Акмеология _под ред. Деркача А.А._2004. Акмеология _под ред. Деркача А.А. Научноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать 3.41 Mb.
|
2. Место акмеологии в системе обществоведения и человекознанияПлан 1. Социокультурный контекст акмеологического познания. 2. Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок. 3. Связи акмеологии с обществознанием. 4. Взаимосвязи акмеологии с человекознанием. 5. Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства. Ключевые слова: акмеологичность, научно-методологическая ориентация, обществознание, человекознание, профессиональный менталитет. – акмеологичность – 1) свойство жизнедеятельности человека, характеризующее его устремленность к вершинам личностного, профессионального развития и самосовершенствования, выражающегося в творческом потенциале и профессиональном мастерстве; 2) онтологический атрибут бытия живого организма (растения, животного, человека) и общественной системы (группы, коллектива, объединения людей), характеризующий тенденцию развития к расцвету, в виде зрелых, гармоничных, самосовершенствующихся "акме"-форм; – научно-методологическая ориентация – направленность исследования на использование подходов, понятий, моделей, методов и других концептуально-методических средств, разработанных в рамках конкретных общественных (социальных и гуманитарных), естественных, технических наук; – обществознание – сфера научного познания, комплексно изучающая социальные процессы и системы средствами социальных (история, право, экономика, социология и т. п.) и гуманитарных (философия, культурология, психология, литературоведение, педагогика и т. п.) наук; – человекознание – сфера научного познания, комплексно изучающая человека средствами естественных (биология, генетика, физиология и т. п.), гуманитарных (философия, культурология, психология, педагогика и т. п.) и технических (кибернетика, эвристика) наук; – профессиональный менталитет – компонент профессионального сознания, выражающий систему ценностных ориентации и профессионального самоопределения личности в социальном, правовом, политическом, историческом и профессиональном пространстве. Структура профессионального самоопределения характеризуется взаимодействием образующих его уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного. Социокультурный контекст акмеологического познания На исходе XX в. и в преддверии III тысячелетия при возникновении глобально-кризисных проблем – экологических, демографических, социальных – особую остроту приобретает поиск новых возможностей и ресурсов для их рационального решения. Один из конструктивных путей для этого связан с созданием инновационных высоких технологий, причем не только в традиционной производственной области, но также и в различных сферах человеческой деятельности. Высокий профессионализм и творческое мастерство в ее осуществлении самыми различными специалистами – вот тот главный собственно человеческий ресурс, который становится важнейшим фактором оптимального решения насущных глобально-кризисных проблем. В этом социокультурном контексте особое значение приобретает такая новая интегративно-комплексная наука, как акмеология. Ибо именно она изучает закономерности и технологии развития вершин профессионализма и творчества как "акме"-форм оптимального осуществления всевозможных видов профессиональной деятельности. В целях изучения и анализа "акме"-форм как прецедентов успешного и творческого профессионального мастерства и разработки оптимальных технологий развития профессионализма акмеология проводит комплексные исследования процессов и способов осуществления различными специалистами профессиональной деятельности, синтезируя для этого достижения других наук о человеке, прежде всего философии, социологии, психологии, физиологии, генетики и педагогики. Свою онтологическую определенность акмеология приобретает вследствие центрированности на выявлении, описании, анализе феноменологии "акме"-форм в жизнедеятельности человека, психологически творческом и социально успешном осуществлении профессиональной деятельности, в его становлении, как личностном, так и профессиональном. Добытое в результате психолого-акмеологических исследований научное знание о закономерностях и способах развития вершин профессионализма и творчества характеризует такой интегративный по своей социокультурной природе и системно-образующий по методологическому значению онтологический атрибут, как акмеологичность социокультурного бытия человека в пространстве его профессионально-творческого образования, становления, саморазвития и самореализации. С этой точки зрения акмеологичность выступает в синхроническом плане функционально в виде самосовершенствования человека, а диахронически – в виде его профессиональной социализации. Особую социальную востребованность акмеология приобретает в современной России в условиях перехода к рыночным отношениям, создания правового государства и демократического общества. Ибо для этого необходима потребность в социально активных людях, высоких профессионалах, обладающих инициативой, деловитостью, организованностью и творческим потенциалом. Научно-методологические ориентации акмеологических исследований и разработок Акмеология, как любая другая область научного познания, имеет не только общенаучные принципы, конститутирующие ее категориально-методологически как науку, но и конкретные дисциплинарные особенности, которые характеризуют ее как специфическую отрасль предметно-методического знания. Поскольку она является формирующейся научной дисциплиной, определение ее предметно-методической специфики и категориально-методологических рамок представляет собой особую проектировочную задачу, от решения которой в известной мере зависят пути дальнейшего развития конкретных акмеологических исследований. Им присущи три основные научно-методологические ориентации: естественно-научная, технологическая и общественно-гуманитарная. Естественно-научная ориентация в акмеологии выражается в том, что, во-первых, она, стремясь оформиться в качестве самостоятельной науки, методологически во многом следует дисциплинарным стандартам (в виде изучения в эксперименте фактов, механизмов, закономерностей, их математической достоверности и т. п.), которые сложились еще в классическом естествознании. Во-вторых, при анализе ряда акмеологических проблем (природы одаренности, генетических и психофизиологических компонентов способностей, психологических предпосылок становления профессионального мастерства и т. п.) имеет место апелляция к естественно-научным знаниям из сферы возрастной физиологии, психогенетики, психофизиологии труда. Общественно-гуманитарная ориентация в акмеологии проявляется еще более многообразно. Принадлежа к наукам о человеке, акмеология обретает свою онтологическую определенность, с одной стороны, на базе генетического взаимодействия с этими науками в ходе исторического развития, а с другой – в предметном обособлении от них в качестве формирующейся самостоятельной дисциплины. Разумеется, и до возникновения акмеологии психологами, социологами, педагогами издавна исследовались вопросы профессионализма, творчества, образования взрослых, что во многом сходно с акмеологической проблематикой. Однако, именно особый акцент на изучение созревания мастерства, на культивирование его вершинных "акме"-форм привел сначала к порождению специфически акмеологической проблематики, а затем – к концептуально-методическому построению оригинальных акмеологических моделей и технологий и, далее, к возникновению и оформлению акмеологии как особой науки со своими специфическими предметом и методами. Технологическая ориентация акмеологии проявляется не только в ее непосредственном взаимодействии с техническими науками (кибернетикой, системотехникой, информатикой и т. п.), но и в использовании присущих им алгоритмически четких стандартов практически ориентированного прикладного знания. При этом важно иметь в виду, что, с одной стороны, взаимосвязь акмеологии с техническими дисицплинами осуществляется не сама по себе, а опосредована, в частности, эргономикой, которая обеспечивает разворот их проблематики на оптимизацию человеческого фактора в технике (например, в автоматизированных человеко-машинных системах управления и т. п.). С другой стороны, необходимо также учесть влияние на акмеологию современной праксиологии в виде двустороннего процесса как технологизации гуманитарного знания, например, в форме психотехники и игротехники, инноватики и рефлексики (И.Н.Семенов, 1994), так и гуманизации технических наук (возникновение бионики, соционики, синергетики и т. п.). Современная праксиология Т.Котарбиньского (как и ее предшественницы в лице тектологии А.А. Богданова, научной организации производства Тейлора, научной организации труда К. Гастева и др.) стремится выделить позитивные принципы рациональной организации деятельности в различных сферах социальной практики не только с позиций общей теории систем – биологических, социальных, психологических, технических (Л.Берталанфи, А.А.Малиновский и др.), – но и с учетом данных человекознания (Б.ГАнаньев, В.Н.Несмелов, А.Печчеи, Т. де Шарден, И.Т.Фролов и др.) и обществознания. Связи акмеологии с обществознанием В чем выражаются связи акмеологии с науками современного обществознания – как прикладными, социальными, так и фундаментальными, философскими? Связи, в частности, с философией осуществляются по двум основным линиям: мировоззренческой и методологической. В последнем случае философия определяет средства построения акмеологии как комплексной дисциплины, которая, с одной стороны, ассимилирует и интегрирует знания смежных наук о человеке, а с другой – вычленяет и разрабатывает специфические представления о становлении его профессионально-творческого мастерства. В качестве таких средств выступают методологические принципы: оперирования философскими категориями и научными понятиями, выделения объектов и разработки предмета и стратегий исследования, анализа феноменологии и синтеза знаний о ней, построения концептуальных моделей и акмеологических методов их эмпирической верификации, проведения экспериментальных исследований теоретического обобщения полученных данных, осуществления их акмеологической интерпретации и создания технологий внедрения в общественную практику в сфере профессионального образования и социального управления. Таким образом, философия ставит методологические рамки построения акмеологии как самостоятельной научной дисциплины фундаментально-прикладного характера. Помимо этого, философия, взятая в своей мировоззренческой ипостаси, задает ценностную точку отсчета в анализе акмеологической проблематики, определяя систему критериев (экзистенциальных, культурологических, юридических, нравственных, эстетических и т. п.), ее постановки и изучения. Современные акмеологические исследования, технологии и разработки призваны реализовать в социальной практике общечеловеческие ценности и национальные традиции, гуманистические и культурные идеалы, позитивные принципы здравого смысла и экономической эффективности, цивилизованного правосознания и рациональной организации, экологической целесообразности и эстетической гармонии, творческого самосовершенствования, искренности общения и свободы самовыражения, глубины проживания разнообразного индивидуального опыта и обретения взаимопонимания в процессе конструктивного взаимодействия людей и их созидательной профессиональной деятельности. Таким образом, философия мировоззренчески задает акмеологические идеалы и праксиологические цели акмеологии как общественной науки и одновременно особого раздела современного человекознания. Согласно этой общественно-гуманитарной природе и своему аксиологически-гносеологическому статусу, акмеология тесно связана с такими социальными науками, как история и культурология, социология и экономика, политология и конфликтология, педагогика и экология. Оселковой линией во взаимодействии акмеологии с этими науками служит социально-культурное пространство общественного образования человека как личности и его профессионально-экзистенциальной самореализации в избранной сфере деятельности, которая протекает в динамически меняющемся экологически-экономическом окружении и осуществляется во взаимодействии с партнерами по семейной и деловой жизни, человеческому общению и информационной коммуникации, трудовой деятельности и сфере досуга, науки и искусства. Именно категория созидательного, культурно-осмысленного труда является основной во взаимодействии акмеологии с общественными науками, определяя различные социальные аспекты трактовки таких ее ключевых понятий, как деятельность, профессионализм, организация и управление. Взаимосвязи акмеологии с человекознанием В отличие от взаимосвязи акмеологии с обществознанием, основной категорией, характеризующей ее взаимодействие с науками о человеке, является творчество. Именно эта категория определяет такие ключевые для акмеологии психологические понятия, как мастерство, развитие, зрелость, одаренность, способности, креативность, совершенствование, эвристика, рефлексика, сознание, личность, индивидуальность и ряд других, которые раскрываются во взаимодействии акмеологии со смежными науками о человеке. Каковы же связи акмеологии с науками современного человекознания? Ближайшей к ней является, естественно, психология как центральная дисциплина, изучающая человека (Б.М.Кедров, Ж.Пиаже) в системе современных наук. В свою очередь, современная психология, общая психология как наука о душе и психике помимо того, что является дисциплинарным ядром, представляет собой весьма разветвленную и дифференцированную систему различных психологических наук: как фундаментальных (изучающих личность, ее психику и сознание, процессы и состояния, деятельность и поведение, развитие и творчество), так и прикладных – психология возрастная и педагогическая, социальная и инженерная, психофизиология и патопсихология и т. п. Разумеется, разные знания (накопленные как в общей психологии, так и в ее прикладных областях) постоянно используются в конкретных акмеологических исследованиях и разработках в форме тех или иных фрагментарных сведений о психических возможностях человека. Однако особый интерес вызывают те области психологии, которые составляют психологическую базу разработки акмеологической проблематики становления профессионального мастерства человека. С этой точки зрения "корневой системой" психологического знания для акмеологии являются такие разделы психологии, как дифференциальная и возрастная, социальная и педагогическая, а также психология труда и творчества, деятельности и сознания, мышления и рефлексии, понимания и управления, общения и личности, одаренности и индивидуальности. Естественной ареной для профессионального самовыражения личности и творческой самореализации индивидуальности человека служит общество – мир людей и их социальная практика. Именно в этой сфере формируется и развивается профессиональная деятельность вплоть до ее вершинных, творческих форм. Становление творчества в сфере управления, образования, науки, техники и других областях социальной практики во многом связано с преодолением как объективных противоречий профессиональной деятельности, так и возникающих в ходе ее субъективных конфликтов. Поэтому одной из предпосылок разработки акмеологических технологий развития профессионализма кадров управления является рассмотрение взаимосвязи акмеологии и конфликтологии. Конфликтология занимается изучением роли внутри- и межличностных конфликтов в разных сферах человеческой деятельности, а также разработкой способов овладения ими в целях развития профессионального творчества. Как комплексная научно-практическая дисциплина, конфликтология возникла сравнительно недавно на стыке ряда гуманитарных наук: социологии, политологии, права, педагогики, психиатрии, психологии. Существенной особенностью конфликтологии является то, что она рассматривает конфликтные процессы и включенных в них людей в конкретных ситуациях различного типа: от межнациональных и социальных до групповых и личностных. Очевидно, что в связи с проблематикой профессионального творчества нас интересуют в основном конфликты личностные и групповые в том или ином социальном контексте. Нацеленность на ситуационность в изучении интра- и интерсубъективности определяет онтологический статус конфликтологии как науки, рассматривающей конфликтность жизнедеятельности человека в синхроническом аспекте его бытия. И это понятно, ибо реальный конфликт всегда так или иначе локализован определенной ситуацией, в него вовлечены конкретные люди. Эта вовлеченность носит ситуативно-синхронический характер, хотя она детерминирована многими (в том числе глубинными) факторами, определяющими специфику возникновения и разрешения той или иной проблемно-конфликтной ситуации. Акмеология изучает диахронический аспект бытия человека, акцентируя внимание на продуктивности его профессиональной деятельности (в виде творческих достижений, социального признания, личного успеха и т. п.) на различных возрастных этапах жизни. Ее задача – разработка средств самосовершенствования и развития жизнедеятельности до высшего уровня профессионального мастерства. Одним из ключевых вопросов для акмеологии является проблема становления и развития творческого потенциала человека в различных видах профессиональной деятельности в сфере управления, науки и изобретательства, предпринимательства, образования и т. п. На основе концептуального решения этой фундаментальной проблемы возможна конструктивная разработка ряда прикладных задач: диагностики одаренности, подбора кадров с творческим потенциалом, создания индивидуализированных программ обучения творческих кадров в целях развития их профессионального мастерства до акмеологического уровня. При разработке такого рода концептуальной основы необходимо преодолеть шаблоны возрастного (восходящего к педологии) подхода к акмеологической проблематике. Согласно ему, продуктивность профессионального творчества трактуется как кумулятивный эффект, производный от раскрытия возрастных возможностей человека, хотя и обусловленных социальными факторами (образованием, карьерой и др.). Альтернативой этому служит предлагаемый нами системно-функциональный подход к акмеологии, согласно которому она призвана изучать процессы становления творческого потенциала человека, ведущие к успеху в профессиональной деятельности (с учетом ее культурологических, социологических, психологических, физиологических, генетических и иных детерминант), достигающей в своем развитии оптимальной стадии творческого мастерства и определенного общественного признания. Важная психологическая особенность успеха состоит в том, что он, с одной стороны, всегда очевиден и конкретен (и в этом смысле ситуативен), а с другой – является результатом длительного (т. е. диахронического), весьма противоречивого, конфликтного развития субъекта деятельности во взаимодействии многих ее детерминант. Таким образом, концепция творческого "акме" как профессионального успеха, реализующего развитие творческого потенциала, достигшего уровня творческого мастерства, должна строиться на базе концептуально-методологического взаимодействия диахронической акмеологии и синхронической конфликтологии, ибо они находятся в отношении взаимной дополнительности, изучая макро- и микроаспекты творчества. Конфликтология исследует проблемно-конфликтные ситуации микроразвития творческого потенциала, а акмеология – процессы и результаты его макроразвития. Конструктивность категорий синхроники и диахроники для анализа творческой деятельности отмечалась в работах М.Бахтина и специально исследовалась в современной рефлексивной психологии творчества (И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов, 1992). Разработанная в ее рамках концептуальная модель успешного разрешения проблемно-конфликтных ситуаций служит конструктивным средством описания и изучения творческого достижения успеха с учетом взаимодействия синхронического и диахронического аспектов инновационного процесса. Согласно этой модели, выделяются два вида содержаний сознания субъекта творческой деятельности: интеллектуальные (презентирующие ее предметности, отражающие проблемно-конфликтную ситуацию и процедуры, ее преобразующие) и личностные (презентирующие образ "Я", раскрывающиеся и развивающиеся в процессе преодоления данной ситуации), а также соответствующие им смыслы. Если интеллектуальные смыслы обеспечивают осознание оснований деятельности, то личностные – переосмысление той проблемно-конфликтной ситуации, в которой она разворачивается. Тем самым рефлексируется не только осуществляемая деятельность, но и развивающаяся в ней личность, что обеспечивает констелляцию профессионального мастерства. На базе этой концептуальной модели могут быть разработаны эффективные средства эвристической рефлексии, развития творческого потенциала, обеспечивающие достижение акмеологического уровня профессионального мастерства в процессе преодоления синхронически возникающих проблемно-конфликтных ситуаций, опыт разрешения которых, при соответствующей рефлексии, ведет к диахроническому развитию творчества. Согласно рассматриваемой концепции, рефлексия представляет собой осознание и переосмысление стереотипов мышления и их эвристическое преодоление вплоть до образования нового (креативно-инновационного) содержания сознания. Изучение проблем, механизмов и способов развития человека всегда составляло важный аспект психологического познания. Поэтому выделение психологии развития в самостоятельную область знания носит несколько парадоксальный характер. В самом деле, с одной стороны, изучаемые в общей психологии психические функции и состояния всегда трактовались как процессы и исследовались в общей психологии в определенной временной перспективе и в динамике, т. е., по крайней мере, в аспекте микроразвития. С другой стороны, уже давно (с начала XX в.) выделившаяся в особую область возрастная психология изучает макроразвитие, т. е. возрастные изменения в психике человека в течение его жизни. Правда, при этом акцент всегда ставился на изучении генезиса психики, т. е. на возникновении и становлении психических функций, процессов и свойств личности в основном до их взрослого состояния. Поэтому в возрастной психологии долгое время явно преобладала проблематика изучения детства и юношества по сравнению с менее интенсивно исследовавшимися зрелостью и тем более старостью человека. Это нашло свое отражение в формировании в начале XX в. педологии как комплексной дисциплины, всесторонне изучающей развитие ребенка средствами психологии и смежных с ней наук о человеке. Как это ни парадоксально, но факт, что аналогичная комплексная наука о старости (геронтология) оформилась в самостоятельную дисциплину значительно раньше, чем акмеология. Акмеология также является интегративной наукой, но уже о зрелости человека – возрастной, личностной, социальной – и развитии его профессионализма и творчества. Казалось бы, психологическое знание именно этих аспектов зрелости взрослого, работающего человека как наиболее социально активного элемента социума должно было бы в не меньшей мере (а может быть, и в первую очередь) интересовать общество, чем их онтогенез в детстве, изучаемый педологией. Однако логика развития наук о человеке такова, что в начале XX в. оформились те области психологии, которые обеспечивали социальный заказ на обслуживание общественной практики общего (дошкольного и школьного) образования. Это привело к тому, что в психологическом изучении проблематики развития доминировали сначала вопросы детской и педагогической психологии и лишь затем взрослой и профессиональной. Чем же объясняется проявившийся лишь в конце XX в. интерес к психологии развития человека в целом и к изучению его зрелости, в частности акмеологией? Именно в этот период особую остроту приобретает социальная потребность в специалистах различного профиля в сфере управления, менеджмента, социальной работы с высоким уровнем профессионализма и мастерства, изучаемых акмеологией. Поэтому недостаточно обеспечивать получение детьми общего образования: его необходимо рассматривать также и как профессионально-предстартовое обучение, т. е. в контексте не только возрастного и образовательного развития, но также социального и профессионального. Более того, в связи с ростом продолжительности жизни в развитых странах возник социальный заказ на реализацию трудовых потребностей, ресурсов, профессионального и жизненного опыта пожилых людей, чем и объясняется интерес к геронтологии, изучающей постпрофессиональное развитие человека стареющего. Таким образом, в последней трети XX в. не только обострился социальный заказ на психологическое изучение развития человека как целостного макропроцесса (включающего детство, зрелость, старость), но и сложились дополнительные научные предпосылки для этого в виде завершения формирования комплексных, базирующихся на психологии дисциплин, их изучающих, – педологии, акмеологии, геронтологии. Более того, в связи с наметившейся в последней трети XX в. переориентацией обучения на непрерывное образование человека на всех возрастных ступенях (т. е. детства, юности, зрелости, старости) помимо традиционной педагогики, обслуживающей школьное обучение, можно ставить вопрос о создании науки о юности – ювенологии. Ювенология изучает развитие человека в юношеском возрасте в процессе личностного самоопределения и формирования его социально ориентированного мышления, и специальной прикладной дисциплины – ювеногогики, обслуживающей процессы социализации и образования юношей и девушек. Необходимо также констатировать формирование андрагогики профессионального образования взрослых обучащихся. При этом возникает вопрос о создании геронтогогики, призванной обучать стареющих людей адаптации (в том числе постпрофессиональной) к старости и к их развитию в процессе старения. Тем самым социальная потребность научного обеспечения педагогикой, ювеногогикой, андрагогикой, геронтогогикой все расширяющейся практики непрерывного образования – как общекультурного, так и специально профессионального – также создает дополнительные прикладные предпосылки для оформления психологии развития, целостно изучающей психологические изменения человека в основные периоды его жизнедеятельности в детстве, юности, зрелости, старости во взаимодействии с акмеологией. Итак, проведенный анализ показал тесные и многообразные связи акмеологии с другими науками о человеке. Каким же образом эти связи влияют на конкретные акмеологические исследования? Естественно, что знания, полученные в смежных науках, учитываются в отдельных акмеологических исследованиях и разработках по-разному, в зависимости от их конкретных задач и концептуально-методических средств решения. При этом эффективность переноса смежных знаний в результативную ткань того или иного акмеологического исследования определяется конструктивными возможностями их предметно-методологической состыковки. Эти возможности во многом производны от методологической "оснастки" того исследовательного подхода, который полагается в основу проведения конкретной акмеологической разработки. Рассмотрим возможности состыковки смежных знаний и пути реализации связей акмеологии с другими науками о человеке на примере предлагаемого нами (И.Н.Семенов, 1993) рефлексивно-акмеологического подхода к анализу проблемы развития профессионально-творческого мастерства. В качестве базовых выделяются такие аспекты акмеологического подхода, как возрастной, образовательный, профессиональный. Они в качестве исходной фоновой биосоциальности задают объективное пространство для проявления активности субъекта в направлении культивирования своего профессионального мастерства. В этой активности выделяются следующие производные (относительно базовых) акмеологические аспекты субъективного пространства реализации акмеологических возможностей: креативный, экзистенциальный, культуральный. Системообразующим фактором относительно взаимодействия всей категориальной системы как базальных, так и производных от них акмеологических аспектов выступает рефлексивность мастерства. Таким образом, онтологическая специфика акмеологичности образуется взаимодействием таких категориально квалифицируемых сущностей, как биологичность, социальность, активность и рефлексивность мастерства человека. Акцент на их доминирование определяется задачами конкретных акмеологических исследований, которые носят комплексный характер. Поэтому факты и закономерности, обнаруженные в результате этих исследований, должны трактоваться с системных позиций более функционально. Это означает, что лишь в результате конкретных акмеологических исследований можно установить, какая именно будет доминация у исследуемого профессионала. Если, например, возрастная, то будет ли там наблюдаться развитие, скажем, по андрагогическому или ге-ронтологическому типу. Важно установить при этом, каков удельный вес педагогического и профессионального аспектов и насколько много в этом случае репродуктивных и продуктивных моментов, насколько мощна профессиональная рефлексия, которая обеспечивает достижение высших ступеней мастерства и преодоление шаблонных стереотипов. Необходимо выяснить, насколько профессиональное развитие ведет за собой экзистенциально-личностное, или наоборот, личностное развитие является всего лишь побочным продуктом профессионального. Здесь могут быть самые разные сочетания, поэтому подчеркнем, что типологический подход также является методологическим принципом для акмеологических исследований и разработок. |