Главная страница
Навигация по странице:

  • 1. Музейная экспозиция: основные понятия Слово «экспозиция»

  • 2. Методы построения экспозиций

  • 3. Экспозиционные материалы Основу экспозиции составляют музейные предметы .

  • Заглавные тексты

  • Пояснительный (объяснительный) текст

  • 4. Проектирование экспозиции

  • 4.1. Научное проектирование экспозиции

  • рпра. Научная работа в музеях основные направления и виды научноисследовательской работы в музеях


    Скачать 1.46 Mb.
    НазваниеНаучная работа в музеях основные направления и виды научноисследовательской работы в музеях
    Дата14.07.2021
    Размер1.46 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаphphF7Ok1_Konspekt-lekcij-po-Nuzeevedeniyu.doc
    ТипНаучная работа
    #224258
    страница4 из 6
    1   2   3   4   5   6
    ТЕМА 5. ЭКСПОЗИЦИОННАЯ РАБОТА
    1. Музейная экспозиция: основные понятия

    2. Методы построения экспозиций

    3. Экспозиционные материалы

    4. Проектирование экспозиции
    1. Музейная экспозиция: основные понятия
    Слово «экспозиция» происходит от латинского глагола ехроnо (выставлять напоказ, раскладывать) и производного от него существительного expositio — изложение, описание. Экспозицией можно назвать размещение любых предметов, представленных для обозрения. Но музейная экспозиция имеет свою спе­цифику. Ее основу составляют не любые, а музейные предметы, обладающие определенной совокупностью признаков и свойств. В экспозиции они обретают но­вый статус: становятся экспонатами, то есть предмета­ми, выставленными для обозрения.

    В качестве экспонатов могут выступать и «замени­тели» подлинников. Эта совокупность музей­ных предметов, их воспроизведений и моделей, науч­но-вспомогательных материалов и текстов называется экспозиционным материалом.

    Все части экспозиции взаимосвязаны между со­бой и составляют ее тематическую структуру. В со­ответствии с ней экспозиционные материалы делятся на структурные единицы — экспозиционные комплек­сы, то есть группы предметов, связанных между собой по содержанию или иным признакам и составляющим зрительное и смысловое единство. В качестве экспози­ционного комплекса может рассматриваться и экспозиционный зал, созданный по единому проекту и имеющий свой неповторимый облик.

    Согласно современным представлениям, музейная экспозиция — это целенаправленная и научно обосно­ванная демонстрация музейных предметов, которые организованы композиционно, снабжены коммента­рием, технически и художественно оформлены и в ито­ге создают специфический музейный образ природ­ных и общественных явлений.

    Музей создает не только постоянные, но и времен­ные экспозиции — выставки, стационарные и пере­движные. Их временный характер проявляется в со­ставе экспонатов. На выставках часто демонстрируют­ся предметы из других музеев и частных коллекций, а также предметы, которые не могут долго находиться за пределами фондохранилищ — акварели, письмен­ные источники, уникальные вещи.

    В настоящее время в музейной практике сложи­лось три основных типа музейных выставок:

    • темати­ческие выставки, в основе которых лежит определен­ный сюжет;

    • фондовые выставка, которые знакомят посетителей с малоизвестными и малодоступными коллекциями;

    • отчетные выставки, которые создают­ся по результатам реставрационных работ, по итогам комплектования фондов — так называемые выставки новых поступлений.

    Создание выставок является составной частью экс­позиционной работы музеев. Выставки повышают до­ступность и общественную значимость музейных фон­дов, вводят в научный и культурный оборот памятники, находящиеся в частных собраниях, способствуют отра­ботке и совершенствованию методов экспозиционной и культурно-образовательной работы музея, расширяют географию его деятельности. В настоящее время актив­но развивается международный обмен выставками, что способствует взаимообогащению различных культур.
    2. Методы построения экспозиций
    Материал в экспозиции может группироваться по-разному. Научно обоснованный, исходящий из содержания экспозиции, порядок группировки и орга­низации экспозиционных материалов называется ме­тодом построения экспозиции. В отечественном музее­ведении традиционно выделяют следующие основные методы экспонирования:

    • систематический,

    • ансамбле­вый,

    • ландшафтный и

    • тематический.

    Этим методам со­ответствуют систематическая, ансамблевая, ландшафт­ная и тематическая экспозиции.

    Первыми экспозициями, в основу которых легли научные принципы организации материала, стали сис­тематические экспозиции. Их появление в конце XVIII — первой половине XIX в. было связано с бурным развитием процесса дифференциации в сфере науки и созданием профильных музеев. Систематический метод экспонирования предусматривает отбор, размещение и интерпре­тацию однородных пред­метов в соответствии с классификационной си­стемой конкретной науч­ной дисциплины или от­расли производства.

    В конце XIX — начале XX в. в Западной Европе появились первые экспозиции, состоящие исключи­тельно из ансамблей. Это были экспозиции музеев под открытым небом. Ансамблевая экспозиция сохраняет или реконст­руирует на основе достоверных научных данных ре­ально существовавшую или типичную для определен­ной эпохи социокультурную обстановку. Ансамблевая экспозиция характерна для мемориальных музеев, для музеефицированных памятников истории и культуры — дворцов, усадеб, крестьянских изб. Ее приме­ром могут служить исторические интерьеры или их фрагменты, воссоздаваемые в музеях не только гума­нитарного, но и естественно-научного профиля.

    Структурной единицей ансамблевого показа явля­ется экспозиционный комплекс, который сохраняет или реконструирует существовавшую среду бытова­ния музейных предметов. Он может состоять из раз­личных экспонатов — орудий труда, оружия, одежды, мебели, изделий декоративно-прикладного искусства, изобразительных и письменных материалов. Посколь­ку в этом комплексе воспроизводятся реальные или типичные связи и отношения между предметами, по своему содержанию и в зрительном восприятии он представляет собой законченное целое.

    В мировой музейной практике именно ансамбле­вые экспозиции получили наибольшее распростране­ние, поскольку они легко воспринимаются посетите­лями, вызывают непосредственный интерес и оказы­вают сильное эмоциональное воздействие.

    Параллельно с ансамблевыми формировались и ландшафтные экспозиции, воссоздающие взаимо­связи и взаимозависимость природных компонентов. Их основная структурная единица — биогруппы и ландшафтные диорамы.

    Элементы ландшафтного метода экспонирования в виде биогрупп появились в естественно-научных му­зеях в середине XIX в. Биогруппа (биологическая груп­па) представляет собой экспозиционный комплекс из объектов животного и (или) растительного мира. Часто понятие «биогруппа» относится к научной таксидермической композиции, которая представляет жи­вотных в среде обитания. Таксидермия (от греч. taxis — устройство и derma — кожа) — вид деятельности, включающий консервацию и реконструкцию объек­тов животного мира. Современная таксидермия из ремесла по изготовлению чучел переросла в искусство. Но искусство это — особого рода: условность и деко­ративность здесь недопустимы, поскольку естествен­но-научные музеи призваны популяризировать досто­верные и научно объективные сведения.

    Большую роль в становлении ландшафтного мето­да экспонирования сыграла Всемирная промышленная выставка в Лондоне (1851 г.), где демонстрировались первые биологические группы из жизни животных, со­зданные немецким таксидермистом М.Х. Плоцкетом. Затем биогруппы стал активно включать в свою систематическую экспозицию Британский музей естествен­ной истории, причем создавал их на строго докумен­тальной основе. Для биогрупп с птицами и гнездами растения и почва собирались из одного места, а моло­дые и старые птицы — с одного гнезда. Использовался и натуральный почвенный покров, на котором было найдено гнездо: он осторожно срезался и перевозился в музей. Каждый отдельный листок, цветок, трава ими­тировались из воска и других подходящих материалов при этом искусственные растения располагались высушенной почве точно так, как они находи; в природе.

    К концу XIX в. в практику естественно-научных музеев вошли панорамы и диорамы, ставшие харак­терными приемами ландшафтного метода экспониро­вания. Панорама (от греч. pan — все и horama — вид, зрелище) представляет собой больших размеров лен­тообразную картину, которая натянута по внутренней поверхности цилиндрического подрамника и сочета­ется с расположенным перед ней по кругу «предмет­ным» планом — макетами, сооружениями, фигурами. Панорама создает иллюзию реального пространства, окружающего зрителя, располагается в круглом строе­нии и рассматривается с площадки, находящейся в его центре. Первая панорама была создана ирландским художником Р. Баркером в 1787 г. и представляла со­бой круговое изображение города Эдинбурга.

    В 1893 г. в Музее естественной истории в Стокголь­ме была создана первая биологическая панорама, вос­создающая природу Швеции.

    В отличие от художественной панорамы, где жи­вопись подчиняет передний натурный план, в ланд­шафтной панораме пейзаж служит только вспомога­тельным средством, которое вводит зрителя в место обитания животных. Передний же план занимают до­кументальные материалы — чучела животных, гнезда птиц, растительность, рельеф местности.

    В то время как панорама вводит зрителя будто бы в центр изображаемого события и позволяет осуще­ствлять круговой обзор, диорама (от греч. dia — сквозь и horama — вид) дает возможность рассматривать изо­бражение только со стороны окна (за исключением трехсторонних, так называемых альковных диорам).

    Она охватывает лишь часть горизонта и может располагаться на стене как полукруглого, так и прямоугольного помещения. Поэтому диорамы, не требующие столь больших площадей, как панорамы, получили в естественно-научных музеях гораздо более широкое распространение.

    В первой трети XIX в. ландшафтный метод экс­понирования стал практиковаться во многих музеях мира. В России первая ландшафтная экспози­ция была построена в 1930 г. в Московском областном краеведчес­ком музее (г. Истра). С 1970-х гг. ландшафт­ный метод стал преоб­ладающим в региональ­ных естественно-науч­ных музеях и отделах природы краеведчес­ких музеев.

    Тематическойна­зывают экспозицию, которая посредством экспозиционных мате­риалов раскрывает оп­ределенную тему, сю­жет, проблему, создает музейный образ отра­жаемых событий или явлений. Основной структурной еди­ницей тематической экспозиции является тематико-экспозиционный комплекс, представляющий собой группу предметов разных типов — вещи, документы, изобразительные материалы.

    Первыми во второй половине 1920-х гг. тематичес­кий, или комплексно-тематический метод экспониро­вания стали разрабатывать историко-революционные музеи применительно к своей тематике — классовой борьбе, экономической и политичес­кой истории. С 1930-х гг. он стал преобладающим методом экс­понирования в советских музеях; в настоящее время является ведущим главным образом для исторических и краеведческих музеев.

    Следует иметь в виду, что все перечисленные мето­ды экспонирования нередко интегрируются: система­тическая экспозиция может сочетаться с ансамблевой и ландшафтной экспозицией, тематическая может включать элементы не только ансамблевой, но и систе­матической экспозиции. Выбор методов экспонирова­ния зависит от многих факторов, в том числе от профи­ля музея, от темы и целевых установок создающейся экспозиции, специфики коллекций, размеров экспози­ционных площадей.
    3. Экспозиционные материалы
    Основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко вы­ступают и воспроизведения музейных предметов и внемузейных объектов, то есть предметы, специаль­но созданные для экспонирования вместо музейного предмета или внемузейного объекта, имеющие с ним внешнее сходство и передающие все его существен­ные черты и свойства. Это — копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструк­ции, новоделы, голограммы.

    Некоторые виды воспроизведений очень точно со­ответствуют оригиналу. Это относится прежде всего к копиям, репродукциям слепкам. Копия — это пред­мет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлин­ника или оригинала. Различают два вида копий. Один из них — это современное воспроизведение музейно­го предмета. Второй вид ко­пий — это повторе­ние произведения ис­кусства, которое вы­полнено автором или другим художником; в том случае, когда копию создает сам автор, ее называют авторским повторе­нием, или репликой.

    Копия может отличаться от оригинала по технике или размерам, но должна точно воспроизводить его манеру и композицию, в отличие от реплики, в которой второ­степенные детали оригинала могут меняться. Копиро­вание прославленных художественных произведений получило широкое распространение уже во II в. до н. э. в Древнем Риме. Копии второго типа являются памят­никами истории и культуры и в качестве музейных предметов входят в состав основных фондов музея.

    Копию живописного, графического или фотогра­фического изображения, сделанную печатным спосо­бом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере, называют репродукцией.

    Точно передают облик подлинника слепки с произ­ведений скульптуры и декоративно-прикладного ис­кусства. Их получают путем снятия с оригинала фор­мы — твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов — и за­ливки в нее гипса. Более точными являются слепки, от­литые в гипсовых формах.

    Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точ­ности воспроизводят муляжи. Они могут быть выпол­нены с оригинала по точным его обмерам, но иногда создаются по описаниям или рисункам.

    При утрате па­мятника материальной культуры на основе научной реконструкции по сохранившимся фрагментам или описаниям создается так называемые новодел — точ­ная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах.

    Воспроизведение может выполняться и в отлич­ных от оригинала масштабе и технике, но при этом да­вать верное о нем визуальное представление. Таковы макеты и модели, которые выполняются в условном масштабе. Макет представляет собой объемное вос­произведение внешнего вида объекта, которое созда­ется в определенном масштабе и допускает некоторую условность в показе. Обычно в виде макетов воспроиз­водят производственные и бытовые интерьеры, внеш­ний вид отдельных зданий и сооружений, ландшафт и рельеф местности.

    В отличие от макета модель сохраняет конструк­тивные принципы и фактуру оригинала. Модели создаются в тех слу­чаях, когда требу­ется изменить мас­штаб предмета, ко­торый не может быть представлен в экспозиции из-за своих габаритов, когда необходимо показать процесс функционирова­ния или работы предмета или же выделить упрощенную, условную схему предмета для его наглядной демонстрации, когда нужно предста­вить предмет, существующий только в проекте или плане.

    В последние десятилетия в музейной сфере все бо­лее широкое распространение получает новый способ создания оптического двойника предмета — гологра­фия. Голограмма — это объемная оптическая копия ре­ального объекта, которая создается путем записи изоб­ражения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники. Создание голограммной копии с произведения искусства — работа очень тонкая и творческая, требующая специальных познаний в области искусствоведения, поэтому она сродни труду художника-копииста.

    Для установления смысловых связей между отдельными группами предметов в экспозицию вводятся карты, схемы, диаграммы, таблицы и другие научно-вспомогательные материалы. Однако их не­правильное использование может отвлекать внимание посетителя от музейных предметов и тем самым нару­шать специфику экспозиции. Поэтому они не должны «забивать» экспонаты-подлинники своей излишней яркостью или оформительскими эффектами.
    Особое место в экспозиции принадлежит текс­там. По своему содержанию они должны быть одно­значными, ясными, по возможности лаконичными и доступными для всех категорий посетителей. Тексты обычно подразделяются на:

    • заглавные (оглавительные),

    • ведущие,

    • пояснительные,

    • этикетаж и

    • указатели.

    Заглавные тексты помогают посетителю ориен­тироваться в экспозиции и содержат названия залов, тематических разделов, экспозиционных комплексов. Ведущий текст сродни эпиграфу в литературном про­изведении. Он выражает основную идею экспозиции в целом или же каких-то ее разделов, тем, залов, ком­плексов. Пояснительный (объяснительный) текст представляет собой аннотацию к залу, к теме, к ком­плексу или же к отдельному экспонату. Он содержит информацию, которая лежит за пределами зрительно­го восприятия экспонатов. Например, в одной из вит­рин Государственного музея Востока экспонируются крохотные туфельки, необычной формы и маленького размера. Без соответствующей аннотации посетитель может решить, что они принадлежали ребенку. В дей­ствительности это — туфли взрослой женщины. Дело в том, что согласно некогда бытовавшим в Китае пред­ставлениям о красоте женщина, особенно из состоя­тельных кругов общества, должны была иметь малень­кие дугообразные ножки, напоминающие форму мо­лодого месяца или лилию. Для того чтобы ступня приобрела соответствующую форму, девочкам с шес­тилетнего возраста подгибали все пальцы, кроме боль­шого, к подошве и накрепко привязывали их бинтами. Это продолжалось до тех пор, пока подошва не прини­мала дугообразную форму. Поэтому по размеру своих ног китаянки оставались в возрасте девочек 6 — 8 лет; при этом развит был только большой палец ступни.

    Непременным элементом всякой экспозиции яв­ляется этикетка, совокупность всех этикеток данной экспозиции называется этикетажем. Этикетка — это текст, содержащий название предмета, его атрибутив­ные данные, то есть сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, со­циальной и этнической среде бытования, историчес­ком и мемориальном значении. В нижней части эти­кетки необходимы сведения о том, что экспонируется: подлинник или копия. При этом существует одно ме­тодическое правило. Если в экспозиции представлены преимущественно подлинники, то в этикетаже можно отмечать только копии, когда же экспонируется глав­ным образом копийный материал, в этикетаже необ­ходимо указывать подлинники.

    Один и тот же предмет, включенный в разные экс­позиции, может иметь различные по форме и содержа­нию этикетки. Например, в исторических музеях эти­кетки к изобразительному материалу начинаются не с фамилии автора (как в художественном музее), а с на­звания произведения. Этикетки не должны быть гро­моздкими, но и чрезмерный лаконизм информации, содержащейся в этикетке, не оправдан, поскольку оп­рос посетителей и наблюдение за их реакцией свиде­тельствуют о том, что музейный зритель нуждается в максимально подробных сведениях об экспонатах.

    Для того чтобы облегчить посетителям, самостоя­тельно осматривающим экспозицию, возможность ориентироваться в ней, используется система указа­телей. Это прежде всего план экспозиционных залов, содержащий название каждого из них. У входа в от­дельный зал часто помещается его план с указанием маршрута, названиями и нумерацией экспозицион­ных комплексов. В залах используют указатели в виде стрелок на стене или на полу.

    Надо помнить, что тексты не являются специфиче­ски музейным средством выражения, поэтому экспо­зиция не должна быть ими перегружена.

    В последние годы в экспозициях музеев все более широкое применение находят фонокомментарии. Голо­са птиц, животных и различные природные шумы вос­производятся в краеведческих и естественно-научных музеях. Музыкальные, театральные, литературные му­зеи включают в экспозицию в качестве основных экспонатов документальные звукозаписи лучших музыкаль­ных коллективов и солистов мира, голоса поэтов и писа­телей. В архитектурных музеях-заповедниках часто используются записи народной и старинной музы
    4. Проектирование экспозиции
    Создание музейной экспозиции — сложный исследовательский, творческий и производственно-техничес­кий процесс, который требует совместных усилий науч­ных сотрудников, художников, дизайнеров, музейных педагогов, инженеров. Он нуждается в предваритель­ной системной разработке научного содержания экспо­зиции, ее архитектурно-художественного решений и технического оснащения.

    Поэтому составными частя­ми проектирования экспозиции являются:

    • научное про­ектирование, в ходе которого разрабатываются основ­ные идеи экспозиции и ее конкретное содержание,

    • ху­дожественное проектирование, призванное обеспечить образное, пластическое воплощение темы,

    • техническое и рабочее проектирование, фиксирующее место каждо­го экспоната, текста и технических средств.


    4.1. Научное проектирование экспозиции
    Научное проектирование экспозиции начинается с подготовительного этапа, в ходе которого изучаются необходимая научная литература по теме и архивные материалы, параллельно изучаются и анали­зируются музейные коллекции, составляются картоте­ки предполагаемых экспонатов.

    Следующий этап состоит в разработке научной концепции, которая раскрывает экспозиционный за­мысел и дает первое, самое общее представление о бу­дущей экспозиции. В ней определяются цели и задачи экспозиции, ее основная проблематика и тематичес­кая структура, дается характеристика экспозицион­ных материалов и предлагаются методы их подачи; при участии художника опреде­ляются общие и специфические требования к художе­ственному проекту будущей экспозиции. Оформляет­ся научная концепция в виде единого документа, в со­став которого входят чертежи-планы экспозиционных залов с указанием предполагаемых мест размещения экспозиционных разделов и крупногабаритных экспо­натов — диорам, образцов техники, макетов и т. д.

    Второй этап проектирования экспозиции состоит в разработке расширенной тематической структу­ры — документа, в котором фиксируется деление бу­дущей экспозиции на взаимосвязанные части — раз­делы, темы, экспозиционные комплексы. В ней пере­числяются группы предполагаемых к экспонированию музейных предметов и других материалов, выделяют­ся конкретные мемориальные комплексы, научные ре­конструкции, определяются технические средства, способствующие усилению воздействия экспозиции на музейных посетителей — различные аудиовизуаль­ные устройства, действующие модели, макеты, демон­страционные установки. В музейной практике расши­ренной тематической структуре часто соответствует
    1   2   3   4   5   6


    написать администратору сайта