Главная страница
Навигация по странице:

  • Конспект урока Предмет – изобразительное искусствоТема «Народные праздничные обряды»

  • Учитель: Верно. А для чего люди украшали свою одежду орнаментом

  • Учитель: Как вы думаете, судя по отгадкам, которые вы получили, о чем же сегодня мы поведем речь

  • Народные праздники. Народн праздники. Народные праздничные обряды


    Скачать 32.77 Kb.
    НазваниеНародные праздничные обряды
    АнкорНародные праздники
    Дата29.04.2022
    Размер32.77 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаНародн праздники.docx
    ТипКонспект
    #504649


    Набережночелнинский институт социально-педагогических

    технологий и ресурсов ФГБОУ ВПО «НИСПТР»

    факультет повышения квалификации

    и профессиональной подготовки ФГБОУ ВПО «НИСПТР»


    Конспект урока
    Предмет – изобразительное искусство

    Тема «Народные праздничные обряды»

    5 класс

    Разработал: Привалова Людмила Владимировна

    Проверил: Минсабирова Венера Нашатовна

    2013

    Урок 8
    Тема « Народные праздничные обряды»
    Цель: формировать образные представления учащегося о народных праздниках, обычаях и традициях русского народа.
    Задачи: предметные: характеризовать праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического);
    Совершенствовать навыки изображения людей в движении.
    Личностные:


    • формировать эстетические потребности – потребности в общении с искусством, природой, потребности в творческом отношении к окружающему миру, потребности в самостоятельной практической творческой деятельности;




    • понимать и объяснять ценность уникального крестьянского искусства как живой традиции, питающей живительными соками современное декоративно-прикладное искусство;




    • создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.


    Метапредметные:


    • участвовать в художественной жизни класса, школы;




    • проявлять себя в роли знатоков, экскурсоводов, народных мастеров, экспертов;




    • находить общие черты в разных произведениях народного (крестьянского) прикладного искусства;




    • развивать творческое воображение и умение работать коллективно;




    • создавать условия для активизации учащихся в поиске вариантов коллективной композиции.


    Тип урока: комбинированный урок
    Формы организации урока:фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная, творческая.
    Методы урока:Объяснительно-иллюстративный, практический.
    Материалы: лист формата А1 для панно, гуашь, кисти, баночки, тряпочки, цветная бумага, клей, ножницы.
    Зрительный ряд:слайдовая презентация с изображением народных гуляний, репродукции картин Б. Кустодиев «Праздники в деревне», «Хоровод», «Масленица», «Ярмарка», рисунки детей.
    Литературный ряд: народное творчество: присказки, прибаутки, пословицы.

    Музыкальный ряд: подборка русских народных песен.


    Организационный момент (2 мин.)

    Актуализация знаний ; (5 мин.)

    Изучение нового материала (15 мин.)

    Динамическая пауза (5 мин.)

    Включение новых знаний в систему и повторение. ( Практическая часть) (15 мин.)

    Итог урока. Рефлексия.( 3 мин.)
    Литература:
    Учебник
    1)«Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» 5 класс, авторы Н.А. Горяева, О.В. Островская, М., 2012.

    2) Поурочные планы «Изобразительное искусство» 5 класс, автор О.В. Свиридова, 2007г.
    Конспект составлен на основании программы «Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 класса)», авт. Б.М. Неменский, М.: Просвещение, 2011г.
    Организационный момент
    Навожу дисциплину в классе. Приветствую класс.
    Здравствуйте ребята. Садитесь. Тема сегодняшнего урока продолжится и на следующем уроке. Так что слушайте внимательно и постарайтесь все запомнить, знания полученные сегодня пригодятся вам на следующем уроке.
    Актуализация знаний.
    Но прежде, чем приступить к изучению нового материала, давайте с вами вспомним, о чем шла речь на прошлом уроке.
    Ответ: на прошлом уроке мы изучали народный праздничный костюм, создавали эскиз праздничного костюма северного или южного региона, украшали одежду нарядным орнаментом.

    Учитель: Верно. А для чего люди украшали свою одежду орнаментом?
    Ответ: Люди украшали свою одежду орнаментом для красоты. Декоративные элементы крестьянского костюма играли защитную функцию В разных регионах России существовало разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма. В форме, в цветовом решении, орнаменте костюма выражались черты национального своеобразия.
    Учитель: Верно. На сегодняшнем уроке мы продолжим с вами разговор о том, как жили наши предки. И прежде чем раскрыть тему нашего сегодняшнего урока, отгадайте загадки:
    В школе блинчики пекут,

    На обед их нам дадут,

    А в большую перемену

    Возле школы непременно

    Чучело зимы сожжем

    И весну к нам зазовем.

    В этот праздник всю неделю

    Мы блины в обеды ели. (Масленица)

    «Идет после Масленицы, часового не имеет, а называет себя?...» (Пост)

    Этот праздник в воскресенье.

    Будет дома угощенье,

    В школе мы заранее

    Проявим все старание.

    Будут яйца расписные,

    Храма купола златые.

    Клеим, лепим, вырезаем,

    Дома близких поздравляем.

    В душах свет, добро и ласка

    В этот ясный праздник... (Пасхи)


    Учитель: Как вы думаете, судя по отгадкам, которые вы получили, о чем же сегодня мы поведем речь?
    Ответ: О народных праздниках.
    Учитель: Действительно, тема сегодняшнего урока: Народные праздничные обряды Слайд 1
    Учитель: Календарные праздники на Руси существовали во все времена, в них наиболее полно выражалась связь человека с природой. Праздники и увеселения служили своего рода передышкой от тяжелого полевого труда. Каждый праздник отмечали по-своему.
    Об одном из праздников вам расскажет…
    Ученик 1: Слайд 2 Рождество… Волшебный праздник рождения. Появление на свет любого человека является величайшим чудом, а уж рождество Христа – великий праздник, святой день на все времена. Рождество Христово празднуют 7 января. Дню Рождества предшествует сочельник, с него и начинаются Рождественские святки, которые продолжаются двенадцать дней. Это время весёлых и окрыляющих забав.
    В рождественскую ночь начинался на Руси старинный праздник Святки. В Святках участвовали все от мала до велика, от бедного до богатого. Молодые выбирали для себя суженых, старики вспоминали молодость, старушки гадали девушкам «что будет, чем сердце успокоится».
    Вечером, перед тем, как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, всей семьёй выходили на двор «глядеть звёзды». По приметам рождественской ночи определяли будущий урожай – благополучие в хозяйстве. А ещё гадали о будущем: чтобы узнать, каким будет новый год, в неглубокую миску наливали водe, заговаривали:
    Ты, вода, не шуми, не блажи, не греми.
    Через край не лейся,
    А как есть новолетье держи, о грядущем скажи.
    Посудину с водой несли в холодные сени или ставили под небом на скамейке у крыльца. Утром глядели:
    Лёд в гору пойдёт – будет добрым год.
    Лёд застынет ровнёшенько – быть жизни прямёшенькой.
    Лёд поднимется буграми – и горе и счастье видывать.
    Лёд вымерзнет лункой – ущербный год.
    Под Новый год был обычай – опутывать ноги у стола. О столе говорили так: в дом пришёл – всех вокруг себя собрал. За столом собиралась вся семья новогоднюю кутью хлебать. И ребятишки лезли под стол, верёвкой опутывали ноги. Чтобы и старые, и малые – все за этим столом в будущем году собрались, бедой бы не разлучились.
    Рождественскую неделю называли игрищенской. На рождественской неделе ходили славить Христа, а в некоторых деревнях кликали Коляду, пели песню.
    Пришла коляда накануне Рождества.
    Дайте коровку, масляну головку!
    А дай Бог тому, кто в этом дому.
    Ему рожь густа, рожь ужиниста,
    Ему с колосу осьмина,
    Из зерна ему коврига,
    Из полузерна пирог!
    Наделил бы вас Господь
    И житьём, и бытьём, и богатством!
    Этот же обычай называли славленьем. Славельщики заходили в дом и пели песню, прославляющую Христа.
    Хозяева давали деньги или угощение. Если хозяева отказывали в угощении, славельщики могли сыграть с ними злую шутку: сводили со двора скотину, а то и умудрялись завести её на крышу надворных построек.
    Соблюдая древние традиции, рядились. Ряжение, как правило, было страшным: на лицо натягивали страшную маску, иногда закрывали лицо берестой, надевали рваную или вывернутую наизнанку одежду. Брали в руки дубины, палки. Ряженые совершали свой обход деревни, противоположный обход славельщиков. Их шутки и розыгрыши зачастую были весьма жестокими. Они могли приморозить дверь в избу Но на шутки ряженных обижаться не полагалось.
    Страшные вечера заканчивались обрядом водокрещения.
    Шестого января ходили на льдинку в самых нарядных одеждах, умывались водой из проруби. Священники крестили воду. В тот же день ставили углём или мелом кресты на дверях, окнах, в избе, в хлевах, чтобы уберечься от нечистой силы.
    Так праздновалось Рождество Христово!
    Учитель: Спасибо!
    Учитель: Еще один очень интересный праздник - Масленица. Кто знает, как праздновали Масленицу на Руси? Об этом вам подробнее расскажет… Ученик 2
    Ученик 2: Слайд 3 Масленица – один из самых любимых народных праздников. Масленица – проводы зимы и встреча весны. На Масленицу народ веселился.
    Устраивались катания на лошадях, катания с горок на санках, уличные гуляния и пляски. Слайд 4
    Среди других праздников Масленица занимало особое место, она вобрала в себя элементы язычества и христианства. К Масленице относятся несколько видов обрядов, первый из которых – поминальный. Согласно этому обряду, в те дни поминали усопших родителей и родственников. Это сопровождалось употреблением ритуальной пищи - блинов, пирогов, хвороста, лепешек.
    Каждый из дней сырной недели имел свое название: понедельник – назывался встречей ; вторник - заигрышем; среда - лакомкой; четверг – разгулом или переломом; пятница – тещиным вечерком; суббота – золовкиными посиделками; ; воскресенье – проводами или прощеным днем.
    В последние два дня праздник набирал особую силу. Молодежь беспрестанно каталась на санках, ледянках. А в деревнях в это время устраивали съездки, на которых происходило взятие снежных городков. Все это олицетворяло уходящую зиму. Проводились многочисленные спортивный состязания, в которых принимало участие, в основном, население мужского пола. Если чья-то кровь проливалась на снег, это означало, что земля в предстоящем году даст хороший урожай.
    Проводы масленицы сопровождались зажиганием костров, масленичными поездами, ряженьем.
    В некоторых районах нашей страны к приходу масленицы изготавливали чучело. Слайд 5. Чучело служило олицетворением праздника, который начинался на самом высоком месте в деревне. Соломенную или деревянную куклу наряжали в старые платья и ставили на самом видном месте. Чучело закликали, сопровождая это песнями-причитаниями. После всех представлений Масленицу увозили за околицу и там сжигали. Наиболее важными из всех считались последние четыре дня праздника, которые назывались « широкой Масленицей». Перед этими праздниками люди обязательно парились в бане, чтобы смыть с себя все несчастья и горести прошлого года. Очень много уделяли внимания чествованию молодоженов, их валяли в снегу, катали с гор. А детки ходили по домам, распевая колядки, и просили за это угощение.
    Главным условием проведения праздника считалось обязательное поглощение большого количества жирной пищи – блинов, пирогов. « Масленица объедуха, деньгам прибируха» - так туляки говорили о Масленице.
    Все масляничные обряды имели прямое отношение к природной среде, считалось, что они способствовали обильности урожая. Исполнение песен, танцев, ряженье, хороводы – все это имело магическое значение, которое с течением времени утратило силу.
    Учитель: Спасибо за интересное сообщение. А следующий праздник, о котором пойдет речь, празднуется весной, но дата этого праздника каждый год разная. Праздник относится к числу «переходящих». О каком празднике православном я говорю?
    Ответ: О Пасхе.
    Учитель: Верно, о Пасхе вам расскажет…
    Ученик 3: Слайд 6 Весной все православные люди отмечают праздник светлой Пасхи Христовой. Пасха или светлый день, как и вся последующая неделя, относится к числу древнейших праздников, истоки которых теряются во времена язычества. Для земледельца это был величайший праздник прихода солнца, пробуждения природы, когда начинали “весну кликать”. Главные заботы земледельца во все времена были связаны с будущим урожаем, здоровьем семьи и домашнего скота. Это нашло отражение в праздничных рисунках и обрядовых действах
    На пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога, куличи и крашенные яйца.
    Главный символ праздника – окрашенное яйцо.
    Каждая хозяйка стремится наварить побольше яиц и обязательно их окрасить.
    Кулич, пасха и яйца должны быть готовы к субботе, когда всё это понесут в церковь, чтобы освятить.
    Красят яйца обычно в Чистый четверг.
    На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе!" приветствовали первыми, а старшие отвечали им: "Воистину Воскресе".
    Мы делаем так потому, что радость Воскресения Христова переполняет нас, а песнопения Пасхальной службы учат, что все люди действительно братья, и от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас.
    На Пасху существует обычай красить яйца.
    Обычай красить яйца предполагает следующая легенда: Однажды к римскому императору Тиберию пришла Мария Магдалина с вестью: «Христос воскрес!». Император, усмехнувшись, ответил, что скорее яйцо станет красным, чем воскреснет Христос. В тот же миг яйцо в руках императора стало красным. С тех пор пошла традиция красить яйца в честь праздника пасхи. Слайд 7
    Первоначально яйца красили природными красителями: луковой шелухой, от этого они становились красно коричневыми. Позже научились окрашивать яйца в желтый (молодыми листьями березы), зеленый (шалфеем) цвета. Считалось , что окрашенное и освещенное яйцо бережет от сглаза, спасает от грозы и пожара, крашенные яйца прикладывали к лицу девушки, чтобы стать красивыми.
    По виду оформления яйца можно разделить на два типа: писанки расписанные при помощи узоров и крашенки – покрашенные в один тон. Использовали также деревянные яйца называемые яйгатами .Слайд 8

    Искусство росписи пасхальных яиц оказалось на гране краха за 70 лет борьбы с религий, но сейчас оно возрождается и не только мастерами Московского патриархата, но и молодыми художниками.
    Перед вами фотографии расписных яиц, выполненные художниками. Слайд 9
    Учитель: Спасибо! А сейчас послушаем сообщение, которое подготовил…
    Ученик 4: Слайд 9 - Троица – один из православных праздников
    О Троице сложено множество народных поговорок;
    - Бог любит троицу.
    - Без троицы дом не строится.
    - Троица перстов крест кладёт.
    Есть у неё свои приметы и поучения: «На Троицкой дождь – много грибов», «от Троицы до Успения хороводы не водят».
    Существовали на Руси и обычаи в честь Троицы, которую отмечали на седьмую неделю после Пасхи. Часто эта неделя называлась « русальной» или « зеленой», что у славян по большей части связано с язычеством.
    Люди прощались с весной и радушно принимали в свой дом лето. Это время нередко называли грань-неделей, так как оно будто разграничивало весну и лето. Русальная неделя напоминала Святки. Именно в это время проводились различные ритуальные действия с целью защиты урожая от невзгод и опасностей. Крестьянские девушки устраивали молебны, прося высшие силы защитить и простить утопленников и других умерших « недолжной» смертью.
    Троичные праздники длились около трех недель. Начинались они в субботу перед самой троицей. В этот день люди «встречались» с духами предков, угощали их и высказывали им свою любовь и благодарность. В этот же день крестьяне украшали свои дома зеленью – снаружи и внутри, чаще всего ветвями березы. Березка играла главную роль в обрядах на Троицу, без нее праздник считался неполноценным. Березовыми метлами обметали могилы, на Троицу девушки связывали ветви березы и проходили под ними с песнями и приговорками. Такой обычай назывался «кумиться» - целоваться под березой. Девушки плели венки из веток березы, которая символизировала девичью чистоту.
    К этому празднику украшали зеленью не только дома и дворы, но и церкви и храмы. Считалось, что троицкая зелень могла защитить человека от болезней и невзгод .Ее нередко использовали как лекарство. Этот праздник всегда и везде отмечали на природе. Сопровождался он веселыми плясками и гуляньями. Слайд 10.Бабка - позывалка созывала всех девушек в рощу, где стелилась скатерть, на которую ставили празднично украшенные караваи. Девушки водили хороводы, а юноши приглядывали себе невест. Считалось, что троицкий каравай и скатерть играли огромную роль в будущей брачной жизни. Троицкая скатерть должна была притянуть будущего жениха к невесте. Каравай же сушили и хранили вплоть до самой свадьбы. Потом эти же сухари примешивали вместе с остальным тестом для свадебного каравая.

    Учитель: Нам, людям ХХI века, есть чему поучиться – умению видеть поэтическую сторону жизни, умению беречь и любить природу, любоваться её красотой. А ещё не мешало бы нам позаимствовать душевности и человеколюбия.
    Заглянули в старину мы –
    Будто дождь омыл сердца.
    Только не допели струны
    Нашу песню до конца.
    Всех не спеть нам славных песен,
    Не сказать всех добрых слов,
    Край российский наш чудесен,
    Вечно юн и вечно нов!
    Учитель: Я думаю, что вы немного устали, давайте проведем с вами динамическую паузу.

    Динамическая пауза: Слайд 11

    Вверх рука и вниз рука.
    Потянули их слегка.
    Быстро поменяли руки!
    Нам сегодня не до скуки.
    (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
    Приседание с хлопками:
    Вниз – хлопок и вверх – хлопок.
    Ноги, руки разминаем,
    Точно знаем – будет прок.
    (Приседания, хлопки в ладоши над головой.)
    Крутим-вертим головой,
    Разминаем шею. Стой!
    (Вращение головой вправо и влево.)
    И на месте мы шагаем,
    Ноги выше поднимаем.
    (Ходьба на месте, высоко поднимая колени.)
    Потянулись, растянулись
    Вверх и в стороны, вперёд.
    (Потягивания – руки вверх, в стороны, вперёд.)
    И за парты все вернулись –
    Вновь урок у нас идёт.
    Включение новых знаний в систему и повторение
    А теперь разделимся на группы для выполнения коллективной работы «Наш веселый хоровод» и на основе полученного материала будем делать эскизы для коллективной работы. Слайд 12.Каждая группа будет стараться изобразить один из праздников, народных обрядов. Договоримся так, чтобы у разных групп праздники не повторялись. Выбираем технику: либо рисунок выполняется красками, карандашами, фломастерами, либо аппликация из бумаги, кусочков ткани (возможен коллаж с использованием иллюстраций из журналов). Приступаем к работе, желаю вам удачи.
    1 Группа – праздник Рождество
    2 группа – праздник Троица
    3 Группа – Праздник Пасха
    4 группа – Праздник Масленица
    Учащиеся выполняют работу.
    Во время самостоятельной работы звучит русская народная музыка.
    Учитель: Работы крепятся на ватман, помещенный на доске. Просмотр и выставка готовых работ, обсуждение и оценка.
    Рефлексия
    Учитель: сейчас я предлагаю вам выразить свое настроение, которое испытываете от урока. На магнитной доске вы видите так называемое «дерево чувств». На партах лежат разноцветные цветочки. Обратите внимание на Слайд 13. На нем вы можете видеть, какое настроение выражает каждый цветочек:
    красный - восторженное;
    оранжевый - радостное, теплое;
    желтый - светлое, приятное;
    зеленый – спокойное;
    синий - неудовлетворенное, грустное;
    фиолетовый - тревожное, напряженное;
    черный - упадок, уныние.
    Вам необходимо прикрепить с помощью магнитов к «дереву чувств» тот цветок, который больше соответствует вашему настроению.
    Уборка рабочих мест.
    Учитель: Спасибо, до свидания!


    написать администратору сайта