шпора. Тропы слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности Аллегория
Скачать 29.42 Kb.
|
Тропы – слова и выражения, используемые в переносном смысле с целью достичь художественной выразительности: Аллегория - иносказательное изображение предмета с целью наиболее наглядно показать его существенные черты: хитрость – лиса Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета: А в комнате людей – за день не перечесть.. Литота - художественное преуменьшение: «мальчик с пальчик», « мужичок с ноготок» Метафора - переносное значение слова, основанное на сходстве одного предмета или явления с другими, скрытое сравнение: Деревья в зимнем серебре Метонимия-сближение, сопоставление понятий по смежности, когда явление или предмет обозначается с помощью других слов и понятий: Все флаги в гости будут к нам (флаги - иностранные корабли) Оксюморон - сочетание слов с противоположным значением: Живой труп. Олицетворение - перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления: «О чем ты воешь, ветр ночной?» Символ – образ, воплощающий какую - нибудь идею, основная эстетическая категория символизма. Аллегория и символ очень близки. Голубь мира. Синекдоха – название части(меньшего) вместо целого (большего) или наоборот (« пропала моя головушка» вместо « я пропал»). Сравнение - предметное или смысловое сходство явлений: Глаза как звезды. Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным: серебряная береза. Постоянный эпитет – красочное определение, образующее устойчивое образно- поэтическое выражение ( сине море, ясный сокол, сахарные уста) Архаизмы - устаревшие слова и выражения, придающие в речи торжественность: город-град Варваризмы - иностранные слова, используемые в массовой литературе: Фрак, жилет и .т.д.Диалектизмы - элементы народной речи, местный говор, используемый жителями какой-либо местности: черевики - туфельки, бирюк- одинокий и угрюмый человек, баз- двор. Жаргонизмы -эмоционально-экспрессивно окрашенная лексика разговорной речи. Жаргон может быть: великосветский, студенческий, армейский, воровской и пр.(хаза- притон, бабки- деньги) Неологизм-новое слово, языковое новшество: «О, рассмейтесь, смехачи!» Просторечие – народно-разговорные выражения, находящиеся за пределами литературной нормы (говаривал, выпимши , крошили саблями) Литературные роды и жанры Роды литературы - способы образного воспроизведения действительности: эпос, лирика, драма. Жанр-вид худ-го произведения: в эпосе- рассказ, повесть, роман, в лирике- стих, ода, в драме- трагедия, комедия и др. Эпос – род литературы, отражающий жизнь подробно. Основные жанры эпоса: Эпопея – самый крупный повествовательный жанр литературы, изображающий большой период исторического времени, где изображаются события , в которых решаются судьбы нации, народа. Роман – эпическое произведение, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности и развернуто в пространстве и во времени. Повесть - один из видов эпического произведения. П. больше по объему и по охвату жизненных явлений, чем рассказ, и меньше, чем роман. Рассказ - небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека Притча - небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное или моральное поучение. Новелла-жанр эпического рода литературы, отличающийся четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки. Очерк - один из жанров эпической литературы, характеризуется быстротой отклика на события окружающей жизни, точностью ее воспроизведения. Сказка – занимательный рассказ о невероятной, но поучительной истории Триллер – разновидность детективно - приключенческого жанра . .Фельетон – художественно – публицистический жанр, газетная статья на злободневную тему, резко осуждающая явления окружающей среды. Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема в свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу. Драма - один из трех основных родов литературы, жанр литературного произведения, предназначенный для постановки на сцене. К драматическим произведениям относятся: Трагедия - разновидность драматического произведения, в основе которой – острый неразрешимый конфликт личности с жизнью или самой собою. Комедия – разновидность драматического произведения, в которой – осмеяние общественного и человеческого несовершенства. Фарс - легкий комедийный жанр. Пародия-вид комического произведения, целью которого служит подражание (с целью осмеяния) Водевиль - легкая комедийная пьеса с куплетами Лирика - один из трех родов литературы, в котором отношение к жизни выражается через передачу индивидуальных чувств и переживаний. Стихотворение – небольшое произведение, созданное по законам стихотворной речи. Белый стих - нерифмованный стих: « Борис Годунов» А.С.Пушкина. Верлибр - свободный стих- современная система стихосложения, представляющая собой своего рода границу между стихом и прозой ( в ней отсутствуют рифма, размер и. т.п.) «Милые спутники, делившие с нами ночлег! Версты, и версты, и версты, и черствый хлеб..» Дума - стихотворение философско – исторического содержания.( «Дума» М.Ю.Лермонтова) Ода - торжественное стихотворение, посвященное какому-то историческому событию или герою. Мадригал – небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвященное даме и восхваляющее ее. Сонет - стихотворение из 14 строк (А.С.Пушкин «Поэту») Послание – лирический жанр в форме обращения к кому-нибудь Элегия – жанр лирической поэзии, сохраняющий интимность, мотивы разочарования, любви, одиночества, бренности земного бытия (Е.Баратынский «Признание) Эпиграмма - краткое стихотворение, высмеивающее какое-либо лицо. Идиллия—жанр лирического произведения, в котором изображена вечно прекрасная, гармоничная природа, несущая покой и умиротворение, иногда в контрасте с мятущимся и порочным Лиро-эпические жанры Баллада – один из видов лиро-эпической поэзии с драматическим развитием сюжета, основой которого является необычайный случай. «Светлана» А.С.Пушкина. Басня – короткий нравоучительный рассказ в стихах или в прозе с четко сформулированной моралью, сатирический по направленности и имеющий иносказательный смысл.( И.А Крылов) Былины – русские народные эпические песни-сказания, повествующие о подвиге богатырей. Поэма – один из видов лиро-эпических произведений, для которых характерны сюжетность, событийность и выражение автором или лирическим героем своих чувств. Роман в стихах – лиро-эпический жанр, объединяющий сюжетность эпического повествования с лиризмом, эмоциональностью Стихотворение в прозе – один из видов лирических произведений в прозаической форме (стих-е в прозе И.С.Тургенева. Фантастика - разновидность худ.литературы, в основе которой несуществующее в действительности, созданное воображением. Структура литературного произведения Композиция - построение произведения, расположение и взаимосвязь частей, эпизодов. Сюжет – содержание, ряд событий, описанных в худ-м произведении, положенных в его основу. Мотив - часть сюжета худ-го произведения, явление повторяющееся. Из многочисленных М. складываются различные сюжеты (мотив дороги, мотив поиска, мотив обогащения.) Элементы сюжета : Пролог - своеобразное вступление, в котором повествуется прошлое. Экспозиция - введение в действие, обрисовка положения действующих лиц, в котором они находятся до начала действия. Завязка - начальный момент в развитии событий, часто - начало конфликта, эпизод, определяющий все последующее развертывание действия. Развитие действия – система событий, которые вытекают из завязки, по ходу развития действия конфликт, как правило, обостряется, а противоречия проявляются все яснее и острее. Конфликт - острое столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, какое-либо противоречие, лежащее в основе развития действия. Кульминация - момент наивысшего напряжения действия, вершина конфликта . Развязка - один из элементов сюжета, заключительный момент в развитии действия в произведении. Эпилог – заключительная часть произведения. Финал, отделенный от основной части текста. Контекст - законченная в смысловом отношении часть текста художественного произведения. Эпизод-отрывок , в котором говорится о законченном событии, происшествии. Фабула – последовательное изображение событий худ. произведения в хронологической последовательности. Содержание литературного произведения Тема - круг жизненных явлений, положенных писателем в основу художественного произведения. Тематика – совокупность тем художественного произведения или творчества писателя. Идея - основная мысль художественного произведения, характеризует отношение автора к изображаемым событиям и героям. Афоризм - обобщенная глубокая мысль, выраженная в лаконичной краткой форме: «Вишневый сад» ( «Вся Россия – наш сад») Лейтмотив - основная мысль, пронизывающая худ-ое произведение, неоднократно повторяется и подчеркивается автором. Пафос (авторское настроение)– воодушевление, подъем, состояние душевного переживания. Проблема - сложный вопрос, поставленный в произведении (может получить ответ или остаться неразрешенным ), та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Проблематика - перечень, совокупность проблем, затронутых в произведении. Приемы создания художественного образа человека Портрет – изображение внешности героя в произведении. Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж Пейзаж - картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа. Деталь - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку. Психологизм - углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений. «Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого. Коллизия- столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц. Диалог – разговор двух персонажей Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» - замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя». Монолог - речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух Ремарка - краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения. Приемы создания художественного образа человека Портрет – изображение внешности героя в произведении. Интерьер – изображение условий, в которых живет и действует персонаж Пейзаж - картина природы в худ. произведении, помогает лучше понять мысли и чувства персонажа. Деталь - выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и идейную нагрузку. Психологизм - углубленное изображение внутреннего мира персонажа, его чувств, мыслей, ощущений, настроений. «Диалектика души»- художественный прием, воспроизводящий процесс зарождения и последующего формирования мыслей, чувств. развития одного из другого (перерастания любви в ненависть или возникновение любви из симпатии) Творчество Л.Н.Толстого. Коллизия- столкновение противоположных интересов и стремлений у действующих лиц. Диалог – разговор двух персонажей Реплика – лаконичное высказывание или речевой отклик ( ответная фраза) в диалоге. Форма речевого самораскрытия героя. «Р. в сторону» - замечание по тому или иному поводу, адресованное зрителю или произносимое «про себя». Монолог - речь одного человека в художественном произведении. Внутренний монолог – речь, обращенная к самому себе и не произносимая вслух Ремарка - краткое указание или пояснение автора, описывающее поступки героев драматического произведения. Комическое и сатирическое Юмор - изображение героев в смешном виде. Смех веселый и доброжелательный. Алогизм - стилистический прием , при котором намеренно нарушаются логические связи с целью создания комического эффекта. ( «Шинель» Гоголя) Ирония - насмешка, притворство, выражающее двойной смысл. (« Отколе, умная, бредешь ты, голова7 (спрашивают осла). И.А.Крылов) Подтекст – неявный смысл, не совпадающий с прямым текстом, средство умолчания или иронии. Сарказм – злая и язвительная насмешка – издевка , высшая степень иронии, средство сатиры Сатира - способ проявления комического, состоящий в уничтожающем осмеянии, явлений, которые представляются автору порочными. Памфлет - остросатирическое произведение на злободневную тему. Гротеск - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. (Салтыков- Щедрин «История одного город») Вечные образы - образы героев литературных произведений мировой литературы, в которых писатели на основе жизненного материала своего времени воплощают общечеловеческое обобщение, применимое в жизни последующих поколений, художественные образы, приобретшие нарицательное значение. Внесценический персонаж – персонаж драматургического произведения, упоминаемый по ходу действия сценическими героями, не появляющийся на сцене, но дающий дополнительные сведения о главных героях. ( «Горе от ума» А.С.Грибоедова) Тип – худ. образ, наделенный характерными, обобщенными чертами какой-либо группы людей. Ритм - повторение каких-либо однозначных явлений через равные промежутки времени (например, чередование ударных и безударных слогов в стихе) Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк : мужская(последний слог - ударный), женская (последний слог – безударный), дактилическая (ударный – третий от конца слог), гипердактилическая (ударный- четвертый от конца слог), смежная, парная (аа), тройная (ааа), перекрестная (абаб), кольцевая (абба), точная (занемог – не мог), ассонанс (докеры – оперы). Силлабическое стихосложение – слоговая система стихосложения, основанное на равенстве числа слогов в каждом стихе с обязательным ударением на предпоследнем слоге. Силлабо - тоническое стихосложение – слогоударная система стихосложения, которая определяется количеством слогов, числом ударений и их расположением в стихотворной строке. Основано на равенстве числа слогов в стихе и упорядоченной смене ударных и безударных слогов Тоническое стихосложение - система стихосложения, в основе которой – равенство ударных слогов в строках. Длина строки определяется количеством ударных слогов. Число безударных слогов - произвольное. Широко распространено в народном стихосложении. Стопа - устойчивое соединение ударного слога с одним или двумя безударными, которое повторяется в каждом стихе. С. может быть двухсложной (ямб, хорей), трехсложной (дактиль, амфибрахий , анапест) Хорей – с ударением на первом слоге.( «Буря мглою небо кроет…») Ямб – с ударением на втором слоге. («Открылась бездна, звезд полна»). Дактиль- с ударением на первом слоге: «Тучки небесные, вечные странники!» Амфибрахий- с ударением на втором слоге. «Однажды в студеную зимнюю пору…» Анапест- с ударением на третьем слоге «Укажи мне такую обитель…» Строфа - группа стихов, составляющих единство. Стихи в строфе связаны определенным расположением рифм. Онегинская строфа – принадлежащая А.С.Пушкину форма строфы, которой написан роман «Евгений Онегин», 14 – стишие четырехстопного ямба с рифмовкой «абабввдееджж» Поэтический синтаксис и интонационные фигуры: Фигура стилистическая – оборот речи, особое синтаксическое построение, к которым прибегает автор для усиления выразительности художественного слова. Антитеза - противопоставление образов, понятий, картин, слов: «Черный вечер, белый снег» Бессоюзие (асиндетон) - намеренный пропуск союзов: « Мелькают мимо будки,бабы» Многосоюзие (полисиндетон) – увеличение числа союзов между словами с целью замедлить речь вынужденными паузами, сделать ее выразительнее: «И волны теснятся, и мчатся назад, и снова..» Инверсия - необычный порядок слов, который придает фразе особую выразительность Параллелизм – однородное синтаксическое построение предложений, сближение явлений по сходству : «Твой ум глубок, что море, твой дух высок, что горы…» Перифраз - описательное выражение, оборот речи, заменяющее слово: Петр Первый-основатель Петербурга Повтор (рефрен)- неоднократное повторение одних и тех же слов или выражений (в песнях - припев) : « Соловей мой, соловей, голосистый соловей!» Виды повторов: Анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф: «Люблю тебя, Петра творенье , Люблю твой строгий, стройный вид…» Эпифора – единство концовок: Струится нетихнущий дождь, томительный дождь… Градация – своеобразная группировка определений либо по нарастанию, либо по ослаблению эмоционально – смысловой значимости: « Не жалею, не зову, не плачу…» Кольцо – повторение в конце произведения каких-либо элементов его начала (звуковых, лексических, синтаксических, смысловых. Риторические вопросы, обращения, восклицания усиливают внимание читателя, не требуя от него ответа. Поэтическая фонетика Аллитерация - повторение однородных согласных звуков, придающих тексту особую звуковую выразительность: «Пора, перо покоя просит» Ассонанс – повторение в стихотворной речи однородных гласных звуков: « Стало в комнате темно. Заслоняет слон окно ..» Анафора – единочатие: « Я, говорит, не воин, Я, говорит, раздвоен…» Паронимия – игра близкими по звучанию словами, когда случайное сходство звука используется для создания новой смысловой связи: Леса – лысы. Леса обезлосели. Леса обезлисели. Литературное направление – обозначает единство основных творческих особенностей художников слова в определенный период. Это единство возникает на основе общности худ. метода, мировосприятия, эстетических взглядов. Классицизм - литературное направление 17-19 веков, выработавшее строгие стилистические и жанровые нормативы в драме три единства: единство действия, времени и места)(«Горе от ума») Сентиментализм –литературное направление второй половины 18 века, признающее основой человеческой природы не разум, а чувство. («Бедная Лиза» Н.М.Карамзина) Романтизм - литературное направление конца 18 – начала 19 века, принцип восприятия мира, в основе которого лежит разлад идеала и действительности (двоемирие)(ранний Пушкин) Реализм - художественное направление, утверждающее изображение жизни в образах, соответствующих сути самой жизни, создаваемых посредством типизации фактов действительности и индивидуализации характеров.( Гоголь) Критический реализм - литературное направление, возникшее в середине 19 в., ориентированное на непосредственное отражение несовершенства повседневной жизни людей, несправедливости общественного порядка и микроустройства в целом. (Толстой) Натурализм -направление в искусстве последней трети 19 века, сущность которого- протокольно точное описание «в натуре» явлений живой жизни без их критического отбора.(Достоевский) Модернизм - направление в литературе первой половины 20 века, противостоит реализму, « другое искусство», в основе которого принцип «от противного» ( по отношению к традиционному искусству), основывается на эстетике символизма и неоромантизма и т.д. Серебряный век - термин, обозначающий самобытный и продуктивный период развития русской культуры от начала 20 века до 21 года, объединяет представителей модернистских течений (акмеизма, символизма, футуризма и т. д.), им был свойствен активный творческий поиск нового содержания и форм его отражения. Акмеизм - литературное течение модернизма, которое утверждало отражение мира в его зримой конкретности, с острым взглядом на подробности бытия, живым и непосредственным ощущением природы, мыслью о равноправии всего сущего.(Гумилев, Ахматова) Символизм - литературное течение конца 19- начало 20 века, утверждавшее символ как основное художественное средство для выражения непостижимой сущности жизни. ( Брюсов, Блок) Имажинизм - литературное течение в первой трети 20 века, утверждавшее самоценность слова-образа, культивировало свободный стих, игру ритмов. ( С.Есенин) Футуризм - литературное течение модернизма начала 20 века, ориентируется на преображение мира путем разрушения старого искусства и создания нового сверхискусства. (В.В.Маяковский ) Импрессионизм - модернистское художественное течение в последней трети 19 –начале 20 века, которое стремилось как можно точнее запечатлеть первое восприятие окружающего мира, показать его подвижность и изменчивость. Социалистический реализм –литературное направление, возникшее в годы советской власти, ведущий метод советской литературы.( М.Горький) |