Главная страница
Навигация по странице:

  • Общие сведения об авторе музыки

  • 2. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА

  • 2.2. Строение литературного текста

  • 2.3. Степень соответствия текста и музыки

  • 3. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

  • 4. ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ

  • БИБЛИОГРАФИЯ

  • Аннотация Чичков в небе тают облака. Название произведения В небе тают облака


    Скачать 2.56 Mb.
    НазваниеНазвание произведения В небе тают облака
    АнкорАннотация Чичков в небе тают облака.docx
    Дата23.10.2017
    Размер2.56 Mb.
    Формат файлаdocx
    Имя файлаАннотация Чичков в небе тают облака.docx
    ТипДокументы
    #9743



    1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ

    И ЕГО АВТОРАХ


    1. Название произведения – « В небе тают облака»

    2. Автор музыки – Ю. Чичков

    3. Автор текста – Ф. Тютчев

    4. Год написания - неизвестен

    5. Состав исполнителей – 2х голосный женский (детский) хор a capella с divisi во всех партиях.




      1. Общие сведения об авторе музыки


    Юрий Михайлович Чичков родился и провёл детство в Москве. Интерес к музыке проявил в раннем возрасте, много пел. Первым преподавателем по вокалу для него стала мать, которой впоследствии композитор посвятит много ярких песен. Она же привела мальчика в музыкальную школу, где его способности сразу были с достоинством оценены.

    В 1949 году, сразу по окончании Центральной музыкальной школы при Московской консерватории, Юрий Чичков призывается в армию. Однако его образование не прервалось — за годы службы он окончил сразу 2 музыкальных вуза: Институт военных дирижёров и Московскую консерваторию по классу сочинения. Окончание военной службы позволило Юрию Михайловичу всецело углубиться в композиторскую деятельность, которой он посвятил 4 десятилетия своей жизни.

    Юрий Чичков является автором целого ряда инструментально-вокальных произведений. В его творческом списке — оперы, кантаты, симфония, сюита для хора и симфонического оркестра, концерты для инструментов с оркестром (фортепиано, скрипка, виолончель), сонатина для трубы и фортепиано, сонаты, вариации, этюды, песни-баллады. Создал композитор и цикл о первой любви (13 песен на стихи С. А. Есенина, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественского, А. А. Вознесенского, М. И. Цветаевой, К. Я. Ваншенкина и др.). Написал Ю. Чичков и десятки патриотических песен, в чём с ним тесно сотрудничали такие известные поэты-песенники, как К. Ибряев, П. Синявский, М. Пляцковский, Я. Халецкий, С. Гребенников, Н. Добронравов, и исполнители Владимир Трошин, Виктор Селиванов и др. Был автором музыки к телеспектаклям и кинофильмам. Однако львиная доля творчества и самой души композитора была отдана детям.

    Для детей Юрий Михайлович Чичков написал огромное количество песен, поистине ставших классикой детского музыкального жанра. По словам самого композитора:

    «Творчество для детей держится на трёх китах — музыка и стихи должны быть услышаны сердцем, в детской песне должно быть заложено доброе, волшебное зернышко и самое главное – любовь к детям!»

    Песни Чичкова звучали на Всесоюзном радио и Центральном телевидении в исполнении как Большого детского хора под управлением В. Попова, так и маленьких школьных коллективов. Большое количество песен композитор посвятил школе. Такие песни, как «Наташка-первоклашка», «Из чего же, из чего же…», «Наша школьная страна», «Детство — это я и ты» вошли в программы школьных праздников по всему Советскому Союзу, а многие из них популярны и в России XXI века.

    Композитор Ян Френкель так говорил о творчестве Юрия Михайловича:

    «Что так привлекает детей и взрослых к творчеству Чичкова? Мне кажется, главным достоинством песен композитора является их мелодичность. Именно через мелодию, прежде всего, выражает он своё отношение к жизни, своё понимание её движения и развития. Мелодии его песен наделены яркой образностью. В подтверждение этому я тут же вспоминаю такие его песни, как «Родная песенка», «Наташка-первоклашка», «Волшебный цветок»».

    Не оставил композитор без внимания и такой любимый детьми жанр, как мультфильмы. Первая его работа в мультипликации состоялась в 1977 году — Юрий Михайлович написал музыку к мультфильму «Шёлковая кисточка». Продолжилась «мульткарьера» композитора в анимационных фильмах «Солдатская сказка», «Жил-был Саушкин», «Кто придёт на Новый год», «Болванка», «Солдатская лампа», «Не хочу и не буду».

    Сочинения:

    • опера-поэма Дорогой звёзд (исп. на Центральном телевидении, 1963)

    • опера Земля чудес (исп. на Всесоюзном радио, 1966)

    • кантаты:

    «Человек, рождённый летать» (сл. С. Т. Гребенникова и H. H. Добронравова, 1964)

    «Дети рядом с отцами» (сл. В. П. Котова, 1965)

    «Берём с коммунистов пример» (сл. К. И. Ибряева, 1976)

    «Мы верная смена твоя, комсомол» (сл. М. С. Пляцковского, 1978)

    • сюита «Наша школьная страна» (сл. К. И. Ибряева)

    • сюита для хора и симфонического оркестра «Никто не забыт и ничто не забыто» (сл. Ю. Г. Разумовского, 1972)

    • симфония «Песня о Соколе» (для симфонического и духового оркестра, 1953)

    • концерты для инструментов с оркестром:

    • для фортепиано (1963)

    • для скрипки (1964)

    • для виолончели (1964)

    • сонатина для трубы и фортепиано (1953)

    • сонаты, вариации, этюды для фортепиано (1953—1964)

    • песни-баллады на слова узников фашистского концентрационного лагеря Заксенхаузен (1967)

    Наиболее известные детские и пионерские песни:

    «Алёша»

    «Баллада о юнге Саше Ковалёве»

    «Вальс дружбы»,

    «Вальс»

    «Весёлый барабанщик»

    «Взвейтесь кострами»

    «Волшебный цветок»

    «Глупое счастье»

    «Девчонки и мальчишки»

    «Дерево дружбы»

    «Дети рядом с отцами»

    «Детство — это я и ты»

    «Если умным хочешь быть»

    «Женька»

    «Живы герои»

    «Здравствуйте, мамы»

    «Зимний праздник»

    «Из чего же, из чего же…»

    «Кожаный мяч»

    «Костры»

    «Лети, ветерок»

    «Маленький барабанщик»

    «Маленький лётчик»

    «Мама»

    «Мать-отчизна»

    «Медвежонок»

    «Мой щенок»

    «Музыка и дети»

    «Мы едем на праздник»

    «Напиши мне письмо»

    «Наша школьная страна»

    «Наши мамы — самые красивые»

    «Не стой в стороне равнодушно»

    «О чём мечтают дети»

    «Одноклассники-однокашники»

    «Песенка весёлого туриста»

    «Песня красных следопытов»

    «Песня о Зое»

    «Песня о первом пионерском отряде»

    «Песня о пионерской мечте»

    «Песня про жирафа»

    «Песня юных мастеров»

    «Пионерское звено»

    «Позвала меня вдаль мечта»

    «Поздравление»

    «Походная»

    «Радость»

    «Расцветай, страна»

    «Рожок и свирель»

    «Самая счастливая»

    «Сияйте, наши звездочки»

    «Скерцо»

    «Смешная карусель»

    «Солнечными маршрутами»

    «Столько в книге страниц»

    «Счастливая бессонница»

    «Ты идешь нехоженой тропою»

    «Ты лети, ветерок»

    «У мамы день рождения»

    «Утро школьное, здравствуй»

    «Шёл отряд»

    «Школьная карта»

    «Шуми, сосна»

    «Это просто чудеса»

    «Эх, хорошо»

    «Я хочу узнать об этом»

    Скончался Юрий Михайлович 6 августа 1990 года в Москве. Похоронен на 34 участке Ваганьковского кладбища.


      1. Общие сведения об авторе текста


    Родился 23 ноября (5 декабря н.с.) в усадьбе Овстуг Орловской губернии в стародворянской среднепоместной семье. Детские годы прошли в Овстуге, юношеские - связаны с Москвой.

    Домашним образованием руководил молодой поэт-переводчик С. Раич, познакомивший ученика с творениями русских и мировых поэтов и поощрявший его первые стихотворные опыты. В 12 лет Тютчев уже успешно переводил Горация.

    В 1819 поступил на словесное отделение Московского университета и сразу принял живое участие в его литературной жизни. Окончив университет в 1821 со степенью кандидата словесных наук, в начале 1822 поступил на службу в Государственную Коллегию иностранных дел.

    Через несколько месяцев был назначен чиновником при русской дипломатической миссии в Мюнхене. С этого времени его связь с русской литературной жизнью надолго прерывается.

    На чужбине Тютчев проведет двадцать два года, из них двадцать - в Мюнхене. Здесь он женится, здесь познакомится с философом Шеллингом и подружится с Г. Гейне, став первым переводчиком его стихов на русский язык.

    В 1829 - 30 в журнале Раича "Галатея" были опубликованы стихотворения Тютчева, свидетельствовавшие о зрелости его поэтического таланта ("Летний вечер", "Видение", "Бессонница", "Сны"), но не принесшие известности автору.

    Настоящее признание поэзия Тютчева впервые получила в 1836, когда в пушкинском "Современнике" появились его 16 стихотворений.

    В 1837 был назначен первым секретарем русской миссии в Турине, где пережил первую тяжелую утрату: умерла жена. В 1839 вступает в новый брак. Служебный проступок Тютчева (самовольный отъезд в Швейцарию для венчания с Э.Дернберг) кладет конец его дипломатической службе. Подает в отставку и поселяется в Мюнхене, где проводит еще пять лет, не имея никакого официального положения. Настойчиво ищет путей возвращения на службу.

    В 1844 переезжает с семьей в Россию, а через полгода вновь зачисляется на службу в Министерство иностранных дел.

    В 1843 - 1850 выступает с политическими статьями "Россия и Германия", "Россия и Революция", "Папство и римский вопрос", делая вывод о неизбежности столкновения между Россией и Западом и конечного торжества "России будущего", которая представляется ему "всеславянской" империей.

    В 1848 - 1849, захваченный событиями политической жизни, он пишет такие прекрасные стихотворения, как "Неохотно и несмело...", "Когда в кругу убийственных забот...", "Русской женщине" и др., но не стремится напечатать их.

    Началом поэтической известности Тютчева и толчком к его активному творчеству стала статья Некрасова "Русские второстепенные поэты" в журнале "Современник", в которой говорилось о таланте этого поэта, не замеченного критикой, и публикация 24 стихотворений Тютчева. К поэту пришло настоящее признание.

    В 1854 вышел первый сборник стихотворений, в этом же году был напечатан цикл стихов о любви, посвященных Елене Денисьевой. "Беззаконные" в глазах света отношения немолодого поэта с ровесницей его дочери продолжались в течение четырнадцати лет и были очень драматичны (Тютчев был женат).

    В 1858 был назначен председателем Комитета иностранной цензуры, не раз выступая заступником преследуемых изданий.

    С 1864 Тютчев несет одну потерю за другой: умирает от чахотки Денисьева, через год - двое их детей, его мать.

    В творчестве Тютчева 1860 - 1870 преобладают политические стихотворения и мелкие - "на случай" ("Когда дряхлеющие силы...", 1866, "Славянам", 1867, и др.). Последние годы жизни тоже омрачены тяжелыми утратами: умирают его старший сын, брат, дочь Мария. Жизнь поэта угасает. 15 июля (27 н.с.) 1873 в Царском Селе Тютчев скончался.

    2. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА

    2.1. Содержание литературного текста
    Теме природы посвящали свое творчество многие русские поэты: А. Некрасов, С. Есенин, А. Фет и многие другие. Для Ф. Тютчева любовь к природе была почти безграничной. Главной в его творчестве была тема - человек и природа. Стихотворение Ф. Тютчева «В небе тают облака» - замечательный образец пейзажной лирики поэта. За тонкой пейзажной живописью выступает поэтический подтекст, внутренняя сила стихотворения, его смысл - вечная сила и красота родной природы. Слова очень выразительны и музыкальны. Неудивительно, что композитор Ю. Чичков использовал их в качестве литературной основы к своему хоровому сочинению. Безусловно, композитору удалось в звуках не только сохранить, но и усилить очарование поэтического слога, эмоциональность его восприятия.
    В небе тают облака

    И лучистая на зное,

    В искрах катится река,

    Словно зеркало стальное…
    Час от часу жар сильней,

    Тень ушла к немым дубровам,

    И с белеющих полей

    Веет запахом медовым.
    Чудный день! Пройдут века,

    Также будут в вечном строе,

    Течь и искриться река

    И поля дышать на зное.


    2.2. Строение литературного текста
    Данное стихотворение относится к типу силлабо – тонического стихосложения (система построения стиха, основанная на правильном чередовании ударных и безударных слогов). Литературный текст состоит из 3-х строф. Каждая строфа представляет собой 4-хстишие, которое объединено перекрестной рифмой (АВАВ). Основной стихотворный размер – 4-стопный хорей*, а так же в стихотворении встречается пиррихий**.
    В небе/ тают/ обла/ка А 4 стопы

    И лу/ чиста/ я на/ зное, В 4 стопы

    В искрах/ катит/ся ре/ ка, А 4 стопы

    Словно/ зерка/ ло сталь/ное… В 4 стопы
    Час от/ часу/ жар силь/ ней, А 4 стопы

    Тень у/ шла к не/ мым дуб/ ровам, В 4 стопы

    И с бе/ леющ/ их по/лей А 4 стопы

    Веет/ запа/ хом ме/ довым. В 4 стопы
    Чудный/ день! Прой/ дут ве/ка, А 4 стопы

    Также/ будут/ в вечном/ строе, В 4 стопы

    Течь и/ искри/ться ре/ка А 4 стопы

    И по/ ля ды/ шать на/ зное. В 4 стопы

    *2-хсложный размер, где 1-й слог – ударный, 2-й - безударный.

    **В силлабо – тоническом стихосложении сочетание 2-х подряд безударных слогов.

    2.3. Степень соответствия текста и музыки



    Стихотворение Ф. Тютчева по содержанию ясно делится на 3 раздела: изображение спокойного летнего пейзажа; волнения, связанные с изменениями в природе и кульминация – светлый и торжественный гимн вечной природной красоте.

    В первой строфе литературного текста господствует светлая спокойная радость. Утро. Природа только начинает пробуждаться: «В небе тают облака» и «В искрах катится река». Красочные образные эпитеты, используемые поэтом, еще более подчеркиваются свободно - льющейся мелодией, которая чарует своей красотой и гибкостью.

    Мелодия имеет волнообразную линию развития, она широкого дыхания, кантиленного склада. Главная тональность произведения – fis moll, придает ей оттенок светлой грусти.

    Важное значение приобретает и гармонический язык сочинения. Так, 1-я фраза звучит спокойно и меланхолично в главной тональности, опираясь на тонический устой. 2-я фраза основывается на параллельном мажоре – А - dur, что связано с солнечным жизнерадостным образом лучистой реки:

    Пример 1

    d:\documents and settings\компьютер\мои документы\мои рисунки\2009-05-30\scan10005.jpg

    Хрупкость, нежность, загадочность реки: «Словно зеркало стальное» у Ф. Тютчева находит выражение в красивом сравнении, а у Ю. Чичкова подчеркивается «тающими» красочными гармониями S и S# 1,3 (6-7 тт.), как «игра света и тени»:
    Пример 2

    d:\documents and settings\компьютер\мои документы\мои рисунки\scan10006.jpg
    Средняя часть (2-я строфа) сразу же вносит в музыкальную ткань контраст. Музыкальный образ становится более динамичным. Спокойный, неторопливый темп 1-й части заметно ускоряется, характер мелодии становится более взволнованным, вокальная партия приобретает декламационный характер, становится разнообразнее нюансировка: p< mf < sub. p. Композитор детально подходит к каждому слову текста: «Час от часу жар сильней» - мелодия взмывает вверх, динамическое звучание усиливается, достигая на слове «сильней» напряженной доминантовой гармонии. Последующее внезапное sub. p. передает образ «тени», которая «ушла к немым дубровам». Следующая фраза «и с белеющих полей веет запахом медовым» вновь наполняет музыкальную ткань светлыми, жизнерадостными красками: усиливается динамика, подготавливая кульминацию всего произведения:
    Пример 3
    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Пунктирный ритм и широкие скачки наполняют музыкальный образ положительной энергией. Фермата, появляющаяся на слове «полей» (в альтовой партии «медовым»), несколько оттягивает главную кульминацию сочинения:
    Пример 4
    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Тем ярче, насыщеннее, полнозвучнее ее появление.

    3-я строфа – кульминация всего произведения, итог развития. «Чудный день!», - этот радостный возглас передает ликование, восторг, любование природой, сразу же наполняет музыкальную ткань светлыми мажорными красками (A dur). Смысловая кульминация совпадает с кульминацией музыкальной:
    Пример 5

    d:\documents and settings\компьютер\мои документы\мои рисунки\scan10006.jpg d:\documents and settings\компьютер\мои документы\мои рисунки\scan10006.jpg
    Четырехдольный метр, мажорный лад, пунктирный ритм, громкая динамика (ff, f) передают гимнический характер этой части сочинения. После такого яркого, эмоционального всплеска наступает постепенный спад и динамический, и мелодический, и образный. Глубокий философский смысл о вечности бытия, вечности мироздания, заложенного Ф. Тютчевым, в стихотворении находит свое яркое выражение и в музыке Ю. Чичкова устанавливается негромкая динамика mp, которая постепенно гаснет, завершая произведение на рр:
    Пример 6

    d:\documents and settings\компьютер\мои документы\мои рисунки\scan10006.jpg
    Композитор усложняет музыкальную ткань полифоническим приемом развития, вводит элементы подголосочной полифонии (что связано с господством у всех участников хора одного и того же эмоционального состояния, настроения), вновь возвращаются и светлые минорные краски. Музыка здесь насыщена большим лирическим пафосом, а гармонический язык прост и уравновешен, но, в то же время, полнозвучен и красочен.

    Хоровое сочинение Ю. Чичкова «В небе тают облака» отличается цельностью и ясностью формы, эмоциональностью музыкального образа. В нем проявляется одна из черт стиля композитора пластическая зримость мелодического образа. В хоровой миниатюре (так же, как и в стихотворении Ф. Тютчева) нет ничего надуманного, изощренного, излишне-декоративного. В то же время, в этой небольшой по объему миниатюре запечатлена целая гамма музыкальных, поэтически-претворенных душевных состояний, покоряющих слушателя своей тонкостью и глубиной.

    3. МУЗЫКАЛЬНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    В соответствии с содержанием текста для воплощения задуманного образа композитор использует строфическую форму (3 строфы):

    1 строфа – (1- 7 такты)

    2 строфа – (8- 14 такты)

    3 строфа – (15- 22 такты)

    Каждая строфа излагается в форме периода.

    1 строфа – однотональный период, неквадратного строения, состоящий из 2х предложений (4+3). Первое предложение заканчивается отклонением в тональность параллельного мажора (А dur):

    Пример 1

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Второе – несовершенной плагальной каденцией (S – t6):

    Пример 2

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    2 строфа разработочного характера. Это по форме также однотональный период, неквадратный, состоящий из трех предложений (2+2+3).

    3 строфа – квадратный период (4+4), модулирующий из А dur в основную тональность fis moll.

    Первое предложение заканчивается серединной плагальной каденцией (II7 –T6), второе – заключительной несовершенной каденцией.

    Пример 3

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Неквадратность построений, присутствующая в сочинении, а также наличие двух тональных центров fis moll и A dur, находящихся в параллельном соотношении являются типичными чертами русской песенности, лежащей в основе жанра данной хоровой миниатюры. В соответствии с этим, гармонический язык произведения прост и, в то же время, очень выразителен. Ощущается в его основе плагальность, диатоничность, а также постоянная опора на параллельный мажоро-минор также являются важнейшими чертами русской лирической песни.

    Рассмотрим подробнее гармонический язык данного произведения:

    1 строфа (fis moll)

    1 такт

    2 такт

    3 такт

    4 такт

    t II2 (-5)

    t ув. 5/3

    III6/4

    III t

    5 такт

    6 такт

    7 такт




    S6 D D7 (-5)

    VI t7 (-3) ум. 5/3- (D)

    S t6




    S #1,3

    Здесь обращает на себя внимание выразительное отклонение через ув. 5/3 к III ступени (A dur) во 2м-3м тактах, прерванный оборот D7- VI, а также сочетание S#1,3 и S в 6м-7м тактах, вносящих в музыкальную ткань особую красочность, «изобразительность».

    Пример 4

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    2 строфа, являющаяся небольшим разработочным центром, самая динамическая в гармоническом отношении. Каждое предложение здесь имеет интересное аккордовое выражение:

    8 такт

    9 такт

    10 такт

    11 такт

    D2 (-5)-III6

    VI S6 D

    II4/3(-3) D6 D2-S6 VI

    II4/3(-3) D

    12 такт

    13 такт

    14 такт

    t

    t t II D7(-3)

    t S


    Подобное гармоническое изложение 2й строфы вносит в музыкальную ткань некоторую напряженность и взволнованность, вытекающих, непосредственно, из содержания литературного текста сочинения «жар сильней», «тень ушла», и красочно подводит к 3й строфе (кульминационной).

    Не случайно мажорное начало 3й строфы «Чудный день!». Это светлый ликующий гимн вечной красоте окружающей нас природы:

    A dur

    15 такт

    16 такт

    17 такт

    18 такт

    T

    D6/4 –(VI)

    II7 II6/5 VI6/4 II7

    T6=VI6

    19 такт

    20 такт

    21 такт

    22 такт

    S6 II4/3 D D

    VI t 4/3(-3) S t6 t4/3 (-3)

    S#1,3 D D6 D7(-5)

    t t

    Интересна гибкая, пластичная, выразительная мелодическая линия произведения. Широкого дыхания, основанная на «взлетах» и «падениях», она гибко следует за каждым словом стихотворения. Неквадратность, ладовая переменность, плагальность придают мелодии черты баркаролы.

    Композитор на протяжении всего сочинения (за исключением 12 такта) использует сложный 4хдолный метр.

    Все произведение исполняется в спокойном темпе, небольшое ускорение его присутствует во 2й строфе (8й-11й такты).

    Пример 5
    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Хоровая фактура миниатюры смешанная. Здесь присутствует и подголосочность (2й ,4й, 13й, 14й такты)
    Пример 6

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    и в преобладании гомофонно-гармоническое изложение.

    Важнейшим средством выразительности является динамика, отличающаяся исключительной гибкостью и подвижностью.

    4. ВОКАЛЬНО-ХОРОВОЙ АНАЛИЗ

    Хоровая миниатюра Ю. Чичкова «В небе тают облака» написана для 2хголосного женского (детского) хора с divisi во всех партиях a capella. Диапазон хоровых партий:

    SI SII

    AI AII

    Диапазоны хоровых партий удобны и позволяют максимально раскрыть возможности каждой из них при исполнении. Загруженность их примерно одинаковая. Однако основной мелодический материал сконцентрирован в партии SI, поэтому она отличается интонационной сложностью. Обращает внимание обилие скачков, как восходящих, так и нисходящих.

    Пример 1

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Так, в первых четырех тактах мелодия вращается вокруг опорных устойчивых звуков fis moll (I – V ступени), в 6м такте важно чистое интонирование мелодического хода VI#, VII#, I.

    Пример 2

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Во второй строфе следует обратить внимание на нисходящий октавный ход в 10м такте. Спеть его необходимо на твердой атаке и хорошо опертом дыхании.

    Пример 3


    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    В кульминационной третьей строфе важно чисто удержать квинтовый тон господствующей здесь тональности A dur, затем в 16м и 17м тактах сделать чистый хроматический ход. Для этого важна хорошая ладовая настройка и четкое ощущение возникающей доминанты к параллельному fis moll.

    Пример 4

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Пение мелодии 17го и 18го тактов осложняется нисходящими квинтовыми скачками. Немалую трудность для интонирования представляет также восходящий скачек на м7 в 21 такте.

    Пример 5

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Эти фрагменты рекомендуется отработать в медленном темпе на хорошо опертом дыхании после качественной ладовой настройки. Проблема интонирования в хоре всегда была одной из самых острых и «болезненных». Следует помнить, что в основе стройного пения хоровых партий лежит верное исполнение интервалов. Чистые интервалы всегда исполняются устойчиво, большие и увеличенные - с тенденцией к расширению, малые и уменьшенные – с тенденцией к сужению. Интонационные трудности, присутствующие в партии SI встречаются и в остальных хоровых партиях.

    Так как в партиях SI и SII мелодическая линия часто исполняется в унисон, то интонационные трудности здесь возникают аналогичные.

    Пример 6

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    В партии SII также встречаются интервальные восходящие и нисходящие скачки.

    Пример 7

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    При пении на слабом не опертом дыхании может возникнуть потеря чистоты интонации. В целом партия SII достаточно удобная для исполнения. Преобладающим в ней является поступенно движение.

    Пример 8

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Восходящие звуки нужно формировать так, чтобы каждый последний звук был «круглее». Когда же голос «идет вниз», звук нужно петь менее кругло, чем при движении вниз.

    В работе над партией SII следует также обратить внимание на часто встречающееся полутоновое вращение вокруг тоники fis moll.

    Пример 9

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    В этих фрагментах возникающий ми# (VII # ступень) следует исполнять высоко, чтобы не потерять остроты тяготения к тонике. Нужно отработать эти моменты в медленном темпе, после хорошей ладовой настройки.

    Так как в данном произведении представлен смешанный тип фактуры, партия А, также как и остальные хоровые партии, достаточно развита. Она наполнена выразительными, хорошо мелодически развитыми подголосками. В ней также следует обратить особое внимание на качественное интонирование всех присутствующих скачков.

    Пример 10

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Встречаются здесь и красочные хроматические ходы. Так во 2м и 3м тактах вследствие гармонического отклонения возникает выразительный ход

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg, а в 6м и 7м тактах - c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg. Целесообразно отработать эти фрагменты в медленном темпе на твердой атаке и хорошо опертом дыхании. Следует помнить и о том, что альтовая партия в этом сочинении дает гармоническую основу всему хору. Поэтому ее интонирование должно быть очень точным, чистым и плотным. Особенно это важно в моменты гармонических отклонений.

    Пример 11

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    В партии А эпизодически встречаются divisi (6 такт, 17-18 такты, 20-21 такты). При разучивании данного произведения следует чередовать приемы работы над интонацией с приемами работы над гармоническим строем.

    Известно, что в пении сочинения самое трудное – начало, первый звук. Очень важно чисто выстроить унисон в начале произведения. При пении параллельных терций, возникающих между хоровыми партиями, следует добиться максимальной слаженности. Необходимо также добиться чистоты при исполнении всех возникающих по вертикали аккордов, это особенно важно в моменты модуляций и отклонений, а также в кульминационном фрагменте сочинения.

    При работе над вертикальным и горизонтальным строем можно использовать следующие методы работы:

    • чередование пения вслух и про себя (аккорды, фразы, такты);

    • пропевание мелодической линии отдельных хоровых партий в интонационно сложных местах;

    • анализ и прослушивание по вертикали интонационно сложных аккордов с определением общих звуков и интервалов между хоровыми партиями;

    • пропевание тактов в контексте фразы, определение логики гармонических соединений;

    • поочередное подключение всех партий к звучанию аккорда по вертикали, начиная с нижнего голоса.

    Приемы работы над интонацией и гармоническим строем должны вестись параллельно с работой над частным и общим ансамблем хора. Хороший и слитный ансамбль внутри каждой хоровой партии и всего хора в целом обеспечивает половину успеха в исполнении произведения.

    В данном сочинении присутствуют и взаимодополняют друг друга следующие типы и виды ансамбля:

    • частный и общий;

    • интонационный;

    • темповый;

    • дикционный;

    • ритмический;

    • тембровый;

    • динамический.

    Краеугольным камнем работы над звуком является работа над частным ансамблем. Очень важно добиться предельной ровности, благородства, красоты звучания каждой хоровой партии. Не может быть хорошего строя без хорошего ансамбля. Отдельной работы потребует чистое выстраивание двух верхних партий, особенно в тактах 1-4, 13-17 (где преобладает терцовое движение).

    Пример 12

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    В 5 такте, 8-11, 17-19 тактах необходимо чисто выстроить все возникающие в результате слияния партий интервалов.

    Пример 13

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Работая над частным ансамблем альтов партии необходимо особо отработать фрагменты divisi (6,7, 17,18,20,21 такты).

    Когда звук выравнен в каждой партии, следует переходить к работе над общим ансамблем.

    Разнообразная гамма динамических оттенков должна обратить внимание хормейстера на важность работы над динамическим ансамблем, который подразумевает слитное звучание голосов на одном (общем) нюансе.

    Динамическое равновесие сначала следует установить в неподвижных нюансах. Когда же звук выравнен в определенной заданной динамике, можно переходить к работе над ансамблем в выполнении подвижных нюансов. В данном произведении при постепенном нарастании и убывании звука важно выработать у всех участников хора одинаковое регулирование громкости звука (9, 13,14,21 такты).

    Пример 14

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Громкая звучность в кульминации (15-16 такты) не должна достигаться путем форсирования звука. Задача руководителя – снять напряженность в работе дыхательных органов певцов, найти точку головного резонирования. Поможет в этом пение упражнений с закрытым ртом в высокой позиции, пение на цепном дыхании в динамике р, mp, филирование звука, упражнения на ровность звука, спокойное удержанное дыхание.

    В работе над тембровым ансамблем необходимо подчеркнуть своеобразие тембровой окраски солирующей и аккомпанирующих партий. Первый голос должен преобладать по силе, но не по напряженности, быть звонким, полетным. А звучание аккомпанирующей партии альтов должно отличаться большей глубиной, бархатистостью и матовостью.

    Важным элементом в работе является дыхание. Опора на дыхание необходима и для четкой дикции, правильной атаки звука, для достижения динамического ансамбля. В данном произведении преобладает пофразное дыхание, встречается и цепное.

    Используемая большей частью мягкая атака звука способствует свободному не зажатому пению.

    Метроритмический ансамбль подразумевает одновременное вступление и снятие всех партий, четкое ощущение метра и внутридолевой пульсации, слитное исполнение одинаковых ритмических формул. Для создания яркого «зримого» художественного образа очень важна исключительная точность ритмического ансамбля. В этом отношении следует уделить особое внимание 1,4,13,20-21 тактам, где встречаются ритмические разночтения.

    Пример 15

    c:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpgc:\users\user\appdata\local\microsoft\windows\temporary internet files\content.word\чичков.jpg

    Для создания красочного музыкального образа очень важно добиться и хорошего темпового ансамбля. Избранный композитором темп «спокойно» господствует на протяжении всего сочинения, за исключением среднего раздела, где предполагается некоторое его ускорение. Во избежание однообразия, монотонности исполнения необходимо ощущать постоянно движение вперед, не теряя легкости, полетности, поэтичности произведения.

    Одной из сторон многогранной работы дирижера при создании музыкального образа является работа по овладению певцами дикционными навыками. Основное правило дикции в пении – быстрое и четкое формирование согласных и максимальная протяжность гласных. Это обеспечивается прежде всего активной работой мускулатуры артикуляционного аппарата. Все гласные в академическом пении требуют единого формирования. Умение распевать гласные звуки являются одним из показателей вокального мастерства хорового коллектива. В данном сочинении следует обратить внимание на формирование гласных «е», «и» (избегать открытого «е», мелкого «и»): «в небе», «лучистая», «в искрах», «зеркало» и т.д.

    В отличие от гласных, которые поются максимально протяжно, согласные должна произноситься в самый последний момент. Основное правило их произношения – точность и сжатость. Следует добиться предельной четкости при произношении согласных звуков в начале и в конце слов: «тают», «катится», «река», «жар», «дышать» и т.д. при произношении слов, включающих в себя звукосочетания согласной «р» используется прием утрированного произношения: «искрах», «река», «зеркало», «дубровам» и т.д.

    Следует также помнить, что согласная, завершающая слог присоединяется к следующему слогу, а заканчивающая слово при тесном стыке к следующему слову: «в искрах катится», «жар сильней», «к немым дубровам» и т.д. Согласные в пении произносятся на высоте гласных, к которым они примыкают. Невыполнение этого правила в хоровой практике ведет к так называемым «подъездам», а иногда и к нечистому интонированию. В целях лучшего донесения до слушателя поэтического текста и достижения большей художественной выразительности полезно использовать несколько подчеркнутую артикуляцию согласных.

    При произношении слов, оканчивающихся на слог «ся», следует произносить их как «са»: «катится», «искрится».

    При выполнении вокальных заданий хормейстер вырабатывает не только правильную, но и единую манеру звукообразования, что является одним из важнейших условий для осуществления тембровых красок, для формирования ансамблевых навыков хористов, что, в конечном счете, служит целям художественно-выразительного исполнения хорового сочинения Ю. Чичкова «В небе тают облака».


    1. ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЙ АНАЛИЗ


    Хоровое сочинение Ю. Чичкова «В небе тают облака» принадлежит к прекраснейшим страницам пейзажной лирики. Двадцать два такта выразительной музыки…и тем сложнее задача хорового коллектива и дирижера донести до слушателя все богатство поэзии и музыки. При подготовке к исполнению данной a capella следует опираться на анализ стихотворного текста, поскольку именно литературный анализ подскажет руководителю верное, художественно оправданное исполнение хоровой миниатюры.

    Важнейшими условиями выразительного исполнения является также вокально-хоровая техника и музыкально-теоретическая грамотность певцов.

    Вчитываясь в текст стихотворения, следует сделать пофразный анализ текста и отметить, как следует произносить фразу или слово: радостно, спокойно, торжественно, задумчиво, грустно. Здесь очень важно выразительное произношение слов на основе единства музыки и содержания исполняемого сочинения, его эмоционального содержания.

    Начало сочинения следует исполнять особенно нежно и светло, передавая поэтическое содержание «в небе тают облака». Спокойный темп, негромкая динамика, прозрачная фактура, красочные гармонии создают этот поэтичный выразительный образ. Однако вторая строфа требует совсем другого настроения. Взволнованность и некоторая тревожность создается новыми красками: ускоряется темп, становится подвижнее динамика, уплотняется фактура. Все эти средства выразительности обогащают хоровую ткань, а главное, приближают к кульминации сочинения.

    Третья строфа – самая яркая и красочная. Это гимн природе, ее вечной красоте, которая останется в веках. Здесь очень важно передавать всеобщее ликование, радость, восторг, любование неумирающей красотой окружающей нас природы.

    На начальном этапе работы можно рекомендовать пропеть все сочинение на р, как бы напевая в медленном темпе. Затем следует подвинуть темп, уже ставя исполнительские задачи: нюансы, характер звука, ансамбль – между хоровыми партиями и по вертикали, строй в хоре и в отдельных хоровых партиях, качество звучания гласных звуков, эмоциональность и выразительность исполнения.

    Кропотливость работы требует фразировка сочинения и эмоционально – выразительная интерпретация образа.

    Очень важно отработать правильный темп не слишком быстрый, чтобы не потерять светлого, лиричного настроения, но и не медленного, во избежание однообразия.

    Произношение слов во время пения должно быть не только ясным, но и осмысленным, т.е. основываться на глубоком проникновении в характер произведения, в содержание литературного текста.

    Огромную роль в работе нал произведением и при его исполнении играет характер дирижерского жеста. Жест хормейстера всегда оправдан и целесообразен. Велико значение правильного и внятного ауфтакта, поскольку он предваряет, предвосхищает во времени все технические и художественные моменты исполнения, которые необходимо показать певцам.

    В данном сочинении используется дирижерская схема на 4/4. Звуковедение legato передается с помощью плавного, но упругого и наполненного жеста. С возрастанием динамики во второй строфе жест становится более собранный, конкретный. Большей широтой, наполненностью, объемностью будет отличаться жест дирижера в кульминационном фрагменте, передавая торжественное звучание музыки (15-16 такты).

    Особое внимание при работе над данным сочинением следует обратить на характер звуковедения и тембр. Прием звуковедения legato отражает характер музыки: плавность и распевность. Степень округления и прикрытия звучания обусловит тембр, необходимый для выразительного исполнения. Задача хормейстера – создать почти оркестровую звучность, выработать такой мелодический звук, правильно оформленный певческий тон, который своей кантиленой, своей красотой, колоритом, волновал бы слушателей.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ
    Хоровое сочинение Ю. Чичкова «В небе тают облака» - прекрасный образец пейзажной лирики.

    Выразительность мелодики, красочность динамики, богатство гармонии, разнообразие динамического развития позволили композитору создать яркий, зримый, проникновенный лирический музыкальный образ. Введение в репертуар обогатит и разовьет музыкальный кругозор, как у исполнителей, так и у слушателей.

    Преодоление различных вокально-хоровых и исполнительских трудностей в процессе работы над произведением повысит профессиональное мастерство коллектива, а также поможет приобрести умения и навыки, необходимые для дальнейшего совершенствования певческого мастерства.

    БИБЛИОГРАФИЯ
    1. Живов В. «Исполнительский анализ хорового произведения» -

    2. «Анализ вокальных произведений» ред. О.П. Коловский. – Л. 1988.

    3. Краснощёков В.И. «Вопросы хороведения». – М., 1969

    М.: «Музыка», 1987

    4. Маталаев Л. «Основы дирижёрской техники» - «С.К.», 1986

    5. «Музыкально-энциклопедический словарь» - ред. Г.В Келдыш,

    М.: «Советская энциклопедия», 1990

    6. Романовский Н. «Хоровой словарь», - М.: «музыка», 2000

    7. Самарин В. «Хороведение и хоровая аранжировка», М.:

    «Академия», 2002

    8. Усова И. «Хоровая литература» - М.: «Музыка», 1988.

    9. Чесноков П.Г. «Хор и управление им». – М., 1961.

    ПРИЛОЖЕНИЕ


    написать администратору сайта