Главная страница
Навигация по странице:

  • Чарака Самхита

  • Ведах

  • Всемирная организация здравоохранения

  • АЮРВЕДА. Название древней страны Индия греческого происхождения. Оно связано с историей одной из величайших рек на северозападе


    Скачать 26.23 Kb.
    НазваниеНазвание древней страны Индия греческого происхождения. Оно связано с историей одной из величайших рек на северозападе
    Дата16.06.2018
    Размер26.23 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАЮРВЕДА.docx
    ТипДокументы
    #47048

    АЮРВЕДА – ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ ОЗДОРОВЛЕНИЯ
    Название древней страны «Индия» греческого происхождения. Оно связано с историей одной из величайших рек на северо-западе Индостанского субконтинента — Синдху, которую греки называли— Индос. На территории древней Индии располагаются современные государства: Индия, Пакистан, Бангладеш, Бутан.

    Древнюю Индию часто называют страной мудрецов. В этом немалая заслуга врачевателей, слава о которых распространилась далеко за пределами страны. Наибольшую известность принесло искусство врачевания -«аюрведа». Именно в ней сконцентрировались все основные знания о методах оздоровления и медицины Древней Индии.

    Аюрведа – научно-философское направление с четкими и конкретными разработками технологии жизнедеятельности человека. Само понятие «аюрведа» происходит от двух санскритских слов: аюс – «жизнь», «жизненное течение» и веда – «абсолютное сознание». По письменностям Чарака Самхита(трактат по аюрведе): Аюрведа— это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни;о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще. 
    Аюрведа самая древняя из оздоровительных практик индийской медицины, была записана в Ведах, основанная на творениях Санкхья: сан – истина, кхья – знание., объединяющую взгляды на питание, режим, диету и стиль жизни. Вся древняя информация, имеющая непосредственное отношение к медицине, сосредоточилась в одной веде – упаведе. Веды делятся на составные части, каждая из которых раскрывает более узкий отдел медицины. Такригведа, подробно описывает три вида конституции человека (ват, питта, капха), а также рассказывает о применении лекарственных травАтхарваведа содержит важные сведения, касающиеся анатомии, хирургии и физиологии. Аюрведа является подразделом атхарваведы.

    Аюрведа является медицинской системой, в которой человек рассматривается с позиции взаимосвязанности и взаимозависимости всех органов и систем его организма. Представляя собой единое целое, человек и его здоровье интегрируется из взаимодействия внутренних (анатомических особенностей, наследственности, физиологических и биохимических нюансов, нервных и регуляторных систем, психики) и внешних факторов (социальная среда, внешние позитивные и агрессивные механизмы воздействия). Важно понимать, что аюрведа затрагивает в своей философии жизни не столько физический аспект, а соотношение души и тела. 
    Последователи этого течения считают основным смыслом и целью жизни достижение счастья. Само же направление, таким образом, устремлено к достижению этого счастья, его поиску и осознанию. Но счастье понимается не как физические удовольствия, а наслаждение удовлетворяющее потребности души и ума.

    История: Существует версия о божественном, небесном происхождении данного философского учения- посещение нашего мира полубогами и великими мудрецами, наделенными небесными и космическими познаниями. Впервые Аюрведа была высказана Брахмой – создателем Вселенной, отцом всех божеств и главенствующим божеством этого мира. Брахма хотел лучшей судьбы созданной им Вселенной и обитающим в ней живым существам. Поэтому оставил присматривать за ними своего сына – Дакшу Праджапати. Чтобы сам Дакша и его дальнейшее потомство не страдали от болезней и жили долго, творец Брахма и наделил сына священными знаниями аюрведы.

    Действенность учения аюрведы была признана и официальными кругами – в 2002 г. Всемирная организация здравоохранения признала «науку жизни» действенной системой, относящейся к альтернативной медицине. На специально созванной в том же году конференции, проходившей в Нью-Дели, на которой присутствовали такие крупные организации, как общественный Всеиндийский центр поступательного развития и ликвидации бедности а также Российско-индийская федерация по изучению аюрведы, была решена важная проблема касательно применения на практике традиционной древнеиндийской медицины.

    Применение на практике медицинских принципов аюрведы не ограничивается ни географически, ни религиозно, политически или этнически. В современном мире понятия хорошего здоровья у людей, живущих в состоянии постоянного стресса, не соблюдающих ни элементарного режима дня, ни каких-либо диетических принципов, практически не существует. Все эти условия современной жизни и стали причиной возрождения аюрведы. Ежегодно все больше и больше людей принимают для себя основные принципы жизни по системе аюрведы и начинают с помощью учения, практически не имеющего побочных эффектов и противопоказаний, новую жизнь.

    Медицинские учения аюрведы применяют исключительно натуральные природные средства – минералы, лекарственные растения и травы, продукты животного происхождения. По аюрведическому учению, не только человек, но и растения и животные обладают собственными любовью и энергетикой. Такие силы можно раскрыть, если сорвать растение в нужный момент с должными мыслями и эмоциями и важными мантрами. Лекарственные средства, если они приготовлены с позитивным настроем, оказывают феноменально благотворное воздействие на организм человека, даже если и не имеют терапевтического эффекта. При создании аюрведических средств часто применяется так называемая трава ашвагандха (Himalaya Ashvagandha), также ее называют чурна, расаяна, бати. В этом растении высокое содержание оджаса – вещества счастья.

    Также в аюрведической медицине есть твердый запрет на использование любого химического либо искусственно синтезированного материала. Такие строгие требования объясняются тем, что именно природные продукты идеально совместимы на биологическом уровне с тканями человеческого организма. Именно поэтому такие продукты быстро перевариваются, легко усваиваются и обеспечивают надежный эффект без неблагоприятных побочных действий.

    Такие вещества применяются не только при лечении больных, но и для профилактики заболеваний у здоровых пациентов. Если при непосредственном лечении какого-либо заболевания натуральные препараты дают желаемый лечебный эффект, то после приема таких средств в качестве профилактики наблюдается повышение иммунитета, общий подъем тонуса организма.

    Для выделения и сбора активных лекарственных компонентов используется вода и растительное (в редких случаях – животное топленое) масло. Полученные лекарственные препараты применяются либо в виде порошков или таблеток, либо в виде микстур и настоек. Если при изготовлении какого-либо средства необходимо вещество, токсичное в сыром виде, такое сырье уваривается до полного разрушения токсических и ядовитых веществ.

    Один из немаловажных аюрведических принципов – проницательность лекаря, наделенного тонкой интуицией, чувствующего своего пациента. Диагностика заболеваний по «жизненной науке» начинается с исследования врачом анализов больного, измерения его пульса, общего осмотра пациента. Только после этого ставится окончательный диагноз и делаются выводы о методике предстоящего лечения. Объектом лечения является не болезнь, а сам человек, человеческое тело. Во многом успешное лечение зависит от желания пациента выздороветь, очиститься как душой, так и телом, найти гармонию с собой и окружающей средой.

    По аюрведической системе медицины каждому органу соответствует определенная первостихия:

    1) земля – селезенка, желудок;

    2) дерево – желчный пузырь, печень;

    3) огонь – сердце, тонкий кишечник;

    4) металл – легкие, толстый кишечник;

    5) вода – мочевой пузырь, почки.

    При этом наблюдается следующая цепочка взаимосвязи: печень – сердце – селезенка – легкие – почки – печень. Именно по этой схеме начинается заболевание и протекает исцеление. Если система оказывается незамкнутой, заболевание принимают хроническую форму, с трудом поддающуюся лечению.

    В соответствии с аюрведическими учениями каждый человек запрограммирован на долгожительство изначально. Для обозначения долголетия в санскристе применяется специальный термин – диргха айу.  По «Чарака», единственное применение достигнутого долголетия заключается в том, что человек должен потратить дарованное ему свыше время на занятия духовным самосовершенствованием, после которого в конечном счете наступит окончательное освобождение духа.

    Аюрведа говорит о том, что существуют четыре основных цели, ради которых человек должен стремиться к долголетию:

    1) религия – дхарма;

    2) экономическое развитие – артха;

    3) удовлетворение чувств – кама;

    4) освобождение – мокша.

    В современной Индии существует несколько медицинских школ и направлений, при создании которых использовались знания аюрведы. Это такие направления, как собственно аюрведамедицина сиддха (Сиддха распространена среди тех, кто поклоняется Шиве, и применяет в качестве основных средств для борьбы с заболеваниями амулеты, заговоры, заклинания и прочие мистические силы врача-шакти. Распространена на С-З Индии) и медицина юнани (Юнани в качестве основы имеет то же аюрведическое учение, но в сочетании с медицинскими знаниями, пришедшими в Индию из Древней Греции. В медицинской практике в основном применяются эфирные и ароматические масла, вытяжки растений, драгоценные и полудрагоценные камни.Распространена на Юге Индии).
    Аюрведа имеет сложное генеалогическое древо, на котором следует остановиться подробнее.

    Изначально аюрведа включала в себя 8 основных направлений.

    1. Кайа Чикитша (Панчакарма Чикитша) практикует наружную медицину.

    2. Баларога Чикитша (Кумара Тантра) – педиатрия.

    3. Граха Чикитша (Бхутавидйа) – основы психологии.

    4. Уртхванга Чикитша (Шалакйа Тантра) практикует лечение верхнего пояса позвоночника, шеи и головы.

    5. Джара Чикитша (Расаяна Чикитша) практикует гериатрию – омоложение организма и сохранение молодости.

    6. Дамстра Чикитша – токсикология.

    7. Шалйа Чикитша – хирургия.

    8. Вришйа Чикитша (Ваджикарана) – сексопатология (лечение импотенции, бесплодия, увеличение сексуальной силы)

    Современная система аюрведы включает в себя уже 16 ветвей.

    1. Маулика сиддханта, представляющая собой основную концепцию.

    2. Шарира – анатомия и физиология.

    3. Дравйагуна – фармакология.

    4. Бхейшаджакалпана – фармацевтика.

    5. Расашастра, представляющая собой науку о металлах и минералогию.

    6. Нидана – патология и диагностика.

    7. Кайа чикитша – общая медицина.

    8. Свастхавритта – социальная и профилактическая медицина.

    9. Манаса рога (Бхутавидйа) – психиатрия.

    10. Ваджикарана, представляющая собой науку о любви, сексе, увеличении сексуальной силы и т. д., а также о принципах рождения хорошего и здорового потомства.

    11. Агада тантра – токсикология.

    12. Шалйа чикитша – хирургия.

    13. Шалакйа тантра, практикующая лечение органов, расположенных выше плечевого пояса.

    14. Расаяна, представляющая собой науку об омоложении организма.

    15. Каумарабхритйа – педиатрия.

    16. Прасути тантра – акушерство и гинекология.
    В процессе взаимодействия первостихий образуются доши – типы конституции человека. В зависимости от преобладания в теле того или иного первоэлемента выделяют три основные доши или телесные соки: доша вата – телесный воздух, возникающий из-за соединения эфира и воздуха, доша питта-телесный огонь, союз огня и воды, доша капха– телесная вода, объединение земли и воды. При нарушении баланса между дошами образуется общая дисгармония, влекущая за собой заболевания разной тяжести и протяженности. Основная функция доши заключается в поддержки жизнедеятельности, образование и дальнейшее выведение из организма минеральных и органических веществ, психоэмоциональное состояние человека. Доша также отвечает за общий процесс обмена веществ.

    Аюрведа утверждает, что здоровое состояние человека характеризуется балансом отношений между телесными соками (вата-питта-капха), а также наличием пищеварительного огня агнивыработка основных шлаков – мал (мочи, кала и пота) – также находится в норме, ум, сознание и тело согласованы в работе между собой и плодотворно сотрудничают вместе. Нарушение состояния баланса и гармонии ведет к тому, что сбои происходят и во всем организме в целом.

    Болезни в аюрведической системе знаний также классифицируются в зависимости от телесных дош.

    Человек, основная доша которого капха, будет болеть повторяющимися приступами тонзиллита, бронхита и болезнями легких. Недуги питты сводятся к хроническим гастритам, расстройствам желчного пузыря и печени, воспалительным заболеваниям и проблемам с кожей, проявляющимся в виде сыпей и крапивниц. Вата-люди склонны к заболеваниям типа поясничных болей, артрита, паралича различных степеней тяжести, невралгии.

    В соответствии с аюрведическими знаниями тело человека состоит из семи основных тканей, называемых специальным термином дхату:

    1) раса – плазма крови, в которой содержатся полезные и питательные вещества, полученные с пищей;

    2) ракта – кровь, основная функция которой заключается в проведении окислительных процессов в тканях;

    3) мамса – плоть или мышцы, прикрывающие собой для защиты жизненно важные органы, а также участвующие в движении суставов и сообщающие крепость телу;

    4) меда – жир, необходимый для смазки тканей и костей;

    5) астхи – кости, составляющие каркас для опоры тела;

    6) маджджа – нервные волокна, составляющие костный мозг;

    7) шукра – семенная жидкость, необходимая для воспроизводства потомства.

    Знания, содержащиеся в аюрведе, объясняют, что пищеварение протекает не только в кишечнике и желудке, но и в основных семи тканях. Преобразования пищи до тех пор, пока не начнется всасывание питательных веществ через тонкие стенки желудка и кишечника, называются прапак. Следующий процесс, протекающий в основных тканях и жидкостях организма, называется випак. Випак представляет собой последующие пищеварительные стадии, протекающие после всасывания необходимых веществ в кровь.

    Для каждой доши существует идеально соответствующий именно ей вкус – раса. Природа пяти основополагающих первоэлементов, взаимодействующих друг с другом, создает шесть вкусовых ощущений:

    1) сладкий;

    2) кислый;

    3) соленый;

    4) горький;

    5) острый;

    6) вяжущий.

    Одна из рекомендаций Аюрведы направлена на очищение и детоксикацию организма, а также на общее его омоложение, называется панчакарма. Система панчакармы направлена на мягкое, негрубое очищение организма от шлаков, токсинов и загрязняющих организм побочных продуктов пищеварения. Также эта древнеиндийская методика позволяет привести в равновесие и сохранить внутреннюю гармонию.

    Знания Аюрведы советует использовать в методах оздоровления физиотерапии. Фитотерапия помогает снять напряжение и восстановить равновесие, а также улучшить цвет и состояние кожи с помощью индивидуально подобранных трав с успокаивающим и лечебным эффектом. Также фитотерапия с успехом применяется при лечении и предупреждении ожирения и бессонницы.

    Для того чтобы улучшить и тонизировать общий обмен веществ, часто назначают вишеш – особый тип энергичного массажа, характеризующийся повышенным давлением на тело. Существует специальный массаж и для лечения ожирения, кожных высыпаний и угрей, паралича – удварт ханам. Все полезные свойства удварт ханам достигаются за счет интенсивных массажных движений, сопровождающихся втиранием в кожу пациента негустой кашицы из перетертых злаков и масла.

    Для стимуляции и активизации жизненно важных точек, являющихся центром человеческого тела, –марм также может назначаться особый мармический массаж, называемый пинда сведа – массаж всего тела. Такое воздействие на точки проводится сразу четырьмя специалистами, т. е. в восемь рук. При его проведении применяется особое растирание, состоящее из рисовой кашицы с добавлением полезных злаков. Иногда в качестве дополнения к такой процедуре проводится сведана – заключение пациента на определенное время в паровую камеру, при таком двойном воздействии на организм под действием пара из пор вместе с потом высвобождаются токсины и ядовитые вещества, копившиеся в человеческом теле.

    После проведения курса массажа может назначаться прием специальных отваров, настоев и порошков, изготовленных из лекарственных растений, а также эфирных масел на травяной основе.

    Кроме того, важное место в обеспечении здоровья человека занимает система питания. Правильному питанию в аюрведе придается особое значение – диета приравнивается к лекарству. В одном из древнейших трактатов по аюрведе сказано: «Какой смысл назначать лекарства, если человек не соблюдает диету? И какая надобность принимать лекарства тому, кто диету соблюдает?» При этом при назначении диеты врачом принимается во внимание не только поставленный диагноз, но и пол, возраст, общее физическое и психоэмоциональное состояние больного. Часто даже незначительная и незаметная коррекция питания способна дать впечатляющие результаты.

    Таким образом, можно сказать, что Аюрведа не борется с болезнями, а скорее учит человека БЫТЬ ЗДОРОВЫМ, поэтому одна из важных составляющих аюрведической философии – активное участие самого человека в процессе оздоровления и подержания здоровья.


    написать администратору сайта