Ответы Информационные системы. ответы ис. Например, ис библиотечного обслуживания, резервирования и продажи билетов на
Скачать 170.35 Kb.
|
41. Классифицируйте основные принципы проектирования информационной системы 1. Принцип декомпозиции ("разделяй и властвуй") – принцип решения сложных проблем путем их разбиения на множество меньших независимых задач, легких для понимания и решения. 2. Принцип иерархического упорядочения – принцип организации составных частей проблемы в иерархические древовидные структуры с добавлением новых деталей на каждом уровне. 3. Принцип концептуальной общности заключается в следовании единой философии на всех стадиях жизненного цикла (например, структурный анализ >; структурное проектирование >; структурное программирование >; структурное тестирование). 4. Принцип абстрагирования заключается в выделении существенных элементов системы и отвлечении от несущественных. 5. Принцип формализации заключается в необходимости строгого методического подхода к решению проблемы и описании системы на формальном языке, пригодном для ее анализа, проектирования и разработки, а также автоматизированной генерации кода и БД. 6. Принцип унификации предписывает унифицированное представление и обозначение одного и того же элемента или однотипных элементов в разных моделях. 7. Принцип логической независимости заключается в концентрации внимания на логическом проектировании в целях обеспечения независимости от физической реализации. 8. Принцип многомодельности представляет собой утверждение о том, что никакая единственная модель не может с достаточной степенью адекватности описать различные аспекты сложной системы. 9. Принцип непротиворечивости заключается в согласованности элементов моделей и самих моделей между собой. 10. Принцип информационной закрытости (инкапсуляции) . Согласно этому принципу содержание внутреннего устройства элементов системы должно быть скрыто друг от друга. 11. Принцип полиморфизма – принцип построения элементов модели таким образом, чтобы они могли принимать различные внешние формы или функциональность (поведение) в зависимости от обстоятельств. 42. Сравните порядок использования CASE-средств при прямом и обратном проектировании При прямом проектировании создается логическая модель системы; выбирается конкретный язык программирования или СУБД для построения физической модели, после чего CASE-средство автоматически создает физическую модель системы; дорабатывается физическая модель; выполняется автоматическая генерация текста программы или структуры базы данных на диске; А при обратном - порядок использования CASE-средства обратный – от текста программы или базы данных на диске к логической модели. 43. Приведите схему применения структурного подхода к проектированию информационной системы Этапы: 1. В начале разрабатывается функциональная модель, с помощью которой определяется, для каких целей разрабатывается система, какие функции она будет выполнять. На этой же модели указываются исходная информация, промежуточные и итоговые результаты работы системы. 2. На основе информационных потоков определяется состав и структура необходимых данных, хранимых в системе (строится информационная модель). 3.Далее, с учетом разработанных моделей, создаются процедуры реализации функции., т.е разработка поведенческих моделей 4. На заключительной стадии устанавливается распределение функций по компонентам, необходимое техническое обеспечение и строится модель их распределения по узлам системы. 44. Соотнесите модели AS-IS, TO-BE и SHOULD-BE с этапами организации работы предприятия При разработке функциональной модели, сначала строится модель существующей организации работы AS-IS (как есть) на основе должностных инструкций, приказов, отчетов, нормативной документации и т. д. Далее, найденные в модели недостатки исправляются при создании модели TO-BE (как будет) – модели новой организации работы предприятия. Модель TO-BE нужна для анализа альтернативных путей решения задачи и выбора наилучшего из них. Модель SHOULD-BE (как должно было быть), получается в процессе создания модели TO-BE, которая отличается от неё излишней идеализированностью. В результате получается приукрашенная, искаженная модель, которая несет ложную информацию и которую невозможно в дальнейшем использовать для анализа. Наиболее эффективная технология построения функциональной модели заключается в разработке модели TO-BE на основе предварительно построенных моделей AS-IS и SHOULD-BE. 45. Определите связь между контекстной диаграммой, диаграммой декомпозиции и диаграммой дерева узлов Они все являются диаграмами методологии IDEF0. Связаны они: Контекстная диаграмма, являясь вершиной древовидной структуры диаграмм, показывает назначение системы (основную функцию) и ее взаимодействие с внешней средой. Она может быть только одна в модели. После описания системы в целом проводится разбиение ее на крупные фрагменты(подфункции), т.е происходит функциональная декомпозиция. Диаграммы, которые описывают каждый фрагмент и взаимодействие фрагментов, называются диаграммами декомпозиции. Диаграмма дерева узлов показывает иерархическую зависимость функций (работ), но не связи между ними. Их может быть несколько, поскольку дерево можно построить на произвольную глубину и с произвольного узла. 46. Классифицируйте события, которые могут отображаться в нотации BPMN Все события классифицируются по признакам: по времени наступления. Оно делится на стартовое(инициирует начало процесса), промежуточное(является результатом выполнения процесса.) и конечное событие(все остальные события, возникающие в ходе выполнения процесса). по возможности прерывания выполнения действия (подпроцесса). Оно делится на непрерывающее(стартовое или промежуточное событие,) и прерывающее события(до или после стандартного выполнения действия или требующее его немедленного прекращения в исключительных ситуациях.). по типу результата действия. Делится на событие-инициатор(стартовое или промежуточное событие, возникшее в результате выполнения действия и требующее его последующей обработки.) и событие-результат обработки(промежуточное или конечное событие, возникшее в результате выполнения действия и являющееся итоговым результатом стандартного или нестандартного выполнения процесса.). по причине возникновения (триггеру) 47. Выделите отличия между структурным и объектного-ориентированным проектированием информационных систем Первое отличие этих подходов друг от друга заключается в принципах декомпозиции и структурной организации элементов (компонентов, модулей) системы. Согласно этим принципам система представляет собой структуру, состоящую из четко выраженных модулей, связанных между собой определенными отношениями. При использовании структурного подхода (первый вид декомпозиции) выполняется функциональная (процедурная, алгоритмическая) декомпозиция системы, т. е. она представляется в виде иерархии (дерева) взаимосвязанных функций. На высшем уровне система представляется единым целым с наивысшей степенью абстракции и по мере детализации (добавления уровней) разбивается на функциональные компоненты с более конкретным содержанием. Второй вид декомпозиции – объектно-ориентированный. В рамках этого подхода система разбивается на набор объектов, соответствующих объектам реального мира, взаимодействующих между собой путем посылки сообщений. Вторым отличием является объединение в объекте как атрибутивных данных (характеристики, свойства), так и поведения (функции, методы). В функционально-ориентированных системах функции и данные хранятся (существуют) отдельно. Третье отличие двух подходов заключается в структурной организации внутри модулей системы. В структурном подходе модуль состоит из функций, иерархически связанных между собой отношением композиции (англ. Part of – часть-целое), т. е. функция состоит из подфункций, подфункция из подподфункций и т.д. В объектно-ориентированном подходе иерархия выстраивается с использованием двух отношений: композиции и наследования (англ. IS A – это есть). При этом в объектно-ориентированном подходе «объект-часть» может включаться сразу в несколько «объектов-целое». Таким образом, модуль в структурном подходе представляется в виде дерева, а в объектно-ориентированном подходе – в виде ориентированного графа, т. е. с помощью более общей структуры. 48. Охарактеризуйте основные структурные сущности в UML Класс - множество объектов, имеющих общую структуру и поведение Объект - абстракция реальной или воображаемой сущности с четко выраженными концептуальными границами, индивидуальностью, состоянием и поведением. С точки зрения UML объекты являются экземплярами класса интерфейс - овокупность операций, определяющая сервис (набор услуг), предоставляемый классом или компонентом актер - внешняя по отношению к системе сущность, которая взаимодействует с системой и использует ее функциональные возможности для достижения определенных целей или решения частных задач. вариант использования - описание последовательности выполняемых системой действий, которая приводит к значимому для актера результату состояние - описание момента в ходе жизни сущности, когда она удовлетворяет некоторому условию, выполняет некоторую деятельность или ждет наступления некоторого события кооперация - описание совокупности экземпляров актеров, объектов и их взаимодействия в процессе решения некоторой задачи компонент - физическая часть системы (файл), в т.ч. модули системы, обеспечивающие реализацию согласованного набора интерфейсов узел - физическая часть системы (компьютер, принтер и т.д.), предоставляющая ресурсы для решения задачи 49. Классифицируйте основные виды диаграмм UML Основные виды: Вариантов использования(отображает функции системы, взаимодействие между актерами и функциями) Классов(отображает набор классов, интерфейсов и отношений между ними ) Реализации. Делится на диаграммы компонентов(отображает компоненты системы и связей между ними) и развертывания(отображает размещение компонентов по узлам сети). Поведения, которая в свою очередь делится на диаграмму состояний(отображает состояния сущности и переходы между ними), деятельности(отображает бизнес-процессы в системе) и взаимодействия. Диаграмма взаимодействия делится на диагр. последовательности(отображает последовательность передачи сообщений между объектами и актерами) и кооперации(аналогична диаграмме последовательности, но основной акцент делается на структуру взаимодействия между объектами) 50. Классифицируйте типы связей между сущностями баз данных Среди бинарных связей существуют три фундаментальных вида связи: один к одному (1:1), один ко многим (1:M), многие ко многим (M:N). Эти фундаментальные виды связей относятся к числу безусловных связей и требующих участия каждого экземпляра сущности. Связь один к одному (1:1) существует, когда один экземпляр одной сущности связан с единственным экземпляром другой сущности. Связь один ко многим (1:M) существует, когда один экземпляр одной сущности связан с одним или более экземпляром другой сущности и каждый экземпляр второй сущности связан только с одним экземпляром первой сущности Связь многие ко многим (М:N) существует, когда один экземпляр одной сущности связан с одним или более экземпляром другой сущности и каждый экземпляр второй сущности связан с одним или более экземпляром первой сущности. 51. Классифицируйте методы планирования деятельности предприятия 52. Охарактеризуйте элементы диаграммы прецедентов Диаграмма прецедентов состоит из актеров, вариантов использования и отношений между ними. При построении диаграмме могут использоваться также общие элементы нотации: примечания и механизмы расширения. Актером называется любой объект, субъект или система, взаимодействующая с моделируемой системой извне. Это может быть человек, технической устройство или другая система, которая может служить источником воздействия на моделируемую систему. Изображается в виде «человечка» с именем мод ним. Вариант использования – это спецификация сервисов , которые система предоставляет актеру. Другими словами, каждый вариант использования определяет некоторый набор действий, совершаемых системой при взаимодействии с актером. При этом в модели никак не отражается то, каким образом будет реализован этот набор действий. Обозначается на диаграмме эллипсом, внутри которого содержится его описание, обозначающее выполнение какой-либо операции или действия. Связи между актерами и вариантами отображаются с использованием отношений четырех видов: • ассоциаций, служит для обозначения взаимодействия актера с вариантом использования. • обобщения, служит для указания того факта, что некоторая сущность А может быть обобщена до сущности В. • включения, указывает, что некоторое заданное поведение одного варианта использования обязательно включается в качестве составного компонента в последовательность поведения другого варианта использования. • расширения, определяет потенциальную возможность включения поведение одного варианта использования в состав другого. Примечания предназначены для включения в диаграмму произвольной текстовой информации, имеющей непосредственное отношение к контексту разрабатываемой системы. Графически примечания отображаются прямоугольником с загнутым верхним правым уголком, внутри которого содержится текст примечания. 53. Охарактеризуйте основные элементы диаграммы деятельности Основными элементами диаграммы являются состояния действия, состояния деятельности, переходы, решения, ветвления и слияния параллельных потоков и дорожки. Состояние действия является аналогом процесса на блок-схемах. Обычное использование состояния действия заключается в моделировании одного шага выполнения алгоритма (процедуры) или потока управления. Состояние деятельности (под-деятельности – subactivity state, англ.) является аналогом предопределенного процесса на блок-схемах. Деятельность является составным состоянием, отображаемым на диаграмме как единое целое, а ее детализация выполняется, в случае необходимости, на отдельной диаграмме. Переход (transition, англ.) является аналогом линии на блок-схемах. Он срабатывает, как только операции в предыдущем состоянии будут полностью завершены. Решение (decisions, англ.) на диаграмме деятельности и на блок-схемах имеет одинаковое назначение и изображение. Оно используется для ветвления альтернативных потоков на диаграмме. Ветвление и слияние параллельных потоков являются аналогом параллельных действий на блок-схемах. Ветвление и слияние потоков показываются так же, как и на диаграмме состояний. Если один из параллельных потоков завершает свои операции раньше другого (других), то он вынужден дожидаться завершения работы остальных потоков, с которыми он сливается. 54. Выделите особенности переходной архитектуры информационной системы (2,5-слойный клиент-сервер) Использование хранимых процедур и вычисление данных на стороне сервера; использование систем управления базами данных (СУБД) со всеми их преимуществами; написание программ для серверной части, в основном, на специализированных встроенных языках СУБД, которые не позволяют написать всю бизнес-логику приложения, вследствие чего часть бизнеслогики все равно реализуется на стороне клиента; физически ИС состоит из двух компонентов. 55. Классифицируйте технологии анализа и проектирования информационных систем 56.Охарактеризуйте методологии, поддерживающие спиральную модель жизненного цикла 57. Интерпретируйте современные методологии разработки информационных систем 58. Охарактеризуйте методологию Microsoft Solutions Framework Microsoft Solutions Framework (модель разработки приложений Microsoft) — это набор концепций и рекомендуемых моделей, которые позволяют разрабатывать и внедрять информационные системы на основе технологий и инструментальных средств Microsoft. Главной целью MSF, как и любой методологии проектирования приложений, является создание рабочего приложения вовремя и в рамках установленного бюджета. Модель MSF сочетает в себе свойства двух стандартных производственных моделей: каскадной и спиральной . Модель процессов в MSF 3.0 покрывает весь жизненный цикл создания решения, начиная с его отправной точки и заканчивая непосредственно внедрением. Тремя особенностями модели процессов MSF являются: Подход, основанный на фазах и вехах. Итеративный подход. Интегрированный подход к созданию и внедрению решений. Вехи - ключевые точки проекта, характеризующие достижение в его рамках какого-либо существенного (промежуточного либо конечного) результата. 59. Классифицируйте информационные системы по типу хранимых данных и степени автоматизации информационных процессов По степени автоматизации ИС делятся на ручные, автоматические и автоматизированные. Ручные ИС характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. В автоматических ИС все операции по переработке информации выполняются без участия человека. Автоматизированные ИС предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль в выполнении рутинных операций обработки данных отводится компьютеру. Именно этот класс систем соответствует современному представлению понятия "информационная система". По типу хранимых данных ИС делятся на фактографические и документальные. Фактографические системы предназначены для хранения и обработки структурированных данных в виде чисел и текстов. Над такими данными можно выполнять различные операции. В документальных системах информация представлена в виде документов, состоящих из наименований, описаний, рефератов и текстов. Поиск по неструктурированным данным осуществляется с использованием семантических признаков. Отобранные документы предоставляются пользователю, а обработка данных в таких системах практически не производится. 60. Классифицируйте этапы стратегического планирования Существует 5 этапов процесса (5 уровней абстракции) стратегического планирования: • Этап 1.Определение основных параметров стратегии:миссия,видение,ценности • Этап 2.Формулирование стратегии:руководящие принципы,стратегический комментарий,стратегические темы,определение приоритетов • Этап 3.Описание стратегии:цели,стратегические карты,KPI,инициативы,формирование бюджета • Этап 4.Каскадирование • Этап 5.Реализация |