Главная страница
Навигация по странице:

  • Предмет и задачи прикладной акмеологии

  • Ключевые слова

  • Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии

  • Критерии выделения прикладных областей акмеологии

  • Список литературы

  • Акмеология _под ред. Деркача А.А._2004. Акмеология _под ред. Деркача А.А. Научноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеНаучноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
    АнкорАкмеология _под ред. Деркача А.А._2004.doc
    Дата29.01.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАкмеология _под ред. Деркача А.А._2004.doc
    ТипДокументы
    #1115
    страница30 из 44
    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   44

    раздел второй

    прикладная акмеология

    Глава VII

    Виды прикладной акмеологии



    Предмет и задачи прикладной акмеологии

    План

    1. Прикладные теории в структуре акмеологического знания.

    2. Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии.

    3. Критерии выделения прикладных областей акмеологии.

    Ключевые слова: фундаментальные теории, прикладные теории, инновационные акмеологические технологии, методологические основания прикладной акмеологии.

    Содержание ключевых слов:

    структура акмеологического знания – содержит, как и в любой другой науке, основные компоненты: знания о предмете и методологические знания (знание о знании), что позволяет выделять теоретическую акмеологию и эмпирические акмеологические исследования (уровни акмеологического знания), а также фундаментальную и прикладную акмеологии, в зависимости от научных или практических ориентации;

    - фундаментальные теорииориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием акмеологического знания, его понятийно-категориального и концептуального аппарата, а также фундаментальных методов акмеологического исследования;

    - прикладные теории – ставят цели поиска средств для решения конкретных проблем в определенных практических областях человеческой деятельности для их развития и совершенствования.

    1. Прикладная акмеология в структуре акмеологического знания



    Акмеологическое знание, независимо от его уровня, характеризуется двумя функциями: объяснение и преобразование соответствующего комплекса проблем (объекта – предмета).

    Деление акмеологии на теоретическую и эмпирическую связано с уровнем знания (теоретическое и эмпирическое). Деление на фундаментальные и прикладные теории – с ориентацией (функцией) акмеологии: решает ли она собственно научные или практические задачи. Эмпирическое исследование может проводиться в рамках как фундаментальной, так и прикладной акмеологии. Если цель эмпирического исследования – построение теории, то оно относится к фундаментальной акмеологии; если его цель – разработка практических рекомендаций, то оно относится к прикладной акмеологии.

    Исследование, будучи эмпирическим по уровню получаемого знания, может быть прикладным по характеру решаемой задачи – преобразование действительности. То же относится и к теоретическим исследованиям (по уровню знания). Таким образом, прикладные исследования не образуют особого уровня. Это те же теоретические и эмпирические исследования (по уровню знания), но с практической ориентацией.

    Методологические исследования относятся к любому уровню знания и проводятся в рамках как фундаментальной, так и прикладной акмеологии.

    Фундаментальные теории ориентированы на решение научных проблем, связаны с формированием психолого-акмеологического знания, понятийно-категориального аппарата, авторских и коллективных концепций. Они отвечают на два вопроса: "Что познается?" (объект, предмет, проблема) и "Как познается?" (метод), т. е. эти вопросы связаны с решением познавательных задач.

    Прикладные теории ориентированы на решение актуальных практических проблем, на преобразование изучаемого объекта и отвечают на вопрос "Для чего познается?".

    Иными словами, фундаментальные и прикладные теории различаются не по объекту или методу, а по цели: решаются познавательные задачи или практические.

    Прикладные теории ставят своей задачей поиск средств для достижения намеченных обществом практических целей. Их задача – найти пути и способы использования •познанных фундаментальными теориями законов и закономерностей. Прикладные теории непосредственно касаются определенных практических отраслей человеческой деятельности и прямо отвечают, для чего необходимо, например, личностно – профессиональное развитие государственных служащих.

    Прикладной (практический) характер психолого-акмеологических теорий определяется тем вкладом, который он вносит в теорию, прямо связанным с решением задач развития (совершенствования, преобразования и т. п.).

    Признак "фундаментальности" не совпадает с признаком "теоретичности", и наоборот, хотя второй термин и употребляется часто как синоним первого. "Теоретический" означает не только теоретический уровень научного знания в отличие от эмпирического, но и его теоретическую, фундаментальную направленность в отличие от практической, прикладной.

    Теоретическое знание в качестве фундаментального выступает в сопоставление с прикладным, а не эмпирическим знанием и не исключает практической направленности. Такие характеристики, как "практический аспект", "прикладная функция" вполне приложимы к теоретическому уровню знания. Его антитезой является не прикладное знание, а эмпирическое.

    Таким образом, деление теорий по ориентации достаточно условно, так как любая из них прямо или косвенно вносит определенный вклад в решение как научных, так и практических задач. В строгом смысле следует говорить лишь о преимущественной ориентации той или иной теории: научной, фундаментальной или практической, прикладной, что и дает основание для отнесения в ту или иную категорию.

    То же относится и к эмпирическим акмеологическим исследованиям: они могут быть ориентированы на решение научных проблем, например, на формирование специальной акмеологических теории, или практических. Фактически два аспекта акмеологического знания непрерывно связаны между собой через две из ее функций: познавательную и практическую.

    Итак, термины "фундаментальный" и "прикладной" обозначают направленность акмеологического знания в целом и не тождественны терминам "теоретический" и "эмпирический", обозначающим его уровни. В первом случае основанием деления является целевая установка, во втором – уровень абстракции.

    Деление теорий на уровни и типы по различным основаниям (по объекту, уровню абстракции, концептуальному подходу, целевой установке и т. д.), т. е. построение их типологий, в конечном счете их обоснованной иерархии, отражает сложную структуру предмета акмеологии, способ ее деления на уровни, сферы, структуры. Вопросы структуры предмета акмеологии и акмеологического знания тесно связаны между собой, а это, в свою очередь, означает, что адекватное изображение предмета акмеологии требует постоянного совершенствования и развития методологических концепций, технологий и методов, связанных с описанием структуры отображающего знания.
    Методологические основания фундаментальной и прикладной акмеологии
    Акмеология, как любая новая наука, находящаяся в состоянии метанаучной рефлексии, обретает свой парадигмальный статус в системе всех трех оснований: философском, гуманитарном, социально-научном. При этом под акмеологической парадигмой понимается не только ее самостоятельность, разграничивающая на качественном уровне одно научное знание от другого, когда имеющееся знание о человеке не может объяснять проблемы его жизнедеятельности с точки зрения существующих наук (например, с позиции антропологии, этнологии, социологии, наконец, психологии); это рассогласование между науками приводит к их кризису, в результате которого им на смену приходит новая парадигма, способная объяснять новую систему научных фактов, теорий, методов. О парадигмальной самостоятельности акмеологии можно говорить также с точки зрения критериев выделения научного знания.

    Онтологический критерий, согласно которому выделяются специфические объекты науки, различные проявления, воплощения, взаимодействия объекта в сфере социальной реальности. Таким основным объектом акмеологии является профессиональная деятельность и личностное развитие специалистов. Этот объект равно и инновативный для современной отечественной науки, и актуальный, требующий решения целого комплекса проблем прикладного, практического характера.

    Эпистемологический критерий свидетельствует о теоретико-познавательных возможностях акмеологии, ее отличиях от других наук, изучающих человека и профессиональные аспекты его деятельности.

    Институционально – организационный критерий: формы ис-титуционализации и организации акмеологической научной, практической, учебной, издательской, ассоциативной (научные сообщества, междисциплинарное и международное признание и т. п.) деятельности.

    Этический критерий, который, пожалуй, менее всего в поле зрения акмеологии. С одной стороны, согласно этому критерию, нужно заниматься определением профессионально-нравственных качеств, ценностей, норм, правил поведения, которыми должен руководствоваться в своей деятельности сам ак-меолог. С другой стороны, он должен разрабатывать морально-нравственные принципы, ценности, профессиональную этику и ментальность, духовность у своего основного объекта – госслужащих.

    Итак, парадигмальный статус акмеологии заключается в признании научным сообществом складывающихся представлений о предмете и объекте акмеологической науки, ее основополагающих теорий, специфических методологических принципов и методов исследования, различного рода концепций, подходов и технологий. Междисциплинарный, комплексный, интегративный характер акмеологического знания, вбирающий в себя совокупность философских, гуманитарных, социально-научных оснований, позволяет акмеологии на уровне своей метатеории развиваться в трех основных парадигмальных направлениях: психотехнологическом, социокультурном и мыследеятельностном, каждое из которых имеет свои специфические технологии, методы, техники, ориентированные не только на исследовательские и обучающие функции, но и на решение конкретных актуальных проблем. Это системное метатеоретическое развитие акмеологии позволяет видеть в перспективе ее проблемное (предметно-объектное) поле гораздо более широким и глубоким по сравнению с уже сложившимися тремя акмеологическими парадигмами: профессиональная компетентность работников, их социально-коммуникативная компетентность и личностное развитие.
    Критерии выделения прикладных областей акмеологии
    Анализ развития акмеологического знания позволяет выделить следующие критериальные подходы формирования прикладных областей акмеологии:

    1. Построение объектно-предметного поля акмеологии в системе общественных и социальных отношений говорит о правомерности экономической, политической, педагогической, управленческой, социальной, социокультурной и т. п. акмеологии, где для всех этих акмеологических наук имеются довольно хорошо разработанные мировой и отечественной наукой основные социальные, экономические, политические, антропологические, педагогические, этнологические и общие концептуальные и методологические принципы и методы социальных наук.

    Следует заметить, что здесь зачастую пограничный рубеж между прикладной и фундаментальной акмеологией очень прозрачен. Фундаментальные теории акмеологии ориентируются на принципы междисциплинарного, комплексного и интегративного исследования, поэтому при наличии или отсутствии этих принципов та же социальная, или антропологическая, или этнопсихологическая и т. д. акмеология может служить целям приращения научного знания (т. е. фундаментальным) или целям практического преобразования конкретной области жизнедеятельности (т. е. прикладным).

    2. Понимание акмеологии через ее узкий предмет – профессионально-деятельностное "акме", что предполагает отраслевой предметно – дисциплинарный подход, т. е. профессионализм госслужащего, социального работника, военнослужащего, педагога и т. д.

    3. Актуальные и инновационные области профессиональной деятельности, где степень актуализации зависит:

    – от социальной престижности профессии (журналист, предприниматель, банковский служащий, программист, переводчик и т.д.;

    – от степени экстремальности ситуаций (профессии военнослужащих, космические, юридические и т.п.);

    – от кризисной ситуации в обществе в целом, выдвигающей такие профессии, как политологи, экономисты, депутаты, экологи, этнологи и т. д.

    Методологическое обеспечение прикладных областей акмеологии активно выражается в разработке акмеологических технологий, направленных на прямое воздействие на человека, коллектив, организацию: акмеологическое консультирование в развивающихся организациях; акмеологический тренинг профессионально-целевой направленности; организация и функционирование психолого-акмеологической службы; формирование и развитие психологической готовности к профессиональной деятельности; психологический тренинг в системе подготовки кадров; принципы управления сотворчеством в деятельности; технология рефлексивно-психологической работы с коллективом в интенсивно-инновационной парарефлексии; соционическая диагностика; психодиагностика; социокультурная диагностика; локальные и региональные уровни проблемности в ней; игромоделирование; технология формирования психолого-акмеологической компетентности как основания эффективной деятельности субъекта оценки и отбора персонала; технология формирования аутопсихологической компетентности личности; технология телесно-ориентированной психоэнергетической самозащиты; технология использования акмеологического воздействия в профессиональной деятельности; информационные технологии в структуре прикладной акмеологии и т.д.

    "Прикладная" методология в акмеологии разрабатывает также свои специфические акмеологические методы оценки развития личности и деятельности: потенциал личности и его оценки; количественное измерение профессионализма; динамика основных характеристик человека в различные периоды его зрелости; построение акмеограммы профессии и т. д.

    Основные тенденции и перспективные направления развития акмеологии как научной и прикладной дисциплины, укрепление ее парадигмального статуса как междисциплинарной, интегративной науки о человеке будет осуществляться за счет соединения инновационных технологий: мыследеятельностных, социокультурных и психологических, их актуальных методик и техник, а также за счет расширения функций акмеологии: не только исследовательских, но обучающих и развивающих и особенно функций, направленных на решение проблем.

    Резюме

    Акмеология, претендуя на комплексное, междисциплинарное, интегративное изучение человека, развивается на трех основных методологических основаниях: философском, гуманитарном и социально – научном. Особенное преимущество в акмеологии получает социально-научная методология, со строгой ориентацией на научные, рациональные подходы. Это выражается в развитии прикладных теорий, акмеологических технологий и оценочных методах измерения личностно-профессионального развития государственных служащих.

    Прикладные области акмеологии являются весьма продвинутыми в структуре акмеологического знания и методологически обоснованными, разнообразными акмеологическими технологиями.

    Акмеологические технологии разрабатываются, во-первых, для наиболее актуальных областей жизнедеятельности человека, во-вторых, ориентированы на воздействие на человека с целью совершенствования его личностного и профессионального развития.

    Среди функций и средств инновационных технологий наиболее актуальными являются различные методики группового и индивидуального решения проблем личностно-профессионального развития госслужащих.

    Список литературы

    Болотова А.К., Макарова И.В. Прикладная психология. М., 2001.

    Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999.

    Общая и прикладная акмеология. Ч. 1, 2. М., 2001.

    Рузавин Г.И. Методология научного исследования. – М., 1999.

    Суслова Е.А. Методологические основания акмеологии как интегративной науки в системе комплексного изучения человека // Акмеология и социальная психология на рубеже XXI века. М., 2001.

    © Суслова Е.А., 2002

    1   ...   26   27   28   29   30   31   32   33   ...   44


    написать администратору сайта