет» 35 войско свое, приказал присыпать насыпь к городским стенам. И когда насыпали, они, корсунцы, подкопав стену городскую, выкрадывали подсыпанную землю, и носили ее себе в город, и ссыпали посреди города. Воины же присыпали еще больше, и Владимир стоял. И вот некий муж корсунянин, именем Анастас, пустил стрелу, написав на ней: „Перекопай и перейми воду, идет она по трубам из колодцев, которые за тобою с востока». Владимир же, услышав об этом, посмотрел на небо и сказал: „Если сбудется это, – сам крещусь!». И тотчас же повелел копать наперерез трубам и перенял воду. Люди изнемогли от жажды и сдались. Владимир вошел в город с дружиною своей и послал к царям Василию и Константину сказать: „Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу». И, услышав это, опечалились цари, и послали ему весть такую: „Не пристало христианам выдавать жен за язычников. Если крестишься, то и ее получишь, и царство небесное восприимешь, и с нами единоверен будешь. Если же не сделаешь этого, то не сможем выдать сестру за тебя». Услышав это, сказал Владимир посланным к нему от царей: „Скажите царям вашим так: я крещусь, ибо еще прежде испытал закон ваш и люба мне вера ваша и богослужение, о котором рассказали мне посланные нами мужи». И рады были цари, услышав это, и упросили сестру свою, именем Анну, и послали к Владимиру, говоря: „Крестись, и тогда пошлем сестру свою к тебе». Ответил же Владимир: „Пусть пришедшие с сестрою вашею и крестят меня». И послушались цари, и послали сестру свою, сановников и пресвитеров. Она же не хотела идти, говоря: „Иду, как в полон, лучше бы мне здесь умереть». И сказали ей братья: „Может быть, обратит тобою Бог Русскую землю к покаянию, а Греческую землю избавишь от ужасной войны. Видишь ли, сколько зла наделала грекам Русь? Теперь же, если не пойдешь, то сделают и нам то же». И едва принудили ее. Она же села в корабль, попрощалась с ближними своими с плачем и отправилась через море. И пришла в Корсунь, и вышли корсунцы навстречу ей с поклоном, и ввели ее в город, и посадили ее в палате. По божественному промыслу разболелся в то время Владимир глазами, и не видел ничего, и скорбел сильно, и не знал, что сделать. И послала к нему царица сказать: „Если хочешь избавиться от болезни этой, то крестись поскорей; если же не крестишься, то не сможешь избавиться от недуга своего». Услышав это, Владимир сказал: „Если вправду исполнится это, то поистине велик Бог христианский». И повелел крестить себя. Епископ же корсунский с царицыными попами, огласив, крестил Владимира. И когда возложил руку на него, тот тотчас же прозрел. Владимир же, ощутив свое внезапное исцеление, прославил Бога: „Теперь узнал я истинного Бога». Многие из дружинников, увидев это, крестились. Крестился же он в церкви святого Василия, а стоит церковь та в городе Корсуни посреди града, где собираются корсунцы на торг; палата же Владимира стоит с края церкви и до наших дней, а царицына палата – за алтарем. После крещения привели царицу для совершения брака. Не знающие же истины говорят, что крестился Владимир в Киеве, иные же говорят – в Василеве, а другие и по-иному скажут.

    Принятие христианства на Руси

    После всего этого Владимир взял царицу, и Анастаса, и священников корсунских с мощами святого Климента, и Фива, ученика его, взял и сосуды церковные и иконы на благословение себе. Поставил и церковь в Корсуни на горе, которую насыпали посреди города, выкрадывая землю из насыпи: стоит церковь та и доныне. Отправляясь, захватил он и двух медных идолов и четырех медных коней, что и сейчас стоят за церковью святой Богородицы и про которых невежды думают, что они мраморные. Корсунь же отдал грекам как вено за царицу, а сам вернулся в Киев. И когда пришел, повелел опрокинуть идолы – одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его палками. Делалось это не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе, – чтобы принял он возмездие от людей. „Велик ты, Господи, и чудны дела твои!». Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И, притащив, кинули его в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: „Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его». Они же исполнили, что им было приказано. И когда пустили Перуна и прошел он пороги, выбросило его ветром на отмель, и оттого прослыло место то Перунья отмель, как зовется она и до сих пор. Затем послал Владимир по всему городу сказать: „Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Услышав это, с радостью пошли люди, ликуя и говоря: „Если бы не было это хорошим, не приняли бы этого князь наш и бояре». На следующий же день вышел Владимир с попами царицыными и корсунскими на Днепр, и сошлось там людей без числа. Вошли в воду и стояли там одни до шеи, другие по грудь, молодые же у берега по грудь, некоторые держали младенцев, а уже взрослые бродили, попы же, стоя, совершали молитвы.

    В год 6497 (989). После этого жил Владимир в христианском законе, и задумал создать церковь пресвятой Богородице, и послал привести мастеров из Греческой земли. И начал ее строить, и, когда кончил строить, украсил ее иконами, и поручил ее Анастасу Корсунянину, и поставил служить в ней корсунских священников, дав ей все, что взял перед этим в Корсуни: иконы, сосуды и кресты.

    Устав князя Владимира Святославича о десятинах, судах и людях церковных. Конец X – XII вв

    1. В имя отца и сына и святого духа.

    2. Се яз, князь великий Василей, нарицаемыи Володимер[1], сын Святославль[2], внук Игорев[3] (и) блаженыа княгини Ольгы[4], усприал еcмь крещение святое от греческых цареи Констянтина и Василея[5] и Фотея[6] патриарха, взях первого митрополита Михаила[7] на Киев, иже крести всю землю Рускую.

    3. И по том летом минувшим, создах церковь святую богородицю[8] и дах десятину[9] к ней во всеи земли Рускои княжения от всего суда 10-тыи грош, ис торгу 10-тую неделю, из домовь на всякое лето 10-е всякого стада и всякого живота чюднои матери божии и чудному Спасу. 

    4. И по том возрех в греческии номоканун[10] и обретох в нем[11], юже не подобает сих тяж и судов судити князю, ни бояром, ни судьям его.

    5. И сгадав со своею княгиною Анной[12] и со своими детьми, дал есмь святой Богородици и митрополиту и всем епископом. 

    6. А ты не ступают ни дети мои, ни внуци мои, ни род мои в люди церковныя и во все суды[13].

    7. И по всем городом дал есмь, и по погостом, и по свободам[14], где крестьяне[15] суть.

    8. А кто вступит на мое дание, суд мне с тем пред богом, а митрополиту проклинати его сбором[16].

    9. Дал есмь: роспусты[17], смильное[18], заставание[19], умыкание[20], пошибание[21], промежи мужем и женою о животе[22], или о племени, или о сватовстве поимутся[23], ведство[24], урекание[25], узлы[26], зелье[27], еретичество, зубоядение[28], иже отца и матерь бьют, или сын и дочи бьетася, иже истяжаются о задници[29].

    10. Митрополичи люди церковныи: игумен, игумениа, (поп, попадья[30]), поповичеве, чернець, черница, дьякон, дьяконовая, проскурница[31], пономарь[32], вдовица, калика, стороник, задушный человек[33], прикладник[34], хромець, слепец, дьяк и все причетници церковныи.

    11. Аще их кто внидет в вину, судити тех митрополиту и епископом опрочи мирян[35]

    Российское законодательство Х-ХХ веков. Т. 1. М., 1984. С. 139-140

    [1] Владимир (I) Креститель (Святой, Красное Солнышко, крещён как Василий) (ок. 960 – 1015) – русский князь, третий (согласно летописи, по мнению некоторых историков второй) сын киевского князя Святослава Игоревича от рабыни Малуши. Княжил в Новгороде (970-980) и Киеве (с 978 или 980, победив с помощью шведских наёмников старшего брата Ярополка). Подчинил киевской власти вятичей и белых хорватов, окончил подчинение радимичей. Сделал князьями основных городов Руси своих сыновей (вместо племенных старейшин). Провёл 2 религиозные реформы: в начале пытался унифицировать язычество, затем сделал государственной религией Руси христианство (988). В его княжение стала распространяться грамотность, началось каменное строительство.

    [2] Святослав (942 (согласно летописи) – 972) – киевский князь с 945, сын князя Игоря Старого и Ольги. Разгромил Хазарский каганат, безуспешно пытался утвердиться на Дунае. Погиб в бою с печенегами.

    [3] Игорь Старый (ок. 878-945) – согласно Повести временных лет киевский князь с 912 г. Убит древлянами.

    [4] Ольга (ок. 890 (согласно летописи) – 969) – русская княгиня, жена Игоря и мать Святослава, правила от его имени с 945 по начало 960-х гг. Первая достоверно известная правительница Руси. Упорядочила взимание дани. В 957 или 955 приняла христианство.

    [5] Константин VIII (960-1028) – византийский император с 962 (до 1025 младший соправитель своих родственников, затем правящий). Василий II Болгаробойца (958-1025) – брат Константина, византийский император с 960 (до 976 младший соправитель, затем правящий). В результате длительных войн завоевал I Болгарское царство, обеспечил присоединение к империи Армении. Предоставил значительные торговые привилегии Венеции. Указание младшего соправителя перед старшим (а в некоторых списках и одного Константина) может объясняться редактированием Устава в правление

    [6] Фотий (ок. 820 – 896) – византийский богослов (один из "отцов церкви"), учитель просветителя славян Константина (Кирилла), константинопольский патриарх в 858-867 и 877-886. Вступил в конфликт с римской церковью, впервые обвинив её в ереси за добавление к символу веры ("filioque"). В его окружном послании 867 г. говорилось о добровольном принятии христианства русами.

    [7] Михаил (ум. в 991) – византийский церковный деятель, по происхождению сириец (по другой версии болгарин или серб). Первый киевский митрополит (с 989).

    [8] Десятинная церковь Богородицы в Киеве – первая каменная церковь на Руси. Была заложена в 989-991, построена в 996 г. Разрушена при взятии города монголами в 1240. Вновь сооружена в 1828-1842 гг., снесена в 1928.

    [9] Т.е. 1/10 доходов. Из-за этого церковь стала именоваться Десятинной.

    [10] Номоканоны – византийские сборники церковных правил, составленные в VI-VII вв. и впоследствии дополнявшиеся.

    [11] Т.е. прочтя в нём.

    [12] Анна (963-1011 или 1012) – дочь византийского императора Романа II и императрицы Феофано, сестра Василия II и Константина VIII (см. примечание 5), жена (с 988 или 989) Владимира Святославича. Сватовство к ней послужило поводом принятия Владимиром, а затем и Русью христианства. Активно способствовала этому. Не имела сыновей.

    [13] Имеются в виду церковные суды.

    [14] Свободы (слободы) – поселения, освобождённые (отсюда название) от каких-либо повинностей.

    [15] Т.е. христиане.

    [16] Сбор (здесь) – церковный собор. Предполагается, что эта статья завершает текст, изданный Владимиром.

    [17] Роспусты – разводы.

    [18] Смильное – внебрачная связь.

    [19] Заставание – нарушение супружеской верности, доказанное свидетельскими показаниями.

    [20] Умыкание – похищение девушки для брака.

    [21] Пошибание – изнасилование.

    [22] Т.е. имущественные споры между мужем и женой.

    [23] Т.е. запрещённые браки между родственниками или свойственниками.

    [24] Ведство – колдовство.

    [25] Урекание – оскорбление, клевета.

    [26] Узлы (здесь) – изготовление амулетов.

    [27] Зелье – изготовление ядов и колдовских зелий.

    [28] Зубоядение – укусы. Рассматривались как оскорбление или способ колдовства (наведение порчи).

    [29] Задница (здесь) - наследство. По другим источникам (ст. 108 Пространной редакции Русской правды) в определённых случаях эти дела могли вести и светские суды.

    [30] В некоторых списках пропущены. Возможно, это объясняется существованием в западнорусских землях (Литовском великом княжестве) права землевладельцев (собственников церквей) судить их священников.

    [31] Проскурница – просвирница (женщина, пекущая священные хлебцы – просвиры).

    [32] В другом варианте паломник.

    [33] Задушный человек – невольник, освобождённый по завещанию своего хозяина.

    [34] Значение термина неизвестно.

    [35] Опрочи мирян – возможно, без участия светских свидетелей и т.п.

    Борьба с печенегами и образование Переяславля

    Въ лето 6500.
    Иде на Хорваты. Пришедшю бо ему с войны хорватьскыя, и се печенези придоша по оной стороне от Сулы, Володи меръ же поиде противу имъ. И срете и на Трубеши ни броде, кде ныне Переяславль. И ста Володимеръ на сей стороне, а печенези на оной, и не смяху си на ону страну, ни они на сю страну. И приеха князь печенежьскый к реке, возва Володимера и рече ему: «Вы пусти ты свой мужь, а я свой, да ся борета. Да аще твой мужь ударить моимь, да не воюемъ за три лета. Аще ли нашь мужь ударить, да воюемъ за три лета». И разидостася разно. Володимеръ же, приде въ товары, посла биричи по товаромъ, глаголя: «Нету ли такого мужа, иже бы ся ялъ с печенежиномь?» И не обретеся никдеже. Заутра приехаша печенези, и свой мужь приведоша, и въ наших не бысть. И поча тужити Володимеръ, сля по всем воемъ. И приде единъ старъ мужь ко князю и рече ему: «Княже! Есть у мене единъ сынъ меншей дома, а с четырми есмь вышелъ, а онъ дома. От детьства бо его несть кто имъ ударилъ. Единою бо ми и сварящю, и оному мьнущю усние, разгневавъся на мя, преторже ереви рукама». Князь же, се слышавъ, радъ бысть, [и] посла понь, и приведоша и́ ко князю, и князь поведа ему вся. Се же рече: «Княже! Не веде, могу ли ся, и да искусить мя: нету ли быка быка велика и силна?» И налезоша быкъ великъ и си ленъ, и повеле раздраждити быка, возложиша на нь железа горяча, и быка пустиша. И побеже быкъ мимо и, и похвати быка рукою за бокъ и выня кожю с мясы, елико ему рука зая. И рече ему Володимеръ: «Можеши ся с ни[мъ] бороти». И наутрия придоша печенези, почаша звати: «Не ли мужа? Се нашь доспелъ». Володимеръ же повеле той нощи въ оружь, и приступиша ту обои. Выпустиша печенези мужь свой, бе бо превеликъ зело и страшенъ. И выступи мужь Володимерь, и узреи печенезинъ и посмеяся, - бебо средний теломь. И размеривше межи обема полкома,пустиша я к собе. И ястася, почаста крепо держати, и удави печенезина в руку до смерти. И удари имь о землю. И кликнуша и печенези, побегоша, и русь погнаша по нихъ, секуще, и прогнаша я. Володимеръ же, радъ бывъ, заложи городъ на броте томь и нарче и́ Переяславль, занеперея славу отроко тъ.


    написать администратору сайта