Главная страница
Навигация по странице:

  • Ключевые слова

  • Список литературы

  • Акмеология _под ред. Деркача А.А._2004. Акмеология _под ред. Деркача А.А. Научноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеНаучноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
    АнкорАкмеология _под ред. Деркача А.А._2004.doc
    Дата29.01.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАкмеология _под ред. Деркача А.А._2004.doc
    ТипДокументы
    #1115
    страница29 из 44
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   44

    10. "Акме" в художественно-творческой деятельности



    План

    1. Введение (постановка проблемы).

    2. О ракурсе изучения "акме" в художественно-творческой деятельности.

    3. Объект, предмет, цели и задачи изучения "акме" в художественно-творческой деятельности.

    4. Базовые критерии, характеризующие "акме" в художественно-творческой деятельности.

    5. Методологические принципы исследования "акме" в художественно-творческой деятельности.

    6. Обоснование проблемы "акме" в исполнительской художественно-творческой деятельности.

    Ключевые слова: художественно-творческая деятельность, "акме" в художественно-творческой деятельности, критерии "акме" в художественно-творческой деятельности.

    художественно-творческая деятельность – это процесс и результат создания художественных образов и художественных произведений;

    – "акме" в художественно-творческой деятельности – это многомерное состояние творческой личности в период ее интенсивного и прогрессивного развития, связанное с большими социально значимыми личностными и творческими достижениями, имеющими высокую художественную ценность и гуманистическую направленность;

    критерий "акме" в художественно-творческой деятельности – это сложная интегративная характеристика, описывающая высокий уровень достижений в художественном творчестве, высокий уровень личностного и профессионального развития субъекта художественно-творческой деятельности.

    Проблема "акме" в художественно-творческой деятельности слабо разработана и в смежных науках. В психологии художественно-творческая деятельность и сами творческие личности неизменно вызывали живейший интерес. В центре внимания находились способности к творческой деятельности, духовные потребности творческой личности, мотивация творческой деятельности, художественная одаренность, психические состояния и особенно вдохновение, процессы творчества, восприятие художественных произведений и т. д. Сами исследования проводились в предметном поле психологии личности, творчества и психологии искусства. Немало интересных работ, имеющих прямое отношение к "акме" в художественно-творческой деятельности, было опубликовано искусствоведами и литературоведами. Примером могут служить работы В.В. Вересаева "Пушкин в жизни" и "Гоголь в жизни", исследования В.Я. Лакшина о творчестве М.А. Булгакова, ИЛ. Андроникова о М.Ю. Лер-монтове, В.М. Красовской о великих русских балеринах и танцорах и т. п. В то же время высокая доля субъективизма в восприятии и оценках, отсутствие строгой системы критериев снижают их значимость для акмеологии.

    В акмеологическом изучении выдающихся достижений в художественно-творческой деятельности в первую очередь надо конкретизировать содержание предмета и объекта исследований, точно поставить цели и задачи и определить вид изучаемой художественно-творческой деятельности. Исходя из общих теоретико-методологических оснований акмеологии на нынешнем этапе ее развития, можно предложить следующие трактовки.

    "Акме" в художественно-творческой деятельности необходимо рассматривать в соответствии с ее сущностными общими характеристиками. "Акме" в самом общем виде рассматривается как многомерные характеристики и состояния человека, охватывающие определенный период его прогрессивного развития, связанный с большими личностными, профессиональными и социальными достижениями. На первых этапах изучения "акме" в художественно-творческой деятельности, безусловно, очень трудно подходить к проблеме в столь широком понимании. Поэтому на сегодняшний день мы предлагаем рассматривать проблему в узком плане – через влияние личностных характеристик творческой личности на процесс и результативность созидания выдающихся творческих достижений. Исходя из такого понимания, определяются объект, предмет и центральные задачи исследования "акме" в художественно-творческой деятельности на данном этапе.

    Объектом является творческая личность, самореализующаяся, главным образом, в конкретном виде художественнотворческой деятельности и достигающая в ней выдающихся результатов.

    Предметом в широком понимании являются закономерности, психологические механизмы, условия и факторы, способствующие достижению "акме" в художественно-творческой деятельности.

    Центральные задачи связаны с изучением "акме" в художественно-творческой деятельности, а также изучением и описанием на уровне общего, особенного и единичного субъективных или личностных условий и факторов, способствующих выдающимся достижениям в художественно-творческой деятельности.

    Решение данных задач позволит выйти на раскрытие содержания и описание других важных акмеологических категорий – личностно-профессионального развития и профессионализма в художественно-творческой деятельности.

    При изучении "акме" в художественно-творческой деятельности имеются немалые трудности методологического характера. В частности, доминируют процессуальный и деятельностный аспекты рассмотрения, т. е. главным считается выделение этапов создания художественного произведения или образа, описание их содержания. Правда, при этом обычно отмечается высокая самоотдача, напряженность работы творческой личности и т. д. Иными словами, не в полной мере соблюдается важный методологический принцип единства личности и деятельности, на что мы уже обращали внимание. Сама творческая личность как бы остается в стороне, в лучшем случае описываются эмоциональные реакции, настроения, состояния. Французскому художнику-импрессионисту Дега приписывают психологически очень точную мысль о том, что "...в творчестве важно не столько, что и как делается, сколько – кто это делает"*. На наш взгляд, это прекрасная иллюстрация важности принципа единства личности и деятельности в акмеологическом изучении вершин в художественно-творческой деятельности.

    * Ершов П.M. Режиссура как практическая психология. Дубна, 1997
    Следует также больше опираться на принцип субъектности, особо выделяя у творческой личности личностные корреляты таких качеств, как ответственность, самостоятельность, инициативу, творческую свободу. Очень важны в акмеологическом изучении выдающихся творческих достижений и принципы развития, психологического детерминизма, потенциального и актуального.

    Изучение "акме" в художественно-творческой деятельности в теоретическом и практическом плане не может осуществляться без ее конкретизации, ведь категория художественно-творческой деятельности объединяет различные ее виды: живопись, скульптуру, поэзию, прозу, музыкальную композицию, многие виды сценической исполнительской деятельности и пр. Очевидно, что характер, да и результативность исследования "акме" в живописи будет существенно отличаться от исследований "акме" артистов драматических театров в силу совершенно разного их содержания и различия требований, предъявляемых субъекту творческой деятельности. К этому следует добавить, что существуют виды художественно-творческой деятельности, в которых создаются художественные произведения, живущие столетия, а то и тысячелетия. Это, прежде всего, скульптура, живопись, литература, прикладные виды художественного творчества. Можно привести немало показательных примеров. В это смысле близким к ним видом художественного творчества является музыкальная композиция – с момента появления "нотной грамоты" музыкальные произведения стали, по сути, вечными. К созданным в данных видах художественно-творческой деятельности произведениям обращаются многие поколения, к ним и сами исследователи могут обращаться сколь угодно много раз. К тому же созданы подробные жизнеописания авторов многих шедевров, что существенно облегчает ак-меологическое исследование.

    Существенно большую трудность для акмеологического исследования представляют те виды художественно-творческой деятельности, которые называют сценическими или исполнительскими. К ним относятся музыкальное исполнительское и театральное актерское и режиссерское творчество. До недавнего времени создаваемые произведения или образы никак не фиксировались для воспроизведения или это делалось настолько технически несовершенно, что судить об исполнительском мастерстве чрезвычайно сложно. К примеру, как танцевала Авдотья Истомина? Ведь это ей Пушкин посвятил свои стихи:

    "Блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна..." Но это стихи очень впечатлительного гения... Интересно, а как Пушкин описал бы танец Екатерины Максимовой? А как играл великий русский драматический артист Михаил Щепкин? Каким он был с точки зрения психологии и акмеологии как творческая личность? Восторженных отзывов современников очень много, но в них много и субъективного. К этому следует добавить, что исполнительское творчество подвержено влиянию духа времени: танец балерин первой половины XX в., который вызывал слезы восторга у зрителей, сейчас может показаться наивным, а то и смешным. Заметим также, что техника исполнения постоянно совершенствуется: сейчас виртуозные скрипичные произведения Паганини исполняет любой конкурсант, а сложнейшие фуэте "крутит" любая выпускница хореографического училища.

    Изучение "акме" в исполнительской художественно-творческой деятельности по мемуарной литературе также затруднено, ввиду того что очень мало творческих личностей, за исключением, пожалуй, Ф.И. Шаляпина, В.В. Маяковского, Леонардо да Винчи, обладали должным уровнем интроспективной компетентности. Скорее они сами создавали имидж своей творческой деятельности и личности. Вряд ли можно полностью полагаться и на воспоминания современников – во многих из них отчетливо просматривается желание повысить собственную значимость ссылками на близость к выдающимся творческим личностям (или, напротив, желание посплетничать о великих, свести какие-то личные счеты).

    Теперь хотелось бы остановиться на еще одной важной проблеме: акмеологический подход в изучении выдающихся достижений в художественно-творческой деятельности может быть реализован только в том случае, если опирается на состоятельную систему критериев. Действительно, каковы критерии "акме" в художественно-творческой деятельности? Это на самом деле фундаментальнейшая научная проблема, требующая глубокого анализа. В смежных научных областях она стоит также очень остро. Например, в психологии творчества и искусствоведении давно дискутируется вопрос о способностях к художественно-творческой деятельности, критериях одаренности и соответственно методах их определения. Опубликовано немало интересных исследований, высказываются различные, порой даже противоположные мнения авторитетных специалистов, осуществляется конкурсный набор в соответствующие учебные заведения, а единой общепринятой системы до сих пор нет. Напомним, речь идет всего лишь о способностях, а не о системе субъективных предпосылок выдающихся творческих достижений. Очевидно, что проблема "акме" в художественно-творческой деятельности существенно сложнее, естественно, это касается и соответствующей критериальной системы. И все же...

    Исходя из сущностных характеристик феномена "акме", ак-меологического понимания общенаучной категории "критерий", используя материалы анализа психологических и искусствоведческих исследований художественно-творческой деятельности, мемуарной и биографической литературы, общения с выдающимися творческими личностями, можно предложить ряд критериев "акме" в художественно-творческой деятельности и представить их обоснование. Допускаем, что данные критерии, скорее всего, не являются исчерпывающими, вероятно, существуют и другие. Нужно также отметить, что приведенные ниже критерии не ранжированы по степени значимости.

    Первый критерий "акме" в художественно-творческой деятельности – это гуманистическая направленность самой творческой деятельности, создаваемых художественных произведений, образов. В гуманистическом понимании ценно то, что направлено во благо людей, что делает их более человечными, добрыми, благородными. Создаваемые художественные произведения или образы должны нести людям добро – "чувства добрые лирой пробуждать", обращаться к совести, сочувствию и сопереживанию, влиять на гуманистическую направленность самой личности. Это, в свою очередь, формирует у личности очень ценные гуманистические нравственные нормы поведения и отношений. Высокохудожественные гуманистические произведения или образы обладают свойством сильного эмоционального воздействия, которое не теряет своего влияния на протяжении многих и многих лет. Если же художественное произведение или создаваемый образ - даже и очень талантливые - не отличаются гуманистической направленностью, то их воздействие оказывается иногда и очень сильным, но скорее эпатирующим и обычно подверженным моде (как мода на самоубийства, "любовь к смерти, греху и пороку", воспеваемая некоторыми представителями декадентского искусства конца XIX – начала XX в.). Поэтому, как правило, влияние таких произведений сказывается недолго и проходит вместе с модой, да и подвержены ему бывают в большинстве своем люди, отличающиеся соответствующими психологическими (а зачастую и психопатическими) особенностями.

    Второй критерий "акме" в художественно-творческой деятельности – это художественная ценность созданных произведений, образов. Художественная ценность является фундаментальной научной и эстетической категорией, одинаково значимой для всех наук, включенных в процесс изучения художественного творчества. Данная категория прочно вошла в лексикон искусствоведов и эстетов еще в начале XX в., потом она стала междисциплинарной, однако до сих пор ее точное содержание не раскрыто, хотя сущностные характеристики всеми понимаются практически одинаково. По мнению П.В.Соболева, "художественная ценность есть прежде всего благо, благо действительное, а не мнимое, благо осознанное"*. Художественные ценности призваны удовлетворять высшие духовные потребности человека, которые, в свою очередь, тесно связаны с интеллектуальными, нравственными и эстетическими потребностями. Художественная ценность представляет собой идеальный объект – "это чувственно-психологическое и идейное содержание системы образов произведения, совокупность заключенных в нем значений и порождаемых им смыслов"**. Художественная ценность обладает свойством интегральности, ее образуют многие ценностные значения и смыслы в их единстве, которое неразрывно и не сводится к простой сумме художественных достоинств (например, "психологической глубины и точности, прогрессивности идей, выразительности, правдивости и искренности и пр."). По мнению специалистов в области эстетики, ценностная квалификация произведения или художественного образа невозможна без обсуждения вопросов о том, в какой мере реализованы в нем сущностные свойства и возможности искусства: способствует ли это произведение или созданный художественный образ познанию себя и действительности, ставят ли они жизненно важные проблемы, обогащает ли реципиентов духовно, воздействует ли возвышающе на их чувства и разум, доставляют ли эстетическую радость. Ответы на данные вопросы можно рассматривать как своеобразные показатели данного критерия. Отмечалось также, что высшей ценностной значимостью обладают произведения, в которых "при гуманистической направленности достигнуты глубокие художественные обобщения жизненных ситуаций, человеческих характеров, отношений и судеб, общезначимых психологических состояний и чувств, содержатся творческие открытия".

    * Соболев П.В. "Художественная ценность": к вопросу о содержании понятия // Художественное творчество: Сб. Л., 1983.

    *См. там же
    Проблема художественной ценности заостряет внимание на явлении ложных ценностей (псевдоценностей) и антиценностей. Последние представляют собой такие произведения-артефакты, с помощью которых, используя возможности искусства, преследуются антигуманные цели, находящиеся в противоречии с природой человека и назначением искусства.

    Если обобщить сказанное, то можно утверждать, что художественная ценность – это свойство произведения искусства, достигнутое в процессе художественного творчества, придающее произведению осознанность и духовность, имеющее высокую духовную и эстетическую значимость, способное оказывать благотворное влияние на сознание и жизненные позиции, направленность личности. Очевидно, что критерий "художественная ценность" тесно связан с первым критерием – "гуманистической направленностью" художественного произведения, образа.

    Понятно, что художественная ценность – это качественный и очень сложный критерий, поэтому при его применении следует особое внимание уделять аргументированности оценочных суждений. При этом при определении художественной ценности произведения или образа следует разделять категории ценности и оценки. Оценка – непосредственный акт сравнения с эталонами или другими объектами. Ценность же – категория, прежде всего, смысловая.

    Третий критерий "акме" в художественно-творческой деятельности можно свести к известной крылатой фразе "истинное неподвластно времени". Это некий своеобразный временной императив. Действительно, может ли устареть "Троица" А. Рублева? Или "Мелодия" Глюка? Или "Ромео и Джульетта" Шекспира?.. Время – вот один из главных критериев духовной и художественной ценности произведения, оно "все расставляет на свои места". Выдающиеся художественные произведения волнуют людей, влияют на них, пока есть возможность воспринимать их. Вместе с ними живет и слава их творца. Русский поэт Ф.Глинка психологически очень точно выразил эту мысль в своих стихах: "Следы исчезнут поколений, но жив талант, бессмертен гений".

    Случается, что некоторые выдающиеся произведения не оцениваются должным образом современниками. После премьеры "Лебединого озера" П.И.Чайковского критики писали: "...музыка нового балета довольно монотонна, скучновата"; "В "Лебедином озере"... проявился обычный недостаток г. Чайковского: бедность творческой фантазии и, как следствие этого, однообразие тем и мелодий"; "скандальным провалом" назвала пресса премьеру "Чайки" А.П.Чехова: "Чайка" погибла. Ее убило единогласное шиканье всей публики"; "Это просто дикая пьеса... в ней все первобытно, примитивно, уродливо и нелепо"; "Это не чайка, просто дичь"; у Рембрандта потребовали обратно деньги заказчики картины "Ночной дозор"; король Филипп отверг картину Эль Греко "Мученичество св. Маврикия" и заказал этот сюжет другому художнику; "Севильский цирюльник" Россини не сразу был признан современниками. Примеров можно привести очень много, но главное – подлинные шедевры живут во времени, не исчезая и благотворно воздействуя на поколения.

    Четвертый критерий "акме" в художественном творчестве – это высочайший уровень исполнительского мастерства. Данный критерий, думается, не требует каких-либо обоснований. Очевидно, что невозможно создать значимое художественное произведение, не обладая мастерством. Именно мастерство помогает передать тончайшие оттенки состояний, мастерство помогает адекватно передать идеи замысла и отношений. Мастерство позволяет сделать произведение выразительным, оказывающим сильное эмоциональное воздействие на людей. Случается, что именно особые грани мастерства (а, например, не новизна или оригинальность сюжета) являются главным в определении художественной ценности произведения. Сколько талантливейших живописцев обращалось к евангельским темам за сотни лет до Александра Иванова, сколько гениальных произведений было до него посвящено Иисусу Христу? Кажется, невозможно было сказать здесь что-то принципиально новое. Но мастерство и вдохновение Иванова позволило ему создать подлинный шедевр – "Явление Христа народу" – монументальное многофигурное полотно, в котором он достиг необычайной глубины философского обобщения в своем особом видении этой вечной темы.

    Исполнительское мастерство в художественном творчестве является не только центральным критерием, но и важнейшим условием достижения "акме". Об этом много сказано в акмеологических исследованиях. Заметим, что акмеологические свойства мастерства в художественно-творческой деятельности на уровне общего сходны с мастерством в других видах деятельности: высокий уровень гибких профессиональных умений и навыков, творческий подход, постоянное стремление к совершенствованию, очень высокая продуктивность. На уровне особенного мастерство связано с конкретной спецификой художественно-творческой деятельности. На уровне единичного – с неповторимостью творческой индивидуальности.

    Достижение высокого уровня мастерства доступно далеко не всем, отсюда и известная уникальность выдающихся творческих личностей. Именно здесь наглядно проявляется психологический и акмеологический принцип единства личности и деятельности. Случается, что "технологии" мастерства держатся в строжайшем секрете или передаются только избранным. К тому же не все выдающиеся мастера обладают необходимыми педагогическими качествами и умениями, чтобы передать другим накопленный опыт.

    Пятый критерий "акме" в художественно-творческой деятельности - это общественное признание. Иногда его не вполне справедливо отождествляют с признанием власти или господствующих групп. Данный критерий, пожалуй, один из самых противоречивых, хотя и несомненно высокозначимых. Можно привести немало примеров, когда выдающиеся творческие личности не получали признания при жизни и умирали в нищете: Моцарт (даже тело его было опущено в общую могилу для нищих), Фирдоуси (по легенде, султан Махмуд решил наконец вознаградить его за поэму "Шах-Наме", но когда караван с дарами входил в ворота города, из противоположных ворот вынесли носилки с телом покойного поэта), Модильяни, Чюрленис... В отчаянии от непризнания бросил писать стихии стал торговым агентом Артюр Рембо; чтобы заработать на жизнь, работал таможенником художник Анри Руссо... Слова Эдгара По, сказанные на следующий день после смерти Эдуарда Мане: "Мы не знали, как он велик!" – можно отнести ко многим и многим творцам, не понятым, не принятым и зачастую гонимым при жизни. С другой стороны, часто случается, что вокруг какого-то художника или артиста возникает небывалый ажиотаж, "мода на художника", а лет эдак через десять про него мало кто может вспомнить или воспринимать его творчество серьезно. Можно отметить и официозных творцов, работающих по заказу власти и обласканных ею за это. Например, скульптор Н.Томский снискал небывалую любовь властей и всевозможные награды, в основном создавая памятники В.И.Ленину и другим партийным деятелям. Кто его помнит сейчас?

    Известно немало случаев, когда власть не принимает ту или иную творческую личность, всячески мешает ее публичной деятельности. И это проходит. Например, при жизни Владимир Высоцкий постоянно подвергался остракизму и прессингу властей, зато в каждом доме, где имелся магнитофон, были записи его песен (кстати, и в домах его официальных гонителей тоже – вспомним его песню "Меня к себе зовут большие люди, чтоб я им пел "Охоту на волков"...").

    В то же время можно привести яркие примеры, когда выдающиеся творческие личности при жизни заслуженно пользовались признанием властей и всеобщей народной любовью. Это поэты и государственные деятели И.-В. Гете, Г.Р. Державин, художник П. Рубенс, балетмейстер М. Петипа, великие артисты - балерина Г.С.Уланова, певец С.Я Лемешев, артист театра и кино М.И. Жаров и многие другие.

    Таким образом, данный критерий является весьма гибким и его использование при изучении "акме" конкретной творческой личности всегда нуждается в серьезном обосновании.

    Шестой критерий "акме" в художественно-творческой деятельности – новаторство в творчестве. "Проторенные пути", повторение того, что сделано другими творческими личностями, подражание никогда не способствовали достижению "акме" в художественно-творческой деятельности. Именно поиск и созидание нового часто приводили к выдающимся результатам. Надо подчеркнуть, что многие творческие личности, достигшие "акме", как правило, были не только новаторами, но и основоположниками новых направлений в искусстве. Мария Тальони в 1832 г. на премьере балета "Сильфида" первая встала на пуанты и тем самым открыла небывалые выразительные возможности классического танца, французские импрессионисты, по сути дела, стали основателями нового вида техники письма в живописи, Ф.И. Шаляпин не только великий певец, но и создатель поразительного симбиоза вокала и драматического искусства, В.В.Маяковский привнес в поэзию удивительный динамизм, новые формы и образы, К.С.Станиславский создал систему, когда артист не играет, а "живет в образе", А.Н. Скрябин сумел соединить цвет и музыку.

    Особую значимость и роль данный критерий приобретает, если новаторство в художественном творчестве сочетается с его гуманистической направленностью. Просто новаторство без гуманистической направленности может вызвать неоднозначную реакцию. Примером может служить творчество чрезвычайно талантливого живописца, яркого представителя сюрреализма Сальвадора Дали. Его произведения действительно поражают воображение своей необычайной вычурной фантазией, оригинальностью, виртуозным техническим мастерством. Но они же могут вызывать и непроизвольное отторжение, неприятие благодаря подчеркнутому стремлению автора к шокирующему эффекту, эпатажу.

    Седьмой критерийиндивидуальная неповторимость в творчестве. Он тесно связан с новаторством, но все же, по нашему мнению, является самостоятельным критерием. Если проанализировать "акме" многих выдающихся творческих личностей, то в первую очередь обращаешь внимание именно на их индивидуальность и "непохожесть" на других. Думается, данный критерий не требует каких-либо обоснований, все очевидно.

    Предложенные критерии являются обобщающими, с их помощью можно анализировать "акме" практически в любом виде художественно-творческой деятельности. Обобщающие критерии могут конкретизироваться в зависимости от вида художественно-творческой деятельности и в соответствующих более детальных показателях. Думается, данная критериальная система будет дополняться и развиваться. Однако предложенные критерии уже позволяют решать акмеологические задачи.

    Каковы перспективы развития и детализации предложенной критериальной системы? Они видятся в выходе на уровень особенного и единичного. Основное направление на уровне особенного может осуществляться в направлении поиска личностных составляющих "акме" в конкретных видах художественно-творческой деятельности. В частности, если речь идет о сценическом или исполнительском творчестве, важным критерием может стать большой творческий диапазон (разножанровые роли или произведения, исполненные с высоким мастерством, новаторски, а также выдающиеся достижения личности в разных видах творчества). Примером здесь может служить великий Чаплин – актер, режиссер, сценарист и композитор, – который свою комедийную маску превратил в образ огромной силы, поднявшись до высот истинной трагедии.

    Очевидно, что критерием "акме", правда в сфере потенциального, может стать уровень креативности творческой личности, сильная творческая интуиция. Д.Б. Богоявленская особо отмечала роль творческой активности и инициативы. На уровне единичного критериями могут стать уровень акмеоло-гических инвариантов профессионализма, индивидуальные предпочтения "акме ", акмеологические стандарты и эталоны, образ "Я" и др. Повторимся, предстоит серьезная аналитическая работа для создания разноуровневой критериальной системы изучения и описания "акме" в художественно-творческой деятельности.

    Резюме

    Поставлена проблема изучения "акме" в художественно-творческой деятельности. Обосновано содержание объекта, предмета, целей и задач, ракурса акмеологических исследований в этой области. Обоснованы базисные критерии "акме" в художественно-творческой деятельности и особенности методологических принципов.

    Список литературы

    Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. 2-е изд. перераб. и доп. Калуга, 2001.

    Васильев В. В. Путь к мастерству // Художественное творчество. Л.: Наука, 1983.

    Конюхов Н.И., Шаккум МЛ. Акмеология и тестология. М., 1996.

    Тарасов Г.С. Проблема духовной потребности. М., 1979.

    Фетисова Е.В., Зазыкин В.Г. Акме с художественно-творческой деятельности // Акмеология. 2001. N° 1.

    © Зазыкин В.Г., 2002

    © Фетисова Е.В., 2002

    11. Целостность и неповторимое своеобразие - важные свойства людей и их групп



    План

    1. Существенные различия природных, технических и социальных объектов (людей, их групп).

    2. Особенности обращения со стандартными и нестандартными объектами.

    3. Нестандартность и нестандартизуемость социальных объектов (людей, их групп) – объективная реальность.

    4. Стиль деятельности как средство согласования индивидуального своеобразия людей с требованиями их работы.

    Ключевые слова: стандарт, индивидуальное своеобразие, индивидуальность, системные (интегративные) качества людей и групп, управление персоналом.

    стандарт – типовой образец изделия, применяемый для сравнения с ним подобных объектов в целях достижения их единообразия, взаимозаменяемости;

    индивидуальное своеобразие – неповторимость, невоспроизводимость предмета рассмотрения (набор признаков, делающих его нетождественным другим объектам);

    индивидуальность (человека) – целостное единство свойств человека как индивида (особи, природного организма), субъекта (инициатора, зачинщика) деятельности и личности (общественного существа);

    системные (интегративные) качества (людей, групп) – качества, возникающие при функционировании объектов как некоторых целостностей;

    управление персоналом – вошедший в литературу термин, обозначающий то же, что и "руководство людьми" (в организациях).

    Начнем с общепонятных сравнений. В данной главе человек и общности людей были рассмотрены с разных сторон. Так можно (и это полезно) рассматривать любой объект, например, техническое устройство, сооружение (ветряную мельницу, компьютеризованный робототехнологический комплекс и т. п.). Мы можем отдельно обсуждать, из каких материалов это устройство сделано. Мы можем обсуждать имеющиеся в нем явления автоматики, "самодействия" (частично отвлекаясь при этом от вопроса об упомянутых выше материалов). Мы можем обсуждать вопросы назначения, применения, экономичности, экологичности данной техники в обществе (отвлекаясь от того, что у нее "внутри"). В каждом случае это будут не просто разные стороны, свойства объекта, но группы свойств разных уровней. И эти уровни свойств достаточно разнородны, хотя и связаны тем, что характеризуют один и тот же объект. В самом деле, если продолжить приведенный пример, явления автоматики в техническом устройстве не жестко, а многозначно связаны со свойствами материала (автоматика может быть обеспечена разными материальными средствами, а использование того или иного материала еще не предопределяет полностью процессов автоматики). Назначение данного устройства в обществе не вытекает полностью из составляющих его материалов и взаимодействия частей, но задается потребностями общества. И в этом смысле машина, механизм оказываются в некотором роде явлениями социальными, их устройство и работа зависят от того, что нужно людям. Этот пространный пример мы привели не случайно, поскольку в нем есть полезное подобие тем фактам, явлениям, которые можно заметить в соотношении индивидных, субъектных и личностных свойств человека. Приведенный пример поможет нам понять вопрос об индивидуальности человека. В связи с этим примером нам важно осознать две общие идеи. Повторим их несколько иными словами. Во-первых, связи между свойствами объекта (системы) могут быть не обязательно жестко однозначными (типа "Если А, то Б и только Б"). Во-вторых, устройство системы и ее свойства определяются не только ее внутренними особенностями, но и так называемыми объемлющими системами, средой. Например (продолжаем общепонятные примеры), то, что ветряная мельница превращает зерно в муку и работает хорошо, не зависит роковым образом только от того, что она сделана из дерева, камня, камыша и пр. Из подобных материалов делается многое другое. А функции, назначение и, следовательно, устройство этой системы заданы ей извне и не могут быть объяснены "стройматериалом".

    Теперь обратимся к важным в контексте акмеологии вопросам о людях.

    Свойства человека как индивида, субъекта деятельности и личности можно понять соответственно как некоторые группы свойств разных уровней. Уровень свойств человека как индивида характеризуется существенной природной обусловленностью (анатомо-физиологической, даже биохимической). Хотя эти свойства не предопределяют роковым образом все особенности человека как субъекта, но в то же время и влияют на них. Индивидные свойства могут, например, выступать в функции задатков, природных предпосылок способностей человека (а способности, как мы помним, это уже уровень субъекта деятельности). А именно, задатки могут облегчать или затруднять формирование способностей. То, какие именно наборы, "репертуары" способностей сформируются у человека, не зависит жестко от самих по себе задатков. Это зависит от того, в какие виды деятельности человек будет включен. Но вклад свойств индивидного уровня проявится все же в некотором индивидуальном своеобразии складывающихся у человека способностей. Отметим при этом, что, даже если наборы свойств индивида и субъекта у данного человека являются, предположим, во многом типичными, сочетание, "встреча" двух описываемых уровней свойств создаст уже эффект некоторого неповторимого своеобразия человека. Например, способности одного ярче проявятся в особом внимании к зрительно воспринимаемым явлениям внешнего мира, у другого – к восприятию мира звуков или запахов и т. п.

    Уровень свойств личности (убеждения, идеалы, отношения к разным сторонам мира, самосознание) характеризуется существенной социальной обусловленностью. Но он не лишен и связей (нежестких, многозначных) с ранее рассмотренными уровнями. В результате вносится вклад в индивидуальное своеобразие личностных свойств и, следовательно, человека в целом. Надо признать и то, что индивидуальное своеобразие человека создается также за счет общественной среды. Она сложна. И даже дети, вырастающие в одной семье, не находятся в строго тождественных условиях (положение, скажем, старшего или младшего в семье это разные социальные ситуации развития). Точно также и взрослые люди, работающие даже рядом, могут находиться фактически в разных общественных условиях (один – новичок, и к нему относятся настороженно, присматриваются, контролируют; другой более опытен, и к его мнению прислушиваются, третий – оказался в "любимчиках" у руководителя, и с ним коллеги не вполне искренни). Мало ли тонкостей в сложной системе межлюдских отношений? В результате один становится более активным в "самоподаче", другой – замкнутым (не из-за характера, а "по ситуации"), третий занимает позицию "борца за справедливость". И так без конца могут идти факты индивидуальных различий, обусловленных решающим образом не наследственностью, а тонкостями складывающейся (вокруг каждого!) общественной среды. Разумеется, свобода мысленного расчленения (анализа) объекта (как множества взаимосвязанных составляющих, т. е. системы), свобода выделения его "тонкостей" не беспредельна. В мелочах можно и увязнуть – дойти до атомов и молекул. Но будем думать, что эта опасность нам пока не грозит. Ориентирами здесь могут служить усваиваемые вами понятия и положения акмеологии, представления о ее научных и практических задачах.

    Приведенные выше пространные разъяснения мы позволяем себе потому, что в обыденном сознании часто воспроизводятся, "живут", "бытуют" схемы мысли, жестко, однозначно и, следовательно, неправильно сводящие индивидуальные особенности людей (и их групп) к какому-то одному уровню причинных обстоятельств (личностных или субъектных, индивидных или даже общебиологических).

    Например, если видят, что человек нетороплив (индивидное качество), то, недолго думая, начинают полагать, что он будет не способен к работе, требующей принятия быстрых решений (субъектное качество). Или думают, что он будет необщителен (личностное качество) и, стало быть, непригоден к работе с людьми, и т. п. А это неверно. Неторопливость можно компенсировать особой стратегией наблюдения за ходом событий. Скажем, хороший водитель автомобиля (как и судоводитель, и пилот самолета) наблюдает не за тем, что "стряслось", а за тенденциями процессов на пути следования ("вот бабуля вышла из магазина и сейчас ринется переходить улицу..."). И его реакции на события оказываются точными и своевременными. Неторопливость здесь компенсируется стратегией наблюдения. Но со стратегией наблюдения люди, понятно, не рождаются. Неинициативность в общении тоже можно компенсировать предварительным обдумыванием программ взаимодействия с людьми, предвидением вариантов хода событий в общении с ними.

    Еще пример: если человек имеет "внушительную" внешность, зычный голос, то предполагают, что это непременно хорошо для выполнения функций педагога или руководителя. Хорошо-то хорошо, но не обязательно при всех прочих условиях. Вот перед нами учительница. Ростом она меньше своих шестиклассников, голос не "командирский", а работает хорошо, дисциплина учащихся на уроке такая, что ей и голоса повышать не надо. Как это возможно? В том стечении обстоятельств (внешних и внутренних), в котором она оказалась, она нашла некоторые приемы, правила, способы деятельности. В частности, проводит принцип "сказала сделала". И ученики это знают и чувствуют. Если она даже тихо скажет, что за невыполнение такой-то работы будет неприятная беседа с родителями учащихся, то это непременно произойдет, как по закону природы. И так далее в том же роде.

    Итак, ни индивидные, ни субъектные, ни личностные особенности сами по себе и в отдельности не предопределяют роковым образом успеха или неуспеха деятельности, общественного положения (статуса) и подобных признаков человека. Учитывать особенности индивида, субъекта, личности совершенно необходимо, но недостаточно. В чем же тут дело? Ответ прояснится несколько позднее. А теперь снова вернемся к некоторым общим вопросам о свойствах сложных, многосоставных систем. Это необходимо для правильного понимания темы об индивидуальности человека и для усвоения правильного отношения к этой реальности.

    Целостность сложного объекта как предмет рассмотрения. Едва ли кто не согласится с тем, что свойства любых объектов могут быть взаимно связаны, хотя эти связи для нас не всегда очевидны. Возможны достаточно неожиданные и "недоступные глазу" (умопостигаемые) цепочки таких связей. Это обнаруживается в том, например, что при изменении одних, казалось бы, "отдельных", "мелких", незаметных свойств объектов происходят (или требуются) изменения других, включая свойства общие и существенные. Так, например, изменение недоступных глазу свойств кристаллов черного металла делает его прочным, или хрупким, или ломким при "красном калении" и т. п. Еще поясняющий пример: представьте, что вы, проектируя здание, начинаете все увеличивать и увеличивать его высоту. Существуют незримые связи между высотой, весом и прочностью здания. Если вы не позаботитесь об использовании более прочных стройматериалов и "несущих" конструкций, то рано или поздно нижние этажи здания не выдержат веса верхних и ваша затея рухнет. Хорошо, если она рухнет "на бумаге", при обсуждении проекта.

    Человек сложнее любой технической системы. И важно не просто что-то "выучить и знать" о взаимных связях его личных качеств (как индивида, субъекта, личности). Важно самостоятельно делать множество соответствующих предположений и проверять эти предположения. Основой для таких предположений (гипотез) являются ранее усвоенные общие знания о разнообразных свойствах, особенностях человека, изучаемых и доставляемых вам акмеологией. Но никакая наука не сообщит вам всего о "вот этом" конкретном человеке, о "вот этой" группе людей. Требуется не только усвоение, но и самостоятельное производство потребного знания о конкретных, индивидуальных ситуациях.

    К чему предшествующий разговор? К тому, в частности, что да, трудно рассматривать человека как целостность, слагающуюся из множества свойств, которые и сами по себе сложны. Тем не менее такое целостное рассмотрение тоже необходимо (по соображениям, обусловленным не только логикой, но и моралью, и желательной практикой обращения с людьми, человеческими сообществами).

    О системных (интегративных) свойствах сложных объектов. В природе и обществе происходит, в частности, следующее. Некоторые объекты по тем или иным причинам становятся взаимосвязанными, т. е. оказываются объединенными в целостность (начинают составлять единую систему, погруженную в какую-то внешнюю для нее среду). При этом возникшее новое целое приобретает (как бы "скачком", "хлопком") некоторые свойства, не присущие по отдельности его частям. Такие свойства называются системными или интегративными (от лат. integer – целый). Системные свойства присущи и социальным объектам – людям, группам. Соответствующие идеи отображены не только в философии, гуманитарных, общественных науках, но и в народном сознании. Пример указания на качество целого, в отличие от его разрозненного "стройматериала": "Согласное стадо и волк не берет". Пример указания на новое качество объекта, оказавшегося в составе целого, в измененной среде – "В подпечье и помело – большак", "В людях Илья, а дома свинья" и т. д.

    Как отмечалось ранее, совокупность наличествующих у человека индивидных, личностных, субъектных свойств создает у него некоторую неповторимую, единственную в своем роде (уникальную) качественную определенность, именуемую индивидуальностью.

    Хотя и не является привычным, удобным выражение "индивидуальность группы" (оно неприемлемо по чисто языковым соображениям), тем не менее общности людей, организованные группы их тоже характеризуются признаком уникальности. Этот вопрос, впрочем, недостаточно разработан в науке. Когда мы говорим об индивидуальности человека или уникальности группы, то не имеем, конечно, в виду, что эти объекты нашей мысли различаются решительно по всем признакам (такое утверждение было бы просто бредовым). Речь идет о том, что наряду с признаками, общими для некоторого широкого класса объектов, и признаками, общими для какой-то разновидности этого класса, всегда имеются заслуживающие внимания и уважения признаки единственности, уникальности.

    Вы будете правы, если возразите здесь примерно следующим образом. То, что индивидуальность человек неповторима, единственна в своем роде, вовсе не специфично для человека. Да, строго говоря, любой объект неповторим (уникален). Любой камень, ручеек чем-то отличаются от прочих подобных объектов. Но согласитесь, что по отношению к камню, потоку воды и подобным реальностям можно, а иногда и целесообразно ставить задачи их преобразования, выравнивания, приведения к некоторому единообразию или даже задачи уничтожения. Это ничуть не затрагивает норм морали, высоких идеалов, созданных человечеством. Камни можно, если нужно, дробить в пыль, ручейки можно одевать в гранит или пускать по трубам под землей. По отношению к человеку подобного рода намерения и практические "технологии" в корне не годятся.

    Индивидуальность человека, неповторимое своеобразие общности людей (например, национальности) предполагают совсем иные "ходы мысли", схемы решения задач, нежели те, которые пригодны применительно к объектам природы и техники. Обращение с людьми и их группами, основанное на неуважении к их неповторимому своеобразию, квалифицируется целым рядом слов и выражений с отрицательным значением ("бюрократизм", "шовинизм" и т. п.). Вы можете возразить: а как же быть с идеей разработки и внедрения стандартов? Разве идеи стандартизации неприемлемы? Ведь стандартизация чего-либо -это есть род упорядочения, борьбы с нежелательным хаосом!

    Стандарты. Об удобстве обращения с одинаковыми объектами. Действительно, разве плохо, если, положим, запасные части для данной модели трактора или компьютера одинаковы, вне зависимости от того, где они сделаны – в России или где-то еще? Это удобно потребителям и экономично, с точки зрения производителя. Со стандартными (одинаковыми) объектами легко обращаться в соответствии со сложившимися привычками. Они взаимозаменяемы.

    Управляться со множеством одинаковых машин (пускать в ход, регулировать, ремонтировать), скажем автоматических станков, относительно легко. То же и в отношении одинаковых живых существ. Скажем, овцы в стаде тоже относительно одинаковы, стандартны (одно и то же едят, одного и того же боятся; самочинность их простирается лишь в пределах выбора растений для поедания, места, где можно прилечь, и пр.). Пастбища, маршруты, водопои выбирает чабан. В управлении передвижением стада чабанам способны помогать даже собаки.

    В технике (как области знания и практики), опирающейся во многом на естествознание, широко распространена идея стандарта, стандартизации объектов. Эта идея во многих отношениях полезна. В человековедении, в практике обращения с людьми – дело совсем иное.

    Об ограниченной ценности идеи стандартизации в отношении людей и их групп. Что касается людей и их групп, то идеи стандарта и стандартизации здесь не проходят в качестве желательных с точки зрения высокой общечеловеческой морали. Конечно, надо признать, что в некоторых случаях (например, в военизированных структурах) некоторая однотипность людей является технологически необходимой. Сброд излишне самочинных людей не способен быть средством исполнения замыслов военачальников, средством защиты страны, ценных объектов от возможных врагов. Тенденция огульного подхода к людям и группам, чего греха таить, наблюдается нередко в складе ума и деловом поведении госслужащих. – "Закон для всех один!"; "Перед законом все равны!" – разве не верно? Верно. И все же желателен конкретный подход к рассмотрению людей и их групп. Если бы стояла задача культивировать лишь огульные подходы к людям, тогда окончательные административные, судебные решения можно было бы передать компьютерам. Но компьютеры, при всем нашем уважении к ним, должны и здесь рассматриваться лишь как вспомогательное средство в деятельности гуманистически ориентированных людей, решающих нестандартные задачи (административные и т. п.).

    Разумеется, в истории общественной мысли высказывались предложения построить общество как "инженерное сооружение". То, к какому абсудру ведет внедрение таких затей, хорошо показано в романе Евг. Замятина "Мы". Люди там живут в удобных, прозрачных (чтобы все всем было видно!) жилищах по четкому и единому для всех режиму времени. Обязательно все ходят на прогулку (строем). Питаются хорошей пищей в столовых, где, в частности, полагается всем жевать под метроном (пятьдесят жевательных движений на каждый кусок: это полезно для пищеварения). Ну и так далее. Хотите жить в таком четко организованном обществе, где полностью игнорируется индивидуальность человека? Едва ли.

    Стиль деятельности как средство согласования индивидуальности человека с требованиями его работы. Итак, всем это нравится или нет, но люди по ряду признаков существенно различны. Возможно, излишне властолюбивому менеджеру это не по душе, поскольку он рассчитывает на "мгновенное повиновение" подчиненных. И с реальностью индивидуального своеобразия людей приходится считаться. Но вот вопрос: как же привести в соответствие данного человека, с одной стороны, с так называемыми требованиями профессии – с другой? Ведь общеизвестно, что трудовые посты предъявляют к людям определенные требования. Одно дело – растениевод, другое – механик по точным приборам, третье – продавец, четвертое – программист для ЭВМ, пятое – художник-оформитель рекламы и т. д. Исторически сложились и некоторые пути согласования особенностей людей с требованиями профессий (подбор профпригодных, профессиональное обучение и воспитание и т. д.). Правда, надо сделать следующую оговорку. Есть ли в действительности некоторые силы, которые откуда-то знают, какие профессии появятся в обществе (звездочеты, гадалки, сборщики микроэлектронной техники, космонавты), и производят на свет этих "подходящих" людей? Резервной армии "профпригодных" обычно нет. В типичном случае встает задача наилучшего приспособления "вот этого" человека к требованиям данного трудового поста. Вы возразите: трудовой пост связан обычно с некоторой обязательной технологией дела и более или менее четко заданными целями и ожидаемыми результатами. Технология – закон любого производства (материального и духовного). Как быть, если люди, как мы согласились, всегда очень разные?

    Одна и та же трудовая цель может быть достигнута за счет разных внутренних средств деятельности. Если, например, руководитель хорошо знает своих подчиненных, если у него развита способность внутреннего диалога с ними, то он меньше нуждается в частых и долгих совещаниях с ними. Если же он затрудняется представить их позицию, мнения, он может компенсировать это более частыми внешними диалогами, "оперативками". Если человек имеет хорошую память, он может в меньшей степени прибегать к записной книжке. Если события, планы, данные поручения забываются, человек без ущерба для дела пользуется системой записей или хоть памятью компьютера. Если кто-то затрудняется выступать перед людьми "без бумажки", он может это делать не экспромтом, а более тщательно готовиться, прибегая к специальным средствам организации памяти. Например, может заранее продумывать "лесенку" вопросов, связывая каждую ее ступеньку с каким-то, скажем, наглядным образом, и т. п.

    В результате требуемые цели достигаются за счет разных операционных составов деятельности у разных людей. Эти индивидуально своеобразные составы действий, построенные с учетом как индивидуальности человека, так и требований трудового поста, можно назвать проявлениями индивидуального стиля ("почерка") деятельности. Важно активно искать наиболее подходящий для себя стиль работы. И практикующий акмеолог должен содействовать в этом развивающемуся профессионалу.

    Факт существования индивидуального стиля объясняет нам, в частности, то, почему успешный опыт одного человека не может быть просто "передан" другому. Все дело в том, что в построении индивидуального стиля работы учтены не только внешние условия работы, но и внутренние (уникальное сочетание индивидных, субъектных, личностных особенностей человека, т. е. его индивидуальность). В обслуживании техники существует весьма эффективный метод обеспечения работоспособности оборудования. В обиходе его иногда называют "метод тыка". Он состоит, в частности, в том, что при выходе из строя какого-либо узла его просто изымают целиком и заменяют новым. Такой привычный для технического мышления ход принятия решений не пригоден применительно к людям, как вам, полагаем, ясно из изложенного выше.

    Резюме

    Неправомерно переносить на людей и их группы (сообщества) способы выработки оценок явлений, схемы принятия решений, ходы мысли, выработанные (и пригодные) при работе с неживыми, техническими объектами. Люди в одно и то же время характеризуются свойствами разных уровней (они и природные организмы, и инициаторы деятельности, и существа, регулирующие свою активность выработанными в обществе идеалами, нормами – разрешениями, запретами и т. п.).

    Люди и их группы принципиально нестандартны. И это требует конкретного, индивидуального подхода (учета их неповторимого опыта, возможностей, ограничений), в частности, в деле руководства, государственного управления ими.

    Поскольку профессиональная деятельность, общество предъявляют к людям и группам некоторые единые требования, возникающее противоречие разрешается на пути формирования своеобразного стиля ("почерка") деятельности.

    Список литературы

    Вяткин Б.А. Лекции по психологии интегральной индивидуальности человека. Пермь, 2000

    Кабаченко Т.С. Психология управления. М., 2000

    Мерлин B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М., 1996.

    Толочек В А. Стили профессиональной деятельности. М., 2000

    Управление персоналом. 2-е изд. / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. М., 2001.

    © Климов Е.А., 2002
    1   ...   25   26   27   28   29   30   31   32   ...   44


    написать администратору сайта