Главная страница
Навигация по странице:

  • Диагностика формирования музыкального вкуса.

  • Создание музыкально-предметной, культурно-эстетической среды

  • Нравственные представления — героизм, отвага, верность

  • Нравственные представления — долг, ответственность

  • Нравственные представления — единство, коллективизм, забота

  • Нравственные представления — совесть, сопереживание

  • Совесть, сопереживание.

  • Журнал. Название Формирование основ музыкального вкуса в эстетическом развитии младших школьников


    Скачать 16.16 Kb.
    НазваниеНазвание Формирование основ музыкального вкуса в эстетическом развитии младших школьников
    Дата11.09.2022
    Размер16.16 Kb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаЖурнал.docx
    ТипСтатья
    #671114

    Журнал:Начальная школа

    Название: Формирование основ музыкального вкуса в эстетическом развитии младших школьников

    Автор: Р.И. Удалова

    Статья посвящена актуальной проблеме формирования основ музыкального вкуса младших школьников в современном образовании. В рамках рассматриваемого вопроса уделяется внимание реализации технологии формирования основ музыкального вкуса младших школьников.

    Для создания данной технологии были решены следующие задачи: 1. Разработка теоретических основ технологии (нормативноция, научно-педагогическая литература по проблеме). 2. Создание программы формирования основ музыкального вкуса во внеурочной деятельности. 3. Определение основных принципов, методов и приемов формирования музыкального вкуса, форм организации внеурочной деятельности, направленной на развитие положительного отношения к высокохудожественным образцам музыкального искусства (эстетическое развитие). 4. Разработка диагностических процедур. 5. Создание музыкально-предметной, культурно-эстетической среды.

    Особенность содержания программы — охват всех направлений развития личности школьника во внеурочной деятельности, а именно:

    •Духовно-нравственного (развитие способности к духовному развитию через выбор вкусовых предпочтений в соответствии с нравственными ценностями; реализация музыкально-творческого потенциала в различных видах деятельности);

    • общекультурного (развитие основ личностной музыкальной культуры как части духовной культуры общества; формирование эстетических потребностей);

    • общеинтеллектуального (развитие способности размышлять о музыке, аргументировать и обосновывать музыкально-эстетические оценки, понимать музыкальный язык);

    • социального (формирование положительного отношения к шедеврам музыкального мирового искусства; осмысление музыкального искусства как «социального шифра» — «вечной» ценности всех эпох и народов);

    • спортивно- оздоровительного (применение музыки как активизирующего и организующего фактора во время мероприятий спортивной направленности (динамических пауз, психологических и физкультурных зарядок, дней здоровья и пр.); использование терапевтического эффекта фоновой музыки (снятие напряжения, переключение внимания, активизация творческого потенциала и пр.).

    Диагностика формирования музыкального вкуса. Важной составляющей реализации технологии формирования музыкального вкуса является проведение диагностических процедур. В начале учебного года предусмотрено наблюдение, анкетирование учащихся, родителей и педагогов, в конце четвертой четверти — промежуточный диагностический срез (игровые тесты, концерты, музыкальные спектакли). Предпочтение отдается тем методам диагностики, которые проводятся в игровой форме. Диагностические игровые задания выполняют сразу несколько функций: контроль, развитие, развлечение. Поэтому использование игровых заданий позволяет зафиксировать не только уровень знаний, умений и навыков, но и познавательные способности (внимание, воображение, мышление), активность и заинтересованность.

    Создание музыкально-предметной, культурно-эстетической среды Важная роль при реализации технологии формирования музыкального вкуса отводится созданию музыкально-предметной, культурно- эстетической среды.

    Журнал:Начальная школа

    Название:Приемы педагогической работы по формированию духовно-нравственных качеств на уроках литературного чтения

    Автор: Е.Л. Шварова, О.А. Смирнова

    При чтении того или иного произведения на уроке литературного чтения задача учителя — помочь школьнику осмыслить содержание прочитанного, чувства, переданные автором, вызвать читательские эмоции. Продуктивным методом работы в этом случае является использование интерактивных форм работы на уроке. Интерактивные — внутренне активные формы взаимодействия учеников одновременно и с учителем, и друг с другом. Рисунок можно применять на уроке на разных этапах чтения произведения: после первичного чтения или вовремя повторного чтения, чтобы получить информацию о том, насколько ученик понял художественный образ, насколько его восприятие образа близко к авторскому. Дидактические игры возможно использовать на разных этапах урока. Они помогают ученикам пережить ситуацию, кото+ рой не было в их жизни, представить образ героя произведения. Например, после чтения раздела «Сказочные богатыри» по книге «Маленькая дверь в большой мир» во II классе (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева) была проведена игра «Мой любимый бога+ тырь», где ученики представляли понравившегося богатыря. А в IV классе после прочтения повести А. Гайдара «Тимур и его команда» была предложена ролевая игра «Герой, который произвел на меня впечатление».

    Театральная постановка — как форма работы — может быть использована после изучения пьес. Для полноценного восприятия художественного произведения и для развития нравственных представлений школьника важно его литературное творчество на уроке и дома. Это написание мини сочинений, эссе, отзывов, создание собственных творческих проектов. Применение на уроках интерактивных форм работы открывает возможности формирования у учащихся нравственных ценностей, становления личности школьника.

    Конечная цель урока — подвести учеников к основной идее урока.

    Нравственные представления — героизм, отвага, верность: I класс: решительность, настойчивость. II класс: смелость как преодоление страха, решительность, настойчивость. III класс: отвага, благородство, честь. IV класс: отвага, благородство, честь.

    Нравственные представления — долг, ответственность: I класс: долг перед родными и близкими. Ответственность за слабого. II класс: ответственность за дело. III класс: ответственность за тех, кого приручили, кто поверил тебе. IV класс: долг и ответственность за тех, кто поверил тебе.

    Нравственные представления — единство, коллективизм, забота: I класс: забота и помощь в семье. II класс: общинность русского мира и сознания. III класс: дружба и понимание между взрослыми и детьми. IV класс: дружба, дружеские отношения.

    Нравственные представления — совесть, сопереживание: I класс: стыд за плохой поступок, формирование самооценки. II класс: нравственная норма как мотив поведения. III класс: формирование умения сопереживать. IV класс: нравственная норма как мотив поведения.

    Совесть, сопереживание.

    Формирование этих качеств личности происходит на протяжении четырех лет начальной школы. Но больше всего нравственные нормы как мотив поведения закладываются в IV классе (УМК «Школа 2100»), особенно при работе с баснями и статьями нравственной направленности. Формы организации учебной деятельности над басней: анализ, рисунок (в том числе устное словесное рисование), работа в паре, инсценирование, творческие сочи+ нения.

    Особым жанром являются нравоучительные статьи, на примере которых формируются такие нравственные ценности, как благоразумие, справедливость, трудолюбие, уважение к людям труда. После знакомства с такими статьями ученики пишут статьи. Нравоучительные статьи свидетельствуют о сформированности таких нравственных норм поведения, как благоразумие, честность, трудолюбие, уважение к старшим, доброжелательность.


    написать администратору сайта