Главная страница

Немчинова Елена Игоревна Креативные пространства как фактор развития туризма (на примере г. Калининграда) Магистерская диссертация


Скачать 5.08 Mb.
НазваниеНемчинова Елена Игоревна Креативные пространства как фактор развития туризма (на примере г. Калининграда) Магистерская диссертация
Дата30.11.2022
Размер5.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVKR_Nemchinova_E_I_Magisterskaya.pdf
ТипДиссертация
#820941
страница3 из 8
1   2   3   4   5   6   7   8
Коворкинг был изобретён в 2005 году калифорнийцем Брэдом Ньюбергом, американским программистом. Бред Ньюберг считал, что стандартные офисные помещения не дают достаточной свободы, но и работа на дому подходит не всем. Он придумал новую модель организации офиса – свободное пространство, открытое для всех желающих, позволяющее пользоваться всеми преимуществами офиса по низкой цене. Коворкинги стали популярными – прежде всего у программистов и IT- предпринимателей, которым офис был необходим периодически.
Антикафе – один из самых «молодых» типов креативных пространств. Это заведение с повременной оплатой. Автором идеи является российский предприниматель Иван Митин. В 2010 году он открыл место под названием «Дом на дереве», в котором каждый посетитель оставлял сколько хотел и за это получал чай, кофе и угощения. Через год Иван Митин открыл еще одно такое заведение, но цена аренды помещения была высокой. Тогда было принято решение предложить каждому платить рубль в минуту. Осенью 2011 года появилось первое в мире заведение такого формата — свободное пространство «Циферблат». Сам термин был придуман несколько позже, в 2012 году. Существуют многочисленные вариации названий, в частности: «свободное пространство», «тайм-кафе», «тайм-кофейня», «тайм-клуб» а также частные обыгрывания этой тематики.
Таким образом, начинала развиваться индустрия креативных пространств.
(См.прил. 5, табл. 1). И в наше время открываются и развиваются различные типы креативных пространств. Если в прошлом это были лишь лофты, переоборудованные

19 помещения заводов и складских помещений, то сейчас с каждым годом придумывают все больше решений для создания и организации креативного пространства.

20
Глава 2. Исследование тенденций развития креативных пространств в России и за рубежом
Во второй главе выявлены тенденции развития креативных пространств в
Европе и России, приведены примеры первых и наиболее известных креативных пространств, их влияние на дальнейшее развитие туризма в городах. Автором были выбраны в качестве объектов исследования креативные пространства стран Европы, так как креативная индустрия России опирается на европейский опыт. Также европейские страны были первыми, где активно начала развиваться креативная экономика.
2.1 Европейский опыт создания креативных пространств и их влияние на развитие туризма
Огромную роль в возрождении современных городов играет креативная индустрия - новый вид предпринимательской активности, и одновременно один из наиболее динамично развивающихся секторов экономики. Она способна менять облик города, превращая ранее мало презентабельные районы в популярные. В подглаве будет рассмотрен европейский опыт создания креативных пространств, причины их создания, а также их влияние на развитие города и туризма.
2.1.1. Опыт создания креативных пространств в Великобритании
Великобритания стала пионером креативной экономики. В 1998 г. в
Великобритании при Министерстве культуры, медиа и спорта был создан Департамент развития программ креативной индустрии. Этот департамент дал следующее определение креативной индустрии: «Креативная индустрия – это отрасль экономики, возникающая в результате появления и реализации индивидуального творческого потенциала, навыках и таланта, которые направлены на создание определенной стоимости или богатства и создание новых рабочих мест через создание и использование такого предмета, как интеллектуальная собственность». (Department for
Culture, Media and Sport., 2001). Департамент выделяет 11 креативных секторов: реклама; архитектура; искусство и рынки антикварных изделий (также реставрация); ремесла; дизайн; мода; кино-, видео -, фотоиндустрии; программное обеспечение, компьютерные игры и электронные публикации; музыка, изобразительное и театральное искусство; публикации; телевидение и радио. Креативная индустрия подразумевает не просто возникновение новых идей, но их превращение в рыночный продукт, который может быть продан. (Миролюбова, 2011).

21
Страны, где начали развиваться первые креативные пространства, меняющие облик городов, – Великобритания, Германия. Будучи промышленными странами в прошлом, они вышли на новый уровень, меняя стратегию развития городов, ориентируясь на креативную экономику. В качестве примеров будут рассмотрены города Хаддерсфилд, Манчестер, Лондон, Ньюкасл, Берлин, Лейпциг.
Первой страной, в которой появилась креативная индустрия, стала
Великобритания, столкнувшаяся с проблемами, вызванными массовым закрытием угольных шахт, высвобождением большого количества работников и резким сокращением собираемых налогов. Правительство приняло законы, стимулировавшие развитие малого и среднего бизнеса, вложило значительные бюджетные средства на организацию массового переобучения уволенных шахтеров. Сложившаяся в
Великобритании система образования позволила государству на высоком уровне внедрить различные обучающие программы для создания нового креативного класса. О том, что происходило в Великобритании в этот период, дает представление книга Ч.
Лэндри «Креативный город, пособие для городского инноватора», написанная в 2000 году. Она была частью проекта, проходившего в городе Хаддерсфилд. (Миролюбова,
2011; Лэндри, 2005).
Хаддерсфилд – это промышленный город с населением 130 000 человек, расположенный на севере Англии, неподалеку от Лидса и Манчестера, приблизительно в трехстах километрах от Лондона. В XIX - начале XX века он быстро рос благодаря развитию фабричного производства текстиля, машиностроения и химической промышленности. В 1980-е годы Хаддерсфилд, как и многие другие британские города, вступил в полосу экономического кризиса, который привел к массовой безработице и реструктурированию промышленности. С начала 1970-х годов текстильное производство и машиностроение снизились более чем на 75%, но упадок в первое время был компенсирован ростом объемов производства химикатов, продуктов питания и напитков. В сфере высоких технологий роста не наблюдалось. В Хаддерсфилде, городе, промышленность которого была развита больше, чем в среднем по стране, рабочая сила оставалась менее квалифицированной: зарплаты были ниже, а безработица выше. Поездки жителей на заработки в соседние города приводили к оттоку квалифицированных и талантливых кадров, а этнические меньшинства, преимущественно азиатские, стали рассадником нищеты. (Миролюбова, 2011).
В 1997 году ситуация в городе начала меняться. Хаддерсфилд вошел в число победителей конкурса, объявленного Европейским Союзом с целью выявления новаторских городских начинаний. Из более чем 500 заявок, представленных

22 европейскими городами, было выбрано всего 26 так называемых «городских пилотных проектов», предложивших экспериментальные формы городской политики и развития с последующим внедрением новых моделей по всей Европе. (Миролюбова, 2011).
Проект Хаддерсфилда, программа «Креативный город», родился в результате дискуссий о способах выхода творческих идей за границы художественной сферы.
Город получил грант в 3 миллиона экю (около 3 миллионов долларов США) и приблизительно такую же сумму из других источников. Эти средства позволили профинансировать программу, состоявшую из 16 отдельных экспериментальных проектов и рассчитанную на трехлетний период, до конца 2000 года. (Миролюбова,
2011).
Программа «Креативный город» была первым стратегическим начинанием такого рода, осуществленным в масштабах целого города. В конкурсной заявке утверждалось, что творческий потенциал - эта скрытая форма интеллектуального капитала - присутствует во всех сферах деятельности: в бизнесе, образовании, общественном администрировании, службах социального обеспечения. Серия пилотных проектов была направлена на создание особого инновационного пространства, стимулирующего творческое мышление городского сообщества. Целый ряд проектов был разработан для реализации «круговорота городского творчества».
Некоторые из них были направлены на повышение способности города рождать новые идеи, например, «Творческий форум» и «Вызов тысячелетия», в рамках которого в период до 2000 года предполагалось осуществить в городе 2000 новаторских социальных и экономических проектов. Другие, например, образовательная компания
«Развитие творческого бизнеса» или «Размещение творческих инвестиций», должны были помочь развитию бизнеса в малых и средних предприятиях. Проект «Созидай!» стал центром сети, созданной для продвижения и объединения творчески мыслящих жителей города. Программа «Инициатива» состояла в том, чтобы развивать культурную индустрию в рамках нескольких проектов, таких, как «Креативные лофты»
(жилое рабочее место для молодых предпринимателей), «Лаборатория» (обучение безработных) и «Медиа-центр Кирклис». (Миролюбова, 2011).
Были приведены в движение все механизмы распространения информации, включая дискуссионные клубы, веб-сайт, базу данных творческих проектов, «Brass» — журнал о творческих проектах из северной Европы. Программу «Креативный Город» возглавила команда, состоявшая из двух лидеров и ряда директоров отдельных проектов. (Миролюбова, 2011).

23
Программа «Креативный Город» была призвана в корне изменить представление
Хаддерсфилда о себе самом. Объявление о тендере на сайте программы провозглашало:
«Креативный Город» представляет объединение уверенных в себе людей из
Хаддерсфилда, готовых бросить вызов консерватизму и ступить на путь перемен. Все, что касается этой программы, особенно ее фирменный стиль, должно выражать эту идею. Креативный город должен утверждать свою креативность всеми средствами коммуникации — в общении лицом к лицу, через печатные материалы, а теперь и через веб-сайт. (Миролюбова, 2011).
Стратегия изменения образа города стартовала под лозунгом «Хаддерсфилд — сильное сердце, творческий ум» при полной поддержке еще недавно критически настроенных средств массовой информации. Она создавала на региональном, национальном и международном уровнях более позитивное восприятие Хаддерсфилда, определяя его как город творческой и новаторской культуры, город с репутацией, основанной на качественной продукции, прогрессивном бизнесе и институтах, активных гражданах и корпоративных структурах, богатстве мультикультурного разнообразия и предпринимательском духе общества. (Миролюбова, 2011).
Зримые результаты стали появляться лишь в конце 1990-х, к этому времени несколько тысяч человек уже были вовлечены в мероприятия и обучающие программы, было открыто более 50 новых предприятий, в основном в сфере современных технологий и медиа, в город были привлечены новые таланты. Движущей силой нынешнего этапа служит, прежде всего, применение микроэлектронных технологий практически в каждой сфере экономики, производящее революцию в производстве, распространении и сфере услуг. Если говорить о специалистах в области городской регенерации, Хаддерсфилд притягивает иностранных гостей особого уровня, в основном из крупных европейских городов. (Миролюбова, 2011).
Сейчас Хаддерсфилд – интересный, креативный город, привлекательный для туристов. (См. прил.1, рис. 1).
В качестве выводов можно привести следующее. Программа «Креативный город» заставила посмотреть по-новому на старый промышленный город. Благодаря ей и множеству связанных с ней проектах Хаддерсфилд смог «переродиться»: открылось
6000 креативных фирм, уменьшился процент безработицы, было осуществлено 2000 новаторских социальных и экономических проектов. Программа создала на региональном, национальном и международном уровнях позитивное восприятие
Хаддерсфилда, определяя его как город новаторской культуры, город качественной

24 продукции, прогрессивных граждан, богатого мультикультурного разнообразия.
(Миролюбова, 2011).
Еще одним ярким примером развития креативной сферы является Манчестер, в котором к середине 1980-х годов количество рабочих мест сократилось на 200 тысяч, сделали ставку на развитие креативной индустрии. Заброшенные промышленные здания были преобразованы: в них разместились музеи, например, Музей науки и промышленности (см. прил.1, рис.2), галереи и т.д. Был реконструирован исторический индустриальный район Каслфилд, появились новая художественная галерея, концертный зал, а также уникальный центр «Урбис», в котором промышленный город прославляет урбанизацию. (Денисенко, 2010). (См. прил.1, рис.3).
В качестве других примеров развития креативной сферы рассмотрим один из кластеров, расположенных в лондонском Ист-Энде. Это содружество независимых творческих компаний, нашедшее приют в здании бывшей пивоварни. Пивоварня
Трумана (Truman Brewery) сохранила имя пивовара ХVII века и расположилась на месте его цехов. Здание Truman Brewery было возведено на Брик Лейн в 1888 году и стало крупнейшей пивоварней Лондона. Ист-Энд того времени был «обслуживающей зоной» для богатого центра города и лондонского Сити. Здесь располагались склады, небольшие заводики, рынки, цеха по изготовлению самого разного рода продукции. В
1988 году, спустя сто лет после открытия, оно перестало быть пивоварней, но по- прежнему его судьба связана с развитием города. Сегодня пивоварня привлекает людей со всего мира. Здесь расположилось около 250 небольших предприятий: бары, рестораны, магазины, мастерские, пространства для выставок и конференций, офисы и два рынка, которые открыты дважды в неделю и на которых можно купить дизайнерскую одежду. (См.прил.1, рис.4). Пивоварню Трумана посещают люди из многих стран, сегодня это интересный туристический объект. (Зеленцова, электронный ресурс).
В другой части Лондона было переосмыслено пространство художественного музея, которое можно проследить на примере музея Тейт-Модерн. Здание Тейт является самой эффектной из лондонских музейных новостроек Британии. Здание было спроектировано швейцарскими архитекторами Жаком Херцогом и Пьером де Мероном.
Долгое время галерея Тейт с ее коллекциями британского и современного искусства располагалась в викторианском здании в Вестминстере и не имела особой охоты к нововведениям (см. прил. 1, рис.5). Новое здание для Тейт-Модерн появилось в
Лондоне в 2000 году, то есть почти на семьдесят лет позже музея современного искусства в Нью-Йорке (1929 г.). Преображение электростанции, расположенной на

25 южном берегу Темзы, с тем чтобы расширить и оживить старый национальный музей, которое поначалу говорило о желании сэкономить на современности, на деле обнаружило симптом, еще не привычный в то время для Британии: живой интерес ко всем формам изобразительного искусства. (Тейлор, 2006). (См.прил.1, рис.6). Сейчас новое здание музея – интереснейшая туристская достопримечательность, которую не устают посещать люди со всего мира.
Известен пример небольших кластеров, таких как «The Mushroom work» в
Ньюкасл-апон-Тайн, на северо-восточном побережье Великобритании. Создателем кластера стал британский художник и предприниматель Н. Джеймс. Данный кластер вмещает двенадцать студий, кухню и небольшое помещение для выставок и презентаций. Долгое время Ньюкасл был в основном индустриальным центром
(судостроение, судоремонтная, электротехническая промышленность, производство горно-шахтного оборудования и т.д.). Сегодня город получает все большую известность как университетский город и центр культуры и искусства. (См.прил.1, рис.7).
Исторический центр города соседствует с промышленной зоной, в которой раньше располагались заводы и складские помещения. Сегодня эти кварталы стали центром креативных отраслей. В них расположены художественные галереи и мастерские художников, кинотеатры, книжные магазины и издательства, культурные центры и офисы самых разных творческих предприятий. Творческая индустрия с каждым годом отвоевывает все большие пространства, осваивая ранее неуютные и заброшенные здания в промышленной зоне. Сегодня эта часть города конкурирует с историческим центром по притоку посетителей, как из числа местных жителей, так и из числа туристов. (Зеленцова, электронный ресурс).
Великобритания - родина креативной индустрии и концепции «креативный город». Из работ британских ученных и отчетов Департамента культуры, медиа и спорта можно заключить о позитивной динамики в развитии креативной индустрии.
2.1.2 Опыт развития креативных пространств в Германии
Вторым европейским лидером в сфере креативной экономики, помимо
Великобритании, является Германия.
Во всех развитых странах Европы возникновение и развитие креативной сферы проходило по описанному выше сценарию. Бывшие индустриальные центры часто превращались в «креативные города». Германия не стала исключением. На ее территории с середины 80-х годов то тут, то там шло преображение городов, с учетом

26 новых экономических реалий. Промышленное производство, в большей своей части, было вынесено за пределы государства, а на месте промышленных зон стали формироваться творческие кластеры. В крупных городах целые улицы, районы и даже острова стали местом расположения креативных пространств. (Абанкина, 2006).
Ярким примером является Эмшер Парк, промышленная зона в бассейне Рура.
(См. прил. 1, рис.8).
В 1989 году был создан проект преобразования данной территории в индустриальный парк. Для того, чтобы не разрушать бывшие сталелитейные заводы и фабрики, не уничтожать шахты, был разработан проект развития территории.
(Быстрова, 2014).
Противодействуя консервативной части управленцев и последователей реиндустриализации Рура, разделяя взгляд на устойчивость как комплексное понятие, объединяющее представления об экологии, культуре, общественной жизни, в течение десяти лет, с 1989 по 1999 годы IBA поощрял экологические, экономические и реабилитационные проекты в городах долины Рура и реки Эмшер. Основными целями
«большого» проекта было экологическое и социокультурное восстановление территории. За десять лет было завершено более 120 проектов с общим объемом инвестиций 2,5 миллиарда евро. (Быстрова, 2014).
Деятели культуры выделили три основных направления стратегического развития территории.
1. «Не уничтожать следы прошлого». Модернизация традиционного уклада жизни, придерживаясь при этом консервативной темы охраны данной местности.
(Быстрова, 2014).
2. «Сочетание старого и нового». Создание нескольких центров инновационных технологий, размещенных в старых промышленных постройках. Центры продвигают проекты, работающие на одну общую идею. В закрытом газохранилище было устроено две выставки, посвященные истории газодобывающей индустрии и технологиям будущего. Размещение выставок по вертикали позволяло посетителям с помощью скоростного лифта попадать с одной на другую.(Быстрова, 2014).
1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта