оқу құралы. Научнопопулярное издание
Скачать 1.84 Mb.
|
ЮВЕЛИРНЫЕ РАБОТЫРостовская эмаль. В конце XVIII века в одном из монастырей Ростова была организована небольшая мастерская. Ростовские эмальеры украшали различные изделия церковного характера. Нам известны мастера миниатюрного письма, владевшие высокой техникой исполнения: Тарасов, Буров, Всесвятский, Чайников, Архаров. На выполненных ими миниатюрах яркие краски эмали прекрасно гармонировали с гладкой и блестящей золотой и серебряной поверхностью изделия, чеканным рельефом и драгоценными камнями. Ростовские мастера для получения красочного изображения брали тонкую металлическую пластину прямоугольной, круглой или овальной формы, зачищали ее, а затем покрывали эмалевой массой. После обжига в муфельной печи эмаль приплавлялась к пластине и образовывала твердую и гладкую поверхность (грунт или фон). После нанесения рисунка на грунт выполняли роспись эмалевыми красками, разведенными на лавандовом масле или скипидаре, затем пластинку обжигали вторично. После Великой Октябрьской социалистической революции ростовские мастера начали работать над созданием разнообразных ювелирных изделий и предметов быта: брошей, пудрениц, коробочек, шкатулок с орнаментальной и сюжетной росписью по эмали. Творчество известного в то время художника С. В. Чехонина сказалось на работах мастеров артели. Они успешно стали применять темный, черный или синий фон эмали, на котором располагали разнообразные узоры из цветов в виде венчиков, букетов и гирлянд. В 30 — 40-е годы в ростовской артели образуется большой творческий коллектив, возглавляемый старейшим мастером А. А. Назаровым. В это время, кроме цветочной миниатюры, мастера промысла много работают над миниатюрными портретами, а также успешно решают декоративные композиции. В этот период складываются новые принципы, в основе которых лежат приемы пунктирной эмалевой росписи, придающие живописи прозрачность и звучную красочность цвета. Мастером А. А. Назаровым в этой манере была выполнена круглая крышка для коробки с росписью. На светло-розовом фоне расположена гирлянда из цветов, в центре которой помещена эмблема серпа и молота и цифра XX. Одной из лучших портретных миниатюр можно считать миниатюру работы М. А. Хрыкова, изображающую девушку-пряху с известной картины В. А. Тропинина. Миниатюра написана мастером в пунктирной живописной манере. В 1936 году финифтяной цех механической артели был преобразован в самостоятельную художественную артель «Возрождение», переименованную впоследствии в артель «Ростовская финифть». Значительно расширяется ассортимент ювелирных изделий, становятся более разнообразными художественные приемы оформления. Наряду с цветочным орнаментом получили дальнейшее развитие сюжетная тематика, портретная миниатюра. Часто используют виды городов Москвы, Ленинграда, Ярославля, Ростова; выполнены они в лучших традициях эмальерной живописи. Высокими художественными достоинствами отличается роспись серебряного ларца, выполненная мастером Н. А. Карасевым в 1938 году. Ларец имеет многогранную форму, на его сторонах помещены эмалевые пластины с изображением гербов союзных республик. На крышке расположен государственный герб Советского Союза. Хорошо найденные пропорции предмета и цветовое решение орнаментальных мотивов говорят о талантливости исполнителя1, о богатстве живописной палитры. 12. Чаша царя Алексея Михайловича. XVII век 13. Е. П. Чемисов. Автопортрет. Резцовая гравюра В 50 — 60-х годах художники Научно-исследовательского института художественной промышленности М. А. Тоне, 3. М. Зенкова и другие совместно с мастерами ростовской артели провели большую работу по созданию и освоению в массовом производстве новых образцов с росписью по эмали. Коробочки-сувениры, выполненные по проектам художницы М. А. Тоне, из позолоченного серебра украшены вставками с декоративной росписью архитектурных памятников Подмосковья (Коломенского и Царицына). М. А. Тоне создает простые по форме броши с выразительной подачей рисунка в виде силуэтной живописи, близкой к народной росписи. Орнаменты расположены на белом традиционном фоне. Броши 3. М. Зенковой также имеют белый фон, на котором помещены дветочные мотивы, выполненные в условной манере, в плане декоративной кистевой росписи. Благодаря контрасту белого фона и темного изображения, оживленного несколькими яркими цветными пятнами, достигнуто необычайно декоративное решение колорита эмали. Эти опыты, принесшие успех, получили свое развитие в других изделиях, выполненных мастерами промыслов В. В. Горским, И. И. Солдато-вым, А. М. Кокиным. В. В. Горским была сделана брошь, серебряная оправа которой в виде сканого узора с зернью хорошо сочетается с овальным медальоном, украшенным орнаментальной красочной росписью. Нарядное сочетание скани с красочной росписью можно видеть на овальной коробочке этого мастера. 14. Табакерка. XVIII век И. И. Солдатов и А. М. Кокин, украшая свои изделия (коробочку и браслет), на отдельных пластинках-вставках хорошо сочетают роспись с позолоченной сканью и зернью. На крышке коробочки расположена гирлянда из полевых цветов, выполненная мастером в светлых и нежных тонах. Красочная орнаментальная роспись на пластинках, образующих звенья браслета, с позолоченной сканью представляет собой яркие, цветные пятна красных ягод смородины и зеленых листьев на глубоком черном фоне эмали. В декоративном убранстве этих вещей гармонично сочетаются эмаль и скань. Искусство ростовской эмали ярко выражено в одной из наиболее удачных работ художницы М. А. Тоне — комплект ювелирных изделий, состоящий из двух кулонов, броши, браслета, ожерелья, украшенных сканью и пластинками с росписью по эмали. Этот комплект был рекомендован к освоению в массовом производстве. На нем знакомые мотивы красочно написанных цветов на темном фоне эмали. Красиво прорисованный орнамент тончайших стебельков и нежных лепестков цветов хорошо гармонирует с узором обрамляющей их филиграни. Все ювелирные изделия, входящие в этот комплект, относятся к числу высокохудожественных. Они выполнены с большим вкусом. В последнее время ростовские мастера представили новые работы, свидетельствующие о дальнейшем развитии искусства финифтяной росписи. «Ростовская финифть» является единственным у нас в стране предприятием, где выполняют декоративную роспись по эмали. В просторных, светлых помещениях фабрики трудятся мастера живописного и сканного дела. Изделия ростовских мастеров можно увидеть в Музее народного искусства в Москве, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном Ярославском и Ростовском историко-архитектурном музее-заповеднике. Образцы изделий с ростовской финифтью были показаны на отечественных и зарубежных выставках. Мастера промысла неоднократно были удостоены высоких наград. Красносельская скань. Своими сложившимися художественными традициями выделяются потомственные красносельские ювелиры. Центром старейшего и самого большого промысла является село Красное на Волге, расположенное на левом берегу в 35 километрах от Костромы. Еще в XVI веке начинается здесь производство изделий из серебра. В конце XIX века село Красное становится крупным центром ювелирно-металлического промысла. В то время почти все жители занимались чеканкой, гравировкой, эмальерным и другим мелким ювелирным делом. После Великой Октябрьской социалистической революции красносельские кустари стали объединяться в артели. Уже в 1918 году в трех артелях работали 1200 человек. Однако к созданию разнообразных художественных изделий из металла приступили лишь в тридцатые годы. Заметное место в искусстве красносельцев с этого времени заняла филигрань, называемая иначе сканью. Причудливые узоры из тонких плотно скрученных медных, золотых и серебряных нитей словно причудливое кружево стелются по поверхности кубков, шкатулок и многих других предметов, изготовляемых на фабрике. Типична для красносельских мастеров сложная ажурная скань. Ее богатый, плотный и сочный узор органически вписывается в форму предметов. В орнаментальных нитях скани почти не видно следов припоя, отчего она кажется чрезвычайно хрупкой. Красив ажур скани и в сочетании с глухими участками. Техника выполнения филигранных изделий за сотни лет не изменилась. Орнамент изделия воспроизводят на бумаге. По нему выкладывают и приклеивают контур будущего узора из толстой проволоки, заполненный затем заранее заготовленными мелкими деталями. Набранные на бумаге проволочные детали посыпают измельченным припоем, и под огнем они спаиваются в ажурный узор. Иногда филигрань напаивают на металл. Для получения объемных предметов филигрань набирают на железные формы. Несложная, но трудоемкая техника имеет богатые возможности разнообразить приемы набора филиграни и создавать многочисленные орнаментальные композиции. Применение золочения, серебрения, оксидирования, сочетания филиграни с чернью, эмалью, гладким или чеканным металлом еще больше расширяет эти возможности. Почти непременным спутником филиграни является зернь — мелкие литые шарики, которые припаивают к готовому изделию в заранее заготовленных ячейках. Старинную технику филиграни используют при производстве различных изделий — брошей, браслетов, пряжек, подстаканников, сухарниц, ваз и других предметов, больших выставочных кубков, ларцов. Одной из лучших работ красносельских мастеров можно считать кубок «Социалистическое строительство», выполненный в 1951 году по проекту А. Удалова и А. Щепелкина при участии талантливого мастера А. В. Васиной. Кубок отличается строгими формами, хорошо найденными пропорциями, его поверхность обработана филигранью, чеканкой и гладко отполированным металлом. Набор филиграни в сочетании с зернью создает необычайно красивый узор. Крупные и упругие завитки скани выигрывают от контраста с гладким металлом и великолепно сочетаются с чеканкой кубка. К этому же времени относится замечательная по своей отделке позолоченная ваза А. В. Васиной и А. Голикова. Композиция рисунка вазы построена также на контрасте филиграни и гладкого металла. Тулово вазы, почти сплошь состоящее из узорной скани, чередуется в отдельных местах с гладко отполированными полосками. Филигранные розетки выпуклой формы замыкаются кольцами гладкого металла. Высокими художественными качествами отличается кубок, посвященный 300-летию воссоединения Украины с Россией. Тончайший узор из филиграни в виде веток с узкими листочками, располагаясь на позолоченной поверхности изделия, походит на металлическое кружево. С большим изяществом выполнены салфеточное кольцо мастером Н. С. Грустливым и декоративный лоточек И. Д. Орловым. Витой сканый узор с мягкими изгибами, завитками, кружочками приобретает порой большую выразительность в сочетании с блестящей зернью. Такой прием декоративной отделки встречается и в вещах П. И. Чулкова. В 40 — 50-е годы экспериментальная группа художников и мастеров работает над новыми образцами изделий для массового производства. В технике филиграни создают украшения (броши, кольца, серьги), посуду (вазочки, конфетницы). Для украшений применяют латунь, медь, серебро, золото. В изделиях из серебра и золота используют корунды и природные поделочные камни. В 60-е годы на красносельской ювелирной фабрике построены гальванический цех, цех по заготовке деталей, инструментальный и другие. Организованная ранее экспериментальная группа выросла в крупный творческий коллектив с собственной художественной лабораторией. В эти годы различного вида посуда (стопки, рюмки, бокалы, солонки, ложки, подстаканники) принимает наиболее красивые формы, орнаментация их проста и выразительна. Умело используется фактура материала, поверхность изделия делают то матовой, то гладко отполированной. Недорогие, но декоративно выразительные вещи, изготовленные в технике филиграни, выполнены с большим художественным вкусом и являются подлинными произведениями русского декоративно-прикладного искусства. Художественное качество изделий повысилось благодаря созданию Научно-исследовательского института художественной промышленности. Помощь института отразилась на эстетической стороне культуры производства, на творчестве художников и мастеров промысла. В изготовлении новых изделий принимали участие не только старейшие и опытные мастера-ювелиры, но и молодежь, получившая специальное образование в Красносельском училище художественной обработки металла. Училище, а также профессионально-техническая школа при нем растят кадры мастеров-ювелиров не только для красносельского промысла, но и для других ювелирных производств. В настоящее время Красносельская ювелирная фабрика выпускает изделия из серебра, меди, латуни, бронзы, мельхиора, томпака, богато украшенные сканью и зернью, гравировкой и чеканкой. Старинное национальное искусство филиграни, сохранившееся в Красном селе на Волге, продолжает развиваться, и нет сомнения, что изделия, созданные руками мастеров промысла, долго будут радовать нас своей оригинальной красотой и совершенством техники исполнения. Изделия Красносельской ювелирной фабрики демонстрировались на многих выставках в нашей стране и за рубежом и были отмечены дипломами и медалями. Коллекции изделий фабрики хранятся в Музее народного искусства в Москве, Государственном Русском музее, Костромском областном краеведческом музее и др. Северная чернь. Чернь — это своеобразная гравюра по металлу. Готовый, чаще всего серебряный, предмет гравируют, очищают и покрывают чернью. Затем изделие нагревают, чернь плавится и заполняет гравировку. Остывший предмет очищают и полируют. На его поверхности появляется прочный черневой рисунок, который в зависимости от состава сплава может быть светло-серым или более темных оттенком (до черно-бархатистого). Одним из старейших центров является промысел художественной обработки металла в Великом Устюге Вологодской области. Серебряные с чернью изделия, выполненные замечательными мастерами этого промысла, отличаются высокими художественными качествами. Здесь на реке Сухоне в 1761 году возникла первая фабрика черневых серебряных изделий. Сменявшие друг друга стили нашли отражение во внешнем облике изделий. В период стиля барокко серебряные устюжские ларцы, табакерки, различной формы туалетные коробочки, флаконы украшали прихотливыми завитками, картушами и др. В пору классицизма появляются более строгие, уравновешенные формы изделий и орнаменты в виде всевозможных розеток, пальмет и др. В гравюре по металлу появляется новая манера исполнения, близкая к книжной графике. 15. Г. Гольтциус. Падение Фаэтона. Резцовая гравюра Интересны изделия, на которых изображены виды Великого Устюга с его красивой панорамой со стороны реки Сухоны. Часто черневой рисунок усложняют золоченой гравировкой, которая усиливает темный контур узора. В 1929 году в Великом Устюге была открыта мастерская по изготовлению серебряных изделий с чернью, на базе которой возникла кустарно-промысловая артель «Северная чернь». М. П. Чирков, под руководством которого стало постепенно возрождаться искусство великоустюжского черненого серебра, постоянно искал пути расширения ассортимента изделий, создания новых оригинальных форм предметов. Браслеты, коробочки, подстаканники, стопки, ножи для разрезания бумаги, салфеточные кольца, пудреницы украшают тончайшими растительными орнаментами, тематическими композициями. Сплошной густой и плотный узор то целиком заполняет поверхность, то легкими штрихами застилает светлую серебряную гладь. В 30 — 40-х годах в артель из Института художественной промышленности были привлечены художники-профессионалы М. Д. Раков и К. А. Будкин. М. Д. Раков создает красивые черненые браслеты, броши, оправы для мундштука, ложки с изображениями птиц и зверей Севера, близкими по своим мотивам народному промыслу. Работы художника отличаются большой образностью, умением мелкой тонкой штриховкой передать богатую игру света и тени. Художник К. А. Будкин стремился создать новые формы изделий с украшениями, состоящими из современных орнаментальных мотивов. Пудреницы, черневые ободки для костяных мундштуков, портсигары художник украшает видами Московского Кремля, летающими самолетами, эмблемами. Нужно отметить, что созданные художником в 1938 — 1939 годах некоторые мотивы орнамента, видоизменяясь, появляются и теперь. Международную славу приобрела устюжская чернь при талантливом художнике Е. П. Шильниковском, руководившем промыслом в течение 25 лет. Е. П. Шильниковский является автором большого числа традиционных произведений, создателем сложных тематических композиций с архитектурными пейзажами, сказочными сюжетами и мотивами. Одной из несомненных творческих удач художника является небольшой стаканчик «Хмель»; строгую форму предмета украшают изящные листья и золотые грозди хмеля. Е. П. Шильниковский использовал известный по старинным изделиям того же Великого Устюга способ художественной обработки серебра — чернь с золотой гравировкой, что значительно обогатило художественные достоинства предмета. Этот способ широко применяют в промысле. В начале 60-х годов художница Научно-исследовательского института художественной промышленности М. А. Тоне создала образцы изделия для «Северной черни», в которых были возрождены декоративный характер великоустюжского серебра, плоскостная трактовка растительных форм, лаконичность и простота композиционного узора. В артели работает много граверов, которые выполняют орнамент не только по рисункам художника, но и по своим собственным. Перенося на изделие знакомый рисунок, мастера часто варьируют его в деталях, внося новую трактовку, по-новому располагают мотивы орнамента. Стремление великоустюжских мастеров к самостоятельному решению орнаментальных композиций имеет не только большое художественное значение, но и положительно сказывается на творческой деятельности всего коллектива. За годы существования промысла было создано немало интересных работ. Создавали их в связи с празднованием различных годовщин ярких исторических событий из жизни нашей Родины. К 800-летию Москвы мастера артели «Северная чернь» изготовили большой ларец, напоминающий своим видом костяные ларцы XVIII века, которыми когда-то славился наш Север; 40-летию Великой Октябрьской социалистической революции посвящен искусный черневой кубок. Большими художественными достоинствами отличается кубок «Дружба народов», созданный в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией, новый по своей форме и умело украшенный чернью и золоченой гравировкой. В украшениях черневых изделий мастера Великого Устюга помимо растительного цветочного орнамента широко используют разнообразные сюжетные черневые рисунки. В юбилейных и выставочных работах темой является столица нашей Родины Москва: изображение панорамы Московского Кремля со стороны Москвы-реки и Красной площади, архитектурные и скульптурные памятники города. Искусство ювелиров Великого Устюга успешно развивается. Их изделия заслужили самое широкое признание как в нашей стране, так и за рубежом. Изделия великоустюжских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках. С изделиями из великоустюжского черневого серебра можно ознакомиться в Государственном Историческом музее, Музее народного искусства, Оружейной палате, Государственном Русском музее, Государственном Эрмитаже, Загорском Государственном исто-рико-художественном музее-заповеднике, Великоустюжском краеведческом музее и др. 16. Сабяя генерала Черняева. 1812 год Филигрань. Недалеко от традиционных центров металлообработки — города Павлово и поселка Вача, где издавна было развито кузнечное и слесарное дело, в селе Казакове из поколения в поколение передавались навыки по обработки металла. Чувство материала, умение подчинить его своему замыслу помогли мастерам-казаковцам овладеть искусством создания филигранных изделий. В начале 50-х годов мастера Казаковского завода художественных изделий (село Казакове, Вач-ский район, Горьковская область) в совершенстве овладевают техникой филиграни. Большую помощь в разработке новых образцов изделий оказала О. И. Тараканова — выпускница Красносельской профессионально-технической школы. Казаковские мастера создают утилитарные, вполне современные изделия, отличающиеся рациональностью и новизной орнаментальных украшений. В своем творчестве они исходят из кружевных узоров, которые своим видом близки скани. Среди мотивов преобладают геометрические узоры сложных криволинейных очертаний, органично вписанных в конструктивные формы предмета. Умело сочетая сравнительно плотное расположение тончайших витых проволочек с наиболее разреженными, мастера добиваются оригинального красивого рисунка. Чистота отделки, делающая незаметными места спайки отдельных деталей, а также использование в изделиях неоксидированной серебристо-белой скани придают казаковским изделиям оригинальный вид, отличающий их от сканых изделий других промыслов. 17. Магнит в оправе Интересны работы, выполненные в эти же годы по рисункам молодых мастерок филигранные корзиночки-конфетницы и сухарницы, напоминающие по форме то блюдо, то чашу, то цветок с узорчатыми лепестками. Филигранный ажур этих изделий всегда отчетлив и ясен, он то становится упругим и плотным, то превращается в легчайшую сеточку, напоминающую мягкий узор из паутины. Центр корзиночки замыкается цветочной розеткой, от которой к краям разбегаются узорчатые завитки, изящно и легко образуя форму предмета. 18. Машина, филигрань. XIX век В последние годы на Казаковском заводе значительно расширен и обновлен ассортимент сканых изделий, улучшено их качество. Наряду с предметами быта (сухарницами, конфетницами, подстаканниками, туалетными лоточками и т. п.) стали изготовлять филигранные ювелирные украшения: серьги, броши, брелоки, колье. Материалом для изготовления филигранных изделий в основном является посеребренная медь, но часть продукщпг выполняют из серебра, некоторые изделия оксидируют и золотят. Кроме сканых изделий на заводе изготовляют штампованные вещи из алюминия: сахарницы, подстаканники, различного вида нагрудные значки. При отделке этих изделий применяют анодирование и холодные эмали. За образцы филигранных изделий, экспонировавшихся на ВДНХ в 1968 году, Казаковский завод награжден Дипломом III степени. Коллекции изделий завода находятся в Государственном Русском музее, Музее народного искусства в Москве и в музеях Костромы. Еще в XIX веке художественная обработка металлов в Москве стала искусством, определяемым потребностями городской среды. Наиболее плодотворный период в развитии ювелирного дела наступил после Великой Отечественной войны. Московский экспериментальный ювелирный завод — одно из немногих производств, выпускающих серебряные изделия с филигранью, отличающиеся сдержанной нарядностью, отсутствием парадности, простотой и ясностью композиции, цветовой гармонией. Например, в филигранных работах мастера И. К. Ефимова (декоративные коробочки, перстни, броши) нашли отражение традиционные приемы русских ювелиров. Его изделия привлекают красотой, декоративностью, высоким мастерством исполнения. Вещи И. К. Ефимова прекрасно гармонируют с современным женским костюмом. Изящны ювелирные изделия мастера Б. И. Сергеева. Сочетая простую филигрань с искусственным камнем и резной костью, он умело использует богатство и красоту самого материала и с неистощимой фантазией создает все новые и новые варианты композиции. Смело и эффектно сочетает разные материалы и художница О. Д. Дворяткина. В созданном ею браслете филигрань сочетается с резной костью. Овальные звенья браслета, чередуясь с мотивами веток с цветами и листьями, соединены небольшими овалами с филигранным узором. Браслет О. Д. Дворяткиной отличается нарядностью и композиционной взаимосвязью разных материалов. Среди современных изделий московских мастеров много вещей, выполненных с большим мастерством и вкусом. Это кулон с аметистом — крупным овальным камнем, охваченным сверху филигранными лепестками. Кулон «Ягоды» выполнен как гроздь мелких светло-красных камней, виднеющихся из-под филигранных темно-золотых листочков. Нарядны серьги «Гранатовый цветок»; в венчике цветка чередуются темно-красные граненые камни и филигранные розетки. С большим искусством исполнена серебряная коробка с филигранным украшением мастерами В. Коны-гиным и Б. Космачевским по проекту художницы 3. М. Зенковой. 19. Часы. Мастер М. Перхин. XIX век 20. Самовар. XIX век В ювелирных изделиях, выполненных без применения филиграни, выявляется в основном красота граненого или полированного камня. Одной из лучших работ, выполненных в этом плане, можно считать позолоченную брошь с прямоугольным темным камнем художника М. Н. Фир-сова. С приходом на завод мастера великоустюжской черни М. А. Угловской-Чулковой ассортимент предприятия пополнился изделиями в технике чернения по серебру. Созданы портсигары, подстаканники, туалетный гарнитур «Березка», декоративная ваза «Москва» и другие, черновой орнамент которых строг и прост, отличается высокими художественными качествами. Завод выпускает также изделия со штампованными рельефными изображениями. В творчестве мастеров ценно тонкое понимание особенностей современного ювелирного украшения, использование и дальнейшее развитие традиционных приемов русского ювелирного искусства. Собрание изделий завода находится в Музее народного искусства в Москве. В начале XX века в Мстере был открыт меднопрокатный завод, преобразованный в 1925 году в Мсгерскую металлообрабатывающую артель, впоследствии получившую название «Мстерский ювелир» (поселок городского типа Мстера, Вязниковский район, Владимирская область). В 30-х годах артель производила латунные, а позже серебряные посудные изделия. Подстаканники, стопки, ложки и другие предметы украшали орнаментом, выполненным штамповкой и гравировкой с позолотой. С 1937 года мстерцы освоили технологию филиграни, переняв приемы красносельского промысла. Мастерские ювелиры стремились создать собственный художественный стиль. В 50-х годах появились новые интересно задуманные вещи, в которых узорный ажур филиграни сочетался с гладко отполированным металлом. На предприятии усовершенствованы подготовительные и отделочные работы, строго разграничено выполнение основных операций. Элементы филигранного узора заготавливают маете ра-деталыцики; монтаж, заключающийся в сборке и подгонке деталей, выполняют специалисты более высокой квалификации. Ассортимент изделий весьма широк; помимо филигранных изделий из мельхиора и серебра делают солонки, десертные и чайные ложки, вазочки, чашечки для кофе, винные и чайные сервизы. Отделывают предметы серебрением, позолотой, полированием и украшают штампованным или выгравированным орнаментом. Филигранные изделия (конфетницы, сухарницы, туалетные лоточки, экранчики-суве-ниры) очень изящны по форме и ажуру ска-ного узора. Узорчатость и легкость серебристо-белой матовой филиграни иногда дополняется зернью. В сканых предметах преобладают элементы орнамента несложной конфигурации (завитки, скобочки, колечки и т. п.), поддающиеся унификации, В некоторых изделиях ажурное филигранное украшение сочетается с вкладышами из цветного стекла. Выпускают также латунные вазочки, простые по форме, но очень нарядные благодаря умелому использованию эффектного блеска гладко отполированной поверхности металла. Ведущие мастера и художники предприятия периодически выполняют также отдельные образцы филигранных изделий выставочного и подарочного назначения: декоративные вазы, спортивные кубки. Изделия фабрики неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках и ярмарках. Коллекции изделий фабрики имеются в Государственном Русском музее, музеях народного искусства в Москве, во Владимире и других городах. Ювелирно-художественные изделия. В XVI — XVII веках в подмосковном селе Бронницы делали кольчуги и разнообразные металлические военные доспехи. Создавая из кованых и сеченых стальных колец боевые доспехи и плетеные из золота, серебра или меди цепи, мастера применяли различные способы соединения и плетения самого узора. В результате конструкция цепочек и кольчуг приобретала декоративность. Постепенно все большее .развитие получал цепочный промысел. Цепочки выполняли самого различного назначения: для ношения часов, нагрудных украшений светского и культового характера, для украшения костюма. После установления Советской власти местные мастера объединились в артель «Синьковский ювелир» и продолжали развивать навыки традиционного исполнения различного вида цепей, выполняли новые образцы сложных видов плетения. В ассортименте изделий наряду с цепочками появились браслеты для часов. На основе артели была создана Бронницкая ювелирно-художественная фабрика (г. Бронницы Московской области, филиал в селе Синькове Раменского района). С 50-х годов, используя традиционное плетение, мастера фабрики разрабатывают оригинальные женские украшения — воротнички-ожерелья, подвески, браслеты, серьги, кольца. Подвижное соединение элементов, дополнение плетеной сетки зернью, накладками из металла или вставками из цветного камня делают бронницкие изделия оригинальными произведениями ювелирного искусства. В этих изделиях ценится не только прекрасное качество обработки. Знание свойств материала позволяет ювелирам разнообразно использовать его для создания художественной вещи. Золотая или серебряная цепочка-колье может быть в виде «Змейки» и образует рисунок, напоминающий плетение косы; цепь «Ленточка» — одна из наиболее нарядных, в ней соединены звенья, набранные каждое из отдельных колечек; «Якорная» цепь связывается из округлых и толстых гладких колец, плотно прилегающих друг к другу. Выполняют на фабрике украшения и обычного типа — металлические штампованные кольца с цветными стеклами и камнями. Основной ассортимент изделий делают из золота, серебра и цветного металла. Некоторые изделия изготовляют из нейзильбера (сплава меди и цинка). Для серийного производства используют станки и автоматы. Цепочки фигурного плетения делают вручную. Изделия бронницких мастеров неоднократно экспонировали на выставках. На Всероссийском смотре-выставке в 1960 году фабрике присужден Диплом II степени. Синьковские мастера сохранили свое оригинальное искусство и успешно развивают его. Изготовляемые ими золотые цепочки поражают изяществом рисунка, ювелирным совершенством техники исполнения. Коллекция изделий фабрики находится в Музее народного искусства. Высокое мастерство синьковских умельцев роднит их с древними русскими потомственными кузнецами, чья слава была известна за пределами той округи, где жили бронницкие мастера. Изучая традиции промысла, нельзя не отметить еще одну особенность их творчества. В изделиях промысла всегда высоко ценились не столько собственно декоративная сторона изделий, сколько профессиональная тонкость отделки, чистота и точность работы. Высокое техническое мастерство, передающееся из поколения в поколение, сохраняется и современными мастерами. Знания декоративных особенностей металла позволили синьковским мастерам добиться высоких результатов в лицевой отделке всевозможных видов цепочек и других ювелирных украшений. В 1930 году в Приволжске основана артель, которая в 1967 году преобразована в фабрику. Фабрика «Красная Пресня» (г. Приволжск, Фурмановский район, Ивановская область) выпускает ювелирные украшения из металла и серебра со вставками цветного стекла: кольца, серьги, клипсы, кулоны, броши, брелоки, бусы, зажимы для галстуков, запонки. Вещи из цветного металла подвергают гальваническому покрытию серебром или золотом, кроме того, используют оксидирование. Стеклянные вставки искусно имитируют под цвет естественных. Сочетание элементов филиграни и штампованных деталей позволяет добиться некоторого разнообразия художественных решений при монтаже изделий. На фабрике есть экспериментальная группа, работающая над созданием новых образцов изделий. В 1 962 году на Конгрессе мод в Будапеште высокую оценку получили работы Ю. К. Волкова и М. П. Иконникова, отвечавшие современному направлению в моделировании одежды. Коллекция изделий находится в Музее народного искусства. Известным центром художественной обработки металла в Российской Федерации является Кубачинский художественный комбинат (аул Кубачи, Дахадаевский район, Дагестанская АССР). Дагестанские мастера всегда были не только прекрасными оружейниками, литейщиками, но и создавали высокую культуру орнаментального декоративного искусства. 21. Л. Голиков. Браслеты. Нейзильбер, медь, эмаль. Бронницкая ювелирно-художественная фабрика. 1967 год Из всех видов декоративно-прикладного искусства дагестанских мастеров особенно многогранное развитие получило ювелирное дело. Дорогие образцы оружия украшали эмалевыми вставками, узорами чеканки или насечки. Чернь обычно являлась либо фоном, либо обрамляла медальоны чеканного и пасечного орнамента, а иногда густо покрывала крупный рельефный чеканный узор. Кроме оружия, мастера изготовляли серебряные пряжки и накладки поясов, браслеты, серьги и другие ювелирные изделия. 22. Г. В. Драгун. Охотничий топорик «Тлулсорь». Златоустовский машиностроительный завод имени В. И. Ленина 23. Р. В. Алиханов. Вазочка декоративная. Серебро, чернь, гравировка. Кубачинский художественный комбинат В наши дни комбинат выпускает серебряную посуду, украшенную чернью, гравировкой и просечными узорами: подстаканники, вазочки, сухарницы, сахарницы, чайники, стопки, ложки, а также изделия, изготовляемые как в единственном числе, так и небольшими сериями, украшаемые чернью, чеканкой, золотой насечкой по кости и железу, ажурной резной костью и гравировкой. Замечательные по своему орнаментальному убранству работы мастеров старшего поколения — Алихана Ахмедова, братьев Бахмуды и Абдуллы Топчиевых, Сеида Маго-медова. На протяже нии нескольких лет на предприятии ведется большая творческая работа по созданию новых образцов изделий, отвечающих эстетическим требованиям и запросам сегодняшнего дня. Разнообразие орнаментальных сюжетов и новизна технических решений находят свое отражение в последних изделиях ведущих художников Дагестана: Гаджи Бахмуда Магомедова, Расула Алиханова и других, удостоенных Государственных премий и получивших звания заслуженных деятелей искусства. Искусство художественной обработки металла Дагестана оказало определенное влияние на развитие русского искусства гравировки и черни на серебре. 24. И. И. Солдатов. Серьги, эмаль. Фабрика «Ростовская финифть». 1966 год Изделия дагестанских ювелиров неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках. Коллекции изделий находятся в Государственном Эрмитаже, Государственном Историческом музее, Государственном Русском музее, Государственном музее этнографии народов СССР, Государственном музее культуры народов Востока, Музее народного искусства, республиканском Дагестанском краеведческом музее. Аул Гоцатль, находящийся в Среднем нагорном Дагестане, населенном аварцами, еще около 300 — 350 лет назад приобрел известность как центр медночеканного искусства. Гоцатлинские металлисты ковали котлы, чеканили из меди и латуни водоносные сосуды и кухонную утварь. В XVIII веке в Гоцатле и окружающих его селениях стали изготовлять массивные серебряные украшения: подвески с чернеными узорами, витые и плоские браслеты со вставками из сердолика и цветного стекла, позже серебряную оправку ножен для кинжалов и шашек, художественно оформленные пистолеты, газыри и накладки поясов, украшавших одежду горцев. В 1965 году был образован Гоцатлинский художественный комбинат (аул Гоцатль, Хунзахский район, Дагестанская АССР), который стал выпускать сувениры (небольшие кувшинчики, брелоки) и ювелирные украшения (броши, кулоны, кольца, перстни, браслеты и т. п.) В развитии промысла заметную роль сыграл старейший мастер Магомед Джама-лутдинов. Большую известность получили мастера Базарган Гимбатов и молодой чеканщик Магомед Нурмагомедов. Художественные произведения Гоцатлинского комбината неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках. Коллекции изделий предприятия хранятся в Государственном Эрмитаже, Государственном музее этнографии народов СССР, Государственном музее культуры народов Востока, Музее народного искусства, Государственном Историческом музее, Махачкалинском музее изобразительного искусства, Дагестанском республиканском краеведческом музее. Искусство златоустовской гравюры на металле (г. Златоуст, Челябинская область) зародилось на бывшем Косотурском заводе, основанном в начале XIX века, и было связано с оформлением холодного оружия. Заслуженной известностью пользуются имена талантливых заводских художников XIX века — И. Н. Бушуева, И. П. Бояршинова, позднее С. А. Фетисова, М. С. Пе-тухова, А. П. Агаркова; многие из них являются авторами орнаментальных украшений и их исполнителями. Златоустовские мастера занимались в основном украшением сабельных клинков, используя при этом гравировку с последующим вытравлением узора, насечку золотом и серебром, золочение и серебрение, сочетающееся с воронением. В первые годы Советской власти златоустовские мастера начинают осваивать новые виды изделий: столовые приборы, ножи для бумаги, топорики, корпуса для часов, настенные декоративные тарелочки-панно. Мотивами украшений для гравировки по стали являются стилизованные растительные орнаменты, овальные клейма с тематической композицией, эмблемы нашего государства или характерные для Урала горные пейзажи и сцены охоты. Большое влияние на формирование особенностей златоустовской гравюры оказало творчество художника М. Д. Ракова, выполнявшего образцы специально для этого предприятия. Произведения златоустовских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и международных выставках. Коллекции изделий завода находятся в Музее народного искусства, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Златоустовском краеведческом музее, Государственном Историческом музее, Государственном Эрмитаже. |