Главная страница

оқу құралы. Научнопопулярное издание


Скачать 1.84 Mb.
НазваниеНаучнопопулярное издание
Анкороқу құралы
Дата18.04.2023
Размер1.84 Mb.
Формат файлаdoc
Имя файла[Lyamin_I._V.]_Hudozhestvennaya_obrabotka_metallov(libcats.org)..doc
ТипДокументы
#1069717
страница3 из 10
1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА



В середине XIX века в далеком уральском поселке Касли, затерянном среди гор и озер, на небольшом чугунолитейном заводе сложилось заме­чательное искусство, прославившее уральских умельцев на весь мир, — художественное литье из чугуна. Неподатливый, грубоватый с виду чугун под руками уральских мастеров приобретал удивительные качества, позволившие создать вещи, по своему художественному совершенству не уступающие лучшим образцам ювелирного искусства.

Примером их великолепного мастерства может служить отлитый це­ликом браслет, состоящий из 100 звеньев, или цепочка для часов, ве­сящая всего лишь 20 граммов. На Всемирной выставке в Париже в 1900 году многие посетители с восхищением рассматривали различные ве­щи — узорчатые канделябры, кружевные блюда, миниатюрную скульпту­ру и многие другие художественные изделия каслинских мастеров. Велико было их удивление, когда они узнали, что эти превосходные вещи необычного глубокого черного цвета изготовлены из чугуна. Литой чу­гунный портсигар там же на выставке оценивался как равный ему по мас­се серебряный.



25. Неизвестный автор. Шкатулка ажурная. Чугунное литье. Касли. Вторая половина XIX века

Успех каслинских изделий был вполне закономерен, так как они отли­чались не только высокими художественными качествами, но и мастер­ством обработки вещи в целом. И сейчас искусство каслинских мастеров стоит в одном ряду с искусством народных художественных промыслов России.

Истоки мастерства каслинских умельцев лежат в богатейших тради­циях литейного дела, в освоении лучших образцов русской классической скульптуры. Превосходные произведения чугунного художественного литья каслинских мастеров получают признание как на советских худо­жественных выставках прикладного искусства, так и за рубежом. Приемы художественного литья из чугуна на Каслинском заводе в на­стоящее время мало чем отличаются от сложившихся ранее приемов. Технология изготовления скульптуры из чугуна, несмотря на некоторые особенности, близка к технологии изготовления изделий из других ме­таллов: бронзы, латуни, алюминия, серебра.

Над чугунной скульптурой в основном трудятся три разных специа­листа — формовщик, чеканщик и специалист по окраске готовых худо­жественных вещей. Формовка скульптуры требует от мастера больших знаний, мастерства и художественного вкуса. Прежде всего готовят опоку — металлический ящик без крышки и дна. Если скульптура имеет сложную форму, то собирают ее из нескольких опок. Каслинцы исполь­зуют главным образом литье в песчаные формы, реже прибегая к литью по восковым моделям.

Готовую гипсовую или бронзовую модель укладывают в опоку, напол­ненную смесью песка и глины. Укладывают модель как можно плотнее, стараясь расположить ее по центру ящика. Затем, разрезав опоку попо­лам, извлекают модель, после чего снова складывают части опоки вместе и заливают через питатель образовавшуюся пустоту металлом. Песча­ную форму разрушают, и получают готовую отливку. Если модель имеет сложную форму с резкими выступами или углублениями, то с такой фор­мы делают отпечатки на отдельных кусках песчаной формы, которые потом собирают в опоках в одну целую форму. Сложность формования состоит в том, чтобы поделить поверхность модели на наименьшее число кусков формы, от чего во многом зависит качество отливки. Крупные, многофигурные композиции отливают по частям (фигурам), которые собирают в груп­пы. Труд специалиста-формовщика — труд творческий, он требует не только большого технического мастерства, но и большого искусства. Стремясь к точному воспроизве­дению скульптуры, мастер проникает в за­мысел автора, стараясь понять пластические формы модели и сохранить их выразитель­ность.

Чугунная скульптура, как бы она хорошо ни была отформована и отлита, выглядит еще незаконченной, ее поверхность требует доработки. Но стоит чеканщику, применив свой инструмент, отработать поверхность неясно выраженных мест, подчеркнуть форму волос, глаз, а также удалить ненужные вы­ступы и впадины, как скульптура примет вид художественного произведения. Такие вы­дающиеся каслинские мастера-чеканщики, как М. О. Глухов, Н. А. Вихляев, П. Малыш-кин, Д. И. Широков и П. Козлов были не только великолепными исполнителями деталей, но и умело решали композицию в целом.

Полную законченность каслинская скульптура приобретает после окраски. Черный цвет органически связан с особен­ностями материала, с его пластическими и цветовыми свойствами. Правильно окра­сить отливку — очень большое и важное дело. Каслинские мастера, владеющие секретом окраски изделия в черный цвет, всегда были в почете и ценились как специалисты очень высоко.



26. С. Ф. Карпеченко. Лауреатка. Чугунное литье. Касли. 1938 год



27. Е. П. Шильниковский. Винный прибор и вазочка-конфетница. Серебро, гравировка, чернь. Фабрика Северная чернь». 50-е годы XX века

Профессии формовщика, чеканщика и специалиста по окраске чугун­ных изделий тесно связаны между собой, взаимно дополняя друг друга. Им каслинское искусство литья и обязано своей славой, всемирной из­вестностью. Искусство каслинского чугунного литья, в особенности скульптура, складывались в непосредственной связи с развитием рус­ской скульптуры XIX — XX веков.

Значительное место в истории каслинского художественного литья занимал местный скульптор М. Д. Канаев. Большой заслугой его была организация при заводе художественной школы, в которой обучали мо­лодых мастеров. Педагогическая работа М. Д. Канаева в этой школе оставила заметный след в творческой деятельности коллектива завода, что отразилось на художественных достоинствах чугунного литья.

Большое значение имело и то, что для массового выпуска изделий М. Д. Канаев предложил отливать некоторые образцы классической скульптуры. Реалистический путь в искусстве, начатый в каслинской скульптуре М. Д. Канаевым, нашел свое продолжение и в творчестве молодого талантливого скульптора Н. Р. Баха. Одно из первых мест в каслинском литье занимали и занимают произведения скульптора П. К. Клодта. Популярность произведений П. К. Клодта объясняется тем, что они выполнены скульптором с большим знанием литейного дела.

Этим можно объяснить близкую связь скульптора с особенностями подхода каслинских мастеров к чугунной скульптуре. На Каслинском заводе в малом размере отливали более двадцати работ П. К. Клодта, среди них: «Конь с попоной», «Упавший всадник», «Садящийся всадник», «Кони на воле», «Конь за изгородью», «Кобыла с жеребенком», «Бык» и др.

Творческому росту каслинских мастеров и улучшению технологи­ческого художественного литья способствовали произведения русского скульптора Е. А. Лансере, работавшего в мелкой камерной пластике. Верные реалистическим традициям творчества П. К. Клодта отлитые из бронзы и чугуна произведения этого скульптора принесли широкую славу каслинским мастерам.

Многие годы по моделям П. К. Клодта и Е. А. Лансере каслинские мастера изготовляют художественные вещи то в виде бытовых предме­тов, то в виде настольной скульптуры, и каждый раз из-под рук мастеров каслинского литья появляются произведения, новые, не похожие друг на-друга. У каждого мастера, будь то формовщик, чеканщик или отделочник, свой творческий почерк, свой вкус, своя полюбившаяся манера исполне­ния.

Одним из замечательных умельцев XIX века был каслинский мастер-художник В. Ф. Торокин. Являясь создателем многих моделей, он был и их исполнителем, сам лепил скульптуру, отливал и чеканил ее.

В. Ф. Торокин одним из первых художников обращается к теме труда; созданные им вещи («Старуха с прялкой», «Литейщик на работе», «Углевоз», «Крестьянин на пашне») приобретают социальную окраску и критическую направленность, свойственную русскому реалистическому искусству второй половины XIX века. В. Ф. Торокин был единственным скульптором, вышедшим из среды каслинских мастеров.

Наряду с замечательными сюжетными композициями, портретами и декоративно решенными предметами быта в Касли выполняли чугунное архитектурное литье: колонны, ограды, решетки, садовую мебель. Кас­линское чугунное литье до сих пор украшает парки, сады, набережные, особняки многих городов России, в том числе Москвы и Ленинграда.



28. В. П. Моисеев. Туалетный прибор. Накладная филигрань. Фабрика «Красносельский ювелир»


29. Верховинская. Браслет серебряный с чернью «Цветы». Фабрика «Северная чернь» НИИХП. 1*47 год



30. Е. Ф. Князъкина. Стопка «Виноград». Серебро, гравировка. Фабрика «Северная чернь». НИИХП. I960 год

Сразу после установления Советской власти началось восстановление и возрожде­ние народных художественных промыслов. По новым путям пошло развитие и каслинско­го чугунного художественного литья. Перед художниками и мастерами открылись новые широкие перспективы творческой работы. В 1934 году на заводе построен новый цех художественного литья. Для подготовки мо­лодых кадров организована школа фабрично-заводского обучения.

Во второй половине 30-х годов к работе начинают привлекать видных советских скульпторов, которыми созданы новые инте­ресные произведения. В этих работах с боль­шой убедительностью раскрыты образ совет­ского человека, его внутренний мир и дела. Искусство портрета становится глубже и много граннее.

Выпуск художественного литья увеличи­вается в Касли с каждым годом. На заводе отлиты детали для многих архитектурных со­оружений городов страны, канала имени Москвы, Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 1937 году Каслинский завод участвует на Всемирной выставке в Париже. На выставке были представлены работы, вы­полненные по прежним моделям и по моде­лям советских скульпторов. В ней приняли участие лучшие мастера-исполнители, В 1940 году в Москве была открыта первая в стране выставка художественного чугуна, в которой принял участие и Каслинский завод. После Великой Отечественной войны в Касли от­крылось специальное профессионально-тех­ническое училище для подготовки молодого пополнения рабочих завода, в том числе фор­мовщиков, чеканщиков и специалистов по окраске литых изделий.

За годы Советской власти неузнаваемо изменился поселок, превратившийся в город. Появились новые жилые кварталы, дворцы культуры, учебные заведения, кинотеатры, библиотека и больницы. Значительное место после 50-х годов в работах каслинских масте­ров стали занимать произведения местных скульпторов: П. С. Аникина, А. С. Гилева и А. В. Чиркина. За последние годы ими создано несколько талантливых работ, посвященных прошед­шей войне, труду, советским людям: «Партизаны в тылу врага», «Заря изобилия» П. С. Аникина, «Девушка-лесовод» А. С. Гилева, «П. Бажов» А. В. Чиркина. Авторы этих работ — потомственные каслинцы, хорошо знающие литейное дело, умело использующие традиции каслинской скульптуры.

В настоящее время на Каслинском заводе сложился крепкий, твор­ческий коллектив — скульпторы и мастера-исполнители с большим опы­том и высокой квалификацией и талантливая молодежь, в том числе и вы­пускники местной профессионально-технической школы.

Каслинское художественное чугунное литье, возникнув на далеком уральском заводе, прошло большой и сложный путь своего развития и уверенно влилось в могучее русло русского народного декоративного ис­кусства. Изделия каслинских мастеров неоднократно экспонировались на отечественных и зарубежных выставках.

С коллекцией изделий завода можно ознакомиться в Государствен­ном Историческом музее, Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Загорском государственном историко-художественном музее-заповеднике, Каслинском краеведческом музее, Свердловском краеведческом музее и картинной галерее.

Эти краткие сведения говорят о сложной и многообразной жизни современных народных художественных промыслов, о большой, инте­ресной и захватывающей работе мастеров и помогающих им художников. Несмотря на то, что в их труде бережно сохраняются традиционные формы и приемы, относящиеся к далеким временам нашей культуры, народные художественные промыслы — это новая перспективная форма художественного производства, позволяющая приобщить на­шу молодежь к активной деятельности, полнее использовать их таланты и способности в коллективном творческом труде.

Если Вы, молодые читатели, прочтя эту книгу, живо заинтересуетесь русским народным искусством и Вам невольно захочется самим участ­вовать в этой большой и увлекательной работе, то можно Вам посовето­вать лично познакомиться с работой того или иного промысла по обра­ботке металла. Здесь интересно все, начиная от работы художников и мастеров и кончая самим процессом производства изделий.

Молодежь, которая придет на промысел из средней школы или проф­техшколы, из любого художественного училища, встретит теплый прием, коллектив мастеров окажет всяческую помощь в овладении профессией, поможет проникнуться традициями промысла, твердо определить свой путь в жизни.
Декоративные

работы по металлу


31. Ендова. XVII век


1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


написать администратору сайта