Главная страница

рпра. Научная работа в музеях основные направления и виды научноисследовательской работы в музеях


Скачать 1.46 Mb.
НазваниеНаучная работа в музеях основные направления и виды научноисследовательской работы в музеях
Дата14.07.2021
Размер1.46 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файлаphphF7Ok1_Konspekt-lekcij-po-Nuzeevedeniyu.doc
ТипНаучная работа
#224258
страница5 из 6
1   2   3   4   5   6
тематический план экспозиции — документ, который составляется одновременно с подбором экспозицион­ного материала и определяет содержание и тематичес­кую структуру проектируемой экспозиции.

На третьем этапе научного проектирования разра­батывается тематико-экспозиционный план (ТЭП). Как правило, ТЭП включает: наименование разделов, тем, тематических комплексов; ведущие тексты и аннотации; перечни экспонатов в экспозиционных комплексах с указани­ем основных атрибутивных данных; сведения о харак­тере экспозиционных материалов (подлинник, вос­произведение) и их размерах; указание мест хранения материалов и их шифра. К тематико-экспозиционному плану прилагаются этикетаж, документация для созда­ния научных реконструкций, разработки научно-вспо­могательных материалов, подробно указываются по­желания к конкретным художественным решениям — выделение экспонатов на первый или второй план, особые художественные приемы, меры по обеспече­нию сохранности экспонатов.

Перед окончательным оформлением тематико-экспозиционного плана нередко осуществляется так называемая пробная экспозиция, или раскладка. Раскладки — это итог совместной творческой ра­боты научного сотрудника и художника. Их итоги фиксируются в картотеке отобранных материалов, тематико-экспозиционном плане и в эскизном проекте архитектурно-художественного решения. Современ­ные компьютерные технологии позволяют строить мо­дель экспозиции, в которой массив компьютерных изображений экспонатов «развешивается» по стенам или располагается в залах компьютерной модели.

Разработка тематико-экспозиционного плана в боль­шинстве случаев является завершающим этапом научно­го проектирования. Однако в последнее десятилетие в музейной практике появился опыт сопровождения тематико-экспозиционного плана литературным описа­нием будущей экспозиции и ее восприятия зрителем. Для обозначения этого документа взят термин из ки­нематографической практики — сценарий. В основе сценария лежит стрем­ление учесть психологию посетителя, попытка спрогнозировать его эмоциональное состояние на протяжении всего осмотра экспозиции. В сценарии объединяются доку­менты научного и художественного проектирования, изложенные в более доступной для восприятия лите­ратурной форме. Особое внимание уделяется средст­вам усиления эмоционального воздействия на посети­телей. Всегда ли нужен сценарий? Среди специалис­тов нет однозначно утвердительного ответа на этот вопрос. Большинство из них считает сценарий воз­можной формой изложения или детализации экспо­зиционного замысла, которую целесообразно приме­нять при проектировании экспозиций многоплано­вых, с нетрадиционной тематикой, задуманных как театрализованное действие.

Сценарий может создаваться как сотрудниками музея, так и литераторами, знакомыми с практикой музейной работы. При этом непременным условием его написания должен быть высокий профессиона­лизм его авторов и хорошее знание ими не только проблематики экспозиции, но и экспозиционных ма­териалов. В противном случае, как показывает накоп­ленный в этой сфере опыт, сценарий превращается в набор отвлеченных идей и литературных упражне­ний, имеющих весьма отдаленное отношение к кон­кретному музею.
4.2. Художественное проектирование экспозиции
Музейная экспозиция должна максимально точно отражать процессы и явления, протекающие в природе и обществе, и при этом гово­рить образным, увлекательным и эмоциональным языком. Успешно решать эту задачу необычайно труд­но, не случайно возникло такое понятие, как «искус­ство экспозиции», представление об экспозиции как творческом произведении особого жанра искусства. По мнению специалистов, искусство архитектурно-художественных решений относится как к изобрази­тельным, так и к выразительным искусствам. Ведь в его арсенал входят не только многообразные худо­жественные и технические средства, характерные для пространственных искусств — живописи, графики, скульптуры, но и элементы драматургии. Органичес­ки объединяя в единое целое различные виды ис­кусств и технические средства, художественное про­ектирование музейных экспозиций вызвало к жизни такие новые понятия, как экспозиционный и выста­вочный дизайн.

Наилучшей формой современной экспозиции считается ансамбль, все компоненты которого — му­зейные предметы, научно-вспомогательные материа­лы, архитектурно-художественные и технические средства — подчинены единому замыслу, взаимосвя­заны, согласованы и составляют предметно и образно построенную художественную структуру.

Имея, подобно другим видам искусства, образную природу, художественное проектирование обладает при этом своей спецификой. Художественный образ в экспозиционном ансамбле во многом создается твор­ческой фантазией художника, которая, однако, бази­руется на глубоком и всестороннем знании экспони­руемого объекта. Художественное проектирование широко использует данные психологии и педагогики, учитывает совокупность целого ряда факторов, влия­ющих на процесс художественного восприятия и на способность человека усваивать определенное коли­чество информации.

В их числе такие немаловажные данные, как опти­мальная высота экспозиционного пояса, угол наклона витрин, наиболее удобный для осмотра выставленных в ней экспонатов, количество материалов, единовре­менно и с одной позиции попадающих в поле зрения человека, объем информации, которую способен усво­ить человек за полтора — два часа пребывания в экс­позиционных залах. Важное значение приобретает также цветовое и световое решение экспозиционного ансамбля. Художник должен стремиться к тому, чтобы различными способами концентрировать внимание зрителя и поддерживать в нем интерес на всем протя­жении осмотра экспозиции, уметь вовремя снять «му­зейную» усталость и эмоциональную перегрузку.

Образность в музейной экспозиции возникает тогда, когда в созданной художником эстетической среде в результате сопоставления различных экспона­тов, взаимно дополняющих друг друга, возникает но­вая информация, новые знания о процессах и явлени­ях. В сознании посетителей образ создается не только на основе цепочки зрительских ассоциаций, в меха­низме его формирования участвуют также знание и размышление.

Самые различные по своему материалу, технике изготовления, размерам и прочим характеристикам экспонаты должны предстать в экспозиционном ан­самбле как единое целое. В создании этой целостности и проявляется профессионализм художника, умеюще­го грамотно и творчески использовать различные ар­хитектурно-художественные средства.

На современном этапе развития искусства музей­ной экспозиции активная роль стала отводиться бута­фории, которая используется тогда, когда возникает потребность в создании предметно-осязаемой атмо­сферы какого-либо явления или события. В музеях можно увидеть фрагменты палубы корабля, уличные фонари, имитации части улиц с булыжной мостовой, фрагменты шахт, верстовые столбы и т. д.

Труд бутафора перестал быть ремеслом, и бутафор­ский предмет порой воспринимается как самоценное

В комплексе художественно-выразительных средств, используемых при создании современных экспози­ций, важная роль отводится специальным приспособ­лениям для демонстрации экспонатов, то есть экспози­ционному оборудованию. В экспозиционном ансамбле оно одновременно выполняет как утилитарную, так и архитектурно-художественную функции. Утили­тарная функция заключается в обеспечении сохран­ности экспонатов, защите их от вредных воздействий окружающей среды, повреждений и хищений. Архи­тектурно-художественная функция состоит в органи­зации объемно-пространственной среды экспозиции и создании оптимальных условий для наиболее рацио­нального размещения предметов.

В современной музейной практике применяется специальное (уникальное) и универсальное оборудо­вание. В зависимости от характера экспозиционных материалов и основных идей архитектурно-художественного решения экспозиции употребляются различные тип экспозиционного оборудования. Для плоскостного экспонирования используются вер­тикальные щиты, или стенды. Иногда во избежание пере­грузки экспозиции или в целях эконом­ного использования имеющихся площа­дей часть экспози­ционных материа­лов намеренно не выставляется для непосредственного обозрения. Этот так называемый «скры­тый план» помеща­ется в турнике­ты — подобия кни­ги с твердыми перекидными листами, укрепленными на шарнирах. В них обычно располагаются плоскост­ные материалы — документы, плакаты, фотографии. Для пространственного экспонирования используются:

  • витрины разных конструкций и форм — горизонтальные, вертикальные, настольные, пристенные, подвесные, витрины кругового обзора;

  • подиумы — возвышения для открытого экспонирования объемных предметов;

  • универсальные модульные системы — каркасные, бескаркасные, комбинированные, рам­ные, пространственно-стержневые.

При проектировании оборудования учитывается его пропорциональность относительно экспонатов и экспозиционных залов, способность органично впи­саться в интерьер по стилю, цвету, габаритам. Но при этом непреложным является следующее правило: воз­действие оборудования на посетителя должно быть вторичным по отношению к экспонату. Это не значит, что оборудование должно быть абсолютным нейтраль­ным или невидимым. Напротив, оно должно непре­менно включаться в образное решение экспозиции, но характер этого включения должен быть тщательно продуманным.

Активными и специфическими компонентами ар­хитектурно-художественного ансамбля являются цвет и свет. С их помощью можно объединить экспозици­онные комплексы в единое гармоничное целое, сделать акцент на наиболее-важных экспонатах и композици­ях, добиться определенной эмоциональной реакции посетителей. Правильный выбор освещения способст­вует точной передаче цвета экспонатов. Определенные цветовые и световые решения могут добавлять недо­стающую контекстную информацию.

Огромное значение для восприятия экспозиции имеет ее пространственное решение, то есть располо­жение экспозиционных материалов и экспозиционно­го оборудования в пространстве экспозиционных по­мещений. Правильное соотношение элементов экспо­зиционного ансамбля, их взаимосвязь, группировка, определение доминант — все это имеет первостепен­ную важность для создания художественного экспози­ционного образа. Пространственным членением экс­позиции можно организовать движение посетителей и ритм осмотра, отделить одну тему от другой, главное от второстепенного, ввести пространственные паузы, отделяющие друг от друга произведения, объединить разрозненные части в единое целое.

Итак, в зависимости от характера экспозиции, ее тематики и других конкретных условий художник ис­пользует для создания экспозиционного образа все имеющиеся в его палитре средства или какую-то их часть. Иногда образное начало достигается в результа­те компоновки музейных предметов и их комплексов, в других случаях акцент делается на специально созда­ваемых произведениях искусства, в третьих — на архитектурном решении интерьеров экспозиционных помещений музея. Музейной специфике в наиболь­шей степени соответствует первый путь, когда образ экспозиционного ансамбля создается на основе му­зейных предметов и научного содержания при под­держке художественно-изобразительными и техниче­скими средствами.
4.3. Основные этапы художественного проектирования музейных экспозиций

Экспозиции создаются в творческом содружест­ве научных сотрудников, художников, архитекторов, дизайнеров, инженеров. Для того чтобы труд всех участников проектирования экспозиции был слажен­ным и результативным, необходимо четко опреде­лить последовательность работ, характер деятельнос­ти на каждом этапе, состав проектной документации, при этом основные этапы художественного проекти­рования должны быть соотнесены с этапами научно­го проектирования.

1) Исходным документом для начала работ по архи­тектурно-художественному проектированию экспози­ции - научная концепция, в которой содержится достаточно полная характеристика общего экспозици­онного замысла. На ее основе, а в ряде случаев после написания расширенной тематической структуры (те­матического плана) создается генеральное решение экспозиции, то есть первоначальный художественный проект. В нем разрабатывают следующие ас­пекты:

• общие стилевые принципы раскрытия содержа­ния экспозиции архитектурно-художественными средствами;

• размещение основной тематики по залам и терри­тории музея с маршрутом осмотра экспозиции. Экспозиционный маршрут обычно строится слева направо — для удобства чтения текстовой инфор­мации. В идеале посетитель должен идти предель­но кратким маршрутом, без встречных потоков, петель и возвращений. В зданиях, специально строящихся для музеев, этот момент всегда учиты­вается. Гораздо сложнее разработать маршрут в помещениях, приспособленных под музейные нужды. В генеральном решении должны быть пре­дусмотрены средства, организующие движение посетителя в нужном направлении и обеспечива­ющие осмотр экспозиции в объеме психологичес­ких норм восприятия. Помимо указателей для это­го используются декоративные элементы, цвет, свет и другие приемы;

• размещение ведущих экспонатов (смысловых до­минант);

• характер и место в экспозиции научных реконст­рукций, наиболее крупных воспроизведений, дио­рам и специально создаваемых произведений ис­кусства;

• общие принципы освещения (искусственное, ес­тественное, смешанное, общее, местное) и цвето­вого решения экспозиции;

• общее решение оборудования;

• применение аудиовизуальных и технических средств;

• расположение зон отдыха.

Современная методика проектирования экспо­зиции предполагает разработку генерального решения в форме художественной концепции экспозиции, которая выполняется в виде чертежей, макетов и по­яснительных документов. Поскольку она широко об­суждается не только на художественном совете, но и среди музейной общественности, ее язык и средства выражения должны быть ясными и до­ступными для восприятия людей разных специально­стей. Поэтому макет, то есть объемное изображение проектируемой экспозиции, выполненное в опреде­ленном масштабе, является предпочтительнее черте­жей, читать которые могут обычно только професси­оналы. Макет дает представление о пространствен­ном решении экспозиции, но часто и о ее цветовом решении.

2) На втором этапе художественного проектирова­ния, после составления и утверждения тематико-экспозиционного плана и сценария, разрабатывается эс­кизный проект. Он представляет собой детализацию художественной концепции (генерального решения). В эскизном проекте прорабатываются следующие во­просы: окончательное распределение экспозицион­ной площади разделов, тем и подтем; размещение всех экспозиционных материалов; окончательное объемно-пространственное и цветовое решение экспозиции; освещение залов, экспозиции и отдельных экспона­тов; принципиальное решение конструкции оборудо­вания и объемных декоративных элементов; расста­новка экспозиционного оборудования; размещение аудиовизуальных и технических средств.

3) Заключительный этап художественного проекти­рования - разработка технического и рабочего проекта, который, как правило, включает в себя: мон­тажные листы, авторские разработки художественно-конструкторских решений оборудования, прокладки коммуникационных линий для освещения и крепления экспонатов, авторские предложения к инженерным решениям отопления, вентиляции и пожарно-охранной сигнализации.

Монтажные листы представляют собой чертежи участков экспозиционной поверхности, на которых указано размещение конкретных материалов. Они со­здаются художником обычно в масштабе 1:10; мас­штабные листы, выполненные в масштабе 1:1, называ­ются шаблонами.

После изготовления всего необходимого оборудо­вания и научно-вспомогательных материалов начинает­ся монтаж экспозиции, в ходе которого на экспозици­онной площади осуществляется сборка оборудования, технических средств, размещение экспозиционных ма­териалов в соответствии с проектом экспозиции. Мон­таж осуществляется специально подготовленными ра­бочими-монтажниками при участии авторов-проекти­ровщиков.

Одновременно с руководством монтажными рабо­тами художник принимает участие в подготовке необ­ходимых материалов для рекламы экспозиции и ее торжественного открытия, которое обычно называют вернисажем.
***

За последние десятилетия искусство музейной экспозиции окончательно утвердилось в качестве са­мостоятельного вида творчества. Современная музей­ная экспозиция — это результат созидательного союза научного сотрудника и художника-экспозиционера, в котором иногда принимает участие и сценарист. В искусстве музейной экспозиции еще очень много нерешенных и даже спорных проблем. Недостаточно разработаны в теоретическом отношении средства со­здания музейного образа, специфика музейной зрелищности, жанровые особенности экспозиций, или то, что в искусстве принято называть «законами жанра». Методика художественного проектирования требует осмысления и обобщения по широчайшему спектру вопросов. Поэтому искусство музейной экспозиции, как и музейное дело в целом, нуждается в творческом эксперименте, благодаря которому оно может быть за­щищено от шаблонов и стереотипов.

ТЕМА 6. КУЛЬТУРНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ
1. Термин «культурно-образовательная деятельность».

2. Основные формы культурно-образовательной деятельности
1. Термин «культурно-образовательная деятельность».

Понятие «культурно-образовательная деятель­ность» получило распространение в отечественном музееведении с начала 1990-х гг., и его активное ис­пользование было вызвано появлением новых подхо­дов в работе с музейными посетителями. На рубеже 1950-х — 60-х гг. к советским музеям стал постепенно возвращаться утраченный в 1930-е гг. статус научных учреждений. Эти изменения отразились в терминоло­гии, обозначающей одно из важнейших направлений музейной деятельности: вместо понятия «просвети­тельная работа» стал употребляться термин «научно-просветительная работа». Его содержательная сторона означала, что свою образовательно-воспитательную функцию музей осуществляет на основе научных ис­следований, что теперь он распространяет знания, в основе которых лежит музейный предмет.

Но, несмотря на активизацию научной деятельнос­ти музей продолжал оставаться идеологическим уч­реждением, строившим свою работу в соответствии с директивными указаниями руководящих органов и постановлениями ЦК КПСС «О повышении роли му­зеев в коммунистическом воспитании трудящихся» (1964) и «О повышении идейно-воспитательной рабо­ты музеев» (1982). Вплоть до конца 1980-х гг. научно-просветительная работа должна была проводиться в соответствии с так называемыми «ленинскими прин­ципами коммунистической пропаганды». Ее основны­ми задачами являлись «распространение марксистско-ленинской идеологии и формирование коммунистиче­ского мировоззрения, воспитание коммунистического

отношения к труду, пропаганда идей интернациона­лизма и патриотизма, формирование нравственных качеств личности, эстетическая пропаганда, борьба против буржуазной и ревизионистской идеологии».

Вместе с «перестройкой» из музейной лексики, касающейся научно-просветительной работы, постепенно исчезли такие термины как «пропаганда», «массовость», «идейное воспитание». Отказ от прежней жесткой идейно-информатив­ной направленности менял и характер взаимоотноше­ний между музеем и посетителем. Суть музейно-образовательного процесса представлялась теперь иной: посетитель воспринимался уже не как объект воспита­тельного воздействия, а как равноправный собесед­ник, следовательно, общение музея с аудиторией при­обретало форму диалога.

В связи с новым пониманием сути взаимоотноше­ний музея и посетителя возник термин «культурно-об­разовательная деятельность», подразумевающий об­разование в пространстве культуры. При этом понятие «образование» трактуется широко и предполагает раз­витие ума и интеллекта человека, его душевных и лич­ностных качеств, ценностных отношений к миру. Теоретическую и методическую основу культурно-обра­зовательной деятельности составляет музейная педа­гогика; она создает новые методики и программы ра­боты с посетителями, изучает воздействие на них раз­личных форм музейной коммуникации.

Термин «культурно-образовательная деятельность» пришел на смену таким понятиям, как «массово-просве­тительная работа», «популяризация», «научная пропа­ганда». Что же касается понятия «научно-просветитель­ная работа», то оно продолжает употребляться в музей­ной практике и в наши дни, однако в нем уже нет прежней идеологической составляющей. Вместе с тем сосуществование терминов «культурно-образователь­ная деятельность» и «научно-просветительная работа» в определенной степени свидетельствует об отсутствии в музейной сфере единого понимания того, ради чего музей встречается со своими посетителями.
2. Основные формы культурно-образовательной деятельности

2.1. Экскурсия

Экскурсия (от лат. excursio — поездка) как форма презентации коллекций уходит своими корнями в глу­бокую древность. Напомним, что уже в античных хра­мах специальные служители рассказывали посетите­лям об истории и художественных достоинствах тех или иных вотивных предметов. В эпоху Возрождения любознательную публику из числа знатных и высоко­поставленных особ знакомили с собранием кабинетов и галерей как сами владельцы, так и состоявшие у них на службе хранители. Эти традиции работы со зрите­лем получили дальнейшее развитие в эпоху Просвеще­ния, когда закрытые собрания начали превращаться в публичные музеи.

Согласно современным представлениям, «экскур­сия — коллективный осмотр музея, достопримечатель­ного места, выставки, объекта природы и т. д. по опре­деленному маршруту под руководством экскурсовода с познавательными, образовательными, научными и воспитательными целями, а также для удовлетворения эстетических потребностей при использовании свободного времени».

Обладая всеми чертами, свойственными экс­курсии как таковой, музейная экскурсия имеет опре­деленную специфику: она проводится в специально организованном музейном пространстве.

Музейные экскурсии достаточно разнообразны и различаются по месту проведения и объектам пока­за, по характеру тематики, по целевой направленнос­ти, по составу экскурсантов.

Экскурсии могут проводиться в здании музея — по экспозиции, выставкам, открытому хранению фон­дов, а также за пределами музейного здания — по па­мятникам и памятным местам. Практикуются также комплексные экскурсии, которые объединяют единой темой показ музейной экспозиции и памятников, на­ходящихся в естественных условиях.

По характеру тематики выделяют:

  • обзорные экс­курсии и

  • экскурсии на темы профильной дисциплины.

Обзорные экскурсии предназначены для посетителей, впервые пришедших в музей и желающих получить общее представление о его истории и коллекциях.

Обычно эти посетители — туристы, располагающие ограниченным количеством времени. Сведения, сооб­щаемые им во время обзорной экскурсии, носят ин­формационный характер и кратко знакомят с истори­ей и содержанием музейного собрания, основными разделами музейной экспозиции и отдельными выда­ющимися экспонатами.

Экскурсии на темы профильной дисциплины в му­зейной практике чаще называют тематическими, что в действительности некорректно, поскольку всякая экс­курсия имеет тему. Этот тип экскурсии, в отличие от об­зорной, наиболее детально раскрывает одну тему или проблему. Иногда в музеях проводятся циклы экскур­сий, связанные определенной проблематикой и пред­назначенные для постоянной группы посетителей.

По целевой направленности различают:

  • культур­но-образовательные (общеобразовательные) экскур­сии и

  • учебные, непосредственно связанные с програм­мами различных учебных заведений. К числу послед­них относят и методические экскурсии для музейных работников, которые знакомят с принципами построе­ния экспозиции, особенностями хранения фондов, проведения экскурсий.

По составу экскурсантов выделяют экскурсии для детской или взрослой аудитории, для туристов или для местных жителей, для групп однородных или разно­родных по составу (например, для родителей с детьми).

Важнейший критерий профессионализма экскурсовода — это свободное владение темой. Любая допущенная им ошибка или неточность способны вы­звать недоверие группы и сомнение в компетентности ее руководителя. Однако в экскурсии важна не только содержательная часть, но и форма подачи материала. В тех случаях, когда она строится не на основе диалога, а на принципах обучающей дидактики, человек, как правило, теряет к ней интерес.

Экскурсия должна быть адресной и проводиться на основе дифференцированного подхода к группе. Заученный текст, произнесенный с монотонной инто­нацией безотносительно к аудитории, которой он ад­ресован — школьникам, туристам, специалистам, коллегам, — производит крайне неприятное впечатление, резко снижает интерес экскурсантов. Между тем спо­собность устанавливать контакт с аудиторией и уме­ние корректировать свой рассказ и действия в зависи­мости от ее реакции являются очень важными показа­телями мастерства экскурсовода.

Каждая экскурсия состоит из трех частей:

  • вступи­тельной беседы,

  • основной части и

  • заключительной бесе­ды.

Представившись группе, экскурсовод выясняет для себя состав аудитории, сообщает краткие сведения о му­зее, о теме экскурсии и порядке ее проведения. Во всту­пительной беседе важен не объем сообщаемой информа­ции, а умение экскурсовода расположить к себе людей. Этому способствует его приветливость, доброжелатель­ность, непринужденность во взаимоотношениях с ауди­торией, готовность учитывать ее интересы и пожелания.

Установленные во время вступительной беседы контакты необходимо сохранять и поддерживать на протяжении всей экскурсии. Например, продолжи­тельные переходы от одного объекта осмотра к друго­му следует использовать не в качестве перерыва в ра­боте, а для ответа на вопросы и беседы с отдельными членами группы. Отчужденность и уединение экскур­совода производят неблагоприятное впечатление.

В заключительной беседе, которая традиционно состоит из ответов на вопросы, экскурсоводу следует кратко обобщить содержательную сторону экскурсии, сконцентрировав внимание экскурсантов на главном, поинтересоваться их впечатлениями от только что увиденного и услышанного, постараться закрепить в них положительные эмоции, с которыми человек и должен покидать музей.

Существуют специальные методические приемы, способствующие формированию в группе доверитель­ной психологической атмосферы, возникновению и сохранению контакта между экскурсоводом и ауди­торией. Свою предрасположенность к общению экс­курсовод может показать, например, с помощью при­ема диалога, получившего в музееведческой литерату­ре название «эвристический» (от греческого слова «эврика», что означает «нашел» — отыскал правиль­ный ответ). Эта беседа в форме вопросов — ответов имеет свои нюансы в зависимости от состава группы. Для детской аудитории вопросы обычно бывают прямыми, то есть предполагающими ответ.

Со взрослой аудиторий прямой диалог тоже возможен, но главным образом тогда, когда одновременно используется прием заданий. Например, участникам экскурсии предлагается выбрать в зале наиболее инте­ресный экспонат и мотивировать свой выбор. Но чаще всего вопросы, адресованные взрослой аудитории, носят косвенный характер; они не предполагают ответа и предназначаются для поддержания тона доверительной беседы. Обычно они формулируются примерно так: «Вы, конечно, знаете...?», «Вы, вероятно, помните, что...?», «Возможно, что вы уже догадались...?»

В музее приоритетно зрительное восприятие, поэтому экскурсия не должна превращаться в лекцию, а экскурсоводу следует уметь правильно соотносить показ и рассказ. Опытный экскурсовод никогда не повернется спиной к экспонату; он встанет вполоборота и при первом упоминании обязательно не только ука­жет на экспонат, но и сам на него посмотрит, поскольку это движение обязательно повторят экскурсанты. Жест вообще играет очень важную роль в экскурсионном рассказе. Он ориентирует на объект показа и сопровождается словесным указанием «справа», «слева», «прямо», «вверху» и т. п. Однако излишняя жестикуля­ция создает ощущение напряженности, суетливости и осложняет восприятие темы. В ходе рассказа необхо­димо делать паузы, во время которых внимание посети­теля сосредотачивается на предмете, и тогда человек становится не слушателем, а зрителем.

Несмотря на первичность зрительного восприятия, речь экскурсовода играет огромное значение при оцен­ке его мастерства. В ней не должны присутствовать назидательность, нравоучительные и агрессивные интонации; она должна быть не только грамотной, но и эмоциональной. Книжный текст, произнесенный в экскурсии, j на слух не воспринимается, вызывает скуку и ослабляет; внимание слушателей. Эмоционально насыщенная речь i обладает большей степенью убедительности и обостря­ет интерес к материалу. Однако «не следует весь рассказ, даже по самой интересной, волнующей аудиторию теме, превращать в декламацию. При проведении экскурсии важно избегать неоправданных эмоций, ложного пафоса, крикливости. Надо иметь в виду, что основ­ным источником эмоций у экскурсантов является глуби­на материала, факты, способные взволновать, умело по­строенный показ и рассказ».

Вот какие рекомендации начинающим экскурсово­дам дают их более опытные коллеги и психотерапевты.

«1. Чтобы преодолеть первое волнение, постарай­тесь сделать обратное — посильнее заволноваться. Не помогает — подумайте о том, что умный человек и в случае неудачи вас поймет и не осудит. Если все-та­ки осуждает — значит, не совсем умный. В любом слу­чае неудача — это тоже опыт, больше так поступать мы уже не будем.

2. Рассказывая, смотрите на кого-нибудь из группы. Но долго смотреть не стоит. Взгляд должен перемещать­ся от одного посетителя к другому. Тогда у каждого чело­века создастся впечатление, что экскурсовод говорит лично для него, а если не всегда на него смотрит, то толь­ко потому, что неприлично забывать о других.

3. Не демонстрируйте свои обширные знания, об­рушивая на посетителя множество дат и имен. Даже самый знающий посетитель в лучшем случае чувству­ет себя подавленно, а в худшем — полным дураком. Информация, в которой много дат и имен, утомляет, и очень скоро человек перестает ее воспринимать. Рассказ делают интересным отдельные подробности события. Называть можно не более двух-трех имен, которые действительно нужно знать интеллигентному человеку.

4. Позволяйте слушателю быть исследователем. Каким образом? Экскурсовод рассказывает об исто­рическом событии, задает вопросы, и посетитель сам делает выводы, которые секундой позже подтвержда­ет экскурсовод. Человеку приятнее самому делать от­крытия с помощью экскурсовода, чем просто выслу­шивать информацию.

5. Посещение музея — пусть активный, но все-та­ки отдых. А разве возможен отдых без смеха? Смех об­легчает восприятие самой сложной информации. Да­же продолжительное общение он делает легким и приятным. Время идет быстро, и посетитель выходит из музея не утомленный информацией, а с ясной, светлой головой и хорошим настроением».

Подготовка экскурсии — сложный процесс, кото­рый требует от ее автора не только профессиональных знаний в той области, тематика которой будет пред­ставлена в экскурсии, но и владения экскурсионной методикой. Работа начинается с формулировки темы экскурсии, определения ее целей и задач; затем со­ставляется библиография и собирается материал по теме, прорабатываются источники и литература, дела­ются необходимые выписки.

Далее тщательно изучается экспозиция, отбира­ются объекты показа (основные и дополнительные), разрабатываются структура и маршрут экскурсии, изучаются сведения о предмете, содержащиеся в фон­довой документации, продумываются оптимальные приемы показа экспонатов и логические переходы от одного объекта к другому.

Проделанная автором экскурсии работа - это индивидуальный текст экскурсии. Кроме того, со­ставляется развернутый план экскурсии, в котором в сжатом виде излагаются цель экскурсии, краткое со­держание тем и подтем, конкретизируется содержа­ние вступительной и заключительной бесед, приводит­ся структура экскурсии, ее маршрут, состав демонст­рируемых экспонатов и продолжительность их показа. После апробации этого плана на практике, то есть про­ведения на его основе ряда экскурсий и учета их поло­жительных сторон и недостатков, составляется итого­вый документ — технологическая карта экскурсии (методическая разработка экскурсии). Она строится по той же схеме, что и развернутый план экскурсии, но в отличие от него содержит подробный перечень используемых методических приемов.

В последние годы подобная документация, состав­ленная по жесткой схеме, нередко заменяется свобод­но изложенным содержанием экскурсии и методики ее проведения. Но в любом случае по итогам работы автора над темой экскурсии составляется некий документ, который обсуждается и утверждается на методи­ческих советах и руководством музея.

Экскурсии кроме экскурсоводов проводят и науч­ные сотрудники различных специальностей; особен­но это характерно для небольших по штату музеев. Экскурсионной деятельностью профессионально за­нимаются и методисты. Они определяют экскурсион­ную тематику с учетом специфики музея и запросов аудитории, оказывают научно-методическую помощь в подготовке экскурсий научным сотрудникам и экс­курсоводам, обобщают опыт экскурсионной работы, руководят подготовкой различных культурно-образо­вательных мероприятий.
2. 2. Другие формы культурно-образовательной деятельности

Экскурсия является главной, но не единственной формой культурно-образовательной деятельности му­зея. В литературе 1970-х — 80-х гг. нередки утвержде­ния, будто в музейной практике используется свыше 100 форм научно-просветительной работы. Гораздо убедительнее звучит мнение специалиста в области му­зейной педагогики М.Ю. Юхневич о том, что в этом во­просе уместна аналогия с модой, где есть базовые моде­ли, на основе которых впоследствии создаются самые разнообразные виды одежды. К числу базовых она от­носит десять форм культурно-образовательной дея­тельности музея: экскурсия, лекция, консульта­ция, научные чтения (конференции, сессии; заседания), клуб (кружок, студия), конкурс (олимпиада, виктори­на), встреча с интересным человеком, концерт (литера­турный вечер, театрализованное представление, кино­сеанс), праздник, историческая игра».

Лекция принадлежит к числу давних и традицион­ных форм культурно-образовательной деятельности. В музейной практике получили распространение такие формы лекционной работы, как
1   2   3   4   5   6


написать администратору сайта