Главная страница

оқу құралы. Научнопопулярное издание


Скачать 1.84 Mb.
НазваниеНаучнопопулярное издание
Анкороқу құралы
Дата18.04.2023
Размер1.84 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла[Lyamin_I._V.]_Hudozhestvennaya_obrabotka_metallov(libcats.org)..doc
ТипДокументы
#1069717
страница6 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ПРИЕМЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ МЕТАЛЛОВ



Чеканка — способ обработки металлов давлением, при котором на за­готовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструмен­том, имеющим выступы. Чеканку, или выколотку, обычно производят на листовом материале в холодном или разогретом состоянии. Чеканка мо­жет представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображе­ние. Чеканить можно в основном двумя способами: выколачивать на го­товой матрице и на смоляных резиновых, свинцовых или деревянных по­душках киянкой или круглым молотком. Помимо молотка выколачивают пуансонами и чеканами в виде металлических стержней с различными концами (боями). Разновидностью пуансонной чеканки является кан-фарение — выколачивание зернистой фактуры на поверхности металла. Чеканку используют и как чистовую отделку изделий художественного литья.

Гравирование — нанесение на поверхность твердых материалов ри­сунков, узоров и т. д. режущими граверными инструментами; выполняет­ся специальным инструментом — штихелем. Техническими приемами резьбы по металлу могут быть выполнение рисунка контурной или штри­ховой линией различной ширины и глубины или гравировка с выбира­нием участков поверхности, т. е. удаление фона около изображения.

Инкрустация или насечка — набор орнамента из золота, серебра, бронзы, меди, олова или другого металла на поверхности дерева, кости, рога, янтаря, перламутра или украшения на металлических изделиях, изготовленных из других материалов. При выполнении насечки рисунок наносят на поверхность изделия, согласно рисунку выбирают штихелями углубления, изготовляют инкрустационные детали и заправляют их на место.


32. Работа Э. Гобадзе. Осень (ГПТУ № 11, Тбилиси). Чеканка
Скань получается от скручивания тонких проволок, нитей, образую­щих так называемую веревочку. Сканью называют и гладкую проволочку, уплощенную посредством вальцовки. Скань изготовляют из серебра, меди, реже применяют золото. Отдельные детали сканого украшения соединяют друг с другом пайкой. Работы, в которых скань в виде ажурнего узора или накладной детали набрана на основу металла, называются филигранными.



33. Работа А. Хачатрян. Зрелость (ГПТУ № 8, Ереван), Чеканка
Эмаль (финифть) — прочное стеклообразное покрытие, бывает раз­личных цветов. Покрытие наносят на поверхность металла в холодном или горячем виде. Холодные эмали наносят кистью или распылителем и дают им просохнуть. Горячие эмали в виде пасты наносят шпателем, после просушивания подвергают обжигу, после этого эмаль приобре­тает твердую блестящую поверхность. Эмали различаются и по свето­проницаемости; они могут быть прозрачные, полупрозрачные и глухие.

Выемчатая эмаль — заполнение углублений, выемок, выполненных тем или иным способом на металлической поверхности пластины, рас­толченной в порошок и смешанной с водой эмалью. После обжига за­твердевшую поверхность эмали подтачивают и шлифуют в уровень с ме­таллом. Эмаль по скани — заполнение внутренних ячеек орнаментов, образованных сканью, заполняют эмалевой массой разного цвета. После обжига твердая и гладкая поверхность эмали образует цветной узор с рельефным контуром из скани.

Перегородчатая эмаль — на тонкой золотой пластине со слегка за­гнутыми краями припаивают тончайшие металлические перегородки, а затем участки, образующие контур изображения, заполняют эмалевой массой. После обжига и тщательного шлифования пластины получается цветное изображение, ограниченное узкими полосками золотых перего­родок, находящимися в одной плоскости с эмалевой поверхностью.

Ажурная (оконная) эмаль — лобзиком выпиливают ажур из металла, шабером зачищают пропиленные места и делают набор сканного ажура. Промежутки, ячейки между перегородками заполняют слабо окрашенной прозрачной эмалью. Прозрачной эмалью покрывают и гравированные на металле изображения. После обжига эмаль образует прозрачную кра­сочную пленку.

Эмаль по высокому чеканному рельефу — для закрепления эмали на чеканную поверхность металла наносят мелкую гравировку, после чего ее покрывают эмалью и обжигают.

Роспись по эмали — выполняют по глухой эмали разного цвета. Для росписи портретов, сюжетных композиций и различных орнаментов применяют живописную эмаль или керамические красители, смешивая краски со скипидаром или лавандовым маслом. Роспись закрепляется при повторном обжиге, положенные краски сливаются с грунтом, обра­зуя красочное изображение.

Чернь — на гравированную поверхность серебряной пластины нано­сят или наплавляют черневой сплав, состоящий из сернистого соедине­ния серебра, меди, свинца и др. Наносят его в размельченном виде, а затем подвергают обжигу. Расплавившись, чернь прочно заполняет все углубления.

Литье — для художественного литья используют чугун, бронзу, алю­миниевые и цинковые сплавы, для ювелирных работ — серебро и золото. Целые изделия или детали формуют различными способами: отливкой изделий в одностороннюю или двустороянюю песчаную форму с при­менением опок, заполняемых формовочной смесью; при сложных по фор­ме моделях используют цельные песчаные формы. В этом же случае применяют способ кусковой формовки, т. е. получение литейной формы из нескольких составных частей. Для образования пустотелых отливок в разъемную форму вкладывают песчаные болванки или используют способ литья на так называемый «выплеск», когда жидкий металл рас­плескивается по стенкам формы. В ювелирных работах практикуют литье под давлением.

Штамповка (штампование) — обработка металла давлением в ре­зультате пластической деформации заготовки в штампе (инструмент для обработки при штамповании). Посредством штамповки вырубают плос­кие заготовки из листового металла, выгибают или вытягивают объемные детали, формы, осуществляют тиснение рельефных изображений.



34. О. И. Тараканова. Подстаканник. Медь, серебрение, филигрань. Казаковский завод художественных изделий

Давильные работы используют при вытягивании пустотелых объем­ных изделий концентрической формы на вращающейся болванке. Бол­ванку (цельную или разъемную), имеющую форму будущего изделия, закрепляют в патроне токарно-давильного станка, металлическую за­готовку устанавливают между внешним торцом болванки и задней бабкой станка. Вращая шпиндель, мастер стальным стержнем с овальным нако­нечником крепко прижимает заготовку к болванке, придавая изделию необходимую форму.

Накатка — этим способом наносят изображение или нужную факту­ру на изделие, имеющее концентрическую форму. Стальное колесико, на поверхности которого выгравирован рисунок, соприкасаясь с заготовкой, закрепленной в патроне токарного станка, при вращении оставляет след в виде рельефного рисунка.

Ковка представляет собой такой вид работы, при котором путем на­грева и размягчения металлу придается желаемая форма. Ковку делят на следующие операции: вытягивание, укорачивание, расплющивание, заги­бание (гнутье) и закручивание. При изготовлении сложных изделий при­меняют пресс-формы.

Травление служит для снятия поверхностного слоя металла посред­ством химической обработки (кислотами и щелочами), для удаления окалины, обезжиривания изделий перед пайкой и нанесением гальвано­покрытий. Способом глубокого травления можно выполнять различные плоскорельефные изображения.



35. Я. А. Карасев. Ларец. Эмаль. Фабрика «Ростовская финифть» 1938 год



36. Л. А. Игошин. Декоративное блюдо. Серебро, филигрань, фабрика

«Красносельский ювелир». 1960 год



37. Образцы цепей, плетений. Бронзовая ювелирно –художественная фабрика
Гальванопластика — изготовление художественных изделий из се­ребра, цинка и чистой меди электролитическим способом. В раствор электролита помещают гипсовые, графитовые или восковые формы, и под действием электрического тока происходит наращивание металла.

Монтировка — сборка металлических художественных изделий из отдельных деталей. При сборке деталей используют пайку, сварку, обжим на токарном станке, закатку и т. п.

При соединении камня с металлом в ювелирных изделиях применяют крепление: путем обжима краев гладкого ободка металла; посредством остроконечных зубчиков, захватывающих боковые скосы камня; заусен­цами, при этом края металла обрабатывают штихелем, с помощью клея.

Отделка изделий — предмет полируют, покрывают тонким слоем бо­лее стойкого металла. Металлические изделия золотят, серебрят, хроми­руют, меднят, никелируют. В декоративных целях химическим способом можно образовать на поверхности металла стойкие и приятные на вид пленки различного цветового оттенка.



38. А. М. Кокин. Туалетная коробочка с видом Ростова. Эмаль, скань. Фабрика «Ростовская финифть». 1956 год
Технология

художественной обработки металлов


39. А. Абдурахманов, Г. Чебраев. Кувшин. Кубани. 1957 год

1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта