Главная страница
Навигация по странице:

  • Категория интернет-аудитории Процентный показатель населения страны, %

  • 2.2. Технология воспитания принципов социальной активности через сетевое общение

  • Гуляшинова 49,73. Направление 44. 03. 05 Педагогическое образование Профиль


    Скачать 250 Kb.
    НазваниеНаправление 44. 03. 05 Педагогическое образование Профиль
    Дата16.05.2022
    Размер250 Kb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаГуляшинова 49,73.doc
    ТипПротокол
    #531996
    страница2 из 3
    1   2   3
    Глава II. Педагогические технологии формирования правил общения в социальных сетях (на материалах курса обществознания)

    2.1. Механизм формирования социальных установок молодежи в социальных сетях

    Достаточно поверхностно рассмотреть вопрос социальных сетей, чтобы понять, что условия, которые они предлагают для коммуникации достаточно специфичны и отличаются от тех, которые привычны  в реальной действительности1.

    Ключевое понятие данного параграфа выпускной квалификационной работе – это «механизм», в данном случае речь пойдёт о механизме формирования социальных установок индивида или социальных групп как о системе закономерностей (причинно-следственных связей), реализующихся в особой среде интернет-пространства и виртуальных социальных сетей.

    Не менее важным выступает «социальная установка» или аттитюд (от англ. attitude – отношение), которую можно определить как предрасположенность субъекта к реализации определенного социального поведения или совершения определенного социального действия. Данный термин расположен на стыке социологии и психологии, так как предметом первой выступает непосредственно внешняя форма реализации социальных установок и их воздействия на общественные отношения, а второй – формирование соответствующих позиций в сознании индивида (рационального и иррационального элементов).

    Ранее в выпускной квалификационной работе нами приводились имена У. Томаса, Ф. Знанецкого, которые стояли у истоков понятия социальной установки и фактически стали его авторами, определив как переживание субъектом (ощущение определенных эмоций и формирование определенных рациональных позиций) ценности, значения и смысла какого-либо социального объекта (явления).2

    Структурно социальная установка довольно сложна, что и предопределяет её как комплексный объект, который может подвергаться исследованиям из разных областей знания. В середине XX в. М. Смит сформулировал такую структуру социальной установки1:

    1. Когнитивный компонент (рациональность).

    2. Аффективный компонент (эмоции).

    3. Поведенческий компонент (конкретные действия субъекта).

    Структура представляет собой не просто совокупность элементов, но и систему с устойчивыми взаимосвязями между собой, где рациональный и эмоциональный компонент находятся в прямой взаимозависимости друг от друга, а последний (поведенческий) является логичным следствием от соотношения и содержания первых двух.

    Существует множество подходов к феномену механизма формирования социальных установок, среди которых можно выделить пять основных:

    Бихевиористский или поведенческий подход. Данный подход строится преимущественно на принципах материализма, устанавливая в качестве наиболее значимого элемента в формировании социальной установки объективные факторы окружающей действительности. Социальная установка в этом случае выступает лишь связующим элементом, необходимым для того, чтобы причина (конкретный объективный факт) реализовалась в следствие в рамках этой же объективной реальности. Наиболее значимая черта этого подхода состоит в том, что человек не приобретает полноценных свойств субъекта, так как участие его воли в формировании и реализации социальной установки сведено к минимуму или вовсе отсутствует.

    Мотивационный подход.  В данном подходе  устанавливается  прямая зависимость формирования социальной установки от воли человека, который способен принимать рациональное, осознанное решение, а равно и действовать как полноценный субъект в зависимости от того, какую оценку индивид дает тому или ином объекту, или явлению либо в зависимости от того, какие преимущества он может получить или какой ущерб понести1.

    Когнитивный подход. Авторы данного подхода устанавливают двойственность, выражающуюся в понятиях социальной установки (аттитюда) и когниции, под которой понимается процесс обработки информации в сознании субъекта. Предполагается, что субъект стремится к поддержанию баланса между своими мыслями, эмоциями и поступками, в зависимости от формального и содержательного соотношения которых и действует механизм формирования социальной установки2.

    Структурный подход. В рамках данного подхода социальная установка является элементом, необходимым для существования и реализации межсубъектных социальных отношений. Формально этот подход имеет сходство с бихевиористским, однако его отличие в том, что социальная установка меняется не из-за объективного фактора, а по причине соотношения субъектом своего аттитюда с аналогичными у субъектов той социальной группы, которой он принадлежит3.

    Генетический подход. Позиции этого подхода носят естественно-научный характер, утверждают, что субъект имеет предрасположенность к формированию определенных социальных установок в зависимости от особенностей его генетического материала (информации, содержащейся в структура ДНК). Безусловно, данный подход не утверждает отсутствие приобретаемых социальных установок, но презюмирует их слабость по отношению к социальным установкам врожденного характера1.

    Анализируя данные подходы, нельзя не отметить, что все они носят  общий  характер и на базовом уровне не выделяют виртуальное пространство как среду особого формирования социальных установок. С другой стороны, вероятно, что для анализа формирования аттитюдов в виртуальных социальных сетях и нет необходимости в создании специального подхода, ведь, так или иначе, оно может быть объяснено каждым из подходов по-своему как частный случай.

    И тем не менее, очевидно, что виртуальная среда предполагает ряд особенностей, которые носят формальный характер и могут быть сформулированы следующим образом:

    Социальные установки, представленные в контексте виртуальных социальных сетей, воспринимаются пользователями посредством социально-психологического механизма, необходимыми элементами которого являются: определённые потребности, удовлетворяемые через формирование стереотипов, подражание и идентификацию, разделенное согласие, раздельное мышление, такие свойства личности как внутренняя непротиворечивость элементов структуры личности, принцип последовательности и механизм рационализации, а также соответствующая структура сообщения.

    Формирование социальных установок происходит через удовлетворяемые в социальных сетях определённые потребности - потребность в повышении и поддержании статуса, потребность в повышении и поддержании самооценки, потребность в идентификации, потребность в успехе.

     Потребности, реализуемые в социальных сетях, обусловливаются социально-психологическими особенностями пользователей: направленность на успех, креативность, собственная значимость и ценность,  делается акцент на «сейчас».

    Механизмы формирования социальных установок современной молодежи в социальных сетях целесообразно рассмотреть на примере существующих и вбирающих в себя ценностную палитру образца молодежи, таких социальных сетей как: «Вконтакте» и Instagram.

    Важным замечанием является то, что наша страна развивается в непосредственной совокупности с интернет-технологиями, что довольно сильно влияет на механизмы формирования современной молодежной культуры и зачастую определяет их ценностно-смысловое содержание. Проблематике и динамике ценностных и смысловых ориентаций молодежи в условиях современности уделяется особое внимание в последнее время. Связан данный аспект с наличием непосредственно условий социально-экономического и духовно-культурного кризиса общества в нашей стране. Такие обстоятельства, как правило порождают переоценку ценностей молодежи, навязыванием ценностей удовольствий и потребительства.

    Как отмечал Ф.А. Колбунов, «раскрепощенные и свободные от идеологической опеки, молодые люди активны в выборе приемлемых для себя форм и стилей жизнедеятельности, постановке целей и выработке ценностной палитры, отвечающей запросам и требованиям современности. В связи с этим ответственность за формирование здоровой духовной культуры падает почти полностью на плечи самой молодежи»1.

    Проведенное исследование в рамках настоящей работы позволило заключить, что молодежь из городов-миллиоников (крупных городов) является наиболее уязвимым сегментом, хотя условия, где они проживают, можно считать наиболее прогрессивными. Данное наблюдение можно объяснить тем, что молодежь в условиях пространственной ориентации урбанистки находится в поиске самовыражения и самоопределения. Также, молодые люди в крупных городах ищут других людей, с которыми они схожи по интересам и увлечениям.

    Такие механизмы формирования социальных установок молодежи в основном определяется спецификой развития городов постсоветского времени в целом. Такого рода механизм влияет на становление, самоопределение современного молодого человека, на формирование его ценностных установок и ориентаций.

    Основным способом, который помогает понять сущность социальных явлений, происходящих в современных условиях является изучение и анализ механизмов формирования социальных установок молодых людей. Процесс исследования механизмов формирования представляет собой инструмент для понимания мировоззрения современного молодого горожанина нашей страны.

    Так, исследователи выделяют «обретение молодежью свободы как необходимого условия плодотворной деятельности, самоутверждения каждого молодого человека и всей социально-демографической группы»1. Все это происходит в связи с изменением механизмов формирования социальных установок у молодых людей.

    Чтобы понять сущность исследуемого вопроса важно обратится к данным статистики, которая отображена в таблице 1.

    Таблица 1

    Доля активной интернет-аудитории России к 2022 году2


    Категория интернет-аудитории

    Процентный показатель населения страны, %

    Процент пользователей интернета, выходящие в Сеть раз в сутки

    67%

    Недельная аудитория

    64%

    Месячная аудитория

    70%

    Годовой прирост интернет-пользователей, выходящих в Сеть раз за месяц

    12%

    Доля суточной аудитории

    8%


    Стоит отметить, что наибольшая потребительская активность контента приходится на возрастную группу 18 – 24 года. В данной категории показатель пользовательской активности около 96%. Множество исследований доказывает, что практически все свое свободное время молодые люди проводят в интернете1.

    Данные статистические показатели еще раз доказывают, что современный мир общения – это мир социальных сетей и интернет-общения. Общение, знакомство, поиск нужной информации, заработок - все это является неотъемлемой составляющей социальных сетей в настоящий момент.

    Молодое поколение, таким образом, зачастую подменяет привычную физическую активность, активности в социальных сетях. Для молодых людей социальные сети – пространство для социальной активности в виртуальной среде.

    Такие обстоятельства непосредственно служат инструментом киберсоциализации пользователей. Все это, несомненно, приводит к изменению жизненных установок молодежи, трансформации ценностно-смыслового ориентира восприятия реального мира, а также созданию и проявлению новых интересов и жизненных приоритетов.

    Вследствие чего, статистика и исследование показывают, что молодежь до 24 лет представляет основное количество пользователей социальных сетей, являющихся социально-активным контингентом.

    В таких условиях, создается скрытая функция сетей – создание своего обособленного мира, в котором существует ряд сообществ и контактов. Мир социальных сетей строится с определенной коммуникативной площадкой, где правила ее существования обозначает создатель страницы.

    Все пользователи социальных сетей выбирают и реализуют для себя определённое направление поведенческого процесса. В таких условиях каждый пользователь может менять вектор своего поведения: блокировать одних посетителей, разрешать посещения другим посетителям и др. Тем самым культивируя для наблюдающих ощущения полноты и активности жизни.

    «По результатам проведенного исследования одного из научных журналов, было установлено, что более половины опрошенных ими респондентов состоят в 40–60 группах, у некоторых респондентов количество групп доходило до 600»1.

    Анализ показал довольно интересное наблюдение: активность пользователей социальных сетей также распространяется на вступление в разной направленности и тематики группы и сообщества.

    На примере социальной сети «Вконтакте», можно заключить, что группы данной сети охватывают практически все сферы жизни человека, особенно молодежи. Самые популярные группы и сообщества: «Смейся до слез», «ЕП», «Четкие приколы», «Лайфхак», «MDK».

    Основу таких сообществ составляет юмор, шутливые истории и посты. Можно отметить, что никакой интеллектуальной нагрузки данные сообщества не несут и нацелены к быстрому пролистыванию новостной ленты. Такие страницы характеризуются долей маргинальности контента, которая выражается в низкоинтеллектуальном юморе, ненормативной лексике.

    Второй категорией групп социальной сети по популярности являются группы под названием «Подслушано» (например, «Подслушано. Иркутск»). В таких группа каждый пользователь может высказать свою точку зрения на любую тему, тем самым выразив свое «я». Такая анонимность служит способом «засорения» группы высказываниями негативного характера.

    К отдельной категории относятся группы, идеологией которых является взаимоотношения полов. Также обособлено стоят группы-цитатники. В соответствии с опросом было отмечено, что больший процент участником таких групп являются девушки.

    Еще одним индикатором формирования личности молодых людей является индивидуальные статусы и записи на «стене». Таким способом пользователи без использования диалога могут проследить новости жизни другого пользователя.

    В социальный сетях еще одним индикатором идентификации личности служит «аватарка». По «аватарке», размещенным фотографиям можно понять какие жизненные события происходят у человека в жизни: свадьба, рождение ребенка, начало отношений и пр.

    А вот размещение грустных постов, как правило, свидетельствует о возможных жизненных неудачах.

    «Анализируя количество «лайков» в группах, было выявлено, что чаще всего «лайкают» картинки и короткие посты, из чего можно сделать предположение, что молодежь в высокой степени подвержена «клиповому сознанию». Они не фокусируются на идеях, а акцентируют внимание лишь на отдельных вспышках, образах»1.

    Таким образом, социальная сеть «ВКонтакте» является образцом ценностной палитры молодежи.

    Постоянное стремление заполучить как можно больше «лайков» распространено в сети Instagram. Именно эта социальная сеть позволяет каждому пользователю, при наличии желания стать популярным. Такая популярность достигается путем размещения фотографий или видеороликов своей жизни.

    Последнее время Instagram приобретает все большую популярность, так как простота размещения фотографий и видеороликов, позволяется делиться со всем миром каждым моментом своей жизни. Также, в Instagram используются «хештеги» по тематике фотографий или видео, которые позволяют распространить свои мгновения жизни по всей планете.

    Многие из молодых людей считают, что благодаря страницы в Instagram можно составить мнение о человеке, без личного общения и беседы. Стоит отметить, что профиль в Instagram как правило это непосредственный проект каждого пользователя. Профиль представляет собой демонстрацию «идеального Я». Путь к «идеальному я» проходит от фотографии к фотографии, но представление о реальности жизни человека сводится к минимуму. Профиль в социальной сети формируется и набором подписок на конкретных людей: звезды спорта, шоу-бизнеса, политики, скандальные личности, блогеры и др.

    Пародия восприятия действительности, подмена ценностных ориентиров – вот что характерно для виртуального мира.

    Еще одной социальной сетью, включающей в себя демонстрацию видеороликов разной направленности является TikTok. Данная социальная сеть представляет собой видеоплатформу с короткими видео от пользователей. TikTok оказывает очень сильное воздействия на мозг и формирует социальные ориентиры. Можно начать с того, что именно данная социальная сеть содержит множество коротких видеороликов, делающие клиповое мышление, а это значит что если вы очень много времени сидите за телефоном и смотрите данную сеть у вас могут быть примерно такие проблемы связанные с мозгом: ухудшение памяти, ухудшение зрения и наверное самое главное изменение мышления.

    На основании изложенного, можно сделать выводы, что социальные сети содержат в себе целый комплекс взаимосвязанных механизмов формирования социальных установок молодежи, которые впоследствии порождают размытость для молодых людей ценностных ориентиров.

    Таким образом, формирование социальных установок в условиях виртуальных социальных сетей происходит по общим законам формирования аттитюдов или по подобиям этих законов, однако главное отличие соответствующего механизма формирования заключается в разном соотношении потребностей виртуального субъекта и реального, что во многом зависит от условий среды его социального взаимодействия.
    2.2. Технология воспитания принципов социальной активности через сетевое общение
    На сегодняшний момент технология воспитания принципов социальной активности через сетевое общение – одна из важных и приоритетных задач педагогической науки. Существующие технологии воспитания принципов социальной активности посредством социальных сетей порождают проблемы инноваций в воспитании.

    Основная миссия педагогической науки современности заключается в обеспечение совокупного подхода педагогической практики и непосредственно классической науки (практико-ориентированность).

    «Стоит отметить, что современное воспитание порождает возможности для овладения человеком необходимыми с точки зрения общества социальными, духовными и эмоциональными ценностями (знаниями, убеждениями, умениями, нормами, отношениями, образцами поведения), которые обеспечивают успешную»1.

    Эффективность технологии воспитания принципов социальной активности через сетевое общение позволит обеспечить успешную социализированность личности.

    А использование такой технологии обуславливается рядом факторов:

    – «возможность получения качественного образования продолжает оставаться одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан, решающим фактором социальной справедливости и политической стабильности;

    – создание и распространение структурных и технологических приемов (таких как сетевое общение) в профессиональном образовании, обеспечивающих высокую мобильность современной экономики»2.

    Многие ученые считают, что на качество образования влияют несколько факторов. Схематически их можно изобразить следующим образом, рисунок 1.

    1   2   3


    написать администратору сайта