Акмеология _под ред. Деркача А.А._2004. Акмеология _под ред. Деркача А.А. Научноредакционный совет серии Учебники Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации
Скачать 3.41 Mb.
|
Структура рефлексивно-акмеологического подхода к развитию профессионального мастерства Интенсивно развивающаяся в последнее время во взаимодействии с теорией управления, педагогикой и психологией акмеология существенно меняет акценты в сфере профессиональной подготовки кадров и в системе непрерывного образования. При акмеологическом подходе доминирует проблематика развития творческих способностей профессионалов с учетом различных аспектов подготовки кадров и совершенствования их квалификации. Возрастной аспект направлен на диагностику задатков и способностей средствами педологии (изучающей детей и юношей), андрогогики взрослых (в том числе студентов и профессионалов) и геронтологии (ветеранов труда). Образовательный аспект нацелен на диагностику и развитие знаний и умений в системе общего, профессионального и непрерывного образования. Профессиональный аспект связан с определением возможностей и результатов осуществления трудовой деятельности через выяснение профпригодности, психологической готовности к данному виду труда и степени социальной ответственности за его процесс и результаты. Креативный аспект определяет затрачиваемые усилия и успешность их реализации путем выяснения уровня профессионализма, рефлексивно-инновационного потенциала его совершенствования до степени мастерства и оценки социальной значимости инноваций, полученных в процессе творчества. Рефлексивный аспект (связанный с самосознанием личности как развивающегося "Я" и пониманием партнеров по коммуникации в процессе трудовой деятельности) является системообразующим фактором, обеспечивающим оптимальное взаимодействие выделенных акмеологических аспектов профессионализации человека. Разработанные нами приемы индивидуальной, диалогической и групповой игрорефлексики (М., 1993) позволяют развивать творческие способности взрослых, учащихся, студентов и профессионалов в таких ситуациях, как решения профессионально-творческих задач (М., 1989), так и применения интенсивно-игровых методов формирования рефлексивной культуры (М., 1997) с учетом структурных аспектов акмеологического подхода к подготовке профессионалов на основе рефлексивно-психологической концепции развития творчества, обеспечивающей реализацию в практике профессионального обучения акмеологических образовательных технологий. Современная государственная служба представляет собой сложноорганизованное образование, изучаемое в различных аспектах рядом общественных и гуманитарных наук, в том числе правом, политологией, психологией, акмеологией. Рассмотрим, какую лепту вносят указанные науки в комплексное изучение госслужбы и каким образом она выступает в качестве предмета изучения при их взаимодействии, которое так необходимо для решения практических задач ее научного обеспечения. Логика этого взаимодействия определяется тем, что госслужба как специфический правовой институт и определенная социальная система реализуется в общественной жизни благодаря жизненным усилиям и профессиональной деятельности конкретных индивидов-госслужащих. Причем их функционирование в системе госслужбы во многом опосредовано теми социальными и политическими процессами, которые характерны для общественной жизни в целом и которые рельефнее всего и наиболее персонифицированно проявляются на вершине социальной пирамиды в высших эшелонах власти и политики. Именно здесь наиболее применим идеографический (по своей функции – индивидуализированного анализа) психолого-акмеологический подход к изучению поведения высшей категории госслужащих и политических лидеров с учетом влияния их индивидуальных особенностей на профессиональную управленческую деятельность. В отличие от этого, противоположный полюс анализа составляют массовидные процессы, связанные с реализацией функций многочисленного персонала госслужащих, исполняющего директивы, которые поступают от вышестоящего руководства. Важно подчеркнуть, что в обоих случаях взаимодействие и поведение индивидов-госслужащих регламентировано законами, нормирующими цели, функции, содержание и средства осуществления ими своей профессиональной деятельности в системе госслужбы того или иного уровня (федерального, регионального, местного и т. п.). Именно эта социально-законодательная нормировка и определяет собственно правовой аспект комплексного изучения госслужбы и ее научного обеспечения во взаимодействии с политологией, психологией и акмеологией. Однако реализация социально-законодательных норм в конкретных условиях и ситуациях допускает гораздо больше возможностей и одновременно требует большей ответственности, творческих усилий при осуществлении управленческой, чем исполнительской деятельности. Причем эффективность обоих видов деятельности зависит не только от компетентности специалиста-госслужащего, но и от его мастерства, творческого потенциала, а главное – личностной инициативы и активности его профессионального сознания. Именно эти компоненты профессиональной деятельности составляют психолого-акмеологический аспект изучения госслужбы и ее научного обеспечения во взаимодействии с правом и политологией. Если социально-законодательная нормировка задает правовой базис госслужбы, то психолого-акмеологическое пространство ее функционирования на этом базисе определяется двумя основными векторами профессионального взаимодействия госслужащих: горизонтальным и вертикальным. В первом случае имеют место горизонтально партнерские взаимоотношения госслужащих, принадлежащих к одной и той же команде, а во втором – вертикально подчиненные взаимоотношения между руководителем и исполнителем как внутри команды, так и во всей системе управления в целом. Сущность психолого-акмеологического аспекта заключается в изучении роли человеческого фактора в законодательно-нормированной системе госслужбы. Собственно акмеологая акцентирует внимание на изучении и развитии профессиональной компетентности и творческого мастерства как на основных аспектах человеческого фактора в системе госслужбы, в то время как психология сосредоточивается на таких его компонентах, как психические процессы и состояния, которые присущи индивидам-госслужащим и актуализируются у них при выполнении ими служебных обязанностей, законодательно-нормированных правом. Проведенная нами дифференциация различных аспектов правового, политологического, психологического и акмеологического подходов к изучению госслужбы позволяет теперь перейти к их интеграции в целях построения целостного предмета ее научного обеспечения. Онтологической предпосылкой подобной интеграции является выделение сквозных, базовых категорий, которые бы одновременно, с одной стороны, отражали соответствующие для каждой науки аспекты такой реальности, как человеческий фактор в системе госслужбы, а с другой стороны, взаимодействие которых пронизывало бы основные ситуации ее функционирования. В качестве таковых сквозных понятий, категоризирующих реальность госслужбы (как целостного предмета ее психолого-акмеологического изучения и научного обеспечения при взаимодействии с правом и политологией), целесообразно выделить следующие базовые общепсихологические понятия: поведение, деятельность, общение, сознание. Действительно, во всех сферах госслужбы (изучаемых правом, политологией и акмеологией) социально-профессиональное функционирование индивида-госслужащего осуществляется в актах сознания, деятельности, общения, поведения. Будь то законотворчество или правоотношение в правовой сфере, политическое лидирование или привлечение электората – в политической, развитие компетентности или строительство карьеры – в профессиональной. Разумеется, осуществление этих психических активностей в каждой из указанных сфер имеет свою специфику. Убедиться в этом можно, выявив различия между, например, "законопослушным (или, наоборот, противоправным) поведением", "политическим поведением" и "профессиональным (деловым) поведением", а также "правовой деятельностью", "политической деятельностью", "профессиональной деятельностью" или "правовым общением (взаимоотношением)", "политическим общением (коммуникацией)", "профессиональным общением" и, наконец, "правосознанием", "политическим сознанием", "профессиональным сознанием". Отсюда следует, что общее для всех них содержание – а именно профессионализм – и является той системообразующей связью, которая задает целостность человеческому фактору в системе госслужбы, конституируя тем самым предмет ее психолого-акмеологического изучения и научного обеспечения при взаимодействии с правом и политологией. В самом деле, для обычного гражданина "правосознание" или "политическое сознание" является лишь мировоззренческим элементом его во многом спонтанно функционирующего самосознания. Напротив, именно для госслужащего это "правосознание" выступает одним из основных компонентов его профессионального сознания (наряду с предметными: знаниями, ценностями, смыслами и т. п.). Аналогично обстоит дело и с деятельностью, поведением и общением – все они формируются и реализуются достаточно стихийно и спонтанно по сравнению с жестко нормированной госслужбой, где их функционирование обязательно профессионализируется, и в этом своем качестве они становятся неотъемлемым компонентом профессионализма госслужащего (впрочем, равно как и у любого менеджера) или политика. В связи с этим возникает ключевая (для очерчивания предмета научного изучения госслужбы) проблема: какова же та, схватывающая ее специфику сквозная категория, которая конкретизировала бы понятие профессионализма по отношению именно применительно к госслужащему (исключая, например, близкого к нему по характеру своей управленческой деятельности менеджера). Такой сквозной категорией является понятие "профессиональный менталитет" госслужащего, которое и позволяет очертить целостность человеческого фактора в социально-правовой системе госслужбы и эксплицировать тем самым предмет ее изучения и научного обеспечения в психолого-акмеологическом аспекте при взаимодействии с правом и политологией. В отличие от понятия "профессиональное сознание", которое редуцирует предмет изучения госслужбы до выделения лишь ее психолого-акмеологического аспекта, категория "профессиональный менталитет" интегрирует в себе как указанный аспект, так еще правовой и политологический аспекты госслужбы (причем не редуцируя их до политологии и права). При этом структура профессионального менталитета госслужащих может быть представлена взаимодействием различных уровней: акмеологического, концептуального, технологического, рефлексивного, коммуникативного, информационного. Так, на акмеологическом уровне – через формирование системы профессиональных ценностей госслужащего обеспечивается его идентификация с менталитетом российского общества, его культурой и государственностью, строящейся на гуманистических, демократических и правовых принципах, которые реализуются посредством конкретных ценностных ориентации, поведения и деятельности, адекватных условиям принятия и исполнения управленческих решений. На концептуальном уровне эта идентификация происходит через формирование системы профессиональных представлений о целях, содержании, формах и средствах осуществляемой управленческой и исполнительской деятельности (или поведения), задаваемой как ее социально-правовой нормировкой, так и научно-методическим и материально-информационным обеспечением. На технологическом уровне через формирование системы профессиональных способов осуществления выполняемой деятельности (или поведения) обеспечивается последовательная реализация конкретных шагов (действий) по достижению ее целей, принятых решений и т. п. На рефлексивном уровне – через формирование системы профессиональных аналитических, критических, прогностических и организационных процедур обеспечивается целостное осмысление, контролирование, регуляция и самосовершенствование осуществляемой деятельности (поведения) для оптимизации процесса ее выполнения и интерпретации полученных результатов. На коммуникативном уровне через формирование системы профессиональных коммуникаций достигается обеспечение непосредственной презентации и понимания (принятия) результатов, осуществление деятельности (поведения) партнерами по ее выполнению или потребителями ее продуктов. На информационном уровне через формирование системы профессиональной документации и др. – обеспечение (посредством печати, факсов, компьютеров) фиксации, обоснования и трансляции информации о продуктивности и значимости результатов осуществленной деятельности (поведения) для специалистов данного профиля в системе госслужбы. Системообразующим фактором взаимодействия указанных уровней, образующих структуру "профессионального менталитета госслужащих", выступает его центральный – рефлексивный – уровень, обеспечивающий взаимосвязь всех остальных уровней и их интеграцию в оптимально функционирующий ансамбль различных аспектов человеческого фактора такой социально-правовой системы, каковой является государственная служба. В заключение необходимо отметить, что дальнейшая разработка предложенной здесь нами рефлексивно-акмеологической концепции профессионального менталитета госслужащего как целостного предмета изучения и научного обеспечения эффективности госслужбы предполагает изучение этого менталитета, с одной стороны, как специфической формы социально-профессионального мышления, а с другой стороны – социально-деятельностно ориентированной рефлексии как рефлексивно-профессиональной культуры. В современной психологии и акмеологии имеется богатый и конструктивный арсенал концепций и методов изучения и развития выделенных нами уровневых аспектов профессионального менталитета госслужащего. Эти методы позволяют диагностировать, корректировать и активизировать такие элементы, как ценностные ориентации, мотивация, самооценка, самоанализ, рефлексия, социальное мышление, акмеологичность личностного, профессионального и социального роста, акмеограммы и продуктивные алгоритмы профессиональной деятельности, стратегии профессионального самосовершенствования, профессиональная, рефлексивная, коммуникативная компетентность и т. п. Одной из конструктивных задач конкретных акмеологических исследований является интеграция указанных методов в систему эффективных методических средств диагностики и развития профессионального менталитета госслужащих. Резюме Одной из основных свойств бытия человека является акмеологичность его жизнедеятельности. Акмеологичность является онтологическим атрибутом бытия живых организмов и социальных систем, в том числе человека и групп (коллективов) людей. Современная акмеология развивается в контексте взаимодействия естественных, общественных и технических наук. Это взаимодействие выражается во взаимосвязи естественно-научной, общественно-гуманитарной и технологической научно-методологических ориентаций. Развитие акмеологии опосредствовано ее взаимосвязями с человекознанием, обществознанием и естествознанием. Важное значение для акмеологии имеют ее генетические взаимосвязи с философией, общей психологией, психологией развития, конфликтологией, правом, политологией, педагогикой и другими общественно-гуманитарными науками. Рефлексия взаимодействия понятий, моделей и методов взаимосвязанных с акмеологией наук необходима для эффективности конкретных исследований, ведущихся в рамках акмеологического подхода, в частности, при изучении профессионализма, профессионального мастерства, менталитета и других аспектов акмеологичности человека. Список литературы Семенов И.Н. Акмеология – новое направление комплексных исследований в современном человекознании // Общественные науки и современность. 1998. № 3. Акмеология, политология, педагогика социального развития и управления / Отв. ред. Т.С. Болховитина, И.Н. Семенов. М.; Брянск, 2001. Деркач А. А., Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Психолого-акмеологические основы изучения и развития рефлексивной культуры госслужащих. М., 1998. Семенов И.Н. Методологические проблемы гуманитаризации непрерывного образования на основе рефлексивно-акмеологического подхода // Инновационная деятельность в образовании. 1994. № 1. Семенов И.Н., Степанов С. Ю. Типы взаимодействия наук и методологические ориентации психологии творчества и рефлексии // Наука о человеке. М., 1989. © Семенов И.Н., 2002 3. Задачи акмеологии План 1. Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости. Прослеживание зависимостей между индивидными, личностными и субъектными характеристиками взрослого человека и особенностями его формирования и развития на предшествующих его взрослости этапах, а также воздействия на них его собственного жизнетворчества. 2. Выявление микро- и макрооптимумов (или макро- и микроакме), достигаемых людьми в их индивидном, личностном и субъектном развитии, и прослеживание и определение их общих, особенных и единичных характеристик. 3. Изучение процесса овладения человеком профессией и достижение в ней мастерства как одной из форм его "акме". Выявление общего, особенного и единичного в профессионализме и путях его достижения у людей, занятых в разных сферах деятельности. Теоретическое обоснование и практическая разработка технологий, оптимизирующих процесс формирования и развития профессионализма у людей, представляющих различные сферы труда. 4. Прослеживание общего, особенного и единичного в достижении малыми и большими общностями своих "акме" и описание и классификация основных характеристик этих "акме". Создание методического инструментария, позволяющего выявлять объективные и субъективные предпосылки достижения человеком и малыми и большими общностями людей "акме", а также определять главные особенности этих "акме". Ключевые слова: взрослость, развитие, индивидные, личностные и субъектные характеристики, "акме", профессионализм. – взрослость – возрастная ступень в жизни человека, начало которой чаще всего относят к 18 – 20 годам; – развитие – необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов; – индивидные характеристики – состояние организма человека в целом и каждого его органа, а также их функционирование при сравнении с нормой; – личностные характеристики – сформировавшиеся у человека отношения к разным сторонам действительности, включая его самого; – субъектные характеристики – все качества человека, от которых зависит осуществление им деятельности; -"акме"; – профессионализм – устойчиво успешный по получаемым результатам высокий уровень решения задач, составляющих содержание деятельности специалиста в той или иной области труда. Комплексное изучение развития человека на ступени взрослости Акмеология, как было сказано выше, изучает феноменологию, закономерности и механизмы развития человека на ступени его взрослости и особенно при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, означающего обычно сформированность у него качества зрелости. Ступень зрелости человека и так называемая вершина этой зрелости, или, как ее еще называют, акме, – это многомерное состояние человека, которое хотя и охватывает значительный по временной протяженности этап его жизни и всегда показывает, насколько он состоялся как гражданин, как специалист-труженик в какой-то определенной области деятельности, как бедная или богатая своими связями с окружающей действительностью личность, как супруг, родитель, но вместе с тем никогда не является статичным образованием и, наоборот, отличается большей или меньшей вариативностью и изменчивостью. Как правило, постоянно несет типичные характеристики и претерпевает перестройку в рамках параметров зрелости компонент, относящийся к физическому состоянию человека. И такое же подвижное единство содержательной специфики и формы ее выражения может быть всегда прослежено у человека на этапе зрелости, когда он проявляет себя и как гражданин, и как личность, и как субъект деятельности, и как супруг, и как родитель. Ясно, чтобы целостно понять человека как "владельца", как "носителя" всех этих его "ипостасей", осмыслить всю сложность зависимостей между ними, необходимо сведение в единую картину результатов изучения зрелого человека, полученных в исследованиях, проведенных с позиций разных наук. Интеграция данных, получаемых при таком подходе к изучению человека, – процесс необычайно трудный и потребовавший создания особой методологии, а также техники их научно-корректного сопряжения друг с другом. Последовательная опора на них позволила установить, что физическая зрелость человека, его психическая зрелость, находящая выражение в сформированности его ума, чувств, воли, его личностная зрелость, которая, конечно, зависима от интеллекта и воли, но главным образом все-таки проявляется в его отношениях, его зрелость как субъекта, обнаруживающаяся прежде всего в способностях, связаны друг с другом самым тесным образом. Вместе с тем оказывается, что, как правило, не происходит фронтально одновременного достижения ступени зрелости всеми блоками образований, в которых человек выступает как индивид (живой организм), как личность и как субъект деятельностей, и дальше, уже на ступени самой зрелости, у человека наблюдаются тоже разные темпы протекания изменений в названных образованьях. Время выхода на уровень "акме" человека как индивида, как личности и как субъекта творческой деятельности очень часто не совпадает, или можно говорить лишь об относительном совпадении. Акмеология всесторонне освещает особенности этой важнейшей ступени, которую проходит человек в своем развитии, – ступени зрелости. Она определяет сходное и различное в ней у разных людей и в таком же ключе проясняет у них своеобразие действия факторов, которые обусловливают индивидуальную картину зрелости. И, конечно, существеннейшее место в этих акмеологических работах занимает прослеживание характера взаимовлияний свойств и качеств "физической" и "духовной" "субстанций" человека. Состояние зрелости не появляется у человека неожиданно и сразу. На него и на то, какое оно, "работает" вся предшествующая жизнь человека. Не только от природной предрасположенности, но и от уже прожитой жизни в большей мере зависит, с каким запасом физической прочности подойдет человек к ступени зрелости, какие ценностные ориентации и отношения составят ядро его личности и какие способности, а также какой запас знаний, умений, навыков будут характеризовать его как субъекта деятельности, когда он станет взрослым. При переходе на ступень зрелости здоровье человека может быть близко к норме, а может быть отягощено хроническими заболеваниями. Актуализирующиеся у него побуждения могут соответствовать сути общечеловеческих ценностей, или же за ними могут стоять псевдоценности. И в видах деятельности, от которых зависит его существование, он может оказаться беспомощным, не по возрасту инфантильным или, наоборот, продуктивно деятельным не только на репродуктивном, но и на творческом уровне. Выявление микро- и макроакме, достигаемых людьми в индивидном, личностном и субъектном развитии Поэтому следующей задачей, которую решает акмеология, является выяснение характеристик, которые должны быть сформированы у человека в дошкольном детстве, в младшем школьном возрасте, в годы отрочества и юности, чтобы он во всех отношениях смог успешно проявить себя на ступени зрелости. Вместе с тем понятно, что хотя характеристики человека как индивида, как личности и как субъекта деятельности, отмечаемые у него на ступени зрелости, всегда связаны причинно-следственными зависимостями с особенностями его на предыдущих ступенях развития, но одновременно и те, и другие, и третьи всегда оказываются обусловленными общими и частными обстоятельствами, в которых протекала жизнь человека. Поэтому акмеология шаг за шагом прослеживает механизмы и результаты воздействия макро-, мезо-, микросоциумов (государства, общества, учебного и трудового коллективов, семьи и др.) и природных условий на человека, ставя и решая при этом задачу разработки такой стратегии организации его жизни, реализация которой позволила бы ему оптимально во всех отношениях объективировать себя на ступени зрелости. Выше уже говорилось, что характер и уровень проявления у человека индивидных, личностных и субъектных особенностей на всем протяжении ступени зрелости нельзя представлять себе в виде, так сказать, уплощенной равнины. Проходя эту ступень, человек переживает и взлеты и падения. Это относится и к состоянию его здоровья, и к его личностным проявлениям, и к проявлениям им себя в разных видах деятельности. Очень часто внешне незаметные, медленно идущие изменения в организме взрослого человека, в его сознании при познании им окружающей действительности и себя в ней, накоплении опыта общения и при осуществлении деятельности имеют своим следствием больший или меньший подъем в показателях его физического состояния, в социальной значимости его поступков, в продуктивности его деятельности. У одних людей таких заметных скачков в индивидных, личностных, субъектно-деятельностных характеристиках проявлений их существа бывает несколько, у других – всего один. И в них выражается достигнутый человеком высший для него уровень гражданственности, трудоспособности, гуманизма. И этот высший для каждого человека уровень в его развитии, который приходится на какой-то временной отрезок его зрелости, есть его "акме", его вершина. Насколько высокой оказывается эта его "вершина", насколько она содержательно многогранна и богата, насколько социально велики и новаторски оригинальны результаты его деяний при достижении акме, это, конечно, зависит от особенностей жизненного пути, который прошел человек до своего "акме", от социальной, экономической, политической, правовой, социально-психологической ситуации, в которую он попадает, поднявшись на ступень зрелости. Но в не меньшей мере количественно-качественные показатели его "акме" определяются тем, какой у человека образовался кругозор, сформировался общий и специальный интеллект, какое сложилось нравственное ядро, и развивались способности творца. Люди очень отличаются друг от друга умением противостоять неблагоприятным обстоятельствам и вопреки им осуществлять свои замыслы. И их "акме", оцениваемое с учетом конкретных условий его проявления, всегда показывает, чего они стоят как индивиды, как личности и как субъекты деятельности. Сказанное открывает нам следующую группу задач, которые решает акмеология: это научное освещение феноменологии акме, объектирование общего и различного в ней у разных людей, прослеживание в действии факторов, которые определяют качественно-количественные характеристики акме. Последнее фактически означает важность раскрытия закономерностей и механизмов, наличие которых необходимо, чтобы полноценное акме было достигнуто человеком и действительно состоялось. Изучение процесса овладения человеком профессией Помимо рассмотрения развития всей совокупности характеристик человека, в которых находит выражение его зрелость, а в ней его акме, акмеология научно анализирует зрелость и акме более сужено, имея в виду только овладение человеком профессией, достижение им в ней уровня мастерства. Ведь понятно, что постижение сущности профессионализма, видение и понимание путей, ведущих к нему, имеет не только сугубо теоретическое, но и большое практическое значение. В стране огромное число людей, которые подвизаются в политике, экономике, в сфере управления, в науке, во многих других областях деятельности и не являются при этом профессионалами во всем значении этого слова. И суммируясь, такой непрофессионализм ведет к громадным потерям в строительстве государственности, в экономике, во внешней и внутренней политике, в промышленности и в сельском хозяйстве, в управлении ими, в сфере воспитания и образования и во всех других областях жизни общества. Непрофессионализм способствует росту напряженности в межнациональных отношениях, ведет к росту числа межличностных конфликтов и к психологическому дискомфорту в самочувствии людей. Отсюда понятно, насколько актуальна разработка акмеологией круга проблем: "профессионализм и его основные характеристики", "профессионализм и зрелость человека", "пути предотвращения профессиональной деформации", "пути достижения профессионализма"и др. Когда имеется в виду высокий профессионализм человека, то с ним связываются не только яркое развитие способностей, но и глубокие и широкие знания в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, а также нестандартное владение умениями, которые необходимы для успешного выполнения этой деятельности. Конечно, настоящий профессионализм всегда сопрягается с сильной и устойчивой мотивационно-эмоциональной заряженностью на осуществление именно данной деятельности и на достижение в ней уникального, неординарного результата. Естественно, последнего не будет, если у человека не окажется и нужного для его профессионального труда состояния здоровья. В связи со сказанным следующая задача акмеологии состоит в том, чтобы при изучении труда профессионалов экстракласса в разных областях деятельности выделить общее, которое их объединяет, и таким образом научно раскрыть как содержание явления высокого профессионализма, так и соответствующего ему понятия. Настоящий глубокий и широкий профессионализм (об этом свидетельствует овладение им многими выдающимися людьми) не может вырастать у человека из занятий только одной деятельностью, которой он посвятил себя, особенно если эта деятельность сложна по своему характеру. Высокий профессионализм хотя и невозможен без развития у человека специальных способностей, которые как своим содержанием, так и формой были бы тесно притерты к требованиям конкретной деятельности, и без соответствующих этим требованиям знаний и умений, но важнейшим условием достижения такого профессионализма также обязательно является и мощное развитие у человека общих способностей и превращение общечеловеческих ценностей в его собственные ценности, что означает нравственную воспитанность его личности. Таким образом, чтобы хорошо разобраться в наиболее характерных чертах профессионализма, высокий уровень которого становится обычно доступным человеку на ступени зрелости, надо четко видеть непременную связанность составляющих его психических образований со всеми другими блоками свойств, входящих в его личностную и субъектную структуру, рассматриваемую в широком смысле. Из всего сказанного для нас вырисовывается еще одна проблема, относящаяся к компетенции акмеологии, – это зависимости между особенностями профессионализма зрелого человека и другими проявлениями последнего вне сферы профессиональной деятельности. Наблюдения за проявлениями высокого профессионализма в жизни нередко фиксируют остановки в его росте, а иногда и утрату его и также деформацию личности самого профессионала. Описание феноменологии подобных случаев, их классификация, прослеживание причин, их вызывающих, – это тоже задача акмеологии. Далее, если не идти от абстрактных схем, а от жизни, как она есть, то мы не найдем в ней профессионализма "вообще", а будем сталкиваться с профессионализмом людей, проявляемым в конкретных областях деятельности. Впрочем, мы и без специальных напоминаний знаем, что "общее существует лишь в отдельном и через отдельное". Если попытаться назвать эти конкретные области деятельности, в которых наряду с общими чертами профессионализма обнаруживаются в каждом случае и свои специфические черты, то это будут области "человек – живая природа", "человек – общность", "человек – техника и неживая природа", "человек – человек", "человек – знаковые системы", "человек – образы искусства". Различия в объектах деятельности, в задачах, которые приходится решать людям, работающим в каждой из этих областей, несхожесть "технологий", которые надо использовать, чтобы получить высокий результат, который в каждой деятельности свой, – это все, взятое в совокупности, определяет своеобразие содержания и формы профессионализма в каждой из названных областей. Кроме того, надо иметь в виду, что есть отдельные виды деятельности, которые в большей мере находятся на стыке названных областей, а потом, ведь внутри каждой области, просматриваемой как по горизонтали, так и по вертикали, всегда есть рабочие места, посты, должности, предъявляющие не во всем совпадающие требования к занимающим их людям. И, конечно, чтобы по праву быть во всех этих последних случаях в числе подлинных профессионалов, человек должен нести в себе, сформировать у себя соответствующие способности, очень дифференцированно "нажить" конкретный фонд знаний, навыков, умений и научиться его также очень адресно, творчески употреблять. Таким образом, высветилась еще одна многоаспектная проблема, которая вширь и вглубь освещается акмеологией. Вместе с тем как с позиций создания теории названной новой науки, так и в интересах практики возможен и необходим еще один подход к изучению сложнейшего по своим характеристикам явления профессионализма: исследование на разных научных уровнях, сопряженных в единую целостную систему, профессионализма людей, подвизающихся в таких важных, как для общества в целом, так и для каждого отдельного человека, сферах нашей жизни, как экономика, политика, промышленность и сельское хозяйство, идеология, наука, управление, воспитание и образование, военное дело, здравоохранение, культура (в узком смысле), работа правоохранительных органов, деятельность средств массовой информации, спорт, обслуживание. При осмыслении фактического материала, полученного при исследовании профессионалов – мастеров своего дела, работающих в каждой из этих сфер, конечно, будут встречаться характеристики их как индивидов, как личностей, как субъектов, некоторые из особенностей их труда, которые перед этим обнаружатся при описании и классификации профессионалов, и специфичности их деятельности, осуществленных по указанному выше принципу. Но вместе с тем надо суметь увидеть, в какой общий контекст характеристик, часть из которых у профессионала в каждой сфере будет совершенно новой, они впишутся, например, у политика, в отличие от человека, удачно нашедшего себя в сфере идеологии, или у работника сферы воспитания и образования в отличие от человека, подвизающегося на радио или телевидении. И само собой понятно, во всех этих случаях существенно узнать не только, в какой конкретно контекст они вписываются, но и обязательно, с каким значением, так сказать, с каким "весом" они в него вошли. Далее, определяя иерархию качеств в выявившемся контексте, необходимо обязательно устанавливать, какие из них являются незаменимыми у действительно выдающегося профессионала в каждой из названной сфер, а какие из них могут быть без ущерба для деятельности замещены, компенсированы другими качествами. Естественно, что ответы на эти непростые вопросы нельзя искать в отрыве от содержания обозначенных выше сфер деятельности, от конкретных ситуаций, "штатных" и "нештатных", которые в них возникают, от разных форм ресурсов (в широком смысле), которые может использовать профессионал, осуществляя свою деятельность, и еще от целого ряда других факторов. Словом, для акмеологии и по намеченному направлению открывается широкое поле для научных поисков. Без доказательств понятно, что путь к вершинам профессионализма длинен и труден. И понятно также, что любой Мастер в главной для него деятельности неповторим, неважно, токарь это или конструктор самолетов, швея или военачальник, животновод или работник уголовного розыска. Однако последнее не исключает того, что продуманная организация деятельности и отношений ребенка в дошкольном и младшем возрасте, целенаправленное введение подростка в мир профессий, последующие теоретически и практически научно глубоко отработанное и проверенное на эффективность профессиональное образование, если они хорошо сопряжены с общеличностным развитием молодых людей, значительно облегчат их включение в деятельность, которая станет главной в их жизни, и дадут каждому из них возможность искать алгоритм поведения, ведущий к выработке своего индивидуального стиля деятельности и высокому профессионализму. Последнее надо подчеркнуть особо, потому что как не может быть воспитание признано состоявшимся, если у человека не возникает потребность в самовоспитании, так и допрофессиональная и профессиональная подготовка не будут полноценными, если у прошедшего их человека не появится постоянное стремление к профессиональному росту. Из сказанного понятна задача, стоящая перед акмеологами: через проведение комплексных разработок предложить, образно говоря, предельно технологичные стратегию и тактику организации и практического осуществления процесса перевода начинающего свою самостоятельную деятельность специалиста на все более высокие уровни профессионализма. Решение этой очень трудоемкой задачи потребует интеграции в целостную систему результатов конкретно-социологических, конкретно-экономических, педагогических, психофизиологических, психогенетических, возрастно-психологических, социально-психологических, дифференциально-психологических исследований и, разумеется, исследований по психологии труда, связанных с поднятой проблемой. Проведение соотнесения друг с другом получаемых данных и сведение их в систему, как бы это ни было трудно, тоже осуществляет сейчас акмеология. С точки зрения уровня профессионализма может и должен оцениваться не только отдельный человек, работающий в конкретной области труда, но и отличающиеся друг от друга по своей величине и по характеру решаемых ими задач общности, – бригада, экипаж, педагогический коллектив, спортивная команда, труппа театра, кафедра института, префектура, правительство и т. д. И это тоже объект, несущий в себе много проблем, подлежащих научному освещению акмеологией. И наконец, капитальнейшая задача, решаемая в настоящее время акмеологией, – создание методического инструментария, позволяющего выявлять уровень профессионализма, достигнутый как отдельным человеком, так и общностью людей. Как всем понятно, акмеология, входя в нашу жизнь как научная дисциплина, предполагает глубокое освоение ее специалистами, чьей областью труда является организация условий оптимального достижения людьми индивидной, личностной и деятельностной ступеней зрелости и социально ценного и творчески продуктивного проявления каждым из них себя на этой ступени. Поэтому акмеология является одновременно и учебной дисциплиной. Это означает: чтобы в этом качестве она успешно выполнила свою роль, необходимо, помимо глубокого и всестороннего раскрытия предмета акмеологии и ее значения и места в системе наук об обществе и человеке, освещения закономерностей и механизмов, подлежащих изучению акмеологией, а также теоретического и практического значения акмеологии, о чем речь частично выше уже шла, дидактически и методически проработано предложить вниманию изучающих этот предмет слушателей научные характеристики основных параметров и типологий человека как индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности на ступени зрелости и наиболее распространенные варианты достижения или не достижения человеком вершины в своем развитии на этой ступени. Но одной констатации существа этих фактов будет недостаточно, если далее не будет прослежена убедительно вписанная в различные жизненные контексты "логика наживания" той или иной "картины" зрелости и ее конкретных проявлений, а также не обсуждены эффективные – и социально, и психологически конкретные – пути помощи человеку с целью более оптимального проявления им себя как личности и как труженика-творца на ступени зрелости. И конечно, поскольку здесь все время имеется в виду главным образом взрослый человек, изучая акмеологию, постигая этот предмет, мы должны взять на вооружение результативную в практическом отношении "систему" передачи этому взрослому человеку "технологии" движения его самого к более высокому уровню физического здоровья, гражданственности, нравственности и, разумеется, профессионализма в главной для него деятельности. Столь же важно для акмеологии выявление феноменологии, закономереностей и механизмов развития разных типов общностей и целенаправленное использование этих знаний с целью более успешного решения этими общностями стоящих перед ними задач. Резюме Поскольку акмеология, в отличие от многих других наук, стремится не односторонне, а целостно изучать человека в единстве всех его ипостасей, для нее характерно применение комплексного подхода при осуществлении этого изучения. Изучение формирования и развития человека на ступени взрослости и всех проявлений этого процесса акмеология проводит, выявляя и учитывая особенности формирования и развития его индивидных, личностных и субъектных характеристик на предшествующих взрослости возрастных ступенях. Осуществляя такое сопряжение прошлого и настоящего при раскрытии особенностей взрослого человека и при проецировании их развития в будущее, акмеология устанавливает, какие микроакме предваряли достижение им макроакме и были ли они, а если не были, то почему. При проведении этого изучения для акмеологии представляет особую значимость выяснение предпосылок при прохождении человеком своего жизненного пути, которые благоприятствуют формированию его в будущем в профессионала высокого класса. Для акмеологии при продолжении этой линии научного творчества является принципиально важным теоретическое обоснование и практическое создание технологий, обеспечивающих формирование и развитие профессионализма людей, работающих, в частности, в сфере государственной службы. Столь же значимо для акмеологии и проведение аналогичных разработок в отношении общностей, чтобы они с максимальной продуктивностью решали задачи, под которые они создаются. Для успешного разрешения всех этих сложных проблем акмеология, применяя комплексный подход к изучению целостного человека и разных видов общностей, постоянно совершенствует свой методический инструментарий, пополняя его новыми методиками. Список литературы Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. Калуга, 2001. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 1999. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала. М.: РАГС, 2000. Климов Е.А. Субъект как реальность глазами разнотипных профессионалов//Акмеология. 1994. № 1. Маркова А.К. Психология профессионализма. М., 1996. ©Бодалев А.Н., 2002 ©Деркач А.А., 2002 ©Климов Е.А., 2002 |