Главная страница

Немчинова Елена Игоревна Креативные пространства как фактор развития туризма (на примере г. Калининграда) Магистерская диссертация


Скачать 5.08 Mb.
НазваниеНемчинова Елена Игоревна Креативные пространства как фактор развития туризма (на примере г. Калининграда) Магистерская диссертация
Дата30.11.2022
Размер5.08 Mb.
Формат файлаpdf
Имя файлаVKR_Nemchinova_E_I_Magisterskaya.pdf
ТипДиссертация
#820941
страница1 из 8
  1   2   3   4   5   6   7   8

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Немчинова Елена Игоревна
Креативные пространства как фактор развития туризма
(на примере г. Калининграда)
Магистерская диссертация
Научный руководитель: к.ф.н., доц. А.Г. Тишкина
« » 2016
Заведующий кафедрой: д.г.н., проф. Д.В. Севастьянов
« » 2016
Санкт-Петербург
2016

2
Содержание
Введение……………………………………………………………………………….…4
Глава 1. Феномен креативного пространства…...……………………………………..7 1.1 Понятие креативных пространств, их особенности, цели их создания….7 1.2 Типы креативных пространств, их функции…………………………...…12 1.3 История возникновения креативных пространств..……............................16
Глава 2. Исследование тенденций развития креативных пространств в России и за рубежом..………………………………………………………………………………....20 2.1 Европейский опыт создания креативных пространств и их влияние на развитие туризма.……………………………………………………………….….…….20 2.1.1 Опыт создания креативных пространств в Великобритании……......20 2.1.2 Опыт создания креативных пространств в Германии...…….……......25 2.2. Российский опыт создания креативных пространств и их влияние на развитие туризма………..………………………………………………………………..30 2.2.1 Опыт создания креативных пространств в Москве.………………….31 2.2.2 Опыт создания креативных пространств в Санкт-Петербурге.……...32
Глава 3. Пространственное развитие города Калининграда и развитие туризма.......36 3.1 Этапы развития пространства города ………...................................…….…36 3.2 Анализ туристской и рекреационной деятельности в г. Калининграде….43 3.2.1 Туристская инфраструктура г. Калининграда………………………...44 3.2.2 Динамика туристских потоков и развитие туризма в г. Калининграде..48 3.2.3 Виды туризма в г. Калининграде…………………….………………...50 3.2.4 Предлагаемые экскурсии по г. Калининграду…….………………......52
Глава 4. Креативные пространства г. Калининграда и их влияние на развитие туризма……………………………………………………………………………………...58 4.1 Креативные пространства г. Калининграда…………….……..……………..58 4.1.1 Арт-пространство «Ворота»……………………………….………….…58 4.1.2 Креативное пространство Катарсис………………………….………....60 4.1.3 Арт-пространство «Квартира»………….……………………………….61 4.1.4 Творческая мастерская «Альтернатива»……………………………… .62 4.1.5 Антикафе «Сухомятка»…………………………………………….….....63 4.1.6 Антикафе «TimeOut»………………………………………………….….63 4.1.7 Антикафе «Лабиринт»…………………………………………………...64 4.1.8 Антикафе «4Rest»………………………………………………………...64 4.2 Социальный опрос на тему «Креативные пространства в жизни города»..64

3 4.3 Авторский экскурсионный маршрут по креативным пространствам г.
Калининграда как вклад в развитие туризма……………………….........…………….68
Заключение…………………………………………………………………………….....71
Список литературы……………………………………………………………………....73
Приложения………………………………………………………....................................77

4
Введение
В связи с развитием и ростом городов появилась необходимость в рациональном использовании городской среды, которое бы позволило разместить в одном месте максимальное количество интересных и нужных жителям объектов. Примером решения данных задач стало создание многофункциональных центров, одним из которых является креативное пространство, объединяющее в себе несколько площадок, пригодных для проведения культурных мероприятий, развлечений и работы. Данные пространства проявляют себя как перспективные бизнес-центры, которые способны оказать большое влияние на экономику города, его имидж и туристскую привлекательность. Креативные пространства играют важную роль в привлечении к предпринимательству молодежи и позволяют развиваться формам бизнеса с творческим началом. Креативные пространства преобразовывают депрессивные районы в привлекательные городские пространства, демонстрируя при этом более высокие темпы роста, чем традиционные виды деятельности. Кроме того, такие площадки стремятся стать культурными центрами, позволяя жителям и гостям города знакомиться с современным искусством.Такие пространства направлены на развитие коммуникативных и творческих способностей человека, а также на совершенствование общественной жизни в целом. Креативные пространства сегодня претендуют на роль одного из основных центров притяжения целевых групп города, а также гостей города.
Креативная индустрия – сфера, которая с успехом может быть использована в туризме.Креативные пространства в разной степени влияют на культурную и социальную жизнь горожан и туристов. Художественные выставки, музыкальные и литературные проекты, встречи с писателями, художниками, критиками и представителями культурной элиты, которые проводятся в креативных пространствах, являются объектом интереса современных людей. Креативные пространства могут повысить туристскую привлекательность города.
Тема выпускной квалификационной работы – влияние креативных пространств на развитие туризма. Тема актуальна, так как креативные пространства – объекты, которые могут привлечь внимание туристов, стать местными достопримечательностями, расширить спектр тематических экскурсий, улучшить или сформировать имидж города. Новизна исследования определяется тем, что данная тема еще очень мало изучена.
В работе будет рассмотрено влияние креативных пространств на развитие туризма в г. Калининграде. Явление креативного пространства в Калининграде абсолютно новое для подавляющей части населения. Это связано прежде всего с тем,

5 что креативные пространства покане являются местами для широкой публики.
Креативные пространства Калининграда появились недавно, и только начинают развиваться. Однако у них уже появилась своя аудитория, они стали неотъемлемыми местами посещения горожан и туристов.
Цель работы – исследовать креативные пространства г. Калининграда, а также изучить их с точки зрения привлекательности среди жителей города и туристов.
Задачи данной работы: дать определение понятию«креативное пространство»; изучить типы креативного пространства; исследовать тенденции развития креативных пространств, их зависимости от территории, преобразования территории за их счет; изучитьвлияние креативных пространств на развитие туризма в городской среде; выявить, насколько интересны данные места для туристов, как часто они посещают креативные пространства города; выяснить, становятся ли креативные пространства туристской составляющей Калининграда.
На основе данной работы будет предложен туристский буклет авторской экскурсиипо креативным пространствам г. Калининграда как вклад в развитие туризма города.
Предметом данной исследовательской работы является влияние креативных пространств на развитие туризма.Объект – это непосредственно креативные пространства Калининграда.
Защищаемые положения: креативные пространства – новый этап в развитии городской территории, креативные пространства города Калининграда являются привлекательными для жителей города и туристов, тем самым влияют на развитие туризма; креативные пространства города Калининграда необходимо использовать в разработке тематических экскурсий.
Методы, используемые в работе: географический, аналитический, исторический, социологический, метод интервьюирования, метод анкетирования.
Теоретико-методологическая база исследования включает авторитетные работы в области основ креативной экономики, территориального развития, культурной политики, урбанистки, публикации по вопросам социологии и психологии коммуникации, креативного класса, творческих кластеров и прочее. Также она включает публикации СМИ, в которых рассматривался и обсуждался вопрос становления и развития сферы креативных индустрий мирового масштаба
Эмпирическая база исследования содержит опыт развития креативных пространств в Великобритании, Германии, России. Важнейшей составляющей

6 эмпирической базы исследования стали социальные медиа изучаемых творческих пространств, публикации, характеризующие их деятельность.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, четыре главы, заключение, список литературы и приложения.

7
Глава 1. Феномен креативного пространства
В данной главе раскрыто понятие «креативное пространство», цели создания креативных пространств, их типы и особенности. Также описана история создания первого креативного пространства.
1.1. Понятие креативных пространств, их особенности, цели их создания
Понятие «креативное пространство» неоднозначно.На сегодняшний день оно не сформулировано и не закреплено в научных трудах. Тем не менее, понятие довольно широко используется, так как подобные площадки стали неотъемлемыми центрами культурной жизни крупных городов.
Прежде чем рассмотреть, что оно означает, необходимо дать значение термину
«креативность».
Креативность
– творческая, созидательная, новаторская деятельность.(Большая российская энциклопедия, 2002). То есть креативность - это деятельность, творческий процесс, результатом которого является нечто новое, созданное человеком.Существуют различные мнения по поводу двух терминов –
«креативность» и «творчество». Некоторые исследователи разделяют данные понятия, считая, что креативность – умение личности решать задачи при помощи творческого подхода, и не всегда креативность применяется только в сфере, которая подразумевает под собой творчество. Другие исследователи считают данные термины синонимичными. В данной работе термины «креативность» и «творчество» будут употребляться, как синонимы, поскольку оба понятия подразумевают наличие творческих способностей и умение нестандартно подходить к решению каких-либо задач.
Говоря непосредственно о креативных пространствах необходимо ввести четкое определение, характеризующее данный феномен.
Г. Эванс в своей работе пишет, что формирование новых индустрий, новой экономики и новых постиндустриальных пейзажей стало прорывом от прошлой эпохи не только в плане рынка рабочей силы, но и новой продукции и новой организации территории.Другими словами, переход к новой эпохе стал возможен благодаря появлению возможностей самореализации, появлению нового класса общества – креативного класса, который вызвал и необходимость в переосмыслении форм существования экономики и пространства. (Evans,2009).
Р. Флорида в своей работе «Креативный класс», впервые выпущенной в 2001 году, отмечает, что, помимо информации и знания, в современном мире креативность будет являться ключевым фактором развития общества.(Флорида,2005).

8
Р. Флорида утверждает, что важнейшую роль в существовании и функционировании современной экономики играет человеческая креативность – способность генерировать совершенно новые и необычные решения в ведении любого дела. Более того, в книге автора главенствующим фактором успешного развития экономики называется творческий потенциал, а сама креативность выступает как наиболее ценный товар.Флорида выделяет «креативный класс» - то есть людей, занятых в научной, экономической и творческой сфере, чья функция заключается в создании новых идей, новых технологий и нового креативного содержания. Для тех, кто входит в креативный класс, все аспекты и все проявления креативности – технологические, культурные, экономические – взаимосвязаны и неразделимы.
Социолог включает в креативный класс не только людей творческих профессий – таковыми в широком понимании являются художники, артисты, писатели, дизайнеры и т.п. Суть креативного класса заключается в том, что его представители заняты работой, направленной на создание значимых новых форм. Люди, создающие новые технологии, идеи и креативное содержание составляют ядро креативного класса. В основном это те, кто работает в области науки и техники или занимается архитектурой, дизайном, образованием, искусством, музыкой и индустрией развлечений. Помимо ядра креативный класс представляют креативные специалисты, чьей сферой являются бизнес и финансы, право, здравоохранение и смежные области деятельности.
Специалисты такого рода решают сложные задачи, проявляя независимость мышления и высокий уровень образования и человеческого капитала. Для креативного класса принципиально важны креативность, индивидуальные особенности и личные заслуги.(Флорида, 2005)
Р. Флорида считает креативный класс наиболее влиятельным ввиду того, что ему присущи индивидуализм, самовыражение и открытость.Если определять классы по группам занятости, то у Р. Флориды выделяются четыре класса: 1) рабочий класс, который составляют люди, работающие в промышленном производстве, строительстве, перевозках и т.д.; 2) обслуживающий класс, который составляют люди, с менее квалифицированными знаниями в обслуживающем секторе; 3) класс сельского хозяйства, состоящий из фермеров, рыболовов, лесников и т.д. Новый четвертый класс, креативный, является в высшей степени решающим для развития экономики в настоящий период. (Флорида, 2005).
Роль креативных пространств в поддержке творческих групп не вызывает сомнений.Отсутствие привязанности к определенному месту работы, возможность сделать перерыв и отвлечься от монотонного труда, встречать людей других сфер

9 деятельности – все это развивает способности творчески мыслить и находить креативные решения задач.
Таким образом, можно проследить, как общество пришло к созданию креативных пространств и оценить их вклад в формирование творческой среды.
Креативные пространства обладают большим потенциалом в развитии городов и поддержании креативного класса. Но прежде, чем прийти к окончательным выводам, необходимо определить, что же представляют собой данные площадки.
В книге “Креативное пространство” Ллойд П. пишет о вкладе креативного пространства в социальную и экономическую сферы и определяет его как “хорошо продуманную среду, которая побуждает человека создавать что-то новое, быть общительным и полным вдохновения”. (Lloyd, 2009).
А. В. Коровин пишет, что внедрение «креативных пространств» в ткань города способно менять его облик, способствовать развитию средового разнообразия, давать шанс на творческое развитие и самореализацию людей, превращая ранее мало презентабельные районы в центры активности.Коровин предлагает разобраться в причинах и факторах, которые делают открытое пространство креативным.
Исследователь выделяет факторы, определяющие креативность городского пространства: историко-культурные, социальные, функциональные, природно- климатические и т.д. (См. прил. 2, схема 1). Несмотря на то, что автор, скорее, рассуждает о функционировании целого города как креативного пространства, его точка зрения может быть актуальна для отдельных креативных центров. (Коровин,
2013).
Традиции и колорит местности, которые представляют историко-культурные факторы, значат наличие общего массивного культурного контекста у горожан, обуславливающего его проявление в городском пространстве, а также дает креативной индустрии стимул создавать и демонстрировать новые уникальные продукты. Единое представление о культурных и исторических событиях может служить благоприятным фактором для формирования в сознании у людей одних интересов и целей, а, следовательно, и для создания креативной среды. Так, некоторые креативные пространства часто организуют в своих стенах выставки, позволяя посетителям ознакомиться с тенденциями в современном искусстве, оценить их с опорой на имеющийся культурный фон и обменяться мнением.(Коровин, 2013).
Социальные факторы включают демографию, соотношение полов и возрастов в рамках отдельной территории. Организация публичного пространства должна предусматривать баланс различных возрастных групп, обеспечивающих обмен

10 множеством мнений и взглядов. Взаимодействие с другими людьми, создание условий и пространств для этого – важный подход к организации креативной среды. Принято считать, что креативные пространства созданы для молодежи с небольшими доходами, однако на их территории довольно часто проводятся мероприятия, которые могут быть интересны зрелой аудитории, например, лекции о бизнесе, события для профессионалов в какой-либо области, детские праздники для семейных людей.
(Коровин, 2013).
А. В. Коровин среди факторов приводит и функциональность территорий. На уровне целого города это означает наполненность учреждениями обслуживания и наличие центрального объекта, который может послужить основанием для создания креативной среды. Для креативных пространств данный фактор также оказывается применимым ввиду того, что на их площади есть кафе, магазины, выставочные залы, а, кроме того, здесь регулярно проводятся открытые лекции,музыкальные концерты. При этом сами владельцы креативных пространств находятся в постоянном поиске новых способов применения имеющихся у них территорий. (Коровин, 2013).
Фактор, обуславливающий комфортность пребывания людей в конкретном месте также является значимым, по мнению исследователя. В данном случае подразумевается то, что среда становится креативной, если обладает отличительными особенности по сравнению с другими общественными местами. Для этого креативное пространство должно находиться в необычном с точки зрения градостроительства и архитектуры здании. Допустимо и желательно использование исторических или старых помещений, которое позволяет вдохнуть жизнь в заброшенные постройки, а также рационально и полезно их использовать. Природно-климатические факторы исследователем также учитываются. Данные факторы влияют опосредованно, потому как на сегодня есть все условия для того, чтобы делать публичные пространства комфортными и доступными в любое время года. (Коровин, 2013)
Итак, были рассмотрены предпосылки появления креативных пространств, а также в чем состоит потребность города в данных площадках и каковы факторы их успешного функционирования. Необходимо дать окончательную формулировку термину «креативное пространство».
В статье «Креативный город» В. Пекар и Е. Пестерников также признают то, что для формирования городской среды, развивающей творческие способности, необходимо создание креативных пространств. Креативные пространства авторы определяют как «публично доступные места города, где люди могут свободно самовыражаться, обмениваться идеями, демонстрировать другим результаты своего

11 творчества и коммуницировать с другими не в роли потребителя товаров или работника компании, а в роли создателя, разработчика, творца уникального продукта своей личности». Креативное пространство способствует творческой самореализации, помогая раскрыть индивидуальные таланты горожанина и позволяя личности свободно проявлять себя.(Пекар, Пестерников, 2013).
  1   2   3   4   5   6   7   8


написать администратору сайта