План анализа стихотворения. Название стихотворения и его
Скачать 19.44 Kb.
|
1. Название стихотворения и его автор. 2. Ведущая тема (о чём стихотворение?). 3. Основная мысль (что хотел сказать поэт в стихотворении?). 4. Какую картину рисует в своём стихотворении поэт? Опишите. (Обратите внимание на детали картины, их цветовую гамму.) 5. Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения? 6. Главные образы стихотворения. 7. Лексические средства выразительности речи: сравнения, эпитеты, метафоры, олицетворения, звукопись. 8. Синтаксические средства выразительности речи: антитеза, обращение, вводные слова и предложения, восклицание, однородные члены предложения, повторы, параллелизм. 9. Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение? 3. Словарь настроений
4. Словарь терминов Анафора – повторение начальных слов. Ты полон весь мечтою необъятной, Ты полон весь таинственной тоской. (Е. Баратынский) Антитеза – стилистическая фигура; противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов. Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой… (А.С. Пушкин) Гипербола – средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления. («И дольше века длится день» (Б.Л. Пастернак).) Звукопись – повтор одинаковых или сходно звучащих согласных (аллитерация) или гласных (ассонанс). («Забором крался конокрад, загаром крылся виноград»; «Скала и плащ. Скала, и плащ, и шляпа…» (Б.Л. Пастернак).) Инверсия – стилистическая фигура; нарушение общепринятой грамматической последовательности речи. («И курганов зеленеет убегающая даль» (А.А. Фет).) Лирический герой – это образ того героя в лирическом произведении, переживания, мысли и чувства которого отражены в нём. Лирический герой не идентичен автору, хотя и отражает его личные переживания. Литота – художественный приём, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления. («Только в мире и есть, что тенистый дремлющих кленов шатёр» (А.А. Фет).) Метафора – перенос значения; перенос признаков одного предмета на другой по принципу сходства. («Пышное золото осеннего леса» (К. Паустовский); «Всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С.А. Есенин).) Любую метафору можно развернуть в сравнение, добавив «как», «словно». Это позволяет называть метафору скрытым сравнением. Мотив – устойчивый смысловой элемент художественного текста, повторяющийся в фольклорных (здесь мотив означает простейшую повествовательную единицу) и литературно-художественных произведениях. Образ – совокупность определенных, ярко выраженных, значимых примет, характерных для конкретного человека, какого-либо явления природы или материальных предметов, облеченная в словесно-художественную форму. (Образ узника в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Узник») Олицетворение – разновидность метафоры, в которой неодушевленные предметы, явления природы, понятия наделяются признаками человека или какого-либо другого живого существа. («О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно» (Ф.И. Тютчев).) Риторический вопрос (обращение, восклицание) – синтаксический прием; вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. («Знакомые тучи! Как вы живёте? Кому вы намерены нынче грозить?» (М. Светлов).) Сравнение – сопоставление двух предметов или явлений по сходству. Сравнение состоит из 2 частей, которые чаще всего соединяются с помощью союзов или союзных слов «как», «как будто», «подобно», «словно». («Смех звенит, как сережки» (С. Есенин).) Сравнение может быть выражено формой Т.п. («В железных латах самовар // Шумит домашним генералом...» Н.А. Заболоцкий) Тропы (от греч. - поворот, оборот речи) — употребление слов, фраз, выражений в переносном смысле, призванное усилить образность поэтического и вообще художественного языка. К тропам принято относить метафору, метонимию, гиперболу, литоту, иронию, а также эпитет, аллегорию, перифраз. Эпитет – выразительное художественное определение предмета или явления, подчеркивающее какой-либо из его существенных признаков. («Под нами с грохотомчугунным мостымгновенные гремят». (А.А. Фет)) Постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «живая вода» и др. Эпифора – повторение заключительных слов. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьёт меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня! (А.А. Блок) |