Главная страница
Навигация по странице:

  • Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)

  • Принцип субъекта деятельности.

  • Акмеология _под ред. Деркача А.А._2004. Акмеология _под ред. Деркача А.А. Научноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации


    Скачать 3.41 Mb.
    НазваниеНаучноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
    АнкорАкмеология _под ред. Деркача А.А._2004.doc
    Дата29.01.2017
    Размер3.41 Mb.
    Формат файлаdoc
    Имя файлаАкмеология _под ред. Деркача А.А._2004.doc
    ТипДокументы
    #1115
    страница6 из 44
    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44
    Принцип гуманизма. Последним из методологических принципов, которые составляют базис акмеологии, является принцип гуманизма. В самом кратком виде раскрывая общее философско-методологическое содержание этого основополагающего в развитии человека принципа (в силу его многоаспектное, исторической изменчивости и других причин), можно указать на то, что первоначально обществом была выработана сама категория идеала или ценности как пользы, интереса, цели, а затем уже разрабатывается понимание человека как стремящегося достигать эти цели. Последняя идея вызрела под влиянием слишком резко обозначившегося противоречия между реальностью и идеальным, социальной жесткостью, угнетением, страдательностью человека и идеалами, заключенными в ценностях. Поэтому человек предстает не только как "носитель" ценностей, но и как борец с противодействием двух сил реальности и идеала. Кант сумел выделить эту нравственную способность человека подняться над миром необходимости, жестокости, стихийности и самому определить свое поведение по высшим законам человечества. Современный экзистенциализм, прежде всего в лице М. Хайдеггера, изобразил эту альтернативу уже не как умозрительную абстракцию, а как жизненное состояние конкретного человека, реальность бытия которого заключается в одиночестве, заброшенности, тревоге и в подобных переживаниях. Экзистенциализм заземлил нравственную проблематику на обыденную жизнь, отойдя от высоких абстракций добра и зла. Но он, скорее, констатировал положение дел, не предложив ключ к решению. В скрытом виде он наметил проблему как сохранить идеалы и тем более способность бороться за них перед лицом становящейся все более мелкой, обыденной, незначительной, неподлинной жизни.

    Эта едва намеченная в экзистенциализме проблема высвечивается, когда удается сопоставить экзистенциализм как обыденную философию жизни и психоанализ как психотерапевтическую практику, понимание человека в психотерапии как пациента. Значит ли это, что проблема перевернулась, что вопрос заключается не в том, чтобы следовать идеалам вопреки трудностям жизни, а в том, чтобы найти психотерапевта (и средство) для того, чтобы выпутаться из этих трудностей (уже не зла, не несправедливостей, о чем толковала героическая философская мысль), а жизненных "дрязг" и "проблем".

    Однако видно, что психотерапевт оперирует уже не идеалами и ценностями, а технологиями, методиками, посредством которых он совершает в конечном счете неизвестные манипуляции с личностью пациента, хотя он как будто бы и назывался субъектом. Стоит заметить, что здесь имеет место парадигма, противоположная субъектной: не сам человек преодолевает свое несовершенство, трудности жизни, а с помощью другого лица, по существу, он пациент, объект. Насколько удается психотерапевту восстановить эту целостную способность быть субъектом, невозможно судить в случае отсутствия фактических данных об эффективности психотерапии. Скорее очевидно другое - для человека, обладающего средствами в западном и американском обществе, психотерапевт становится спутником в сервисной составляющей жизни, без которой он уже не может обойтись.

    Поэтому не случайно, что наиболее актуальными в современной психологии стали исследования оптимизма-пессимизма, счастья, т. е. психологической способности-неспособности человека верить в лучшее будущее, а тем самым в идеалы и ценности, а также исследования проблемы укорененности оптимизма-счастья в самой личности (как ее имманентного свойства) или их связи с жизненным путем, его благополучием-неблагополучием.

    Самым существенным является то, что акмеология, в отличие от идеологии, вколачивавшей ценности в сознание людей, является наукой о личности, и потому она может предложить и предлагает людям ряд понятий, целую совокупность ориентиров, проблем, на почве которых могли бы заново произрасти ценности. Не опасаясь обвинений в декларации индивидуализма, акмеология ориентирует личность, обращая ее внимание на нее самое, на ее "Я", на ее личную жизнь, т. е. на все то, что было отчуждено в эпоху тоталитаризма.

    Например, почему, будучи наукой об идеалах развития человека, акмеология вводит в число основополагающих понятий понятие "индивида"? Потому что человеку необходимо вернуть осознание ценности его здоровья, заботу о своей работоспособности, представление о пропорциональных или вредных организму нагрузках, т. е. начать с воссоздания в реальности через сознание личности истонченной жизненной почвы. Напоминая высказывание Б.Г. Ананьева, отметим, что он заботился не только об образованности и навыках человека, но и о подготовленности к жизни в смысле едва ли не главной проблемы сил физических, жизненных, а так же эмоциональных, личностных. Поэтому принцип ценности для акмеологии совпадает с принципом гуманизма и заключается в приоритете не абстрактных за пределами жизни человека достижимых ценностях, а ценностей его собственной личности, ее здоровья, оптимизма, трудоспособности. Эти ценности, как очевидно, не нужно связывать с пустой формулой о гармоничности развития, как они связывались недавно.

    Но восстановление ценности самой личности, ее достоинства и духовности (уже не только здоровья) также приходится начинать не с сознания, не с ценностных абстракций, а с восстановления ценностно-эмоциональных основ личности, прежде всего в сфере воспитания. Задача гуманизации педагогического воздействия, по мнению В.А. Пономаренко, на личность ребенка в том, чтобы научить страдать его совесть, научить его страдать от чужой боли, научить его радоваться от победы над собой и уважать смирение. Это есть задача воссоздания "живой этики добродетели"*.

    *Пономаренко В.А. Психология духовности профессионала. – М.: Па и КМ, 1997
    Как же может быть воссоздан пласт духовности взрослой личности? Ответ на этот вопрос уже нащупывается акмеологами и психологами. Частично ответ на этот вопрос дается самой жизнью, ее ситуациями, в которых подвергаются испытанию самые высшие ценности личности. Именно поэтому важна направленность акмеологии на анализ жизненных противоречий и на способы их решения, и на выводы, которые делает человек, и на то, что становится с ним через преодоление трудностей. "С чем человек приходит в этот мир, что он созидает в нем и что оставляет, уходя? Ответы на эти вопросы, по существу, определяют координаты человеческой жизни. Однако они не охватывают своими определениями того, что претерпевает в этой жизни человек, что он преодолевает и что побеждает”,- писал С.Л.Рубинштейн в своих дневниках-комментариях к последнему труду своей жизни "Человек и мир", который фактически является трудом не только по философской антропологии и онтологии, но и акмеологии. Эти слова могли бы стать программой, основанием для обобщения акмеологами жизненных ситуаций и способов их разрешения людьми. Л.И.Анцыферова, обобщив всю мировую психологическую литературу, посвященную проблеме трудных и кризисных жизненных ситуаций, выделила целый ряд стратегий, которые назвала стратегиями "совпадения" личности с жизненными трудностями. Но кроме трудных, критических и пограничных, в жизни человека есть ряд жизненных ситуаций, когда он способен при поддержке внешних и внутренних условий ценностно изменить самого себя или ценностно-духовно поддержать другого человека, укрепить своим отношением его человеческую сущность, просветив в нем для него самого то лучшее, сильное, доброе, что есть в нем, но не видится им самим в данных обстоятельствах. Об этом укреплении сущности другого человека как о любви, как о гуманизме высшего рода также писал в своей книге С.Л.Рубинштейн.

    Таким образом, принципы ценности и гуманизма направлены на три варианта поддержки личности: 1) путем признания ее качества как субъекта и ее способности самостоятельно разрешать жизненные противоречия; 2) на "раскрепощение", актуализацию ее интеллектуальных возможностей, ее сознания как способов, владение которыми дает возможность личности оптимально разрешать противоречия; 3) путем моделирования для личности более естественных или искусственных ситуаций, в которых она поднимается на новый уровень раскрытия своих возможностей. Задачи акмеологии во всех трех направлениях заключаются не в том, чтобы развить человека только до уровня, требуемого обществом или трудом (как рабочей силы), или до степени, которую он устанавливает сам (до индивидуальности), но и ради него самого как такового. Гуманистическая задача акмеологии состоит в том, чтобы содействовать подлинности жизни человека, полноте его самореализации.
    Конкретные методологические принципы исследования в акмеологии (субъекта деятельности, жизнедеятельности, потенциального и актуального, операционально-технологический, обратной связи)
    Принцип субъекта деятельности. Конкретное содержание и смысл принципа личности для акмеологии раскрывается сравнительно с его пониманием в психологии. С.Л. Рубинштейн, выдвинув личностный принцип, противопоставил его психологии функционализма, раздробляющей человека на изолированные психические функции, способности и состояния. В.Н. Мясищев также последовательно, как и С.Л. Рубинштейн, реализовывал этот принцип в своих трудах. Нужно отметить, что реализация этого принципа в психологии еще продолжается, не закончена: с большим трудом удается вскрывать собственный личностный характер процессов восприятия, памяти, мышления, хотя на этом пути уже сделаны значительные шаги. В акмеологии личность рассматривается в своем развивающемся, функционирующем состоянии: в этом особенность личностного принципа в акмеологии. Неотъемлемая особенность этого принципа состоит и в том, что, функционируя, личность "вписывается" в другие системы жизнедеятельности в целом – деятельности, общения, познания. Поэтому данная особенность личностного принципа заключается в том, что функционирование личности должно осуществляться в качестве и по критериям каждой из обозначенных систем. Если это система профессии, акмеологию интересует личность профессионала, более конкретно – личность управленца, менеджера, госслужащего. Акмеология рассматривает личность одновременно в психологическом качестве и социально профессиональном с точки зрения оптимальности согласования их друг с другом.

    Далее, если в психологии личность рассматривается в развитии, имеющем поступательные стадии, то в акмеологии личность рассматривается в целенаправленном, прогрессивном, восходящем развитии. Развитие личности в акмеологии учитывается и в стадиально-возрастном качестве, и в функционально-деятельном (профессиональном – развитие в профессии, становление профессионалом), и в ситуативном (развитие личности в трудных ситуациях, содержащих противоречие, или ситуациях, требующих позитивного влияния, решающего, оптимизирующего ситуацию воздействия). Развитие личности в акмеологии рассматривается как процесс, имеющий, с одной стороны, детерминацию – субъекта (внутренняя детерминация) и акмеолога, а с другой – реализуемых им средств поддержки личности (внешняя детерминация). Суть проблемы заключается в установлении гармонизации этих детерминант, их согласовании.

    В отличие от общего субъектного принципа, субъектно-деятельностный подход, развиваемый Б.Г. Ананьевым, К.А. Абульхановой-Славской, А.В. Брушлинским, А.А. Деркачем, Е.А. Климовым, В.Д. Шадриковым и др., образует связывающий общую и профессиональную акмеологию принцип. С одной стороны, в нем воплощена общая парадигма акмеологии. Если общее понимание субъекта дает личности ориентацию на идеал, то конкретное понимание субъекта деятельности раскрывает психологические и акмеологические механизмы реального достижения оптимума в профессии, раскрывает принципы саморегуляции и самоорганизации, присущие субъекту.

    Принцип субъекта деятельности получил многократную и многоуровневую конкретизацию в психологии. Идя от определения педагогической системы и ее функциональных компонентов, разработанных Н.В. Кузьминой, А.А. Деркач выделил в деятельности (уже не только педагогической) ее принципиальные функциональные макрокомпоненты: гностический, состоящий в используемой системе знаний и способности к операциональному, продуктивному применению их в деятельности; проектировочный, который связан с целевым характером деятельности, но в психологии описывался скорее только через философскую систему цели, средства, результата. Представление А.А. Деркача о проектировочном компоненте позволило гораздо более конкретно связать способы осуществления деятельности с предполагаемыми ее этапами, событиями, уровнями осуществления и т. д.

    В числе компонентов А.А. Деркач включил конструктивный, в понимание которого уже была заложена суть акмеологического подхода: конструктивность дает оптимизацию системы деятельности и способа деятельности субъекта, она исключает стихийный, случайный характер деятельности, минимизирует ошибки и "отказы", снижает "цену" осуществления деятельности. В трактовке конструктивного компонента был извлечен урок и принципиальный вывод из оптимального и ошибочного опыта всей инженерной психологии.

    Организаторский компонент деятельности выражал методологическую тенденцию сближения понятий "деятельности" и "организации", которая уже наметилась в теории управления. Он одновременно указывает и на задачу упорядочивания всех составляющих, всех звеньев деятельности, и на связь прогнозирующего, проектирующего, т. е. интеллектуального способа организации деятельности с практическим осуществлением. Впервые в психологической науке было преодолено отождествление теоретической и практической деятельности, которое было оправдано лишь в рамках философского определения, раскрыта их специфика, способы связи, практически реальная, онтологическая сущность деятельности. Причем даже если в некоторых работах практический компонент деятельности трактовался как исполнительский, то он фактически рассматривался лишь как реализация когнитивного, интеллектуального. Вводя понятие "организаторский", А.А. Деркач выделил радикальную, существенную задачу, которая решается именно на практическом уровне осуществления деятельности. Наконец, выделенный им коммуникативный компонент соответствовал нарастающему в психологии осознанию того, что деятельность это не только деятельность индивидуального субъекта, но и носит совместный кооперативный характер.

    К.А. Абульханова, разработав на основе идей С.Л. Рубинштейна общеметодологическое понимание категории субъекта и раскрыв ее ключевое значение для психологии, конкретизировала принцип субъекта деятельности. Во-первых, субъект деятельности – это новое, преобразованное качество личности, которое означает полную перестройку всей системы ее психической организации, а не только включение способностей, целей и соответствие ее потребностям. Это качество субъекта возникает через разрешение противоречия между наличными возможностями, особенностями, притязаниями, мотивами личности и требованиями деятельности, предъявляемыми обществом к ее исполнителю. Если на первых этапах развития принципа единства сознания и деятельности подчеркивался преимущественно творческий, инициируемый самой личностью ее характер и только такая деятельность считалась предметом изучения психологии (А.В. Брушлинский), то, как говорилось, осмысление реальности привело не только к ограничению этой оптимистической формулы, но и к пониманию того, что и не личность задает деятельность, и не деятельность задает личность, а субъект деятельности находит соотношение внешней и внутренней детерминаций, необходимости и свободы, регламентации, нормативности, стандартизации и индивидуализации. Функция субъекта заключается в разрешении этого противоречия в настоящей (в данный момент осуществляемой) деятельности и на протяжении всей своей деятельностно-профессиональной жизни. "Став субъектом, – пишет К.А. Абульханова-Славская, – личность вырабатывает индивидуальный способ организации деятельности. Этот способ отвечает качествам личности, ее отношению к деятельности (целеполаганию, мотивации) и требованиям, объективным характеристикам именно данного вида деятельности. Способ деятельности есть более или менее оптимальный интеграл, композиция этих основных параметров. Субъект является интегрирующей, централизующей, координирующей инстанцией деятельности. Он согласует всю систему своих индивидных, психофизиологических, психических и, наконец, личностных возможностей, особенностей с условиями и требованиями деятельности не парциально, а целостным образом". "Личность в качестве субъекта, – отмечает она, – осуществляет регуляцию деятельности в настоящем времени". Основным функциональным механизмом такой организации, которая приводит в соответствие события, требования, задачи деятельности, с одной стороны, и личностные возможности, состояния способности – с другой, является механизм саморегуляции. Благодаря саморегуляции купируются негативные состояния (усталости, стресса), приводятся в соответствие наивысшие психические затраты с решающими ключевыми периодами деятельности, деятельность поддерживается то мотивационными, то волевыми механизмами.

    Осуществление деятельности на протяжении времени (как труда, профессии) предполагает выделение не микроструктур, а личностных квантов деятельности. Сюда включается отношение личности к деятельности, отмеченное еще В.Н. Мясищевым, готовность как личностное новообразование, важность которого не только в общепсихологическом, но именно и акмеологическом ключе, подчеркивает и исследует А.А. Деркач. Сюда относятся притязания личности, в которых заключено предвосхищение ожидаемого ею результата деятельности и критерии его оценки, удовлетворенности-неудовлетворенности субъектом полученным результатом. До сих пор в психологии господствовал объективно-социальный подход к оценке результата деятельности, и только в самое последнее время ряд авторов выдвинули понятие субъективно приемлемого результата. Категория субъекта раскрывает смысложизненные и побудительно-смысловые качества личности в ее отношении к деятельности – инициативу и ответственность. Они детально исследованы в работах, осуществленных под руководством К.А. Абульхановой-Славской.

    В свою очередь ответственность определяется как комплексный регулятивный механизм деятельности и одновременно особое деятельное качество личности. Ответственность есть гарантирование личностью сохранения определенного уровня и качества деятельности на протяжении определенного времени, несмотря на непредвиденные трудности.

    В инженерной психологии, психологии труда и теории деятельности были сформулированы ее определения, которые фиксируют качество выполнения деятельности человеком, отвечающие социальным нормативным критериям, надежность, эффективность, энергоемкость и т. д. Были проанализированы способы личностного гарантирования, обеспечения этих параметров, что составило важнейший новый шаг в разработке проблемы профессионально важных характеристик как промежуточного образования между "натуральными" способностями личности и ее качественными, привязанными, приспособленными к осуществлению профессии свойствами. Кроме того, было развито выдвинутое в свое время К.А.Абульхановой понятие "задачи" и "стратегии" деятельности, которые, с одной стороны, раскрывают личностный способ квантования деятельности, значимости выделения не только ее условий, но и требований, и времени, с другой – выстраивание стратегий как программ осуществления деятельности, в которых связаны в логические и устанавливаемые самим субъектом цепи, последовательности различных задач.

    Понятие стратегий пролонгированного осуществления деятельности позволило в целом поднять важнейшую проблему организации субъектом деятельности во времени, которое является первейшим показателем эффективности деятельности, производительности труда.

    В числе важнейших субъектно-личностных характеристик деятельности для акмеологии оказываются понятия "профессионализма", "мастерства" и "компетентности". На первом понятии и его принципиальном системообразующем для акмеологии профессий значении мы остановимся ниже специально. В предварительном порядке можно сказать, что все три понятия имеют вектор, критерий совершенства деятельности, высшего качества и уровня ее осуществления, т. е. напрямую отвечают предмету акмеологии.

    В социологии компетентность выступает как атрибут профессионализма. Компетентность определяется как наиболее доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, сложных связей, отношений, существующих в ней, возможных средств и способов достижения намеченных целей. В теории менеджмента и управления постепенно понятие компетентности слилось с представлением о подготовленности профессионалов к управлению, но не только самой деятельностью, но и сложными системами, социальными отношениями, существующими в них, и привело к выявлению более или менее оптимальных типов управления, которые могут быть выстроены согласно иерархическому принципу по своей оптимальности.

    В системе понятий акмеологии компетентность выступает как качество личности, ставшей подлинным субъектом деятельности и профессии. В представлении о компетентности может быть включено умение личности свободно ориентироваться в сложных условиях профессии, оперировать субъективными и объективными ее составляющими, вводить новые способы осуществления деятельности, технологии.

    Заключая анализ принципа субъекта деятельности в акмеологии, следует сказать, что на его основе она раскрывает пути наиболее полного и удовлетворяющего саму личность самовыражения в профессии, что и является условием творчества, с одной стороны. С другой – он позволяет ей обеспечивать наивысшую социальную, профессиональную эффективность деятельности и кадров различных профессий.

    1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   44


    написать администратору сайта