Главная страница

рпра. Научная работа в музеях основные направления и виды научноисследовательской работы в музеях


Скачать 1.46 Mb.
НазваниеНаучная работа в музеях основные направления и виды научноисследовательской работы в музеях
Дата14.07.2021
Размер1.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаphphF7Ok1_Konspekt-lekcij-po-Nuzeevedeniyu.doc
ТипНаучная работа
#224258
страница3 из 6
1   2   3   4   5   6
Тематиче­ское комплектование заключается в выявле­нии и сборе разнотип­ных предметов музей­ного значения, отража­ющих конкретную тему. Оно позволяет доку­ментировать процессы и явления по исследуемым музеем темам, а так­же формировать и попол­нять тематические коллек­ции. Задачи систематичес­кого и тематического комплектования объеди­няет комплексное комплектование, которое распро­странено главным обра­зом в небольших музеях.

В поисках путей наи­более оптимального реше­ния проблем комплекто­вания фондов музейные специалисты устанавлива­ют временные и постоян­ные контакты с лицами и организациями, которые могут быть или являются обладателями предметов музейного значения. Речь идет о коллекционерах, художниках, фотографах и других творческих ра­ботниках, о предприятиях, проектирующих и выпус­кающих предметы народного потребления и изделия художественных промыслов, об антикварных и буки­нистических магазинах, монетных дворах, научных учреждениях, которые собирают коллекции, но не за­нимаются их хранением (например, научные институ­ты гуманитарного профиля, археологические и этно­графические кафедры исторических факультетов ву­зов) и т. д.

Формы комплектования музейных фондов разнообразны: закупки коллекций или отдельных предметов за счет специальных ассигнова­ний, предусмотренных сметой музея; безвозмездная передача (дар) в собственность музея коллекций или предметов организациями или частными лицами; обмен дублетных и непрофильных материалов на предметы, соответствующие профилю и характеру му­зейного собрания; целевые заказы на выполнение ори­гинальных работ. В соответствии с планом комплектования музейного собрания для сбора предметов музейного значения совершаются специальные поездки, так называемые командировки по комплектованию. В целях изучения определенной темы и проведения собирательской работы музеи организуют также экспеди­ции — археологические, этнографические, историко-бытовые, естественно-научные. Они часто проводят совместно с другими музеями или научными учреждениями.

Комплектование называют текущим, если он осуществляется в таких формах, как закупка, дар, обмен, целевой заказ, систематический сбор материале на объектах постоянного комплектования. Но иногда оно проходит в виде одноразовой акции и носит оперативный характер. Таковым является комплектование «по горячим следам», суть которого состоит в организации и проведении собирательской работы на месте; какого-либо события в момент его совершения или сразу после него. Это может быть собирательская работа во время съездов, конгрессов, закладки и открытия объектов, значимых политических событий. На­пример, во время августовского путча 1991 г. сотруд­ники Государственного Исторического музея и Музея революции собрали представительные коллекции о происходивших событиях — документы, фотографии, вещи, рисунки и акварели, сделанные художни­ками в те дни на улицах Москвы, личные комплексы майора С. Евдокимова и трех погибших москвичей — Д. Комаря, И. Кричевского, В. Усова.

Проблемы комплектования.

В одних слу­чаях — это проблема розыска необходимых памятни­ков отдаленных исторических периодов, в других — проблема отбора из большого числа ныне существую­щих и непрерывно возникающих новых материалов.

Система отбора предметов состоит из совокупнос­ти критериев общего и частного характера. Общие критерии принимают во внимание такие характерис­тики предмета, как его информативность, репрезента­тивность, аттрактивность, экспрессивность. Частные критерии учитывают специфику конкретной коллек­ции, тип, вид и разновидность предмета как источни­ка. Важное значение приобретают при этом возраст предмета, его подлинность и редкость. Для установле­ния этих характеристик необходимо знание истории видов предметов, истории применения материалов, знакомство с теми признаками, которые могут удосто­верить подлинность предмета: надписи, монограммы, эмблемы, фабричные знаки, клейма, авторские подпи­си, печати, экслибрисы. Свое полное раскрытие эти признаки получают в процессе фондовой работы, но и на этапе отбора необходима их первичная расши­фровка. На начальном этапе работы с предметом необ­ходимо также определить материал, из которого он из­готовлен, для того чтобы решить вопрос о его способ­ности длительно храниться в музее.

Особую сложность представляет комплектование музейного собрания материалами по современному периоду, поскольку критерии отбора разработаны очень слабо. Решая эту проблему, сотрудники музеев проводят анкетные опросы, берут интервью и приме­няют другие апробированные методики социологичес­кого исследования, которые позволяют выяснить об­щественное мнение. Используются также экспертные оценки, выявляющие ценностные приоритеты специа­листов в интересующих музей областях.

Профессионализм и интуиция музейных специали­стов являются важным залогом их успешной работы по комплектованию фондов. Во избежание ошибок при решении вопроса о том, обладает ли предмет музейным значением и нуждается ли в нем музейное собрание, проводится коллективная экспертиза. Ее осуществляет специальный орган — фондово-закупочная комиссия, в состав которой входят специалисты разных профи­лей, работники экспозиционных и фондовых отделов. Она не только принимает решение о приобретении предмета музейного значения, но и относит его к основ­ному или научно-вспомогательному фонду, а также за­нимается вопросами методики фондовой работы. Ее ре­шения оформляются протоколом, который подписывается главным хранителем, утверждается директором музея и служит юридическим основанием для внесения предмета в состав музейного собрания и превращения его в музейный предмет. В некоторых музеях существу­ют две раздельные комиссии — фондовая и закупочная.
Документа­ция.

Если предметы поступают от организаций и частных лиц, они предварительно принимаются на временное хра­нение, что фиксируется специальным актом приема, ко­торый подписывают владелец предмета и сотрудник му­зея. Одновременно записывается легенда предмета, ко­торая содержит сведения о происхождении предмета, среде его бытования, способах применения, а также о са­мом владельце. Затем предметы подвергаются эксперти­зе специалистов, дающих письменное заключение.

На основании заявления владельца о передаче предметов или коллекций в дар, на закупку, обмен, а также акта приема, легенды, заключений специалис­тов и своих собственных наблюдений фондово-заку­почная комиссия принимает решение о приеме или возврате предметов, а также об их стоимости. При приеме предметов или коллекций в дар (пожертвова­ние) заключается договор дарения, при приеме пред­метов на закупку заключается договор купли-продажи, при приеме предметов в обмен заключается договор мены. Составляется акт о приеме предметов на посто­янное хранение, который утверждается директором музея и скрепляется печатью. Если на хранение принимается коллекция, то к акту прилагается коллекционная опись, попредметно рас­крывающая ее содержание.

Специальная документация ведется и во время экспедиций (командировок); она отражает процесс ра­боты и состав формируемой коллекции. В зависимос­ти от целей и задач экспедиции полевая документация может включать:

  • полевую опись,

  • полевой дневник,

  • те­традь для записи памятников фольклора, воспомина­ний и рассказов очевидцев и участников интересую­щих музей событий,

  • легенды предметов,

  • реестр фото­съемок с указанием порядкового номера негатива, места, времени и сюжета снимка.

Главный документ экспедиции — полевая опись, ко­торая предназначается для учета и описания предметов музейного значения. В ней имеются графы: поряд­ковый номер предмета; дата и место обнаружения (при­обретения); наименование и краткое описание (кроме научного наименования приводится и местное); количе­ство предметов (иногда под одним номером записывают несколько аналогичных предметов); материал и техника изготовления, датировка предмета (если нет точной датировки, дается пример­ная); назначение, сохранность и способ использования в среде бытования; история бытования; данные о вла­дельце или источнике поступления; стоимость (здесь же делается запись о дарении), примечания. Под соответст­вующими номерами в полевую опись включается и вся остальная полевая документация.

Вторым важным документом является полевой дневник, в котором в хронологическом порядке фик­сируется ход собирательской работы, наблюдения над действительностью, перемещения, встречи, сведения о предметах, выходящие за рамки рубрик полевой описи, соображения о путях дальнейших исследова­ний и розысков.

По возвращении в музей собранные материалы вместе с полевой документацией рассматривает фондово-закупочная комиссия. Она оценивает коллекцию в целом — с точки зрения полноты отражения постав­ленной темы, и каждый предмет в отдельности — с точки зрения его музейного значения. После приня­тия решения фондовой комиссией часть предметов по­полняет основной фонд, а часть — научно-вспомога­тельный, что фиксируется в специальном протоколе. О факте передачи материалов работникам фондов де­лается запись на последних страницах полевой описи, которая вместе с другой экспедиционной документа­цией подлежит вечному хранению.

При этом коллекция тематической экспедиции, состоящая из разнотипных предметов, распадается по разным фондовым подразделениям. Это необходимо для того, чтобы каждый предмет хранился и изучался специалистами в составе определенной музейной кол­лекции, сформированной на основе классификации данного музейного собрания.
Итак, процесс комплектования фондов можно разделить на следующие взаимосвязанные этапы. Сначала разрабатывается научная концепция ком­плектования фондов музея, в которой содержится оценка структуры и содержания уже имеющегося му­зейного фонда, обоснование направленности и харак­тера комплектования или пополнения коллекций, оп­ределение критериев отбора материалов в фонды с учетом целей и задач, стоящих перед музеем.

Далее составляется план комплектования с обозна­чением конкретных тем, каждая из которых имеет свои объекты, способы и формы комплектования, проводит­ся экспертный опрос специалистов. Следующим эта­пом является подготовка к собирательской работе, в хо­де которой изучаются необходимая по теме литература, архивные фонды, анализируются коллекции других му­зеев, проводятся консультации со специалистами в об­ласти профильных дисциплин, составляются планы сбора по конкретной теме. Затем начинается собствен­но собирательская работа — изучается среда бытова­ния, ведется выявление и сбор предметов музейного значения на постоянных объектах комплектования или в ходе командировок и экспедиций, составляется необ­ходимая полевая документация. Наконец, предметы му­зейного значения вместе с сопутствующей документа­цией и отчетами предъявляются фондово-закупочной комиссии, решением которой они включаются в фонды музея, то есть принимаются на постоянное хранение.

2.3. Учет музейных фондов
Учет музейных фондов является одним из основных направлений фондовой работы. Его цель состоит в юри­дической охране музейных фондов и прав музея на дан­ные, полученные в результате изучения музейных пред­метов и коллекций. Учет фондов представляет собой не­прерывный процесс, поскольку фонды музея постоянно пополняются, ведется контроль за движением предме­тов и за их состоянием. Порядок учета, хранения и науч­ной обработки музейных предметов регулируется нор­мативными документами Министерства культуры и туризма.

В процессе учета музейных фондов составляется по установленным формам учетная документация. В ней содержатся данные об отдельных предметах и группах предметов, о порядке их поступления в музей и в различные фондовые подразделения. Большинство из документов имеют юридическую силу, подле­жат регистрации и вечному хранению. Это акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации.

Государственный учет музейных фондов предус­матривает два этапа, которые отражают степень изу­ченности музейных предметов:

  • первичная регистра­ция поступивших в музей предметов и

  • инвентариза­ция, то есть научная регистрация музейных предметов.

Юридическое оформление принадлежности пред­метов музею и прав музея на эти предметы начинается с акта приема предметов на постоянное хранение. Этот документ составляется не менее чем в трех экземплярах, подписывается главным хранителем (заведующим фон­дами), лицом, хранившим предметы до решения фондово-закупочной комиссии, и лицом, принявшим их на ма­териальное хранение. Акт утверждается директором му­зея и скрепляется печатью музея. Прием предметов из драгоценных металлов и драгоценных камней, орденов и медалей, а также оружия определяется особыми нор­мативными документами.

Прежде чем поступить в соответствующее фондо­вое подразделение, предметы проходят первичную ре­гистрацию, которая окончательно закрепляет их при­надлежность данному музею. Они вносятся в книгу по­ступлений музейных предметов (основного фонда) или в книгу учета научно-вспомогательных материа­лов по форме, определенной инструкцией. В естественно-научных музеях сы­рьевые материалы регистрируются в книге учета сы­рьевых научных материалов.

Предметы, поступившие в музей на временное хра­нение, вносятся в книгу поступлений во временное поль­зование. Возвращаются они по акту, который составля­ется по распоряжению директора и подписывается главным хранителем, заведующим фондовым подразде­лением, хранившим предмет, и лицом, временно при­нявшим его на материально ответственное хранение.

Цель книг поступлений как государственного до­кумента охранного порядка — зарегистрировать предмет под определенным номером и дать краткое его описание, исключающее подмену предмета, а в случае утери или кражи облегчающее его розыск. Порядко­вый номер по книге поступлений (КП), присвоенный данному предмету, одновременно проставляется в ак­те его приема в музей, а также на самом предмете вме­сте с шифром музея, например: ГИМ, КП—112408. При одновременном поступлении большого количест­ва однородных предметов (нумизматическая коллек­ция, фотоматериалы и др.) допускается их групповая запись в книге поступлений при наличии коллекцион­ной или полевой описи. В этом случае количество по­ступивших предметов отражается в соответствующих порядковых номерах книги поступлений (например, КП—1760—1870) или фиксируется дробными поряд­ковыми номерами (например, КП—1760/1 —110). Од­нако уникальные материалы всегда записываются ин­дивидуально. Групповая запись предметов из драго­ценных материалов и драгоценных камней также запрещается.

Таким образом, понятия единица учета и единица хранения, могут обозначать как отдельный музейный предмет, так и группу предметов (коллекцию, ком­плект), если они зарегистрированы в учетных доку­ментах под одним номером.

Регистрация в книге поступлений музейных пред­метов производится с учетом всех сведений, зафикси­рованных в актах приема и полевой документации. Описание предмета делается на основе результатов его атрибуции, полученных к моменту его первичной регистрации. Уникальные предметы в обязательном порядке фотографируются. В книге поступлений фик­сируются также данные о времени, источнике, спосо­бе поступления предмета, его сохранности, стоимости (при покупке), сопроводительных документах. Про­ставляется номер акта, дата записи.

Книга поступлений, как документ охранного по­рядка, до заполнения оформляется соответствующим образом: листы пронумеровываются, прошнуровыва­ются, книга подписывается и опечатывается печатью вышестоящей инстанции. Все записи делаются четко, разборчиво, без подчисток, а их исправление допуска­ется лишь в крайних случаях, при этом старые и новые записи должны четко читаться. Незначительные исправления заверяются специальной записью в примечаниях книги за подписями директора и главного хранителя, заведующего отделом учета, хранителя предмета. Подписи скрепляются печатью музея. Все существенные исправления в книге поступлений (атрибуция, сохранность, размер, материал и т. п.) делаются только на основании специальных актов, подписанных директором или его заместителем по научной работе, главным хранителем, заведующим фондовым подразделением, и заверяются ответственным за первичный учет лицом.

Юридические документы первичного учета тщательно сохраняются; доступ к ним имеет ограниченный крут лиц. Между тем в информации, которую они содержат, нуждаются не только сотрудники музея, но и исследователи из других учреждений. Поэтому уже на стадии первичного учета создается система картотек — карточных, а в последние годы и электрон­ных. Особенно необходима учетная картотека, вы­полняющая информационную функцию книги по­ступлений. Составляющие ее карточки идентичны по содержанию записям в книге поступлений и располо­жены в порядке ее номеров. На временные поступле­ния также составляется картотека, систематизирован­ная по источникам поступления.

После регистрации в книгах поступлений предме­ты передаются в фондовые подразделения хранителям по актам на материально-ответственное хранение. При этом музейные предметы, в отличие от научно-вспомогательных материалов, проходят второй этап учета — инвентаризацию

Инвентаризация представляет собой основную форму изучения, описания и научного определения предметов основно­го фонда. Осуществляется она при помощи книг науч­ной инвентаризации — научных инвентарей. Будучи юридическими документами, они оформляются так же, как и книги поступлений.

Запись в научный инвентарь делается только попредметно и в соответствии с установленной инструк­цией формой. Она основы­вается на дальнейшей, более глубокой работе специа­листа по определению музейного предмета. В научном инвентаре дается точное наименование предмета, его подробное описание с перечнем всех имеющихся клейм, монограмм, подписей и надписей. Вносятся данные об авторе, месте и времени создания и бытова­ния, истории предмета, касающихся его публикациях, материале и технике изготовления, размере и весе (для предметов из драгоценных металлов и камней), степени сохранности. В соответствующих графах ука­зываются учетные обозначения, старые учетные обо­значения (если они имеются), номера фотонегативов (если предмет сфотографирован), данные об источни­ке и способе поступления, цене и пр.

Музейные предметы при инвентаризации систе­матизируются в соответствии со структурой (строе­нием) основного фонда. Поэтому каждое фондовое подразделение обычно имеет несколько научных инвентарей, в соответствии с принятой в нем классифи­кацией по группам музейных предметов. Например, в подразделении изобразительных источников про­изведения живописи, графики, скульптуры будут вноситься в разные книги. Каждая из них имеет свое обозначение, которое позволяет определить принад­лежность книги и заинвентаризованного в ней пред­мета к конкретному фондовому подразделению и группе, образованной внутри него. Принадлеж­ность к подразделению изобразительных источников может обозначаться буквой И, а к группе скульпту­ры — буквой С.

Каждый предмет, записанный в научном инвента­ре, получает свой номер, который проставляется на нем и в книге поступлений. Таким образом, музейный предмет в итоге обретает два номера: по книге поступ­лений и по научному инвентарю. Его полное учетное обозначение может выглядеть, например, так:

ГИМ-КП1245

И-С 137

Проставляя учетное обозначение, важно не при­чинить ущерб внешнему виду предмета и вместе с тем нанести его так, чтобы оно было доступно для обозре­ния хранителю и исследователю, не осыпалось, не сти­ралось. Например, на металлических предметах оно проставляется эмалевой краской, а на керамических — масляной краской или тушью. Если учетное обозначение невозможно нанести на сам предмет, ис­пользуют этикетки и бирки, которые пришивают, при­бивают или подвешивают к предметам, проставляют на монтировке, на индивидуальной упаковке.

Предметы, составляющие комплект (сервизы, гар­нитуры), вносятся в научный инвентарь под отдельны­ми номерами, а их принадлежность к комплекту отме­чается при описании. Атласы, альбомы рисунков и фо­тографий одного автора вносятся в научные инвентари под одним номером, при этом каждый лист получает дробный номер.

Предметы из драгоценных металлов и драгоцен­ных камней записываются в инвентари только при на­личии акта ювелирной экспертизы, удостоверяющей подлинность материала и точность веса. В специаль­ных инвентарных книгах ведется их дополнительный учет, поэтому в отличие от других предметов они име­ют не два, а три учетных номера.

Письменные источники учитываются по прави­лам, разработанными руководящими архивными орга­нами. Учет ведется по архивным фондам, архивным коллекциям, единицам хранения. Описи архивных фондов в юридическом отношении приравниваются к книгам научной инвентаризации. Они включают пе­речень входящих в данный фонд единиц хранения. Пе­речень содержит заголовок и краткое описание содер­жания каждой единицы хранения.

Запись в научный инвентарь делается на основе предварительно составленной карточки научного опи­сания предмета, графы которой должны соответство­вать графам инвентаря. Запол­няется она в процессе определения музейного предме­та и фиксирует результат изучения всех основных его признаков. До занесения в научный инвентарь текст описания должен предварительно визироваться заве­дующим фондовым подразделением, заместителем ди­ректора по научной части или главным хранителем.

В процессе научного описания содержание кар­точки может дополняться, уточняться и даже менять­ся. При этом все изменения, вносимые в научный инвентарь, оформляются по тем же правилам, что и в книгах поступлений.

На основе карточек научного описания музейных предметов создается инвентарная картотека, выпол­няющая информационные функции книг инвентарно­го описания и служащая основой для научной катало­гизации фондов. Для того, чтобы быстро находить предметы, составляется топографическая картотека, а также топографическая опись, где фиксируется мес­то хранения каждой единицы учета. В каждом фондо­вом подразделении создаются и картотеки на предме­ты научно-вспомогательного фонда.

Музейные фонды находятся в непрерывном дви­жении. Ведь предметы могут передаваться в другие музеи и учреждения как в постоянное пользование в порядке обмена или на безвозмездной основе, так и во временное пользование, например, для создания экспозиций или выставок. Еще более активно пере­мещаются предметы внутри музея. Они передаются во временное пользование другим отделам для экспозиционно-выставочной работы, для исследования, реставрации, фотокопирования. Все эти выдачи, так же как и факты хищения, утраты, разрушения пред­метов, оформляются соответствующим образом со­гласно инструкции. Выдачи на длительный срок вну­три музея (в другие фондовые подразделения, в экс­позицию) оформляются актом внутримузейной передачи и визируются главным хранителем. Предметы, передающиеся из фондовых подразделений в другие отделы музея, на­пример, фотолабораторию, на короткий срок, могут регистрироваться в специальной книге с распиской принявшего лица.
Количество предметов в музейных фондах посто­янно меняется: одни предметы выбывают из состава музейного собрания, другие пополняют его. Поэтому музей ежегодно составляет годовые отчеты о движе­нии музейных фондов. Для того, чтобы убедиться в наличии реальных предме­тов за конкретными цифрами учетных документов, а также в том, что их сохранности не нанесен ущерб, проводится переучет фондов.

Переучет осуществляет специальная комиссия в составе не менее трех человек с обязательным учас­тием хранителя данной коллекции. Каждый предмет, закрепленный за фондовым подразделением, сверяет­ся с актом приема на материально-ответственное хра­нение, с записью в книге научной инвентаризации и в книге поступлений, проверяется и наличие докумен­тов, оформляющих отсутствие в фондах тех или иных предметов. По итогам работы комиссия составляет и подписывает акт сверки наличия музейных предме­тов с учетной документацией, который утверждает ди­ректор музея.

Важнейшие учетные документы, имеющие юри­дическую силу, регистрируются в специальных книгах и описях. Посторонним лицам они не выдаются и за пределы музея не выносятся. Все акты, инвентарные книги, книги временных и постоянных поступлений, книги и описи изделий из драгоценных материалов хранятся у ответственных лиц в несгораемых шкафах, в закрытом помещении, которое в нерабочее время пломбируется.

Наряду с термином «учетная документация» су­ществует и более широкое понятие — «фондовая доку­ментация». Помимо учетных она включает докумен­ты, образующиеся в процессе физической охраны фондов, а также при их классификации и систематиза­ции, — классификационные схемы, каталоги и указа­тели. Таким образом, система фондовой документации содержит и передает сведения, как о самих фондах, так и о тех явлениях и процессах, которые документируют музейные предметы. Следовательно, она представляет собой информационную систему. Помимо собственно фондовой документации в нее входят исследования отдельных предметов и их групп, опубликованные в виде монографий и статей, а также исследования в области профильных дисциплин, созданные на осно­ве музейных предметов.

Фондовая информационная система используется при отборе предметов для экспонирования и составле­ния этикетажа, она помогает интерпретировать пред­меты при подготовке экскурсий и лекций, а в процессе изучения музейных предметов позволяет проводить сравнительный анализ. Кроме того, она предоставляет данные, позволяющие выяснить состояние самих фон­дов, целесообразность и направленность их пополне­ния. В фондовой информационной системе нуждаются не только сотрудники музея, но также исследователи других учреждений и представители разнообразных специальностей.

Создание фондовой информационной системы — работа сложная и непрерывная. В последнее десятиле­тие началась ее активная модификация с помощью компьютерных технологий, которые позволяют карди­нально изменить сам процесс подготовки музейной документации. Наличие электронных носителей ин­формации не избавляет музейных специалистов от оформления учетных документов на бумажных носи­телях, поскольку только они имеют юридическую си­лу. Однако автоматизация деятельности фондовых подразделений значительно снижает трудозатраты, уменьшает вероятность ошибок и позволяет оператив­но вносить изменения в подготавливаемые документы.

Особенно широкие возможности компьютериза­ция открывает в области каталогизации музейного со­брания. С ее помощью ведутся картотеки, включаю­щие в себя сколь угодно подробные данные о предме­тах и необходимый справочный аппарат — индексы, ссылки, рубрикаторы. Она позволяет вести поиск ин­формации по различным признакам — автору, инвен­тарному номеру, дате создания, по любой фразе или слову в описании, а получаемые по запросу сведения могут иметь как текстовую, так и графическую форму.
2. 4. Хранение музейных фондов
Задачи хранения фондов заключаются в обеспече­нии сохранности музейных ценностей, в защите их от разрушения, порчи и хищения, а также в создании благоприятных условий для изучения и показа коллек­ций. Хранение фондов осуществляется в фондохрани­лище, в экспозиции, во время различного рода переме­щений предмета внутри музея и за его пределами. Принципиальные положения об организации хране­ния фондов определяются общегосударственными нормативами, соблюдение которых обязательно для всех музеев страны. Однако фонды каждого музея имеют свою специфику, поэтому дополнитель­но к основным нормативным документам в музеях разрабатываются инструкции по хранению фондов для внутреннего пользования.
Режим хранения фондов

Все предметы подвержены естественному старе­нию, однако, если ослабить воздействие на них небла­гоприятных факторов, процесс можно замедлить. Именно с этой целью в музее устанавливается опреде­ленный режим хранения.

Одной из основных причин старения предметов является нестабильность температурно-влажностного режима, его резкие сезонные и суточные колебания. Характер и сила воздействия на предмет уровня тем­пературы и влаги зависит от многих факторов — от ма­териала, из которого изготовлен предмет, от его уст­ройства, от среды, где он находился до поступления в музей. Например, изделия из олова при температуре ниже +13° С разрушаются так называемой «оловян­ной чумой»: предмет меняет свою структуру, на нем появляются сначала серые пятна, затем пустоты, и по­раженные места рассыпаются в порошок. При темпе­ратуре выше + 25° С могут погибнуть изделия из плас­тилина и воска.

Оптимальные параметры температурно-влажностного режима исследуются специ­алистами. При незначитель­ных расхождениях предлага­емые ими рекомендации вы­глядят следующим образом:

для металла — температура + 18 —20° С при относительной влажности до 50%;

для стекла, эмали, керамики — соответст­венно + 12-20° С и 55-65%;

для поделочных камней, а также драгоценных и полу­драгоценных + 15—18° С и 50 — 55%;

для дерева + 15-18° С и 50-60%;

для тканей+15-18° С и 55-65%;

для кожи, пергамента, меха +16—18° С и 50 — 60%;

для кости +14—15° С и 55 — 60%;

для бумаги + 17-19° С и 50-55%;

для живописи +12-18° С и 60 — 70%;

для черно-белой фотографии до +12° С и 40 — 50%;

для цветной фотографии до +5° С И40-50%.

При комплексном хранении различных материа­лов температура воздуха в музейных помещениях должна быть в пределах 18 ± 10 С, а относительная влаж­ность 55% ±5%. Наиболее надежный способ обеспече­ния заданного температурно-влажностного режима — кондиционирование воздуха, а в зданиях, не имеющих кондиционеров, он устанавливается и поддерживается с помощью отопительной системы, проветривания, ув­лажнителей, осушителей.

Для регистрации температуры и влажности в каж­дом хранилище и экспозиционном зале устанавливают специальные приборы — психрометры, гигрометры, термометры или самопишущие термографы и гигро­графы. Показатели температуры и влажности регист­рируются дважды в сутки, в одно и то же время, в спе­циальном журнале.

Для замедления процесса естественного старе­ния предметов необходимо соблюдать световой ре­жим. Дело в том, что под воздействием света, в част­ности ультрафиолетовых лучей, с предметом могут происходить фотохимические изменения. Степень повреждений, причиняемых светом, за­висит от интенсивности излучения и его продолжи­тельности.

Единица измерения степени освещеннос­ти — люкс (лк). Поскольку глаз легко приспосаблива­ется к изменению интенсивности света, уровень освещенности практически невозможно определить без специального прибора, в частности люксметра.

Световой режим устанавливается в зависимости от материала, цвета и степени сохранности предмета. Он может заключаться в полной или частичной изоля­ции светочувствительных вещей от постоянных источ­ников света, а также в обеспечении некоторым груп­пам предметов необходимого для их сохранности ко­личества света.

Уровень освещенности в пределах 50 — 75 люкс - ре­комендован для помещений, в которых хранятся все ви­ды графики, книги, рукописные материалы, фотогра­фии, ткани, окрашенная кожа, образцы флоры и фауны. Живопись (масло и темпера), лак, дерево, неокрашен­ная кожа и кость обладают средней светостойкостью, и рекомендованный уровень освещенности для них не должен превышать 150 люкс. Предметы, обладающие высокой светостойкостью, — металлы, бесцветное стек­ло и камень, керамика, гипс, нуждаются только в защите от прямого попадания на них солнечных лучей.

Световой режим для различных предметов сред­ней светостойкости неодинаков: без доступа света желтеют кость и белый мех, темнеют покровные слои и тонировки живописи, а изделия из многих пород де­рева — ореха, красного дерева, дуба — могут выгорать на свету, поэтому их прикрывают чехлами.

Все светочувствительные материалы хранятся в затемненном помещении в защищенном от света оборудовании. В экспозиционных залах с естествен­ным освещением отдельные предметы, например, до­кументы, акварели, ткани, дополнительно закрывают­ся занавесями на светонепроницаемой подкладке. Когда же для предмета, например, рукописи, требует­ся полная изоляция от света, в экспозицию помещает­ся не подлинник, а его воспроизведение.

Для обеспечения оптимального режима хранения музейных коллекций им необходима защита от загряз­нителей воздуха, под воздействием которых происхо­дит процесс старения и разрушения предметов. Это се­роводород, сернистый газ, аммиак, хлор, пыль, сажа.

Сероводород, который пагубно действует на мно­гие материалы, особенно металлы (серебро, медь, сви­нец), краски, ткани, образуется главным образом в ре­зультате процессов гниения и промышленного произ­водства. Но его источником может стать и музейное оборудование, созданное с использованием резины или казеиновых красок. Эти материалы при старении выделяют сероводород.

Аммиак тоже образуется в результате гниения и особенно вреден для серебра, красок, лака. Хлор, опасный для большинства материалов, попадает в воз­дух главным образом с предприятий, которые исполь­зуют его в технологическом процессе, например, в текстильном, бумажном производстве. В соединении с влагой он способен образовывать соляную, кислоту. Сернистый газ — результат процессов горения. Со­единяясь с влагой, он образует сернистую, а затем сер­ную кислоту и потому представляет опасность для большинства материалов. Он сильно разрушает ткани, живопись, кожу, бумагу, гипс, жемчуг, песчаник, изве­стняк, мрамор, бронзу, свинец.

Пыль и копоть задерживают на предмете влагу, проникая в поры гигроскопичных материалов, способ­ствуют активизации химических процессов, дают плотное загрязнение красочного слоя живописных произведений. Пыль — хорошая питательная среда для биологических вредителей.

Основные способы защиты музейных коллекций от воздействия загрязнителей воздуха — герметизация помещений при наличии кондиционеров, использова­ние фильтровальных устройств и индивидуальных упа­ковок для предметов — чехлов, футляров, папок. Необ­ходима регулярная уборка музейного оборудования, помещений, прилегающей территории.

Предметы могут разрушать микроорганизмы, на­секомые и грызуны, поэтому важно соблюдать биоло­гический режим хранения. Благоприятную среду для развития биологических вредителей создают нарушение температурно-влажностного режима, пыль, про­дуктовые склады, расположенные в непосредственной близости от музея, а также принятые без специальной обработки зараженные предметы.

Микроорганизмы — бактерии и плесень — пора­жают самые разнообразные предметы, но в первую очередь те, что созданы из органических материалов, то есть живопись, бумагу, ткань, кость, дерево. Все виды плесеней оставляют трудно выводимые пятна, а некото­рые виды разрушают волокна. Особенно интенсивно плесень развивается при влажности более 70% и темпе­ратуре выше +20° С. Заражение плесневелыми грибами происходит от частей грибницы и от спор, переноси­мых воздухом или при контакте с пораженным предме­том. При обнаружении плесени предмет необходимо перенести в специальное изолированное помещение, а в целях предотвращения появления плесени музейное оборудование периодически протирают двухпроцент­ным спиртовым раствором формальдегида.

Музейные предметы, кроме изделий из металла, стекла и керамики, часто поражаются насекомыми, из которых наиболее распространены жуки (точильщи­ки, усачи, древогрызы, притворяшки, кожееды), моли, сахарные чешуйницы, а также комнатные мухи. Они проникают в музейные помещения через окна и двери, а также вместе с поступающими в музей предметами. Для борьбы с ними используются жидкие инсектициды, применяется способ газации помещений. В каждом му­зее должен быть изолятор для проверки предметов на зараженность и их дезинфекции, а при нем — специ­альная камера для проведения дезинсекционной и про­тивогрибковой обработки пораженных предметов. В работах по уничтожению биологических вредителей можно использовать лишь разрешенные для музеев средства, а сами работы обязательно должны прово­диться в присутствии или с участием реставраторов.

В круг задач хранения фондов входит и защита от механических повреждений. Многие музейные пред­меты созданы из непрочных материалов, легко под­вергающихся разрушению. При работе с ними нужно соблюдать особую осторожность. Например, предме­ты на бумажной основе следует брать за противопо­ложные углы, для того чтобы избежать натяжения волокон; произведения станковой живописи держат только за подрамник, а другие предметы — за наибо­лее прочные части. Для решения вопросов хранения очень важно знать материал и способ изготовления предмета. Стекло, керамика, бумага, пастель, многие породы дерева легко подвергаются механическому разрушению. Очень уязвимы предметы, созданные из разных материалов. Например, сохранность произве­дений станковой живописи зависит от холста, грун­товки, красочного слоя, защитного покрытия. Важна и технология изготовления предмета. Например, бума­га, изготовленная ручным способом, прочнее той, что создана машинным способом, потому что в первом случае число волокон в продольном и поперечном на­правлениях одинаково, а во втором — различно.

Одна из важнейших задач хранения музейных фондов состоит в предупреждении возникновения экс­тремальных ситуаций — пожаров, аварий электросе­ти, водопроводной сети, отопительной системы, а так­же хищений. Музейные помещения должны быть ос­нащены противопожарным инвентарем, системами автоматического пожаротушения, противопожарной и охранной сигнализацией. В музеях ведутся круглосу­точный противопожарный надзор и охрана милицей­ской, гражданской или комбинированной службой. Нормативные документы определяют правила приема и сдачи помещений охраной музея и материально от­ветственными хранителями, правила хранения клю­чей, пломбиров и печатей8.

Стихийные бедствия предотвратить нельзя, но их последствия могут быть в значительной степени смяг­чены при условии организованных действий людей. Музейные сотрудники должны заранее знать, какие музейные предметы и коллекции следует спасать в первую очередь.
Задачи консервации и реставрации

Иногда устанавливаемые режимы хранения — температурно-влажностный, световой, биологический — оказываются недостаточной мерой для обеспе­чения физической сохранности музейных предметов, и для того, чтобы приостановить начавшийся в них разрушительный процесс, требуется использование специальных средств. Сохранение музейных предме­тов в условиях режима, тормозящего процессы их ес­тественного старения, а также приостановление уже начавшегося разрушения с последующим укреплени­ем предметов осуществляется в ходе консервации может проводить только работник, имеющий специ­альную подготовку — реставратор. Он принимает ме­ры по устранению причин разрушения предмета, ук­репляет его материал и структуру, снимает деформи­рующие и вредные налеты.

Предметы нередко имеют утраты, позднейшие до­полнения, а также повреждения, в результате которых они полностью или частично теряют свой первона­чальный облик или состояние, тем самым снижается их музейная ценность. В этих случаях осуществляется реставрация предметов, то есть устраняются искаже­ния, которые вызваны естественным старением, нане­сенными повреждениями или преднамеренными изменениями.

Хранители и реставраторы постоянно осуществ­ляют контроль за состоянием музейного собрания, отбирая предметы, нуждающиеся в консервации и реставрации. Результаты этого осмотра заносятся в специальную опись, в которой помимо основных признаков предмета, фиксируется и состояние его сохранности. Это позволяет выявлять изменения, произошедшие с предметом за определенный отре­зок времени.

Консервация и реставрация — работа сложная и необычайно ответственная. Ведь неправильно вы­бранный или недостаточно апробированный метод ус­транения повреждений может привести к гибели предмета. Поэтому вопрос о целесообразности, воз­можности, средствах и методах консервации и рестав­рации решают специальные комиссии или реставра­ционные советы. Их заключение фиксируется в про­токоле, а этапы и результаты практической работы с предметом реставраторы отражают в специальном документе. Эта информация в сочетании с другими сведениями, накопленными за годы и десятилетия рес­таврационных работ, помогает совершенствовать их методику.
Упаковка и транспортировка музейных предметов

Особая опасность повреждения или похищения предметов возникает при их транспортировке на вре­менную выставку, реставрацию, экспертизу и т. п. Удары, воздействие света, воды или влаги, высоких температур, насекомых или микроорганизмов, пы­ли — вот неполный перечень тех факторов разруше­ния, влияние которых может ощутить на себе предмет при перемещении из привычной среды. В отношении каждого предмета необходимо принимать целый ряд защитных мер, но гарантии абсолютного успеха они не дают. Пожар, кража, потеря при перевозке крайне редки, но вероятны. Поэтому не рекомендуется транс­портировать вместе все предметы из одной коллекции.

Возможность транспортировки конкретных пред­метов определяет реставрационный совет или рестав­рационная комиссия. Реставраторы дают и рекоменда­ции относительно особенностей упаковки и транспор­тировки предметов.

Очень важную роль в сохранности предметов иг­рает упаковочная тара. Обычно для упа­ковки используются деревянные ящики соответству­ющего размера и формы. Снаружи они покрываются влагонепроницаемой краской и маркируются, чтобы показать, как их следует ставить и что с ними нужно осторожно обращаться. Ящик с особо уникальными предметами нередко помещают в другой, металличе­ский ящик.

Существуют правила упаковки, которые необхо­димо соблюдать при транспортировке любых музей­ных предметов. В один ящик укладывают только одно­родные или близкие по материалу, размеру и весу предметы. Их располагают таким образом, чтобы они не давили друг на друга и не перемещались. Предметы небольшого размера обертывают бумагой, ватой, лигнином, придавая им округлую форму, а особо хрупкие предметы предварительно упаковывают в коробки. На дно ящика кладут стружку, завернутую в бумагу; все образующиеся пустоты заполняют упаковоч­ным материалом. Крупные предметы транспортиру­ют в отдельных ящиках, при этом закрепляют их та­ким образом, чтобы исключить возможность смеще­ния. Для этого предмет фиксируется с помощью планок и мягких прокладок, соответствующих его форме и размеру.

Картины перевозят в ящике в специальных рам­ках-кассетах, но иногда используют и менее надеж­ный, но более простой путь. Их подбирают по разме­рам, складывают попарно лицевой стороной, прокла­дывая микалентной бумагой, байкой, фланелью, помещают в ящик и закрепляют рейками и брусками. Картины большого размера накатывают на вал обо­ротной стороной вовнутрь. Ткани и одежду упаковы­вают во влагонепроницаемые чехлы, а затем укладыва­ют в ящики с полками.

Транспортировка осуществляется в соответствии с правилами, определенными нормативными докумен­тами. В каждый ящик вкладывается упаковочный акт, подписанный лицом, ответственным за упаковку, рес­тавратором, упаковщиком. При приеме транспортируе­мых предметов в холодное, влажное или жаркое время года ящики вскрывают только через сутки после при­бытия груза, чтобы предметы акклиматизировались.
Система хранения музейных фондов

Для хранения предметов в музее оборудуется спе­циальное помещение — фондохранилище, которое ча­сто называют запасником. Система хранения фондов может быть:

  • раздельной или

  • комплексной.

При раз­дельной системе хранения в одном, изолированном помещении находятся предметы из одного материала или же нескольких материалов, очень близких по нор­мативам хранения. В музеях, испытывающих нехватку площадей или имеющих очень небольшое собрание, вынужденно используют комплексную систему хранения, при которой в одном помещении сосредотачиваются предметы из разных материалов, а режим хране­ния основывается на усредненных показателях. Внут­ри обеих систем предметы обычно размещаются в со­ответствии со структурным делением фондов, то есть по типам источников. Затем они могут распределяться по назначению, по содержанию, по размерам, по ин­вентарным номерам.

Предметы хранятся как обособленные единицы или же объединяются в комплексы, то есть нашивают­ся на планшеты, группируются в папки, а к шкафам, стеллажам, щитам и прочему оборудованию прикреп­ляются топографические описи. Оборудование фон­дохранилища должно соответствовать определенным требованиям. Его можно изготовлять только из тех ма­териалов, которые не оказывают вредного воздейст­вия на музейные предметы. Оно должно быть удобным для их размещения, предохранять от механических по­вреждений, пыли и не конденсировать влагу. Шкафы для предметов с повышенной светочувствительностью делают светонепроницаемыми, а предметы, нуждаю­щиеся в доступе света, размещают в шкафах со стек­лянными дверцами. Оборудование должно позволять легко доставать предметы для осмотра и изучения.

Существуют различные способы хранения предме­тов в фондохранилищах. Например, ткани, вышивки, кружево хранятся в горизонтальном положении в шка­фах с выдвижными ящиками-лотками и перекладыва­ются микалентной бумагой или хлопчатобумажной тка­нью. Ковры, шпалеры накатывают лицевой сторо­ной на вал, помещают в чехлы и хранят в горизонталь­ном положении.

Крупные декоративные вазы, скульптуру расстав­ляют на стеллажах или на подставках. Произведения живописи размещают на стенах с помощью металличе­ских штанг и шнуров, а также на стеллажах и щитах. Наиболее благоприятным для картин счи­тается хранение на неподвижных щитах, однако более экономичны выдвижные щиты, но они должны быть сконструированы таким образом, чтобы их передвиже­ние создавало для картины минимум вибраций. Вы­движные щиты бывают двух типов — подвесные и со скольжением по полу на специальных полозках.

Незакрепленные рисунки мягким карандашом, уг­лем и пастелью хранят только застекленными. Их, а также окантованные акварели, гравюры, литогра­фии размещают вертикально в шкафах, оборудован­ных ячейками. Листы с акварельными и карандашны­ми рисунками хранят раздельно в папках, в сделанных по размерам папки двойных паспарту. Папки хранятся горизонтально в шкафах с выдвижными ящиками.

Из группы металлов выделяют предметы из драго­ценных металлов, которые хранятся вместе с драго­ценными камнями, а также нумизматику и оружие, требующие особых условий хранения в сейфах или изолированных, специально оборудованных помеще­ниях. Прочие предметы из металла группируются по материалу и по назначению. Очень чувствительны к условиям хранения предметы из свинца. Их нельзя хранить в шкафах из древесной плиты и некоторых пород дерева, в частности хвойных пород и дуба.

Письменные источники размещают в папках, коробках, ящиках, образующих единицы хранения. До­кументы в свитках обычно накатывают на валики и помещают в круглые футляры. Папки, коробки, ящики, футляры размещают в шкафах в соответствии с принадлежностью хранящихся в них материалов к оп­ределенному фонду.

В последние десятилетия явственно обо­значилась, особенно в зарубежных странах, тенденция к строительству специальных зданий для запасников.Причем иногда, они располагаются в нескольких километрах от самих музеев. Одним из самых передовых в мире учреждений в области хранения и исследоваваний считается Центр поддержки музеев Смитсоновского института, открывшийся в 1983 г. Он находится в Сьютленде, примерно в 10 км от своего располо­женного в центре Вашингтона головного учрежде­ния.
Особенности хранения предметов в экспозиционных залах музеев. В экспозиции для предмета многократно возраста­ет риск получить повреждения, что может произойти и во время монтажа, и вследствие усредненного режи­ма хранения. Ведь в экспозиции необходимо освещать все материалы, в том числе и те, которые обладают низкой светостойкостью. Присутствие людей повы­шает температуру и влажность в залах, что приводит к суточным колебаниям температурно-влажностного режима. Поэтому при создании экспозиции принима­ются меры, направленные на ослабление действия всех этих неблагоприятных факторов.

В экспозиции нельзя допускать выделения того или иного экспоната светом мощных ламп, поскольку это ведет к его нагреванию. Лампы нельзя помещать внутри витрин, их безопаснее распо­лагать над витриной, устанавливая светорассеивающий фильтр между экспонатами и источником света. При проведении кино- и фотосъемок музейных пред­метов необходимо соблюдать правила поведения, опре­деленные нормативными документами. При естест­венном освещении окна в залах должны иметь особые стекла, не пропускающие ультрафиолетовых лучей, ис­точники искусственного света удаляются от экспонатов на 1,5 —2 м, а витрины со светочувствительными экспо­натами снабжаются светозащитными занавесями.

Колебания температурно-влажностного режима устраняют или смягчают с помощью кондиционеров, а в случае их отсутствия — путем проветривания, регу­лированием потока посетителей и т. п. Воздействие на экспонаты температуры и влажности ослабляют и вит­рины с ограниченным воздухообменом.

Материалы, из которых изготавливается экспози­ционное оборудование, должны быть химически ста­бильными, то есть они или не должны разлагаться или, в случае разложения, не должны образовывать веществ, причиняющих вред предметам.

Недостаточно выдержанное дерево (а некоторые породы и после длительной выдержки) способно выде­лять органические кислоты. Дуб, а также любое дере­во, содержащее танин (вещество для дубления кож), может вызвать сильную коррозию и привести к порче экспонатов из свинца. Вред способен причинить и обычный столярный клей, изготавливаемый из таких содержащих кератин материалов, как рога, кожа, ры­бья чешуя. Только что разведенный или, наоборот, ста­рый клей может выделять содержащие серу соедине­ния, в присутствии которых быстро тускнеют серебря­ные предметы. Источником опасности могут быть и герметизирующие резиновые прокладки, предназ­наченные защищать от пыли находящиеся в витрине экспонаты. Резина, получаемая путем вулканизации из натурального и синтетического каучука с примене­нием большого количества серы, часто выделяет со­держащие серу вредные пары.

Осторожно следует подходить и к выбору тканей, которыми обивается или выстилается внутренняя по­верхность витрины. Вполне безопасны неокрашенные хлопчатобумажные и синтетические ткани после тщательной стирки. Более сложные по составу ткани — бархат, парча, щелк — требуют предварительного тестирования на совместимость с экспонатами.

Одной из причин разрушения экспонатов может стать сила тяжести, поскольку многие из хранящихся в музее вещей не рассчитаны на то, чтобы долгое время находиться в экспозиции или запасниках без должной опоры. На­пример, тонкие и длинные предметы, например, шесты и копья, часто экспонируются без опоры из-за своих размеров и че­рез несколько лет оказываются искривленными. Даже такие бытовые предметы, как сундуки, могут получить серьезные повреждения, если их экспонировать с от­крытой крышкой без поддержки. Вес крышки цели­ком приходится на петли, и от этой нагрузки она или корпус могут дать трещины. Без должной опоры де­формируются головные уборы и обувь, а штандарты, гобелены и прочие тканые изделия вытягиваются, ког­да долгое время находятся в подвешенном состоянии и крепятся всего в нескольких местах.

В отборе предметов для экспонирования прини­мают участие реставраторы, которые проводят кон­сервативные и реставрационные работы со всеми нуждающимися в этом экспонатами. Определяется и максимальная продолжительность экспонирования тех или иных предметов; например, для экспонатов на бумажной основе она составляет не более 6 меся­цев в году.

Открытое хранение фондов.

В экспозициях большинства крупных музее представлена лишь небольшая часть их коллекции по разным оценкам, примерно 1 — 5%. Поэтому проблема расширения доступа к сохраняемым культурным ценностям весьма актуальна. В отдельных музеях применительно к некоторым коллекциям использует­ся форма открытого хранения фондов, позволяющая посетителям осматривать каждый из предметов, находящихся в специально оборудованном для этого фондохранилище. Такая система хранения неизбежно ухудшает режим хранения предметов, особенно свето­вой, поэтому для некоторых материалов она неприемлема. Открытое хранение фондов более безопасно для тех материалов, которые в наименьшей степени стра­дают от воздействия окружающей среды — керамика, бесцветное стекло, некоторые виды металлов, поде­лочные камни и пр. Уже не одно десятилетие открытое хранение коллекций декоративно-прикладного искус­ства существует в Центральном музее современной истории России (прежде Музей революции). Система открытого хранения предусмотрена и в новом фондо­хранилище Эрмитажа, которое отвечает самым по­следним требованиям как с функциональной, так эстетической точки зрения.

1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта