Главная страница

Немчинова Елена Игоревна Креативные пространства как фактор развития туризма (на примере г. Калининграда) Магистерская диссертация


Скачать 5.08 Mb.
НазваниеНемчинова Елена Игоревна Креативные пространства как фактор развития туризма (на примере г. Калининграда) Магистерская диссертация
Дата30.11.2022
Размер5.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVKR_Nemchinova_E_I_Magisterskaya.pdf
ТипДиссертация
#820941
страница2 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Таким образом, можно отметить, что создание креативных пространств – это путь к созданию благоприятной творческой среды. Креативное пространство дает возможности для творческой самореализации с учетом индивидуальных способностей и увлечений человека. Креативное пространство — это свобода любых проявлений личности, идущих из индивидуального творческого посыла и формирующих интересы и свой личный «вкус жизни». Креативное пространство можно определить как инфраструктуру, где можно проводить, или посещать мероприятия, найти сторонников, сотрудников, подрядчиков, а также партнеров для реализации инновационных социально-значимых проектов или коммерческих стартапов
1
.Это площадки для реализации своих идей, проведения творческих мероприятий, например, презентаций, концертов, выставок, семинаров, просмотров фильмов с обсуждением и т.д. (Жарков,
2012).
Подводя итоги данного раздела, необходимо выделить основные признаки креативного пространства, опираясь на все сказанное выше и учитывая сегодняшний опыт создания подобных объектов.
Во-первых, креативные пространства привлекают креативный класс, который не обладает жесткими характеристиками по роду деятельности и денежному доходу, благодаря чему становятся местом объединения самых разных людей по возрасту, полу, профессии, семейному положению и т.п.
Во-вторых, подобные пространства являются культурным центром города, проводя на своей территории выставки, кинопоказы, концерты и многое другое.
В-третьих, креативные пространства многофункциональны, т.к. позволяют проводить на их площадках как культурные, так и образовательные мероприятия. Также здесь размещаются заведения различной направленности – кафе, бары, магазины, офисы и прочее.
В-четвертых, креативные пространства зачастую используют повторно заброшенные или исторические здания, помогая таким образом разумно задействовать пустующие территории и улучшить внешний вид города, реставрируя данные здания.
1
Стартап — это компания, созданная для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели.
(Стив Бланк, Боб Дорф. Стартап. Настольная книга основателя. М: Альпина Паблишер, 2014.-616 с.)

12
В-пятых, креативные пространства предоставляют свою площадь для объединений малого и среднего бизнеса, что благоприятно сказывается на развитии данных инициатив.
В-шестых, креативные пространства повышают туристскую привлекательность города, вызывая интерес не только у жителей, но и посещающих город туристов.
Таким образом, креативное пространство – это место для отдыха, общения, саморазвития и самореализации, которое дает возможность молодежи развиваться, а также предлагает рабочие места, способствует развитию экономики региона и способствует повышению туристской привлекательности города.
1.2 Типы креативных пространств и их функции
Креативное пространство может иметь множество типов и форм, начиная с публичных площадок и клубов по интересам, и заканчивая центрами современного искусства и целыми арт-кварталами.Необходима четкая классификация типов креативных пространств. Исследователь Д. Абрамов дает длинный список креативных пространств, среди которых он называет творческие кластеры, коворкинги, антикафе, культурные центры, галереи. Тем не менее, автор включает сюда также и кафе, бары, библиотеки, фотостудии, музеи, кинотеатры, хостелы и многое другое. Трудно с этим согласиться, так как креативные пространства обычно представляют собой многофункциональные площадки, которые, в свою очередь, могут включать бары, магазины, кафе, выставочные пространства и все остальное. (Абрамов, электронный ресурс).
Чтобы четко понимать какие именно пространства принимать за креативные, а также сформулировать классификацию типов таких пространств, необходимо ввести понятие «рекреационное пространство» и сравнить его с понятием «креативное пространство».
Рекреационное пространство, по мнению доктора экономики В. Члаидзе, – часть социального пространства, используемая для рекреационной деятельности. При этом пространство может быть как физическим, так и виртуальным, (например, интернет).
Опираясь на это понятие, можно сделать вывод, что кинотеатры, кафе и библиотеки являются рекреационными пространствами. Креативные пространства также могут быть рекреационными, так как помимо творческой деятельности они подразумевают отдых, рекреацию. Однако рекреационные пространства не являются креативными, если они не способствуют развитию творческой деятельности, если они не способствуют саморазвитию.

13
Исследователь Д. Н. Суховская предлагает наиболее удачную классификацию.
Она делит креативные пространства на лофты, зоны коворкинга, арт-пространства, арт- кварталы, центры современного искусства. Автор считает правильным добавить к данной классификации антикафе, так как по мнению создателей оно также считается креативным, его концепция подразумевает не только рекреационную составляющую, но и творческую деятельность. В целом, все эти типы ориентированы на конечный продукт, который несет в себе творческую составляющую, а создатели стремятся поделиться своим опытом с другими. Помимо данных терминов есть синонимичные – арт-платформа, некафе и т.д. Все они означают какой-либо из представленных типов креативного пространства.
Лофт — тип жилища, переоборудованное под жильё помещение заброшенной фабрики, другого здания промышленного назначения. Лофты очень популярны в городах с депрессивными промышленными районами, где промышленность больше не выгодна, а здания фабрик и заводов пришли в запустение. Организуя лофт в зданиях заброшенных фабрик и заводов, город таким образом избавляется от депрессивных районов, а также приобретает площадку для развития творчества среди городского населения и интересное место для посещения жителями города и туристами. Истории создания лофтов описана в следующей подглаве. (Суховская, 2013).
Арт-пространство — бывшие промышленные пространства с большими площадями и высокими потолками использующиеся не только для жилья, но и для организации многофункциональных культурных центров с выставочными залами, кафе, ресторанами, офисами, концертными площадками. Каждый из этих и многих других проектов представляет собой переоборудованное дизайнерами и архитекторами индустриальное пространство.(Суховская, 2013).
Не всегда, однако, арт-пространство занимает промышленное пространство.
Иногда это название может иметь пространство, находящееся в обычном жилом доме, в историческом здании и т.д. Это главное отличие арт-пространства от лофта, несмотря на остальные схожие характеристики.(Суховская, 2013).
Зоны коворкинга (с английского языка «co-working» — совместно работающие)
— отдельное пространство для совместной работы, в основе которого лежит модель работы, в которой участники, оставаясь независимыми и свободными, используют общее пространство для своей деятельности. Схема работа коворкинга проста.
Владелец большого офисного помещения сдает рабочие места за небольшую плату людям, которым иногда нужен офис: кому-то для того, чтобы провести переговоры с партнерами, кому-то нужно рабочее место, чтобы формализовать рабочий режим.

14
Коворкинг занимает промежуточное место между работой дома и использованием отдельного офиса. Коворкинги могут быть самостоятельным пространством, либо быть частью другого креативного пространства. (Суховская, 2013).
Такая организация рабочего места довольно популярна среди удаленных сотрудников, переводчиков, программистов, дизайнеров и начинающих предпринимателей. Мировой столицей коворкингов считается Сан-Франциско. Но и в
Великобритании и Германии они тоже развиваются. В последнее время коворкинги становятся популярными в России. Они функционируют в Москве, Санкт-Петербурге,
Воронеже и других городах.(Суховская, 2013).
Центры современного искусства — музейно-выставочная и научно- исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства в контексте мирового художественного процесса, формирование и реализацию программ и проектов в области современного искусства, архитектуры и дизайна в стране и за рубежом. (Суховская, 2013).
Антикафе – заведение в котором посетители платят только за время, проведенное в нем, а в эту стоимость безлимитно включены напитки и угощения. В стоимость входят различные мероприятия и развлечения. В антикафе проводят мастер- классы, проходят чтения, организуют конференции и концерты. Здесь можно как отдыхать, так и работать.
На данный момент существует уже несколько сотен таких заведений, они есть в более чем восьми странах мира. Хотя основное количество антикафе находится на территории Российской Федерации, формат широко распространён в странах СНГ и выходит на европейский рынок (Чехия, Словакия, Франция, Германия, Англия) и
США. В антикафе также может располагаться коворкинг. (Информационный сайт об антикафе, электронный ресурс).
Арт-квартал — это часть города, ориентированная отвечающая следующим критериям: относительная компактность размещения и пешеходная доступность всех объектов, обеспечивающих разнообразное и насыщенное событиями времяпрепровождение. Он может совмещать в себе как все представленные типы пространств, или некоторые из них. Он должен быть комфортным, эстетичным и аутентичным местом, где приятно и интересно проводить время. Представителям творческих индустрий арт-кварталы предоставляют возможность работать, экспонировать и продавать результаты своего труда. Инвесторам, удачно вписавшим в структуру квартала бутики дизайнерских марок, кафе, бары и т. п. (Суховская, 2013).

15
Среди творческих индустрий специалисты отмечают следующие секторы: мода, дизайн, реклама, архитектура, декоративное искусство и ремесла, музеи и культурный туризм, киноиндустрия и видеоиндустрия, мультимедиа и компьютерные игры, музыка и звукозапись, исполнительские искусства и сфера развлечений, литература и издательское дело. Творческую среду можно создавать не только в рамках одного помещения или же офиса — она может занимать целое здание, даже район, объединяя представителей креативных независимых компаний, влияя на развитие городской среды и самого города. Такое территориальное объединение называется креативный, или творческий, кластер. Он также носит имя арт-кластер. Кластер — это не только помещение, пространство. Кластер — это единая система, которая объединяет творческих предпринимателей, пространство, в котором они работают, и творческую атмосферу, которую они создают. Также для творческих кластеров характерна нацеленность на изменения в экономике, социуме и раскрытие творческих способностей отдельных людей. Совокупность всех выше перечисленных пространств по мнению автора является арт-кластером, или творческим кластером.(Суховская,
2013).
Наиболее популярными площадками для создания творческих кластеров являются территории индустриальных районов, заводов и производственных помещений. Причинами являются зачастую удачное расположение в городе и непривлекательность для большинства инвесторов, в то время как для художников это сотни свободных квадратных метров, где можно реализовывать самые разнообразные проекты. Такая тенденция является благоприятной для развития городской среды, когда индустриальные районы приобретают новую жизнь в современном искусстве.
Главными составляющими арт-кластера являются ядро кластера (идея, ремесло) и пространства, которое формируется вокруг ядра. Это могут быть галереи, библиотеки, залы для занятий, магазины и прочее. (Суховская, 2013).
Существуют различные креативные (творческие) кластеры, образование которых во многом зависит от наличия и особенностей региональных культурных ресурсов. Так, существуют креативные кластеры, которые направлены на поддержку визуального искусства, другие основаны на музейной коммуникации, третьи предполагают акцент на декоративно-прикладных искусствах. Существуют в мире и такие креативные кластеры, которые имеют мультикультурные характеристики.
(Суховская, 2013).
На основе анализа типов креативных пространств, можно сделать вывод, что большинство из них формируются в основном на территории бывших промышленных

16 предприятий, закрытых за ненадобностью, в заброшенных складских помещениях, в бывших индустриальных районах города. Тем самым они способствуют перерождению данных территорий в места концентрации творческих индустрий, давая им новый виток развития. (Суховская, 2013).
Таким образом существует большое количество разнообразных типов креативных пространств, способствующих реализации потенциала современного общества. (Суховская, 2013).
На основе данной типологизации автором предложена схема классификации типов креативных пространств, входящих в творческий кластер. (См.прил. 2, схема 2).
1.3 История возникновения креативных пространств
О креативности заговорили сравнительно недавно, в последнее десятилетие XX века. Разумеется, понимание креативности пространства появилось не вдруг, созревая и укореняясь эмпирически, в длительном опыте возрождения и преумножения жизнеспособности архитектуры конкретного назначения. Начало этого движения с сопутствующим осмыслением принято выводить из истории Нью-Йорка периода
Великой депрессии. (Стеклова, Рагужина, 2013).
Предпосылок к появлению такого необычного явления было несколько. Во- первых, огромные промышленные предприятия находились на территории города, в основном в нынешних популярных районах Сохо и Трайбека. После того, как город начал разрастаться, все эти фабрики и заводы оказались буквально в центре Нью-
Йорка, и земля поднялась в цене в десятки раз. Во-вторых, Великая депрессия, поразившая Соединенные Штаты в конце 20-х, привела к тому, что многие предприятия обанкротились и были закрыты. (Стеклова, Рагужина, 2013).
Освободившиеся помещения, расположенные на тот момент в уже весьма престижных районах, долго пустовать, конечно же, не могли. В-третьих, стоимость аренды таких брошенных промышленных помещений была значительно ниже, чем плата за проживание в обычной квартире в том же районе, так что желающих стать владельцами подобного здания было довольно много. Так, в 30-х годах XX столетия зародился новый архитектурный стиль, лофт, в дальнейшим давший название первым креативным пространствам.(Стеклова, Рагужина, 2013).
Лофт – верхний этаж склада или промышленного здания, переоборудованный под жилье или мастерскую. Первоначально арендаторами лофтов становились исключительно представители богемы: художники, музыканты, артисты, писатели и скульпторы. Этих творческих людей привлекали не только низкая арендная плата, но и

17 особенности бывшего индустриального здания — необычайно высокие потолки, огромные пространства, не разделенные на традиционные спальни и гостиные, окна от пола до потолка, дополнительное потолочное освещение, свободный и оригинальный интерьер. Это было идеальным решением для организации студии, мастерской, выставочной галереи. Одним из первых художников, устроившихся в манхэттенских лофтах, был Джексон Поллок, абстракционист. Он занимал огромное помещение под крышей бывшей ткацкой фабрики и создавал там свои тревожные и эмоциональные картины. (Стеклова, Рагужина, 2013).
Вскоре лофт стал обозначать не только направление в архитектуре, но и место собраний городской богемы, некое креативное пространство, где творческие люди могли создавать нечто новое. Примером является знаменитая фабрика Энди Уорхола, благодаря которой в 60-е годы лофты достигают пика популярности. Энди Уорхол, художник, писатель, продюсер, кинорежиссер, открыл на Восточной 47-й улице в
Манхэттене свою ставшую хрестоматийной «Фабрику», здание, где жил и он сам и его ученики. Фабрика стала Меккой для богемы. Постоянные посетители “Фабрики” называли её не иначе как “Серебряная Фабрика” из-за маленьких оберток фольги, серебряной краски, и также серебряные воздушные шары, которые украшали потолок. Стены, окрашенные в серебряный цвет, символизировали новое искусство.
«Фабрика» была не только студией, в которой работал Уорхол, это было место его идей, в котором он окружил себя группой людей, которые его вдохновляли. Это было излюбленное прибежище нью-йоркской богемы: музыкантов, писателей, художников, фотографов, режиссеров. Фабрика Энди Уорхола считается первым креативным пространством, с которого начала развиваться креативная индустрия. Чуть позже в разоренные промышленные комплексы начали въезжать музеи, культурные и деловые центры, экспозиционные объединения и т.д. (Стеклова, Рагужина, 2013).
В России первые креативные пространства типа лофт появились сравнительно недавно. Первооткрывателями в этой области стали Москва и Санкт-Петербург.
МоМА (Museum of Modern Art) стал первым центром современного искусства в
Нью-Йорке. Музей был основан в 1928 году.Первоначально он размещался в офисном здании. Открытие музея состоялось в 1929 году. Первым директором музея стал искусствовед Альфред Барр. Коллекция музея, насчитывающая огромное количество произведений искусства, созданных не ранее 1880 года, постоянно обновляется. В 2004 году MoMA обзавелся новым зданием работы японского архитектора Йоси Танигути, которое и само по себе является шедевром современного архитектурного искусства.
Сегодня Музей современного искусства — одна из ключевых достопримечательностей

18
Нью-Йорка, которую считают своим долгом посетить 2 670 000 человек в год. Музеи современного искусства теперь существуют по всему миру: в Лондоне (TateModern), в
Бильбао (музей Гуггенхайма), в Париже (Центр Жоржа Помпиду), в Кельне (музей
Людвига), в Дохе (Матхаф: Арабский музей современного искусства), в Мехико (музей современного искусства «Соумайя»), в Санкт-Петербурге (музей современного искусства Эрарта).
Арт-кластеры в мире возникали еще в XIX веке, например, Монмартр в Париже, населенный представителями богемы и заполненный галереями, магазинами и кафе
«творческой интеллигенции». В XX веке возникает новое явление – размещение арт- кластеров в промышленных зонах. Примеры этого - институт современного искусства
«КунстВерке» (Kunst-Werke) в Берлине, расположенный в здании бывшего маргаринового завода, «Фэргфабрикен» (Färgfabriken) в Стокгольме на месте прядильной фабрики, где сейчас находится театр и различные выставочные пространства. В России это творческий кластер «Artplay».
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта