анализ сказки. Анализ сказки!!!. Национальные сказки. Классификация сказок
Скачать 227.55 Kb.
|
Занятие 3 Тема: Национальные сказки. Классификация сказок. Цель: определение сказки как жанра, основные темы сказок, идеи, функции; раскрытие специфических особенностей тематических групп сказок, их речевых особенностей; развитие умения отличать сказки по тематическим группам, определять жанровое своеобразие; воспитание любви к русскому фольклору. Прочитать материал лекции, составить конспект, зафиксировав следующие моменты: Что такое сказка, ее особенности как жанра. Классификацию сказок. Отличительные особенности каждого вида. Сказка как ведущий жанр устного народного творчества Сказка весьма популярный жанр устного народного творчества, жанр эпический, прозаический, сюжетный. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, нередко таинственные и страшные события, действие же имеет приключенческий характер. СКАЗКА - один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. Фольклорная сказка отвечает трём требованиям фольклорной бытийности (общефольклорные признаки): Устность. Коллективность. Анонимность. Особенности сказки: Отличается многоэпизодичностью. Законченность, драматическая напряжённость, чёткость и динамичность развития сюжета. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своей цели. Сказке свойственен счастливый конец. В произведениях этого жанра всё сосредоточено вокруг основного персонажа и его судьбы. Сказка отличается строгой формой, обязательностью определённых моментов, а также устойчивостью компонентов. В ней почти не даётся картин природы и быта, действие как бы обнажено. Она не имеет таких замедляющих действие элементов, как былин, но ей присущи почти постоянные композиционные особенности: зачины и концовки, повторения эпизодов, трёхступенчатое строение сюжета, введение персонажей, животных и предметов, обычно чудесных, которые помогают герою достигать цели. Композиция сказки. Композиция сказки: 1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”). 2. Основная часть. 3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”). Фольклорная сказка имеет свою специфическую поэтику, в установлении которой настаивал Никифоров А. И. и Пропп В. Я.. Тексты данного жанра, строятся с помощью установленных традицией клише: Сказочные формулы — ритмизованные прозаические фразы: «Жили-были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…» — сказочные инициалы, зачины; «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается» — срединные формулы; «И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, да в рот не попало», «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», — сказочная концовка, финал; «Общие места» — кочующие из текста в текст разных сказочных сюжетов целые эпизоды: Приход Ивана-царевича к Бабе-Яге, где проза перемежается с ритмизованными местами: Клишированное описание портрета — «Баба-Яга, костяная нога»; Клишированные формульные вопросы-ответы — «куда путь-дорогу держишь», «встань ко мне лицом, к лесу задом», и т. д.; Клишированное описание места действия: «на калиновом мосту, на реке смородиновой»; Клишированное описание действий: перемещение героя на «ковре-самолёте»; Общефольклорные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец». От других прозаических жанров (преданий и легенд), сказка отличается более развитой эстетической стороной, что проявляется, мы бы сказали в установке на увлекательность, которая сочетается с известной поучительностью. Эстетическое начало, кроме того, проявляется и в идеализации положительных героев, ярком изображении «сказочного мира», удивительных существ и предметов, чудесных явлений, романтической окраске событий. Народ разработал три основных вида сказочных повествований: о животных, волшебные сказки и социально-бытовые. Каждый из этих видов имеет свой круг сюжетов, свои темы, образы и поэтику. В единый фольклорный жанр их объединяет фантастика. Она является основным средством воплощения идейного замысла сказочника. Без фантастики невозможна и немыслима сказка. Сказки о животных. В детский быт и детское чтение входят сказки о животных. Они составляют десятую часть всего русского сказочного репертуара и насчитывает около пятидесяти сюжетов. Сказкам о животных свойственны образность и стремление запечатлеть реальный облик зверей. Их возникновение связано с эпохой падения мифологических представлений народа о жизни, когда человек стал покорять природу, приручать животных. Поэтому в животном эпосе прозаически освещаются некогда обожествляющиеся человеком звери. С развитием классовых отношений и классовой борьбы появилась и сатирическая трактовка зверей, которые стали восприниматься как определённые социальные типы людей. Многие сказки о животных аллегоричны. Этому способствовал тот факт, что каждый из персонажей-животных переходит из сказки в сказку, сохраняя неизменную характеристику и действуя в устойчивых сюжетных формах. Лиса, волк, медведь олицетворяют ненавистных народу лиходеев бояр, дворян и помещиков. Каждый из них плутует и обманывает по-своему. Лиса, волк и медведь воплощают мораль «хозяев» жизни. Положительными героями-животными чаще всего являются зайчик, мышь, лягушка, ворона, дятел, дрозд и особенно кот: Котофей Иванович, кот-красавец, кот - баюн, гусельник. Своеобразны художественные особенности так называемых ребячьих сказок о животных. Сюжет их можно сформулировать чуть ли не одной фразой: например, колобок убегает из дома, и его съедает лиса, тетерев захотел дом строить, а потом раздумал. Ряд сказок о животных народ создал и специально для детей. К ним относятся все «цепные» сказки: «Терем мухи», «Лисичка со скалочкой», «Репка», «Петушок и бобовое зёрнышко», «Кочеток и курочка». Сказки о животных подготавливают ребёнка к восприятию более сложных форм народного творчества. Беседа об особенностях сказок о животных: - охарактеризовать круг основных образов, нравственную и социальную проблематику данной группы сказок; - охарактеризовать речевые особенности животного эпоса (роль устойчивых словесных формул, уменьшительных и увеличительных суффиксов, постоянных эпитетов, инверсий и др. Волшебные сказки занимают одну пятую часть русского сказочного фольклора, насчитывая около ста пятидесяти сюжетов. Именно волшебные сказки ученные относят к самым характерным классическим формам сказочной поэзии народа. В них создан особый сказочный мир, чудесно преобразующий всё реальное и земное, особый тип сказочного героя - идеального выразителя народных стремлений. Здесь постоянно проходят волшебные превращения, оживают мёртвые, появляются многочисленные чудесные помощники и противники героя. Волшебная сказкаВ основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее (царь с царицей и т. д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствуют мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, то есть отправка героя из дома. Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего. Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются). Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале. В. Я. Пропп выделяет набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей: антагониста (вредителя), дарителя помощника царевны или её отца отправителя героя ложного героя. Следует выделить цикл волшебных сказок, имеющих особое отношение к народной педагогике. Сказки «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Морозко» несомненно обработаны, а возможно, и специально созданы народными сказочниками для детей. Социально- бытовые сказки. Позднее животного и волшебного эпоса возникли сатирико-бытовые сказки: они отразили дальнейший рост вольнолюбия и критицизма народа, дальнейший рост реалистических тенденций его устно-поэтического творчества. Действие сатирико-бытовой сказки протекает в реальной бытовой обстановке русской деревни. В ней нет волшебных образов, предметов, превращений. Её положительный герой (мужик, батрак, солдат) побеждает врагов (царя, барина, попа, купца, кулака) не с помощью чудес. А благодаря своим умственным и нравственным качествам. Но побеждает всегда и везде. Побеждает вопреки тому, что в действительности народ оставался угнетённым. Народ и здесь рисовал социальную утопию. Социально бытовые сказки очень коротки: в центре сюжета как правило - один эпизод, действие развивается быстро, нет повторения эпизодов, события, которые служат предметом повествования, можно определить, как нелепые, смешные, странные, необычные, хотя они совершаются в правдоподобной жизненной обстановке. В этом типе сказок широко развит комизм поступков и словесный комизм, что делает их сатирическим, ироническим и юмористическим. Повествование очень простое. Развит диалог изложение от лица условного рассказчика, который выполняет роль пояснений и ремарок. Темой одной группы сказок служит социальная несправедливость: темой другой служат людские «пороки», в них осмеивают ленивые, глупые, упрямые. В зависимости от этого и различаются в социально-бытовых сказках две разновидности: в одной больше социальных конфликтов, в другой- бытовых конфликтов. Полны неподдельного юмора антипоповские сказки. Они также говорят о жгучей ненависти народа к своим угнетателям. Поп наглый эксплуататор, для детей поучительна сказка «Поп и его работник», близкая по своей идее к пушкинской «Сказке о попе и работнике его Балде». Сатирико-бытовые сказки используются в воспитательных целях реже других видов народно-сказочных повествований. Их немного и в фольклорных сборниках. Баба Яга - один из самых древних персонажей русских сказок. Это страшная и злая старуха Сказки кумулятивного типа и докучные сказки. Докучные сказки - Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. «Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?» Задание 2. Выполнить практическую работа «Анализ сказки» по плану. План. Название сказки. Особенности жанра. Композиция. Определите тематическую группу сказки: а) сказки о животных: - охарактеризовать круг основных образов, нравственную и социальную проблематику данной группы сказок; - охарактеризовать речевые особенности животного эпоса (роль устойчивых словесных формул, уменьшительных и увеличительных суффиксов, постоянных эпитетов, инверсий и др.) б) Сказки волшебные: жанровые особенности; распространенный мотив и сюжет; охарактеризовать «темный» и «светлый» мир этой группы; своеобразие положительного героя волшебной сказки; показать особенности языка волшебной сказки (устойчивые речевые формулы, постоянные эпитеты, сращенные синонимы(путь-дороженька) тавтология (чудо-чудное, диво-дивное). и др.); в) Бытовые сказки (основные темы, сюжеты, главные герои). Композиция сказки. 3.Тема сказки (о чем) 4. Идея сказки ( что хотели донести? Зачем?) |