Главная страница

Немчинова Елена Игоревна Креативные пространства как фактор развития туризма (на примере г. Калининграда) Магистерская диссертация


Скачать 5.08 Mb.
НазваниеНемчинова Елена Игоревна Креативные пространства как фактор развития туризма (на примере г. Калининграда) Магистерская диссертация
Дата30.11.2022
Размер5.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVKR_Nemchinova_E_I_Magisterskaya.pdf
ТипДиссертация
#820941
страница4 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
2.1 Организация на территории заброшенного сталелитейного завода светового шоу. Была установлена сложная динамическая система освещения завода. Ночью экскурсовод водил посетителей по заводским лабиринтам, создающим фантастические световые картины. Плоская территория помещения с помощью заводских конструкций была оборудована массой приспособлений, создающих «препятствия» для желающих покорить «горы» из металлоконструкций.(Быстрова, 2014).

27 2.2 В одном из бывших газгольдеров
2
был устроен бассейн с помещенными и затопленными в нем грузовыми и легковыми автомобилями. Он используется для тренировки аквалангистов, специализирующихся на спасении людей из затонувших автомобилей. (Быстрова, 2014).
3. «Превращение слабых сторон в сильные». Работа, нацеленная на возрождение экологически неблагополучной территории. Развитие Эмшер Парка, как крупнейшего в своем роде центра по решению проблем загрязнения природы. (Быстрова, 2014).
Финансирование парка Эмшер происходило из различных источников.
Правительство земли Северный Рейн-Вестфалия выделило 17,9 миллионов евро.
Большую часть средств предоставили частные компании, некоммерческие группы и органы местного самоуправления городов. При этом IBA была частной компанией, принадлежащей земле
Северный
Рейн-Вестфалия, но не была частью правительственных структур (Быстрова, 2014).
Каждый из 100 с лишним проектов был самоуправляемым и сам заботился о привлечении финансирования. В начале работы было принято пять основных направлений деятельности: парк Эмшер; регенерация водной системы реки Эмшер (70 км реки и 250 км речек и ручьев); деятельность в парке; новое использование старых промышленных зданий; проекты новых домов.
Все муниципалитеты согласились с генеральным планом ландшафтного парка
Эмшер и подписали меморандум, в котором обозначены общие принципы деятельности. Все это время большое внимание уделялось и уделяется сотрудничеству между муниципалитетами, поскольку масштаб проектов не всегда ограничивается одним городом. На первом этапе основные инвестиции направлялись в социальную, художественно-культурную, инфраструктурную сферы, а также для создания зеленых зон
(1994–1999).
Местность очищали от промышленных загрязнений, реконструировали некоторые старые промышленные объекты, создавали пешеходные дорожки вдоль реки. Рядом с офисными зданиями строились жилье и объекты соцкультбыта. Необходимо было также решить проблемы с чистой водой, которой очень сильно не хватало в регионе. На втором этапе (2000–2005) главный акцент ставился на жилье и создание рабочих мест.(Быстрова, 2014).(См.прил.3,картосхема 2).
После истечения в 1999 г. сроков первого проекта возник его преемник —
«Концепция Рур», где большую роль играют «инициативы снизу». В декабре 2007 г. 35 городов и три округа представили «Концепцию Рур» — проект устойчивого городского
2
Газгольдер (от англ. gas-holder) – крупный резервуар для хранения природного, биогаза, или сжиженного нефтяного газа

28 и регионального развития всей Рурской области. Она основана на пяти ведущих принципах и включает в себя 274 проекта с общим объемом инвестиций 6 миллиардов евро. На этом этапе активно велась очистка реки Эмшер. (Seltman, 2007).
Благодаря государственной поддержке появилось множество новых компаний, которые взяли на вооружение новейшие методы в области проверки качества или природоохранных технологий. Произошло экологическое обновление речной системы
Эмшера — полная перестройка и «возврат в природу» 350 км водных протоков, загрязнявшихся на протяжении 30 лет. К концу 1990-х более 50 000 человек в районе
Эмшера были приняты на работу в сфере восстановительных и предупреждающих технологий. Происходит развитие Парка — созданы цепи из 22 научных и технологических центров на месте старых промышленных объектов. Создание пейзажного парка Эмшер и семи зеленых коридоров, отделяющих друг от друга крупные городские центры. Новый музей, созданный в газохранилище стал настолько популярным, что вокруг него развилась инфраструктура, обслуживающая гостей музея, со всего мира сюда приезжают туристы.(Быстрова, 2014).
При длине 70 км и площади 460 кв. км ландшафтный парк Эмшер является крупнейшим проектом по реабилитации в Европе. Он включает в себя 17 городов в районе Рура с общим населением 2,5 миллиона человек — Рур, Боттроп, Гладбек,
Гельзенкирхен, Эссен, Реклингхаузен, Вальторп, Люнен и др. По территории протекают три реки — Липпе, Эмшер и Рур. Долина реки Эмшер была и остается территорией с высоким уровнем урбанизации, но 60 % ее составляют зеленые насаждения. (Быстрова, 2014).
В качестве примера города, входящего в территорию Эмшер парка, можно привести Эссен - город на западе Германии с населением чуть больше полумиллиона. В
30-е годы прошлого века на северной окраине города по последнему слову науки и техники был построен единый комплекс шахт Цольферайн, который должен был с успехом функционировать до самого конца XX века. Однако известный кризис 80-х годов не обошел ее стороной и шахту закрыли. Все здания, занимавшие 14 кв. км, в большей своей части были демонтированы, оборудование вывезено. В результате бурных общественных и научных дискуссий о вопросах архитектурной и исторической значимости комплекса, и при поддержке земельных властей Северного Рейна -
Вестфалии шахта получила статус архитектурного памятника, а в 2001 году была признана объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. (См.прил.1, рис.9).В
1988 году правительством земли Северный Рейн - Вестфалия был принят план по преобразованию индустриального комплекса в центр дизайна, образования, туризма и

29 культуры. На территории бывшей шахты разместились: музей Рура и музей современного промышленного дизайна, арт-студии, Центр дизайна земли Северный
Рейн - Вестфалия, Центр современной хореографии и офисы креативных компаний.
Ежегодно центр Цольферайн привлекает около 800 тысяч посетителей, среди которых туристы и деятели современного искусства.(Зеленцова, 2010).
Более современным и интересным для настоящего исследования городом является Лейпциг. Несмотря на то что самым креативным городом принято считать
Берлин, тем не менее, эксперт Р. Айзольдт говорит о том, что сегодня город становится более профессиональным, а темп развития новых творческих инициатив в городе замедлился.
В городе Лейпциге, расположенном в двухстах километрах от Берлина, на данный момент насчитывается до 30000 пустующих квартир и, таким образом, около
3000 заброшенных жилых домов. После падения Берлинской стены многочисленные индустриальные предприятия
ГДР были закрыты из-за недостатка конкурентоспособности и нерентабельности. Многие жители, соответственно, покинули Лейпциг и переехали в Западную Германию. Население Лейпцига сократилось почти вдвое. Старые фабрики и здания опустели и стали разрушаться.
Город оказался пустующим и невостребованным, рискуя остаться на периферии как в сознании инвесторов, так и туристов. Однако активность граждан помогла градостроителям реформировать его и превратить из индустриального города в один из крупнейших культурных центров страны.
Наибольшего успеха власть и жители Лейпцига добились в сфере ревитализации старых зданий и промышленных зон. В стенах старых заводов стали появляться резиденции художников и арт-кластеры. Наиболее ярким примером является бывшая хлопчатобумажная фабрика «Шпиннерай», на десяти гектарах которой разместились галереи, художественные мастерские, где молодые люди занимаются креативными проектами, театром и кино. (См.прил.1, рис.10).
Городские власти также призвали творческих людей осваивать заброшенные дома Грюнвальдской эпохи, чтобы спасти их от разрушения. Стимулировали желающих воплотить свой социальный, культурный или арт-проект тем, что позволили им жить в домах бесплатно или за очень низкую плату. Также старые дома начали выкупать и создавать в них «Hausprojekte» – «домашние проекты».
Наконец, исторические здания превратились в творческие лаборатории, которые притягивают к себе креативных людей со всего мира. Более, чем за 20 лет город сумел преодолеть проблему плохой экологии и создал благоприятный бизнес-климат.

30
Проектировщик Ш. Габи, принявший участие в возрождении Лейпцига, резюмирует результат восстановления города.
Первое – это создание программы городского строительства, направленной на улучшение условий жизни в неблагоустроенных домах и районах, а также на реконструкцию и модернизацию устаревших жилых зданий.
Второе – оживление бизнес-климата, содействие экономическому развитию.
Лейпциг изначально поступал неправильно, сохраняя в городе грязную промышленность, которая не была востребована. Теперь промышленная зона превратилась в центр креативной индустрии.
Город Лейпциг сумел при помощи креативных пространств оживить свои районы не только внешне, но и внутренне. Авторы проекта ревитализации позаботились о том, чтобы множество заброшенных зданий и зон сыграли на руку городу. Можно с уверенностью сказать, что креативные пространства оказались стимулом для развития культуры и экономики города, а также вдохновили молодежь на создание собственных проектов и привлекли сюда туристов.
Таким образом происходило развитие территории за счет креативной индустрии в Европе.
Индустриальные центры прошлого стали самыми яркими подтверждениями успешности государственной культурной политики на пути улучшения экономической и социальной ситуации в этих городах. Бывшие промышленные территории, заброшенные пространства были отданы представителям творческих индустрий на льготных условиях аренды. В скором времени эти места стали «колониями художников» или «творческими кластерами».
2.2 Российский опыт создания креативных пространств и их влияние на развитие туризма
Российский опыт во многом повторяет опыт Европы.
Сегодня в России существуют города, которые могут претендовать на звание постиндустриальных центров.
Власти этих городов уделяют особое внимание культурной политике. Создание и развитие творческих кластеров в них с каждым годом набирает стремительные обороты. К такого рода городам можно отнести Москву, Санкт-Петербург, Пермь, Калининград и некоторые другие.
Креативные пространства открываются в зданиях бывших фабрик, заводов, складских помещений, «вдыхая» в них вторую жизнь, привлекая сюда посетителей.

31 2.2.1 Опыт создания креативных пространств в Москве
В середине 90-х годов, в период выведения промышленных предприятий за пределы МКАД, возник вопрос освоения освобожденных промышленных сооружений, приспособления их к потребностям горожан. Решением стало создание в старинной промышленной зоне Москвы частной арт-территории, способной сконцентрировать лучшие художественные ресурсы города (галереи, мастерские, выставочные залы, арт- агентства) и объединить на одной площадке людей-представителей современного искусства.
В качестве примера можно привести первый в Москве творческий кластер
«АРТСтрелка», возникший в 2004 году на территории бывшей кондитерской фабрики
«Красный
Октябрь»и просуществовавший до
2009 года.
(См. прил.
1, рис.11).Возникновение этой культурной площадки стало возможным в связи с планирующейся реконструкцией территории и планами по ее превращению в престижный бизнес-район «Золотой остров». Первоначально предполагалось отдать эту территорию художникам на два года, после чего владелец земли «Гута Девелопмент» планировал возведение на этом месте жилищного комплекса «Золотой остров». В действительности культурный центр просуществовал почти пять лет. Руководители компании «Гута
Девелопмент», имевшей отношение к реконструкции территории острова, были знакомы с зарубежными и российскими примерами использования современного искусства для капитализации территорий и с пониманием отнеслись к предложению сделать недалеко от открывшейся первой очереди пешеходного моста (соединяющего район Волхонки с
Якиманкой) культурный центр». (Зеленцова, 2010).
За пять лет своего существования «АРТСтрелка» дала жизнь многим творческим начинаниям, стала стартовой площадкой для таких именитых сегодня галерей, как «XL»,
«Paperworks» и «Риджина», послужила вдохновением для открытия новых художественных площадок, таких как «ПRОЕКТ_FАБRИКА» и «Винзавод», а также ряда проектов в других городах России.
Еще одним примером креативного пространства в Москве является винный комбинат «Винзавод». (См.прил.1, рис.12).Он стал центром современного искусства в
Москве. В 2007 году в его помещениях стали располагаться три крупных выставочных зала, авторитетные московские галереи: XL, Айдан галерея, Галерея Риджина, Галерея
21, дизайн-студии, мастерские художников, залы RIGroup (филиал Московского Дома фотографии), концептуальный магазин Cara&Co, школа стилистов Персона.
Открываются арт-бары и кафе, дизайнерские, книжные и музыкальные магазины.
Проектом предусмотрена также открытая площадка, предназначенная для проведения разнообразных культурных мероприятий: концертов, фестивалей и презентаций.

32
Сформированный по принципу «арт-кластера», центр современного искусства
«Винзавод» концентрирует лучшие творческие ресурсы города и создает принципиально новую, привлекательную для широкой публики художественную среду.
Инфраструктура «Винзавода» такова, что гости могут совмещать посещение художественных выставок, лекций и мастер-классов, просмотр авторского кино с шоппингом и отдыхом в клубах и арт-ресторанах. За исключением специальных событий, вход на территорию центра свободный для всех желающих. На территории
«Винзавода» регулярно проводятся фестивали и образовательные программы в сферах современного искусства, кинематографа, архитектуры и дизайна, а также благотворительные мероприятия. Тесное взаимодействие участников проекта помогает наладить особую междисциплинарную связь между различными сообществами, поколениями и стилями. Выставочные залы и пространства «Винзавода», обладающие уникальной атмосферой – оптимальное место для проведения не только выставок, но и самых разнообразных культурных и корпоративных мероприятий. «Винзавод» привлекает людей разных возрастов, а также является объектом интереса туристов, благодаря широкому спектру мероприятий, проходящих в стенах креативного пространства.(Сайт афиш выставок, ресурс сети Интернет).
В Москве кроме «Винзавода» существует большое количество креативных пространств. Они будут охарактеризованы в приложении. (См. прил. 5, табл.2).
2.2.2 Опыт создания креативных пространств в Санкт-Петербурге
Санкт-Петербург – второй город в России, в котором начали открываться креативные пространства.
Причин для создания в Петербурге креативных пространств достаточно. Во- первых, здесь огромное количество заброшенных или полузаброшенных промышленных зданий, и это не унылые советские цеха, а интереснейшие дореволюционные постройки практически в центре города. Во-вторых, количество творческих людей в Петербурге тоже на порядок выше, чем в среднем по стране, и это не только благодаря большому количеству учебных заведений творческой направленности, но и благодаря большому количеству людей, самостоятельно развивающих в себе творческое начало. Неудивительно, что просторные светлые помещения с низкой арендной платой и необычной атмосферой привлекают креативный класс.
Опираясь на опыт Европы и Москвы, креативные пространства начали размещаться на территории бывших производств. Так, в 2007 году на месте бывшего

33
Смольнинского хлебзавода открылся «Лофт проект ЭТАЖИ». (См.прил. 1, рис.13).Это торгово-выставочный центр в Санкт-Петербурге, первый и самый известный такого рода комплекс в Санкт-Петербурге. Все пять этажей с подвалом и внутренний двор бывшего хлебобулочного царства прошли реконструкцию и отданы под галереи, магазины, кафе, хостел. На сегодняшний день на территории в 3000 кв. м находятся 2 галереи современного искусства, 4 выставочных пространства, Кофейня Зеленая
Комната, открытая крыша и хостел «Локейшн Хостел». Актуальные экспозиции на площадках Лофт Проекта ЭТАЖИ соседствуют с обширной событийной программой, в которую входят серии лекций и дискуссий по искусству и дизайну, кинопоказы, театральные события, занятия теорией и практикой кураторства, мастер-классы для детей.Помимо выставочной и образовательной деятельности, Лофт Проект ЭТАЖИ активно реализует социально значимые благотворительные проекты, привлекая к участию в них лучшие художественные ресурсы города. Важное направление деятельности культурного центра — международные проекты в сфере современного искусства, которые Лофт Проект ЭТАЖИ организует совместно с культурными институтами стран ЕС и комитетами города. В интерьерах «Этажей» сохранены и законсервированы элементы оригинального пространства: окантованные металлом бетонные колонны, оборудование для выпечки хлеба, стоки для муки, котельные трубы, чугунный пол. Дополнительно установлена антикварная и дизайнерская мебель, вмонтированы в пол стеклянные окна, на некоторых этажах пространство делится подиумами.
Лофт Проект ЭТАЖИ – популярное креативное пространство в городе. Его посещают жители Санкт-Петербурга, гости из других городов России и других стран. К сожалению, администрация Лофт Проекта ЭТАЖИ не предоставила информацию по статистике: по количеству посещений и т.д. Поэтому автор делает вывод о популярности пространства, исходя из количества участников в группе социальной сети «ВКонтакте». Всего участников – 115 003.
На втором месте (по количеству участников группы социальной сети
«ВКонтакте» 30 862) стоит креативное пространство ТКАЧИ. Это один из самых больших лофтов Петербурга, он открылся в мае 2010 года. Пространство занимает здание одного из корпусов "Новой бумагопрядильной мануфактуры" - крупнейшей ткацкой фабрики своего времени. Здание на набережной Обводного канала, 60, перед открытием лофта было полностью отремонтировано (и это редкий случай, обычно ремонт из-за нехватки у креативных пространств денег проводится постепенно и перманентно). Теперь на площади 13 тысяч кв. м располагаются: несколько магазинов

34 петербургских, российских и западных дизайнеров одежды, магазины редких винтажных вещей, фирменный салон велосипедов «Electra», разнообразные творческие мастерские, дизайн-студии, фотостудии, образовательные центры, бразильский культурный центр "Жинга", музыкальная школа для взрослых. Все мероприятия проводятся на пятом этаже лофта - здесь, в помещении галереи площадью более 1000 кв. м, проходят выставки, мастер-классы, образовательные мероприятия, фестивали, благотворительные марафоны. Здесь же, на пятом этаже, находится небольшое кафе с чаем, кофе и десертами и книжный магазин "Борхес". ТКАЧИ, как и ЭТАЖИ – интереснейшее место для посещения туристами.(См.прил.1, рис.14). (Креативное пространство ТКАЧИ, электронный ресурс).
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта